Что такое цивилизация, "цивилизованность", "цивилизованный человек"? Что такое Цивилизация.

См … Словарь синонимов

цивилизованный - ая, ое. civiliser. Приобщенный к цивилизации (культуре, прогрессу, просвещению); культурный, просвещенный. БАС 1. Я за безграмотных черных против цивилизованных владельцев их в южных штатах. Черныш. Что делать? ♦ шутл. Лесных диких котов не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ, ая, ое; ан. Являющийся носителем цивилизации (во 2 знач.). | сущ. цивилизованность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

1. цивилизованный, ан, ана, ано, аны, прич. 2. цивилизованный, ан, анна, анно, анны, прил … Русское словесное ударение

Прил. 1. Находящийся на уровне цивилизации [цивилизация I 2.], являющийся носителем цивилизации, приобщенный к цивилизации; культурный, образованный. 2. Основанный на достижениях цивилизации [цивилизация I 2.]; развитый, правовой, просвещенный. 3 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Цивилизованный, цивилизованная, цивилизованное, цивилизованные, цивилизованного, цивилизованной, цивилизованного, цивилизованных, цивилизованному, цивилизованной, цивилизованному, цивилизованным, цивилизованный, цивилизованную, цивилизованное,… … Формы слов

Варварский неприрученный нецивилизованный … Словарь антонимов

цивилизованный - цивилиз ованный; кратк. форма прич. ан, ана; кратк. форма прил. (культурный; такой, как принято у цивилизованных людей) ан, анна … Русский орфографический словарь

цивилизованный - 1. прич.; кр.ф. цивилизо/ван, цивилизо/вана, вано, ваны. Некоторые территории средневековой Франции были цивилизованы довольно поздно. 2. прил.; кр.ф. цивилизо/ван, цивилизо/ванна, ванно, ванны; цивилизо/ваннее. «Находясь в городах, они [коты],… … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Тишина в эпоху шума. Маленькая книга для большого города , Кагге Эрлинг. Цивилизованный мир охвачен эпидемией шума. Приходящие на мобильный оповещения, рев транспорта, звуки, издаваемые всевозможной техникой, - всё это отвлекает и сильно нервирует, не дает ни…
  • Тишина в эпоху шума: Маленькая книга для большого города , Эрлинг Кагге. Цивилизованный мир охвачен эпидемией шума. Приходящие на мобильный оповещения, рев транспорта, звуки, издаваемые всевозможной техникой, – всё это отвлекает и сильно нервирует, не дает ни…

Различия людей по степени очеловеченности

История Человечества

Цивилизованный человек отличается от нецивилизованного тем, что различает и признает как государственную, так и частную , и общинную (групповую) формы собственности. Причем под собственностью ее субъекта им понимается любой предмет (от куска хлеба или циновки до участка земли, сталелитейного комбината или авторства), на который не может предъявить закрепленные в законе данного государства юридически обоснованные права другой субъект (индивид, группа, государство).

В сфере общественных отношений цивилизованный человек руководствуется как своим нравственным чувством, основанным на разуме, так и конституционным правом.

Установленное в государствах (стоящих на пороге цивилизации) разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, то есть расширенным производством и сбытом вещей, идей, услуг и их эквивалентов в виде ценных бумаг, служит хотя и необходимым , но не достаточным, условием зрелого товарного производства и базисом гражданского общества.

Так же необходимым , но не достаточным основанием цивилизованного общества служит признание им на уровне государственных институтов права частной собственности для любого гражданина (но не любого человека ).

Варвар также признает общинную , государственную и частную формы собственности. Он даже способен понять и принять принцип гражданства ("демократии" Древней Греции или в США до войны Севера и Юга). Однако, варвар в отличие от цивилизованного человека отождествляет в качестве возможных предметов собственности вещи и людей , в то время как цивилизованный человек дифференцирует их , признавая за любым человеком его правосубъектность .

В тех же случаях, когда частная собственность на людей прямо не декларируется варваром, собственность на людей может осуществляться и в виде государственной собственности на них (государственное рабовладение при коммунизме, социализме, фашизме). Поэтому для того, чтобы приобщиться к собственности(в том числе и на людей) ,внутри "своего" социума при государственном рабовладении от варвара требуется или как можно более глубоко, путем "делания" карьеры, внедриться в соответствующие структуры, исподволь присвоив возможность распоряжаться ею, или осуществить государственный переворот.

Дикарь в своих притязаниях на чужое добро ограничен только общинным правом, мистифицированным физическим страхом перед родовыми культовыми запретами (равно - воровским законом в уголовной среде), или физической силой других членов первобытной общины (равно - воровского клана). Он не понимает , а поэтому и не признаёт государственного и, тем более, частного права . Ему свойственен такой образ жизни: выследить, присвоить , и, если он коллективист, - поделить добытое «по справедливости».

Ментальность среднего российского человека

В настоящих заметках нас интересует то, как формируется цивилизованный, то есть, признающий и защищающий институт частной собственности на предметы, человек.

В нашем государстве при господстве коммунистов многие годы внедрялся варварски понимаемый коллективизм, не приемлющий права частного владения. Нас убеждали и родители, и государство, что мы должны признавать приоритет государственного (монархического или олигархического) права над интересами подданных - членов семьи, а интересы семьи (её взрослых членов) над интересами их "крепостных" - детей. Не случайно было широко распространено мнение, согласно которому не приличествовало детям иметь материальную заинтересованность в работе и учебе. В жизни же всечасно практиковалось пренебрежение нашим желанием неотъемлемо владеть чем-либо. Такое желание квалифицировалось как свидетельство жадности, эгоизма, собственнических "инстинктов".

"Жадным" при этом оказывался как раз тот, у кого можно было фактически безнаказанно отнять его предмет, "эгоистом" -тот, по отношению к кому и осуществлялся грубый произвол, а "собственником" - тот, по отношению к кому поборник варварского или дикарского коллективизма, если ему заблагорассудится, применял грубый "экс".

Никто при этом не замечал, что отнимающий демонстрировал, таким образом, свою реально присвоенную им возможность распоряжения не принадлежащими ему объектами.

Описанное не противоречит тому, что родители и патерналистское государство по своему "любили" своих "сыновей, дочерей" и могли задаривать их иногда сверх всякой меры.

Однако, в припадке "праведного гнева" и те, и другие могли лишить своих детей - подданных всего "даденного» им доселе. На казённом языке это называется - "конфискацией имущества".

Читатель, наверное, уже потерял терпение. "Где же тут педагогика? - вопрошает он, - всё только о психологии, социологии, да политологии».

Отвечаем. Так как педагогика представляет, по существу, технологию воспитания, то мы, прежде чем приступить к непосредственному предмету наших рассуждений, посчитали необходимым обосновать их цель. Ведь педагогические средства, которые мы ищем, должны соответствовать поставленной цели.

Педагогический изъян среднего российского человека

В данном случае, целью, достойной наших усилий, выбрано формирование у маленького человека уважения к собственности другого лица. Посмотрим, как это делалось в обычной российской советской семье.

Тут случилось чрезвычайное происшествие. Мальчик восьми лет украл у товарища отличную игрушечную машинку. Родители в ужасе: "Неужели в нашей семье растет вор?" - причитают они. Мама - дипломированный педагог - принимает экстраординарное решение, достойное А. Макаренко, - убирает все игрушечные машинки, которые так любит и бережет ее сын, и сообщает ему, что отныне он будет играть только ворованной. Решение строгое, но справедливое ли? Отнюдь! Что становится очевидным для ребенка? А то, что он получил возможность убедиться, в том, что как он проявил неуважение к "праву" другого на собственность, так и его мама проявляет неуважение к его собственности, чем и подтверждает его правоту. "Мы - квиты " - думает мальчик. "Побеждает сильнейший и хитрейший! Тот прав, у кого больше «прав», силы или хитрости". Таким образом, выводы, к которым неминуемо приходит ребенок в такой ситуации, ни в коем случае не в пользу уважения к праву другого лица на что-либо. "Чужое нельзя брать просто потому, что за это ругают, наказывают и даже могут конфисковать моё имущество", - думает ребенок, - а не потому, что это следует из уважения к интересам другого, подобного мне".

Таким образом, навязывается следующая моральная норма: "Делай другому то, что он делает тебе", а не такая: "Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он сделал тебе - "Золотое правило этики".

Я уверен, что в данной семье и прежде не раз нарушались фундаментальные права ребенка в отношении предметов его игр, быта и учебы. Выбрасывались вопреки его желаниям найденные им "сокровища", сломанные, но по прежнему милые его сердцу игрушки, в качестве наказания запрещалось играть в игры, находящиеся в его пользовании, читать его собственные книги.

Когда же родители вдруг обнаружили, что ребенок неопрятен и неаккуратен со своими вещами, может при удобном случае "слямзить" приглянувшуюся ему вещь или бесстыдно оспаривать ее у своих братьев, сестёр, или приятелей, родители приходят в праведное негодование и восклицают: "И в кого он такой уродился? Мы всегда учили его аккуратности и честности?"

Полноте, уважаемые! Для того, чтобы сформировать цивилизованного человека, необходимо, во всяком случае, воспитывать его в условиях цивилизованных отношений . Кто же не принимает в расчет принципа обратных связей, универсального закона взаимоотношений в мире, действующего вне зависимости от того, знаем мы об этом или не знаем, то есть объективно, - тот рано или поздно получает этой самой "принципью" по голове. Вот и вся педагогика. Кстати, к своему стыду, я и сам был некогда таким горе - воспитателем, и, наверное, уже успел наломать дров. Единственное мое утешение в том, что - слава разуму и совести - теперь подобных благо подлостей я совершать не намерен.

"Экс" - термин времен русских революций начала 20-го века. От фр. "экспроприация" - принудительное изъятие чьего-либо имущества, а по существу - грабёж.

Данный материал - переработанная в 2002 году статья из бюллетеня "Обратная связь" (Москва, орган группы "Обратная связь", №5, 1992, с.с.5-7).

Если грамотный, образованный и ученый могут разобраться во всех особенностях языка, зная и понимая его, от культурного человека ждут большего. Однако культурный и ученый… могут и не совпадать в одном человеке, как знание и культура не совпадают в общих признаках.

Мы вступаем в новый ряд определений современного человека.

XVIII век, век Просвещения, подарил эти два понятия, выражавшие одно и то же: цивилизация во Франции (Гольбах, 1770) и культура в Германии (Гердер, 1791) - как закон человеческой истории, преемственность поколений и развития общества.

Цивилизация - от латинского определения civilis (гражданский); то есть, строго говоря, городской. Городская культура, противопоставленная натуре - природе. Пока в особой чести была французская речь, у нас ходило французское слово, Чаадаев, Пушкин, декабристы, Герцен, петрашевцы, Писарев - все говорят о цивилизации и цивилизованных людях, начиная со словаря 1837 года, в котором даже произношение французское: сивилизация.

Слова культура ни у кого из них нет. Оба термина употребляются пока вместе, потому что обозначают одно понятие. Позднее потребовалось их разграничение по смыслу. Цивилизацию стали связывать с материальной, культуру - с духовной деятельностью человека.

Нужно понять журналистов прошлого века. Слово прогресс запрещено к употреблению, слово развитие также, слова революция давно нет ни в одном словаре. Вынужденный обстоятельствами, «эзопов язык» революционных демократов нуждается в термине, который давал бы намекающее понятие о прогрессе и развитии, о революциях. Идея прогресса и развития… цивилизация . Идея просвещения - культура. «Где эта культура, в чем созданная нами цивилизация?!» - восклицал публицист-народник Н. В. Шелгунов.

Царедворец под цивилизацией понимает привычки городской жизни, передовой публицист - развитие общества в новом направлении. Для одного и слово во французском произношении: сивилизация , - для второго это интернациональный термин: цивилизация .

О культуре тоже известно, что слово латинское и обозначает нечто, противоположное природе - натуре . В 1863 году, когда сотрудник «Отечественных записок» употребил выражение «действовать на природу культурою», критик славянофильского «Москвитянина» советовал заменить последнее слово привычным в то время возделанием . В своем роде это верно, потому что культура и значит обработка , возделывание , даже образование (чего-то), так и отмечено впервые в словаре иностранных слов 1861 года.

Более ста лет назад сначала П. Л. Лавров, а затем Н. В. Шелгунов в «Очерках русской жизни» рассмотрели все признаки, которыми современники различали слова цивилизация и культура . Описывая социальные отношения своего времени, они прояснили содержание понятий, обозначенных этими словами; пока еще не терминами, а заимствованными словами, обычно в сочетании с более понятными русскими словами. Новые слова внедрялись в сознание читающей публики.

Язык и сам по себе способен показать, стало слово природно русским или оттачивает пока свой смысл в литературных битвах. Слово развивает свои переносные значения и с помощью суффиксов образует новые, уже совершенно русские слова.

Еще и в середине XIX века предпочитали говорить человек цивилизации , а не цивилизованный человек . Нет и сочетаний культурный человек , хотя встречается культурный век и культурное общество . Более того, до XX века возможны выражения культурное травосеяние или культурное производство - «возделывание» или «промышленность» , то есть в точном соответствии с латинским термином в немецком его понимании. В конце XIX века человека, который «ввел в культуру» салат и турнепс, называют высококультурный хозяин . В начале XX века только светские люди называют себя культурными людьми , но всегда в том же самом прямом смысле: воспитанные, вылощенные, то есть не «дети природы». П. Л. Лавров рискует говорить о «просвещенном культурном слое образованных» и «культурных силах» (1877), но в этих сочетаниях иностранное слово все еще поясняется привычным русским. Мысль развивается постепенно: сначала говорят о своей культуре, потом о культурных силах, которые становятся (собирательно) культурными людьми, - но все еще в прямом смысле слова.

И XX век множит определения: культурное строительство , культурная революция , культурный уровень , культурные связи - указывают на определенный уровень культуры, которого может достичь эпоха или страна.

Вспомним: образованным человеком поначалу называют того, кто получит образование. Только со временем по метонимическому переносу значения так стали называть человека, имеющего разносторонние знания: «люди ученые - образованные!»

То же и с определением культурный. Человек, живущий в культурном обществе и в культурный век, да притом и образованный до такой степени, что может осознать это, - несомненно культурный человек. В начале 1930-х годов в толковом словаре Д. Н. Ушакова сочетание культурный человек уже известно, хотя над ним и посмеиваются: «возделанный» человек! Пока осознается внутренний образ слова, его исходный смысл, слово не стало термином. Оно еще опутано множеством побочных значений, исконных и благоприобретенных, и каждый человек по-своему понимает это слово. В том же словаре вторым значением слова культурный указано: образованный человек. В новейшем же академическом словаре вместо него в качестве побочного стоит уже: воспитанный человек! Образованный связано со знанием и обучением, а воспитанный относится к нравственной сфере бытия. Для разных эпох важен свой подтекст.

Не потому ли и слово цивилизация известно нам меньше, чем слово культура ?

Теперь важнее обозначить не материальную сторону цивилизации (понятие о материальной культуре в основном обозначается словом цивилизация ), духовную. Но и духовная, нравственная сторона современной жизни сознанием также раздваивается. С одной стороны, это - по преимуществу внешняя культура, создающая культурного человека . А с другой - заветно свое, в борениях выстраданное представление о мире, классовое и национальное, личное или всечеловеческое. Возникла нужда еще в одном слове, и оно появилось - интеллигентный .


| |
История мировых цивилизаций Фортунатов Владимир Валентинович

§ 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе

Существуют ли критерии, в соответствии с которыми можно определить степень цивилизованности, уровень цивилизационного развития той или иной страны? Можно ли определить, в какой стране людям живется лучше, а в какой хуже? Дело в том, что в России (СССР) сравнительно-сопоставительный метод изучения истории не был в почете и мало использовался. Или совсем не использовался, если предполагалось, что сравнение окажется не в пользу России (СССР). В советский период официальная пропаганда, ее добросовестные или лицемерные служители старались создать привлекательный образ своей страны, который вызывал бы у советских людей «чувство законной гордости» (шестое, особое чувство, присущее только советским людям). Общая концепция выглядела примерно так: в материальном плане у нас, конечно, еще немало нерешенных проблем, но зато мы духовно богаты, мы – самая читающая страна мира и т. д.

Между тем на протяжении длительного времени международное сообщество постепенно вырабатывало объективные критерии для международных сопоставлений. Некоторые из выработанных методик и матриц подвергаются критике. Многие подходы не вызывают сомнений и стали общепризнанными.

Так, одним из наиболее важных показателей является производство той или иной продукции, объема услуг и т. д. на душу населения. По этим показателям Россия до 1917 г. хронически отставала от наиболее развитых стран. Даже в периоды, когда темпы экономического развития (60-90-е гг. XIX в., 1908–1914 гг.) были наиболее высокими, позиции России не улучшались, т. к. другие страны тоже не стояли на месте. После 1917 г., особенно в 30-х, затем в 50-60-х гг. XX в. наметился некоторый прогресс в показателе «производство продукции на душу населения». Но другие страны, как ни странно, также продолжали развиваться. На Западе случались кризисы, из которых США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и другие развитые страны в конечном счете выбирались. СССР, вступив в полосу «застоя», затем «перестройки», превратился в Россию. Но вступление на путь «модернизации» после «реформ» пока не позволило стране по показателю «производство продукции на душу населения» занять сколько-нибудь достойное место в кругу развитых стран.

На излете советской эпохи население СССР узнало о том, что в условиях Советской власти так и не удалось достичь научно обоснованных норм потребления продуктов питания, что в СССР на начало 80-х гг. XX в. сохраняется «продовольственная проблема». После двадцати лет очередных экспериментов («перестройка», «реформы») прилавки магазинов заполнились продовольственными товарами, но главным образом за счет импорта и в ущерб развитию собственного сельского хозяйства. А «средняя температура по больнице» оставляет желать лучшего.

К сожалению, в российских средствах массовой информации появляется очень мало информации о ежегодных замерах цивилизованности большинства стран мира, которые проводятся по методикам ООН и других международных организаций.

Так, индекс развития человеческого потенциала, публикуемый ООН, складывается из трех параметров:

· продолжительность жизни (по которой судят об уровне здравоохранения);

· уровень образования (процент людей, имеющих начальное, среднее и высшее образование);

· ВВП на душу населения (по которому эксперты предлагают оценивать уровень жизни).

Инновации. Индексы международные

Индексы – это относительные показатели, позволяющие сопоставить непосредственно несоразмерные величины. Например, индексы цен, индексы экономического развития различных стран, индексы, обобщающие информацию социологических исследований.

Уровень экономического развития страны – система показателей, позволяющих производить международные сравнения экономического развития стран мира. Современная экономическая наука выделяет следующие группы показателей уровней экономического развития страны: а) ВВП/ВНП и НД на душу населения; б) отраслевая структура национальной экономики; в) производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей); г) уровень и качество жизни населения; д) показатель экономической эффективности.

ИРЧП ООН рассчитывает с 1990 г. На первых местах на протяжении длительного времени находятся Норвегия, Австралия, Канада, Швеция, Бельгия, США, Исландия, Нидерланды, Великобритания, Япония и др. Черту бедности ООН проводит на уровне половины среднедушевого дохода (ВВП – валовой внутренний продукт на душу населения). Для США в 2001 г. среднедушевой доход составлял 1300, в России – 300 долларов в месяц.

Продолжительность жизни в Европе на 15–20 лет выше, чем в России. Пенсия составляет 40–60 % от заработка (в России – 26 %). По сравнению с США российские цены на одежду и бытовую технику выше в 2 раза, на еду – на 70 %. Средний американец платит налогов 12 %, а богатый – 23,5 %, богатый европеец – 40 % и выше. А в России с 2000 г. налоговая ставка в 13 % стала одинаковой для всех. В США и Европе ставки по ипотечным кредитам на протяжении длительного периода составляли 3–4 %. В новой России эти ставки формально определяются в 10–11 %, а фактически являются значительно более высокими. В Европе ясли, детские сады, школы бесплатны, а в России – платные. В Швеции и Финляндии высшее образование является бесплатным. В СССР высшее образование было бесплатным, в современной России доля студентов, обучающихся на коммерческой основе постоянно растет. В США, Франции самообеспечение продовольствием составляет более 100 %, в Италии – 78 %, в Японии – 50 %. В России импорт продовольствия составляет свыше 50 %.

В России строительство жилья по сравнению с СССР сократилось в 3 раза. Правда, 1/3 построенных квартир распределяются бесплатно (по очереди от советского периода). В 1994 г. стандартная двухкомнатная квартира в России стоила 12,1 средних годовых доходов, или 26,1 годовых зарплат. В 1970-е – 3,4 средних годовых зарплат. Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 м 2 на человека. В странах ЕС – 40 м 2 ; 61 % россиян хотят улучшить жилищные условия. 7 % рассчитывают только на бесплатное социальное жилье. В очереди нуждающихся 4,5 млн семей. За бесплатным жильем надо простоять в очереди 15–20 лет. Потребность в жилье в России составляет 1,6 млрд м 2 . В 2003 г. было введено в строй 36,3 млн м 2 , 160 банков выдавали кредиты на покупку квартир. Процентные ставки по ипотечным кредитам (с учетом бюджетных дотаций) составляли от 5 % в Хабаровске до 28 % в Кемеровской области. Обеспеченность жильем в Российской Федерации в 2–4 раза ниже, чем в США и развитых европейских странах. Россия отстает от развитых стран и по показателю теплоэффективности строящихся и находящихся в эксплуатации зданий. Каждый год в РФ на нужды отопления расходуется около 20 % всех потребляемых энергоресрусов. Современные российские вводящиеся в эксплуатацию дома требуют на отопление 1 м 2 жилья 500 кВт. ч. В Германии хватает 250, а в Швеции и Финляндии с похожим на Россию климатом досаточно 125 кВт-ч на 1 м 2 . 40 млн россиян проживают в неблагоустроенных домах, а 2,5 млн – в ветхом и аварийном жилье.

В международных индексах Россия редко занимает хорошие места. Так, в 2005 г. международная организация Freedom House в своем ежегодном докладе впервые включила Россию в число несвободных стран. В 2005 г. по рейтингу международной организации «Репортеры без границ» Россия по уровню свободы прессы оказалась на 138 месте из 167.

Зато по уровню коррупции Россия в последние десятилетия стабильно занимала «призовые» места.

«Причина разочарования россиян – не в буржуазных ценностях и не в европейской политической системе, а в том, что в России они приобрели извращенные, часто антинародные формы. У нас не европейское, а олигархо-бюрократическое качество капитализма. Веками оттачиваемые инструменты европейской демократии (свободные выборы, независимые суды, конкуренция, социально ответственное распределение доходов, свободные профсоюзы) у нас искажены и дискредитированы.

Негативную роль в восприятии Европы играет телевидение. Что нам показывают? Европейских бандитов, продажных политиков, проституток, наркоманов, гомиков, бунтующих троцкистов, маргиналов. Но мы не знаем, как живет рабочий завода „Рено" или гамбургский докер. Мы не имеем представления о жизни простого учителя или профессора. А как чувствует себя в армии британский новобранец? В какой квартире там живет шофер, врач или продавщица из универсама? Вот что нужно сравнивать! А не то, у кого выше „хоругвь" или чище нравственная слеза.

Нам нужно не плевать в сторону Европы, не страшиться ее, а приводить нашу политическую систему и бытовую жизнь в соответствие с настоящими европейскими стандартами», – констатировала одна из ведущих газет страны.

Цивилизованный человек в цивилизованной стране живет по правилам, постоянно работает над собой, расширяет свой кругозор, оттачивает интеллект, ведет здоровый образ жизни.

В России огромное число людей элементарно не знает и не выполняет своих конституционных обязанностей, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Многие не платят налогов, предпочитая получать заработную плату «черным налом». Многие бесцеременно, как настоящие вандалы, относятся к родной природе. Немало проявлений варварского поведения в отношении памятников культуры. Иногда очень далеки от конституционных норм взаимоотношения между родителями и детьми. Сотни тысяч людей гибнут ежегодно в результате массовых нарушений правил дорожного движения, требований инструкций о соблюдении техники безопасности, в результате злоупотребления алкоголем, табаком, от употребления наркотиков, из-за неправильного питания и т. д.

Разница в уровнях цивилизационного развития особенно ощущается наблюдательными россиянами при пересечении границы родного отечества. В то же время оказывается, что абсолютное большинство россиян вполне способно, попав в действительно цивилизованную страну, вести себя вполне цивилизованно.

Из книги Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941 -1942 гг. автора Яров Сергей Викторович

Глава I. Представления о цивилизованном порядке: формы

Из книги Крестовый поход на Восток [«Жертвы» Второй мировой] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

О хорошем обществе{51} «Пример есть добродетель или порок в действии; он поражает нас впечатлением гораздо сильнейшим, нежели холодное поучение, и потому-то оставляет в памяти следы глубокие и часто неизгладимые.Обращение с хорошими людьми внушает нам почтение к их

автора Катасонов Валентин Юрьевич

6.7. «Долговое процветание», или «Цивилизованный» грабеж (1) В первой части работы мы говорили о том, что римская аристократия достаточно активно участвовала в ссудных операциях, выступая как в качестве кредиторов (не афишируя, впрочем, свою ростовщическую деятельность),

Из книги От рабства к рабству [От Древнего Рима к современному Капитализму] автора Катасонов Валентин Юрьевич

6.8. «Долговое процветание», или «Цивилизованный» грабеж (2) Теперь познакомимся со статистикой внешнего долга стран Запада. Данные взяты из справочника ЦРУ США. Под внешним долгом в указанном источнике понимается сумма государственного и частного долга, подлежащего

Из книги Великий обман. Выдуманная история Европы автора Топпер Уве

В лучшем обществе Еще один подделыцик, на которого указывает Агустин Салес в письме к Майянсу от 19 июля 1741 года, – Губерт Гольциус. Согласно этому письму он – «Как и Гардуэн» – изготовил многочисленные монеты и медали для испанских городов. Этот первый профессиональный

Из книги Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 2 Что было названо «монголо-татарским нашествием на цивилизованный мир»? Начнем тему данной главы с обзора политической ситуации в Срединной Азии конца XII - начала XIII в. В начале XII века Елюй Даши - «киданьский вельможа» - бежит на запад от чжурчженей и создает

Из книги Восток - Запад. Звезды политического сыска автора Макаревич Эдуард Федорович

Сыск в обществе Агранов был уверен, что в стране, раздираемой противостоянием власти и некоторых социальных групп, в стране, где происходят мощнейшие политико-экономические сдвиги, необходимо постоянно знать настроение людей. Знать его среди рабочих и крестьян,

Из книги Александр I – победитель Наполеона. 1801–1825 гг. автора Коллектив авторов

Настроения в обществе «Аракчеевщина» вызывала резкое недовольство во многих слоях русского общества. Брожение в обществе началось с офицерской среды. Здесь нереализованные надежды на либеральные преобразования обсуждались особо активно. Возникали тайные кружки,

Из книги «Крестовый поход на Восток». Гитлеровская Европа против России автора Мухин Юрий Игнатьевич

Этот «цивилизованный» мир Как я написал в предисловии, Вторая мировая война унесла жизни 50 млн. человек и более половины этого числа составили погибшие граждане СССР. На плечи наших отцов и дедов легли тяготы, несоизмеримые с тяготами других воюющих стран. Это надо

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги Статьи автора Волков Сергей Владимирович

«Цивилизованный патриотизм» и современное политическое сознание В ходе политических событий в России в начале 90–х годов для кругов, заинтересованных в противостоянии тоталитаризму, закономерно встал вопрос о поисках альтернативы коммунистическому реваншу или режиму

Из книги Тайный проект Вождя или Неосталинизм автора Сидоров Георгий Алексеевич

Ещё раз об обществе и государстве Пора бы нашему народу осознать, что такое общество, и что собой представляет государство. Кто в этом тандеме главный. И кто кому должен подчиняться и служить.Испокон веков общество людей нанимало специально подготовленных управленцев,

Из книги Империя Петра Великого (1700-1725 гг.) автора Коллектив авторов

Реформы в обществе ДВОРЯНСТВО - высшее сословие в Российской империи. В 18 - нач. 20 вв. оно обладало привилегиями, закрепленными в законе и передаваемыми по наследству.В 18 в. господствующее положение русского дворянства в жизни страны было юридически оформлено. Указ 23

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

Сказка № 1. Возвращение в цивилизованный мир Миф - опиум для элиты. Перед нами базовый миф кремлевских идеологов.Тысячу лет мы жили не так. В 988 году принимали христианство. Отгораживались от Запада православием и социализмом. Топили в Чудском озере псов-рыцарей. Гнали

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

27.10.08

С точки зрения теоретически обоснованной стратегии развития России и всего мира чрезвычайно важно осмысливать и решать коренные, в том числе и вполне конкретные, злободневные проблемы как общие вопросы современной цивилизации в целом и как особые, но именно цивилизационные проблемы той или иной страны.

Приведу один пример. В изображении ряда влиятельных теоретиков и в практической деятельности немалого числа европейских институций современные проблемы демократии выглядят так: есть-де центры современной демократии, где демократические процедуры и ценности имеют характер уже полностью определенных, ясных образцов, парадигм, которые лишь требуют перенесения в другие, пока еще не демократизированные страны; миссия «цивилизованных» стран, их правящих кругов, соответствующих международных инстанций – просто внедрять эти образцы.

Излишне доказывать, что эта позиция – сугубо идеологическая, упрямо и не всегда ловко защищающая интересы, взгляды, подходы совершенно определенных «центров силы» и влияния, а на деле – даже не тех или иных стран, а конкретных правящих групп. Не говоря уже о том, что средства, методы, пути «внедрения», распространения демократии на практике оказываются далекими от демократических и цивилизованных, в свете цивилизационного процесса все дело выглядит иначе. Ибо и в специальной литературе, и в действительно демократическом дискурсе уже признано: демократические практики, формы, процедуры переживают сегодня, причем везде, в том числе и в так называемых цивилизованных странах, глубокий и именно цивилизационный кризис.

Это, в частности, значит, что современная цивилизация уже не смиряется с простым следованием формализмам демократии, с весьма распространенным и достаточно легким выхолащиванием демократических форм, а часто с их превращением в прикрытие, парадную вывеску для антидемократической реальности.

Сказанное, разумеется, не предполагает отказа от лучших традиций и от самих форм, процедур демократии, а лишь то, что в повестку дня современного развития вставлен вопрос об общем для всей цивилизации существенном, парадигмальном преобразовании демократии, ее процессов, процедур, ее ценностей и – соответственно - об усовершенствовании, в соответствии с современными запросами и требованиями, теории демократии, включая ее общефилософские предпосылки.

Или другой пример, уже из отечественной социальной практики. Когда в нашей стране формулируются и решаются стратегические или тактические, общие или конкретные, злободневные проблемы и задачи, то их понимание и решение почти никогда не переводится в плоскость цивилизационных подходов. А неудачи, так часто постигающие при их практическом решении и проистекающие именно из цивилизационной отсталости страны, почти никогда не осмысливаются, не оцениваются в этой плоскости, тем более не обрисовываются в их системности и целостности. Между тем, в случае выдвижения любой серьезной общероссийской или региональной программы следовало бы загодя просчитывать некоторые «цивилизационные коэффициенты», как способствующие, так, в особенности, препятствующие проведению в жизнь, исполнению намеченных программ (в целом по стране, в отдельных регионах или на местном уровне). Ибо сумма цивилизационных предпосылок и факторов должна быть определена, «просчитана» даже в первую очередь.

Почему, поясню с помощью очень простого и понятного примера. Можно – и очень нужно! – поставить на село или в малые города новые машины скорой помощи, как это, слава богу, делается в соответствии с национальной программой здравоохранения. Но если новым машинам не проехать по сельскому бездорожью, если они будут то и дело ломаться из-за ухабов на типичных улицах российских малых городов, если их будут обслуживать полупьяные водители, едущие, в основном, к пациентам, отравившимся паленой водкой, то вряд ли столь нужная программа достигнет своих важных целей.

В своих работах я пытаюсь рассмотреть конкретнее те стороны жизнеустроения, быта, сознания людей, которые, по моему мнению, должны входить в понятие «цивилизационного коэффициента», причем речь идет как о главных, стержневых его составляющих, так и о «мелочах цивилизации», которые на деле – совсем не мелочи, ибо от них часто зависит самое главное. На них – например, на плохих дорогах (зачастую в буквальном смысле) – глохнет мотор самых существенных, выстраданных государственных реформ и преобразований.

Какого же человека можно назвать цивилизованным в противоположность нецивилизованным существам, варварам?

Цивилизованный человек – обязательно труженик и созидатель. Варвар же не просто пренебрегает созидательным трудом, но в любой момент готов разрушить, испоганить то, что создано природой и накоплено историей. Цивилизованный человек стремится овладеть новейшими средствами, достижениями труда, его организации, наиболее эффективными трудовыми навыками и знаниями, перенимая таким образом опыт других людей. Он обдумывает, проектирует, прогнозирует, критически осмысливает и постоянно совершенствует свою деятельность. Пусть он и не владеет собственными научными и высшими техническими знаниями, но испытывает к ним интерес и уважение. Варвар ко всему этому, по меньшей мере, равнодушен: если он и работает, то по старинке, на уровне сохи и кувалды.

Итак, добротный, эффективный, созидательный, умный, квалифицированный труд, уважение к труду и гордое самоуважение к себе как к труженику, собственнику – первая группа признаков, отличающих цивилизованного индивида. Такой индивид не может позволить себе, пренебрегая первоосновной цивилизованности, производить никому не нужные или вредные товары; не может, органически не способен разбазаривать, пускать на ветер то, что создано не только его собственным трудом, но и усилиями других людей. Ибо он уважает, бережет чужой труд и чужую собственность не менее, чем плоды своего труда и свое достояние.

Вторая группа признаков, отличающих цивилизованного человека от варвара, связана с отношением к свободе, достоинству, ответственности – как своих собственных, так и других индивидов, стран, народов. Человек-собственник – понятие, которое долгое время употреблялось с негативным оттенком. Но тот же опыт истории учит, что цивилизованный человек – это собственник, наделенный свободой, здравым смыслом, способностью принимать решения и отвечать за них. Цивилизованный индивид, особенно в современных условиях, тяготеет к тому, чтобы быть демократическим индивидом и членом демократического, гражданского общества, ибо его гражданская активность есть органическое продолжение, а также предпосылка свободной и инициативной трудовой деятельности.

Цивилизованному человеку свойственны естественная гордость за свои нацию, народ, страну, стремление трудом и талантом служить им. Вместе с тем подлинная цивилизованность несовместима с некритическим отношением к их истории и современному бытию, с унижением других наций, народов, с националистической агрессивностью. Цивилизованный человек осторожно и ответственно выбирает группы, ассоциации, объединения, в которые вступает; он категорически и решительно противостоит кровопролитиям, насилию, разрушительным конфликтам. Варвар же вполне терпимо относится к тому, что у него самого и других людей отняты собственность, свобода, ответственность. Он испытывает постоянное желание отнять что-либо у других индивидов, групп, народов – для того лишь, чтобы отнятое проесть, разбазарить, разрушить; он охотно вливается в агрессивную толпу, готов к кровопролитию. На варваров опираются диктаторские, тоталитарные режимы, националистические черносотенные движения.

Третья группа признаков, отличающих цивилизованного человека, может быть отнесена к условиям, в которых он трудится и отдыхает, общается с другими людьми, а также к стилю его поведения. Его отличает от варвара, в том числе и погрязшего в дикости современного варвара, также стремление и умение обустроить свою повседневную жизнь: чистота, удобство, комфорт повседневной жизни, нужны ему как воздух. Конечно, цивилизованный индивид – человек и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе эмоции.

Не случайно еще древние греки так возвеличивали ценность умеренности потребностей и мудрости поведения. «Мера во всем превосходна», говорилось в «Золотых стихах» пифагорейцев. Тут своего рода парадокс. Потребности цивилизованного человека развиты, богаты, тонки, разнообразны. Но он, по крайней мере, стремится умерять их, делать разумно достаточными. У варвара же, напротив, ограниченные и грубые потребности. Но представься ему возможность удовлетворить их, он не знает никакой меры.

Мотрошилова Нелли Васильевна, доктор философских наук, профессор, заведующая отделом Института

Редакция «Единого Отечества» благодарит Артура Крыжановского за предоставленный материал и подготовку его для публикации