Пример текста: повествование, рассуждение. Как написать рассуждение (текст)? Как написать художественный текст-рассуждение


Из рассуждений Дикого становиться ясно, что в Калинове жесткосердным, скупым и низким людям(именно таким человеком является сам Дикой) принадлежит неограниченная власть, которая позволяет им творить любые несправедливости и лишает простых людей защиты. Именно об этом и говорит Кулигин, сообщая Борису, что в Калинове "жестокие нравы".

Дикой рассказывает Кабанихе, что каждый раз, когда кто-либо приходит к нему просить полагающихся денег, он приходит в страшную ярость. Выходит, что всё множество людей, зависящих от Дикого в денежном отношении, не могут жить спокойно и всё время чувствуют над собой грозу - они не знают, когда получат необходимые им деньги, зато точно знают, что для этого им придётся пройти через страшную брань жестокого купца.

Замечание Кабанихи о том, что Дикой "нарочно себя в сердце приводит" ещё больше раскрывает натуру Савла Прокофьевича. Ярость Дикого нужна ему, чтобы держать в страхе всех своих подчинённых, и за счёт этого ещё больше ущемлять их интересы в пользу собственных. При этом сам Дикой отвечает Кабановой так - " Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!" - из чего следует, что купец полностью оправдывает себя и свою алчность.

Что же можно сказать в итоге, проанализировав приведенный отрывок и мои аргументы? Таким образом, приведённый отрывок показывает, что в Калинове простым людям приходится жить под властью жестоких людей, думающих только о собственном благе, а значит, этот фрагмент текста может считаться хорошей иллюстрацией для слов Кулигина.

Обновлено: 2018-03-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • 8. Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о ‘жестоких нравах’ города Калинова?9. В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н

«Еще недавно люди были очень дикие»
(Л. Добычин)

Дикой в пьесе Островского «Гроза» полностью принадлежит «тёмному царству». Богатый купец, самый уважаемый и влиятельный человек в городе. Но одновременно с тем ужасно невежественный и жестокий. Характеристика Дикого в пьесе «Гроза» неразрывно связана с описанием нравов и привычек жителей города. Сам Калинов является вымышленным пространством, поэтому пороки распространяются до масштабов всей России. Выявив черты характера Дикого можно с лёгкостью понять ту печальную общественную ситуацию, которая сложилась в России XIX века.

Автор Дикому в «Грозе» характеристику даёт скудную: купец, значительное лицо в городе. О внешности не сказано практически ни слова. Тем не менее это колоритный образ. Фамилия персонажа говорит сама за себя. Семантическое поле «дикости» не раз упоминается в тексте произведения. В описании жизни города Калинова постоянно упоминаются пьянство, ругань и рукоприкладство, иначе говоря, дикость. Немотивированный страх перед грозой лишь укрепляет уверенность в том, что жители остановились на некоем первобытном этапе развития. Имя Савл тоже говорящее. Оно принадлежит христианской традиции. Этот библейский персонаж известен как гонитель христиан.

Образ Дикого в пьесе «Гроза» Островского вполне однозначный. Нет ни одной сцены или эпизода, где этот персонаж проявил бы свои положительные качества. Да и проявлять, собственно, нечего. Весь Дикой будто состоит из жёлчи, грязи и ругани. Практически во всех его репликах присутствуют бранные слова: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом», «Отстань ты от меня! Отстань! Глупый человек!», «Да вы, проклятые, хоть кого в грех введёте!»

Бездумное подчинение тем, у кого больше денег, создало некую легенду о Диком как о главном человеке в городе. И дикой ведёт себя в соответствии с этим условным статусом. Он грубит городничему, ворует у простых мужиков, угрожает Кулигину: «а за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!», «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Дикой необразован. Он не знает историю, не знает современность. Имя Державина и Ломоносова, а тем более строчки из их сочинений, похожи для Дикого на самую оскорбительную ругань. Внутренний мир героя настолько беден, что у читателя нет оснований сочувствовать ему. Дикой даже не герой, а скорее персонаж. В нём нет внутренней наполняющей. За основу характера Савла Прокофьевича взято несколько качеств: алчность, себялюбие и жестокость. Больше в Диком совершенно ничего нет и априори не может появиться.

Практически незаметной читателям остаётся одна сцена из жизни Дикого. Кудряш рассказывает, что однажды один человек грубил Дикому и поставил того в неловкое положение, из-за чего над купцом ещё две недели смеялись. То есть Дикой на самом деле вовсе не такой, каким хочет казаться. Именно смех является показателем его незначительности и неуместного пафоса.

В одном из действий хмельной купец «откровенничает» с Марфой Игнатьевной. Кабаниха говорит с ним на равных, с её точки зрения Савл Прокофьевич был бы менее спесив, если в Калинове был человек богаче Дикого. Но Дикой не соглашается, вспоминая, как бранил мужика, а после извинялся, кланяясь тому в ноги. Можно сказать, что в его речах реализуется типичная черта русского менталитета: «знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу». Дикой признаётся: «я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Кабаниха замечает, что часто Савл Прокофьевич специально пытается вызвать в себе агрессию, когда к нему приходят просить займы. Но Дикой парирует - «Кому своего добра не жалко!» Хоть купец и привык вымещать свою злобу на женщинах, с Кабанихой он осторожничает: она хитрее и сильнее его. Возможно, именно в ней он видит куда более сильного тирана, чем он сам.

Роль Дикого в «Грозе» Островского ясна. Именно в этом персонаже воплощено такое понятие, как самодурство. Дикой алчный никчёмный человек, возомнивший себя вершителем судеб. Он капризный и безответственный, как Тихон, точно так же любит пропустить рюмку водки. Однако за всей этой тиранией, хамством и невежеством скрывается обыкновенная человеческая трусость. Даже грозы Дикой боится. В ней он видит сверхъестественную мощь, кару Господню, поэтому как можно скорее пытается от грозы спрятаться.

Благодаря такому концентрированному образу можно выделить множество общественных изъянов. Например, чинопоклонничество, взяточничество, скудоумие, ограниченность. Наряду с этим можно говорить также и об эгоизме, падении моральных принципов и насилии.

Тест по произведению

В пьесе выступают две группы обитателей города. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это , угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин. Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетённые, одинаково ощущающие грубую силу «тёмного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы. Образ Дикого: В чужом пиру похмелье» так определяется значение слова самодур: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Это - дикий, властный человек, крутой сердцем».

Таким самодуром, поведением которого руководят только необузданный произвол и тупое упрямство, является Савёл Прокофьич Дикой. Дикой требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы какнибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится его домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника!Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.

Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разгозоре с Кулигиным.

Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать десять рублей на устройство солнечных часов для города.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!..

Кулигин. За что, сударь, Савёл Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчёт что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и всё. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и коней! Что же ты судиться, что ли, со мной будешь Так, ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Дикой чувствует свою силу и власть - власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми», перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смей о жалованье: изругает на чём свет стоит». Лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо9тДать, а всё добром не могу!.. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах» у меня всю нутренную разжигать станет: всю нутренную вот разжигает, да и только"; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». «Пронзительный мужик»,- так характеризует Дикого за его грубость и ругательства Кудряш.

Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.

Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулигиным относительно устройства громоотвода.

Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говоря!

Кулагин. Электричество.

Дикой (топнув ногой). Какое ещё там елгстричество? Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какимито, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?

Язык человека, манера говорить и самая интонация речи обычно соответствуют характеру человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными, оскорбительными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п. А искажение им иностранных слов (езуит, елестричество) только подчёркивает его невежество.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «тёмного царства».

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания написание сочинения. Это может быть рассуждение, описание, а иногда и повествование. Такое задание не является сложным, однако требует соблюдения некоторых правил.

Особенности рассуждения

Текст-рассуждение - одна из наиболее трудных форм текстов, с которыми приходится сталкиваться школьникам. Ведь работа над таким сочинением основывается на понимании причинно-следственных связей между предметами или явлениями. Она отличается особым строением, четкой формой. В рассуждении используется не сюжетный способ построения, а логический (примеры текста-повествования, рассуждения будут рассмотрены ниже).

Целью подобной работы является раскрытие причинно-следственных связей между предметами или явлениями окружающего мира, передача размышлений автора на заданную тематику. В таком тексте дается оценка, обоснование или же отвержение того или иного тезиса.

Структура текста

Текст-рассуждение обязательно должен содержать в себе следующие структурные элементы:

  • Тезис. Это та идея, которую школьник будет раскрывать в своей работе. Например, на ЕГЭ это та фраза, которая дается непосредственно в задании.
  • Аргументация. Иными словами, доказательства, которые школьник приводит в поддержку своей точки зрения. Учащийся может опираться как на опыт из своей жизни, так и на мнение известных личностей.
  • Вывод. Итог, ради которого и было написано сочинение. Школьнику также необходимо обозначить, что данный вывод подтверждается примерами.

Правила написания

Каковы же правила написания текста-рассуждения? На уроке нередко учителя обращают внимание школьников на следующие моменты:

  • Определение логики текста. Школьник должен мыслить логически, обозначать в своей работе причинно-следственные связи.
  • Грамотное вступление. Оно должно содержать в себе несколько предложений, в которых будут описаны существующие мнения по данной теме, проблемы и суждения. Можно привести также и высказывания известных людей, однако с этим лучше не переборщить. Вступление должно быть содержательным и емким.
  • Продумать тезисы. В них не стоит подробно останавливаться на проблеме, ведь все рассуждения и пояснения будут даваться по тексту. Тезисов может быть и несколько, в зависимости от выбранной учащимся проблематики.
  • Подобрать аргументы. Поскольку доказательств всегда приводится несколько, можно использовать перечисления: «Во-первых…», «Во-вторых…». Однако если учащийся сомневается, то можно применять другие вводные слова: «С одной стороны…», «С другой…».
  • Написать заключение. Здесь подытоживается все сказанное. Можно применять конструкцию «Итак…», или же «Таким образом…».

Текст-рассуждение: пример

Рассмотрим небольшой пример текста-рассуждения на тему «Вред курения».

«Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико.

Почему же люди, зная о том, насколько опасным может быть курение, не бросают этой привычки? Вероятно, причина заключается в том, что их осознание опасности недостаточно глубоко. Если бы сию же минуту врач поставил курильщику страшный диагноз, можно предположить, что у него бы мигом отпало желание «подымить». Психологи рекомендуют бросающим эту пагубную привычку чаще вспоминать о том, во что превращаются внутренние органы в результате курения. И напротив, помочь отказаться от сигареты может понимание, насколько здоровее станет человек, если пересилит себя».

Особенности художественного текста

Иногда школьникам нужно написать художественный текст-рассуждение. В таком случае работа должна содержать в себе как элементы рассуждения, так и аспекты художественного текста. О последнем необходимо помнить, что подобный текст должен содержать в себе различные языковые средства - сравнения, эпитеты, метонимию, метафоры.

Для того чтобы написать хороший художественный текст, от автора потребуется хорошее воображение, грамотность. Не обойтись и без личных идей, багажа личного опыта. Если все эти пункты присутствуют, можно перейти к рассмотрению следующих правил, придерживаясь которых, можно написать красивый художественный текст.

  • Основное - чувства. Чтобы текст получился красивым, на время его написания можно отключить самоконтроль, и писать те идеи, которые приходят в голову. Редактированием можно заняться позднее.
  • Наблюдательность. Для того чтобы развивать это качество, можно носить с собой блокнот и ручку. Записанные диалоги, ситуации, особенности поведения в будущем могут пригодиться для работы над сочинением-описанием, или же текстом-рассуждением.
  • Чтобы черпать вдохновение, полезно посещать разнообразные выставки, смотреть кинофильмы, восхищаться красотой природы. Чем более разнообразна жизнь школьника, тем легче ему написать хорошее сочинение.
  • Огромную роль для учащегося может сыграть и чтение. Ведь чтобы создавать хорошие и качественные сочинения - в том числе и тексты-рассуждения - необходимо много читать, отмечать особенности стиля разных писателей. Немало известных писателей начинали с подражания или дописывания известных произведений.

Текст-повествование отличается тем, что в нем события или же явления описываются одно за другим. Схема построения такого сочинения следующая:

  • Сообщить о месте действия.
  • Рассказать о главном действующем лице.
  • Описать действия, порядок их совершения.
  • Указать на завершение событий.
  • Сделать вывод.

Пример сочинения-повествования

Рассмотрим Рассуждения можно также включать в данный однако они не должны занимать в нем центральное место. Сочинение расскажет о фрагменте жизни вымышленного персонажа - пенсионерки Маргариты Николаевны.

«Весенним утром 25-го апреля в городе... стояла хорошая погода. Маргарита Николаевна, одинокая пенсионерка, жившая в одном из старых домов по улице..., вышла погулять. Она прошла пару остановок и повернула за угол. Внезапно Маргарита Николаевна поняла, что на улице ей не встретилось ни одного человека. Она продолжала свой путь, и внезапно из-за угла показалась фигура человека в полицейской форме, шарфе и фуражке. Испуганная отсутствием людей на улицах, Маргарита Николаевна стала звать полицейского: «Товарищ милиционер! Будьте добры, объясните, что здесь происходит?». Однако страж закона, не оборачиваясь, шел вперед.

Маргарита Николаевна из последних сил ускорила шаг, и стала его догонять. Пожилая женщина почти выбилась из сил, но все-таки догнала странного прохожего. Но когда она обернулась, удивлению ее не было предела: в форме полицейского оказался огромный пес, смотревший на женщину умными глазами. «Сударыня, вынужден вам сообщить, что этой ночью власть в Каменске захватили собаки. Все люди переселены в специальные вольеры. Вас не подвергли данным санкциям за исключительно доброе отношение к представителям нашего рода в течение всей жизни. Если вы хотите навестить кого-либо из родственников, вам необходимо получить специальное удостоверение».

Школьное сочинение написать несложно. Придерживаясь простых правил, можно получить хорошую оценку в школе, а также набраться необходимого опыта. Знание необходимых правил, описанных в данной статье, поможет справиться с таким заданием.

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение. Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на то что, так как. Неформальные логические ошибки в рассуждении

Логической ошибкой называют рассуждение, в котором вывод не следует из посылок. При этом и посылки, и сам вывод могут быть как истинными, так и ложными. Таким образом, понятие логической ошибки указывает не на истинность или ложность суждений, а на нарушение логической связности в рассуждении. Различают формальные и неформальные логические ошибки.Формальные логические ошибки являются результатом нарушения логических законов, правил определения и деления понятий, правил построения суждений, правил умозаключений. Все эти ошибки рассмотрены в соответствующих разделах Пособия . Но не менее часто в практике рассуждения приходится иметь дело с неформальными логическими ошибками. Неформальные логические ошибки возникают при рассуждении тогда, когда в приводимом для обоснования тезиса доводе используется что-либо неясное, недоказанное или не имеющее отношение к обосновываемому тезису. В соответствии с этим неформальные ошибки можно разделить для практического удобства на три категории: ошибки неясности, ошибки допущения и ошибки неуместности. Ошибки неясности предполагают неясность в рассуждении – наличие чего-либо неоднозначного, нечеткого или расплывчатого в употребляемых словах или в способе выражения. Ошибки допущения возникают, когда для обоснования тезиса используются необоснованные или недоказанные суждения. Ошибки неуместности – когда вывод не имеет какой-либо логической связи как минимум с одной из посылок.

Основные виды рассуждений и их признаки.

Рассуждение-это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрывается их внутренние признаки. Цель рассуждения- выведение нового знания. Рассуждения выделяется 3 типа:

1. Собственно- рассуждение

2. Доказательство

3. Объяснение

Цель Доказательства- это правильность или ложность высказывания тезисов. Цель объяснения- раскрыть и конкретизировать изложенное высказывание.

Виды (формы) рассуждения

Рассуждение осуществляется в форме суждений и умозаключений: дедуктивных (см. Дедукция), индуктивных (см. Индукция), гипотетических (см. Гипотеза), по аналогии.

Рассуждение – Функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. Суть рассуждения – В объяснении какого-либо утверждения или в обосновании истинности какой-то основной мысли (тезиса) другими суждениями (аргументами).Признаки рассуждения: Как уже отмечалось, в структуре рассуждения выделяются три части:1. Тезис – положение, которое доказывается (основная мысль).2. Аргументы – положения, с помощью которых обосновывается правильность тезиса. Аргументы должны:– не противоречить друг другу, быть логически безупречными;– должны быть даны в определенной последовательности, способствующей наилучшему воздействию на слушателей, т. е. рассуждению свойственна логическая последовательность: все, не относящееся к доказательству, опускается.3. Вывод из сказанного, который объединяет отдельные положения, примеры, аргументы, в форме обобщения или заключения. (Таким образом, доказано, что… Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё). Обобщение должно логически вытекать.Таким образом, рассуждение – цепь логически связанных между собой тезисов, идя по которым мы можем прийти к выводу. Есть главная мысль, и тезисы-аргументы должны быть привязаны друг к другу через модель.