План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Конспект занятия по чтению художественной литературы. Сказка «Айога

МОБУ «СОШ с. Малиново» СП детский сад
Воспитатель: Голозубова О. М.
Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе «С. Алексеев «Первый ночной таран»
С. Алексеев «Первый ночной таран» (посвящено Великой Отечественной войне)
Задачи: учить выделять главную мысль рассказа; развивать связную речь детей; умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать работу по обогащению словаря детей; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать внимание, мышление и память; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших бойцов.
Цель: углублять знания детей о Великой Отечественной войне.
Материал и оборудование: портрет С. Алексеева, портрет В. Талалихина, иллюстрации.
Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций о Великой Отечественной войне, чтение стихов и рассказов о войне, беседы с детьми о войне, о Дне Великой победы.
Словарная работа: таран, фашист, бомбардировщик, прожектор, враг, ас, награды, гашетка, мотор, Талалихин. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное», «Физическое развитие».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Приветствие. Сообщение названия области воспитателем.
2. Мотивация.
а) Чтение стихотворения воспитателем.
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
б) Беседа по теме:
В. -Каждый год 9 Мая наш народ отмечает один из самых светлых и в то же время скорбных праздников. Что это за праздник?
Д. -День Победы.
В. -Что такое война?
Д. -Это горе, слёзы, страдание, разруха, голод…
В. -Почему происходят войны?
Д. -Одни хотят завоевать власть над другими; видят своё превосходство; не уважают людей; не умеют договориться, уступить, найти верное решение.
В. -Над кем наш народ одержал победу в этой войне?
Д. -Над фашистами.
В. -Кто встал на Защиту Родины?
Д. -Мужчины и женщины, старики и дети
В. -Как вы думаете, о чём мечтали дети войны?
Д. -О мирном небе, о живых родителях, о книжках и игрушках, о куске хлеба, …
В. –Каким, показал себя наш народ в этой войне?
Д. -Дружным, сплочённым, смелым, отважным, стойким…
В. -Почему мы одержали победу?
Д. -Наш народ был дружным.
В. -Кто такой солдат?
Д. -Тот, кто защищает свою страну от врагов
В. -Каким должен быть солдат?
Д. -Смелым, храбрым, сильным, стойким
В. – На какую тему мы будем читать рассказ?
Д. Рассказ о войне.
В. – Правильно. Мы познакомимся с рассказом «Первый ночной таран», который написал автор Сергей Петрович Алексеев.
3. Физическая минутка:
Упражнение «Слушай команду»
В. -А как вы считаете, вы храбрые, стойкие дети?
Д. -Да
В. -А сейчас мы с вами это проверим.
В. - Настоящие солдаты должны уметь выполнять все команды командира. По команде «огонь» - вы хлопаете в ладоши, по команде в разведку – смотрите «в бинокль» (из пальцев сделать колечки и приставить к глазам, по команде «на парад» - маршируете на месте, по команде «враги» – подставить палец ко рту, сказать «тс». Помните, что в Армии солдаты выполняют команды быстро и точно. Все готовы слушать мою команду.
Д. –Да
В. –Будьте внимательны.
4. Работа над темой занятия:
а) Чтение рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран»
В. –Сейчас я вам прочитаю рассказ о смелом летчике, который написал Алексеев Сергей Петрович (показ портрета).
б) Ответы на вопросы воспитателя.
В. -Что такое прожекторы?
Д. -Прибор, который светит очень ярко.
В. -Кто такой фашист?
Д. –Враг.
В. -Что такое фашистский бомбардировщик?
Д. -Самолет врага, который возит бомбы.
В. -Как вы поняли, что такое гашетка?
Д. -Рычаг, пулеметная кнопка.
В. -Кто сможет объяснить слово таран.
Д. -Когда самолет движется к другому самолету.
В. -Что такое борт? А за бортом?
Д. -Это стенка самолета; за пределами самолета.
В. -Что такое награда?
Д. -Это медали, грамота, ордена…
В. –Скажите, к какому жанру относится «Первый ночной таран»?
Д. –Рассказ.
В. -Как зовут писателя, который написал рассказ «Первый ночной таран»?
Д. -Алексеев Сергей Петрович.
В. -Как звали главного героя рассказа?
Д. -Виктор Талалихин.
В. -Что обнаружили наблюдатели в небе?
Д. -Приближающийся к Москве фашистский бомбардировщик.
В. -В какое время суток это происходило?
Д. -В тихую лунную ночь.
В. -Какой приказ получил Виктор Талалихин?
Д. -Уничтожить врага.
В. -Какое звание у Виктора Талалихина?
Д. - Младший лейтенант.
В. -Каким образом советский летчик сбил самолет фашиста?
Д. -Советский летчик пошел на таран.
В. -Скажите, дети как народ помнит и чтит тех, кто защищал нашу Родину?
Д. -О героях пишут книги, картины; слагают стихи, устанавливают памятники по всей стране.
5. Развитие речи и мыслительной деятельности.
Я назову начало пословицы, а вы продолжите концовку.
В. -Нет ничего краше,
Д. -чем Родина наша.
В. -Жить –
Д. -родине служить.
В. -Родина – мать,
Д. -а за мать не жалей и жизнь отдать.
В. -Родина – мать,
Д. -умей за неё постоять.
В. -Смелость
Д. -города берёт.
В. -Кто к нам с мечом придёт,
Д. -тот от меча и погибнет.
В. -Тяжело в учении –
Д. -легко в бою.
В. -Смелого - враг
Д. -не возьмет.
В. -В знамени твоя честь,
Д. -в оружии - слава.
В. -Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не было войны?
Д. -Нужно, чтобы все народы жили в согласии и дружбе.
3) Итог занятия:
В. –Как назывался рассказ, который мы с вами читали?
Д. -Первый ночной таран
В. -Кто написал этот рассказ?
Д. – Сергей Петрович Алексеев.
В.- Назовите лётчика?
Д. – Виктор Талалихин.
В. – Какой подвиг он совершил?
Д (ответы воспитанников)4) Рефлексия «Звёзды»
А сейчас украсим небо для нашего лётчика.
Если вы на занятии узнали что – то новое, то прикрепите жёлтую звезду.
Если вы ничего нового не узнали, то прикрепите красную звезду.
Перескажите рассказ родителям.


Приложенные файлы

Воспитатель Демиденко Н.А.
Конспект открытого занятие по чтению художественной литературы. Чтение сказки «Колосок»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи :

Чтение украинской народной сказки « Колосок »

Цель :

1. Познакомить детей с содержанием украинской народной сказки « Колосок » .

2. Учить детей оценивать поступки персонажей.

3. Учить детей драматизировать отдельные эпизоды сказки .

4. Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки .

5. Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.

6. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.

7. Развивать внимание, память, речь.

Оборудование :

1. Текст сказки « Колосок » .

2. Иллюстрации к сказке .

3. Маски мышек и петушка.

4. Ящик «осязания» , кусочки ржаного и пшеничного хлеба.

5.»Волшебные коробки» (в которых находится орг. стекло и песок)

Предварительная работа :

1. Чтение с последующим обсуждением :

В. Пальчинскайте «Хлеб» ,

Немецкая сказка «Горшочек каши» .

2. Лепка из солёного теста – бублики, пирожки, булочки.

Ход занятия :

Воспитатель : Слушай, маленький народ,

Собираемся на сход!

Поскорее в круг вставайте

И за мною повторяйте!

Добрый день всем добрым людям!

Мы вам рады, мы вас любим!

Очень любим мы людей

И больших и малышей!

Дети вместе с взрослым повторяют второе четверостишье.

Игра «Четвёртый лишний» .

В – ль : -Ребята, у меня на доске выложены картинки, назовите лишнюю.

*помидор, огурец, сметана, лук;

*груша, яблоко, апельсин, творог;

*смородина, колбаса, крыжовник, малина;

*тарелка, кастрюля, пирог, сковорода.

Дети называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний.

В ль : Послушайте слова : сметана, пирог, колбаса, творог. Что это? (Продукты) .

Сметану и творог готовят из чего? (Из молока) .

Колбасу изготавливают из чего? (Из мяса) .

Из чего пекут пироги? (Из муки) .

Из чего получается мука? (Из зёрен, колосков ) .

Давайте покажем, как же вырастают колоски .

Упражнение на развитие координации движений « Колоски »

В – ль : - Ребята, кто из вас знает, что такое колосок ?

- Колосок – это соцветие , в котором находится плод – зерновка, а стебелёк –

это соломина. (Воспитатель показывает колосок )

Сейчас встаньте возле своих стульчиков и давайте покажем как растут

колоски .

Упражнение « Колоски » .

По весне поле вспахали, дети делают скользящие движения ладоней друг о

друга.

Зерном поле засевали. Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отво-

дят руку в сторону («сеют» ).

Солнце припекает, перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают

руки ( «солнце» ).

Землю согревает. Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями,

раскрытыми, к полу.

Высоко поднялись колоски , Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу

К солнышку тянутся они. и медленно поднимают руки.

Ветер налетает, Покачивают руками над головой.

Колоски качает .

Вправо пригнулись, Наклоняют корпус и руки вправо, влево.

Влево качнулись.

А как дождичек идёт, Медленно опускают руки, быстро шевеля пальцами.

Рожь водицу пьёт и пьёт. Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту (пьют) .

Вот какая нива! Поднимают руки, пальцы раздвинуты.

До чего ж, красива! Трясут кистями рук над головой.

В – ль : - Молодцы, садитесь на стульчики.

Мы с вами выяснили, что мука получается из зёрен, а что пекут из муки?

Правильно, из муки пекут не только различные пироги, но и хлеб..

В – ль : - Ребята, отгадайте загадку :

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт

О ком эта загадка? Какие сказки вы знаете о петушке ? ( «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Заюшкина избушка» , «Петушок – золотой гребешок» и т. д).

Почему это сказки ?

Правильно, это сказки , потому что в них может всё случиться, это необыкновенные истории, в которых и животные, и предметы могут разговаривать.

Сейчас я прочитаю вам сказку « Колосок » , которую написал украинский народ.

В тексте вам встретятся незнакомые слова : молотить, мельница, молоть. Может из вас кто – нибудь знает, что они означают.

Молотить – это значит выбивать зёрна из колоска цепом .

Мельница – это здание, где из зёрен мелют муку.

Молоть – это перетирать зёрна в муку.

Воспитатель читает текст сказки .

Воспитатель задаёт вопросы по тексту сказки :

Что нашёл петушок?

Что предложили сделать мышата?

Кто обмолотил колосок ?

Что предложили сделать мышата с зерном?

Кто это сделал?

Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке ).

Что в это время делали Круть и Верть?

Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.

Пантомимические этюды «Стыд» , «Усталость» , «Голод» .

(Дети представляют, что они мышата и им стыдно : голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу.)

Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы (утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты коленки).

Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков (дети вдыхают запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения руками по животу).

Теперь давайте покажем, как же пекут пироги.

Пальчиковая игра «Пирог» .

Мы спросили нашу печь : дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими.

Что сегодня нам испечь? Вытягивают руки вперёд.

Печку мы спросили, поворачивают ладони вверх – вниз.

Тесто замесили. Мнут руками бёдра.

Тесто скалкой раскатали Гладят ладонями ноги.

Раскатали – не устали.

Начинили творогом «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая) .

И назвали пирогом!

Ну-ка, печка, Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх (2 раза) .

Дай творожнику местечко! Хлопают в ладоши (4 раза) .

В – ль : Послушайте, я вам ещё раз прочитаю один отрывок из сказки . Только слушайте внимательно, потом вы будете его инсценировать.

Воспитатель читает последний диалог со слов : «Испеклись пироги…»

Инсценировка отрывка сказки детьми .

С какой сказкой вы сегодня познакомились? Правильно, с украинской народной сказкой « Колосок » .

В – ль : На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Кто вам в сказке не понравился ? Почему?

Татьяна Силантьева
Занятие по чтению художественной литературы

Занятие по чтению художественной литературы

«Путешествие в сказку (старшая группа)

Цель : создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам художественной литературы .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» в аудио обработке.

Формировать потребность детей слушать и рассказывать сказки.

Развивающие :

Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.

Развивать умение детей в построении полных, выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанной сказки, в узнавание героев знакомых сказок.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи, интерес к малым фольклорным жанрам.

Воспитательные :

Вызвать интерес к любимым героям сказки.

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки.

Словарная работа :

Коромысло, кадка, прорубь.

Оборудование :

Ноутбук

Презентации «Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» ,

Коробка “посылка»

Разрезные картинки к русским народным сказкам в конвертах

Предварительная работа :

Чтение сказки .

Инсценировка сказки.

Настольные игры.

Рисование сказочных героев.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

Дети сидят на стульях, напротив экрана ноутбука (экрана) .

Воспитатель :

Ребята, к нам пришли гости. Поздороваемся с гостями.

Вы любите сказки?

Дети. Да. Любим.

Воспитатель :

Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

Кто сочиняет русские народные сказки? (Русский народ.)

Какие русские народные сказки, вы знаете? (Перечисляют.)

Вы хотите очутиться в сказке?

Скажем волшебные слова. (Хором)

Крибли, крабли, бумс!

И покружились.

Воспитатель включает музыку.

Утром в нашу группу принесли посылку

Давайте посмотрим, что в ней. (Открыть.)

В ней лежит книжка! (Достать, показать детям.)

Кто догадался, как называется сказка? («Лисичка-сестричка и серый волк» .)

Проговаривают хором название сказки.

Вы хотите послушать сказку? (Да.)

Давайте присядем на стулья.

Воспитатель : «Слушайте внимательно, запоминайте старательно» :

«Сказка в двери к нам стучится.

Скажем сказке – заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди».

Слушание аудио-сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» (презентация) .

Понравилась сказка?

Давайте отдохнем.

Физминутка

А проверим мы осанку

И сведем лопатки, (дети сводят руки сзади)

Мы походим на носках, (ходьба на носках)

А потом на пятках. (ходьба на пятках)

Пойдём мягко, как лисята, (изображают лисью походку)

И как мишка косолапый, (изображают медвежью походку)

И как заинька-трусишка, (согнуться, ладошки к голове)

И как серый волк-волчишко. (выставить согнутые руки и показать «когти» )

Вот свернулся ёж в клубок, (сесть в глубокий присяд - как бы свернуться)

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, (коснуться детей рукой)

Ёжик сладко потянулся. (потягиваются)

Присаживайтесь на стульчики.

Беседа с детьми по содержанию сказки.

1. Как называется сказка?

2. Кто главные герои в сказке? (Лиса, волк)

3. Почему лиса обманула деда (Потому, что ленивая, хитрая, голодная, но идти на охоту ловить мышей не хочет. Холодно, зима.)

4. Как лиса обманула деда? (Ответы детей.)

5. Кого еще обманула лиса? (Волка.)

6. Как лиса обманула волка? (Сказала, что можно опустить хвост в прорубь и приговаривать.) Давайте посмотрим на прорубь (слайд) . Прорубь – это отверстие, дыра во льду на реке.

-Скажем хором : прорубь. (Проговорить хором слово «прорубь» )

7. Что приговаривал волк, когда ловил рыбу? (Ловись, рыбка, и мала и велика) .

-Скажем хором, как волк : .

А теперь мальчики скажите, как волк : «Ловись, рыбка, и мала и велика» .

8. Что приговаривала лиса, когда ходила вокруг волка? (-Ясни, ясни на небе звезды. Мерзни, мерзни волчий хвост.)

А теперь девочки скажите, как лиса : «Ясни, ясни на небе звезды. Мерзни, мерзни волчий хвост» .

9. Что случилось, когда волк пытался вытащить хвост из реки? (Хвост приморозило.)

10. О чем подумал волк? (Сколько много наловил рыбы.)

11. Кто пришел утром на реку? (Бабы.)

12. Чем они били волка? (Кто ведром, кто коромыслом.)

Давайте посмотрим на коромысло (слайд) . Коромысло – это деревянная дуга с крючками, на которые вешают ведра.

-Скажем хором : коромысло. (Проговорить хором слово «коромысло» .)

13. Что в это время делала лиса? (Залезла в дом)

14. Куда залезла лиса головой? (В кадку.)

Давайте посмотрим на кадку (слайд) . Кадка – это деревянное ведро.

-Скажем хором : кадка. (Проговорить хором слово «кадка» .)

Попала лиса головой в кадку с тестом и вся вымазалась.

15. -Встретились лиса и волк снова.

Как лиса опять обманула волка? (Наводящие вопросы, если дети не могут ответить.)

Что приговаривала лиса, едя верхом на волке? (Битый не битого везет, битый не битого везет.)

16. Какой волк в этой сказке? (Глупый, доверчивый, простодушный)

17. Что вы можете сказать про лису? (Если не скажут, то спросить : «Лиса какая?» ) (Лиса хитрая, плутовка, обманщица)

18. Почему все-таки эту плутовку и обманщицу называют так ласково : лисичка-сестричка? (Она красивая, обаятельная, не злая, рыжая)

19. Вспомним, что приговаривали волк и лиса у проруби (слайд) .

Андрей, ты будешь волком, а Лиза будет лисой.

Похлопаем артистам.

А теперь Лёша будет волком, а Вероника – лисой.

Одеть шапочки на мальчика и на девочку

Похлопаем артистам.

Воспитатель :

Ребята, вы хорошо знаете русские народные сказки? Сейчас проверим!

Назовите сказку.

(Игра «Назови сказку» презентация показ эпизодов из знакомых р. н. сказок)

Молодцы, хорошо знаете русские народные сказки!

Включить музыку :

В волшебной посылке есть еще кое что!

Достать подарок детям.

Публикации по теме:

«Дрема». Занятие по чтению художественной литературы во второй младшей группе «ДРЕМА». Занятие по чтению художественной литературы во второй младшей группе «1» Цель: Познакомить детей со сказкой «Дрема». Помочь понять.

Годовое тематическое планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Задачи образовательной деятельности -Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Кот в сапогах» Ересектер тобында йымдастырылан оу іс-рекетіні технологиялы картасы Білім.

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Стихотворение Я. Акима «Мама» КОНСПЕКТ-НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Чтение художественной литературы». Стихотворение Я Акима «МАМА» Задачи: - вызвать радостный эмоциональный.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе «Путешествие по сказкам» Цель: Систематизировать знания детей о сказках через игру – путешествие. Програмное содержание Образовательные задачи: -продолжать знакомить.

Конспект по чтению художественной литературы Конспект по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе на тему: К. Ушинский «Слепая лошадь». Цель: Подведение.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Сказочное путешествие». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №26 Кораблик» Конспект занятия по.

НОД по чтению художественной литературы «Как муравьишка домой спешил» Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе общеразвивающей направленности Провела: воспитатель Закутяева.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы для первой младшей группы Месяц Название произведения октябрь 1. Чтение потешки «Водичка,водичка» 2. Обыгрывание потешки «Чики-чики-чикалочки…» 3. Разучивание потешки.

Перспективный план занятий по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени» 2 Пересказ сказки «Козлята и волк» Октябрь 3 Ознакомление с малыми фольклорными.

Библиотека изображений:

Интегрированная НОД "Чтение художественной литературы".

Автор: Зайцева Любовь Григорьевна, воспитатель МБОУ "Идрицкая СОШ", дошкольное отделение детский сад "Улыбка" Псковской области Себежского района.

Описание: Данное занятие было проведено для обмена опытом образовательной работы с детьми старшего возраста в коллективе педагогов детского сада.
В нем мы попытались соединить разные виды детской деятельности, тем более, что была проведена большая предварительная работа.
Назначение : Конспект может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада.

Интегрирование образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Тема: Виталий Бианки «Чей нос лучше?» Художники – иллюстраторы русских народных сказок: Евгений Михайлович Рачев и Юрий Алексеевич Васнецов.
Цель: Знакомство с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, буквицей.
Задачи:
-учить сравнивать иллюстрации художников, расписывать буквицу;
-формировать позитивное отношение к книге;
-воспитывать любовь к чтению книг.
Предварительная работа:
-экскурсия в библиотеку;
-организация выставки книг в группе;
-изготовление закладок для книг;
-сравнивание книг для взрослых и для детей.
Материалы и пособия:
-книга В.Бианки «Чей нос лучше?» с иллюстрациями Е.Рачева, портрет писателя;
-книги русских народных сказок с иллюстрациями художников Е.Рачева и Ю.Васнецова, портреты художников, отдельные иллюстрации;
-листы с контуром букв;
-восковые мелки;
-карандаши, фломастеры;
-магнитофон, аудиозапись.

Словарная работа: иллюстрации, художник – иллюстратор, буквица.

Дети заняты играми и уже предупреждены, что игры должны заканчиваться.
-Дили-дон, бом – бом,
Все игрушки соберем,
Кто не будет собирать –
С нами не пойдет читать!
Дети собираются к столу воспитателя.
Воспитатель: Ребята, вы знаете много загадок. Сейчас я вам загадаю еще одну.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает!
Дети: Книга!
Воспитатель: Рассаживайтесь поудобнее, сегодня мы прочитаем книгу В.Бианки «Чей нос лучше?» (Демонстрирует детям портрет писателя).
Чтение книги, по ходу текста – рассматривание иллюстраций.
(В рамках данного занятия чтение книги было осуществлено до слов: «Чудеса! – сказал мухолов – Сколько носов я видел!»)
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка? Давайте, еще раз рассмотрим иллюстрации.
Ребенок: Птицы разговаривают друг с другом.
Воспитатель: Да, они общаются. Ясно выражен их характер, особенности клюва (носа). Как вы считаете, какой по характеру Мухолов - тонконос?
Ребенок: Любопытный, все спрашивает.
Воспитатель: Действительно, он любопытный!

Дети, рисунки к этой книге нарисовал знакомый вам художник Е. Рачев (Портрет художника).
Прежде, мы рассматривали его иллюстрации к русским народным сказкам.
Помните, он раскрывает характеры героев с помощью одежды (обращает внимание на книгу русских народных сказок).
Воспитатель: Продолжим рассматривать нашу книгу.


Вот клест, он показывает лапкой на свой нос. Нос у него кривой.
Ребенок: А как называют эту птицу?
Воспитатель: Бекас – долгонос! Нос у него длинный, «как карандаш»!
Вот еще две птицы – у них носы тонкие как шило!
Ребенок: А это – уточка!
Воспитатель: Не просто уточка, а широконос, так ее назвал автор.
Ребенок: Нос широкий?
Воспитатель: Да!


У всех птиц разные носы, и каждой из них нужен именно такой! Пеликану, чтобы рыбу ловить и в « мешок» откладывать, а дятлу…
Ребенок: Чтобы деревья лечить!
Воспитатель: Верно, и дупло выдалбливать – жилье делать «для себя и для других птиц».
Воспитатель: Иллюстрируя эту книгу о птицах, художник решил показать нам их беседы – видно, что птицы общаются.
(Размышления детей).
Воспитатель предлагает двоим детям разобрать иллюстрации, лежащие на столе. (Все дети встают со своих мест, продолжают заниматься стоя).



Это иллюстрации Е. М. Рачева.
Рисунок крупный, животные одеты в одежду людей. Это помогает раскрыть образ -
Лиса – барыня,
Волк – боярин,
Заяц - мужичок,
Колобок – озорной мальчишка!
Дети, приобщившись к разговору, высказывают свои впечатления.


Воспитатель: Рассматривая книги, иллюстрированные художником Ю.А.Васнецовым (Портрет художника), отмечаем, что в них животные нарисованы мельче, и хоть на зайке, на петушке тоже надеты предметы одежды. Чаще всего, одежда не полностью покрывает всего персонажа - на козе - только юбка, на зайке - курточка.



Деревья, трава, кустики украшены художником мелкими цветами, белыми точками – «оживкой».
И одного и другого художника называют художниками – иллюстраторами.
Иллюстрация – рисунок в книге(дети повторяют слова).
Воспитатель: Дети, книга – это всегда интересно, загадочно. Она открывает нам много нового.
Пока мы еще не умеем читать.
Ребенок: Только рассматриваем книги.
Воспитатель: И по размеру букв, и по иллюстрациям понимаем, что в них – сказка, или рассказ, о чем эта книга.
Физкультминутка:
Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте)
Сказка нас сама находит. (обнимаем себя обеим руками)
Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте)
Прямо в теплую кровать. (руки складываем под щеку)
Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза)
Пусть красивым будет он! (встаем прямо, руки в стороны, вверх).

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с еще одним интересным явлением.


Посмотрите, первая буква в тексте очень большая и красивая!
Она выделяется среди остальных. Называется она – буквица. Звучит как «царица».
Она первая буква в сказке, хочется всегда сразу начать читать.
Что-то новое, загадочное ждет нас в этой сказке! (Читаем отрывок).
Воспитатель : Поиграем в игру: «Сказки начинаются…»
Кто вспомнит, как начинаются сказки, - получит лист с контуром большой буквы.
Дети: Один за другим:
-В некотором царстве…
-Однажды,
-Давным – давно…
-Было это, когда…
-За высокими горами…
-Пошел как-то старик…
-Это сейчас так…
Раздаем детям листы с контуром буквы.
Детям предлагается сделать красивую буквицу, используя карандаши, фломастеры, восковые мелки.
Музыкальный фон.


В заключении, изготовленные детьми буквицы размешаем на доске.
Воспитатель: Дети, многие люди могут читать по - очереди одну и ту же книгу. Чтобы она не растрепалась, чтобы листочки ее оставались как можно дольше ровными, книгу надо беречь.
Читая, и останавливаясь в середине, надо пользоваться…
Дети: Закладкой!
Дети дарят гостям закладки, изготовленные своими руками.
Звучит мелодия, все рассматривают книги в книжном уголке.

Интеграция областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникации», «Познание», «Здоровье».

Цель: формировать чувство справедливости.

Задачи:

  • Образовательные: продолжать работу по формированию интереса к книге; помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью иллюстраций; учить правильно называть автора и название произведения; уточнить знания по теме «Фрукты».
  • Развивающие: развивать умение внимательно слушать сказки; используя разные приемы, развивать умение правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, оценивать поступки героев; развивать представления о литературных жанрах; обогащать словарь по теме.
  • Воспитательные: воспитывать эмоционально-образное восприятие текста; формировать понятия «дружба», «доброта», «справедливость», воспитывать желание поступать по справедливости.

Оборудование: кукла Каркуша, яблоко, сказка В.Сутеева «Яблоко» с иллюстрациями,

Предварительная работа: беседы с детьми о фруктах; чтение стихотворения У.Рашида «Наш сад»; отгадывание загадок о фруктах; раскрашивание яблок; упражнение «Наш сад», дидактическая игра «Четвертый лишний»; пальчиковая гимнастика «Компот», упражнение «Ежик и барабан», «Выжимаем сок», речедвигательная игра «Мы по саду шли…»;

Лексическая работа:

  • Дикая яблоня – яблоня, которая растет в лесу.
  • Свернувшись клубочком лечь, согнувшись.
  • Спросонок – не совсем проснувшись.
  • Лягнул – бить, ударять ногой.
  • Рявкнет – о животных, громко и отрывисто кричать.
  • Разделить на равные части – всем одинаково.
  • Уму-разуму научил – подсказал, как правильно сделать.
  • Справедливо – правильно, истинный (отражает действительность).
  • Рассудил справедливо – справедливо решил.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

Прилетает Каркуша и приносит детям в подарок яблоко.

Каркуша спрашивает у детей: «Какое яблоко?»

Ответы детей: «Большое, спелое, румяное, ароматное, сладкое, вкусное, полезное, желтое». Каркуше не нравятся ответы детей. Она отвечает сама: «Одно-единственное».

Воспитатель: «Как же нам быть? Ребят много, а яблоко одно».

Каркуша: «Вот прочитаете сказку В.Сутеева «Яблоко» и узнаете, как вам быть».

2. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».

Первое чтение сказки.

Беседа по вопросам:

  1. Понравилась сказка?
  2. Как называлась сказка, и кто ее написал?
    В. Сутеев не только писатель, он еще был художником и рисовал к своим сказкам картинки, которые называются иллюстрации. Вот какие картинки В. Сутеев нарисовал к сказке «Яблоко».
  3. Вы запомнили героев сказки? (Заяц, Ворона, Ежик, Медведь).
  4. Из-за чего поссорились Заяц, Ворона и Еж? (Из-за яблока).
  5. Кто помирил наших друзей? (Медведь, Михаил Иванович).

3. Физминутка.

«Мы по саду шли…».

Мы по саду шли, шли, шли. Дети шагают.
В саду яблоню нашли. Изображают дерево.
А на ней висят бананы? (Нет, не бананы.)
На ней висят сливы? (Нет, не сливы.)
На ней висят груши? (Нет, не груши.)
На ней яблоки висят, Складывают кулаки, руки разводят в стороны.
Просят их сорвать ребят. «Бросают» руки вниз.
Дует, дует ветер, дует, задувает, Делают наклоны влево-вправо, руки вверху.
Спелые яблоки с дерева срывает. «Бросают» руки вниз.
Падают яблоки с веток на дорожки. Приседают, стучат кулачками по коленям.
Мы поможем яблочкам: положим Встают.
Их в лукошко.
Яблоки с земли возьми, Кладут кулачок одной руки на ладошку другой.
И в лукошко положи.

«Ежик и барабан».

С барабаном ходит ежик, Маршируют по кругу, играют на барабане.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Идут по кругу, руки за спиной.
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, То одной, то другой рукой подносят яблоко.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, Разводят руками.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, прыжки на месте.
Бум-бум-бум!
И удары раздавались, Прыжки.
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, Делают «ушки», приседают, дрожат.
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, Закрывают глаза руками.
Бум-бум-бум!

Упражнение «Выжимаем сок».

Дети сжимают, разжимают кулачки, приговаривая:
Фрукты жмем, жмем, жмем, выжимаем.
Вкусный сок в чашку наливаем. «Наливают» из одного кулачка в другой.
Ах! Какой ароматный сок! Вдох носом, при выдохе произносим.

4. Второе чтение сказки.

Воспитатель второй раз читает сказку. Проводит развернутую беседу по вопросам.

  1. Кто увидел яблоко? (Заяц).
  2. Кто сорвал яблоко? (Ворона).
  3. Кто поймал яблоко? (Еж).
  4. Почему поссорились и даже подрались герои? (Каждый считал, что яблоко его, никто не хотел уступать).
  5. Кого попросили помочь? (Медведя). Как его звали? (Михаил Иванович).
  6. Как вы думаете, почему именно Медведя? (Самый большой, самый умный).
  7. Что рассудил Михаил Иванович? (Все правы и яблоко должны получить все).
  8. Как быть, я – одно? (Разделить на равные части).
  9. Почему и Медведю досталось яблоко? (Всех помирил и уму-разуму научил).

Итог беседы: не надо ссориться с друзьями и драться, надо позвать на помощь, он подскажет, рассудит по справедливости, никого не обидит.

5. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вы поняли, как нам быть с подарком Каркуши, с яблоком?

Дети: Надо разделить яблоко на равные части.

Воспитатель делит яблоко на всех детей и угощает. Хвалит детей за внимательное прослушивание сказки, правильные ответы.