Ведение бухгалтерского учета в управляющей организации подробно. Бухгалтерский учет в ЖКХ: проводки

В бухгалтерском учете в управляющей компании ЖКХ проводки при УСН если учитываются, то 3 и 7 в учете не будет. Что касается льгот по НДС для управляющих компаний, находящихся на ОСНО, они отражаются в учете следующим образом (проводок 3 и 7 при этом также не будет): Д20 К19 – НДС по приобретенным ресурсам отражен в составе их себестоимости. Так будет проводится бухгалтерский учет в управляющей компании жкх, проводки при ОСНО написаны выше. Перечисленные выше проводки наиболее часто встречаются в учете управляющих компаний, однако, конечно же, только ими бухгалтерский учет в управляющих компаниях не ограничивается. При возникновении вопросов по другим объектам учета, бухгалтер может обратиться к Инструкции к плану счетов, являющейся частью упомянутого выше Приказа Минфина РФ №94н.

Особенности учета в управляющих компаниях

В прошлой статье мы рассмотрели деятельность и бухгалтерский учет в ТСЖ, в этой статье обратим внимание на следующие вопросы: какова основная деятельность Управляющей компании (УК) и каковы особенности бухучета в Управляющей компании? УК покупает жилищно-коммунальные услуги у поставщиков и продает их населению. Рассмотрим, как организован бухгалтерский учет в Управляющей компании. Бухгалтерские проводки в УК. Д-т 20 К-т 60 – поступили счета от поставщиков ЖКХ.
Д-т 19 К-т 60 – входящий НДС со счетов поставщиков ЖКХ. Д-т 26 К-т 60 – поступили счета от ЕРЦ за услуги населению. Д-т 19 К-т 60 – входящий НДС от ЕРЦ. Д-т 76 «ЕРЦ» К-т 90.1 – начислены ЖКУ по справке ЕРЦ за текущий месяц.
Аналитический учет отдельно по каждому плательщику (оплата и начисление) ведется именно в ЕРЦ.

Правила ведения бухучета в жкх (нюансы)

Хотите узнать, какая управляющая обслуживает дом? Перейдя по ссылке, сможете это сделать! У нас есть статьи о том, как отказаться от УК и сменить ее, отказ от обслуживания дома, регистрация в ГИС после передачи от застройщика, а также о предоставлении и раскрытии информации. Наверняка полезно для вас будет и: Управляющая компания ЖКХ: ОКВДЭ

  • При регистрации управляющей компании есть еще один важный вопрос – выбор кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Код ОКВЭД предназначен для того, чтобы регулирующие органы были осведомлены, чем занимается организация.

В случае управляющей компании наиболее приемлемый код деятельности – 70.32.1
  • Управление деятельностью жилого фонда.
  • Проводки управляющей компании при предоставлении коммунальных услуг

    Внимание

    Если дом введен в эксплуатацию, но по передаточному акту квартира не передана, обязанности оплачивать коммунальные услуги у гражданина нет (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2013 г. № А33-15279/2012). Есть несколько вариантов внесения коммунальных платежей потребителем:

    • непосредственно управляющей организации или указанному ей платежному агенту (банковскому платежному агенту);
    • напрямую ресурсоснабжающей организации (за исключением платы за коммунальные ресурсы по общедомовым нуждам).

    Чтобы применять второй вариант, собственники должны принять решение об этом на общем собрании. Такой порядок установлен в пункте 63 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.


    № 354, и части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

    Принципы бухгалтерского учета в жкх

    Д-т 76 К-т 90.1 – начислена задолженность граждан по ЖКУ.Д-т 90.3 К-т 68 «НДС» — начислен НДС по услугам.Д-т 90.2 К-т 20, 26 – списание затрат.Д-т сч. 90.9 К-т сч. 99 (или Д-т сч. 99 К-т сч. 90.9) – рассчитан финансовый результат от деятельности УК. На основании п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров, работ, услуг по регулируемым государственным ценам, для налогообложения принимаются государственные цены. Если организации реализуют налоги гражданам по льготным ценам, то выручку за услуги они обязаны отразить по государственным ценам без применения льгот, которые устанавливаются для определенных категорий граждан. Т.е. льготные суммы включаются в реализацию и с них начисляется НДС. При этом делается запись: Д-т 76 «Задолженность бюджета по льготам» К-т 90.1Д-т 90.3 К-т 68 — начислен НДС в бюджет.

    Prednalog.ru

    Управляющие компании получают из бюджетов При получении Управляющей компанией из бюджета целевых денежных средств, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то для их учета используется счет 86Счет 86 — Целевое финансирование (Пассивные) «Целевое финансирование» и составляются следующие проводки:

    • Дебет 51Счет 51 — Расчетные счета (Активные) Кредит 86Счет 86 — Целевое финансирование (Пассивные) - получены целевые денежные средства из бюджета.
    • Дебет 20 Кредит 10Счет 10 — Материалы (Активные) (60) - списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
    • Дебет 86Счет 86 — Целевое финансирование (Пассивные) Кредит 20 - фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

    Управляющие компании часть своих обязанностей могут передать единым рассчетно-кассовым центрам (ЕРКЦ).

    Форум бурмистр.ру — форум о жкх (управление многоквартирными домами)

    • 1 Расчет платы за коммунальные ресурсы
    • 2 Уведомление потребителей об изменении тарифов и нормативов
    • 3 Бухучет

    Чтобы предоставить жильцам коммунальные услуги, управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). Расчет платы за коммунальные ресурсы Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло, а также за водоотведение. Плату следует рассчитывать по формулам, приведенным в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г.
    № 354: Плата за потребленные коммунальные услуги = Объем потребленных услуг × Тариф Тарифы устанавливает ресурсоснабжающая организация (п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

    Бухгалтерская проводка на пени за жкх

    Для целей правильного формирования отчетности по НДС УК должна выписать счет-фактуру на ЕРЦ, который будет перевыставляться жильцу. Прямых расчетов с жильцами УК не имеет. Оформляем документ «Реализация» следующим образом: Оформим документ «Отчет комитенту». На вкладке «Главное» укажем контрагента — РСО, договор, на вкладке «Товары и услуги» — оказываемые услуги, сумму, НДС и покупателя — ЕРЦ, дату реализации: Документ «Отчет комитенту» не должен формировать проводки, он необходим для ввода на основании «Счет-фактуры полученный» от РСО.
    Дт 76 (ЕРЦ) / Кт 90 (УК) – Начислены услуги УК В уже созданном документе «Реализации», в котором заполнена вкладка «Агентские услуги», заполняем вкладку «Услуги»: Проводки документа: Для целей правильного учета НДС проводка должна быть Дт 76 (ЕРЦ) Кт 90 (Дт 90.03 Кт 68.02).

    Ситуация: как управляющей компании уведомить потребителей об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг? Составьте каждому потребителю уведомление в произвольной форме. Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если договор о предоставлении коммунальных услуг не регламентирует иной порядок.

    Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. О необходимости направить письменное уведомление каждому жильцу и каждому собственнику нежилых помещений в многоквартирном доме в законодательстве прямо не сказано.
    РСО), а также организация работы УК и отражение ее работы с ЕРЦ и РСО. В таблице представлены операции и проводки, которыми оформленные операции будут отражены в Бухгалтерском учете: Проводки в БУ (Дт Кт) Отраженные операции Сумма, руб Дт 76 (Жилец) / Кт 76 (УК) Начисление услуг 2 100,00 Дт 51 / Кт 76 (Жилец) Поступление оплаты на расчетный счет 1 000,00 Дт 76 (УК) / Кт 51 Перечисление оплаты УК (за услугу УК) с расчетного счета 200,00 Дт 76 (РСО) / Кт 51 Перечисление оплаты РСО (за услуги РСО) с расчетного счета 800,00 Дт 76 (УК) / Кт 76 (РСО) Взаимозачет между РСО и УК 800,00 Конечное сальдо по счетам Дт Кт 51 0,00 0,00 76 (Жилец) 1 100,00 0,00 76 (УК) 0,00 1 100,00 76 (РСО) 0,00 0,00 Дт 76 (Жилец) / Кт 76 (УК) — Начисление услуг Данная операция отражает начисление услуг УК и РСО Единым расчетным центром жильцу, при этом ЕРЦ является агентом УК и с РСО не связан напрямую.

    Учет прямых расчетов в управляющей компании проводки

    Бухгалтерия управляющей компании и ТСЖ ведется по различным правилам, и в них необходимо разбираться. В статье мы рассмотрим особенности бухучета УК и товариществ, а также изучим вопросы, касающиеся оплаты коммунальных услуг. Полезной будет информация о существующих схемах и способах внесения оплаты, которые могут выбирать ТСЖ и жильцы управляемых ими домов.

    Ведение бухгалтерского учета компаниями, работающими в сфере жилищно-коммунального хозяйства, имеет свои нюансы. Они формируют особую структуру расходов и пользуются многочисленными вариантами взаиморасчетов. МКД могут находиться в управлении коммерческих и некоммерческих организаций, внутри которых бухучет ведется по-разному.

    Бухучет в управляющих компаниях

    Строится с учетом того, что УК работает как коммерческая организация, которая управляет МКД и получает за это оплату. Ее обязанностью является поддержание надлежащего состояния дома. В большинстве случаев УК не только содержит многоквартирный дом, но и занимается посреднической работой. Она собирает оплату с жильцов и передает ее ресурсовикам.

    При ведении учета в управляющих компаниях в ЖКХ (равно как и в ТСЖ или ЖСК) используются расчетные счета, на которые регулярно поступают платежи двух типов:

    • на содержание и текущий ремонт общедомового имущества, а также на управление им;
    • на оплату услуг, которые владельцы жилья получают от различных организаций (ТВ, радио и прочее).

    В случае с УК в первый пункт входят средства, которые поступают в качестве оплаты за проводимые работы, а также выручка от оказываемых услуг. Второй пункт – транзитные платежи. Они не образуют дохода для управляющих компаний.

    Исполнителями коммунальных услуг в большинстве ситуаций остаются ресурсоснабжающие организации. В редких случаях в данном качестве работают сами УК. Для этого им нужно владеть каким-то важным объектом коммунальной инфраструктуры, например, скважиной с водой или бойлерной. Только так управляющая компания может стать реальным поставщиком ЖКУ.

    Для ведения бухучета в управляющей компании, работающей на УСН или на обычном налоговом режиме, нет какой-то отдельной законодательной базы, определяющей правила работы . Здесь используются общие нормы ПБУ, рекомендации и разъяснительные письма Минфина и налоговой. На основании всего этого УК выстраивает свои способы ведения учета. Они фиксируются в учетной политике компании.

    Бухгалтерский учет в ТСЖ

    ТСЖ является некоммерческой организацией. В отличие от УК, получаемые им средства за управление общедомовым имуществом, его содержание и текущий ремонт не формируют выручку. Они для товарищества являются целевыми поступлениями.

    Затраты при работе ТСЖ учитываются аналогично тому, как это происходит в управляющих организациях. Поступления денежных средств в товариществах возможны из трех источников:

    • членские взносы участников;
    • бюджетное целевое финансирование;
    • коммерческая деятельность, ведущаяся для получения дополнительного дохода.

    Особенностью работы ТСЖ является то, что она ведется по смете. Извлечение прибыли для некоммерческой организации не является целью деятельности. В стандартной ситуации облагающийся налогами финансовый результат здесь равен нуля. Исключения составляют случаи, когда товарищество дополнительно занимается предпринимательской деятельностью.

    Деньги, поступающие ТСЖ от жильцов в качестве , бухгалтер отмечает в отчетности на счете 86 – выше мы уже говорили, что эти начисления в бухучете ЖСК проходят как «Целевое финансирование». Входной НДС учитывается в составе затрат.

    Целевыми платежи граждан называются, в том числе, потому, что товарищество не берет с них комиссии. Общие рекомендации отражения этих операций приводятся в письме Минфина номер 118 от 23 октября 1993 года.

    Помимо оплаты коммунальных услуг денежные поступления в ТСЖ возможны от его коммерческой деятельности. Получаемая в результате нее прибыль не может распределяться между руководителями товарищества или его участниками. Она направляется на реализацию основных целей, для которых создавалось ТСЖ, что отражено в пункте 4 статьи 50 ГК РФ.

    Доходы и расходы от коммерческой деятельности, как и в случае с бухгалтерией управляющей организации, в соответствии с общей методичкой по стандартным счетам и проводкам направляются в налогооблагаемую базу, в том числе, при упрощенке (для жилищных товариществ льгот здесь не предусмотрено).

    Оплата коммунальных услуг в ТСЖ

    Владельцы помещений могут вносить оплату за ЖКУ тремя основными способами.

    1. По договору, который товарищество заключает с ресурсоснабжающей организацией. Платежи в данном случае начисляются собственной бухгалтерией ТСЖ. Товарищество при реализации этого способа использует свои расчетные счета для приема коммунальных платежей, после чего осуществляются взаиморасчеты с ресурсовиками. Этот вариант оплаты на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью.
    2. По договору, который товарищество заключило с ресурсоснабжающей организацией и информационным расчетным центром (ИРЦ). В этом случае именно ИРЦ занимается ежемесячным начислением необходимых сумм к оплате, а также рассылкой квитанций собственникам помещений. Тут возможны две ситуации:
      • платежи жильцов отправляются на расчетный счет банковской организации, который указывается в соглашении с расчетным центром. Банк после этого направляет полученные средства на расчетный счет товарищества, чтобы оно погасило задолженность перед ресурсовиками;
      • владельцы квартир оплачивают потребленные ресурсы напрямую РСО, что допускается в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
    3. По прямым договорам, которые владельцы помещений заключают с поставщиками услуг. В такой ситуации платежи за «коммуналку» собственники производят МУПам и прочим поставщикам самостоятельно, и эта оплата коммунальных услуг никак не отображается в бухгалтерском учете ТСЖ. Для товарищества такой способ является наиболее удобным, потому что ему не требуется заниматься обработкой регулярно поступающих средств. Однако он пока не получил большого распространения. Это отчасти объясняется тем, что ТСЖ (как и УК) не имеет права отказаться от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Эта норма прописана в части 12 статьи 161 ЖК РФ.

    Заключение договора обслуживания

    В многоэтажном доме, управляемом товариществом собственников квартир, большинство общих вопросов решается на общедомовом собрании. Это касается, в том числе, и заключения договоров на предоставление необходимых коммунальных ресурсов и услуг. Собственники своим голосованием определяют, какой поставщик будет заниматься подачей им воды, тепла, энергоснабжения, вывозом мусора и так далее.

    В договоре с РСО указываются следующие основные пункты:

    • наименование ТСЖ и ФИО его председателя;
    • основания для заключения договоренностей – устав, учредительный договор и прочее;
    • права и обязанности РСО – поставка коммунальных ресурсов, выполнение ТО и ремонта коммуникаций и так далее;
    • права и обязанности товарищества – регулярная оплата потребляемых ресурсов (каждый месяц) в соответствии с показаниями счетчиков или оговоренными нормативами.

    Каждый владелец квартир заключает с ТСЖ соглашение, на основании которого ему будут предоставляться необходимые коммунальные услуги.

    Выбор оплаты за ЖКУ

    В соответствии с ЖК РФ каждый проживающий в квартире человек, получающий коммунальные услуги, должен производить их оплату. Постоянно живущие в МКД люди должны платить за:

    • расходуемые ими коммунальные ресурсы;
    • содержание и ремонт жилья, а также общедомового имущества.

    Собственники помимо текущего ремонта платят еще и за капитальный.

    Руководству любого ТСЖ, в том числе, только начинающего свою работу, нужно понимать, что именно эта некоммерческая организация ответственна за все аспекты ведения домового хозяйства, и в том числе, за выполнение жильцами их обязательств по оплате коммунальных услуг. При этом некоторые принципиальные собственники могут отказаться от вступления в товарищество. Однако это их не освободит от необходимости платить за «коммуналку» и содержание общедомового имущества.

    Вносить плату жильцы могут разными способами на свое усмотрение. Делать это можно безналичным путем прямо из дома, если есть соответствующая система приема средств, ТСЖ направляет туда свою информацию и собственник зарегистрирован в ней. Можно производить оплату наличными поставщикам услуг через различные принимающие ее пункты (терминалы, отделения банков, почта и так далее). В отдельных случаях наличные можно внести прямо в кассу товарищества. Оно в такой ситуации работает без кассового аппарата, потому что поступающие от жильцов деньги не считаются выручкой.

    Стандартной деятельностью всех управленцев является покупка необходимых ресурсов у соответствующих поставщиков и дальнейшая продажа их собственникам жилья.

    Также к функциям УК относятся :

    При покупке и реализации ресурсов возникает дебиторская задолженность и некоторые расходы. Это является неизбежным моментом.

    В связи с этим ведение бухучёта в УК проходит в несколько этапов:

    1. Выбор учётной политики . Здесь устанавливается и прописывается перечень правил, позволяющих и прочие активы организации. Чем точнее и тщательнее сформированы все нюансы и разобраны все вопросы, тем легче будет ведение бухгалтерского учёта на предприятии.
    2. Разработка и выбор плана счетов . Этот документ формируется и обновляется на основании приказа Министерства Финансов №94н . В план должны быть включены только те счета, которые по факту будут использоваться в трудовой деятельности УК.
    3. Утверждение форм первичных документов . УК могут использовать свои фирменные бланки, предварительно изготовив их, и утвердив, либо стандартные унифицированные формы документов. В том и другом случае вся документация должна быть закреплена в учётной политике компании.
    4. Ведение бухгалтерского учёта . Эти обязанности выполняют уполномоченные сотрудники по участкам.
    5. Предоставление отчётов . Главными документами является финансовый отчёт, бухгалтерский баланс и иные, предусмотренные ФЗ №402 .

    Первые три пункта в обязательном порядке должны быть оговорены и оформлены в отдельном приказе, который подписывают директор компании и главный бухгалтер.

    В основные должностные обязанности главбуха входят :

    Обязанности главного бухгалтера не имеют особых отличий от обязанностей такой же должности в других сферах деятельности.

    В чём заключаются отличия между ОСНО и УСН?

    Управляющие компании в праве самостоятельно выбирать систему налогообложения . Различие заключается в том, что ведение бухучёта через систему УСН значительно проще, чем в ОСНО. Состав отчётности первой сокращён.

    К тому же, специалисту бухгалтерии нет необходимости использовать проводки, указывающие на вычет и начисление НДС.

    Предлагаем посмотреть видео о том, в чем заключается отличие ОСНО и УСН:

    Какие проводки являются основными?

    Для приобретения ресурсов управляющие организации пользуются следующими проводками :

    1. Дебет 19, Кредит 60 счёта.
    2. Дебет 60, Кредит 51 счёта.
    3. Дебет 20, Кредит 60 счёта.
    4. Дебет 68, Кредит 19 счёта.

    Сфера оказания жилищно-коммунальных услуг предполагает использование :


    Все вышеуказанные проводки используются в том случае, если управляющая компания выбрала систему УСН или ОСНО.

    Однако при системе УСН действует льгота на оплату НДС, поэтому некоторые проводки из вышеуказанных не применяются.

    Всё про учётную политику УК

    Разрабатывает учётную политику (УП) в УК уполномоченное лицо, и чаще всего, это главный бухгалтер.

    Регулируют УП Положение по бухгалтерскому учёту и Налоговый кодекс РФ . К нюансам процедуры можно отнести:

    1. Если в законодательстве нет ссылок на какие-либо особенности, УК имеет право на самостоятельную разработку инструкций, положений и прочего.
    2. В учётной политики компании должна быть отметка о выбранной системе налогообложения.
    3. осуществляется с учётом норм налогового законодательства.

    В учётной политике УК обязательно должны быть :

    • Налоговые платежи.
    • Заработная плата.
    • Учёт материалов.
    • Расчёты с поставщиками ресурсов.

    Итак, мы рассмотрели все основные правила ведения учёта. Чем проще составлена УП организации, тем проще ведение учёта.

    Налогообложение управляющих компаний ЖКХ

    Все УК могут самостоятельно решать, какую систему налогообложения выбрать . Варианта может быть два УСН или ОСНО. Оба варианта содержат два вида налога:

    1. на прибыль;
    2. добавленную стоимость.

    ОСНО широко используется во многих организациях. Однако система имеет значительный минус, заключающийся в высоком проценте налога на прибыль (20%). Дополнительно следует оплачивать НДС.

    Для деятельности управляющих компаний этот процент очень большой и весьма невыгодный. Ведь всем известно, что некоторые новые УК работают первое время иногда в минус.

    Однако преимуществом является тот факт, что на услуги, которые предоставляют УК, НДС не распространяется. Этот момент чётко разъясняет статья 149 НК РФ . Одновременно с этим, все предоставляемые услуги УК имеют единую цену , поэтому заработать какую-либо прибыль на этом у компании особо не получается.

    Если говорить про систему УСН, то её используют небольшие компании. Как правило, доход таких фирм не превышает 60 000 000 рублей, а штат работников составляет не более 100 человек. Система УСН наиболее выгодна для УК, поэтому с ней работает множество компаний.

    Проводки при УСН

    Если организация выбрала упрощённую систему, то проводки Д68 К19, а также Д90/3 К68 использоваться не будут. Такие проводки необходимы для вычета и начисления НДС для тех компаний, которые выбрали ОСНО.

    Преимущества работы на УСН для УК можно указать так :

    1. Компания не оплачивает НДС (20%).
    2. Компания освобождена от налога на прибыль.
    3. Оплата отдельного сбора за использование УС – 5-15%.

    Если организация пользуется ОСНО, то также имеет льготы по НДС. Льготы могут быть предоставлены, если УК оказывала жилищно-коммунальные услуги или осуществляла работы по содержанию и ремонту МКД.

    ОКВЭД в сфере ЖКХ

    Любая УК ведёт свою с целью извлечения прибыли. В связи с этим все компании обязаны пройти соответствующую регистрацию и получить код Общероссийского классификатора.

    Этот код назначается с той целью, чтобы органы налоговой службы были в курсе, какой деятельностью занимается та или иная организация. Юридические лица не имеют право начинать свою деятельность без получения кода . Актуальными для УК являются следующие коды:

    1. 70.32.2.
    2. 70.31.
    3. 70.32.

    Эти цифры свидетельствуют о том, что компания осуществляет деятельность, связанную с управлением недвижимости, учётом и проведением инвентаризации.

    Подводя итоги, отметим, что вести бухгалтерский учёт в УК не сложно, если этим занимается грамотный, образованный и опытный специалист. Основное, что следует выполнить – это правильно сформировать учётную политику, определиться с системой налогообложения и знать основные проводки. Актуальный план счетов всегда должен находиться на рабочем месте бухгалтера . Также следует своевременно следить за постоянными обновлениями в бухгалтерском учёте. Как правило, изменения происходят достаточно часто.

    Выполняя эти правила, вы предупредите проблемы с ведением бухгалтерского и налогового учета в управляющих компаниях, а также сложности с налоговыми органами.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома собственники помещений могут объединяться в товарищества собственников жилья - ТСЖ (ст. 135 ЖК РФ). Как вести бухучет и платить налоги ТСЖ при УСН, расскажем в нашей статье.

    Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2019 году: проводки

    ТСЖ является некоммерческой организацией (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Средства ТСЖ состоят из следующих (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

    • обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ;
    • платежи от собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ;
    • доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ);
    • субсидии на эксплуатацию общего имущества, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;
    • прочие поступления.

    Учет целевых средств ТСЖ ведет на счете 86 «Целевое финансирование». К счету 86 необходимо открыть субсчета в разрезе источников поступления средств. Рассмотрим бухгалтерский учет взносов ТСЖ, кроме платежей за жилищно-коммунальные услуги, учет которых будет рассмотрен ниже.

    Операция Дебет счета Кредит счета
    Начисление причитающихся к получению с членов ТСЖ взносов, включая взносы на капительный ремонт 86 «Целевое финансирование»
    Поступление взносов (кроме взносов на капремонт, которые аккумулируются на специальном счете) 50 «Касса»,
    51 «Расчетные счета»
    76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
    Поступление взносов на капитальный ремонт 55 «Специальные счета в банках» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
    Отражение текущих расходов по управлению общим имуществом 20 «Основное производство»,
    60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
    76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
    Списание затрат по управлению общим имуществом за счет средств целевого финансирования 86 «Целевое финансирование» 20 «Основное производство»,
    26 «Общехозяйственные расходы» и др.

    Учет предпринимательской деятельности ТСЖ ведется в обычном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

    Налогообложение ТСЖ при УСН в 2019 году

    При определении доходов при УСН не учитываются, в частности, доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 , пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним ТСЖ может, в частности, отнести:

    • вступительные и членские взносы участников ТСЖ;
    • пожертвования;
    • бюджетные средства на финансирование капремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ и ЖК РФ;
    • средства собственников жилья, поступающие в ТСЖ на проведение ремонта.

    Доходы эти не учитываются только в том случае, если ТСЖ ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Если раздельный учет отсутствует, то целевые поступления учитываются в доходах упрощенца на общих условиях.

    Порядок ведения раздельного учета ТСЖ разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей . В качестве примеров для разработки регистров учета поступления и использования целевых средств можно использовать образцы регистров, приведенные в Рекомендациях МНС РФ .

    При этом в КУДиР ТСЖ на упрощенке не отражает доходы и расходы, которые не учитываются при расчете налога при УСН.

    Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение

    А каков порядок учета сумм, поступивших товариществу в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг? Суммы, полученные от собственников (пользователей) жилья в счет оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями, не включаются в доходы при УСН (пп.4 п.1.1 ст.346.15 НК РФ , Определение ВС от 11.05.2018 № 305-КГ17-22109 по делу № А41-86032/2016). Это при условии, что полученная за коммунальные услуги плата перечисляется в дальнейшем (Письмо Минфина от 14.06.2018 № 03-11-06/2/40525):

    Ресурсоснабжающей организации - за поставку ресурсов;
    - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами - за оказанные услуги.

    Если между ТСЖ и собственником жилых помещений заключен посреднический договор, то доходом ТСЖ будет только соответствующее вознаграждение (Письма Минфина от 18.08.2017 № 03-11-11/53260 , от 27.01.2017 № 03-11-11/4260).

    Таки образом, если ТСЖ выступает лишь в качестве посредника между собственниками жилья и ресурсоснабжающей организацией (оператором), то бухучет будет такой:

    Если же ТСЖ самостоятельно оказывает услуги собственникам (пользователям) жилья, то плата за эти услуги включается в доходы ТСЖ. И бухучет коммунальных платежей будет выглядеть следующим образом:

    Аналитический учет плательщиков коммунальных платежей на счетах 62,76 организуется в разрезе собственников жилья, чтобы получать информацию о состоянии расчетов с каждым собственником на отчетную дату.

    Бухучет в управляющей компании на УСН

    Управление многоквартирным домом может также осуществляться специализированной организацией на основании лицензии - управляющей компанией (п. 1.3 , пп. 3 п. 2 ст. 161 ЖК РФ). Бухгалтерский учет управляющей компании и ее налогообложение на УСН будут аналогичны рассмотренному выше порядку учета и налогообложения ТСЖ.