Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Методы и приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой Сообщение для воспитателей подготовила воспитатель Изибаева Надежда Валентиновна 

2 слайд

Описание слайда:

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость. Формировать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов,сказок, стихов, развивать поэтический слух и любовь к родному языку. Способствовать формированию духовно-нравственных представлений, социализации и развитию речи как средства коммуникации. 2.Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой 

3 слайд

Описание слайда:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. 2. Рассказ воспитателя. Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование) 3. Инсценировка. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением (старший дошкольный возраст) 4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя. 3.Основные методы ознакомления с художественной литературой 

4 слайд

Описание слайда:

Словесный Игровой (практический) Наглядный Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой: 

5 слайд

Описание слайда:

Словесный Объяснение незнакомых слов Чтение произведений Вопросы к детям по содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть Выразительное чтение Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой: 

6 слайд

Описание слайда:

Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Схемы Алгоритмы Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки Приемы ознакомленя с художественной литературой 

7 слайд

Описание слайда:

Игровой (Практический) Элементы инсценировки Игры-драматизации Дидактические игры Театрализованные игры Использование разных видов театра Игровая деятельность Методические приемы по ознакомлению с художественной литературой: 

8 слайд

Описание слайда:

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др. Выразительное чтение,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. Основные приемы, используемые на занятиях по ознакомлению художественной литературой в детском саду 

9 слайд

Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

К сожалению, сегодня общество стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Интерес к чтению как отечественной, так и к зарубежной литературы падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребёнка.

Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.

С утверждением и введением в действие ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие» .

Задачи работы по ознакомлению детей

с художественной литературой

Задачи по ознакомлению детей с художественной литературой можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Методика работы с художественной литературой в детском саду

М.М. Конина выделяет несколько типов НОД:

  1. Чтение и рассказывание одного произведения.
  2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких НОД объединяют новый и уже знакомый материал (старший дошкольный возраст).
  3. Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства (средний, старший дошкольный возраст):

А) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.

Б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных НОД учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.

  1. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

А) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними).

Б) Настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»).

В) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

Г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

  1. Чтение как часть НОД по развитию речи.

А) Оно может быть логически связано с содержанием НОД (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).

Б) Чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное чтение стихов, закрепление материала).

При работе с детьми важно помнить, что ознакомление с художественной литературой на разных возрастных этапах различно.

У детей младшего дошкольного возраста воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекает и к содержанию, и к легко различаемой на слух стихотворение, проза) форме произведения, а так же и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Воспитателям необходимо помнить, что знакомство с художественной литературой не должно ограничиваться только НОД.

Чтение и рассказывание книг должно организовываться во все моменты жизни детей в детском саду. Его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы :

Оформление книжных уголков в группах детского сада.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

НОД по ознакомлению с биографиями писателей.

Создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.

Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами.

Празднование именин произведения.

Посещение городской библиотеки, с целью ознакомления с новинками художественной литературы.

Принципы подбора произведений для круга детского чтения

Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам :

Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности : быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта. Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.

Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета. Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

Литературоведческие принципы. Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.

Историко-литературные принципы. Наличие в библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.

Предметно-развивающая среда.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе должен создаваться литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

К устройству книжного уголка предъявляется ряд требований:

  • Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
  • Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
  • Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.
  • В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).

В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др.), разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.

В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Используемая литература:

1. Андреев, Н. П. Русский фольклор / Н. П. Андреев. – М., 2013

2. Запорожец, А. В. Неверович, Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. – М., 2012.

3. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002. 64 с.

4. Логинова, В. И. Саморукова, П. Г. Дошкольная педагогика/ В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. – М., 2012.

5. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М., 2010.

6. Соколов, Ю. М. Русский фольклор /Ю. М. Соколов. – М., 2009

7. Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008

8. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.

9. https://ru.wikipedia.org

10. http://сайт/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/12/26/metodika-oznakomleniya-detey-s

13. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2013.

14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

15. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2012.

16. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014., 223с.

17. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.

18. http://skyclipart.ru/


Методика ознакомления дошкольников с литературными произведениями исследована в работах Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович и других. Большинство исследователей выделяют две основные формы ознакомления детей с произведениями:

На специальных занятиях, во время которых воспитатель может передавать текст, читая детям (наизусть или по книге) или рассказывая;

Вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и т.п.).

В соответствии с этим можно выделить основные методы ознакомления с художественной литературой:

Чтение воспитателя по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

Рассказывание воспитателя, допускающее относительно свободную передачу текста с возможной заменой слов, их перестановкой, включением пояснений;

Заучивание наизусть стихотворений или прозаических текстов (небольших по объему), требующее от ребенка не только дословного знания текста, но и выразительной, т.е. ясной и отчетливой, передачи мыслей, чувств автора;

Инсценирование, способствующее посредством развития наглядно-образного мышления ребенка не только дословному запоминанию им текста, но и отработке интонационной выразительности речи.

Так, детям младшего дошкольного возраста рассказывают небольшие произведения, а среднего и старшего возраста читают по книге довольно значительные по объему фольклорные и литературные сказки, рассказы, повести, рассказывают наизусть стихи.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях. Традиционно выделяются несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.

3. Чтение или рассказывание литературных произведений в сочетании с произведениями, принадлежащими к другим видам искусства (прослушивание литературных или фольклорных произведений с музыкальными или с рассматриванием репродукции с картины известного художника).

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (игрушек, настольного театра, кукольного и теневого театра, фланелеграфа, диафильмов, диапозитивов и т. п.).

Занятия, посвященные ознакомлению дошкольников с литературными произведениями, требуют от воспитателя определенной подготовки. Выделяют несколько этапов подготовки к занятию:

Подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;

Постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

Отбор методов работы с книгой.

На этапе подготовки воспитателя к чтению художественного произведения главное внимание рекомендуется уделять решению не только воспитательных задач, но и литературных. Для этого необходимо определение замысла автора, выявление подтекста, оценка характеров персонажей, выявление своеобразия художественных средств, с помощью которых реализуется замысел автора, – композиции, средств выразительности и других.

Довести до понимания детей главный замысел автора, основную мысль произведения – в этом заключается главная литературная задача, и формулировать ее рекомендуют всегда конкретно. Литературная задача является обучающей: ради нее и читается детям книга, которая их увлекает, развлекает и обучает, обобщая опыт, необходимый каждому, кто вступает в жизнь. Литературная задача поможет сформулировать и другую программную задачу – воспитательную.

На этапе подготовки также необходимо определиться с выбором методических приемов, назначение которых – облегчить детям процесс слушания и понимания текста. Среди них можно выделить:

Основные: выразительное чтение, повторное чтение, выборочное чтение;

Вспомогательные: показ игрушки, иллюстрации, картинки; элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы используются чаще);

Словесные приемы: объяснение непонятных детям слов; введение слов – этических оценок поступков героев («храбрец», «трудолюбивая», «бездельница», «решительный», «мужественный», «добрый», «злой» и т.п.); привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями и т.п.

После литературного анализа произведения и выбора приемов, облегчающих процесс слушания, рекомендуется методическая разработка самого занятия. Воспитатель должен наметить вопросы для обсуждения прочитанного, обдумать возможность использования иллюстраций, способы толкования незнакомых для детей слов и выражений и другие методические аспекты.

В структуре типичного занятия по художественному чтению и рассказыванию выделяют следующие части:

1) предварительная подготовка детей к ознакомлению с произведением; обеспечение полноценного первоначального восприятия текста, включающая в себя:

Беседу, которая готовит к предстоящей встрече с книгой;

Показ иллюстраций;

Объяснение смысла сложных для понимания детей слов и выражений;

Рассказ о творчестве писателя, об истории создания обсуждаемого произведения.

2) первичное знакомство с произведением в процессе выразительного чтения текста воспитателем.

3) беседа о прочитанном, уточнение, углубление первоначального восприятия и понимания текста.

4) повторное чтение произведения или чтение понравившихся эпизодов с целью углубления воспринятого.

Главная цель первой части занятия – подготовить детей к восприятию произведения, помочь войти в мир, созданный художником слова, связать их жизненный и литературный опыт с темой произведения. В такую беседу целесообразно включить показ иллюстраций, объяснения воспитателя, его рассказ о творчестве писателя, об истории создания того или иного произведения.

Остановимся подробнее на требованиях к рассказу об авторе произведения:

Факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, т.е. опираться на известные в литературоведении материалы;

Рассказ должен быть доступным ребёнку-дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология непонятна ребёнку). Можно использовать перифразы, например: «это было очень давно, когда не было ещё не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек» и т.п.;

Рассказ должен быть близок детским интересам, т.е. в нём должны найти место сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям, литературном творчестве;

Рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям писателя и др.);

В рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра фильмов и т.д.

Завершить подготовку к восприятию необходимо указанием жанра произведения (рассказ, сказка, стихотворение), его названия и фамилии автора.

Далее следует вторая часть занятия – выразительное чтение художественного произведения воспитателем. Нецелесообразно во время чтения или рассказывания отвлекать детей от восприятия текста разными объяснениями, вопросами, поскольку художественный образ оказывает на ребенка гораздо большее воздействие, чем все его толкования и объяснения.

Следующий этап – беседа о прочитанном. Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображенным в произведении событиям и героям, но вместе с тем является еще неполным, поверхностным. Задача воспитателя – в процессе беседы после чтения углубить, уточнить первоначальное восприятие и понимание текста. С этой цель предлагается несколько категорий вопросов:

1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:

Что больше всего понравилось в произведении?

Кто больше всех понравился?

Нравится или не нравится тот или иной герой?

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:

Кто вам больше всех понравился и почему?

3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:

Почему так произошло?

4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:

Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе – …

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания, способствующие выявлению логической последовательности событий.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:

Зачем писатель рассказал нам эту историю?

Как бы вы назвали этот рассказ?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы, побуждают их не только вспомнить содержание произведения, но и осмыслить его, выразить словом возникшие при слушании мысли и переживании.

Необходимо также иметь в виду, что вопросов, которые предлагаются детям, не должно быть слишком много. Постановка вопросов определяется содержанием конкретного произведения и педагогическими задачами. Но в любом случае они должны побуждать ребенка к размышлению, помочь ему увидеть скрытое художественное содержание.

Последняя часть занятия представляет собой повторное чтение текста с целью углубить прочитанное. Она должна возвратить ребенка непосредственно к тексту художественного произведения. По мнению Л.М. Гурович, в памяти детей должно остаться само произведение, а не беседа «по поводу», хотя ее продолжительность может превышать само чтение. Рекомендуется завершать занятие повторным чтением всего произведения, если оно небольшое по объему, или отдельных понравившихся эпизодов. Можно также предложить прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию, - рассматривание иллюстрации.

У детей старшей группы (пять-шесть лет) предполагается формировать следующих умения:

Устанавливать многообразные связи в сюжете произведения;

Не только видеть поступки, но и раскрывать переживания героев;

Понимать скрытые мотивы поступков героев;

Эмоционально относится к героям произведения, откликаться на описываемые события;

Выражать свое отношение к персонажам и мотивировать его;

Характеризовать нравственные качества персонажей;

Различать жанровые особенности стихотворных и прозаических произведений;

Обращать внимание на язык произведения, авторские приемы изображения (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.).

В подготовительной группе (шесть-семь лет) дети начинают осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, в эмоциональный подтекст. В связи с этим в данном возрасте должны быть сформированы следующие умения:

Проникать в смысл произведения, видеть авторскую позицию;

Осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков;

В своих эмоциональных оценках учитывать коллизию всего произведения, а не только его отдельные фрагменты;

Выделять композиционные особенности произведений;

Различать жанровую природу рассказов, сказок, стихотворений;

Понимать смысловую и эмоциональную роль слова в произведении;

Воспринимать текст без опоры на иллюстрацию, с учетом достаточно высокого уровня развития воссоздающего воображения.

Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

в разных группах детского сада.

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях

М. М. Конина:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

· настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»);

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

· оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

· обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

Определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;

· подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его

содержания и формы. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Вместе с тем, анализируя текст, надо помнить, что не все слова требуют толкования. Так, читая сказки А. С. Пушкина, нет необходимости объяснять понятия «столбовая дворянка», «соболья душегрейка», «пряник печатный», так как они не мешают пониманию основного содержания. Ошибочно спрашивать у детей, что им непонятно в тексте, но на вопрос о значении слова необходимо давать ответ в доступной ребенку форме.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!», или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»

В широкой практике чтение сопровождается аналитической беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы по прочитанному не отвечают методическим требованиям. Характерны такие недостатки, как случайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.

Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

Вопросы можно условно классифицировать так (1): позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки

А. М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»; направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» – сказка «Маша и медведь»); обращающие внимание на языковые средства выразительности; направленные на воспроизведение содержания; подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).

При чтении научно-популярных книг, например о труде, о природе, беседа сопровождает чтение и даже включается в процесс чтения. Содержание книг познавательного характера указывает на необходимость беседы для успешного решения главной образовательной задачи (по книгам С. Баруздина «Кто построил этот дом?», С. Маршака «Откуда стол пришел», В. Маяковского «Конь-огонь» и др.).

В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Е. А. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Примером могут служить книги В. Маяковского «Что ни страница – то слон, то львица», А. Барто «Игрушки».

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления. (Более подробно методика ознакомления с книжной иллюстрацией рассматривается в работах Т. А. Репиной, В. А. Езикеевой, И. Котовой.)

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р. И. Жуковская, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя.

Чтение такой книги становится для детей особенно увлекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить произведение на части. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя останавливаться на самом интересном месте.

Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким.

Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Следует предостеречь педагогов от моральных бесед и нравоучений в связи с содержанием книги. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Само произведение силой художественного образа окажет большее воздействие, чем любое морализирование.

Для чтения можно объединять по тематическому принципу два произведения и более. Одно из них может быть знакомым детям, другое – новым. Так, по теме «дружба» хорошо сочетать басню Л. Н. Толстого «Два товарища» и рассказ В. А. Осеевой «Синие листья». О вежливости и уважении к окружающим можно рекомендовать книги В. А. Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка», «Печенье»; С. В, Михалкова «Одна рифма»; русскую народную сказку «Морозко» в обработке А. Толстого; Л. Воронковой «Подружки идут в школу» и др.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет.

Используя веселую книгу в воспитании у детей чувства юмора, необходимо постепенно усложнять знакомство с комическим содержанием. Начинать его надо с чтения произведений, где комические ситуации ярко выражены: в основе их лежат динамика действия, одушевление предметов («Федорино горе» К. Чуковского, «Кто сказал «мяу»?» В. Сутеева, перевертыши, небылицы). Затем можно переходить к более сложным произведениям, содержащим комизм, основанный на нелогичности поступков, абсурдности высказываний, показе отрицательных качеств персонажа («Раз, два, три» С. Михалкова, «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носова). Для раскрытия их комического содержания от детей требуется больше умственных усилий.

В веселом комическом рассказе должен быть сюжет, доступный и интересный ребенку. Важно, чтобы в художественной форме ребенок получил образ, запомнившийся ему. Стихи с их ритмом, рифмой и звучностью делают веселый рассказ еще более привлекательным для дошкольника.

Коротко остановимся на некоторых вопросах методики ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Начиная с младшей группы детей, подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

Авторы книги «Ребенок и книга» разработали 20 занятий по ознакомлению дошкольников с литературными произведениями разных жанров. Из всех видов занятий с книгой в детском саду они выбрали чтение книг с последующей беседой, считая его наиболее важным. В ходе такого занятия дети овладевают умением слушать, слышать и осознавать литературные произведения, получать эстетическое наслаждение от встречи с книгой. Разработки этих занятий можно рекомендовать в качестве образцов. Программное содержание каждого занятия включает в себя литературную и воспитательную задачи.

Как уже отмечалось выше, одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений для детей. Напомним, что это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Инсценирование его возможно при условии хорошего знания детьми текста.

Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Вопросы содержания и методики инсценирования рассматриваются в специальной литературе – авторы Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. Федотов, Г. В. Генов, Л.С. Фурмина и другие.


Елена Никифорова
Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра дошкольного образования

«Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой »

Выполнила : Никифорова Елена Валентиновна

слушатель 3 группы

по профессиональной переподготовки

«Дошкольная педагогика и психология»

Консультант : Ардинцева Светлана Васильевна

старший преподаватель кафедры ДО

г. Ставрополь, 2016 г.

Введение 3

2. Принципы подбора произведений для круга детского чтения 4

3. Условия ознакомления детей с художественной литературой 5

дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой 6

Заключение 8 Список используемой литературы 9

Введение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей .

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка . Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга, напротив дает возможность домыслить, до фантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Таким образом, чтение художественной литературы можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства . И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы .

Целью данной работы является ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой .

Задачи :

Проанализировать роль художественной литературы в жизни ребенка дошкольного возраста ;

Определить влияние художественной литературы на развитие образной речи детей .

Рассмотреть методику чтения художественной литературы ;

Выявить особенности методики по ознакомлению с художественной литературой .

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось , интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.

В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению президентом Владимиром Владимировичем Путиным подписан Указ от 12.06.2014 N 426 о проведении в 2015 году в Российской Федерации Года литературы .

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении , это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Данное направление представлено в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования в двух образовательных областях :

Речевое развитие включает знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов различных жанров детской литературы .

- художественно -эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы , фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений .

2. Принципы подбора произведений для круга детского чтения

Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Так как, проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам. Книги, созданные для детей , формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам :

Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей . Возрастные особенности : быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта.

Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.

Литературоведческие принципы . Наличие всех видов литературы : проза, поэзия, драма.

Историко-литературные принципы . Наличие в домашней библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира .

Существуют критерии отбора книг для детского чтения :

Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

Литература должна быть адаптирована для детского чтения : книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.

3. Условия

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр , это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований :

Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.

В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать) .

В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей . На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др., разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений . Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги , иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.

В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература , карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках , литературные утренники .

4. Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как : Словесный- чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. Выразительное чтение художественной литературы , беседа по произведению, прослушивание грамзаписи

Практический- игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки

Наглядный- показ иллюстрации, движение пальцами, руками, показ схемы, составление алгоритма, просмотр видеофильмов, диафильмов, оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей . Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы : словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы :

Оформление уголков чтения в группах детского сада.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки

Занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

Создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.

Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители . Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

Празднование именин произведения.

Посещение занятий в районной библиотеке.

5. Заключение.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе . Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том , что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

Подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать , в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе , научить ребенка любить сам процесс чтения.

Список используемой литературы

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение» , 2013.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте . М., 1990.

3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2012.

4. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014., 223с.

5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста . Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений . – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.

6. Электронный ресурс - http://skyclipart.ru/