Литературные имена района. Внеклассное мероприятие Квест "Н.Наджми" Назар наджми на башкирском языке

Назар Наджми (Нажметдинов Назар Нажметдинович) родился 5 февраля 1918 года в деревне Миниште Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Дюртюлинский район). Примечателен путь мальчишки из бедной крестьянской семьи в большую литературу. Он чем-то похож, но чем-то и не похож на путь его сверстников. Получив семилетнее образование в обыкно­венной сельской школе, юноша Назар покидает родную деревню Миништы, что на живописнейшем берегу красавицы Агидели, и приезжает в Уфу. Здесь он поступает на рабфак, после окончания которого становится студентом литературного факультета Баш­кирского педагогического института.

Назар заканчивал третий курс института, когда грянула война. И вскоре начинающий поэт надевает солдатскую гимнастерку, оставив на время студенческую скамью. Закончить же вуз суждено было ему лишь после Победы. Но война не прошла для него бес­следно. Она послужила суровой школой возмужания, школой по­знания жизни. Позднее, пройдя по долгим и пыльным, трудным и горьким, но победным дорогам войны, поэт Назар Наджми скажет в стихотворении «Желание»:

Творчество – солдатская дорога
Пусть же служит песнь моя стране
Так же честно, безотказно, строго,
Как служила гимнастерка мне (Перевод К Ваншенкина)

Но это – потом, после войны. Во время же войны Назару Над­жми было не до стихов. В первые дни войны он выступает по баш­кирскому радио со стихотворением «Фашизм разлетится в прах». Но вскоре, оказавшись вдали от родных мест, замолкает. Около четырех лет продолжалось такое состояние души. Лишь в конце войны он пишет 17 стихотворений, которые обычно даются в его -сборниках под названием «Из фронтовой тетради». Стихи, зани­мающие заметное место в творческой биографии поэта и свиде­тельствующие о том, что именно в них начинается Назар Наджми -вырисовывание его собственного поэтического лица и формирование собственного стиля. Если выразиться словами самого поэта, период войны был для него временем обретения способности удивляться и постепенного наполнения души.

После окончания института он долгие годы работал в респуб­ликанских газетах и журналах, в качестве специального коррес­пондента ездил по городам и весям родного Башкортостана, встре­чался с интересными людьми, собственными глазами видел и изу­чал созидательный труд земляков, писал о них волнующие очерки, рассказы, стихи. И к тому времени, когда вышел первый сборник, автору его перевалило уже за 30 лет.

Творческая судьба Назара Наджми его складывалась не совсем обычно – не так, как у других. В эссе – обращении к известной башкирской поэтессе Фаузие Рахимгуловой он говорит, что им не удалось вспыхнуть внезапно и гореть ярким пламенем, а пришлось мучительно долго, почти ощупью карабкаться по неизведанным тропам литературы.

Мысль о затяжном характере выхода на литературную арену мелькает и в отдельных стихотворениях Назара Наджми, которые, можно утверждать, составляют его лирическую биографию. В сти­хотворении «Все с опозданием пришло ко мне…», например, поэт с присущей ему откровенностью признается:

Я до конца еще не разрешил
Загадку жизни и ее дороги…
Куда б ни шел я, как бы не спешил -
Всегда подолгу мешкал на пороге.
Как будто цели я достиг вполне,
Но жду чего-то, тороплюсь куда-то.
Все с опозданием пришло ко мне:
Знать, родился на свет я рановато.

Читая Назара Наджми, нередко приходится встречаться с по­добного рода откровениями («Вы удивлялись», «Года все идут…», «Печали, к моим вы стремитесь воротам…»):

О, что б я ни делал, мне все не хватает чего-то,
Не все получается в жизни моей, как хочу…
Ухабы, колдобины, рытвины и повороты -
Грохочет телега, которую трудно тащу…
Не все получается в жизни моей, как хочу

На первый взгляд может показаться, что от таких строк веет грустью, тоской, неудовлетворенностью поэта своей творческой судьбой. Но кажущееся недовольство Назара Наджми самим со­бою – это, скорее всего, мера взыскательности поэта к своему творчеству, результат годами выработавшейся и окончательно сложившейся привычки открыто, без утайки говорить читателю о том, что он думает.

Однако это вовсе не значит, что лирика Назара Наджми носит чисто интимный характер. Согретая душевной теплотой, она за­частую выходит далеко за пределы личных переживаний поэта.

Лирика Назара Наджми беспристрастна, лишена внешней нази­дательности, голых нравоучительных наставлений. В ней не най­дешь и следа oт любования ложной красивостью. Поэт видит жизнь во всей ее сложности и многообразии. Он стремится лично, всем существом своим понять окружающий мир и поэтически ос­мыслить закономерности его движения, разгадать тайны индиви­дуального бытия человека. Своеобразную поэтическую интерпре­тацию философии обыденной жизни представляет собой «Отцов­ское слово». Стихотворение это построено в форме прямой речи -поэт как бы без изменений передает слова отца, которыми он, «су­дача о движении бренных годин», напутствовал своего сына. Сколько народной мудрости заключено в этих словах! Отец при­зывает сына всегда быть достойным своих целей, не впадать в ду­шевный недуг и запомнить, «что тысячеслоен мир», который мы видим вокруг.

Или вот обратим внимание еще на одно поэтическое создание Наджми – стихотворение «Узел». По объему это совсем небольшое произведение – состоит из 16 строк. Но до чего глубока и емка мысль, вложенная в него поэтом! Уже первые две строки привле­кают внимание своей лаконичностью и афористичностью:

Если б правду одолела ложь.
Дружба бы пропала ни за грош!

Затем он в немногих словах, но образно говорит о чувстве, ко­торое, как мост, соединяет людей и имя которому – дружба. Но пить этой дружбы, оказывается, «тоньше волоска», «острей меча», потому она требует бережного, осторожного отношения к себе. Главная мысль, которую хотел высказать поэт, заключена в по­следних строках стихотворения:

Правда, сердце в силах иногда
Нить соединить, коль оборвется…
Но всегда при этом -
Вот беда! -
Узел остается…

То, что Назар Наджми - поэт-лирик, поэт самобытный, имею­щий свой собственный голос, – все это несомненно. Его стихи от­личаются певучестью, музыкальностью, близостью к народной поэзии. Отнюдь не случайно, что многие из них положены на му­зыку. Но сегодня для Назара Наджми этих определений уже недостаточно, поскольку они не полностью раскрывают суть его поэтического таланта.

Суть же в том, что в поэзии Н. Наджми еще с конца 60-х годов все сильнее стала прокладывать себе русло философская струя -его лирика все более и более становилась философской. Обычно стихотворения Н. Наджми невелики по объему. Но по характеру мышления и масштабности поэтического образа они нередко вы­растают в широкие обобщения:

Оттого ль, что быстро привыкаем
К счастью – если встретится в пути, -
Радость с гору – мы не замечаем,
Горе с кочку – нам не обойти…
Кочка пред горой… Видна ли взору?
Да какое там!… Но – примечай:
Падаем – споткнувшись не о гору,
А задев за кочку невзначай.

Перевод Е. Николаевской

Назар Наджми много размышляет о нашем бытие, о смысле жизни, о человеке и его месте в обществе. При этом размышления не только свидетельствуют о большом жизненном опыте поэта, но зачастую приобретают философскую окраску. Вот, к примеру, об­разец, где налицо и краткость, и четкость фразы, и одновременно -глубина мысли:

Рождение и смерть – две крайних даты,
А между ними- жизни торжество.
В последний путь, познав всю боль утраты,
Толпой проводим друга своего.
Другой уйдет – и голову в печали
Над ним склоняет целая страна.
А в мир входил - его мы не встречали,
Была с ним рядом только мать одна.

Перевод Я Козловского

Назар Наджми далеко не безразличен к тому, что происходит вокруг. Он живет заботами страны и народа напряженно следит за бурными событиями эпохи, перед которой особенно остро чувст­вует свою ответственность, свой гражданский долг:

А в мире еще – до сих пор -
Тревога живет,
Не смолкая.
Спит дочка моя,
Спит наш двор.
Лишь я только глаз не смыкаю.
И вслушиваюсь в тишину,
И хочется спать да не спится…
Все кажется: если усну,
Вдруг что-нибудь с миром случится!

Перевод Е. Николаевской

В таком же ключе написана поэма-монолог «У колыбели». В ней более крупно, более масштабно отражена динамика времени. Поэт словно бьет тревогу за судьбу мира, человечества. Используя оригинальный художественный прием – диалог между лирическим героем и его отцом, воскресшим в образе яркого пламени, он про­пускает через призму своего личного восприятия огромный поток исторических событий. И при чтении поэмы перед нами проходит целый мир явлений, столь характерных для XX века. «У колы­бели» – гимн Человеку, гимн Разуму, и в то же время – призыв к бдительности.

Поэзия Назара Наджми – плоть от плоти земная. Всем сущест­вом своим она обращена к родной земле, к народу, взрастившему его:

Пусть же я буду забыт тобой,
Проклят тобою, земля,
Если однажды сытой рукой
Хлеб оскверню твой я
Пусть и стихи от меня сбегут,
Мир обратится в склеп.
Если крестьянский забуду труд
Свысока взгляну на хлеб

Перевод И Снеговой

Поэтически ярко и образно идея кровной связи с народом вы­ражена в стихотворении «Сосед по огню». Оно подкупает своей образной мыслью, мягкой интонацией. В основе произведения старинный народный обычай – ходить друг к другу за горячим угольком для разжигания очага. Для поэта огонь и связанный с ним народный обычай – лишь деталь, от которой он отталкивается. Очаг, который в начале стихотворения употреблялся в своем пря­мом значении, в последующих строках постепенно приобретает другой, очень емкий метафорический смысл – сравнивается с ду­шой человека, со всем тем, что отличает живую природу от нежи­вой. Шаг за шагом, отчеканивая фразу и добиваясь предельной точности мысли, в заключительной строфе поэт делает вдруг не­ожиданный поворот, и первоначальный рисунок стиха получает совсем иное очертание:

Я желанье заветное в сердце храню:
Мне такого б огня хоть крупицу!..
Чтоб меня называли сосед по огню,
Чтобы людям ко мне торопиться!

Перевод Е Николаевской

Все же самой оригинальной вещью Назара Наджми в этой се­рии является, наверное, стихотворение «Моё Царское Село». Оригинально уже само название произведения, своеобразно перекли­кающееся с русской классикой. Не менее интересно оно и по со­держанию, по широте замысла и по характеру мышления. Стихо­творение написано в привычной для поэта манере – путем парал­лельного развития двух мотивов, двух линий. В данном случае одна из этих линий связана с идеей о том, что у каждого человека должно быть начало всех начал – дорогие сердцу родные места. Идея эта взята в качестве эпиграфа ко всему произведению. Вторая линия – воспевание родного пристанища, которое по красоте и богатству ничуть не уступает, по мнению поэта, пушкинскому Царскому Селу. Здесь нет золотых царских палат, «но есть золотая земля», золотые люди, золотые поля, на которых растут золотые зерна. Все здесь роскошно и прекрасно: и предгорья, и солнечный сад, и медовые липы, и луга, и «дубравы, прохладные в зной, и лебеди в сини озер, и яркость цветенья весной, и царственный лета убор». И все это дает поэту основание сказать:

Мой край – это щедрость земли,
Богаче он царских богатств,
Какие цари бы смогли
Создать то, что край наш создаст!
Ах, край мой! Здесь каждый – поэт,
Здесь школа – почти что Лицей…

Перевод И Снеговой

Чувство гордости и стойкой приверженности к родной стороне пронизывает и более крупные поэтические произведения Назара Наджми. “Моих стихов один конец живой всегда к земле родимой был привязан”, – заявляет он, например, в поэме «Одиннадцать песен о друге».

Через сложные, даже остродраматические коллизии идея кров­ной связи человека с родной землей, с ее твердо устоявшимися обычаями и вековыми традициями выражена также в поэмах «Дья­вол» и «Урал». Трагична ситуация, в которой очутился герой по­эмы «Урал». Волею судьбы он оторван от родной почвы и живет за океаном. Но кажущееся благополучие его, по сути своей, мнимое: оно не доставляет ему счастья и не приносит успокоения души.

Эстетические взгляды Назара Наджми достаточно четко и рельефно отражаются и в его эпических произведениях. Есть у Назара Наджми поэма, которая целиком и полностью посвящена созданию персонифицированного образа поэта. Это – «Поэт и шах». Основу ее сюжета составляет сказочный мотив, на что наме­кает и сам автор, определив в подзаголовке жанр своего произве­дения как восточную поэму. Но от этого отвлеченно-обобщенный образ поэта ничуть не становится сказочным – он вполне реальный и земной.

Действие поэмы происходит в одном из восточных ханств, во главе которого стоит богатый и грозный властитель – Шах-Жихан. Шах богат, но не столько золотом и бриллиантами, сколько славой -«Над миром гремела она». Славу же принесла ему «птица мудро­сти» – вдохновенное слово. «Слово – нет равных ему. Птичье пе­нье смолкает перед музыкой слов, замирают потоки вдоль всех берегов, затихает шуршанье травинок и рощ…».

Шах знал это, знал «секрет увлекать, укрощать» людей, знал «тайну словами губить и прельщать».

Все бы ничего, если бы вдруг не раскрылась ложь: птица-то мудрости, оказывается, принадлежала не шаху, а поэту непримет­ному. Ложь эту разоблачил поэт, не захотевший дальше раболеп­ствовать перед шахом.

Шах готов простить поэта, если тот снова силу и славу ему от­даст! Но поэт не соглашается: «Сам призвавший себя к ответу», он устраиваем суд над самим собой. «Ведь суда беспощадней нет над поэтом, чем суд поэта». В конце поэмы сообщается, что долго еще жил шах после гибели поэта, «но ни славы, ни счастья не знал».

Путём аллегории Назар Наджми сумел в иносказательной форме передать идею громадного общественно – гражданского и эстетического звучания: поэт – властитель чувств, он – единствен­ный, в чьей власти слово; слово же нужно людям, «чтоб согревало души им, чтоб заполняло ширь».

Участник Великой Отечественной войны, Назар Наджми много и трогательно пишет о войне. Почти все крупные произведения его -«Мать», «Березы», «Мальчик, открывающий ворота», «Баллада о песне», «У колыбели», «Рубашка», «Пожизненная песня», «Две Зулейхи», «Живая кровь» – так или иначе связаны с военной тема­тикой. Одна общая черта объединяет эти вещи – их автобиогра­фичность.

Если содержание баллады «Березы» связано с другом детства, не вернувшимся с поля боя, то в лирической поэме «Мальчик, от­крывающий ворота» автор повествует о себе и своих сверстниках, inai за шагом прошедших через «ворота жизни» и дошедших до Бранденбургских ворот; «Баллада о песне» – посвящение извест­ному башкирскому поэту Малиху Харису, погибшему в Великой Отечественной войне. Проникнутые глубоким лиризмом, стихи убедительны своей жизненностью, образностью; вызывают вос­хищение те люди, судьбы которых дали поэту пищу для размыш­лений и широких обобщений.

Самой свежей и не менее значительной поэмой Назара Наджми из серии о войне является «Живая кровь». Стройная композиция, цельный сюжет, прекрасный язык – безыскусственный, близкий к разговорному, перемежающийся афористичными выражениями, достойными войти в мир мудрых мыслей и изречений. Как и в предыдущих поэмах, война интересует автора не сама по себе -внимание его приковано больше всего к ее последствиям, к тем физическим недугам и душевным ранам, которые она причинила не одному поколению людей и которые дают знать о себе по сей день. Название поэмы имеет весьма емкое значение: и символиче­ское, и метафорическое, и аллегорическое.

Трудно выделить в поэтическом арсенале Назара Наджми ка­кую-либо одну, единственную тему, которая непременно превали­ровала бы над другими. Но при всем разнообразии тематики, про­изведения его едины: им присуща высокая человечность. О чем бы ни писал поэт, он всегда остается верен самому себе, своим раз и навсегда выработанным принципам, своему гражданскому долгу. Стихотворения его пронизаны сыновней любовью к родному краю, искренним и глубоким уважением к людям, для которых превыше всего честность и правдивость, красота души и щедрость сердца, верность в любви и бескорыстие в дружбе. Встречая слав­ный юбилей Назара Наджми – его восьмидесятилетие, с уверенно­стью можно сказать, что многогранное и многокрасочное творче­ство поэта составляет сегодня одну из ярких страниц башкирской поэзии. (По А. Хабирову.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА МИНИШТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Квест «Жизнь и творчество Назара Наджми »

Мероприятие разработала

учитель начальных классов

МБОУ СОШ сМиништы

Хамадиева Рита Ульфатовна

2018 год.

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству Назара Наджми.

Квест «Жизнь и творчество Назара Наджми»

Цели: Систематизация знаний по жизни и творчеству Н.Наджми; воспитание интереса к жизненному пути поэта; через произведения поэта воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю.

Ход мероприятия

Мероприятие начинается с показа презентации « Назар Наджми» с музыкальным сопровождением «Юкка тугелдер».

Ведущий 1. В стихах моих, наверно, оттого

Так много родников и рек немало.

И песни все народа моего

У вод земли моей берут начало.

Это строки из стихотворения Назара Наджми, нашего земляка и односельчанина выдающегося мастера слова, Народного поэта Республики Башкортостан, Лауреата государственных премий имени Салавата Юлаева и Российской Федерации имени Максима Горького - нашего земляка Назара Наджми.

Ведущий 2.

Упорство и талант, исключительная требовательность к себе и неутомимые искания – вот характерные черты поэзи и Назара Наджми. Он настоящий сын советского времени, лишь на несколько месяцев он моложе Октябрьской зари. Поэт рос вместе со страной, стал ее вдохновителем,певцом родного края.

Ведущий1.

Наше мероприятие посвящается творчеству нашего великого земляка Назара Наджми.

5 февраля 2018 года Назару Наджми исполнилось бы 100 лет. Без творчество Назара Наджми невозможно представить современную башкирскую литературу и культуру.

Ведущий 2

И встреча наша сегодня будет не совсем обычной. Трем командам предстоит пройти 7 этапов квеста, посвященного жизни и творчеству нашего земляка. Команды отправляются из школы на разные пункты. Вы получите маршрутные листы с указанием названия этапа. На каждом этапе по 5 заданий. Время нахождения на этапе ограничено, оно составляет от5 до 10 минут. Название этапа тоже зашифровано.На каждом этапе вас ждут педагоги с приготовленными заданиями. Вас, ребята ждут самые разные задания, для выполнения которых понадобятся знание биографии поэта, знание его творческого пути.

А еще вам нужно будет проявить смекалку и проявить ваши творческие способности.

(команды на этапы отправляются по очереди,в разные пункты. Команды на пунктах не должны встречаться)

1 этап .Это здание открыли в сентябре 2008 года (Дом –музей Назара Наджми).

«Песни на стихи Н.Наджми»

1. Самая известная песня На стихи Н.Наджми про войну.(Котелогым).

2.Песня,в которой поется о красоте географического объекта.(Кандавлытау –гора Кандавыл.)

3.Песня,в которой воспевается красота столицы.(Уфимские липы).

4.Из какой песни эти строки:

Ты – теченье моей жизни Ты – моя печаль Ты – мой мир радости Мои потери и находки Ты – моя печаль.(Зимний романс).

5.Соберите текст песни.(Слова песни в разрезе)


Не старятся моря,
А годы всё летят,
Но тысячью огней сердца горят.
И липы над Уфой
Пусть вспомнят о нас с тобой,
Когда в цветы оденутся весной.(Уфимские липы).



После прохождения этапа команда отправляется на следующий этап по усмотрению ведущего на этапе.

II ЭТАП.

Этот дом не простой:
В нем живут бок о бок
И Кощей, и царь Гвидон.
А на соседней с ними полке
Живут, не тужат и, кстати,
В доме этом они дружат,
Волк и семеро козлят.
И всегда в гости ждут
Они ребят!(Библиотека.Сельская библиотека)

«Назар Наджми –драматург»

1.Назовите названия драматических произведений Н.Наджми.("Весенняя песня”, "Прощай, Хайруш” «Парень остается парнем», "Незваный гость”, "У соседей-гость”, "Друг-гармонист”, "Дуга с колокольчиками” .)

2.Назовите произведения написанные в жанре комедии.(«Парень остается парнем», "Прощай, Хайруш”).

3. Премьера этого спектакля состоялась 28 февраля 1978 года.(Трагедия «Дуга с колокольчиками»).

4.Из какого драматического произведения эти герои?Хайрулла,Бибинур,Газиза,Тимер,Хамдия,Миннибай.(Прощай,Хайруш!)

5.Эта пьеса о парне –пастухе, который очень любил петь.(«Весенняя песня»)

III ЭТАП.

«Награды»

Немного территории занимает он,

В школе нашей расположен.

Там история нашего села

От создания и до наших дней.(Школьный музей).

1.За какие сборники Н.Наджми получил премию имени Максима Горького?(«Послание другу», «Дыхание», «Тарафлар»)

3.В каком году Н.Наджми присвоили звание «Народный поэт Республики Башкортостан?(1992 год).

4.Назовите какми орденами награжден поэт ?(орден Октябрьской революции (1978),два ордена Отечественной войны 2-й степени (07.06.1945; 11.03.1985),два ордена Трудового Красного Знамени (1955; 11.03.1968),орден Красной Звезды (19.02.1945),орден Почёта России (1999))

5.Лауреаты премии имени Н.Наджми.Назовите некоторых.(И.Газетдинова,Радик Динахметов,Мударис Мурзаханов и др.)

IV ЭТАП

«Назар Наджми поэт»(этап кабинет башкирского языка и

литературы).

В этом кабинете много таблиц на государственном языке РБ.

1.Как называется первый сборник стихов поэта?(«Капельки» 1950 год)

2. Как называется последний сборник стихов, вышедший при жизни поэта.(Ак чишма).

3.Название сборника,изданного 1955 году?(Волны).

4.Назовите стихотворение поэта.

Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?

Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не меняете лица…(Березы).

5.Прочтите каждый стихотворение Н.Наджми.

V ЭТАП

«Жизненный путь поэта»

В этом кабинете организуются выставки,посвященные творчеству многих поэтов и писателей(школьная библиотека)

1.Когда и где роился поэт(с.Миништы Дюртюлинского района РБ,5 февраля 1918 года).

2.Редактором какого журнала работал Н.Наджми 1955-1959 годах.(Журнал «Хэнэк).

3.Произведения каких русских писателей поэт переводил?(А.С.Пушкин,М.Ю.Лермонтов,Н.Некрасов,К Кулиев.)

4.Назовите прозвище поэта и почему он получил такое прозвище?(Шадра пэри).

5.Какими талантами обладал Н.Наджми?(Хорошо играл на музыкальных инструментах,очень красиво пел.)

VI ЭТАП

«Близкие люди поэта»

Культурный центр нашего села.(Сельский клуб)

1.Как звали маму поэта?(Галима)

2. «Баллада про песню» кому посвящена?(Другу, погибшему на фронте Малику Харису).

3.Кому посвящена поэма «Урал»?(Кураисту Ишмулле Дильмухаметову).

4.В честь кого поэта назвали Хабибназар и кто назвал?(Поэта Хабаибназаром назвал папа,в честь своего фронтового товарища).

5.В память о ком поэт написал стихотворение «Миляш»?(В память о родном брате Гиляже).

VII ЭТАП

«Родная деревня в жизни поэта»

(Родник Хаким).

С каким родником связана жизнь поэта. На этот родник он часто ходил с мамой когда был маленьким .

1.Откуда эти строки?

И когда Бог весть о чем сгрустится,

И душа теснится, боль тая,

Я за песнями в свои края

Прихожу...(отрывок из поэмы «Ворота»

2.Собери стихотворение. И назови произведение.(слова стихотворения в разрезе)

Первым вздохом, первым плачем,

Материнским молоком,

Ты живешь во мне горячим

Жарким пламенем с дымком...

Без тебя мы мало значим,

Отчий дом, отчий дом..("Одиннадцать песен о друге" баллада)

3.Когда написаны эти строки?

Если жив я останусь, к тебе я вернусь,

Лишь к тебе, мой любимый Урал,
Без родных берегов Ак-Идели томлюсь,

Сколько лет я о них тосковал!

О мой город Уфа, я клянусь, что вернусь

Лишь к тебе! Так тебя я люблю,

Что и камням твоим, как родным, поклонюсь,

Подымаясь на гору твою...(1944 году).

4.Назовите композитора,который написал музыку к стихотворению «Наша деревня Миништы».(Масалим Валеев).

5.Исполните одну из песен на стихи Назара Наджми.

После прохождения всех этапов команды собираются в школе. Подсчитываются баллы и проводится награждение участников. Мероприятие заканчивается коллективным исполнением песни «Юкка тугел,юкка тугелдер».

В Башкортостане прошли юбилейные мероприятия к 100-летию народного поэта республики, лауреата Государственной премии РСФСР им. М. Горького, Государственной премии им. С. Юлаева Назара Наджми.

3 февраля празднование векового юбилея стартовало на малой родине поэта в Дюртюлинском районе.

В мероприятиях приняли участие родные поэта - дочь Алсу, внуки и большая делегация писателей из Башкортостана и Татарстана. Из Уфы приехали председатель Союза писателей РБ Заки Алибаев, Равиль Бикбаев, Нугуман Мусин, Кадим Аралбай, Марат Каримов, Хасан Назар, из Казани - наши земляки, народный поэт Татарстана Роберт Миннуллин, редактор Татарского книжного издательства, писатель Галимьян Гильманов, главный редактор журнала «Казан утлары» Рустам Галиуллин.

В Дюртюлях на улице Назара Наджми был организован митинг и возложение цветов к его памятнику. Писатели двух республик выступили в башкирской гимназии им. Н. Наджми г. Дюртюли.

В родном селе поэта Миништы состоялся митинг около могилы и возложение цветов к надгробию поэта. Почетные гости посетили Дом-музей Назара Наджми, выступили в сельском доме культуры. В рамках празднования 100-летия прошло награждение лауреатов районного литературного конкурса им. Н. Наджми, в котором приняли участие и дети, и взрослые.

Завершились юбилейные мероприятия в Дюртюлинском районе вечером памяти в РДК. В фойе была организована выставка-продажа книг Башкирского издательства «Китап». Были представлены недавно увидевшие свет 3-4 тома избранных сочинений.

От имени Правительства РБ собравшихся поздравил заместитель министра культуры Ранис Алтынбаев. За пропаганду творчества Назара Наджми и собственные сочинения был награжден прозаик и драматург Мударис Мусифуллин. На вечере памяти прозвучали стихи в исполнении заслуженной артистки России, народной артистки Башкортостана и Татарстана Ильсияр Газетдиновой и песни в исполнении заслуженной артистки России, народной артистки Башкортостана и Татарстана Назифы Кадыровой, Фана Валиахметова, Радика Динахметова и других артистов, а также районной самодеятельности.

Юбилейные мероприятия продолжались в Уфе. В Зеленом зале кинотеатра «Родина» состоялась презентация фильма «Яныуҙан һәм хистән ҡойолған» (режиссер Альфия Арсланова, автор сценария Гаухар Батталова), посвященного 100-летию со дня рождения Назара Наджми.

Зеленый зал кинотеатра едва вместил всех желающих - посмотреть фильм пришли писатели Башкортостана и Татарстана, почетные гости, представители культурной общественности, студенты, родные и близкие Назара Наджми.

На экране предстала вся судьба выдающегося поэта, начиная с рождения и детства до достижения самых ярких высот в творчестве. О необычном характере поэта рассказывали его коллеги, близкие и односельчане. Авторы включили в фильм богатый архивный материал, фотографии, а также кадры с самим героем. Поэт когда-то был снят на фоне горячо любимой им родной земли с живописной природой, рядом с маленькой дочерью, которая через годы вспоминает о своем пронизанном любовью детстве.

«Съемок самого Назар агая сохранилось в фонде очень мало, использовали всё, что нашли. Вообще, фильм был снят в очень короткие сроки за три месяца, когда уже, к сожалению, не было ни цветущих лип, ни листвы, ни лета, только грязь», - рассказала автор и продюсер фильма Гаухар Батталова.

Зрители увидели, как увековечена память Назара Наджми на его малой родине - в Дюртюлинском районе. Там установлен памятник, именем поэта названы улица и гимназия, открыт Дом-музей, все сохранено, как при жизни его хозяина. В канву фильма вплетены стихи поэта в исполнении профессиональных актеров и самые популярные песни на его стихи «Уфимские липы», «Зимний романс» и другие.

«После просмотра фильма остается светлая грусть, как и в самой поэзии Назара Наджми. Значит, тон фильма найден верный, - отметила министр культуры РБ Амина Шафикова. - Фильм в тесном сотрудничестве с Министерством образования будем показывать по всей республике, в первую очередь по школам и другим учебным заведениям».

«Назар Наджми - один из самых любимых моих поэтов. Он отличался требовательностью к себе, к своему творчеству. Он никогда не опускался ниже «уровня Назара Наджми», и это в нем была очень сильная черта характера, - говорит композитор Рим Хасанов, написавший в тандеме с поэтом большое количество песен, завоевавших любовь тысяч людей. - Я потрясен, этот фильм должны увидеть как можно больше людей. Думаю, что русская версия нужна обязательно, потому что у нас живут и обрусевшие башкиры и татары, и представители других народов».

По словам создателей, фильм уже переведен на русский язык - причем не только закадровый текст, но и стихи. На премьере присутствовали все, кто принимал участие в работе над фильмом: режиссер Альфия Арсланова, оператор-постановщик Урал Гатауллин, композитор Урал Мухамедьяров.

После фильма была высказана идея о создании в башкирской столице аллеи имени Назара Наджми, центром которой станет памятник народному поэту.

В Большом зале Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова состоялся Вечер его памяти.

С приветственным словом от имени главы республики выступил заместитель премьер-министра правительства Салават Сагитов. Он отметил, что стихи выдающегося лирика вошли в золотую сокровищницу башкирской поэзии.

На вековой юбилей поэта собрались представители культурной общественности, писатели и поэты Башкортостана, родные и близкие Назара Наджми, почитатели его таланта. На вечер памяти приехали и почетные гости из соседних республик: члены Союза писателей Республики Татарстан во главе с известным драматургом Данилом Салиховым, представитель Союза писателей Кабардино-Балкарии Каншаубий Мизиев.

«Назар Наджми для нас очень дорог. Он тесно общался с нашими литераторами, дружил с ними. Кроме этого, он вложил свой личный вклад, переводил стихи Кайсына Кулиева на башкирский язык, - сказал Каншаубий Мизиев. - Две вершины башкирской поэзии - Мустай Карим и Назар Наджми, два башкирских брата являются знаковыми для нас».

Гость сообщил, что на 100-летний юбилей обоих поэтов в Кабардино-Балкарии решили издать сборник с их стихами.

Весь вечер звучали стихи великого поэта, написанные в разные годы, в исполнении актеров Башкирского драматического театра и Уфимского театра «Нур». В фойе Башгосфилармонии была организована выставка-продажа Башкирского книжного издательства «Китап» им. З.Биишевой, выставка книг Национальной библиотеки им. А.З. Валиди, посвященные жизни и творчеству Н. Наджми. Был представлен многотомник избранных произведений Н. Наджми.

Со сцены прозвучали любимые песни всех поколений в исполнении известных певцов Фидана Гафарова, Назифы Кадыровой, Ямиля Абдульманова, Вахита Хызырова, Ильгама Валеева, Алима Каюмова под аккомпанемент Национального оркестра народных инструментов РБ.

Вечер завершился выступлением дочери поэта Алсу Абдулнагимовой.

«Моему отцу не суждено было пройти бесследно жизнь, он исполнил свое главное предназначение, оставил вечные стихи и песни. Он всегда в наших сердцах, всем спасибо за любовь и уважение его памяти», - поблагодарила она всех пришедших на Вечер памяти ее отца.

По материалам ИА «Башинформ»

Назар Наджми (Назар Наджметдинович Наджметдинов), народный поэт Башкортостана родился 5 февраля 1918 г. в деревне Миништы Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Дюртюлинского района) в семье бедного крестьянина.

Получив семилетнее образование в обыкно­венной сельской школе, юноша Назар покидает родную деревню и приезжает в Уфу. Здесь он поступает на рабфак, после окончания которого становится студентом литературного факультета Баш­кирского педагогического института.

С III курса института в 1941 году добровольно уходит на фронт, после демобилизации в 1946 году продолжает учебу в институте. Награжден дважды орденом Отечественной войны II степени, орденами Красной Звезды и медалями. Война послужила суровой школой возмужания, школой по­знания жизни. Позднее, пройдя по долгим и пыльным, трудным и горьким, но победным дорогам войны, поэт Назар Наджми скажет в стихотворении «Желание»:

Творчество – солдатская дорога
Пусть же служит песнь моя стране
Так же честно, безотказно, строго,
Как служила гимнастерка мне
(Перевод К Ваншенкина)

В 1947-1949 г.г. работает в редакциях газеты "Совет Башкортостаны”, журнала "Литературный Башкортостан”, 1955-1959 г.г. является редактором журнала "Вилы”. В 1962-1969 г.г. работал председателем правления Союза писателей Башкортостана. За литературную деятельность награжден орденом Октябрьской революции, дважды орденом Трудового Красного Знамени.

Назар Наджми пришел в литературу в конце тридцатых годов. Первую книгу "Капельки” издает в 1950 г. Вслед за "Капельками” один за другим выходят поэтические сборники "Волны” (1955), "Неожиданный дождь” (1960), "Земля и песня” (1962), "Стихи и поэмы” (1964), которые раскрывают новые черты и особенности таланта Н.Наджми. Лучшим его лирическим стихам характерны картинность, глубокий лиризм, тонкий юмор, яркая образность.

Тема любви к родной земле сплетается в творчестве поэта с темой патриотизма. Раздумья Н.Наджми о родной земле, о стране, о народном духе, о языке, о народных напевах – основа поэм "Дьявол” и "Урал”. В них раскрывается трагизм судеб, оторванных от родной почвы. Общий пафос поэм заключается в утверждении могучей силы, чувства единства с Родиной, народным духом.

Гуманистические взгляды поэта особенно ярко выражены в стихах и поэмах, написанных на тему Великой Отечественной войны. В его стихотворениях и поэмах ("Мать”, "Березы”, "Баллада о песне”, "Рубашка”) война предстает как бедствие, разрушающее прекрасные человеческие мечты, как трагедия, уносящая миллионы жизней. Всепобеждающая сила жизни усиливает оптимизм поэм и стихотворений "Рябина”, "Ранний снег”, "Вы не вернулись на родную землю”, "Разговор со знаменем”, поэма "У колыбели” и десятки стихов поэта проникнуты идеей борьбы за мир.

Назар Наджми много размышляет о нашем бытие, о смысле жизни, о человеке и его месте в обществе. При этом размышления не только свидетельствуют о большом жизненном опыте поэта, но зачастую приобретают философскую окраску. Вот, к примеру, об­разец, где налицо и краткость, и четкость фразы, и одновременно - глубина мысли:

Рождение и смерть – две крайних даты,
А между ними- жизни торжество.
В последний путь, познав всю боль утраты,
Толпой проводим друга своего.
Другой уйдет – и голову в печали
Над ним склоняет целая страна.
А в мир входил - его мы не встречали,
Была с ним рядом только мать одна.
(Перевод Я. Козловского)

Гражданский пафос в творчестве поэта особенно усиливался в 60-70-е годы. В этот период Н.Наджми поднял на уровень высокой поэзии такие важные темы, как патриотизм, дружба народов, ответственность человека перед эпохой и страной. Всесторонняя зрелость и мастерство поэта получили яркое выражение в сборнике "Идут снега” (1971), удостоенном в 1972 г. Государственной премии республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, а также в сборниках "Нежданно-негаданно” (1973), "Стороны” (1981), "Засветло” (1984), "Отчий дом” (1988) и др.

Н.Наджми – признанный башкирский драматург, внесший заметный вклад в развитие национальной драматургии. Большой сценический успех выпал на пьесы морально-этического плана "Весенняя песня”, "Прощай, Хайруш”, "Незваный гость”, "У соседей-гость”, "Друг-гармонист”, "Дуга с колокольчиками”.

Творчество Н.Наджми многожанрово. Лирическим его стихам, эпическим поэмам, прозаическим миниатюрам, литературно-критическим статьям присущи яркая и богатая образность, глубина мысли и гражданская позиция.

В 1982 г. за сборники "Приглашение другу”, "Дыхание”, "Стороны” Назар Наджми был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.Горького. В 1994 г. Был удостоен звания народного поэта Башкортостана. Является лауреатом государственной премии РСФСР и республиканской премии имени Салавата Юлаева.

На многие стихи Назара Наджми были написаны песни известными башкирскими композиторами - Загиром Исмагиловым, Римом Хасановым, Нариманом Сабитовым и другими. Многие из его песен стали популярными по всей Башкирии.

Назар Назмутдинович скончался 6 сентября 1999 года и похоронен в родной деревне Миништы. Здесь открыт музей поэта, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Именем Назара Наджми в городе Дюртюли названа улица и сквер, где установлен памятник поэту.

(1999-09-06 ) (81 год) Место смерти: Гражданство:

СССР
Российская Федерация

Род деятельности: Жанр: Язык произведений: Премии: Награды: http://www.nazar-nadjmi.ru/

Биография

В 1941 году уходит на фронт, в 1946 году заканчивает учёбу в . С по 1949 годы работает в редакциях газеты «Совет Башкортостаны», журнала «Литературный Башкортостан», с по 1959 годы - редактор сатирического журнала «Һәнәк» ("«Вилы»"). С по 1969 годы - председатель правления Союза писателей Башкортостана.

Назар Наджми - один из наиболее выдающихся лириков, своими прекрасными стихами - и светлыми, и печальными, он вошёл в золотую сокровищницу башкирской поэзии. Но этим его творчество не ограничивается. Он создал такие произведения, как «Мальчик, открывающий ворота», «Одиннадцать песен о друге», «Поэт и царь», «Дьявол», «Урал», которые являются одними из высочайших достижений башкирской поэмы.

На многие стихи Назара Наджми были написаны песни известными башкирскими композиторами - Загиром Исмагиловым , Римом Хасановым , Нариманом Сабитовым и другими. Многие из его песен стали популярными по всей Башкирии.

Назар Наджми умер 6 сентября 1999 года в Уфе . Похоронен в родной деревне.

Рождение и смерть - две крайних даты,
А между ними - жизни торжество.
В последний путь, познав всю боль утраты,
Толпой проводим друга своего.
Другой уйдет - и голову в печали
Над ним склоняет целая страна.
А в мир входил - его мы не встречали,
Была с ним рядом только мать одна.

Награды и премии

  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1982) - за книги стихов и поэм «Дыхание» (1976), «Приглашение другу» (1981), «Стороны» (1980)
  • премия имени Салавата Юлаева (1972)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1955, 1968)
  • два ордена Отечественной войны II степени (1945, 1985)
  • народный поэт Башкортостана (1992)

Библиография

  • Капельки. Стихи. Уфа : Башгосиздат , 1950. 128 с (на баш.яз.)
  • Лирика. М., «Молодая гвардия », 1954. 103 с (на русск.яз.)
  • Волны. Стихи. Уфа, Башгосиздат. 1955 160 с (на баш.яз.)
  • Неожиданный дождь. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1960. (на баш.яз.)
  • Индийские страницы. (Путевые заметки) Уфа, Башкнигоиздат, 1960. 48 с (на баш.яз.)
  • Весенняя песня. Пьеса. Уфа, Башкнигоиздат, 1960. 64 с (на баш.яз.)
  • Земля и песня. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1962. 63 с (на баш.яз.)
  • Слово о любви. Стихи. Казань, Таткнигоиздат, 1962, 79 с (на тат.яз.)
  • Мои звезды.. Стихи и поэмы. Уфа, Башкнигоиздат, 1963, 150 с (на русск.яз.)
  • Открывающий ворота. Стихи. М, Детгиз, 1963. 79 с (на русск.яз.)
  • Стихи и поэмы. (Предисловие М.Карима). Уфа, Башкнигоиздат, 1964. 240 с (на баш.яз.)
  • Весенняя песня. - Прощай Хайруш! - Незваный гость. Пьесы. Уфа, Башкнигоиздат, 1966. 170 с (на баш.яз.)
  • Осенние тропы. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1967. 95 с (на русск.яз.)
  • Избранные произведения. Уфа, Башкнигоиздат, 1968. 399 с (на баш.яз.)
  • Голубые туманы. Рассказы, новеллы. Уфа, Башкнигоиздат, 1969. 109 с (на баш.яз.)
  • Свет падает сверху. Лит. критич. статьи, воспоминания, творч. Портреты. Уфа, Башкнигоиздат, 1972. 170 с (на баш.яз.)
  • Соседи. Стихи. Казань, Таткнигоиздат, 1972. 103 с (на тат.яз.)
  • Нежданно-негаданно. Стихи и поэмы. Уфа, Башкнигоиздат, 1973. 94 с (на баш.яз.)
  • Вслушиваясь в тишину. Стихи и поэмы. М., «Сов. Россия», 1973. 159 с (на русск.яз.)
  • Спасибо этому дому. Стихи и поэмы. «Сов.писатель», 1974. 127 с (на русск.яз.)
  • Всегда под звездами. Стихи и поэмы. М., «Современник», 1975. 111 с (на русск.яз.)
  • Дыхание. Лирика. Уфа, Башкнигоиздат, 1976. 191 с (на баш.яз.); 1976, 191 с (на русск.яз.)
  • Сочинения В 3-х томах. Уфа, Башкнигоиздат, 1977 −1978. 399 с (на баш.яз.)
  • Т.1. Стихи. Предисловие К.Ахмедьянова. 1977. 302 с.
  • Т.2. Стихи, поэмы. 1978. 204 с.
  • Т.3. Пьесы. 1978. 384 с.
  • Стороны. Стихи и поэмы. Уфа, 1980. 160 с (на баш.яз.)
  • Приглашение другу. Стихи и поэмы. М., «Советская Россия», 1981. 160 с (на русск.яз.)
  • Стороны. Стихи и поэмы. М., «Сов.писатель», 1982. 120 с (на русск.яз.)
  • Кто подумал. Литературно-критические статьи. Уфа, 1983. 293 с (на баш.яз.)
  • Засветло. Стихи, поэмы. Уфа, 1984. 146 с (на баш.яз.)
  • Отчий дом. Стихи, поэмы. Уфа, 1988. 304 с (на баш.яз.)
  • Иду к тебе. Стихи и поэмы. Предисловие Г.Рахима. Казань, Таткнигоиздат, 1988. 144 с (на тат.яз.)
  • Приближение. Стихи и поэмы. Предисловие Х.Гиляжева. Уфа, «Китап », 1994, 416.с (на баш.яз.)

Переводы

  • Багмут И. Счастливый день суворовца Криничного. Повесть. Уфа, Башкнигоиздат, 1955. 152 с.

Литература

  • Р.Хайбрахманов. Назар Наджми. Монография. Казань, «Школа», 2007.
  • М.Максимов. Стихи ровесника. «Литературная газета», 1955, 26 мая (на русск.яз.)
  • К.Хабиб. Нежданный гость. «Агидель», 1961, № 12 (на баш.яз.)
  • К.Ахмедьянов. Земля и песня. «Агидель», 1963, № 1 (на баш.яз.)
  • А.Глезер. Творчество - солдатская дорога. «Знамя», 1963, (на русск.яз.)
  • В.Баранов. Шрам войны. «Урал», 1963, № 9 (на русск.яз.)
  • М.Карим. Поэт -в пути. (Предисловие к книги Н.Наджми «Стихи, поэмы»). Уфа, 1964 (на баш.яз.)
  • К.Ахмедьянов. Назар Наджми - мастер стиха. Монография. Уфа, 1974. 168 с (на баш.яз.)
  • К.Ахмедьянов. Правда жизни. «Агидель», 1978, № 2 (на баш.яз.)
  • Г.Хусаинов. Поэтические капельки. «Стихи». Уфа, 1981. (на баш.яз.)
  • А.Хабиров. Завоевывая поэтические вершины. «Учитель Башкортостана», 1982, № 4 (на баш.яз.)
  • И.Левин. Сосед по огню. «Литературная Россия», М., 1982, 10 декабря (на баш.яз.)
  • М.Гайнуллин, Г.Хусаинов. Писатели советской Башкирии. Уфа, Башкнигоиздат, 1988. С. 274-276 (на баш.яз.)
  • История башкирской литературы в 6-ти томах. Уфа, «Китап», т.5., 1994. 347-379 (на баш.яз.)

Ссылки

  • Песня «Уфимские липы» на стихи Назара Наджми в исполнении Алсу . Клип на сайте www.youtube.com