Рабочий лист. Первобытная эпоха

Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.

Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал - иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе - мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита - его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Расцвет искусства

По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.

Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.

Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).

"Сикстинская капелла каменного века"

Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название "Сикстинской капеллы каменного века". В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.

Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.

В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно - в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.

Первые человекообразные изображения

Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа - хранительницы домашнего очага.

Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры -первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

В России петроглифы получили название "писаниц", и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Бронзовый век

В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.

Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения - мегалиты.

Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.

Заключение

На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних "художников" о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.

Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

Вопросы к дифференцированному зачёту по истории. I курс 2 семестр

1. Цивилизация. Основные типы цивилизации

1. Основные типы цивилизаций

2. Характеристика основных типов цивилизации

Древнейшая стадия истории человечества

1 Каковы наиболее распространенные гипотезы происхождения человека?

2 Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы?

3 Какие регионы являются прародиной человечества?

4 Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования?

5 Какие изменения в хозяйственной деятельности человека произошли в период неолита?

6 Как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений?

Цивилизации Древнего Востока

Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Особенности восточной цивилизации

Античная цивилизация

1 Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?

2 Каковы причины возникновения первых государств?

3 Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?

4 В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления?

Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. – Vв. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации варварских королевств. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы в VIII – XIв.Политическая раздробленность и ее причины

Арабско-мусульманская цивилизация

1 Каковы основные положения мусульманского вероучения?

2 Каковы характерные черты исламской цивилизации?

3 Каковы причины успешных завоеваний арабов?

4 В чем причины распада Арабского халифата?

Племена и народы Восточной Европы в древности

1. Какие восточнославянские племена вам известны? Где они проживали?

2 Какие народы населяли территорию Восточной Европы?

3 Охарактеризуйте основные занятия славян. Сравните их с занятиями европейцев в раннее Средневековье.

4 Расскажите о верованиях восточных славян.

Формирование основ государственности восточных славян

1 Каковы были предпосылки формирования Древнерусского государства?

2. Назовите ключевые события в процессе становления Древнерусского государства.

3. Что такое полюдье?

Русь и ее соседи в X-начале XII века

1 Почему Владимир Святославич выбрал православие? Какое это имело значение?

2 Как складывались отношения Руси с соседними странами?

3 Каковы основные группы населения Древнерусского государства?

4 Что такое вотчина? Как она управлялась? Кто составлял население вотчины?

5 Какое влияние на развитие древнерусской культуры оказало крещение Руси?

6 Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Руси.

7 Назовите жанры древнерусской литературы.

8 Что свидетельствовало о развитии письменности и грамотности в Древней Руси?

9 Что представляли собой древнерусские летописи

Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

1 Каковы причины феодальной раздробленности Руси?

2 Что общего и в чем различия между раздробленностью на Руси и в Европе?

3 Каковы были основные направления политики владимиро-суздальских князей?

4 Какую роль играла в Новгороде княжеская власть? Почему Новгородская земля избежала дальнейшего дробления?

5 Какие изменения произошли в период раздробленности в культурном развитии Древней Руси?

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Почему монголам удалось осуществить столь обширные завоевания?

2 Расскажите о походах Батыя на Русь. Докажите, что воины и жители Древней Руси оказали захватчикам ожесточенное сопротивление?

3 Какое значение для судеб средневековой европейской цивилизации имела борьба народов Руси с монгольским нашествием?

4 В чем проявилась политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды?

Борьба русского народа против крестоносной агрессии в XIII в. Александр Невский.

1. Какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси?

3. Ледовое побоище.

Русь на пути к возрождению

1 В чем заключались особенности процесса государственного объединения русских земель?

2 Как вы думаете, могла ли Новгородская республика возглавить процесс объединения Руси?

3 Чем отличались политика Ивана Калиты и Дмитрия Донского?

4 В чем заключалось историческое значение победы русских войск в Куликовской битве?

5 Каковы были причины распада Золотой Орды? Как это отразилось на исторической судьбе Руси?

От Руси к России

1. Какие факторы способствовали тому, что именно при Иване III и Василии III была ликвидирована зависимость Руси от Орды и завершилось объединение Руси?

2 Дайте характеристику системы органов власти Российского централизованного государства.

3 Как вы понимаете политическое значение идеи «Москва – третий Рим»?

4 Какие из символов Российского государства сохранились до наших дней?

15. Борьба Ивана Грозного за укрепление централизованной власти. Опричнина и её последствия .

1 Охарактеризуйте политику Ивана Грозного, направленную на установление абсолютизма в России.

2 Каковы были итоги и значение Ливонской войны для России?

3 В чем состояли причины введения опричнины?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Ежегодная Конференция

"Пардон, отчепятка, ибо торопыга: "стихи на школьных утренниках не декламировала". =)))".

"На индивидуальном опыте? Дайте-ка поразбрызгать мозгами... Уже давно не секрет то, что тогда в моем случае, минус - это преследование одиночеством, а плюс - в одиночестве я вполне хорошо себя ощущаю. =))) Супруг вот только не осознает, ему же подавай 200 кг. друзей". Притча. ::я::. откликается: "Отходя от общепризнанного соображения. -)". Миша Кордонский откликается: "Чтобы быть неформалом, не непременно красить челку и гонять байке (велике и т. п.). Некие неформалы имеют необычный внешний облик, а некие - нет. К примеру, ролевика (толкиениста) ты на улице ничуть не отличишь. Однако общее меж ВСЕМИ неформалами - это как раз необычное мышление. Неформал, -а, м. - человек имеющий свое соображение, не идущий за толпой. || Син. : индивидуал. // Автор: Андрей НеформаловНеформал, -а, м. (неформ. соц.) - 1. Член молодежного неформального общества; 2. Юноша, отличающийся необычной одеждой, прической, сленгом, предпочтениями в музыке, манерами поведения и т. п.. || Как ты начнешь одеваться, как «неформал», вести себя, как «неформал», исповедовать мировоззрение «неформальное» - ты станешь неформалом. Источник: «Словарь сленгов неформалов» ".

Акварелька спрашивает: "Кто знает историю ТАИС АФИНСКОЙ? ". Lora Ilina в полной убежденности, что: "Я знаю. А что, ты хочешь чтобы я её тебе пеесказала? ". Dmitrii Egorkin в полной убежденности, что: Rtr поясняет: Абсурд Солнечный любопытствует: "Кто-нибудь из Вас полагает законы шариата справедливыми". Некто A. откликается: "Недавно ознакомилась. Там не мало хорошего". Наташа Добрынина спрашивает: "Историки, посодействуйте, пожалуйста!!! Контрольная по истории (!10 класс!)". "Помогите ответить на вопросы (я вообщем в истории плоха(((): 1. Объясните, в чём состояли индивидуальности познания прошедшего в дописьменную эпоху?2. Назовите имена выдающихся историков античности. Укажите индивидуальности исторической науки на ранних стадиях её развития. В чём выражалось Ограниченность исторического познания в античную эпоху?3. Необходимо отметить то, что каким образом господствующее положение религии и церкви в духовной сфере Средневековья сказалось на содержании научных знаний?4. Почему увеличился энтузиазм к минувшему в этап Новейшего времени?5. Какие научные подходы и принципы исторического научные исследования были выработаны в 18 - 19 веках?6. В чём заключаются индивидуальности развития исторической науки в 20 веке?7. В чём состояли индивидуальности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эры господствовали аналогичные взоры? Какой же представлялась роль человека в истории?8. Укажите индивидуальности исторических взглядов эры Просвещения. Что являлось, по мнению учёных 18 века, движущие силы публичного развития?9. Как представлял исторический процесс Г. Гегель? Что он имел в виду под понятием "мировой дух"?10. Что принципиально новейшего в осознание вопроса о месте личности в истории внёс германский философ Кант?11. Какие подходы к периодизации общей истории существовали в исторической науке? Приведите примеры.12. Объясните, почему неважно какая периодизация исторического процесса условна. При каких переменах в публичном развитии правомерно разговаривать о наступлении новейшего периода мировой истории?13. Какие причины содействовали выделению человека из мира природы? Какую роль в ходе эволюции человека игралась межвидовая и внутривидовая борьба?14. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую процедуру они выполняли?15. Уже давно не секрет то, что какие перемены в хозяйственной деятельности человека дали основа разговаривать о неолитической революции?16. Укажите, в чём отличия федеральной власти от родоплеменного устройства.17. Укажите предпосылки беспомощности деспотических стран древности. Как долго было Древнеегипетское гос-во? В чём предпосылки его упадка? Посодействуйте! Это только маленькая элемент всего, что мне задали! Я выписала самое непростое для меня".

В XX веке взгляд на всемирную историю как процесс смены ло­кальных цивилизаций получил дальнейшее развитие. Значительный вклад в разработку этой теории внесли О. Шпенглер (1880-1936), А. Тойнби (1889-1975) и отечественный мыслитель Л. Н. Гумилев (1912-1992).

В теориях цивилизационного развития прогресс связывался с тем, что каждая новая цивилизация, в определенной мере наследуя дости­жения своих предшественниц, достигает все более высоких уровней материальной и духовной культуры. Главным источником развития Гумилев считал взаимодействие народов со средой их обитания.

Во второй половине XX века большую популярность приобрели идеи о существовании фаз , или стадий мирового цивилизационного развития. Американские экономисты, политологи и социологи (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер) видели движущую си­лу истории в расширении горизонтов знания, позволявшего совер­шенствовать орудия труда, что обеспечивало овладение новыми формами производственной деятельности. Прогресс связывался ими с переходом от охоты и собирательства к земледелию и ското­водству, а затем к промышленному производству и современному об­ществу высоких технологий.

Переход к каждой новой ступени развития не рассматривался как жестко детерминированный (предопределенный) законами поступательного развития истории. Он характеризовался как воз­можность, реализация которой зависела от существования соответ­ствующих предпосылок . В их числе особо выделялись историко-культурные, политические особенности, международные условия и традиции отдельных цивилизаций, определявшие положение лич­ности в обществе.

Особое внимание в рамках теории стадий цивилизационного раз­вития уделялось обострившимся в XX веке проблемам модерниза­ции - ускоренного перехода от традиционных (аграрно-скотоводче-ских) обществ к индустриальным.

Другие реальности XX века, связанные с мировыми войнами, по­явлением ядерного и иного оружия массового поражения, способно­го уничтожить цивилизацию, обострением проблем экологии, также нашли свое отражение в понимании проблем истории. Идея не­уклонного поступательного развития человечества в современных условиях вызывает все больший скептицизм. Все чаще начали ста­виться вопросы о том, правомерно ли связывать прогресс с ростом производства и потребления, не наступает ли время переосмысления ценностей, когда главным его критерием станет возможность духов­ного развития человека.

Вопросы и задания

· Объясните, в чем состояли особенности познания прошлого в дописьменную эпоху. Какие мифы, объясняющие происхож­дение мира и человека, вы знаете?

· Назовите имена выдающихся историков античности. Укажите особенности исторической науки на ранних стадиях ее разви­тия. В чем выражалась ограниченность исторического позна­ния в античную эпоху?



· Каким образом господствующее положение религии и церк­ви в духовной сфере Средневековья сказалось на содержа­нии научных знаний?

· Почему возрос интерес к прошлому в период Нового времени?

· Какие научные подходы и принципы исторического исследо­вания были выработаны в XVIII-XIX вв.?

· В чем заключаются особенности развития исторической науки в XX веке?

· В чем состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господ­ствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль чело­века в истории?

· Укажите особенности исторических взглядов эпохи Просвеще­ния. Что являлось, по мнению ученых XVIII века, движущей си­лой общественного развития?

· Что принципиально нового в понимание вопроса о месте лич­ности в истории внес немецкий философ И. Кант?

· Как представлял исторический процесс Г. Гегель? Что он имел в виду под понятием «мировой дух»?

· Объясните сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества? Подумайте, в чем состоит ограниченность марксистского толкования истории.

· В каких значениях историки XX века употребляли понятие «ци­вилизация»? Какие принципы лежат в основе цивилизационно-го подхода к истории? Назовите имена ученых, разработавших концепции локальных цивилизаций.

· Как определяют движущие силы исторического процесса сто­ронники теории стадий мирового цивилизационного развития?

· Какие реальности XX века вызывают опасения ученых по поводу поступательного развития человечества?

Заполните таблицу


Тема 2 Принципы периодизации в истории

Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяй­ственной деятельности, развития материальной культуры. Такие идеи высказывали французский философ Ж. Кондорсе (1743-1794) и американский этнограф Л. Морган (1818-1881). Они делили исто­рию на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации.(земледелие, скотоводство, письменность, обработка металлов)

Схема Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе

Цивилизация

Варварство

В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда . Она получила признание и в археологии при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на камен­ный, бронзовый и железный века

Сторонники теории мирового цивилизационного развития видят в нем три основные стадии , разделяемые промежуточными, переход­ными этапами.

Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э. Она была связана с переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству.

Вторая стадия, начавшаяся в середине XVII века, ознаменова­лась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая его более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриаль­ной стадии развития.

Третья стадия началась во второй половине XX века и была свя­зана с возникновением нового типа общества (его чаще всего назы­вают информационным), когда с внедрением компьютеров качест­венно меняется характер интеллектуального труда, складывается индустрия производства знаний.

Сторонники восприятия истории под углом зрения смены ло­кальных цивилизаций (античной, греко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которое колеблется в промежутке от нескольких веков до тысячелетий. А. Тойнби счи­тал, что в мировой истории сменилось 13 самостоятельных цивили­заций, обладавших уникальными особенностями (остальные он рассматривал как их ответвления).

Марксистская, формационная, теория выделяла пять основных эпох истории человечества.

Эпоха первобытно-общинного строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной собственности, люди полностью зависели от природы и мог­ли выжить лишь при условии совместного, коллективного труда и потребления.

Переход к рабовладельческой формации связывался с совершенст­вованием орудий труда, появлением возможности производства прибавочного продукта и его единоличного присвоения, возникно­вением частной собственности. При этом собственнику - рабовла­дельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами ра­ботники, рабы, которые рассматривались как «говорящие орудия».

Феодальное общество характеризовала частичная личная зависи­мость работников от собственников земли - феодалов. Крестьяне, со­ставляющие основную массу трудящегося населения, обладали лич­ной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведенного продукта. Это определяло их заинтересованность в повышении производительности труда, которой не было у рабов.

В рамках формации, которую марксизм определял как капи­талистическую, работник лично свободен. Однако, не располагая источниками средств к существованию, он вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю, собственнику средств производства, который присваивает неоплаченную часть произведенного прибавочного продукта.

Следующая, коммунистическая, формация виделась как общест­во, где с отмиранием частной собственности человек приобретет под­линную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, сам станет хозяином своей жизни.

В рамках каждой исторически протяженной эпохи в марксист­ской теории выделялись периоды становления, расцвета и упадка со­ответствующих формаций. Цивилизационный подход выделял та­кие же фазы в развитии цивилизаций.

Границы между эпохами и составляющими их периодами, как правило, определялись по крупным, масштабным историческим со­бытиям, оказавшим большое влияние на жизнь народов.

На первый взгляд может показаться, что сторонники различных подходов к истории должны коренным образом расходиться и в ее периодизации, но в действительности этого не происходит. Споры возникают лишь по отдельным вопросам. Дело в том, что время пе­ремен можно называть по-разному - сменой формации, крушением локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть же описываемых событий от этого не меняется.

Каждый новый период исторического развития, как правило, свя­зан со сменой форм хозяйственной деятельности, отношений соб­ственности, политическими потрясениями, глубокими переменами в характере духовной культуры.

Следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об ис­тории человечества в целом, в известной мере условна. Переход к но­вой эпохе - это не одномоментный акт, а процесс, растянутый во времени и пространстве. Кризис и упадок общества могут сочетать­ся с формированием в его недрах ростков новой цивилизации. Эти процессы не развиваются одновременно во всех районах мира. Именно так шло становление промышленной цивилизации Нового времени. В то время как одни страны уже пережили промышленный переворот, другие еще не вышли за рамки сословного строя и ману­фактурного производства, в третьих - причудливым образом соче­тались элементы старого и нового строя.

При изучении всемирной истории необходимо исходить из по­нимания мирового развития как процесса постоянно происходя­щих взаимосвязанных изменений во всех сферах жизни обществ, го­сударств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не всего мира, то жизни большинства населения Земли, правомерно говорить о наступлении нового этапа всемир­ной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями. В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по времени. Тогда за переломную может быть принята некая услов­ная дата.

Этапы развития человечества

Общепринятым стало деление исторического пути, пройденного че­ловечеством, на первобытную эпоху, историю Древнего мира, Сред­них веков, Новое и Новейшее время.

Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн. лет. При ее изучении на помощь истории приходит археоло­гия. По остаткам древних орудий, наскальным рисункам и захороне­ниям она изучает культуры прошлого. Реконструкцией облика пер­вобытных людей занимается наука антропология.

На протяжении этой эпохи происходит становление человека со­временного типа (около 30-40 тыс. лет назад), постепенно совер­шенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболов­ства и собирательства к земледелию и скотоводству.

Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения первых государств (IV-III тысячелетия до н.э.). Это было время раскола об­щества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, ши­рокого распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большое хозяйственное значение). Своего рас­цвета рабовладельческий строй достиг в период античности (I тыся­челетие до н.э. - начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

В последние годы определенную известность приобрели попытки группы ученых, в частности математика А.Т. Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историка­ми многих событий, происшедших ранее XVI-XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты. В частности, они предлагают считать, что писаная история человечества была искусственно удлинена более чем на тысячелетие. Речь, однако, идет лишь о предположении, которое не получило признания большинства историков.

Эпоху Средневековья принято определять временными рамками V - XVII вв.

Первый период этой эпохи (V-XI вв.) ознаменован падением За­падной Римской империи, становлением нового типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе. В его рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности. Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

Второй период (середина XI - конец XVв.) - это время становле­ния крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобре­тающей все более светский характер.

Третий период (XVI - середина XVII в.) связан с началом разло­жения феодального строя, его иногда характеризуют как раннее Но­вое время. Европейцы открывают для себя мир, начинается создание колониальных империй. Быстро развиваются товарно-денежные от­ношения, получает широкое распространение мануфактурное про­изводство. Усложняется социальная структура общества, она все ча­ще вступает в противоречие с его сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют собой наступление нового этапа ду­ховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных проти­воречий усиливается центральная власть, возникают абсолютист­ские монархии.

Цивилизации Древнего мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» не разграничиваются, они рассматриваются как «тра­диционное общество», основой которого выступает натуральное и полунатуральное аграрно-ремесленное хозяйство.

Эпоха Нового времени - эпоха становления и утверждения про­мышленной, капиталистической цивилизации - также подразделя­ется на несколько периодов.

Первый начинается с середины XVII века, когда наступило время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-х гг.). Неменьшее значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением им веры в силу разума.

Второй период Нового времени наступает после Великой фран­цузской революции (1789-1794). Промышленный переворот, начав­шийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отноше­ний. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С за­вершением формирования крупных буржуазных государств в боль­шинстве из них утверждается идеология национализма, националь­ного интереса.

Третий период Нового времени наступает в конце XIX - начале XX века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышлен­ной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Насту­пает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства,

роста социальных противоречий в промышленных странах. Начина­ется и обостряется борьба между ними за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса ин­дустриальной, капиталистической цивилизации. Его показателем им представлялась первая мировая война 1914-1918 гг. и связанные с нею потрясения, прежде всего революция 1917 г. в России.

Периодизация Новейшей истории

Вопрос о том, что следует понимать под термином Новейшая исто­рия, относится к числу одного из самых спорных в современной науке.

Для некоторых советских историков и философов револю­ция 1917 г. в России знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось на­ступление Новейшего времени. Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее вре­мя» в ином смысле, подразумевая под ним период, непосредст­венно связанный с текущим временем. Они предпочитали гово­рить об истории XX века, или истории современности.

Тем не менее в рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.

Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной циви­лизации Нового времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину XX века. Это - раннее Новейшее время. Остро­та противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать. Великий кризис 1929-1932 гг. поставил на грань краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за коло­нии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне 1939-1945 гг., еще более разрушительной, чем первая. Рушится ко­лониальная система европейских держав. Условия «холодной вой­ны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угрожать гибе­лью всему роду человеческому.

Качественные перемены, связанные с изменением характера со­циального, общественно-политического развития ведущих госу­дарств мира, начинают проявляться лишь во второй половине - конце XX века.

В этот период с распространением компьютеров и промышлен­ных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального тру­да. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Разви­ваются интеграционные процессы, складываются единые экономи­ческие пространства (западноевропейское, североамериканское и др.). С крушением СССР и его системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают развиваться процессы гло­бализации экономической жизни, складывается общемировая систе­ма информационных коммуникаций.

В то же время симптомы кризиса индустриального общества да­ют о себе знать во многих районах мира и в начале XXI века, в том числе и на территории бывшего СССР.

Вопросы и задания

· Какие подходы к периодизации всемирной истории существо­вали в исторической науке? Приведите примеры.

· Объясните, почему любая периодизация исторического про­цесса условна. При каких изменениях в общественном разви­тии правомерно говорить о наступлении нового этапа мировой истории?

· Объясните, почему периодизация Новейшего периода истории относится к числу спорных проблем. Какие перемены в миро­вом общественном развитии можно связывать с наступлением нового этапа?

Заполните таблицу.

Тема 3. Первобытная эпоха . Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангу­танги) способны в определенных ситуациях использовать гото­вые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кре­мень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абст­рактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных зако­нов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в ста­да (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от бо­лее сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на оп­ределенной территории (у первобытных людей размер стада состав­лял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшествен­ников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмо­ции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформи­ровалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структу­ры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к ком­муникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ос­тавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстракт­ного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволю­ции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дру­гой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные. Одна­ко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапли­вались знания, которые благодаря развитию речи передавались от по­коления к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаи­модействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выжива­ние по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копь­ями, действующие сообща, первобытные охотники могли справить­ся с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относи­тельную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступа­тельным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полностью или частично терялись.

Этапы становления человека

Самые древние каменные орудия находят в Восточной Африке, Се­верной и Южной Азии. Именно в этих районах жили австралопите­ки. Они были больше похожи на обезьян, чем на людей, хотя могли передвигаться на двух ногах. Принято считать, что австралопитеки использовали в качестве оружия палки и острые камни, но, скорее всего, еще не умели их обрабатывать.

Примерно 1,0 млн. - 700 тыс. лет назад наступает период, кото­рый называют ранним палеолитом (от греч. «палео» - «древний* и «литое» - «камень»). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселе­ний, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впос­ледствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспо­сабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Так, объем мозга человекообразной обезьяны составлял около 300-600 куб. см, австралопитека - 600-700 куб. см, пите­кантропа - 800-870 куб. см., синантропа и гейдельбергского человека - более 1000 куб. см., неандертальца - 1300-1700 куб. см., современного человека - 1400-1800 куб. см.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200-300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Первоначально люди не умели разжигать огонь. Его источ­ником служили случайно возникшие лесные и степные пожары, добытый огонь постоянно поддерживался в очагах. Древнегре­ческая легенда о Прометее, похитившем у богов знание об ог­не, вероятно, выступает отголоском памяти о весьма давних временах.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших поч­ти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Мно­гие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли при­способиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30-20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

Человек осваивает свою планету

Эпоха мезолита (от греч. «мезос» - «средний» и «литое» - «ка­мень») охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек. Это немного, но при преобладании хозяйства при­сваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходи­мо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на амери­канский континент, около 20 тыс. лет назад - в Австралию.

История заселения Америки и Австралии вызывает немало споров. Принято считать, что человек мог оказаться на этих континентах еще до завершения ледникового периода, когда уровень океана был примерно на 100 м ниже современного и существовали сухопутные мосты, связывающие эти континен­ты с Евразией. В то же время ученые, отмечая, что было не­сколько волн переселения на заокеанские континенты, дока­зывают, что уже на заре своей истории люди могли пересекать широкие водные пространства. Норвежский исследователь Т. Хейердал, чтобы доказать правильность этой точки зрения, пересек Тихий океан на плоту, изготовленном по технологиям, которые могли быть доступны человеку во времена мезолита.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распростране­ние наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археоло­ги находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и дру­гие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, воз­никшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии.

Наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс по­знания, уяснение природы интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей. Первобытная магия строилась на вере в возможность словами, символическими действиями и рисунками воздействовать на отдаленные предметы и других людей, в особую значимость снов. Ранние верования иногда действительно имели под собой определенную рациональную основу. Однако нередко они становились оковами для дальней­шего познания мира.

Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фети­шизм - убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, кам­ни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали по­верья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпо­хи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щип­ковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди поль­зовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего - частью добычи, ее следовало ос­тавить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способно­стями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть за­метную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целеб­ные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотически­ми способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятель­ности и культуры с эпохи мезолита практически не изме­нился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледе­лию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» - «новый» и «литое» - «камень») знамену­ет переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа: первый конфликт

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех кон­тинентах как господствующий вид и в этом качестве идеально при­способился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы сущест­вования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обо­стрение борьбы между племенами за становящиеся все более бедны­ми охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции - такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями.

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвра­щало рост численности населения, препятствовало изменению обра­за жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волча­та, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первона­чально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сороди­чей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одо­машнивания привели к утверждению нового типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большин­ство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли вы­жить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников.

По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в XV тысячелетии до н.э., охраняя его жилище и помогая охотиться, была собака. В X тысячелетии до н.э. племе­на Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячеле­тии до н.э. в степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Ин­да началось разведение крупного рогатого скота.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Соби­рательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опы­та пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.

Аграрно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. воз­никли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи - на терри­тории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

Первыми растениями, которые стали выращиваться в Евро­пе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысяче­летии до н.э. выращивали фасоль и горох. В Китае из земле­дельческих культур IV тысячелетия до н.э. преобладало просо. В Южной Америке в VII-V тысячелетиях до н. э. высаживали ку­курузу, тыкву, бобы.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи су­ществование людей было подчинено интересам борьбы за выжива­ние. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случай­но отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить.

Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи. Так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь не­редко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного города в другой был достаточно распространенным явлением.

Единственная форма разделения труда существовала между муж­чинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, оставав­шимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хо­зяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи.

С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.

Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отде­лилось от скотоводства, с другой - самостоятельное значение при­обрел ремесленный труд. В V-IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело (с помощью гончарного круга изго­товлялась глиняная посуда). Появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадь­ми, волами и ослами).

Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое ма­стерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты своего труда на мясо и зерно.

Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производив­шие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, на­чали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между сосед­ними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйствен­ные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поселе­ниях ремесленники специализировались на оружии, в других - на ткачестве, в третьих - на изготовлении посуды и т. д.

В поселениях VII-V тысячелетий до н.э. жило от нескольких сот до 2-3 тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Се­верной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще всего возводили монументальную постройку, жертвенник духам - по­кровителям племени.

Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с его рас­ширением появилась потребность в существовании единого эквива­лента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время при­годные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще всего это были меха, шкуры. У арабских, части славянских племен - скот, у многих племен бассейна Тихого океана - редкие раковины У племен Цент­ральной Африки - слоновая кость, в Китае – соль.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.

Неолитические племена не знали частной собственности. Так, американские индейцы даже в XVII - XIX вв. вели хозяйство сооб­ща, выращенные и добытые продукты были общей собственностью племени.

Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ре­месленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, професси­ональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в его реше­ние внес американский ученый Л. Морган (1818-1881), изучав­ший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью дру­гих народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Моргана, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий.

Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матри­архата к патриархату.

В период когда основным источником пищи была охота, век муж­чин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и уме­лые из них доживали до 25-30 лет.

Отзвуком времени, когда от количества мужчин - добытчи­ков пищи зависело выживание племени, остается особое значе­ние, которое придается у многих народов рождению мальчика.

В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщи­ны. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (сте­пень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраня­ли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал та­кого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин умень­шалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений.

Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наи­более сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Муж­чины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяю­щего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося боль­шинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из ро­да в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по муж­ской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заклю­чали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на не­освоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто спе­циализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися фор­мами хозяйственной деятельности.

Классификация языков дает материал для определения ис­ходных районов проживания народов, понимания основ их тра­диций и культуры. Так, родство языков народов, разделенных об­ширной территорией, говорит либо о том, что у них были общие корни, либо о проживании их в прошлом в рамках одного геогра­фического района и существовании между ними тесных связей, что нередко подтверждается схожестью обычаев и обрядов.

Примерно в V-IV тысячелетиях до н.э. складываются основ­ные центры распространения существующих и поныне языко­вых групп.

Всего на земном шаре насчитывается около 4 тысяч языков (точную цифру назвать нельзя, поскольку грани между языками и диалектами одного языка подвижны). Лингвисты объединяют их в крупные языковые семьи (индоевропейскую, финно-угорскую, тюркскую, монгольскую, семито-хамитскую, берберо-ливий-скую, кушитскую, сино-тибетскую и др.). На языках наиболее крупной, индоевропейской, семьи говорит около 45% населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иран­ской, нуристанской, индоарийской языковых групп.

В современном мире люди, говорящие на индоевропейских языках, воспринимают их как различные (как, например, рус­ский и английский). Однако, по данным археологии, племена, говорившие на близких диалектах, впоследствии развившихся в индоевропейские языки, в IV-III тысячелетиях до н.э. прожива­ли в ограниченном ареале - в Юго-Западной Азии, к югу от При­черноморья и Прикаспия. Позднее они расселились на обшир­ных территориях Евразии.

В это же время в развитии земледельческих и пастушеских пле­мен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инстру­менты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обра­ботке, чем камень, из них можно было изготовить более производи­тельные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.

Доступных запасов металла было еще немного, их обработка де­лала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались камен­ные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (пер­вые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV-III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества, связанного с по­явлением первых государств.

Вопросы и задания.

· Используя знания, приобретенные на уроках биологии, исто­рии и обществознания, расскажите о наиболее распростра­ненных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор?

· Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

· Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

· Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предков людей.

· Проследите изменения антропологического типа человека в процессе эволюции.

· Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позво­лили ему выжить в условиях ледникового периода?

· На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

· Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

· Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?

· Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?

· Расскажите о процессе перехода от присваивающего к произ­водящему типу хозяйства.

· Объясните, как разделение труда и специализация деятельно­сти влияли на усложнение общественных отношений и измене­ние характера обмена. Какие предметы использовались в ка­честве эквивалента стоимости товаров?

· Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущест­венного неравенства и появлению частной собственности.

· Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной соб­ственности и переход к патриархату.

· На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?

· Какие изменения в человеческом обществе произошли с нача­лом освоения металлов?

Зарождение первобытных религий

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир , где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи , которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Поклонение природе

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе . Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Тотемизм

Ранней формой религиозных воззрений следует считатьтотемизм.

Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу . Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.

Магия

К ранним формам религии относитсямагия.

Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия.

Виды магии

Виды магии по методам воздействия :

  • контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
  • парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
  • имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды магии по социальной направленности и целям воздействия:

  • вредоносная (нанесение порчи);
  • военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
  • любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
  • лечебная;
  • промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
  • метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);

Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

Фетишизм

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм» .

Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

Анимизм

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть обанимизме.

Анимизм — вера в существование души и духов.

Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех . Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Шаманизм

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.