Электронный аукцион не подано ни предложения. Что делать, если закупка не состоялась

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.


Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с , при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).ст. 92 , кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Когда первые части заявок рассмотрены и Участники закупки допущены к участию в торгах, статус аукциона меняется на «Вы допущены, дождитесь начала торгов». В день начала электронного аукциона его статус изменится на «Проведение аукциона», а в столбце операции появится рссылка «Торги».

Согласно части 13 статьи 51 44-ФЗ, участников закупки, подавших заявки, должно быть более одного. В противном случае аукцион считается несостоявшимся.

В списке аукционов строка, содержащая информацию об аукционе в статусе «Проведение аукциона», будет дополнительно выделена алым цветом.

Подача ценовых предложений осуществляется с момента начала аукциона, указанного в извещении о проведении аукциона, и доступна участнику закупки, допущенному к аукциону по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в аукционе.

Любой участник электронного аукциона также может подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения следующих требований:

  1. нельзя подавать предложение о цене контракта, равное предложению или большее чем предложение о цене контракта, которые поданы таким участником электронного аукциона ранее, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
  2. нельзя подавать предложение о цене контракта ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";
  3. нельзя подавать предложение о цене контракта ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, если такое предложение о цене контракта подано этим же участником электронного аукциона.

Следует учитывать, что время приема предложений составляет десять минут от начала аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, электронный аукцион автоматически завершится.

По завершении электронного аукциона начинается 10-минутный период доподачи предложений. В течение этого периода любой участник электронного аукциона может подать предложение о цене контракта. Оно должно быть не ниже, чем последнее предложение о минимальной цене контракта, независимо от "шага аукциона" и с учетом указанных выше требований 1 и 3. Победителем считается участник закупки, ранее других подавший наименьшее (наибольшее в случае проведения торгов на повышение) ценовое предложение.

Чтобы подать предложение о цене контракта, нажмите на ссылку «Торги» в течение первых 10 минут после начала аукциона. Откроется форма для подачи предложений о цене контракта.


В данной форме отображаются все поданные ценовые предложения, поступившие с начала проведения аукциона с указанием времени подачи предложения. Для предложения новой цены контракта с учетом шага аукциона введите сумму вашего предложения в соответствующее поле и нажмите на кнопку «Подать предложение» .

Откроется запрос на подтверждение намерения подать ценовое предложение.


Нажмите на кнопку «Да» . После этого осуществляется проверка введенного предложения. В случае успешного ввода ценовое предложение необходимо подписать. Откроется диалоговое окно со списком сертификатов ЭП. Выберите необходимый сертификат и нажмите на кнопку «ОК» . Появится сообщение о принятии ценового предложения.

  • Если подана только одна заявка, то этот участник признается победителем, далее по регламенту - анализ 2-й части поданной им заявки. Если она соответствует требованиям, с таким участником заключается контракт.

Если к аукциону допущен только 1 участник

  • Если к аукциону допущен только 1 участник, то этот участник признается победителем, далее по регламенту - анализ 2-й части поданной им заявки. Если она соответствует требованиям, с таким участником заключается контракт.

Если не сделано ни одного ценового предложения на аукционе.

  • Проводится рассмотрение 2-х частей заявок, определяются участники, 2-е части заявок которых соответствуют требованиям. Из них определяется участник, с которым заключается контракта.

Условия, при которых участник, подавший заявку на участие, признается победителем.

  • Заявка на участие подана ранее других.
  • Подана только одна заявка (именно этим участником).

Если не подано ни единой заявки. Аукцион не состоялся. Действия Заказчика.

  • Внесение изменений в план-график, если необходимо - и в план закупок.
  • Закупка осуществляется методом запроса предложений (при этом объем закупки не меняется) или иным методом (в т.ч. повторное размещение заказа методом проведения электронного аукциона).

Закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд всегда являлась сферой социальных отношений с повышенным риском коррупции. И хотя полностью одолеть коррупцию в закупках пока не удалось, это вовсе не означает бессмысленность мер по снижению ее уровня.

Это рассмотрение актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок прямо направлено на исключение коррупционной составляющей в закупочной деятельности организации. Наказание за коррупционные правонарушения: штрафы, принудительные работы, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы (УК РФ). О сновные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Российской и международной практикой выработаны четыре основных подхода, подтвердивших свою действенность:

— регламентационные методы;

— технические методы;

— психологические методы;

— контрольные и репрессивные меры.

Регламентационные методы

1. Информационная прозрачность на всех этапах закупочной деятельности

Можно выделить несколько уровней информационной прозрачности:

  • Доступность правовых актов, устанавливающих общие правила закупок.
  • Открытый доступ ко вспомогательным документам (локальным актам, методикам, инструкциям) в сфере осуществления закупочной деятельности.
  • Обеспечение открытого доступа к информации, которая создается в процессе осуществления закупки, в достаточном объеме для осуществления независимого мониторинга и общественного контроля.
  • Открытый характер сведений о результатах исполнения договоров и выплатах, осуществленных по ним.
  • Прозрачные процедуры обжалования результатов закупочной деятельности.

Наиболее перспективной мерой обеспечения прозрачности закупок является публикация информации в сети «Интернет».

2. Эффективные регуляторы условий участия в закупках

Условия участия в закупках включают в себя:

  • требования к закупаемым товарам, работам, услугам,
  • критерии оценки заявок и принятия решений о заключении контрактов.

Если раньше (до 1 января 2006 г.) должностные лица, ответственные за закупки, устанавливали произвольные требования к поставщикам, исполнителям, подрядчикам. То есть, можно было ограничить участие предпринимателей в торгах и обеспечить контракт «своей» компании. Сегодня существует четкий перечень требований к участникам закупок по предоставлению документов. Устанавливать произвольные или дополнительные требования Закон запрещает.

Такой механизм, как , обеспечивает анонимность участия предпринимателей. Участники закупок не знают друг друга и не могут договориться о результате торгов и согласовать стоимость контракта, что положительно влияет на снижение начальных цен и благоприятствует развитию конкуренции в целом.

До 1 января 2006 г. существовала возможность менять любые условия заключенных контрактов, в том числе стоимость и объемы работ, что само по себе являлось предпосылкой для коррупции. Сейчас такая практика ушла в прошлое. Теперь установлен ограниченный перечень случаев внесения изменений в действующий контракт. Закон не допускает произвольного изменения стоимости контракта, сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки и многих других положений, что существенно ограничивает возможности для реализации коррупционных схем.

Раньше обжаловать результаты торгов можно было только в судебном порядке, но эта процедура занимала много времени, поэтому к завершению разбирательства контракт обычно уже был выполнен другим участником. Таким образом, восстановить справедливость было практически невозможно. Сегодня существует короткая процедура обжалования действий заказчиков в ФАС России. Ее механизм позволяет быстро восстанавливать нарушенные права участников закупок.

До весны 2011 г. заказчики произвольно устанавливали начальную (максимальную) цену контракта. Это приводило к закупкам дорогостоящего оборудования, цены которого значительно превышали рыночные. Сейчас заказчики обязаны обосновывать установленные цены и изучать рынок, проводить мониторинг заключенных контрактов на аналогичные товары, работы, услуги.

И это далеко не все механизмы противодействия коррупции, заложенные в Закон о закупках.

Локальные методы

Закон о закупках не ограничивает внутреннюю деятельность заказчиков. Бороться с коррупционными проявлениями можно и на местном уровне. Для этого необходимо:

  • создать эффективную систему правил, подробно регламентирующих действия сотрудников в той или иной ситуации. Эта мера позволит минимизировать фактор субъективности;
  • прописывать четкие механизмы контроля за точным соблюдением этих правил;
  • вводить систему индивидуальных должностных инструкций для сотрудников, в которых будут четко прописаны все шаги при осуществлении закупок.

Технические методы

К мерам местного воздействия можно отнести оборудование переговорных комнат и рабочих мест специалистов по закупкам системами контроля и видеонаблюдения. Недостаток подобных мер — высокая стоимость. Кроме того, целесообразно ввести контроль служебной переписки.

Психологические методы

Мы постоянно слышим с экранов телевизоров, читаем в печатных и электронных СМИ высказывания сотрудников правоохранительных и различных контрольных органов о неотвратимости наказания за совершенные деяния. Это тоже один из механизмов государственного воздействия.

Воздействие на местном уровне

Самый простой, распространенный, а также наименее затратный метод — проверка анкетных данных, биографии кандидата на должность сотрудника отдела закупок и отзывов с предыдущих мест работы. Особое внимание уделяется репутации потенциального сотрудника. При поступлении на муниципальную службу соискатели предоставляют справку из правоохранительных органов об отсутствии судимости, что дает возможность изначально не допускать к коррупционно опасным видам деятельности кандидатов с судимостями или уволенных с предыдущих мест работы за финансовые и коррупционные правонарушения. В некоторых организациях проводятся специальные тестирования кандидатов на должность сотрудников отделов закупок.

Воздействие на местном уровне должно быть направлено на невыгодность коррупционных действий для сотрудников, ответственных за проведение закупок. К таким мерам, в частности, можно отнести:

  • применение к провинившимся сотрудникам дисциплинарных взысканий и разъяснение им всей полноты ответственности по действующему административному и уголовному законодательству;
  • проведение специальных тренингов по разъяснению составов, ответственности и наказания за правонарушения в области госзакупок;
  • огласку коррупционных инцидентов в учреждении.

Контрольные и «репрессивные» меры

В Законе о закупках много внимания уделено контрольным мероприятиям. Это любые контрольные мероприятия надзорных органов власти — ФАС России, Счетной палаты, прокуратуры, Следственного комитета, МВД и др. контроль со стороны различных общественных объединений.

Сегодня контрольными мероприятиями охвачен весь цикл закупки — от планирования, обоснования цены до исполнения контракта. Другое дело, что коррупция процветает не только среди чиновников, но и в контрольно-надзорных органах власти, и это мешает наводить порядок и препятствовать коррупционным схемам.

Необходимо отметить, что применение каждого метода противодействия коррупции на практике ограничено его спецификой и требует дополнительных организационных и финансовых ресурсов. Достичь ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход — сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса закупок.

Если нужно разобраться во всех требованиях антикоррупционного законодательства...

Чтобы исключить действия коррупционной направленности при проведении конкурентных процедур, повысить эффективность использования бюджетных средств, а также для исключения фактов нарушения законодательства в сфере закупок пройдите онлайн-курс « ». Курс соответствует всем требованиям законодательства и контролирующих ведомств.

В курсе всего 6 уроков. По окончанию обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации на 40 часов.

На курсе вы узнаете:

  • О предотвращении и урегулировании конфликта интересов,
  • Об антикоррупционных механизмах в планировании и осуществлении закупок,
  • О правах и обязанностях государственных и муниципальных служащих, работников контрактной службы, членов закупочных комиссий,
  • Об ограничениях и запретах на сотрудников организации,
  • Об ответственности за нарушения.

Преподаватель курса

Эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, заместитель начальника юридического отдела Акционерного общества «Тульский патронный завод».

В ходе электронных торгов — аукцион, согласно законодательству, может не состояться. Условия признания его таковым регулируются статьями 66-69 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг...». Данная норма закона описывает применяемый порядок проведения процедур на электронной площадке.

В частности, признание аукциона несостоявшимся позволяет подписать контракт с одним участником либо провести торги в другой форме.

Речь идет о том, что при закрытии тендеров без заявок, госпредприятие получает возможность провести подбор поставщика методом запроса предложений. Рассмотрим наиболее типичные сценарии несостоявшихся торгов.

Единственная заявка — порядок действий

Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.

Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.

При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.

Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.

Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям. Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20). Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.

Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.

Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки

Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.

Итак, тендер признается несостоявшимся, если:

    подана одна заявка;

    отсутствие заявок;

    зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;

    в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.

Несостоявшийся аукцион — последствия

Как мы писали выше, в зависимости от причин признания несостоявшегося торга заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком или провести новый тендер в форме запроса предложений или иной установленной законом.

Повторные торги

Проведение повторного торга также осуществляется на основании ФЗ-44. В настоящий момент госзаказчик вправе подобрать контрагента только способом запроса предложений, но в скором времени ожидаются новые поправки, которые потребуют доп. согласований.

Чтобы подать заявку на участие в торгах без нарушений и соответствующей требованиям заказчика, лучше всего обратиться к специалистам. Компания РусТендер уже имеет значительный опыт работы в данном направлении, поэтому качественно и в короткие сроки сможет подготовить все необходимые документы и передать их на площадку для участия в аукционе.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ