Европейские галереи. Галерея искусств стран Европы и Америки ХIХ-ХХ вв

ВНИМАНИЕ! В связи с проведением ряда международных выставок некоторые экспонаты могут временно отсутствовать в экспозиции.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков является частью Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина. В ее постоянной экспозиции находится произведения Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Поля Гогена, Пабло Пикассо и других представителей различных направлений живописи XIX-XX столетий. Только в немногих крупнейших музеях мира, таких как Музей д’Орсэ, Метрополитен-музей, есть собрания французской живописи этого периода, сопоставимые с коллекцией ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В залах Галереи представлены основные художественные направления живописи, появившиеся на рубеже столетий, - импрессионизм, символизм, фовизм, пуантилизм, кубизм, а также зародившийся после Второй мировой войны неореализм. В экспозицию вошли работы художников русской эмиграции, представителей авангарда, работавших во Франции, - Марка Шагала, Михаила Ларионова, Василия Кандинского. Заметное место отведено произведениям других национальных школ. Произведения французских мастеров, сохраняя свое приоритетное значение, не заслоняют достижения других национальных школ, которым отведено заметное место.

В Галерее также проходят временные выставки, отражающие самые разные явления мирового искусства XIX - XX веков - от африканских масок до европейских плакатов и первых фотографий.

История формирования фондов Галереи связана с именами известных московских меценатов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова. Оба они собрали коллекции, значение и масштаб которых выходили далеко за рамки привычных частных собраний. После революции 1917 года все эти тщательно собиравшиеся произведения искусства были национализированы. В 1928-м под крышей морозовского особняка открылся первый и крупнейший в мире Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), игравший также роль научно-исследовательского центра и объединивший обе коллекции. Работу музея прервала Вторая мировая война, а затем кампания по борьбе с формализмом. В 1948 году он был закрыт и расформирован, а собрание распределено между ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем.

#Пушкинский музей #Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина #ГМИИ им. А.С. Пушкина #Галерея искусства стран Европы и Америки #10 шедевров Галереи #Путеводитель по Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков #Ясумаса Моримура. История автопортрета #Искусство импрессионистов на жестовом языке #видеогид #Импрессионисты Пушкинского #Джорджо Моранди. 1890-1964 #Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена) #КлимтШиле #Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии #Скульпторы и livre d"artiste #Парижские вечера баронессы Эттинген #Афишемания #Fondation Louis Vuitton #Фонд Луи Вюиттон

Ренуара. И знаменитые “Кувшинки” Моне.

Теперь пришло время изучить коллекцию поглубже. И обратить внимания на менее раскрученные шедевры. Но все же шедевры. Все тех же великих художников.

И даже тех, кого в первое посещение музея вы обошли стороной. Вряд ли вы тогда остановились перед “Девушками на мосту” . Или “Джунглями” . Познакомимся и с ними поближе.

1. Франсиско Гойя. Карнавал. 1810-1820 гг.

Франсиско Гойя. Карнавал. 1810-1820 гг. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

В России хранится лишь три картины Франсиско Гойи. Две из них – в Пушкинском музее (Третья картина, – в . Поэтому стоит рассмотреть одну из них. А именно “Карнавал”.

Она мало известна зарубежом. Однако очень гойевская. В его духе. Зловещая, насмешливая. Карнавал происходит днём. Но такое ощущение, что на картине ночь. Настолько пугающими кажутся “празднующие” люди. Как будто это пьяницы и бандиты под утро вышли дебоширить.

Это, пожалуй, самый мрачный карнавал когда-либо написанный. Такая мрачность была свойственна всем поздним работам Гойи. Даже на более красочных заказных работах он мог изобразить предвестники плохого.

3. Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889 г.

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Ван Гог в последние годы жизни был полностью во власти цвета. Именно в это время он создаёт свои знаменитые Даже портреты его очень яркие. Не исключение – “Портрет доктора Рэя”.

Синий пиджак. Зелёный фон с желто-красными завитками. Слишком необычно для 19 века. Конечно, доктор Рэй подарок не оценил. Он воспринял его как нелепую картину душевнобольного пациента. Забросил её на чердак. Потом и вовсе прикрывал им дыру в курятнике.

На самом деле такой фон Ван Гог написал сознательно. Цвет был его иносказательным языком. Завитушки и яркие краски – это эмоции благодарности, которые испытывал художник к доктору.

Ведь именно он помогал Ван Гогу справляться с приступами душевной болезни после знаменитого события с отрезанным ухом. Доктор даже хотел пришить мочку уха художника. Но ее слишком долго доставляли в больницу (Ван Гог вручил своё ухо проститутке со словами “Это может вам пригодиться”).

4. Поль Сезанн. Персики и груши. 1895 г.


Поль Сезанн. Персики и груши. 1895 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Поль Сезанн объявил бойкот фотографичности изображения. Так же, как и его современники импрессионисты. Только если импрессионисты изображали мимолётное впечатление, пренебрегая деталями. Сезанн же видоизменял эти детали.

Это хорошо видно на его натюрморте “Персики и груши”. Всмотритесь в картину. Вы найдёте очень много искажений реальности. Нарушений законов физики. Законов перспективы.

Художник передаёт свой собственный взгляд на действительность. Она субъективна. И смотрим мы на один и тот же предмет в течение дня под разным углом. Вот и получается, что вроде стол показан сбоку. А столешница изображена почти сверху. Она как будто опрокидывается на нас.

Посмотрите на кувшин. Линия стола слева и справа от него не совпадают. А скатерть и вовсе как будто “перетекает” в тарелку. Картина похожа на головоломку. Чем дольше смотришь, тем больше находишь искажений реальности.

Уже рукой подать до кубизма Пикассо и примитивизма . Именно Сезанн является их главным вдохновителем.

5. Эдвард Мунк. Девушки на мосту. 1902-1903 гг.

Эдвард Мунк. Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту). 1902-1903 гг. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Фирменный стиль Эдварда Мунка сформировался под влиянием . Так же, как и Ван Гог, он с помощью цвета и простых линий выражает свои эмоции. Только Ван Гог больше изображал радость, восторг. Мунк – отчаяние, меланхолию, страх. Как на серии .

“Девушки на мосту” созданы после знаменитого “Крика”. Они похожи. Мост, вода, небо. Те же широкие волны краски. Только в отличие от “Крика” эта картина несёт положительные эмоции. Получается, что художник не всегда был во власти депрессии и отчаяния. Иногда сквозь них пробивалась и надежда.

Картина написана в городке Осгардстран. Его художник очень любил. Сейчас в нем все по-прежнему. Если вы туда приедите, то найдёте тот же мост и тот же белый дом за белым забором.

6. Анри Руссо. Нападение ягуара на лошадь. 1910 г.


Анри Руссо. Нападение ягуара на лошадь. 1910 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Многие считали Анри Руссо чудаком. Сами подумайте, откуда в джунглях взяться лошади? Ягуар как будто её обнимает, а вовсе не съесть хочет.

Руссо в джунглях никогда не был. И настоящего ягуара не видел. Экзотические растения и чучела животных он изучал в парижском ботаническом саду. Живописи он тоже нигде не учился. Рисовать начал на пенсии. Когда работа таможенника уже не отнимала столько времени.

Его “картины 10-летнего мальчика”, как говорили критики, никто всерьёз не воспринимал. Напротив, ходили на выставку посмеяться. Только Матисс однажды сказал “Вот хочу покритиковать вашу картину, да не могу – ноги сразу подкашиваются”.

Под конец жизни Руссо понял, что видимо уже не суждено получить признание. Но был уверен, что так наивно и примитивно будут рисовать многие, уже после его смерти.

Так и получилось. Он считается основателем примитивизма. У Матисса не зря ноги подкашивались. Ведь его стиль сформируется под влиянием этого чудака.

О другой работе мастера читайте в статье «Спящая цыганка. Полосатый шедевр Анри Руссо» Пабло Пикассо. Скрипка. 1912 г. Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв. (ГМИИ им. А. С. Пушкина), г. Москва

Пикассо за свою жизнь успел поработать в разных направлениях. Хотя многие знают его как кубиста. “Скрипка” – одна из самых ярких его кубистских работ.

Скрипку Пикассо полностью “разобрал” на части. Одну часть вы видите под одним углом, другую – совсем под другим. Художник как бы затеял с вами игру. Ваша задача – в уме сложить разные части в единый предмет. Вот такой живописный ребус.

Очень скоро Пикассо помимо холста и масляных красок начнёт использовать куски газеты, дерева. Это уже будет коллаж. Такая эволюция не удивительна. Ведь в 20 веке с помощью технологий так легко увидеть и даже иметь репродукцию любого произведения. И лишь сделанная из кусочков разного материала работа становится неповторимой. Её уже так просто не размножить.

Об ещё одном шедевре мастера, который хранится в Пушкинском, читайте в статье

Вконтакте

Британский музей в Лондоне, один из крупнейших музеев мира. Основан в 1753. В Британском музее хранятся памятники искусства, культуры и истории Древнего Египта и Месопотамии (в том числе Розеттский камень, ассирийские рельефы и др.), Древней Греции и Древнего Рима (рельефы Парфенона и мавзолея в Галикарнасе, богатейшие собрания греческой вазописи, коллекция античных камей), народов Европы, Азии, Африки, Америки, Океании, уникальные по размерам и представительности собрания гравюр, рисунков, монет и медалей. В библиотеке Британского музея более 7 миллионов книг, ок.105 тысяч рукописей, в том числе египетские папирусы. Здание Британского музея в стиле неоклассицизма 19 в. построено в 1823–1847 (архитектор Р. Смёрк).

Лувр в Париже, памятник архитектуры и один из крупнейших художественных музеев мира. Первоначально -королевский дворец в историческом центре города; строился с 1546 (архитекторы П. Леско, К. Перро и др., скульптурный декор Ж. Гужона, оформление интерьеров Ш. Лебрена и др.). С 1791 – художественный музей. В основе собрания Лувра лежат бывшие королевские коллекции, а также коллекции монастырей и частных лиц. В Лувре хранятся уникальные по полноте и художественному качеству собрания восточных древностей, древнеегипетского, античного, западноевропейского (особенно французской и итальянской школ) искусства. Среди шедевров Лувра – древнегреческие статуи "Ника Самофракийская” и "Венера Мелосская", статуи Микеланджело "Восставший раб" и "Умирающий раб", портрет Монны Лизы ("Джоконда") Леонардо да Винчи, "Сельский концерт" Джорджоне, "Мадонна канцлера Ролена" Я. ван Эйка, произведения П.П. Рубенса, Рембрандта. Н. Пуссена, А. Ватто, Ж.Л. Давида, Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Курбе и др. Административно Лувру подчинена так называемая Оранжерея -выставочное помещение с постоянной экспозицией "Кувшинок" К. Моне (открыто в 1965 в павильоне Оранжри сада Тюильри).

Метрополитен -музей в Нью-Йорке, художественное собрание, крупнейшее в США и одно из крупнейших в мире. Основан в 1870 на базе частных коллекций, переданных в дар музею, открыт в 1872. В составе Метрополитен-музея отделы американской живописи и скульптуры, древнего искусства Дальнего и Ближнего Востока, оружия, искусства Древнего Египта, античного искусства, исламского искусства, европейской живописи, искусства 20 века, гравюры и литографии, музыкальных инструментов, музеи книги и детский, институт костюма. Среди шедевров живописного собрания – произведения древнегреческого вазописцев (в том числе Евфрония), полотна мастеров Возрождения (Боттичелли, Рафаэля, Я. Тинторетто, Тициана, Я. ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Х. Босха,П. Брейгеля Старшего, А. Дюрера, Х. Хольбейна Младшего и др.), крупнейшая в мире коллекция работ Рембрандта (23 картины), произведения художников Испании (Эль Греко, Д. Веласкеса, Ф. Сурбарана, Ф. Гойи), Голландии (Я. Вермера, В. ван Гога), Великобритании (Т. Гейнсборо, Дж. М.У. Тёрнера), Франции (Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега). Американская живопись 18–19 вв. представлена работами Дж. С. Копли, У. Хомера, Дж. Уистлера, Т. Эйкинса и др. Основное здание Метрополитен-музея в Центральном парке Нью-Йорка построено в 1894–1902

The National Gallery of Art - Национальная галерея искусства (картинная галерея в Вашингтоне).

Один из крупнейших художественных музеев мира. В музее есть сад скульптур. В его центре работает большой фонтан, который превращается зимой в каток. Вход в музей бесплатный.

Museum of Fine Arts - Музей изящных искусств в Бостоне . Музей славится своей коллекцией европейского, египетского и восточного искусства. Имеет богатое собрание американской живописи. Особый интерес представляет портретная галерея Джона Копли (Copley, John Singleton, 1738-1815), первого крупного американского художника, родившегося в Бостоне, а во время Войны за независимость переехавшего в Англию.

Национальная галерея в Лондоне, одно из лучших в мире собраний западноевропейской живописи. Основана в 1824 на базе коллекции Дж. Дж. Ангерстайна. Хранит коллекции европейских школ живописи, представленных выдающимися произведениями искусства, среди которых "Мадонна в скалах" Леонардо да Винчи, "Портрет супругов Арнольфини" Я. ван Эйка, "Венера с зеркалом" Д Веласкеса, шедевры Дуччо, П. Уччелло, Пьеро делла Франческа, Джовании Беллини, Тициана, Х. Хольбейна Младшего, Рембрандта, П. Сезанна, В. ван Гога и др. Расположена в здании, построенном в стиле классицизма в 1830-е гг. (архитектор У. Уилкинс).

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, второе по значению в России (после Эрмитажа в Санкт-Петербурге) собрание зарубежного изобразительного искусства. Создан по инициативе профессора И.В. Цветаева на основе Кабинета изящных искусств Московского университета как Музей слепков; до 1937 именовался Музеем изящных искусств. Первоначально в коллекцию музея входили слепки с выдающихся произведений античной и западноевропейской скульптуры, уникальное, составленное историком В.С. Голенищевым, собрание памятников искусства Древнего Египта, произведения европейской живописи, ценное собрание античных ваз и монет. После 1917 фонды музея пополнялись произведениями искусства из Эрмитажа, Третьяковской галереи, закрывавшихся музеев (Румянцевского, Нового западного искусства и др.), ряда частных коллекций. Ныне Музей изобразительных искусств хранит памятники искусства Древнего Востока, античных Греции и Рима, Византии, стран Западной и Восточной Европы.

В картинной галерее музея – произведения Рембрандта, Йорданса, П.П. Рубенса, Н. Пуссена, К. Лоррена, А. Ватто, Ж.Л. Давида, К. Коро, Г. Курбе и др., богатое собрание барбизонской школы, исключительное по художественному качеству собрание живописи мастеров французского импрессионизма (К. Моне, Э. Дега, О.Ренуара и др.)и постимпрессионизма (П. Сезанна, П.Гогена, В. ван Гога). В отделе гравюры и рисунка – около 350 тысяч произведений европейской восточной и отечественной графики. Здание музея в стиле неоклассицизма построено в 1898–1912 (архитектор Р.И. Клейн).

Прадо , Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, в Мадриде, один из крупнейших художественных музеев мира. Основан в 1819 на базе королевских коллекций. Содержит богатейшее собрание испанской живописи 15–16 вв. (произведения Эль Греко, Д.Веласкеса, Б.Э. Мурильо, Ф. Гойи и др.), коллекции картин итальянских мастеров 16 в. (Рафаэля, А. дель Сарто, Тициана), художников нидерландской школы 15–16 вв. (Рогира ван дер Вейдена, Х. Босха), фламандской (П.П. Рубенс) и французской (Н. Пуссен) школ. Здание музея – выдающийся памятник позднего испанского классицизма (1785–1830, архитектор Х. де Вильянуэва).

Уффици во Флоренции, картинная галерея, одна из крупнейших в Италии. Размещена в здании, построенном для правительственных канцелярий (1560–1585, архитекторы Дж. Вазари и Б. Буонталенти). Основана в 1575 на базе коллекций рода Медичи. Галерея хранит богатейшее в мире собрание итальянской живописи 13–18 вв. (работы Дуччо, Джотто, П. Уччелло, Пьеро делла Франческа, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и др.), произведения античного искусства, большинства школ европейской живописи, уникальную подборку автопортретов европейских художников.

Эрмитаж, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира. Основан в 1764 императрицей Екатериной II; основная часть собрания размещена в 5 связанных между собой зданиях на Дворцовой набережной – Зимнем дворце (барокко, 1754–1764, архитектор В.В. Растрелли), Малом Эрмитаже (ранний классицизм, 1764–1767, архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот),Старом Эрмитаже (ранний классицизм, 1771–1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новом Эрмитаже (поздний классицизм, 1839-1852, архитектор Л. фон Кленце) и Эрмитажном театре (классицизм, 1783–1787, архитектор Дж. Кваренги), а также во дворце Меншикова на Васильевском острове (раннее барокко, 1710–1727, архитекторы Дж. М. Фонтана, Г.И. Шедель и др.). В основе собрания Эрмитажа – коллекции российского императорского дома, в 18 – начале 20 вв. постоянно пополнявшиеся за счет покупки ценных зарубежных коллекций, поступления материалов археологических раскопок и т.п.; после 1917 в Эрмитаж поступили национализированные собрания Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и других. Ныне в Эрмитаже хранятся богатейшие коллекции памятников античной художественной культуры, искусства востока, европейского изобразительного и декоративно-прикладного искусства (в том числе живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б.Э. Мурильо, Рембрандта, Ф. Халса, А. ван Дейка, П.П. Рубенса, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, братьев Ленен, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж.О.Д. Энгра, Э. Делакруа, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Гогена и многих других, скульптура Микеланджело, Ж.А. Гудона, О. Родена и др.)

Сегодня, в выходной, видимо, по наивности, решили с родителями сделать глоток культуры. Хочу заметить, что сегодня стояла довольно морозная погода - 12, и дул довольно противный холодный ветер. В Третьяковку припозднились, там уже стояла довольно длинная очередь, решили поехать в музей им. Пушкина в надежде, что там нет такого ажиотажа. И жестоко ошиблись, очередь стояла на улице приличная, за ограду никого не пускали, тогда мы решили вернуться к Галерее, благо там, когда мы проходили мимо, очереди не было. Нас не было всего минут 5, не больше! Но когда мы подошли ко входу Галереи, уже собралась очередь человек 10. Через 10 минут мы никуда не продвинулись, за нами уже вытянулся заметный хвост. В воздухе витал вопрос -, что случилось? Почему нам даже нельзя зайти в теплый вестибюль, чтобы ждать там. Ждать, но чего? В итоге дверь открыл самоуверенный охранник, запустил небольшую партию. И ничего не объясняя, снова закрыл прямо перед нашим уже синим носом! Еще через 10 минут не выдержав (всё-таки холодно), люди начали стучать в двери и требовать объяснений. В итоге молодой человек в очках и форме милиционера, всё-таки сжалившись над замерзшими нами, впустил значительную часть очереди в тёплый вестибюль. Здесь нам сказали, что мест в гардеробе пока нет, и надо ждать! Через 10 минут внизу появилась женщина в очках с очень строгим выражением лица, окинула нас взглядом, в котором читалось удивление: и зачем они только сюда все пришли?! Через пару минут она появилась вновь и сообщила, что без ее разрешения никого не впускать, и кто вообще разрешил ЭТИХ запустить сюда. На робкую попытку молодого человека в очках и милицейской форме обратить её внимание на довольную низкую температуру на улице и недопустимость держать людей при такой температуре так долго на улице. Она, пожав плечами, дала понять, что это меньшее, что ее волнует в это жизни. Сказала, чтобы всё здесь освободили, идёт какая-то делегация, и для неё надо освободить проход, и до прихода этой самой делегации никого не впускать. Надо отдать должное молодому человеку в очках, выгонять он не стал. Только попросил расступиться и освободить проход, что мы дружно и сделали. Простояв так еще минут 10, все начали интересоваться, а долго ли придётся ждать делегацию, а придётся ли нам ждать, когда делегация закончит свой осмотр. Ответов не было. Делегация не шла. В итоге нам пришлось уйти, так и не глотнув культуры. А та строгая дама была администрация. После таких вот эпизодов возникает вопрос: зачем музею такая администрация, которая не любит посетителей музеев, и заочно всех считает быдлом? Почему у каких-то делегацийЙ есть право ездить с мигалками по пробкам, ходить в музеи без очереди?

Открывшая свои двери летом 2006 года, Галерея искусств стран Европы и Америки является новым отделом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина .

Основная экспозиция музея представляет собой произведения искусства, принадлежащие руке мастеров XIX-XX веков и размещается в 26 залах галереи. Благодаря обилию экспонатов, галерея искусства выделила отдельные залы под целые течения и жанры творчества. Некоторые особо значимые художники также удостоились собственных выставочных помещений. В музее представлены отдельные школы живописи, например немецкую представляют картины К.Д. Фридриха, испанскую — работы Ф. Гойи, а французскую школу представляют работы пейзажистов К. Коро и О. Домье.

Работы французских импрессионистов, реалистов и мастеров XX века являются жемчужиной коллекции Галереи искусств. Основная экспозиция постоянно пополняется и в настоящее время мы можем увидеть работы мастеров американской школы живописи, а также работы великих скульпторов стран Европы.

Формирование основной коллекции галереи началось еще в XIX веке. В те годы коллекционирование было активно развито среди богатых купцов, владельцев фабрик и чиновников. Со временем возникла идея создания общедоступных помещений, где любой желающий мог ознакомиться с коллекцией произведений искусства. Основная экспозиция музея почти полностью собрана из коллекций, принадлежащих крупнейшим коллекционерам России, включая таких известных личностей, как И.А. Морозов и П.И. Харитоненко.


Режим работы:

  • вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11:00 до 20:00;
  • четверг, пятница — с 11:00 до 21:00;
  • понедельник — выходной.

Стоимость билетов:

  • входной билет — 300 рублей;
  • входной билет по пятницам с 17:00 — 400 рублей;
  • льготный билет — 150 рублей;
  • льготный билет по пятницам с 17:00 — 200 рублей;
  • дети до 16 лет — бесплатно.

Узнать подробности можно на официальном сайте.