Героиня моего очерка завуч школы. Очерк об учителях «Большое видится на расстоянье

– Мне до сих пор снится, что я веду урок, но у меня ничего не получается. Просыпаюсь и думаю: как хорошо, что это сон.
Инна Яковлевна Ткачёва, «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель России», ветеран труда, награждённая медалями «К 300-летию Санкт-Петербурга» и «За заслуги перед Кронштадтом», отметила 29 января свой юбилей – 80 лет.

Она – не просто отличный учитель. Её коллега Галина Борисовна Титова называет 20 лет работы Инны Яковлевны директором школы № 427 «эпохой Ткачёвой». Почему? Тогда были заложены основы уклада школы, которые сделали её особенной. Отношения учеников и учителей, основанные на понимании и уважении, отсутствие конфликтов, атмосфера творчества
и поддержки. Этот стиль, эту основу педагогический коллектив школы № 427 старается и сегодня культивировать и поддерживать.

О семье

Инна Яковлевна родилась в семье потомственных железнодорожников. У отца был знак «Почётный железнодорожник» и орден «За трудовую доблесть». Это была очень дружная семья, где дети ощущали любовь и взаимное уважение родителей друг к другу и к ним – детям.
Кроме меня росли два брата – Сергей и Анатолий. Я была старшей. Нас воспитывали порядочными и простыми людьми. Простыми – в отношении к другим людям, без заносчивости и гордыни. Братьев уже нет, но я до сих пор дружна с их семьями, – рассказывает Инна Яковлевна. – Мы всегда любили собираться в родительском доме – это в районном центре Хвойная Новгородской области.
Все мы родом из детства. Многое закладывает в нас уклад родительского дома.
– Как я стала учителем? Любовь к книге мне привила мама, которая старалась купить, где только возможно, хорошие книги. Она даже ездила на вокзал, поджидала почтовый поезд из Ленинграда, чтобы в киоске Союзпечати заполучить нужную мне литературу. Я с детства любила стихи. Особенно Лермонтова, я даже влюбилась в него – такой он был красивый на обложке, в мундире с эполетами.
Школьницей Инна зачитывалась рассказами Чехова, любила повести Гоголя. А в 4-м классе участвовала в конкурсе, объявленном Маршаком, – на лучшие стихи о чтении. И даже получила награду – книгу стихов Самуила Яковлевича с его автографом.

Первый раз –
в первый класс

В школе Инна была и звеньевой, и комсоргом, и отрядной вожатой. Затем она поступила в педучилище имени Некрасова, окончила его с отличием. Здесь, по словам Инны Яковлевны, ей очень повезло с педагогами. Учили серьёзно, готовили по лучшим методикам преподавания. Всё это ей очень пригодилось в начале работы учителем. Первый раз – в первый класс! Так и получилось у молодой учительницы, когда ей в родном посёлке доверили первоклашек. Затем Инна вместе с мужем переехала в Ленинград, где он учился в Военно-медицинской академии. Потом было направление на Камчатку.
– Нет, не жалко было уезжать из Ленинграда. Мы были молоды, хотелось побывать в разных местах. А в Камчатку я просто влюбилась, – вспоминает Инна Яковлевна.
Но мужа отправили на высшие командные курсы в Медицинскую академию. И снова – Ленинград, работа учителем начальных классов, затем, по окончании Педагогического института имени Герцена, учителем русского языка и литературы. А в 1975 году семья переехала в Кронштадт, и вот уже 43 года судьба Инны Яковлевны тесно связана с городом-островом.

Материнская гордость

В семье Ткачёвых росли дети: Андрей и Александр. Мальчики закончили 427-ю школу, затем Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского Комсомола и связали свою судьбу с Северным флотом.
Сыновьями Инна Яковлевна гордится: Андрей – контр-адмирал. Служил на самом большом подводном крейсере «Акула», был командиром. После окончания Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова капитан I ранга Ткачёв был назначен на должность заместителя, а потом и командира соединений подлодок Северного флота. В июне 2007-го он возглавил когда-то самое секретное соединение, дислоцированное в Северодвинске – ордена Ленина Государственный центральный морской полигон. Затем командовал дивизией и Главным морским испытательным полигоном России. Завершил службу заместителем главкома ВМФ.
Младший сын Александр, капитан 2 ранга, также достойно служил Родине на Северном флоте. Он начинал службу в береговых ракетных частях, командовал тыловыми подразделениями Северного флота. Сегодня несёт службу в Главном штабе Северного флота.

С благодарностью
к коллегам

О сыновьях и внуках Инна Яковлевна готова рассказывать бесконечно. Но и её собственная биография сложилась очень достойно. Об этом говорят её друзья, коллеги. и, конечно же, ученики. Причём все они отмечают не только профессиональные, но и человеческие качества Инны Яковлевны. Сама же Инна Яковлевна тоже благодарна своим коллегам.
– Когда я пришла в школу № 427, ею руководила Антонина Ивановна Шкилёва, человек очень строгий, добрый и мудрый. В 1975 году я стала преподавать русский язык
и литературу, совмещая эту работу с организацией внеклассной и внешкольной работы. В 1984 году Антонина Ивановна передала школу в мои руки. У нас работали чудесные учителя: Ангелина Николаевна Михайлова, Наталья Николаевна Пфау, Людмила Павловна Заикина, Валентина Фёдоровна Орехова.
В те годы у учителей не было сегодняшних технических возмож-ностей: только мел и школьная доска, но мысль работала, рождались идеи: проходили литературные гостиные, Дни поэтов. Дети высказывали свои мнения открыто, поощрялось творческое мышление.
– Мне понравилась мысль Льва Толстого: «Если нельзя изменить общество, нужно создавать вокруг себя любовь». Так мы и работали. Странно сегодня слышать, что школа «оказывает образовательные услуги». Это заблуждение. Школа воспитывает личность. К счастью, похоже, от термина «услуги» начинают отказываться.
Благодарна Инна Яковлевна и руководителю кронштадтского образования Нине Викторовне Кудриной, которой удалось сплотить директоров школ в единую команду, создать творческую атмосферу среди них, чтобы не было зависти, а были взаимопомощь и сотрудничество. Сегодня Нина Викторовна возглавляет ветеранскую организацию и делает всё, чтобы учителя и на заслуженном отдыхе ощущали себя в единой команде педагогического сообщества.
Бывшие ученики стали докторами и кандидатами наук, профессорами, учителями и врачами, военными и инженерами, да и просто хорошими людьми.
В этом году 427-й школе исполнится 50 лет.

Елена ПРУДНИКОВА (Леонова), выпускница 1982 года:
– Добрая, мудрая, настоящий учитель, Инна Яковлевна стремилась привить нам любовь к литературе, ведь это едва ли не единственный предмет в школе, который напрямую затрагивает струны человеческой души. Увлекательные уроки, беседы на нравственные темы, подготовка к выпускному сочинению, литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Сергея Есенина – во всём мы ощущали руку опытного, любящего свой предмет и своих учеников учителя. Спасибо Вам, дорогая Инна Яковлевна.

Валентина Фёдоровна ОРЕХОВА, коллега:
– Инна Яковлевна – не просто отзывчивый, она сострадательный человек. Недаром к ней тянутся люди. Она нас соединяет, мы любим собираться в её доме. Муж Инны – тоже прекрасный человек. Это удивительная пара. Это очень светлые, я бы даже сказала, идеальные отношения. Инна Яковлевна, будучи директором школы № 427, сумела сплотить коллектив. В школе никогда не возникали конфликты, она умело решала вопросы. На мой взгляд, она – прирождённый директор.

Галина Борисовна ТИТОВА, завуч школы № 427:
– Могу сказать, что мне посчастливилось встретиться с Инной Яковлевной. Это был конец 80-х – начало 90-х годов. Время наивно-романтическое, время надежд: гуманная педагогика, равенство ребёнка и учителя. Мы в школе просто купались в атмосфере любви и творчества. Инна Яковлевна умела дать нам эту свободу, воодушевить нас. За годы работы должность нисколько её не испортила. Пример: ученик разбил окно. Можно предположить реакцию директора: хулиган, приходи с родителями! А Инна Якaовлевна сразу спрашивает: ты не порезался? Она очень человечный человек. Как-то застаю маленькую дочку в слезах: потерялись звёздочки, заработанные ею на уроках (отметки им ещё не ставили – начальная школа). Инна Яковлевна: «Ну, стоит ли плакать, давай сядем и снова их нарежем, сколько надо». «Берегите слёзы ребёнка», – так она считала. Заражать своим примером – её внутренняя установка. Звание «Заслуженный учитель» Инна Яковлевна получила, будучи директором, как рядовой преподаватель, участвуя в конкурсе с разработкой по теме «Воодушевляющее управление». Так она и управляла, воодушевляя и детей, и учителей, за что мы ей бесконечно благодарны. И атмосфера, ею созданная, школьный уклад, сохранились до сих пор.

Александр ШЕИН, выпускник 1982 года.
– Учителя дают ученикам знания, умения, мудрость, мировоззрение. Инна Яковлевна дарила нам своё сердце, щедро и без остатка. Его с избытком хватало на всех нас, и нам это нравилось. Школьная программа по литературе была не просто пройдена, она была прожита вместе с героями Гоголя, Толстого, Достоевского. Школьные сочинения мы не придумывали, просто писали о пережитом вместе с литературными героями. Настолько органично русская классика вошла в нашу жизнь. Через любовь к литературе мы восприняли не только знания, но и миропонимание, гражданскую позицию, умение сделать правильный нравственный выбор. Всё это оказалось востребованным в эпоху перемен и остро необходимым в трудные моменты жизни. В старших классах Инна Яковлевна обращалась к каждому ученику на «Вы». Мы это ценили тогда, мы это помним и особо ценим сейчас.

Вот так: собираешься написать о человеке, а очерк заселяется множеством людей, которых героиня называет «команда молодости нашей». И это замечательно, потому что свой 80-летний юбилей она встречает в кругу друзей, единомышленников, родных и близких. И круг их очень широк.

Галина Маркина

Стрельникова Надежда Алексеевна – хранительница школьного очага. Очерк

Стрельникова Надежда Алексеевна - хранительница школьного очага

Очерк

(Из цикла очерков "Дар Памяти")

Любимому учителю наших учеников и учителей,

посвящаю

Школа - второй дом

Школа - второй дом.

Так говорят. Всегда ли так бывает? Да, конечно, не всегда. И всё-таки бывает.

Когда заходит речь о роли семьи и школы в воспитание личности, я просто умолкаю. Эта тема для словоблудия, для тех, кто сам не занимается воспитанием, а только любит об этом рассуждать. Для тех, кто знает всё, в том числе знает, как учить, лечить и управлять государством. Семьи бывают разные. Школы тоже неодинаковы. Это я могу утверждать на основе собственного опыта.

Пришёл работать в Шушталепскую школу и сразу понял: эта школа домашняя. С домашним общением, с домашним теплом, отношениями, которые могут быть только в семье.

В 1989 году меня избрали директором этой школы. Специфика учебно-воспитательного учреждения, в котором мне пришлось работать до этого тринадцать лет, была совсем другая. Стал внимательно присматриваться к обычаям, заведённым здесь.

И вот что увидел. Учителя создавали и сохраняли здесь лучшие традиции в течение многих лет. Карлова (Рубанова) Клавдия Петровна, Ракитова Галина Александровна, Князева Валентина Андреевна, Шарапова Зинаида Ивановна, Пелих Людмила Александровна, Овчинникова Валентина Никитична и другие...

Сразу заметил, что основным звеном в этом крепком коллективе была Стрельникова Надежда Алексеевна, во всём звучал её первый голос, который был определяющим во всех сферах многообразной школьной жизни. Да и во внешкольной жизни тоже, по правде сказать.

Учитель физики. Она же и завуч. Она же стала любимым учителем многих поколений учеников. Всю жизнь отдала любимому делу. В 1967 году она после окончания Кемеровского пединститута была направлена в Осинниковское ГорОНО. Два года проработала в ШРМ в посёлке Высокий, а после этого перешла в школу № 24 и навсегда осталась верной городу Калтану. Два года была директором школы. При ней начат капитальный ремонт, положено начало Залу боевой и трудовой славы. Была депутатом пяти созывов Калтанского городского совета. После закрытия Шушталепской школы, которой отдала около сорока лет, ещё три с половиной года работала учителем в школе № 29.

У неё множество наград, в том числе медаль "Ветеран труда", знак "Отличник народного просвещения", губернаторская серебряная медаль "За веру и добро".




Как-то сказала: "Мне повезло, что рядом со мной всегда хорошие люди. Где бы я ни училась, где бы ни работала, учителя менялись, но их состав всегда оставался замечательным".

А я подумал: "У хорошего человека - все люди хорошие". От неё и шло всё это добро, которое воплощалось во всех окружающих.

***

Не пойму до сих пор, специально ли она начинала день с домашних новостей, или так, непроизвольно рассуждала. Иногда слышал такие слова, сказанные как бы между прочим:

А мой-то сынуля сегодня экзамены пошёл сдавать в техникуме. Тоже буду за него трястись весь день. Ой, ой! Я, наверное, больше его переживаю.

И начинались вопросы, обмен мнениями. Кто-то рассказывал про свои домашние дела, про своих деток.

А потом вдруг с долей строгости завуч скажет:

Та-а-к. Родные мои, кто ещё у меня отчёт не сдал?

И начиналась работа. Не та работа, которая в тягость, а такая домашняя, нужная, которую ни на кого не свалишь. Делать надо.

И так смешивалось всё и всегда - дом, работа

Каким-то загадочным путём эта домашняя атмосфера перемещалась на уроки. Обычно здесь учителя обращались к ученикам по имени. Очень редко - по фамилии. Разве только тогда, когда нужно было подчеркнуть особенность и серьёзность ситуации.

И работа шла дружно и весело. Мне часто приходилось бывать на многих уроках и у разных учителей. И большинство наших учителей умели держать тот, на мой взгляд, единственно правильный тон, который был присущ Надежде Алексеевне. Доброжелательный, рабочий. Здесь не делятся на плохих и хороших учеников. Здесь все равны в этой работе.

Она вела уроки живо, с шуткой и улыбкой. На учительском столе всегда громоздились какие-нибудь новые интересные демонстрационные приборы и наглядные пособия.

Нельзя было представить её без постоянной доброй улыбки. И если эта улыбка исчезала, все настораживались и замолкали: значит что-то не так. Пропадала несерьёзность, озорство. Все мгновенно приходили в рабочую норму. Поистине волшебный, магический мирный педагогический приём.

Надежда Алексеевна была моим первым и незаменимым помощником во всём. Она всегда понимала меня, одновременно могли высказать своё мнение, даже если оно было нелицеприятным. И эта искренность в отношениях всегда даёт человеку дополнительный заряд бодрости и комфортности. С благодарностью скажу: работать с ней было легко и надёжно.

Всем известно, что женский коллектив чаще всего наполнен конфликтами и противостоянием различных групп: фаворитов и отверженных. Удивлялся всегда тому, что Надежда Алексеевна легко и бесконфликтно умеет решать проблемы. У нас не было ни фаворитов, ни отверженных.

Учитель учителей и даже директоров

Мой характер таков, что не люблю сидеть на одном месте. Мне нужно ходить, искать новое, что-то предпринимать по ходу. Поэтому экзаменационные дни были для меня сущим наказанием. Будучи по положению председателем комиссии в выпускных классах, должен был присутствовать на всех экзаменах, полдня слушать давно пройденный мною материал.

Частенько находил какой-нибудь повод отлучиться. Возвращаться, конечно, не торопился. Ходил в школьный сад, в котельную и так далее. Однажды после такой отлучки Надежда Алексеевна встретила меня в коридоре, подошла вплотную, взяла за лацкан пиджака и тихо, доверительно, но строго произнесла:

Геннадий Петрович, вам нельзя уходить с экзаменов. Вы же председатель государственной комиссии. А люди что скажут?

Честно говоря, я даже оробел. Директор оробел перед подчинённым! А что на правду-то возразишь? Извинился, пообещал, что больше не повторится и пошёл на экзамен. Прямо, как будто меня за шкирку потрясли. До сих пор, как вспомню, так засмеюсь. Во всём был её правильный порядок. Для учителей, для учеников, и для директора тоже.

После уроков часами просиживала с молодыми учителями, разъясняя им азы методики. Думаю, они навсегда остались ей благодарны. Ведь большинство стали отличными педагогами. Многие имеют высокие награды за своё педагогическое мастерство. Быкова В. И., Овсянникова Л. П., Сухачёва Н. В., Корзунова Л. А., Оськина (Третьякова) Л. А., Тузикова (Учайкина) Е. А., Девяткова (Бутакова) А. А., Шергина (Голубева) Е. В. и многие ещё.

Учителя-ветераны тоже иногда сталкивались с трудностями. Придут в учительскую, жалуются на кого-нибудь из учеников. Надежда Алексеевна скажет:

Ну, ты совсем заработалась, подруга. Прямо проблема у неё. Какая же это проблема?

И мигом рассудит и разрешит ситуацию.

Вот, правда ведь, совсем толку не стало, - рассмеётся подруга, - А ларчик просто открывался.

Много помню таких случаев. Да не буду всё вспоминать.

Дух соревнования

Однажды пришёл к выводу, что подготовка учителя к уроку затруднена из-за того, что материалы для уроков хранятся в завалах, не организованы в комплекты. Каждый год к каждому уроку разыскивай и собирай. Предложил создать учебно-методические комплекты уроков. Все уроки в своих папках, на своём месте. Разъяснил суть Надежде Алексеевне.

Она, подумав, сказала:

Хорошее это дело. Надо создавать. Только подождите. Мы сделаем так. Сначала дадим информацию о том, что такое учебно-методический комплект, поставим задачу. А потом попросим профсоюзный комитет провести смотр-конкурс на лучший кабинет. Лучших поощрим.

Так и сделали. Вы не поверите - какое началось движение в школе. Все учителя где-то что-то добывали, складывали в комплекты, рисовали наглядные пособия, изготавливали карточки для проверки знаний... На глазах преображались все кабинеты. Стеллажи с наглядными пособиями. Оформление. Надолго задерживались после работы: рисовали, вырезали из бумаги фигурки, раскрашивали их.

Чтобы создать особый уют в классе, кто-то из учителей принёс из дома комнатные цветы, расставил на подоконники. И опять пошла борьба. Все учителя принялись добывать цветы. Кабинеты преобразились на глазах.

Подошло время подводить итоги. Профсоюзный комитет с директором и завучем, пошли по классам. Смотрели и удивлялись. Цель достигнута. Правда, некоторые жаловались, что времени не хватило довести работу до конца. Но после этого уже по инерции пополняли свои комплекты новыми материалами. А какое облегчение в работе!

Такова методика организации коллективных дел по Стрельниковой. Без директив, без приказов сделано важное и нужное дело.

Она всегда разыскивала что-то новое в методиках. Делилась своими впечатлениями с коллегами. Как бы между прочим, ненавязчиво. Когда в школе появился компьютерный класс, активно взялась осваивать компьютер. Честно признаться, привлечь старых учителей к этому делу нам не всех удалось. Наши "боги" боялись обжигать горшки.


У неё почти ничего не решалось официальным указанием или приказом. Как в шутку говорят, просьба начальника - закон для подчинённого. И эти просьбы она адресовала так ненавязчиво, что люди выполняли охотно и бодро.

Этому и я научился у Стрельниковой.

После всех уходила из школы. У завуча всегда много работы. Ещё и кинокружок вела после уроков. Увлекательнейшее занятие для ребят.

Однажды стала применять новую методику трёхуровневых заданий. Суть заключалась в том, что ученикам давались задания разного уровня трудности. Первый уровень - знания на тройку, второй - на четвёрку и третий - на пятёрку. Удовлетворяет ученика тройка - решает задачу первого уровня. Хочет потянуть на пятёрку - решай задачу сложнее, третьего уровня.

Подолгу задерживалась после уроков в своём кабинете физики. Там всегда толпа желающих решать задачи более высокого уровня. Приходила в учительскую возбуждённая, весёлая:

Нет, вы представьте себе. Коля пришёл решать задачу второго уровня! Дала. Ведь решил. Просит задачу третьего уровня. Что он глупее других? Дала. Потел целый час. Не поверите - решил!

И этот восторг от успехов одного из самых запущенных учеников, восторг от своей собственной методической находки мне запомнился навсегда. Заражённые искренностью, с которой она рассказывала это, все учителя тоже от души сопереживали и делились своим мнением. И про Колю, и про методику.

Вот что значит дух соревнования.

Любовь - морковь и картошка

Каждый год коллектив школы помогал шефствующему Калтанскому совхозу на уборке овощей. Турнепс, картофель, морковь, капуста, свёкла. Начиная с пятого класса, выходили все в поля. Начала трудового коллективного обучения и воспитания. Жаль, что в пореформенной школе не сохранилась эта традиция.

В начале учебного года ученики нетерпеливо спрашивали:

Когда в колхоз пойдём?

Так хотелось побыть коллективно на природе, иногда и пошалить. Наконец наступала пора. Звонок от директора совхоза с просьбой помочь в уборке.

Впервые попав в уборочную кампанию, я решил сначала понаблюдать.

Объявили на линейке:

Завтра в девять часов утра всем быть около школы в рабочей форме, с лопатками для подкапывания моркови, с вёдрами. Едем на автобусах.

Наутро вся школа в сборе. Учителя все до одного в телогрейках или рабочих куртках, с лопатками. Завуч Надежда Алексеевна, как всегда весёлая. Тоже в рабочей куртке, на голове платок.

Сегодня буду работать с девятым классом. Там ленивых много. На буксир возьму.

Да уж, - неуверенно возразит кто-то из названного класса, - прямо мы самые ленивые...

Шутки шутками. Поехали. Вышли на поле. Распределили деляны для каждого класса по количеству учащихся - количество рядков.

Каждый занял свой рядок. Пошла работа. С шутками, криками.

Все учителя со своими классами в рядках. Копают. Иногда прикрикнут на озорников, которые морковку друг в друга кидают. Ребята с девчонками заигрывают.

А ну-ка перестань! Сейчас скажу Геннадию Петровичу. Он тебя домой отправит.

Вы удивитесь... Отправят домой, от работы освободят... Если и вправду дойдёт до этого - заплачет. Думаете, работать сильно хочется? Да нет. Просто не хочет быть изгоем. Так и управлялись с непослушными.

Надежда Алексеевна с девятым классом, как и обещала, на рядок встала. Все работают.

Подумал: пойду тоже, засучив рукава. Я же не белая ворона. Стал проверять, не пропускают ли морковку в рядах. Найду - выдерну. Одну, другую, третью. Несу в кучу. Если уж сильно кто-нибудь халтурит, крикну:

Это кто влюбился? По сторонам засмотрелся... Морковку под ногами не разглядел.

Все оглянутся. Засмеются:

Знаем, знаем, в кого он влюбился.

И побежит смущённый "виновник" брака выдёргивать пропущенные морковки. А я пристроюсь на его рядок, помогать. Отстающий...

Так и работаем с шутками да прибаутками.

А там обед. Каждый класс отдельно расстилает газеты. Выкладывают из пакетов свои запасы. Кто что. Богатые и бедные. Всё валят на газеты. Огурцы, помидоры, консервы, колбасу... Кто-нибудь крикнет:

Попробуйте, какое мама варенье сварила!

У кого богатые пайки, призывают, угощают. На общем столе всё общее. Наблюдаю. Пробуют - не стесняются. Таков обычай.

Вдруг слышу:

А почему Лёша не пришёл на работу? И Виталик не пришёл?

Надежда Алексеевна весело отвечает:

Родители не отпустили. Да мы и без них обойдёмся. Нужны они тут?! Белоручки.

Две семьи из нашего посёлка никогда не отпускали своих детей на сельскохозяйственные работы. Завуч мне сказала:

Ну и пусть не отпускают. Индивидуалисты. Думают, что сильно умные. Посмотрим, кого они воспитают.

И мы об этом больше не говорили. И родителей не упрекали. Так было заведено до меня. Так и при мне осталось.

Однажды директор совхоза Евсеев Николай Дмитриевич приехал на поля. Долго наблюдал за нашей работой. Сказал мне, вздохнув:

Геннадий Петрович, будь моя воля, я бы никого кроме вашей школы не брал на поля. Молодцы ребятишки. Добросовестные. Надо их как-то наградить.

И награждали. Щедро награждали на линейке в школе многих отличившихся в работе. И для школы Евсеев не жалел ничего. Музыкальный центр, компьютерный класс, видеокамера, деньги на ремонт и оснащение кабинетов.

Однажды в начале учебного года в школу пришла новая учительница. Она вышла в поле в чистой курточке. Стояла позади ползающих по бороздам учеников своего класса.

Наблюдаю за ней незаметно. Вот положила руки в карманы. Постояла. Нехотя наклонилась, сделала вид, что выдернула морковку. Опять постояла. Покричала на баловников. Надолго замерла в позе наблюдателя.

Честно признаюсь, я смеялся в душе. Не получается у неё работа в традициях не нашей школы. В нашем монастыре свой устав.

Два дня промучилась учительница, не зная, куда себя девать. На третий день включилась в работу по примеру других учителей. Лопатку принесла. Так-то.

Посмотри на эти звёзды

Надежда Алексеевна кроме физики вела астрономию. Однажды говорит мне:

Хотите посмотреть на небо через телескоп? Приходите сегодня вечером в восемь часов к школе. У нас практикум с одиннадцатым классом.

Я пришёл. Собрался к школе весь класс. Рассматривали Луну, звёзды. Надежда Алексеевна показывала созвездия. Рассматривали их.

Увлекательный и полезный практикум получился.

Я, возвращаясь с урока, думал: "Сколько сил, энергии нужно иметь, чтобы ехать из Осинников, проводить это мероприятие. При этом успевать с домашними делами. Присматривать за своим семейством".

И ведь успевает всё. Обычно про учителей говорят: "Чужих учили, а за своими не усмотрели".

Этого не скажешь про Стрельникову. Двоих прекрасных сыновей вырастила она. Настоящие звёздочки. На всех хватило её доброй прекрасной души. Теперь внуков растит. Пусть будут такими же звёздными! Созвездие Стрельниковой Надежды Алексеевны. Личное созвездие.

***

4 ноября у неё юбилей. 70 лет. Надо поздравить с таким большим юбилеем.

Звоню. Она в Кемерово. Поехала с сёстрами повидаться. Слушаю голос, молодой, искристый. И опять хохочет. Быстрая, живая. Вот тебе и семьдесят! Где они? Семьдесят-то? Не старится совсем наша Надежда. И, слава Богу!

Оставайтесь молодой всегда! Наша любимая учительница.

Двенадцать лет проработали мы плечом к плечу. В одной упряжке, в паре. И я рад, что судьба свела меня с Вами.

Галина Михайловна Ременникова - учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Любинская СОШ № 3», р. п. Любинский, Омская область.

Галина Михайловна - победитель ПНПО «Образование» «Лучший учитель Российской Федерации - 2007», Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель - 2009», Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» 2009, 2010 гг. Увлечения: цветоводство, психология, поэзия.

«Беглый очерк беспокойного сердца»

Истинное назначение человека - жить, а не существовать.
Джек Лондон

Каждый выбирает для себя

Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Д. Левитанский

Не знаю, почему ни учёные, ни писатели не договорились насчёт того, с какого возраста человек отчётливо себя помнит. Но какова бы ни была точка отсчёта, помню одно: передо мной всегда была дворовая детвора. Мои разновозрастные друзья пока понятия не имели об учителях и учениках. В детский сад я пошла только за год до школы, так как мест в детских садах было недостаточно. Впрочем, это нисколько не наводило на грусть ни меня, ни моих друзей. Из всей дворовой команды я первая пошла в школу. И тогда не только я, но и мои друзья стали отчётливо понимать, что такое школьные уроки и кто такой Учитель.

В моих руках всегда был принесённый из школы кусочек мела. Во дворе стоял весёлый гомон, а потом, по сигналу кем-то принесённого звонка, замирал, и наступала тишина. Все рассаживались. И вот стройными рядами появлялись написанные мною буквы и числа. Для моих друзей это была игра. А для меня? Вряд ли я задумывалась над этим. Никто не проводил профессиональный отбор, этого не будет и потом. Учителем надо родиться.

У нас было всё как в настоящей школе: и уроки, и перерывы на обед (их позже назовут горячими завтраками). У меня не было часов, но были перед глазами детские лица и глаза. Именно они, глаза, учат нас понимать ребёнка. Уже позже в институте, изучив психологию и педагогику, я узнала и о познавательных процессах, и многое другое... А пока… на завтрак никто не торопился по другой причине. Я частенько угощала детей горячим хлебом и мёдом. Хлеб выпекали в местной пекарне. Он всегда был пышным и горячим. Мы вдыхали смешанный запах хлеба и мёда и были счастливы. Этот счастливый мир и называется Детство.

Мой профессиональный выбор был вполне осознанным: педагогический институт. В водовороте студенческой жизни я не заметила, как пролетели четыре года. Интересная студенческая жизнь, научные конференции, студенческие олимпиады - всё позади. Я молода, полна энергии и творческого порыва.

И вот первые уроки.

Нам каждый год встречать и провожать,
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать,
И с каждым мигом становится лучше.

Моя трудовая жизнь складывалась удачно и успешно. Я стремительно продвигалась по карьерной лестнице. Год 1988. Мне ещё только 26. А я уже директор крупной сельской школы в Республике Казахстан. Но!

Следом за новыми историческими понятиями: «перестройка», «гласность», «новое политическое мышление» придут другие - ГКЧП, развал Союза ССР. В новой системе ценностей не осталось места комсомолу, партии…

А за плечами уже немалый педагогический опыт, опыт руководителя, и в сердце всё та же неподдельная любовь и привязанность к детям. Но многое рушится так неожиданно, что на мгновение задумываешься и о смысле жизни, и об отданных семи годах работы директором. Находясь в сложнейшей ситуации, начинаешь понимать: а может начать всё сначала.

Меняется время, я меняю место жительства, но неизменной для меня остается главная жизненная задача - воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки, стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Я просто очень люблю свою работу. Помните, И. Кант утверждал, что «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью».

Мы часто смотрим на небо, усыпанное мерцающими звёздами. Но они так далеко, а я всегда хотела зажигать звёзды здесь, на Земле.

…Ведь, если звёзды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?..
…Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

В моей педагогической практике были, есть звёзды и звездочки, и я уверена, их будет много. Мне удивительно везёт. Все они разные, и в этой их неодинаковости - их уникальность, их индивидуальность. В этой непохожести - неповторимость, творческий потенциал и оригинальность, яркость и необыкновенность каждого.

А ещё я считаю, что каждый человек должен оглядываться назад. «Для чего?» - спросит обыватель.

Мы нынешние - продукты прошлого. Мы взяли из прошлого главное - себя, свой опыт. Прошлое - это путь, по которому мы пришли в настоящее. И от этого пути отказываться нельзя. В сущности, мы затрагиваем две стратегии жизни. Предположим, кому-то больше импонирует персонаж древнегреческой мифологии. Птолемей (наперёд мыслящий) символизирует жажду новаций, открытость к неопределённому и опасному будущему. Другой брат Эпиметей (мыслящий прошлым) желал сохранить то, что было, воспроизводил вещи и порядки, хорошо испытанные временем.

Я считаю, что прошлое и будущее неразрывны. В моей практике были талантливые и действительно одарённые ребята. Они есть и сейчас, уверена, будут и в дальнейшей моей профессиональной деятельности.

Мои ученики - это особый мир. Я многому у них учусь. Детский мир такой богатый и разнообразный! Судьбы моих бывших учеников всегда в моей памяти. Анастасия Г. - талантливая и способная старшеклассница. Но она лишена материнского внимания и заботы. За асоциальное поведение маму Анастасии лишили материнства.

Вместе со своей ученицей я прожила творческую жизнь длиною в два года. Девушка успешно защитила два научных исследования: «Определение типа ситуации обучения» и «Отношение школьников к учению». Они отмечены экспертной комиссией областной НПК НОУ «Поиск», и Анастасия дважды стала лауреатом конференции.

Успех Марины М. на поприще науки и творчества был ещё труднее. Когда мы познакомились, то она была конфликтным и эмоционально несдержанным подростком. Возможно, сказалось то, что многие годы её воспитывал только отец. Но исследование «Научить ребёнка читать! Как?...» стало для неё знаковым. Она одержала победу, прежде всего, над собой. Поняла, что надо ежедневно серьёзно заниматься наукой, учиться, воспринимать правильно и неудачи, и победы. Я смотрела на Марину во время вручения Диплома лауреата и думала о том, сколько их в моей жизни юношей и девушек, так рано повзрослевших из-за семейных драм.

А вот передо мной стоят трое юношей: Иван Ж., Руслан Ю. и Александр Ш. Я смотрела на этих взрослых парней и видела, что и у них тоже проблемы. С ними я прожила необыкновенные часы общения. Исследование «Криптография без секрета» (или «Математические загадки детективного сюжета») стало первой в моей профессиональной практике работой, позволившей красиво соединить одновременно детские исследования в области литературы, математики и информатики. Ребята привезли несколько победных наград с областной конференции, научили лично меня многим премудростям информационных технологий. Да, это было недавно, это было давно!

Каждый раз я анализирую ситуации и размышляю, какой прием воспитания трудных подростков мною использован. Каким было моё очередное действие, успешно повлиявшее на судьбу, на поведение и позиции ученика? Какие профессиональные трюки были более действенными? И отвечаю - исследовательский. Именно этот подход изменяет взгляды, мотивы, поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков «трудного».

Все жизненные ситуации не похожи друг на друга. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. Но неизменным будет одно - помощь будет оказана.

Дети с искалеченной судьбой. «Трудные дети». «Группа риска»… Что стоит за этим всеми известными и давно привычными терминами? Трудные дети - это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы.

Вся моя педагогическая деятельность - это большой проект «Трудные дети», рассчитанный на объединение всех специалистов вокруг данной проблемы. Не стоит акцентировать внимание на терминах «проблемные» и «трудные» дети, надо искать причины появления этого «феномена». К сожалению, необходимо признать, что чаще всего причина появления данной проблемы происходит по вине взрослых (учителей, родителей). И это не только результаты исследований учёных, это и личный опыт работы. Ситуация в государстве поменялась. На проблему появления такой категории детей надо взглянуть по-новому. Моя педагогическая деятельность - это постоянный поиск новых технологий для разрешения сложных ситуаций. Я постоянно ищу алгоритмы работы в так называемых проблемных зонах.

Исследовательский подход, который я использую в своей профессиональной деятельности, вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные темы, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Мои учащиеся овладевают культурой самоисследования, исследования собственной учебной деятельности.

Всю работу по подготовке юных исследователей я веду с учетом индивидуальных способностей детей и, прежде всего, с учетом доминирующего у них вида мышления, через организацию обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки материала. Это мудрое решение позволяет мне готовить к выступлениям учащихся на областные и всероссийские научно-практические конференции.

Школа - это моя жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится, если, конечно, приложишь определенные усилия. Горящие глаза, удивленные и восхищенные возгласы, радостные улыбки - это все так мне нравится! Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще, и стараешься, ищешь, придумываешь.… Бывают разочарования - не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем?

Я помогаю своим ученикам приобщаться к миру науки, приобретать навыки исследовательской работы, столь необходимой при обучении в высших и средних специальных учебных заведениях. «Если много и упорно трудиться, обязательно придет успех», - говорю я своим ученикам. И вот у моих юных исследователей появляются свои первые публикации. «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе, идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту», - напоминаю я снова и снова слова Конфуция.

Мои ученики понимают, что они «должны стремиться к знанию не ради споров, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Я всегда несу ответственность за судьбу ребенка, который унесет в большой мир не только знания, не только ошибки и сомнения, но и частичку меня.

Учитель! В моей профессиональной деятельности было всё: взлёты и падения, снова подъём, снова каждодневная работа, прежде всего, над совершенствованием своего профессионального уровня. Какие бы неопределённости и трудности ни встречались в моей жизни, я никогда не испытывала даже малейшего желания уйти из профессии. Наоборот, сложности меня закаляли, моё желание учить и быть рядом с детством никогда не исчезало. Наверное, я просто люблю детей, ведь они такие разные! Я просто люблю свою работу, ведь меня поддерживает самая великая сила - сердца моих учеников.

Но я точно знаю: никем другим я не стала бы работать! Я даже и сейчас думаю: а может я больше ничего и не умею - просто умею учить детей. И для меня нет ничего дороже. Так буду же своей работой наслаждаться, обладая великой силой учителя - владеть сердцами своих учеников!

Завтра будет новый школьный день. И снова завтра в классе на меня будут смотреть глаза моих учеников. Ведь я - Учитель!

Вы знаете,
мне по-прежнему верится,
что если останется жить земля, -
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.

Наверное, пора ставить точку в «беглом очерке». Но снова и снова я вчитываюсь в мудрости древнего Востока.

К одному известному мастеру спорта по борьбе пришёл ученик, чтобы поучиться у него этому искусству. Многие годы он тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения. «Учитель, - спросил ученик в один прекрасный день, - есть что-нибудь такое, чему бы ты ещё мог меня научить?»

«Ты научился всему, чему бы я мог тебя научить», - сказал мастер.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить на ринге своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок. После длительной, спокойной и равной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки и победил его.

«Странно, - сказал побеждённый, тяжело переводя дыхание, - я научился у тебя всему, но как же случилось, что ты одолел меня тем приёмом, которого я не знал?»

«Юный друг, - сказал мастер, - всё верно! Всему, что я мог, я тебя научил. Только этот единственный приём приберёг для сегодняшнего дня».

Я, мои коллеги, поделилась с Вами весьма бегло. Рамки данного очерка не позволили мне описать судьбы многих моих воспитанников. Но даже если бы и была возможность, то всегда останется хотя бы одно, что принадлежит только мне. Теперь всё.

Тапасханова Лариса Мусабиевна,
ученица 11 класса МКОУ СОШ
с.п.п.Звёздный Чегемского района
Кабардино-Балкарской Республики

Учитель … Нет профессии добрей


Учитель…Нет профессии добрей. Учитель открывает нам двери в удивительный мир знаний, человеческих отношений, нравственных ценностей. Учитель – самый верный друг. Именно учитель придёт на помощь в самую трудную минуту, протянет руку помощи. Сначала мне казалось, что это как игра: стоять у доски, писать мелом, проверять тетради, читать, рассказывать, смотреть в глаза сразу целому классу. Став старше, я поняла, что труд учителя напряжённый, ответственный и очень важный. Мы такие разные, у каждого свой мир. Шалуны, задиры, порой придумываем отговорки, порой обманываем. И каждого учитель должен выслушать, понять, научить, простить.

Наверное, ни для кого не секрет, что одним из самых трудных школьных предметов является русский язык, особенно в школах, где русский язык изучается как неродной. Я родилась и воспитывалась в балкарской семье.

Высоко в горах живёт моя бабушка, с ней мы общаемся на своём родном балкарском языке, но когда я приезжаю в свой посёлок с таким символическим названием Мир, я слышу другой, ставший моим вторым языком – русский. Я уже и не смогу, наверное, вспомнить, как произошла моя первая встреча с русским языком, и не представляю свою жизнь без него. Это как чистый горный воздух, как яркое солнце, отражающееся в наших уникальных Голубых озёрах и неумолкающих Чегемских водопадах, как песни моей матери. Замечательный балкарский поэт Кайсын Кулиев писал:

Мне в сердце запали уроки,
Когда я впервые постиг
Зовущий, как мир, и широкий,
Чарующий русский язык.


Уроки русского языка. Я не открою истину, если скажу, что любовь к предмету, интерес неразрывно связаны с профессиональным мастерством учителя, его увлечённостью, его стараниями. Каким должен быть учитель русского языка? Я с уверенностью могу сказать: таким, как наша Калайтанова Наталья Владимировна. Родилась она в г.Арциз Одесской в области 1958г. в семье военнослужащих. Судьба офицерских семей – переезжать с места на место. Вот так и семья Натальи Владимировны в 1965г. переехала к новому месту службы родителей в г.Хабаровск-47. Здесь она пошла в первый класс, здесь в 1975г. окончила школу, а затем - учёба в Хабаровском Государственном педагогическом институте. Это были замечательные годы: сотрудничество на Дальневосточной радиостанции «Юность», работа в студенческом путинном отряде на Курильском острове Шикотан походы в театры, на художественные выставки и концерты, участие в институтских капустниках, занятия в вокальном кружке и кружке журналистики. Незабываемые студенческие годы! Получила диплом - и снова в путь. В 1979г. родителей перевели в г.Нальчик-20. Сначала она работала в филиале Краеведческого музея - доме-музее украинской писательницы Марко Вовчок старшим научным сотрудником. Да, писательница провела здесь последние годы жизни. Здесь же, недалеко от маленького домика, находится её могила. Наталья Владимировна с увлечением рассказывала нам, каким необыкновенным человеком была Марко Вовчок, о её знакомстве и переписке с такими известными писателями и поэтами, как Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Жорж Санд. Однажды на пороге дома-музея появился невысокий пожилой человек. Им оказался известный поэт Али Шогенцуков. Так началось знакомство с творчеством поэта, ведь раньше Наталья Владимировна практически мало знала о литературе народов нашей Республики. Наталья Владимировна с гордостью показывает сборник стихов поэта с дарственной надписью.

Когда же представилась возможность преподавать в школе, Наталья Владимировна, не раздумывая, согласилась. «Я прежде всего учитель», - говорила она своим родным, которые не могли понять, почему она решила сменить такую интересную, как им казалось, работу. Более тридцати лет преподаёт она русский язык и литературу в нашей школе. За многолетнюю плодотворную работу в системе народного образования Кабардино-Балкарской Республики, значительный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения она неоднократно награждалась грамотами Чегемского Муниципального района КБР, Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. Но о своих достижениях Наталья Владимировна не любит говорить, её больше радуют достижения учеников. Её ученики становились победителями и призёрами районных, региональных, Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Она радуется их успехам, с гордостью рассказывает о каждом. А Кагаева В.В., учитель русского языка и литературы, и Воропай А.А., учитель английского языка, - учителя нашей школы, её бывшие ученики.

Встреча учителя и ученика происходит на уроке. Нужно ли изучать русский язык или достаточно того, что мы знаем родной язык? Ответы могут быть самые разные: одни скажут, что русский язык очень трудный, и им легче общаться на родном языке, другие – русский язык вообще не нужен, потому что они живут в Кабардино-Балкарии и не собираются никуда уезжать, а значит достаточно знания родного языка. Я не могу согласиться с таким утверждением. Я живу в республике, где два коренных народа, и они должны общаться, а делать это лучше на русском языке. Кроме того, русский язык даёт нам возможность обмениваться своими мыслями и чувствами с представителями других народов, слушать радио, смотреть телевизор, общаться в интернете, изучать мировую культуру. Некоторые ребята из нашей школы профессионально занимаются в ансамбле народного танца «Балкария». Часто с концертами они выезжают в другие города и страны. Они с радостью рассказывали, как, находясь на гастролях в Турции, бродя по улицам Стамбула, они услышали русскую речь. И сразу так светло стало на душе, как будто побывали на Родине. Да, жизнь очень разнообразна, в ней много интересного. Каждый народ через свой язык передаёт красоту своих обычаев, культуры, души. Но в жизни современного человека русский язык играет не меньшую роль. Наша балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова пишет об этом:

Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
…………………………
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.


Для меня уроки русского языка – это уроки истины, поисков, счастья общаться со своими ровесниками разных национальностей. Ведь наша школа многонациональная, она находится на территории нескольких войсковых частей ВВ. Состав учеников часто меняется: родителей переводят к новому месту службы. Уезжают друзья, но благодаря знанию русского языка, мы легко можем делиться своими радостями и успехами. И эту радость дарит нам наша Наталья Владимировна. Помню, как впервые я пришла в 5-й класс. Новые предметы, разные учителя… Мне было очень страшно. Но вот прозвенел звонок, и в класс вошла учительница. Она улыбнулась, и сразу стало так легко, словно солнышко заглянуло в школьное окно. Начались годы нелёгкого труда, труда постижения законов русского языка. Скучные правила превратились в рисунки и коротенькие стихотворения, которые легко запоминались. Всевозможные правила руки, окна (справа – с окна, влево – на окно), звезды (над каждым лучиком по кругу написаны согласные буквы, а между лучами гласные - Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ – после этих букв пишется суффикс -чик-, воз - возчик, так легко запомнить). У нас были специальные табличные тетради. Мы любили в них работать. Рисовать, писать, пробовать сочинять. Конечно, наше «творчество» было далеко от совершенства, но нам казалось, что это подлинные шедевры. Наталья Владимировна поддерживала нас во всех наших начинаниях. Я ждала каждый новый урок с нетерпением. Однажды открылась дверь, и в класс вошла фея Здрасте. Конечно же, это была старшеклассница. Но мне тогда казалось, что это настоящая фея. Потом она приходила к нам ещё и ещё, знакомила нас с правилами поведения в школе и за её пределами. А праздники, которые устраивали в честь той или иной части речи! Мы придумывали девизы, рисовали гербы и представляли себе ту или иную часть речи как некое живое существо. Наталья Владимировна предоставляла нам возможность самим составлять тексты графических и буквенных диктантов, составлять индивидуальные карточки для своих товарищей. Но самая большая радость – это побывать в роли учителя. Мы составляли вопросы, вызывали к доске, ставили оценки и комментировали их. С помощью опорных конспектов мы составляли ответы к темам уроков. Я увлекалась рисованием и посещала школу искусств, может, поэтому мне нравилось писать сочинения по картинам. Наталья Владимировна вводила нас в мир прекрасного, ведь не всегда есть возможность побывать в художественной галерее. Но на уроках всегда использовались репродукции художников; если это был пейзаж или натюрморт, обязательно подбирались стихотворения о природе, иногда звучала классическая музыка. Я тогда удивлялась: откуда наша учительница знает и о живописи, и о композиторах и с таким увлечением рассказывает нам о различных оттенках цветов, комментирует музыкальные произведения.

Были у нас и уроки-праздники. Приходила бабушка-рассказушка, вынимала из корзинки волшебный клубок с лингвистическими сказками, которые сочиняли мы сами, а обрабатывала их Наталья Владимировна. Были песни, инсценировки, викторины, но не простые: то на пути нас встречала полянка с подснежниками, то чудо-дерево с волшебными листочками. Мы по очереди подходили к дереву или на полянку, срывали листок или подснежник с заданием, записывали правильный вариант на доске, собирали первый «весенний букет». Это сейчас, став почти взрослой, я понимаю, что сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. И все эти качества характеризуют нашу учительницу как талантливого педагога.

Мы подрастали, и менялись формы работы на уроке. Наталья Владимировна учила нас самостоятельно мыслить, высказывать свои суждения, отстаивать активную жизненную позицию. Работа в группах прививала нам такие качества, как коллективизм, терпимость, взаимовыручка, ответственность за себя и своих друзей. Исследовательская работа, составление презентаций, умение анализировать и использовать на уроках дополнительную литературу позволяют нам почувствовать себя взрослыми, самостоятельными людьми. Состязания ораторов, дискуссии, круглые столы, ролевые игры – это одна из ступенек в мир, который нас ждёт за окном. «Не могу я жить в покое» - это о нашей учительнице. Учёба продолжается, когда кончаются уроки. Разве можно забыть предметные декады! Они позволяют пробудить живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь.

Для Натальи Владимировны главное - привить любовь к языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания, получаемые на уроках, а ещё просто воспитать человека, нужного своей стране.

Особый интерес вызывают заседания любителей словесности, где мы учимся творить: создавать рассказы, очерки, стихи, вести поисковую работу, результатом которой становятся наши выступления на научно-практических конференциях, творческие работы на всероссийских и республиканских конкурсах, на заседании любителей словесности «Проба пера». Эта работа буквально заражает творческим настроением, становится праздником неожиданности, удивления, радости, зажигает в каждом искру надежды на успех.
Много лет Наталья Владимировна была руководителем школьного театра. Да, именно театра. Вместе с ребятами знакомились со сценариями, распределяли роли, шили костюмы, подбирали музыкальное оформление, делали декорации. Ставили настоящие спектакли, на которые приходили не только дети, но и взрослые. Да, это было просто чудо. Чудо, которое живёт рядом с нами. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас смеяться и плакать. Имя ему - спектакль. К сожалению, я сама не участвовала в постановках нашего школьного театра, но спектакли «Кошкин дом», «Золушка», «Снежная королева» запомнились мне, тогда ещё ученице 2-го класса, наверное, надолго. Я верила, что это не ученики, а настоящие герои. И мне очень жалко было бездомных котят, которых выгнала тётя Кошка, я радовалась, когда принц нашёл свою Золушку, мне так хотелось, чтобы сердце Кая оттаяло и снова стало добрым. Выросли котята, Кай стал офицером и нашёл свою любовь, а Золушка… Золушка не рассталась со сценой. Наташа Каграманян (Кравцова) окончила наше училище искусств, затем Щукинское в Москве, а теперь покоряет сцену Музыкального театра в родном Нальчике, иногда с труппой приезжает к нам со спектаклями. Я вижу, как встречаются две Натальи, мило беседуют, словно две подружки. Наталья Владимировна всегда интересуется судьбой своих «птенчиков», так ласково называет она своих выпускников.

Театрализованные литературные вечера, концерты, выпускные – ни одно мероприятие не обходится без Натальи Владимировны. Наступает вечер, зажигаются свечи, а в актовом зале звучат вечно живые волнующие строки М.Ю.Лермонтова: «Мне нужно действовать…», раздаются звуки фортепиано и чарующие романсы, а также песни, которые сочиняют вместе со своим учителем ребята, заполняют весь зал. Творчество, неустанный поиск, горящие глаза, лучезарная улыбка - такой знают и любят её ученики и коллеги.

«Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ищущего ума, развитие воли» – вот девиз Натальи Владимировны, вот к чему должен стремиться каждый педагог.

Уже больше двадцати лет на торжественных мероприятиях учителя исполняют гимн нашей школы, который они сочинили сами.

Ты для них будешь самым правильным,
И другим ты не смеешь быть,
И не только мудрёным правилам -
Нужно счастью детей учить.
Нарисуй им дорогу звёздную,
Научи их шагать по ней.
Если люди для счастья созданы,
Детям счастье нужно вдвойне.

Наталья Владимировна учит нас не только орфографии и пунктуации. Её уроки – это уроки, честности, любви, добра, терпимости, уважительного отношения к культуре других народов, это уроки дружбы и справедливости, это наша звёздная дорога, по которой мы делаем первые шаги во взрослую жизнь.

Каким должен быть учитель русского языка? С уверенностью могу сказать: «Таким, как Наталья Владимировна».

Анастасия Левченко и Анастасия Богатырева

Очерк написан ученицами 9 класса МОУ СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Уважаемый всеми учитель

Чтобы получше узнать этого человека я задала ей несколько вопросов.

Почему вы выбрали профессию учителя?

- Эта профессия мне очень

Какие качества вы цените в учениках?

- Трудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность.

Легко ли быть учителем?

- Легко. Если работу любишь, а трудно - если не любишь детей.

Ваше хобби? Чем вы любите заниматься в свободное время?

Ваш любимый писатель? Какие вы произведения читали?

- А. Маринина, детективы.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»

Уважаемый всеми учитель

Математика – царица наук … Именно этому предмету вот уже более 20лет обучает ребят в средней школе посёлка Красный Текстильщик Иноземцева Елена Георгиевна. Елена Георгиевна - человек, который знает и любит свой предмет. На своих уроках и внеклассных мероприятиях Елена Георгиевна с увлечением рассказывает о синусах и косинусах, помогает ученикам разобраться в трудностях построения координатных плоскостей, формирует умения определять градусы углов…

На уроках Елены Георгиевны нам всегда интересно. Доступными для нас способами и понятным языком она объясняет самые сложные задачи и примеры. Елена Георгиевна бывает строгой, но справедливой. Всего лишь один год она была у нас классным руководителем, а сколько мы с ней интересных мероприятий провели, в каких только конкурсах не участвовали! Мы очень любим этого учителя за его открытость характера, справедливость и строгость, готовность прийти на помощь в любой ситуации,- так говорит ученица 10 класса Эльвира Бадалян.

Елена Георгиевна Иноземцева несколько лет работала в школе заместителем директора по воспитательной работе, а сейчас работает завучем по учебной части.

Учитель… Эта профессия мне очень нравится. Я с детства любила играть в школу. Быть учителем л егко, если работу любишь, а трудно - если не любишь детей. В своих учениках я ценю т рудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность, - рассказывает о выборе профессии Елена Иноземцева .

В свободное время, которого у Елены Георгиевны и не очень-то много, она любит читать детективы А. Марининой.

Учитель…Это уважаемый человек в посёлке, в районе… И таким уважаемым человеком является Иноземцева Елена Георгиевна.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»


Предварительный просмотр:

Наш уважаемый и очень любимый учитель

Вот уже около 20 лет работает учителем биологии в средней школе посёлка Красный Текстильщик Болдырева Светлана Николаевна. Светлана Николаевна - человек, который знает и любит свой предмет. Свои знания и любовь к окружающему нас миру растений и животных она старается привить каждому из своих учеников.

Светлана Николаевна добрый учитель, приятный собеседник. С ней можно обо всём поговорить.

Учитель - это моё призвание. Не каждому дано стать учителем

В учениках я ценю старательность, добросовестность, отзывчивость, аккуратность и любознательность. Быть учителем трудно, потому что, это каждодневный труд. Учитель должен быть хорошим психологом и уметь оценивать себя, - рассказывает Светлана Болдырева.

Свободного времени у Светланы Николаевны очень мало, но, когда оно бывает, очень любит читать классику.

Ей близка лирика Сергея Есенина. В свободное время, очень часто берет его томики.

Любит послушать русские популярные песни. Иногда слушает и шансон.

Любимый праздник - Новый год. Отмечает его, как и большинство людей, в кругу близких и друзей. А на стол в их семье обычно подают любимую всеми фаршированную утку.

Самым памятным днем в ее жизни стал день, когда родился сын, потому что дети - смысл жизни.

Светлана Николаевна очень любит розы, которые дарят ей по праздникам.

Дать хорошее образование своему сыну и принять участие в воспитании внуков – это одна из главных задач Светланы Болдыревой на ближайшее время.

- Наша Светлана Николаевна самая лучшая из лучших классных руководителей. Она бывает строгой, но справедливой, доступной и весёлой. На классных часах и внеклассных мероприятиях содержательно и увлекательно доносит до нас информацию. Любой спорный вопрос или конфликт она решает с нами, очень редко привлекая к этому родителей, – так отзывается о своём классном руководителе ученица 10 класса Дементьева Наталья.

На каждом уроке, применяя компьютерные технологии, различные виды наглядных материалов, интересные и занимательные задания учитель биологии рассказывает о клеточном строении, о строении человека и круговороте воды в природе. Уроки этого педагога очень содержательны и увлекательны.

Светлана Николаевна хорошая хозяйка, у неё и в кабинете и в квартире всегда идеальный порядок. Как учитель – предметник, она старается личным примером показать, что выращивать комнатные растения и ухаживать за ними - это очень увлекательный и полезный труд. В кабинете биологии несколько десятков различных видов комнатных растений. Это один и самых интересно и со вкусом оформленных кабинетов в школе, – говорит о своей коллеге Ермолаева Елена Владимировна.

Светлана Николаевна наш уважаемый и очень любимый учитель.

Анастасия Богатырева и

Анастасия Левченко,

п. Красный Текстильщик