Зарубежный театр XX века. Зарубежные театры Зарубежные театры

Известные театры мира находятся в таких городах, как Лондон, Париж, Вена, Москва, Нью-Йорк, Сидней, Милан и др.
Немалое число театралов мечтают попасть хотя бы в один из театров мирового масштаба. Я бы так же посчитала это огромным счастьем. А если бы мне удалось побывать во всех...!!!

Самый известный театр в Лондоне

Лондон богат известными, яркими театрами. Самым известным среди них считается Ковент-Гарден. С 1946-го года он является тем местом, где проводят оперные и балетные спектакли. Этот театр - домашняя сцена Королевского балета и Королевской оперы. Местоположение Королевского театра - район Ковент-Гарден, благодаря чему театр и получил свое название.

Современное здание - уже третье, которое возведено на данном месте. В 1720-ом году там возвышалось здание второго лондонского драматического театра. В 1808-ом году произошел пожар, практически ничего не оставивший от Королевского театра. Через год там же появилось новое здание, и театр продолжил работу. Первой постановкой во вновь отстроенных стенах была постановка Шекспира «Макбет».

В 1856-ом году вновь случился пожар, и вновь театр оказался полностью уничтоженным. Чтобы его восстановить, понадобилось два года. Он открылся постановкой «Гугеноты» Мейербера.

В 1990-ом году было принято решение провести полную реконструкцию здания Королевского Лондонского театра. Сейчас его зал вмешает две тысячи двести шестьдесят восемь посетителей. Любой артист балета, актер, оперный певец считает для себя большой удачей получить приглашение и выступить на сцене этого знаменитого театра. Выход на сцену Ковент-Гарден является подтверждением высоких достижений и профессионализма.
Особенность театра еще и в том, что все постановки представлены в нем на том языке, на котором они были написаны автором. Гонорары актеров Ковент-Гарден считаются едва ли не высочайшими в мире.

Самый известный театр в Париже

Известнейшим театром Парижа является легендарный театр Гранд Опера. Его история началась аж в 1669-ом году, когда этот оперный театр был основан с согласия Людовика XIV. Его основатели - это поэт Перрен и композитор Камбер. На протяжении сотен лет театр менял не только название, но и местоположение, пока не оказался в IX округе Парижа в здании, которое было построено в 1875-ом году архитектором Шарлем Гарнье. Фасад театра роскошен, его украшают четыре скульптуры, каждая из которых является олицетворением Драмы, Музыки, Поэзии и Танца, а так же семь арок. Верх здания - это величественный сияющий купол.

Сцена Гранд Опера «повидала» за годы существования оперы немецких, итальянских и французских композиторов. Премьера оперы И. Стравинского «Мавра» состоялась именно там. Сегодняшнее его название - Дворец Гарнье, и он является самым посещаемым театром мира.

Самый известный оперный театр

Известнейшим и пожалуй самым лучшим оперным театром уверенно можно назвать Венскую оперу. Недаром родиной многих композиторов мирового масштаба является Австрия. Здание оперы было построено в 1869-ом году. Открытие состоялось оперой «Дон Жуан» Моцарта. Так как здание театра построили в стиле неоренессанса, оно неоднократно было подвергнуто беспощадной критике. Однако прошли годы, и архитектурное воплощение театра получило, наконец, признание. До сегодняшнего дня здание Венской оперы считается одним из самых красивых в мире.

Во Вторую мировую войну театр был частично разрушен, однако уже в 1955-ом году произошло его торжественное открытие, на котором была представлена опера «Фиделио» Бетховена. По количеству спектаклей с Венской оперой не в состоянии сравниться ни один из театров мира. Там ставится ежегодно около шестидесяти опер. Почитатели оперного искусства имеют возможность наслаждаться на протяжении двухсот восьмидесяти пяти дней в году. Каждый год в Венской опере проходит «Оперный бал», куда приезжает огромное количество, как зрителей, так и участников.

Самый известный театр в мире

Именно Италия эпохи Возрождения дала начало современному оперному искусству. В Милане на территории, которая ранее была местом поселения церкви Санта-Марии делла Скала, был построен театр, названный Ла Скала. Сегодня он носит звание самого известного театра мира. Первой оперой, которая была поставлена на его сцене, стала «Признанная Европа», известного нам по произведениям Пушкина композитора Антонио Сальери.

Как писал Уильям Шекспир: «Весь мир - театр». Но мы все же выясним, какие театры в мире считаются самыми красивыми и важными для истории, на каких сценах мечтают выступать великие оперные певцы и театральные звезды, где всегда нет свободных мест и билеты нужно бронировать минимум за полгода.

Сиднейский оперный театр, Австралия

Сиднейская опера может похвастаться славой одного из пяти самых узнаваемых зданий в мире. Театр, по замыслу архитектора, представляет собой скульптурное изображение корабля с поднятыми парусами. Он входит в десятку выдающихся сооружений современной архитектуры и является визитной карточкой Сиднея. В гавани, где был построен театр, до этого располагалось трамвайное депо, а еще раньше - старинный форт.

Сиднейский оперный театр в 1973 году официально открыла британская королева Елизавета II. Ее Величество посетила театр пять раз.

В 2007 году была признана объектом ЮНЕСКО, в том же году она вошла в число двадцати финалистов проекта «Семь Новых Чудес Света». В репертуаре театра есть опера, посвященная ему самому, под названием «Восьмое Чудо». Театр открыт 363 дня в году, кроме католического Рождества и Страстной пятницы.

Парижская опера, Франция

Парижская опера, известная также как Гранд-опера и , ‒ один из самых известных и значимых театров мира. Он был построен в середине XIX века по приказу Наполеона III, который побрезговал ходить на спектакли в старое здание.

Именно Парижская опера вдохновила французского писателя Гастона Леру на написание одного из самых известных его романов - «Призрак оперы». При этом в театре действительно есть «подземное озеро», которое упоминается в книге. В подвальных помещениях здания хранится резервуар с водой, который служит для устойчивости фундамента.

Театр можно посетить ежедневно в рамках экскурсии, кроме трех праздничных дней - католического Рождества, Нового года и праздника трудящихся 1 мая.

Метрополитен-опера, Нью-Йорк, США

Метрополитен-опера, которую сокращенно называют Мет, была основана в 1880 году, но в своем нынешнем здании, Линкольн-центре, театр обосновался лишь в 1966 году. В здании также хранятся скульптуры Лембрука и Майоля, фрески Шагала, а также портреты выдающихся артистов.

На сцене театра в разное время выступали Мария Каллас, Леонард Уоррен, Федор Шаляпин, Дмитрий Хворостовский, Пласидо Доминго, Анна Нетребко и Рене Флеминг.

Театр работает с сентября по апрель, а с мая по июнь выезжает на гастроли. В июле устраивает бесплатные спектакли в парках Нью-Йорка, которые традиционно пользуются огромной популярностью.

Ла Скала, Милан, Италия

Был открыт в 1778 году на месте церкви Санта-Мария-делла-Скала, откуда и пошло название самого театра. В своем первоначальном облике здание просуществовало до Второй мировой войны, когда театр был полностью разрушен.

Примечательно, что при раскопках площадки для строительства театра была найдена старинная мраморная глыба с изображением знаменитого древнеримского мима Пилада.

Ла Скала восстановили, и впоследствии не раз реставрировали. При этом на последнюю реставрацию длительностью в три года было потрачено более 60 млн евро. Первым музыкальным произведением, исполненным на обновленной сцене 7 декабря 2004 года, стала опера Сальери «Признанная Европа».

Озерная сцена Брегенцкого фестиваля, Австрия

Сцена Брегенцкого фестиваля построена на Констанцском озере на 200 сваях, а на берегу находятся места для более чем 6000 зрителей. Декорации к спектаклям на этой сцене являются самыми незаурядными и водонепроницаемыми в мире.

Каждые два года плавающую сцену полностью перестраивают. Начиная с 1946 года в июле-августе на площадке проходит знаменитый оперный фестиваль в Брегенце. В рамках фестиваля ставятся театральные представления различных музыкальных жанров.

Венская опера, Австрия

Крупнейший театр Австрии, Венская опера, открылся в мае 1869 года премьерным спектаклем «Дон Жуан» Моцарта. В оформлении фасада здания присутствуют фрагменты оперы «Волшебная флейта».

Сегодня репертуар составляют, в основном, произведения, исполняемые Венским филармоническим оркестром. Опера по праву считается хранительницей лучших традиций венской классической школы.

Зимой в здании Венской оперы проходит знаменитый Венский бал. Традиция ежегодных балов за время существования театра прерывалась лишь на 10 лет - после того, как здание театра было разрушено при бомбардировке в 1945 году.

Театр Эспланада, Сингапур

Театр Эспланада стал одним из самых амбициозных проектов Сингапура. Внутри расположены концертный зал на 1600 мест, театр на 2000 мест, несколько ресторанов, торговый центр и еще один театр под открытым небом. Над проектом одновременно работали два архитектурных бюро.

Фантазия архитекторов была настолько богатой, что первоначальный проект в народе наградили прозвищем «совокупляющиеся муравьеды». В окончательный проект были внесены поправки, после чего жители Сингапура переименовали здание в «дуриан» ‒ экзотический фрукт, на который похожи купола комплекса. Однако, по замыслу архитекторов, купола имеют форму ракушек.

Эспланада работает круглый год. Здесь дают спектакли, а также проводят различные ежегодные фестивали. При этом некоторые представления бесплатны для всех желающих.

Арена ди Верона, Италия

Арена ди Верона, которая была построена примерно в 30 году нашей эры, может по праву претендовать на звание старейшего в мире действующего театра. Кроме того, амфитеатр поистине огромен - он может одновременно вместить до 16 000 зрителей, на что не способен ни один классический театр. Амфитеатр является третьим по величине и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Арена в разное время была площадкой для гладиаторских боев, морских сражений, цирковых представлений, турниров, боев с быками и сожжения еретиков. После землетрясения 1117 года, которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. Сейчас он открыт с июня по август, когда в Верону приезжают лучшие оперные исполнители. Кроме того, театр можно посетить в рамках экскурсий ‒ со вторника по воскресенье.

Говорят, что именно в Вероне можно увидеть лучшие постановки бессмертного произведения Шекспира «Ромео и Джульетта», события которого развивались именно в этом городе.

Театр «Глобус», Лондон, Великобритания

Оригинальный театр «Глобус» был основан в 1599 году на средства труппы актеров Lord Chamberlain’s Men, к которой принадлежал Шекспир. Однако здание этого театра просуществовало недолго - оно сгорело при пожаре в 1613 году. За всю историю здание перестраивалось три раза. В 1997 году театр был восстановлен под названием « ». При этом новое здание построено всего в 200 метрах от первоначального месторасположения.

Здание «Глобуса» было воссоздано максимально близко к оригиналу. Этому способствовали раскопки первоначального театра, которые повлияли и на окончательные планы о месте строительства.

Поскольку новое здание в соответствии с историческими реалиями построено без крыши, спектакли в нем проходят только с мая по октябрь. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре проводятся круглый год. Рядом с «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Здесь можно лично поучаствовать в постановке одной из пьес классика.

Альберт-Холл, Лондон, Великобритания

Лондонский королевский зал искусств и наук имени Альберта, или Альберт-холл, ‒ самый престижный британский концертный зал. Он был построен в память о принце Альберте по распоряжению его вдовы - королевы Виктории.

В в разные годы выступали The Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd, ABBA, Depeche Mode. Здесь была снята кульминационная сцена фильма Альберта Хичкока «Человек, который слишком много знал». Первым российским музыкантом, выступившим в Альберт-холле, в 2007 году стал Борис Гребенщиков и его группа «Аквариум».

В наши дни зал по-прежнему используется для проведения концертов и других мероприятий. Альберт-холл также можно посетить в рамках туристической экскурсии.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

Культурный обмен обогащает художественное восприятие и играет важную роль в деле создания взаимопонимания и мирного сосуществования между различными странами. Восторженный прием у зарубежных зрителей Европы, Америки, Азии и Африки встречают гастроли советских театральных коллективов. Зрители Москвы, Ленинграда и других советских городов рукоплещут лучшим зарубежным театрам и талантливым актерам, которые за последние годы часто приезжали к нам показывать свое мастерство.

Лучшие английские театры и актеры до сих пор опираются на великие реалистические традиции Шекспира. Первое место среди шекспировских театров занимает лондонский «Олд Вик», основанный еще в 1894 г. и названный «Домом Шекспира». Этот театр, воспитавший многих замечательных актеров, имеет постоянное театральное здание и труппу. В нем в течение более чем 60 лет шли все пьесы Шекспира.

В наши дни заслуженной мировой славой пользуются прошедшие школу «Олд Вик» известные советскому зрителю актеры Лауренс Оливье, Джон Гильгуд и Майкл Редгрев. Лучшие роли внутренне темпераментного и всегда искреннего Оливье - Гамлет, Отелло, Ричард III, Макбет. Мы хорошо знаем Лауренса Оливье по кино, в частности по исполнению роли адмирала Нельсона в фильме «Леди Гамильтон». Майкл Редгрев приезжал в СССР с шекспировским «Мемориальным театром» в 1958 г. и с большим успехом исполнял роль Гамлета.

Шекспировский «Мемориальный театр» находится на родине гениального драматурга - в г. Стратфорде-на-Эвоне. Актеры и режиссеры приглашаются в этот театр, ставящий исключительно произведения Шекспира, лишь на один сезон. В 1959-1960 гг. на сцене театра в роли Отелло выступал пользующийся у нас исключительной любовью негритянский певец и актер Поль Робсон. Гастрольная система «Мемориального театра» приводит к тому, что здесь нет крепкого ансамбля, и шекспировские постановки бывают очень разными по стилю - в зависимости от того, какой режиссер ставит спектакль, реалист или сторонник современного модернизма.

Произведения Шекспира ставятся и в других английских театрах. Но это в сущности не театры, а труппы, которые набираются антрепренером для показа в случайном театральном помещении одной какой-либо пьесы. Такая труппа под руководством режиссера Питера Брука приезжала в 1956 г. в Москву со спектаклем «Гамлет» с Полем Скофильдом в заглавной роли. Подобных театральных предприятий в Англии довольно много. Долговечность таких трупп зависит от кассовых сборов. Если нет сборов, труппа распадается, актеры остаются без работы.

Особая страница английской театральной жизни - народные театры. Среди них первое место занимает театр «Юнити», основанный в 1937 г. «Юнити» обслуживает народные массы, выезжает со спектаклями на фабрики и заводы. Некоторые крупные актеры, как, например, Поль Робсон, связаны крепкой творческой дружбой с театром. Здесь ставятся только современные пьесы на острые социально-политические темы. Несколько лет тому назад на сцене театра шло политическое обозрение «Русские говорят: «Да», рассказывающее о борьбе Советского Союза за мир; недавно шла инсценировка «Педагогической поэмы» А. С. Макаренко.

Иной представляется театральная жизнь Франции. Здесь два государственных театра - старая «Французская комедия» и «Народный национальный театр», основанный в Париже в 20-е гг. Оба театра после второй мировой войны гастролировали в Советском Союзе.

Театр «Французская комедия» - хранитель классических традиций Франции. В его репертуаре главным образом пьесы Корнеля, Расина, Мольера, Гюго, Бомарше и других знаменитых французских драматургов прошлого. Профессиональное мастерство актеров этого театра Луи Сенье, Андре Фалькони, Ани Дюко проявляется главным образом в виртуозном владении словом, в необычайно четкой дикции и темпераментности игры.

Если «Французская комедия» видит свою основную задачу в сохранении старых традиций, то «Народный национальный театр» исходит из других позиций. Он выезжает со своими спектаклями в провинцию, пытается сделать театральное искусство общедоступным и понятным для современников. Даже классические пьесы идут здесь в современных постановочных приемах, отличающихся лаконичностью и предельной выразительностью. Среди лучших актеров этого театра выделяются Жан Вилар и Мария Казарес.

Особый вид театрального зрелища во Франции - народные празднества, которые зародились в этой стране еще в годы Великой французской революции. Это массовые спектакли-зрелища на революционную тему, в которых участвуют оркестры, хоры, солисты-певцы и драматические актеры.

Многочисленные сторонники модернизма во французском театре в своих постановках обращают внимание не столько на содержание, сколько на форму спектакля. Такие театры, так же как и всевозможные развлекательные заведения - кабаре и мюзик-холлы, - обслуживают главным образом буржуазного зрителя.

Наиболее ярко коммерческий подход к театральному делу проявляется в США. Здесь нет государственных театров, все зрелищные предприятия - коммерческие, частнокапиталистические. Много таких театров расположилось на главной улице Нью-Йорка - Бродвее. Вот почему они носят название «театров Бродвея». Там нет постоянных театральных помещений и постоянных трупп. В каждом театральном здании ставится только одна пьеса, которая демонстрируется ежевечерне, иногда до 1500 вечеров подряд. Труппу возглавляет ведущий актер или актриса; их в США называют «звездами». Все остальные роли исполняются второстепенными актерами, которых всегда много на «бирже труда». Успех определяется кассовым доходом. Антрепренеры делают из некоторых бродвейских спектаклей крупный «бизнес».

В 1960 г. со спектаклем «Моя прекрасная леди» (переделка пьесы Б. Шоу «Пигмалион») одна из бродвейских трупп гастролировала в СССР.

Из-за коммерческой системы большинства театров творчество американских актеров проходит в трудных условиях. Даже лучшим актерам США приходится выступать ежевечерне в одной и той же роли. Это неминуемо ведет к механизации творческого процесса.

Лучшим из американских репертуарных театров был «Групп», просуществовавший всего лишь 10 лет (1931 -1941).

В настоящее время в США очень мало специальных народных театров. Отдельные труппы выступают с прогрессивным репертуаром перед демократическим зрителем, кочуя из клуба в клуб, а в летнее время выступают и под открытым небом.

Совсем иной предстает театральная жизнь в странах народной демократии. Здесь в каждой стране имеются только государственные театры с постоянными театральными помещениями и труппами. Благотворно влияет на театр этих стран советская театральная культура.

Лучшие советские пьесы находят здесь горячий отклик у зрителей, на лучших образцах советской драматургии учатся молодые писатели. Неоднократно советские режиссеры - народные артисты А. Д. Попов, Ю. А. Завадский и другие - ездили в страны народной демократии для постановки ряда пьес.

Среди крупнейших театров стран народной демократии необходимо назвать «Немецкий театр» в ГДР (Берлин) во главе с режиссером В. Лангхофом. Театр «Берлинский ансамбль», организованный знаменитым писателем и драматургом Бертольдом Брехтом, с большим успехом выступал в СССР. В ГДР много талантливых актеров: например, Эрнст Буш - актер необычайно глубокой психологической игры, известный у нас и как исполнитель революционных песен; Елена Вейгель - характерная исполнительница женских образов в пьесах Б. Брехта.

Широкой известностью пользуется также «Чешский национальный театр» в Праге. Актер этого театра Я. Пруха замечательно исполнил роль В. И. Ленина в «Кремлевских курантах» Н. Ф. Погодина.

Не менее плодотворно развиваются театры в Болгарии, Венгрии, Румынии, Албании, Польше.

Трудно найти другую страну, где бы театральное искусство пользовалось такой огромной популярностью и любовью народа, как в Китае. В молодой Китайской Народной Республике существует и классический традиционный театр «Сицюй», возраст которого 800 лет, и появившийся в начале XX столетия театр разговорной драмы. Коммунистическая партия Китая поставила перед театром страны первоочередную задачу - очистить репертуар и актерское искусство от всего вредного и антинародного, что было принесено в него эпохой феодализма, приблизить театр к жизни, создать полноценный образ современника.

Сейчас на сценах Китая наряду с национальной и европейской классикой с большим успехом идут пьесы современных китайских драматургов Го Можо, Тяш Ханя, Цао Соя и других.

Несмотря на большие различия, традиционный театр и театр разговорной драмы стремятся к творческому содружеству и взаимно обогащают друг друга.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Показы драматического театра основываются на литературных произведениях, в которых большое место занимает импровизация. В игре актеров могут присутствовать, в зависимости от сценария, элементы вокала, танцев и пантомимы. Проще говоря, показы драматического театра - это симбиоз различных видов искусств, которые гармонично уживаются на одной сцене.

Спектакли зарубежных театров

Сколько в мире драматических театров, на подмостках которых показывают шедевры классического и современного искусства. Не хватит и жизни, чтобы посетить все спектакли в театрах, в которых благодаря невероятной игре теряется ощущение реальности и времени. Так хочется попасть на мировые премьеры и показы классических произведений, однако, к сожалению, невозможно согласовать игру артистов ведущих театров с нашим графиком жизни. Но, все-таки, у поклонников этого искусства появилась прекрасная возможность смотреть видео спектакли в режиме «здесь и сейчас», несмотря на языковой барьер, разницу во времени и социальное положение в обществе.

Хорошей альтернативой походам в театр стала возможность просмотра спектаклей бесплатно онлайн. Кроме того, что любители этого вида искусства могут смотреть все представления, которые идут в местных театрах, появилась еще и невероятная возможность присоединиться к зрителям зарубежных драматических театров, постановки которых, в онлайн-режиме, транслируются на русском языке. Таким образом, не имея финансовой возможности и даже не являясь полиглотом, каждый желающий может приобщиться к прекрасному и возвышенному миру театрального искусства, невзирая на языковой барьер со страной, в которой показывается представление.

Посетить виртуально любые зарубежные театры, спектакли которых показывают онлайн - это возможность увидеть потрясающую игру актеров, не выходя из дома, не соблюдая дресс-код и не покупая дорогие билеты на самолет и представления. Просмотр спектаклей в таком непривычном формате никак не уменьшает той массы удовольствия, которую вы получите от игры профессиональных актеров, прекрасных декораций и отличного качества трансляции. Посещать спектакли онлайн можно ежедневно большой компанией или всей семьей, ведь намного проще собрать близких на такой просмотр, чем на поход в театр. Нет ничего более приятного, чем после завершения просмотра, за чашечкой кофе, делиться своими переживаниями и эмоциями с близкими по интересам людьми.

Спектакли зарубежных театров смотреть онлайн вы можете на нашем видео портале сайт

В театре продолжался период обновления , начавшийся в 70-90-е гг. XIX в. Через натурализм к символизму и реализму - таков путь европейских театров того времени.

Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX вв. представлена именами

  • Б. Шоу (Англия; «Дома вдовца», 1892, «Профессия миссис Уоррен», 1894, «Пигмалион», 1913),
  • Р. Роллана (Франция),
  • Г. Ибсена (Норвегия),
  • Г. Гауптмана (Германия),
  • М. Метерлинка (Бельгия) и др.

В это время в театре преодолевался застой, начавшийся еще со времен романтизма. Крупнейшим реформатором театра был норвежский драматург Генрик Ибсен (1828-1906), который руководил театром сначала в Бергене (1852-1856), потом - в Христиании (1857-1862). Он изменил драматургическую структуру пьесы, он стремился сделать зрителя не созерцателем, а участником спектакля, хотел заставить задуматься его над происходящим на сцене. Ибсен преодолел господствующую в театре «инерцию хорошего конца» . Реалистическая драматургия Ибсена обличала буржуазные право, мораль, религию. Его герои динамичны, ищут себя. С творчества Ибсена в театре начинается новый этап . Его пьесы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Доктор Штокман» («Враг народа», 1882) обошли сцены многих стран Европы, в том числе и России. В них рассказывается о жизни маленьких провинциальных городов, построенной на лжи, лицемерии, ханжестве. Когда же кто-нибудь пытается сказать правду, его объявляют врагом общества.

Последователем идей Ибсена был его младший современник швед Юхан Август Стриндберг (1849-1912). Стринберга тоже привлекает духовный мир человека , но его герои бегут от реальной жизни, они занимаются самоисследованиями, прячутся в семье или в одиночестве («Фрекен Юлия», «Пляска смерти», «Кристина» и др.) - сказывались настроения декадентства. Стриндберг был родоначальником теории «Интимного театра» , получившей развитие в современном театре. Разрыв между гуманистическим идеалом художника и буржуазной действительностью заставлял драматургов, режиссеров и артистов искать новые выразительные средства, новую образность. Эти поиски велись в области символизма. Символическая образность привлекала великого норвежского драматурга Ибсена, это чувствуется в поздних его пьесах («Строитель Сольнес», «Росмерсхольм», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и др.).

Символизм отразился и на творчестве

  • Гауптмана,
  • А. Стриндберга (Швеция),
  • У. Б. Йейтса (Ирландия),
  • С. Выспяньского,
  • С. Пшибышевского (Польша),
  • Г. Аннунцио (Италия).

Крупнейшим драматургом и теоретиком символизма был Морис Метерлинк (1862-1949). Его человек существует в мире, где его окружает затаившееся, невидимое зло. Герои Метерлинка - слабые, хрупкие существа, неспособные защищать себя, изменить враждебные им закономерности. Но они сохраняют в себе начала человечности, духовную красоту, веру в идеал. Поэтому его пьесы полны драматизма и высокой поэтики («Смерть Тентажиля», «Пелиас и Мелисанда» и др.). Он создал классическую форму символической драмы с ослабленным внешним действием, прерывистым, полным скрытой тревоги и недосказанности диалогом. Каждая деталь обстановки, жест, интонация актера выполняли в ней свою образную функцию, участвовали в раскрытии главной темы - борьбы жизни и смерти. Символом этой борьбы становился сам человек, окружающий мир был выражением его внутренней трагедии. Пьесы Метерлинка шли по всей Европе, ставили его и в России, где символизм возник позднее (во МХАТе в 1904 г. были поставлены его «Слепые», «Непрошеная», «Там внутри», в 1908 «Синяя птица»; в Петербурге, в театре В. Крмиссарржевской «Сестра Беатриса»).

Режиссеры-символисты П. Фор, О. Люнье-По, Ж. Руше во Франции, А. Аппиа в Швейцарии, Г. Крэг в Англии, Г. Фукс, отчасти М. Рейнхардт в Германии стремились в своих постановках преодолеть конкретность бытового, натуралистического изображения действительности, господствовавшего в театре того времени. Тогда в практику сценического искусства стали входить условные декорации , среда и место действия обозначались обобщенно и концентрированно, без подробностей.

Сценография (оформление сцены) стала согласовываться с настроением того или иного фрагмента пьесы, активизировать подсознательное восприятие зрителей. Для решения этих задач режиссеры объединили средства живописи, архитектуры, музыки, цвета и света; бытовая мизансцена сменилась мизансценой пластически организованной, статичной. Огромное значение в спектакле приобретает ритм, отражавший скрытую «жизнь души», напряжение «второго плана» действия. Постановщики стремились сблизить актеров и зрителей, создавая общее настроение, при этом активно использовалась машинерия. Это было время благодатного синтеза искусств . Поиски шли во всех видах искусства, а представители разных видов искусства стремились сотрудничать и экспериментировать вместе, создавая новые средства выразительности.

В театре это было время, когда режиссер становился ведущей театральной профессией, теперь он отвечал за всю постановку в целом и осуществлял ее. А XX век уже стал временем не только великих драматургов и артистов, но великих режиссеров.

Так, в 1902 г. артист Макс Рейнхардт (1873-1943) создал Камерный театр , в котором работали крупнейшие актеры: Роза Бергенс, Райхер, а также новые знаменитости такие, как Гертруда Эйзольд. Театр обратился к драматургам авангардистской ориентации (Уайльд («Соломея»), швед Август Стриндберг, Франц Веденкинд). Слава к театру пришла с постановкой на его сцене пьесы Горького «На дне». Поставленная в плане отчасти символистском, отчасти предвещающем экспрессионизм, потрясла публику. За два сезона пьеса прошла более 500 раз, и ободренный успехом Рейнхардт открывает еще один театр - Новый , где ставится в 1905 г. «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Колоссальный успех постановки заставляет говорить о Рейнхардте как о ведущем немецком режиссере . Новый театр сливается с Немецким театром Брама (см. выше) и Рейнхардт получает широкие возможности для работы. Он далеко уходит от натурализма Брама, заново ставит целый ряд пьес Гауптмана и Ибсена, стремясь передать в них прежде всего мучительные духовные искания героев, кризис сознания, муки безысходной страсти.

На многих режиссерских работах Рейнхардта лежит печать декадентства, но все они отмечены большой художественной смелостью, подлинно новаторскими открытиями. Рейнхардт создает новый тип актера , требует от своих исполнителей аналитического подхода к пьесе, правды переживания, живого творчества на сцене, это сближает его с театром Станиславского. Условно стилизованное оформление мизансцен выполняли художники, близкие к авангардистскому направлению.

Рейнхардт ощущал ограниченность символизма и в новых поисках пришел к экспрессионизму . В шекспировских «Макбете», «Гамлете» и «Укрощении строптивой» режиссер резко обнажил театральность разыгрываемого на сцене представления, даже с элементами «плакатного» стиля. Он использовал принципы театра масок, вводил буффонаду, добивался в спектаклях единой сквозной ноты. Неустанно экспериментируя, Рейнхардт с 1910 г. начал ставить спектакли на огромной арене берлинского цирка Шумана. Здесь он опробовал свои идеи массового спектакля, призванного возродить античные представления с их мифотворчеством на сцене («Царь Эдип» в переделке Гофмансталя, «Сестра Беатриса» Метерлинка). Эти опыты вызвали резкие споры, но они непосредственно предвосхищают последующие искания Брехта и других драматургов экспрессионизма, стремившихся вовлечь в действие зрителя, показать на сцене устремления и побуждения огромных масс людей.

Близким к Рейнхардту путем шел английский режиссер Гордон Крэг . Он начинал как актер в труппе Генри Ирвинга, где играл в пьесах Шекспира вместе со своей матерью, выдающейся актрисой Эллен Терри. Он решительно отказался и от опыта Ирвинга, и от натурализма и пошел по пути чисто символического спектакля . Свои взгляды Крег изложил в книге «Искусство театра» (1911). Задачей театра он объявил создание спектаклей философской проблематики, погружение в мир условности, в «невидимый мир» духа. Театр не должен быть ни жизнеподобным, ни строго говоря, психологическим. Его цель, по мнению Крэга, - в зримых образах воссоздать некие вечные, взятые вне исторического контекста проблемы человеческой жизни, философские загадки бытия. Поставленный Крэгом «Гамлет» был драмой о конфликте духовных и плотских побуждений. «Саломея» Уайльда решалась как изысканно-абстрактная трагедия страсти.

Крэг отказался от отображения своей эпохи и этим обрек свою реформу на неудачу. Но его находки такие, как

  • принцип декоративного оформления спектакля,
  • использование поднимающихся сценических площадок,
  • стремление максимально сократить расстояние между актером и зрителем,
  • перенесение действия со сцены в зал,

были использованы многими выдающимися режиссерами, в том числе В. Э. Мейерхольдом. Гордона Крэга отличает дух творческого поиска , который был свойственен европейскому искусству того времени. А там, где есть творчество, там обязательно есть достижения и просчеты.

В это время всемирную известность имела итальянская актриса Элеонора Дузе (1858-1924). Ею восхищались лучшие люди эпохи, такие как Станиславский и Блок. Властительницей дум была и француженка Сара Бернар (1844-1923).