Презентация л н толстой святогор богатырь обобщение. Былинные богатыри

Интеллектуальная разминка « Литературный пазл ».

На доске таблички жёлтого цвета с названиями произведений:

«Воробей»

«Черепаха»

«Мужик и Водяной»

«Два брата»

Какое из предложенных названий произведений Л.Н. Толстого лишнее, почему? («Воробей» - написал И. С. Тургенев.)

Продолжим работу над произведением великого русского писателя. (Обратить внимание детей на портрет.)

Произведения каких жанров писал Л.Н. Толстой? (на доске – таблички белого цвета)

сказки басни рассказы быль

худож. научно-познават.

Учащиеся распределяют таблички с названиями произведений под табличкой с соответствующим жанром. Приводят примеры произведений, прочитанных дополнительно (по желанию).

Сказка «Два брата»

Басня «Мужик и Водяной»

Рассказы – художественные: «Акула»

Научно-познавательные - «Черепаха»

– Подберите из предложенных пословиц подходящую по смыслу к произведению, которое вам понравилось больше всего. (Детям предложены пословицы на доске – таблички зелёного цвета)

Храброму смерть не страшна.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Пуганый зверь далеко бежит.

Кто в радости живёт, того горе не берёт.

Храбрый в трудный час победит.

Сегодня на уроке поговорим о ещё одном жанре, в котором написано произведение Л.Н. Толстого «Святогор». Это былина. И нам придётся это доказать. Слайд 1

На доске к уже имеющимся прикрепляются разноцветные таблички с названиями жанра и произведения.

Что такое былина? Слайд 2

Как создавались былины? (Основаны на исторических событиях, воспевали любовь к Родине, родной земле).

Приведите примеры изученных былин.

Кто был героем русских былин? Слайд 3 – 6

Богатыри - главные герои былин, воплощение идеала мужественного, честного человека, защитника родной земли.

Сегодня на уроке сравним и проанализируем былину «Святогор – богатырь», написанную Л.Н. Толстым и народную былину «Святогор».

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 19. Как вы думаете, о чём эта былина? (Учитель, не комментируя, принимает все версии.)

– Проверим, кто же верно догадался о чём сюжет произведения.

Знакомство с былиной.

Чтение произведения учителем.

Словарная работа в парах.

Былина написана особенным языком, встречаются слова, вышедшие из употребления. Как называются устаревшие слова?
- Поработайте в парах со словарём, приведённым на стр. 20 учебника.

Беседа по содержанию.

– Ребята, угадали ли о чём эта былина?

– Где происходит действие?

О чём рассказывает Л.Н. Толстой?

Знаком ли вам главный герой былины? Слайды 7, 8

Чему был удивлён Святогор?

Прочитайте диалог Святогора с Микулой Селяновичем. Как ведут себя богатыри?

В чём сила Микулы Селяновича? («тяга к матери сырой земли» - любовь к родной земле)

Физминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Приём « чтение с остановками ». Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику (выбор тона и темпа чтения, деление на смысловые части)

Какие особенности написания былины вы можете отметить? (стихотворная форма, песенная природа жанра, чёткие ударения, композиционное построение)

Чтение хорошо читающим учеником.

Чем характерно начало былины?

Повторяется ли приём запева, единоначатия далее по тексту? Приведите примеры. («выезжал ли», «по моей ли», «взговорил ли» и др.)

Какие особенности композиционного построения можно выделить в былине? (зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты).

Что такое гипербола?

Приведите примеры гипербол, встречающихся в тексте. («едет рысью», «во всю прыть» и др.)

Дайте определение понятию эпитет. Найдём примеры в тексте. (о Святогоре – «живчик», «сила богатырская» - многократные повторы)

О богатыре Святогоре сложил и народ былину.

Презентацию на тему Богатырь можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 27 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1

Богатырь

Презентацию подготовил Ученик 6А класса МБОУСОШ №28 Станицы Тамань Попов Кирилл

Слайд 2

Богатырь (общее значение) – слайд№4,5 Воинские доблести Богатырей – слайд№6,7,8 Происхождение слова Богатырь – слайд№9 Богатыри в былинах – слайд№10

Слайд 3

«Старшие» Богатыри – слайд№11 «Младшие» Богатыри – слайд№12,13 Святогор – слайд№14,15 Микула Селянович – слайд№16,17 Илья Муромец – слайд№18,19 Алёша Попович – слайд№20,21,22 Добрыня Никитич – слайд№23,24 Синонимы – слайд№25 Источники – слайд№ 26 Спасибо за внимание!!! – слайд№ 27

Слайд 4

Богатыри (общее значение)

Богатыри - былинные образы героев древних славянских племен. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Образы русских богатырей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет).

Слайд 5

Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами: силой и молодостью. Хотя в былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит «обременённый летами», а только возмужалый, опытный в военном деле.

Слайд 6

Воинские доблести Богатырей

Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер.

Слайд 7

Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.

Слайд 8

Элемент чудесного играет большую роль в судьбах богатырей: они часто встречаются с благотворными и враждебными сверхъестественными силами, но в общем всё-таки в былинах замечается стремление сглаживать чудесный элемент, который не играет в них такой роли, как, например, в сказках, и имеет своим назначением, по мнению Майкова, придать богатырям более идеальный характер.

Слайд 9

Происхождение слова Богатырь

Уже давно было высказано мнение, что оно заимствовано из языков алтайской языковой семьи, где является в различных формах: багатур, бахадир, багадур, батур, батыр, батор, баатар. Но явились противники (Орест Миллер и др.) этого мнения: они исходили из того положения, что и багадур слово не тюрко-монгольское, а заимствовано с санскритского bhagadhara (обладающий счастьем, удачный), и что вследствие этого русское «богатырь» тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый» (Щепкин, Буслаев).

Слайд 10

Богатыри в былинах

Былины изучались первоначально по двум методам: сравнительному и историческому. Первый привёл к двум взглядам: 1) что богатыри суть мифологические существа (Орест Миллер, Марте и др.) и 2) что они являются отражением типов чужестранных литератур (Стасов); второй метод привёл к заключению, что богатыри служат отражением действительно живших лиц или персонификацией бытовых и исторических явлений в жизни русского народа (Бессонов).

Слайд 11

«Старшие» Богатыри

К старшим богатырям Миллер причисляет только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; Бессонов прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Павла Прохоркина, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; некоторые присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича.

Слайд 12

«Младшие» Богатыри

Младшие богатыри в свою очередь делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович (с чем не согласен Халанский и отчасти Веселовский), Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.

Слайд 13

С указанным делением, как мы уже говорили, совершенно не согласен Халанский, который делит богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе он причисляет Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича.

Слайд 14

Святогор

Святогор ужасный великан, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии, когда к нему приходит Илья. Другие былины рассказывают о его женитьбе, о встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. В некоторых былинах Святогор сменяется Самсоном, который назван по отчеству Колывановичем, Самойловичем или Васильевичем.

Слайд 15

На Святогора перенесены многие черты личности и жизни библейского богатыря Самсона, но вообще былины о Святогоре мало ещё разработаны. Все, не исключая даже Миллера, признают, что в создании его образа сильно сказалось библейское влияние, но не умеют объяснить происхождения других, небиблейских черт характера.

Слайд 16

Микула Селянинович

Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. На него смотрят тоже различно: Миллер в своём «Опыте» говорит, что он своей умелостью выступает из ряда старших богатырей; он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

Слайд 17

Микула Селянович

Он предвещает появление младших богатырей, хотя ещё остаётся земледельческим божеством. В другом месте («Илья Муромец») Миллер называет Микулу пахарем, первоначально олицетворением небесного грома, тогда как волшебная его кобылка, которую нагнать нельзя, представляет собою громовую тучу.

Слайд 18

Илья Муромец

Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным. Самое его название Муромец вызывает несогласие относительно того, первоначально ли оно или нет.

Слайд 19

Мы ограничимся здесь указанием на более оригинальные взгляды учёных исследователей, касающиеся этого богатыря, взгляды крайне разнообразные и противоречащие друг другу, так как одни усматривают в Илье мифическое существо, другие видят в нём представителя русского крестьянского сословия, третьи считают его типом заимствованным и, наконец, 4-е смотрят на него как на смешение разнородных элементов: мифических, исторических, бытовых и иностранных.

Слайд 20

Алёша Попович

Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.

Слайд 21

Исходя из этого, О. Миллер сравнивает Алёшу и Добрыню с индийским Индрой, считает их общеарийским достоянием, перешедшим к нам путём традиции, и видит в них первоначальное олицетворение солнца. Таким образом, и борьба его с Тугарином принимает естественно мифологическое освещение.

Слайд 22

Самого Тугарина Орест Миллер считает мифическим существом, Веселовский склонён признать в нём половецкого хана Тугархана, Халанский же доказывает, что он стоит в ближайшей связи с южнославянскими народными верованиями в чудовищных змеев; он тоже признаёт в Тугарине мифическую основу, затемнённую заимствованными из книжных сказаний чертами; сближение его имени с именем Тугархана он считает шатким и принимает здесь просто случайное созвучие.

Слайд 23

Добрыня Никитич

Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей Владимира, и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. Халанский видит в нём отражение не только дяди Владимира, но и другого летописного лица, именно рязанского богатыря Добрыни или Тимона Золотой-пояс; таким образом в лице Добрыни былинного слились две летописные личности, одна южно-русская, другая северно-русская. Характерные черты, приписываемые Добрыне в былине, воспевающей его молодость, по Волльнеру, перенесены на него от Вольги.

Слайд 24

Стасов считает Добрыню отражением Кришны, воплощения Вишну, воспеваемого в Харивансе, против чего протестует О. Миллер, указывая на Добрыню и Алёшу как на мифические, унаследованные русскими по традиции, древнеарийские типы, соответствующие не Кришне, а Индре, и изображающие собою солнце; он сопоставляет тоже Добрыню с Одином. Волльнер, указывая на имя матери Добрыни (Амельфа или Мамельфа) сближает его с именем Μεμφις, жены Пентефрия; этот учёный рассматривает Добрыню в трёх эпизодах его жизни: как борца со змеем, как воюющего с Мариной и как долго отсутствующего мужа.

Слайд 25

Синонимы

Атлет витязь силач Геркулес герой Самсон исполин здоровяк АНТОНИМЫ Хиляк Заморыш слабак

Слайд 26

Источники

Интернет - Википедия

Слайд 27

Спасибо за внимание!!!


Андрей Мазин

«Святогор»

Святогор обладает невиданной силой и мощью. Хорош был Святогор, да не

нужен ему был никто. Не защищал

он Земли Русской от захватчиков-степняков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»



С.Рерих

«Святогор»


Георгий Юдин

Святогор и Микула


К.Васильев

«Святогор передаёт Илье силу»


  • Илья Муромец и Святогор у гроба

История о Святогоре стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной..

Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими


К. Васильев «Вольга»

Богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотни-честву разными зверями и умение понимать язык птиц и животных. Благодаря этому он завоевывает Индийское царство.


Георгий Юдин

«Волх Всеславич»

Обернулся гнедым туром-

золотые рога,

побежал он ко царству Индейскому,

он первый скок за целу версту скочил,

а другой скок не могли найти,

он обернулся ясным соколом,

полетел он ко царству

Индейскому…


Былинный богатырь, чудесный пахарь, несущий "тягу земную", олицетворение русского крестьянства; биться с ним нельзя, так как "весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля". Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам, труд, пахота. В его образе олицетворяется сам народ, ибо только Микула может поднять те "сумочки переметные", в которых обретается "тяга земли".

Микула Селянинович

Художник П. П. Соколов-Скаля


К.Васильев Вольга и Микула

И.Билибин

Вольга

Микула


Дружина Вольги

у сошки .

П. Соколов-Скаля

Г.Юдин Микула и Вольга

А я пива наварю да мужичков напою,

- А тут станут мужички меня похваливати:

Молодой Микула Селянович!

В былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.

Тут оратай – оратаюшко

На своей кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Тема урока. Былина «Илья Муромец и Святогор».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цель: Найти различие мифологического и эпического

Познакомить детей с героями русских былин

Активизировать познавательную деятельность учащихся

Формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать

Формировать умения отстаивать свое мнение, аргументировать свое утверждение

Совершенствовать технику чтения учащихся.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивать: творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки;.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, приобщать к фактам исторической действительности.

Оборудование: презентация, аудиозапись былины.

Ход урока.

(слайд 1) Дела давно минувших дней…Мне хотелось бы вас пригласить на встречу с былиной Может быть, вы мне скажете, какое произведение устного народного творчества называется былиной? (слайд 2)

    Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей.

    Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Кто герои былин?

(слайд 3)

Кто знает, кто исполнял былину?

(слайд 4)

Исполнял былину особый человек. Его называли Боян. Давайте посмотрим иллюстрации. Что вы здесь видите?

Часто это были люди слепые. Это было единственное ремесло, которым они владели.

(слайды 5, 6, 7)

Народ любил певцов былин. На иллюстрации они окружены народом.

Пение передавалось из поколения в поколение. Здесь мы видим старца, человека среднего возраста и молодого юношу.

Словарная работа.

Прежде чем мы будем слушать былину, проверим как вы поняли, усвоили незнакомые слова. Дома вы прочитали былину и должны обратиться за помощью к консультантам в учебнике, чтобы узнать толкование незнакомых слов. Я читаю толкование - ваша задача определить, какие это слова.

1. Очень широкоплечий, могучего телосложения. (плечи да во косу сажень)

2. Сумочка, принадлежащая странствующим артистам в Древней Руси. (скоморошняя, принадлежащая скомороху)

3. Плеть, кнут. (шелепуга)

4. Пища, еда для волка. (волчья сыть) (на-сыт-иться)

5. Разрезать, делить на части. (рушать) Белой лебеди порушали.

6. Отдыхать, спать, опочивать. (опочив держать)

7. Оружие ударно-раздробляющего действия. (палица булатная) Дубина, посох, полено иногда с шипами.

Встретились ли еще слова, которые были непонятны?

Молодцы! У нас не должно быть трудностей при чтении.

Мы послушаем исполнение былины актером.

Слушание записи былины.

Какое впечатление от актерского чтения? Понравилось? Чем?

Что заметили? Как читали былину? Все ли услышали? (музыкальное сопровождение, голоса)

Почувствовали особый ритм исполнения?

Чтение 1 части и ее анализ.

Каким приемом пользуется былина для создания образа Святогора? Если не знаешь названия этого приема, опиши своими словами, обратив внимание на выделенные выражения. Чтобы точно знать название приема, обратись кентавру Хирону.

Гипербола - преувеличение.

- Найти другие выражения, подтверждающие необыкновенные, выдающиеся, нечеловеческие качества Святогора . (у богатыря плечи да во косу сажень, конь, да будто лютый зверь)

Давайте посмотрим, как изобразили Святогора художники.

(слайды 8 - 13)

Чтение и анализ 2 части. (слайд 14)

О каком происхождении богатыря говорит сюжет с сумочкой, которую он не может поднять (тягой земной)?

Сюжет с тягой земной свидетельствует о неземном происхождении Святогора, говорит в пользу того, что это мифологический герой.

-Какого богатыря (земного или неземного происхождения) не может удержать земля?

Только богатыря-гиганта, исполина, богатыря хтонического (подземного) происхождения не может удержать земля.

Чтение и анализ 3 части.

Прокомментируй спасение Святогора его коне. Обрати внимание на все детали.

Конь Святогора тоже чудесного, волшебного (хтонического) происхождения. Внешние приметы - серебряная уздечка, золоченая подпруга, но главное - необыкновенная сила коня, который смог выдернуть Святогора из сырой земли.

Чтение и анализ 4 части.

Битва Ильи со Святогором выдает какое происхождение Ильи: земное или волшебное?

Илья несмотря на свои выдающиеся физические качества (шелепуга у него «во 40 пуд») все-таки просто человек. Святогор на все его наезды замечает: «Ох, как больно мухи кусаются». Илья обычных человеческих размеров: Святогор кладет его в карман к себе вместе с лошадью.

Илья мифологический герой или эпический?

Илья безусловно эпический герой: он храбрый, он не боится поединка с более мощным противником и даже сам на него нападает.

Так каким же приемом постоянно пользуется былина?

Преувеличение, разница размеров Святогора и Ильи - гипербола

(слайды 15 - 19)

Физкультминутка.

Дружно встали. Раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо,

И еще через левое плечо.

Обобщение.

Давайте ответим на вопросы по уроку.

(слайд 20)

    Что такое «былина»?

    Как исполнялась былина?

    Каких героев былин вы можете назвать?

    Чем отличаются друг от друга богатыри Святогор и Илья Муромец?

    Кто из богатырей вам понравился больше и почему?

    Каким приемом для создания образов богатырей пользуется былина?

Домашнее задание.

(слайд 21)

    Нарисовать иллюстрацию к прочитанной былине, изобразить богатыря.

    Подготовить выразительное чтение отрывка былины.

Урок заканчивается. Хочется сказать еще очень много. Мы продолжим изучение былины на следующем уроке.

Свой вывод по уроку я сформулировала в этом стихотворении, но в нем не хватает трех слов. Помогите мне.

(слайд 22)

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит …

Но преданья старины

Забывать мы не …

Слава русской старине!

Слава нашей … !