История появления матрешки на руси для детей. История возникновения матрешки

Рассказ об истории происхождения матрешки для детей

Детям о деревянной кукле - игрушке

Матрешка, как символ русской культуры

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения русской деревянной куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание.
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.


Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.


В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.



Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.

Матрешка - самый желанный сувенир из России, известный во всем мире. Традиционная куколка выполнена в образе молодой русской женщины в национальном костюме. Она вмещает в себя несколько фигурок, количество которых может варьироваться. Но в классическом варианте - их всегда семь! И в этом заключен некий смысл. Но об этом - чуть позже.

Краткая история возникновения матрешки

Когда и где появилась первая игрушка? Историй существует несколько, и какая из них наиболее правдоподобная - мы не знаем на 100%. По одной из версий придумана она была художником Милютиным, проживавшем и работавшим в конце XIX века. Прототипом послужила увиденная им фигурка Фукурумы - одного из японских богов, отвечающего за мудрость. Деревянную заготовку выточил токарь Звездочкин, а живописец расписал ее самостоятельно.


Еще один вариант повествует, что рождению популярной русской игрушки мы обязаны промышленнику и меценату Савве Мамонтову. Рассказывают, что в 1890 году в его усадьбу Абрамцево кто-то принес необычную забаву: кукла смешного японского старичка состояла из семи подобных фигурок, вложенных одна в одну. Так она попала в мастерскую, где и родилась впоследствии привычная нам матрешка.

Круглолицая красавица появилась с большим и дружным семейством: самая большая барышня держала под рукой петуха, одна из ее сестриц была с караваем в руке, другая - с серпом. В большой семейке был и милый мальчишка-братец, изображенный в красной рубахе. Первый вариант и сегодня хранится в Музее игрушки, который находится в Сергиевом Посаде.

Значение слова

Не меньшей историей обросло и само имя «матрешка». По некоторым данным есть информация, что в поместье устраивались вечера. На этих абрамцевских чаепитиях художник увидел краснощекую красавицу Матрену, которая работала прислугой в доме Мамонтова. В Руси это имя было в то время одним из самых популярных. Оно и стало ключевым, если верить легенде.

Но исследователи имени обращают внимание на связь с древнеиндийским образами: в индуизме «матри» - женское начало (в переводе означает «мать»). Это символика, которая прослеживается в русской игрушке, являющей семью из 7-ми фигурок.

Сакральный смысл матрешки Кто же она? Сувенир, игрушка, украшение? Специалисты утверждают, что матрешка - это еще и прекрасное учебное и развивающее пособие для детей. Она поможет познать малышам такие понятия, как: цвет, величина, объем. Складывая одну в одну, у ребят развивается координация рук и глаз. Маленькие дети демонстрируют свое умение логически мыслить, собирая фигурки и учатся считать. Но эта непростая игрушка имеет символический смысл.

Сакральный смысл игрушки

Кто же она? Сувенир, игрушка, украшение? Специалисты утверждают, что матрешка - это еще и прекрасное учебное и развивающее пособие для детей. Она поможет познать малышам такие понятия, как: цвет, величина, объем. Складывая одну в одну, у ребят развивается координация рук и глаз. Маленькие дети демонстрируют свое умение логически мыслить, собирая фигурки и учатся считать. Но эта непростая игрушка имеет символический смысл.

Расписная куколка символизирует 7 человеческих тел. Хотя понятие «тело» выглядит в этом случае не совсем привычно. Правильно сказать - это оболочки или уровни энергоинформационной системы человека.


7 куколок матрешки символизирует 7 оболочек энергоинформационной системы человека

✔ Самая маленькая матрешка означает тело физическое. Человек привязан к нему и ошибочно думает, что это - единственное, чем обладает. Эта оболочка выступает в роли защитника от неблагоприятных факторов внешней среды. Ее созревание заканчивается к первому году жизни. Так ребенок утверждается в мире Яви, который ощущается органами чувств. Вот эта первая матрешка красного цвета, связанна с чакрой Исток, позволяющего набраться силы от Земли. Но вибрации его очень малы, чтобы подняться выше.

✔ Затем следует тело энергетическое (эфирное или Жарье) и это - матрешка оранжевая. Телесная оболочка повторяет контуры первого, физического тела, но похожа она на яркую световую сеть, по которой передвигается энергия. Двойник расположен на достаточно большом расстоянии и передает энергию абсолютно всех процессов, происходящих в человеческом организме. Формируется к трем годам. Почему оранжевый цвет? Здесь связь с чакрой Зарод, наполняемой силой огня.

✔ Тонкая третья оболочка Навье - астральное тело человека, связанное с чакрой Живот. Перед нами еще большая фигурка желтого цвета. Частота вибраций этого тела уже намного выше, и оно является своего рода информационным шаблоном. Здесь находятся чувства и эмоции. Формирование происходит к 7 годам. Желтый оттенок дарит эмоциональную устойчивость к и здоровье.

✔ Следующая матрешка - зеленая. Речь идет о ментальной оболочке, представляющей наиболее высокие вибрационные потоки. Символизирует тело Мысли, в котором протекают все интеллектуальные процессы и умение структурировать воспринимаемую информацию. Самая главная задача ментального тела (Клубье) - хранение поступающей информации или память. Формирование происходит к 14 годам. Зеленый цвет активно поддерживает душевные силы человека и его интуицию.

✔ Следующее тело Причины - и голубая фигурка. Здесь находится оболочка, называемая казуальной. Она полностью созревает к 21 году. В этом «архиве» записана вся человеческая карма, информация о часе и месте рождении, о тех людях, которые были и будут окружать вас на протяжении жизни: члены семьи, друзья, учителя и т.д. Это тело позволяет анализировать и познавать, «складывать в пазл» события нашей жизни. В этот период личность способна создать свое пространство (время свадебных обрядов и посвящения в «мужа» и «жену»). Голубой цвет способствует подпитке интеллектуальных запасов, способствует общению и питает нервные силы.

✔ Синяя кукла - символ тела будхического (Сознание, чакра Око). Объединяясь с казуальным, оно рождает самую идеальную энергию, именуемую Душа. Человек получает необходимый опыт, который потребуется в дальнейшем. Синий цвет представляет путь к познанию законов Вселенной и наделяет даром предвиденья.

✔ Вот мы и дошли к самой большой, фиолетовой матрешке - тело атмическое, связанное с чакрой Родник. Цвет отвечает за гармонию распределения всех энергий. Более всего осознание этой формы приходит тогда, когда человек приходит к возрасту бабушки или дедушки. Высшая оболочка имеет название Дух и все религии мира называют ее Богом, хотя представляют в разных формах и образах. И Бог живет в каждом из нас! Именно способность осознать себя и понять на всех предыдущих уровнях - это и есть смысл жизни человека.

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).


Матрёшка “Тарас Бульба”

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.
Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.


05.06.2017 18:56 3588

Кто придумал матрешку и почему она многоместная.

Матрешка уже многие годы считается символом России. Она представляет собой разборную, многоместную расписную куклу. Наверняка и у кого-то из вас дома есть такой сувенир. Но кто же придумал эту необычную игрушку? И почему она многоместная?

Существует несколько предположений относительно истории происхождения матрешки. По одной из версий, самая первая матрешка появилась в России в конце XIX века. На тот момент это была восьмиместная деревянная кукла, которая изображала девушку в сарафане, белом фартуке и цветастом платке на голове. В нарисованных руках она держала черного петуха.

Выточена эта матрешка была токарем В.П.Звездочкиным в московской мастерской-магазине под названием "Детское воспитание". Расписал куклу известный художник С.В.Малютин. А названа она была популярным в то время именем Матрена, вернее шутливо-ласковым его вариантом. Считается, что прообразом матрешки послужила фигурка японского святого Фукурумы, которая находилась вдоме владельца мастерской Мамонтова.

С Японией связано и еще одно предположение о происхождении матрешки. Вернее оно говорит о том, что Страна Восходящего Солнца (так называют Японию) и есть родина этой знаменитой на весь мир игрушки.

В этой древней стране множество богов. И каждый из них за что-то отвечал: кто-то за урожай, кто-то помогал праведникам, а кто-то был покровителем счастья или искусства. Божки эти разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрые...По японскому поверию, человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствует какой-либо бог.

В связи с этим, в Японии были очень популярны комплекты фигурок-божков. И первой такой куколкой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старичка, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

"Совершенное в совершенном, подобное в подобном, одно во всех и все в одном" - это полное единообразие, в котором японцы видят высший смысл и красоту бытия. И именно на этом основано создание фигурок складывающихся одна вдругую.

И все-таки, настоящей родиной русской матрешки все-таки признан подмосковный городок Сергиев Посад - крупнейший центр по производству игрушек в России.Троице-Сергиев монастырь, расположенный в этом городе был центром художественных ремесел Московской Руси. Как гласят предания, сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, вырезал из дерева игрушки и одаривал ими детей.

Большую популярность матрешка имела не только в России, но и за рубежом. После того, как в 1900 году она была представлена на Всемирной Выставке в Париже, мастерская получила на нее много заказов. В итоге дошло даже до того, что иностранцы начали подделывать русскую куколку.

Со временем разнообразие матрешек в Сергиевом Посаде увеличилось. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами и т.д. стали изготавливать куколок в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, а также в виде пастушек со свирелью и даже старика с густой бородой и большой палкой и во многих других образах.

Создавали также матрешек и в виде персонажей литературных произведений и сказок."Репка", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич" - это лишь часть из всех. Кроме того, мастера пытались даже изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные. Однако, эти игрушки не нашли спроса и их производство прекратили.С того времени и до настоящего момента выпускаются матрешки традиционной формы.

Стоит отметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а только те, которые вкладываются друг в друга. Самыми распространенными были 3-х, 8-ми и 12-ти местные куколки. А в 1913 году токарем Н. Булычевым для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка!

В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, где изготавливали игрушки,в том числе и матрешек. Постепенно производство этих куколок разошлось по многим местностям России. В каждом крае матрешка была особенной и имела свою неповторимую внешность.Так например, кировская матрешка отделывалась соломкой, а матрешка из Уфы была создана в башкирском национальном стиле.

Есть также историки, которые считают, что матрешку придумали и создали еще древнерусские умельцы. Сначала это была просто деревянная болванка - детская кукла без лица. Затем её начали расписывать - рисовать лицо, одежду.

А еще позже, чтобы позабавить детей к кукле начали изготовливать фигурки-вкладыши.Так матрешка стала многоместной. Со временем внешний вид куклы менялся и количество фигурок-вкладышей тоже.Появились даже матрёшки с изображением полководцев, а в наше время президентов и т.д.

Споров о том, где и когда зародилась матрешка - много. Как бы там ни было, но то, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века - нессомненно. Остается только один вопрос: почему расписывая матрешку, ей никогда не рисуют ноги?

Обращая внимание на этот факт, некоторые исследователи опять же указывают на то, что это могло быть признаком того, что родиной матрешки могла быть Япония. И вот почему.

В японской культуре есть один персонаж - святой по имени Дарума. Куклы с его изображением тоже безногие. Дарума - это японский вариант индийского имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь.

Так вот, японская легенда гласит, что Дарума медитировал без устали целых девять лет смотря на стену. При этом он постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон.

Тогда, Дарума срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь,чтобы они не мешали ему. Теперь с постоянно открытыми глазами святой мог бодрствовать. А из его век, которые он бросил на землю появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так по легенде вырос настоящий чай.

Однако у этой игрушки от матрешки есть одно важное отличие - она не разборная и не вмещает в себя другие фигурки. Поэтому вряд ли Дарума мог стать образцом для создания матрешки.

Разборные фигурки, как в Росии, так и в Японии, были популярны еще до появления матрёшек. Так например, на Руси были популярны "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми (пустыми) внутри, и тогда в большую фигурку вкладывалась меньшая. А еще эта идея встречается в русском фольклоре. Помните, как в сказке говорится? - "игла - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...".

Вот и выходит, что невозможно точно определить, где родилась любимая многими куколка-матрешка...


Наверное, нет на земле человека, который хотя бы раз в жизни не видел небольшую, полненькую, раскрашенную в яркие цвета куклу. Конечно же, речь идет о российской матрёшке. Сама по себе она вызывает столько позитива, что даже иностранцы, приезжая в Россию, считают матрёшку обязательным сувениром. Доброе и веселое круглое лицо вызывает улыбку, вне зависимости от настроения. И ведь мало кто знает, что это не народная игрушка. А когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин - почти никто и не догадывается.

Развивающий конструктор

А как радуется малышня, когда берет в руки это деревянное чудо! Для детей это тоже не просто кукла, а еще и своеобразный конструктор. Ведь благодаря своим особенностям русская народная матрешка развивает детское мышление.

Секрет заключается в ее конструкции. Дело в том, что кукла эта - разборная. Она состоит из двух частей, разъединив которые, вы увидите внутри точно такую же толстушку, только меньших размеров. Иногда таких "клонов" насчитывается аж 48 штук! Можно представить себе детскую радость, когда обнаруживается такой клад - множество миниатюрных игрушек.

Кроме того, по мнению экспертов, такая форма подачи тренирует интеллект ребёнка, показывая ему, что все в жизни идет от маленького к большому, и наоборот.

Мастерство и утонченность

Взрослых же поражает утонченность токарной и художественной работы, особенно в куклах с большой вложенностью. Ведь самая маленькая русская матрешка (картинки которой сопровождают нас всю жизнь) порой не превышает в высоту нескольких миллиметров. Тем не менее она раскрашена вручную. Точно так же, как и большая.

Несмотря на простоту и незатейливость игрушки, как только берешь ее в руки, ощущаешь себя частичкой старинного российского этноса. Интересен тот факт, что изобрели и сделали куклу относительно недавно. И хотя историки затрудняются сказать, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин, установлено точно, что появилось это чудо в 90-х годах XIX века.

Легенды вокруг истории происхождения

История русской матрешки, согласно распространённой версии, началась в мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей семейству А. И. Мамонтова (брата знаменитого на весь мир промышленника и мецената Саввы Мамонтова). Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Любопытно, что в японском языке такого слова не существует, и, скорее всего, название Фукурума - это уже российская версия имени Игрушечная фигурка была с интересным секретом. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.

Соавторство

Красивый божок восхитил известного художника-модерниста Сергея Малютина. Любуясь диковинкой, Малютин неожиданно загорелся интересной идеей. Для ее реализации он привлек токаря Василия Петровича Звездочкина, потомственного игрушечника. Малютин попросил мастера изготовить небольшую деревянную болванку, которая и была сделана в считаные минуты. Передавая болванку в руки художника, токарь еще не понимал смысла затеи. Не теряя времени, Малютин, подобрав краски, собственноручно расписал деревянный брусочек.

Каково же было удивление Зведочкина, когда он увидел, что в результате получилась маленькая кругленькая девушка в простом крестьянском сарафане с петухом в руках. Она состояла из двух половинок, внутри которых была все та же барышня, но уже меньших размеров. Всего их было восемь штук, причем каждая из них держала в руках другой предмет. Тут были и серп для жатвы, и корзинка, и кувшин. Интересно, что последняя фигурка изображала самого обычного младенца.

Однако историки-биографы, которые изучали деятельность Малютина, довольно скептически относятся к этой красивой легенде. Русская матрешка, картинки которой (хотя бы эскизно) не найдены в наследии художника, не могла быть придумана за секунду. А для общения с токарем нужны были наброски и чертежи.

Почему кукла названа матрешкой

Историки почти единогласно утверждают, что имя Матрена - самое распространенное в деревнях России конца XIX века. Не исключено, что именно оно и подтолкнуло авторов игрушки. А вот другое предположение: когда придумали русскую матрешку, ее название произошло от слова «матрона», т. е. мать большого семейства. Говорят, что именно таким образом создатели куклы хотели подчеркнуть умиротворённость и доброту своего изобретения. И дали ей очень ласковое и нежное имя.

И еще одна версия

Сам токарь-игрушечник утверждал, что первая русская матрешка сделана по чертежу из какого-то журнала. Он выпилил «глухую» фигурку (то есть она не раскрывалась). была похожа на монашку, и вид у нее был уморительный. Сделав фигурку, мастер затем отдал ее на роспись художникам. Эта версия тоже может служить своеобразным ответом на вопрос о том, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин.

Существует, однако, вероятность, что фигурку действительно расписывал Сергей Малютин. Потому что в то время он активно сотрудничал с издательством Мамонтова и занимался иллюстрациями к детским книгам. Иными словами, эти два человека находились в одно время довольно близко друг от друга. Тем не менее достоверной версии, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин, все же нет. Известно лишь, что кукла не имеет древних корней.

Как матрешек поставили на поток

Мамонтову понравилась идея с раскладной куклой, и в Абрамцево, где находилась его основная мастерская, вскоре было налажено поточное производство. Фото матрешки русской подтверждают, что первые прототипы раскладных фигурок были довольно скромны. Девушки «одеты» в простые крестьянские платья, не отличающиеся особыми изысками. Со временем эти узоры становились все сложнее и ярче.

Изменялось и количество вложенных фигурок. Старинные фото матрешки русской показывают нам, что в начале ХХ века считалось стандартом изготовление 24-местных игрушек, а в исключительных случаях и 48-местных. В 1900-м году закрывается мастерская «Детское воспитание», однако производство матрешек не прекращается. Оно переносится в Сергиев Посад, на 80 км северней от Москвы.

Есть ли глубинный смысл в образе матрешки

Если рассуждать о возможном прообразе, с которого началась история русской матрешки, то нужно вернуться к фигурке японского бога Фукурокудзю. Что же представляет собой этот божок в Древние мудрецы считали, что человек имеет семь тел: физическое, эфирное, астральное, космическое, нирванное, ментальное и духовное. Более того, каждому состоянию тела соответствовал свой бог. Исходя из этого учения, неизвестный японский зодчий сделал свою фигурку именно «семиместной».

Вроде бы, полное сходство с известными нам образцами и фото матрёшки русской? Действительно, а не из таких ли побуждений исходил сам Звездочкин и другие мастера, создавая эту удивительную куклу? Может быть, они хотели показать разносторонность исконно русской женщины, которой любая работа по плечу?

Достаточно вспомнить разные предметы, которые держит в руках каждая русская матрешка. История для детей была бы весьма поучительной. Но эта версия маловероятна. Потому что сам мастер Звездочкин никогда в своей жизни не вспоминал никаких японских богов, тем более с такими сложными названиями. Ну и совсем не вяжется с японским прототипом последующая большая «вложенность» русских матрёшек. Количество внутренних кукол измерялось десятками. Так что история с семью телами японского бога - скорее всего, просто красивая легенда.

и матрешка

И все же в восточной мифологии есть еще один персонаж, потомком которого могла стать русская матрешка. История для детей предлагает ознакомиться и с монахом Дарумой. Это аналог известного из китайского фольклора персонажа Бодхидхарма - основателя знаменитого монастыря Шаолинь.

По древней Дарума решил достичь совершенства, погружаясь в медитацию. На протяжении 9 лет он смотрел на стену, не отрывая взгляда, однако вскоре понял, что просто спит. И тогда Дарума срезал ножом свои веки, бросив их на землю. А еще спустя немного времени у монаха от долго сидения в одной позе отнялись руки и ноги. Именно поэтому фигурки с его изображением делали безрукими и безногими.

Однако гипотеза возникновения российской куклы по образу Дарумы весьма несовершенна. Причина кроется на поверхности. Дело в том, что кукла Дарума неразборная и сделана наподобие нашей неваляшки. Поэтому, хоть мы и видим, что обычаи похожи, истории происхождения обеих кукол явно разнятся.

Загадай желание и доверь его матрешке

Интересное поверье связано и с глазами Дарумы. Их обычно изображают на кукле очень большими и без зрачков. Японцы покупают эти фигурки и загадывают желание, чтобы оно обязательно исполнилось. При этом символично раскрашивая один глаз. Через год, если желание исполняется, кукле «открывают» и второй глаз. В противном случае фигурку просто относят в храм, из которого ее принесли.

Отчего же столько внимания древним японским поверьям? Ответ прост. Мало того что фото матрешки русской показывает нам сходство, так еще и с ней проводятся похожие ритуалы. Считается, что если вложить внутрь куклы записку с желанием, то оно непременно сбудется.

Интересен и тот факт, что качество исполнения желания напрямую зависит от художественной сложности матрёшки. Чем большей «вложенностью» обладает матрёшка, и чем искусней она разрисована яркими красками, тем выше шансы загадавшего получить сокровенное.

И все же...

Кстати, история возникновения разборных кукол уходит своими корнями именно в российское прошлое. Еще в Древней Руси были известны так называемые писанки - художественно раскрашенные пасхальные яйца из дерева. Иногда их делали полыми внутри и закладывали туда меньшее по размеру яйцо. Похоже, что именно эти писанки становились незаменимыми атрибутами в русских народных сказках, где смерть Кащея обязательно находилась в яйце, яйцо в утке и так далее.

Странно осознавать, что русская матрешка, картинки которой представлены в данной статье, окутана столькими легендами относительно своего происхождения. Однако это действительно так. Что лишний раз доказывает: кто бы ни сделал матрешку и чем бы он ни руководствовался при этом, этот человек (или смогли задеть людей за живое. Ведь только то, что очень нравится и постоянно на слуху, обрастает таким количеством сказочных предположений. Русская матрешка - сувенир, которому рад и стар, и млад. Это факт.

Музейные экспонаты

В Сергиевом Посаде организован музей игрушек. Там, помимо прочего, выставлена и предположительно первая кукла. Та, что раскрашена в цветастый сарафан, и с петухом в руках. В ней семь вложений, т. е. всего эта куколка восьмиместная: верхняя девушка, затем три сестрички, братик и еще три сестрички с карапузом-младенцем. Музей русской матрешки организован еще и в Москве, в Нижнем Новгороде, в Калязине и т. д.

Но матрешки настолько популярны, что в современном исполнении можно встретить не только девушку-красавицу. Очень интересно выглядят герои мультфильмов, политики, всевозможные животные, выполненные в форме разборной игрушки.

Иногда говорят, что первая кукла имела все же 7 вложений. Хотя сам Звездочкин утверждал, что изготовленные им матрешки были трех- и шестиместными. В общем, совершенно ясно, что нам не докопаться до истины. Мы с удовольствием рассматриваем выставленные в витринах игрушки и, когда узнаем их историю, влюбляемся еще больше.