Занятия по изо с использованием нетрадиционных техник. Занятие по ИЗО с применением нетрадиционных техник рисования.Тема:"Чудесный сон старого дуба" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Наталья Ефимова
Использование нетрадиционных техник рисования в ИЗО деятельности

Использование нетрадиционных техник в ИЗО для развития детского творчества

Я работаю в системе дошкольного образования 28 лет, срок большой и он дает мне возможность сделать некоторые выводы в развитии детей за последние годы.

Выводы тревожные, потому что, как это не горько констатировать, факты говорят о том, что с каждым годом увеличивается количество детей отстающих в своем развитии.

Для сравнения возьму свой последний выпуск 2010 года и состояние дел в той группе, которую я сейчас веду. Если в выпуске 2010 года у нас было 9 % детей с задержкой психического и речевого развития, то сейчас у нас 28 % таких детей.

Мы в сою очередь думали над тем, чем можем помочь этим детям. На вооружение себе мы взяли рисование , так как рисование развивает ребенка физически. Дело в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находятся память, логики, речь и грамотность.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель : развитие творческих способностей через разнообразие техник в ИЗО и сформулировали следующие задачи :

1) учить детей выражать свое представление об окружающем мире;

2) развивать фантазию и воображение;

3) учить детей чувствовать себя раскрепощенными и свободными.

А для достижения этих задач необходим не столько определенный набор знаний, сколько? уметь воображать…

Для достижения положительного результата необходимо было увлечь детей, создать условия, собрать необходимый материал для детского творчества, заинтересовать родителей и научить их не препятствовать дома детскому экспериментированию с красками.

Что дало нам использование нетрадиционных техник :

1. у детей появился интерес к занятиям;

2. они стали более активны и внимательны;

3. учатся думать и рассуждать;

4. стали более настойчивы в достижении цели, более увереными в своих силах;

5. дети учатся быть терпеливыми и усидчивыми;

6. учатся принимать решения и отстаивать свое мнение;

7. произошли положительные сдвиги в развитии слабых детей;

8. у детей повысился интерес к рисованию , они с удовольствием рисуют с нами и самостоятельно.

В чем мы видим новизну данного опыта :

Собран и систематизирован материал по теме в большом количестве;

В работе с детьми использован внепрограммный материал;

Изготовлены дидактические игры и пособия;

Перспективность опыта очевидна. Вопросы творческого развития детей всегда были, есть и будут актуальными и перспективными.

Важным показателем эффективности проведенной работы являются изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе и замкнутый ребенок становится веселым и инициативным, с удовольствием рисует и лепит, доводит начатую работу до конца и желает продемонстрировать ее другим людям, сотрудникам детского сада, родным и близким – значит цель достигнута.

Когда мы набрали малышей, то решили проводить дополнительно занятие по рисованию нетрадиционными способами . Работу эту оформили как кружок. Занятия проводились во второй половине дня с желающими детьми по 10-15 минут.

Первое рисование – это рисование пальцами – классический опыт детского рисования . Можно всю ладонь обмакнуть в краску и оставить на бумаге отпечаток.

Потеряли котятки по дороге перчатки. Приложить одну ладонь к листу бумаги – одна перчатка нашлась. А теперь другую – вот и обе перчатки обнаружились! Отпечаток руки можно превратить в цветок, травку, солнышко или веселых гусей, которые жили у бабуси.

Солнечные зайчики весело прыгают по листу бумаги

Разноцветный дождь полился из цветных тучек, дети рисуют тычком – на палочку привязали поролон, вот и получился тычок.

Рисуем с помощью печаток, делаем оттиски пробкой, печаткой из картофеля и морковки. Например, ягоды и яблоки, чашки, мои рукавички. Поищите забавные предметы для печатания : инструменты, кухонные приспособления , игрушки и обыкновенные бытовые предметы могут оставлять совершенно необыкновенные отпечатки. Макайте по одному предмету в краску и прижимайте его к бумаге, чтобы сделать отпечаток. Вот несколько способов печатания :

Опустите сосновую ветку в краску и приложите (ударьте) ею по бумаге

Обмакните катушки в краску и приложите к бумаге

Так можно использовать носки , наполненные песком, губки, веревки, шарики из фольги и метелки из перьев.

Мальчишки с упоением катают маленькие игрушечные машинки по листу бумаги, появляются разноцветные следы, а главное во всем этом – звуковой эффект

На любимой майке можно отпечатать свои ладошки, обмакнув их в краску. Положите под верхний слой ткани слой газет (чтобы краска не прошла на сквозь) . Даем рисунку просохнуть за ночь. Так мы раскрашивали свои платочки, делали подарки мамам на 8 марта.

Печатание через холст – непривычный способ не только для малышей, но и для некоторых взрослых. Этим способом можно получить впечатляющие отпечатки. Наносим краску прямо на холст жесткой кистью, чтобы краска просачивалась через дырки холста на бумагу под ним. Можно покрасить разные участки холста в разные цвета или разрисовать ткань геометрическими фигурами. На этот раз прокатить скалку или валик по закрашенной ткани. Снимаем холст и смотрим, что у нас получилось.

Рисуем на большом картоном ящике широкими взмахами руки несколькими маркерами, связанными вместе. Детям нравится находиться внутри коробки, если туда свободно поступает воздух и из нее можно легко вылезти. Проделываем в одной из сторон вход, а в других – окна.

Использование новых технических средств всегда нравится малышам. Наполняем краской использованные бутылочки из-под роликовых дезодорантов и пробуем ими рисовать . Их можно использовать двумя способами : скольжением и ударами.

На природе рисуем водой. Рисуем на плитах, заборах, линолеуме. Гуляя на воздухе, используем чистые кисточки и простую воду. Это занятие не требует особой подготовки и уборки.

Основное внимание мы уделяли рисованию методом тычка . Этот метод позволяет эффективнее разрабатывать мышцы руки и закреплять умение держать кисть; дает возможность использовать разные кисти (жесткую для рисования методом тычка и мягкую для рисования кончиком кисти и примакивания); способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, т. к. темы занятий придумываем, используя загадки , стихи и рассказы.

Во 2-ой младшей и средней группах предлагается предметное рисование по заранее нарисованными педагогом карандашными контурами. Целями каждого занятия являются : формирование эстетического отношения к нарисованному , углубление знаний об окружающем и закрепление знаний о цветах. Дети выполняют упражнения с кистью (как держать кисть для рисования методом тычка , движения кисти в воздухе, рисование без краски ).

В младших группах рисовали на темы : салют, котенок, зайчонок, щенок, ёжик и др.

В средней группе : астры в вазе, подсолнух, на выставке кошек, расцвели одуванчики и др.

В старших группах переходили к самостоятельному сюжетному рисованию по нарисованным самим детям контурам. Темы : в садах поспели яблоки, снежная семья, шишки на ветке, мимозы и др.

В подготовительной группе рисуем пейзажи и натюрморты наложением одного слоя краски на другой. Работы выполняются на тонированной бумаге, которую готовят сами дети накануне. Темы : осень вновь пришла, пингвины, снегири на ветках, белые лебеди, черепахи, весной в березовой роще, попугаи, бабочки и др.

С младшей группы начинаем осваивать технику рисования по сырой бумаге . Нужно намочить бумагу и положить ее на влажную салфетку или клеенку. После высыхания листа нужно прорисовать отдельные детали , но уже другим материалом (цветным карандашом, шариковой ручкой, цветными восковыми мелками, фломастерами). Этим способом рисовали зимние пейзажи , весенние цветы, ветки в вазе и т. д.

В подготовительной группе использовали способ монотипии . Вначале эту технику использовали в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половинку листа, приложим к ней вторую половинку, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. Угадай, что получилось?

В подготовительной группе использовали рисование способом размыва . Наносится яркое пятно, которое потом размывается, становясь все бледнее по краям. Так можно рисовать солнце в морозный день. Кисть с набранным солнечным цветом поворачиваем вокруг своей оси – вот и солнечный шар. Быстро, пока солнечный шар не высох, круговыми движениями вокруг него начинаем рисовать небо – самые разнообразные оттенки синего и голубого

Так же рисовали способом вливания краски в краску (веточки вербы) .

Тампонирование – увлекательное занятие. Сделаем тампон из поролона, а штемпельная подушка послужит палитрой. В младших и средних группах рисуем что-нибудь пушистое, мягкое, воздушное – облака, солнечных зайчиков, веселых зайчат, доброго снеговика (дорисовывая детали ) . А в старших группах сочетаем эту технику с техникой трафарет . Создаем узоры из точек с помощью ватного тампона. Отпечатываем ряды точек (змея) .

Рисование клеевых картинок . Клей ПВА, когда высыхает, оставляет выпуклую линию. Затем этот рисунок покрывают краской. Так делаем из картона различные фигурки и украшаем их. Можно сделать рамку для картин или фотографии.

Рисовали чернилами в разных техниках (кляксы, выдувание, сочетание чернил и восковых карандашей) .

Использовали в рисовании и соль . Если посыпать акварельный рисунок солью, соль пропитывается краской и при высыхании получается эффект зернистости. Так, например, рисовали море , кита.

Использовали технику восковые мелки и акварель (Дождь, солнечные лучи, салют, ночной город и т. д)

Заинтересовало нас и рисование жидким тестом . Смешиваем муку, растительное масло, соль, клей ПВА и в тесто добавляем разные краски. Теперь можно рисовать (вливать краска в краску и рассматривать что получилось, или налить тесто в бутылочку из-под клея ПВА и рисовать ).

Что же дает использование нетрадиционных методов рисования . Оно помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычным способом сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру. Воспитывают любознательность, развивают тягу к эксперементированию, формируют пытливый ум, учат разнообразным способам работы с материалом, раскрепощают сознание (у всех получается по-разному, нет единой формы образца, а значит у всех правильно – красиво, воспитывает уверенность в собственные силы, нацеливают на успех.

Людмила Полякова
Конспект занятия по ИЗО с нетрадиционной техникой рисования «Весна пришла»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 станицы Камышеватской

муниципального образования Ейский район

Непрерывная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию

с использованием нетрадиционной техники рисования

«весна пришла »

разновозрастная группа

(вторая младшая - средняя)

Воспитатель разновозрастной группы :

Полякова Людмила Владимировна

ст. Камышеватская, 2017

Цель : учить детей замечать изменения в природе с приходом весны , передавать в рисунке характерные особенности весенней природы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Образовательные задачи :

Расширять и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной ;

Учить детей вести беседу по картине, четко и выразительно читать стихи, активизировать словарь детей;

Учить работать в разных техниках рисования (цветной солью, пластмассовыми вилками, бумажными комочками)

Развивающие задачи :

Активизировать у детей развитие любознательности, воображения, развивать внимание, память;

Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, творчество;

Развивать эмоциональную отзывчивость при встрече с прекрасным : музыка.

Воспитательные задачи :

Воспитывать у детей эстетическое восприятие

действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира;

Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

Оборудование и материалы : репродукции картин и иллюстраций о весне ;

гуашь, пластмассовые вилочки, бумажные комочки, крашеная соль, палитра с красками (жёлтая, зелёная, затонированные листы бумаги А4, клей, кисть для клея, салфетки; плюшевая игрушка медвежонок; диск с записью музыки о весне .

Ход занятия:

Под музыку Д. Шостаковича «Весна - пробуждение » дети входят в группу.

Ребята посмотрите у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Послушайте, какая красивая звучит музыка.

Попробуйте отгадать загадку.

Она приходит с добром,

Веет теплом.

Светом солнечным полна,

А зовут ее (весна ) .

Мы сегодня с вами отправимся в гости к весне .

Для этого нам нужно встать в круг (проводится хороводная игра «Весеннее солнце» ).

Солнце, солнце, выходи. (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)

И всю землю освети! (Идут по кругу)

Чтоб весна скорей настала , (Останавливаются и опускают руки)

Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и потирают плечи)

Чтоб капели звонко пели, (Имитируют движение капель)

Чтоб весной ручьи звенели , (Волнообразно двигают руками)

Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вниз)

С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)

Солнце, солнце, землю грей! (Хлопки на каждое слово)

Пусть весна придёт скорей !

Вот мы и очутились на красивой полянке.

Ой, ребята, кто это прячется там? (под столом прячется плюшевый медвежонок) . Смотрите, какой у нас необычный гость.

Дети, кто это? (Медвежонок)

Он хочет что-то нам рассказать. Оказывается, медвежонок родился этой зимой и совсем недавно вышел с мамой из берлоги. В лесу еще лежит снег, а птицы поют про весну , про цветы. А мишутка не знает, что это такое. А мы ему ребята поможем.

Дети читают стихи о весне .

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна !

Умнички! Медвежонку очень понравились ваши стихи. А скажите мне, а вам нравится весна ?

- Весна великолепное время года, именно весной всё оживает , рождается и особенно хорошо ощущается радость и полнота жизни. О весне много написано стихов, музыки, картин великими художниками.

Посмотрите какая красивая картинка. Что на ней нарисовано ?

Ответы детей (солнце, травка, цветочки) .

Проводится физкультминутка.

Солнышко, солнышко, золотое донышко

(дети с высоко поднятыми руками поворачиваются вокруг себя,

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей

(дети бегут по кругу) .

Прилетело сто грачей

(дети машут руками, стоя на месте) .

И сугробы тают, тают

(дети приседают на месте) .

А цветочки подрастают

(дети медленно встают) .

На заранее приготовленном столе затонированная бумага детей. На мольберте прикреплен альбомный лист, на котором нарисован такой же лист .

Ой ребята давайте посмотрим на нашу полянку. Какая то она у нас грустная. А почему?

Наверное, ее заколдовала зима, давайте нашу полянку расколдуем.

Представим, что мы великие художники Весны . И разбудим нашу полянку. Нарисуем солнце, траву, цветы. А рисовать мы их будем необычно, сказочно.

Давайте присядем за столы.

Посмотрите какую весеннюю картину мы с вами нарисуем.

Начинаем рисовать солнышко . Слева на право мы рисуем кружочек.

Затем берем кисточку для клея и нанесем клей не выходя за приделы круга. И посыпаем цветной волшебной солью наше солнышко. Теперь берем пластмассовые вилочки и рисуем лучики солнышку.

Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Вот наши глазки отдохнули. Теперь мы будем рисовать травку . Возьмем чистую пластмассовую вилочку, макнем ее в зеленую краску и будем рисовать травку .

Пальчиковая гимнастика. «Весна » .

К нам весна пришла ,

Цветы красивые принесла! Ручки протягивают вперёд «с букетом» .

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели! Пальчики двигаются, будто плетут венок.

А теперь возьмем бумажные комочки, опускаем их в краску желтого цвета и будем наносить наши первые весенние цветочки мать - и мачеху.

Наблюдаю за работой детей и, по мере необходимости, помогаю.

Ребята, посмотрите, какие красивые картины у нас получились. Солнышко ярко светит, появилась молодая травка, расцвели первые цветы.

Давайте покажем наши рисунки медвежонку.

Медвежонок рассматривает рисунки детей.

Ваши рисунки очень понравились медвежонку, он прощается с вами и убегает в лес, чтобы поскорее рассказать маме все, что он узнал о весне .

Ребята, а вам понравилось наше путешествие?

Что больше всего запомнилось?

Умнички! Вы постарались и нарисовали отличные весенние картины.

На этом наше занятие окончено . Всем большое спасибо!

Публикации по теме:

Тема: «Заснеженный дом» Чукштайкина Н. А. Цель: Учить составлять коллективную сюжетную композицию из прямоугольников разных размеров; равномерно.

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе. " Цель: Продолжать.

Программное содержание: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осенний лес» Познакомить детей с новым видом нетрадиционной.

Конспект занятия старшая группа по нетрадиционной технике рисования «Весна пришла» Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы на тему "Весна пришла". Цель занятия:.

Мастер класс нетрадиционной техникой рисования. Картина «Лебеди» Муниципальное общеобразовательное учреждение «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КЛУБНОГО ЗАНЯТИЯ.

По ИЗО деятельности

Конспекты занятий по ИЗО: Нетрадиционная техника рисования в младшей группе

Свитер для моих друзей

Нетрадиционная техника: рисование пальчиками

Цель: знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Оборудование: две куклы – мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

Ход занятия: Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходят куклы мальчик и девочка. Они рассказывают о том, что в магазине одежды продаются свитера совсем неинтересные, без рисунка, а им бы хотелось носить яркие, разноцветные.
Педагог предлагает детям помочь мальчику и девочке украсить свитера для друзей. Показывает на двух – трёх образцах возможные чередования цвета при рисовании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски.
В конце занятия детские работы рассматриваются вместе с куклами. Мальчик и девочка благодарят за красивые свитера.

Встреча с колобком

Нетрадиционная техника: обрывание бумаги.

Цель: развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жёсткости.

Оборудование: иллюстрации к русской народной сказке «Колобок», эскизы с изображением радостного и грустного Колобка, жёлтая двухсторонняя бумага, жёлтые салфетки. Клей ПВА, ватман с изображением тропинки, по которой катится Колобок, подносы, вырезанные из бумаги глаза, нос и рот для Колобка.

Ход занятия: Педагог рассказывает детям сказку «Колобок», но предлагает изменить конец так, чтобы Колобок убегал и от Лисы. Затем готовится бумажное «тесто» для Колобка путём обрывания бумаги и салфеток. Воспитатель напоминает, что отрывать нужно мелкие кусочки. Приготовленное «тесто» каждый ребёнок высыпает из своего подноса на заранее нарисованный клеем круг. Получится один большой Колобок. Задаётся вопрос, чего же ему не хватает. Воспитатель показывает весёлого и грустного Колобка. Дети определяют, какой будет их Колобок и почему. Наклеивают недостающие детали лица.
Занятие заканчивается рассматриванием весёлого Колобка. Подчёркивается, что тесто готовили все вместе.

Солнышко

Нетрадиционные техники: рисование ладошкой (всей кистью руки), оттиск печатками.

Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: листы голубой бумаги (50×50 см) с кругом жёлтого или оранжевого цвета посередине, гуашь (жёлтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисования ладошкой), печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения.

Ход занятия: Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку «Солнышко-вёдрышко»:

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети-обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.

Показывает эскизы с изображением солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках.
Вводится название «лучик», используется наглядно-действенный приём «погладь пальчиком лучики». Педагог знакомит с понятием красный, жёлтый, оранжевый цвет, «тёплые оттенки». Демонстрирует разные способы создания изображения, выполняя лучики оттисками печатки из картофеля или ладошки. Дети выбирают технику, которая больше подходит к игре с солнышком. При затруднениях педагог показывает способ создания изображения индивидуально.
Дети рассматривают получившиеся работы, выбирают самое разноцветное солнышко, самое весёлое, самое румяное и т.д. Играют в игру «Солнышко и дождик», для которой используются детские рисунки: если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя.

Ветка мимозы

Нетрадиционные техники: рисование пальчиками, скатывание бумажной салфетки.

Цель: учить технике пальчикового рисования, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы. Величины предмета; воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности.
Оборудование: ветки мимозы по количеству детей, ваза, красная материя для драпировки; гуашь жёлтого цвета, разлитая в баночки, клей, шарики из бумажных салфеток, листы бумаги, на которых нарисованы листья мимозы на каждого ребёнка, изображения солнышка, пушистых цыплят и воздушных шариков круглой формы; музыкальный материал: П.Чайковский «Подснежник» из детского альбома «Времена года».

Ход занятия: Под музыку П.Чайковского дети встречают солнышко. Им в подарок оно принесло большой букет мимозы. Педагог просит детей повторить название. Обследуется ветка мимозы. Предлагается внимательно рассмотреть, понюхать, аккуратно потрогать ветки мимозы. Воспитатель спрашивает, какого цвета цветки, сколько их, какой они формы, на что похожи. Показывает иллюстрации с изображением круглых жёлтых шариков, летящих по небу, и пушистых цыплят. Дети находят сходство с цветками мимозы.
Солнышко предлагает детям «одеть» голые веточки мимозы. Лежащие у них на столах. Педагог называет материал, необходимый для выполнения данного задания. Показывает, как получить цветки мимозы: бумажные шарики нужно наклеивать на ветки в разных местах. Замечает, что цветки мимозы можно также изобразить с помощью пальчиков и гуаши, для этого следует обмакнуть пальчик в краску и сделать отпечаток на листе бумаги.
Внимание детей стоит обратить на аккуратность выполнения задания. Напомнить, что при необходимости следует пользоваться салфетками.
Занятие заканчивается словами одобрения всем детям. Отмечается красота получившихся веток мимозы. Определяется их сходство с живыми объектами. Каждому ребёнку предлагается показать свою мимозу солнышку.

Ягодки и яблочки на тарелочке

Нетрадиционные техники: оттиск отпечатками из картофеля, оттиск пробкой или рисование пальчиками.

Цель: упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа.

Оборудование: ягоды и яблоки, тарелка, листы бумаги овальные, квадратные, круглые (диаметр 30 см) пастельных тонов, печатки из картофеля круглой формы, пробки, мисочки с гуашью для печати и рисования пальчиками, салфетки, эскизы с изображениями натюрморта на тарелках разной формы, на подносе, в корзине и т.д.

Ход занятия: Рассматриваются ягоды и яблоки. Педагог обращает внимание детей на форму (круглая), размер (большие и маленькие), цвет (красный, синий, жёлтый, оранжевый).
Читает стихотворение Е.Седовой:

Маленькие ягодки,
Спелые и вкусные,
По большой тарелочке
Рассыпались, как бусины.

Яблочки румяные,
Круглые и гладкие,
Так и просят: «Скушай нас!
Мы такие сладкие!»

Дети изучают педагогические эскизы, выбирают понравившиеся и непонравившиеся. Воспитатель помогает определить, с помощью каких печаток можно сделать яблоки, ягодки. Кто-то из ребят показывает способ получения изображения. Уточняется, что ягодки и яблоки должны рассыпаться по всей тарелочке. Дети выбирают, будут ли они печатать ягодки пробкой или рисовать пальчиками, пробуют разные краски. В это время повторяется стихотворение.
Воспитатель беседует с каждым ребёнком, выполнившим рисунок. Спрашивает, какие он выбрал краски, каким способом рисовал. Называется самая полная тарелочка, самые яркие яблочки, самые разноцветные ягодки и т.д. Особо отмечаются работы, на которых выбраны для рисования не похожие друг на другие тарелка, поднос или корзина.

Нетрадиционные техники на занятиях ИЗО

объединения «Юный художник»

Михеева Ольга Александровна , педагог дополнительного образования

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. То, что привычное даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для него. Все дети изначально талантливы, поэтому взрослым очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребёнке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.

Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на занятиях изобразительного искусства.

Цель данной техники - раскрытие и развитие потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на занятие, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Я работаю в доме детского творчества педагогом дополнительного образования по ИЗО, в основном с детьми 7-10лет. На протяжении шесть лет применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать свои занятия необычными, более запоминающимся.

Например, по теме “Мастер изображения учит видеть”, дети работают акварелью или гуашью. На этом занятии я применяю технику “Печатка”, что помогает сделать занятия волшебным.


Поделки из фольги - необычные и эксклюзивные украшения вашего дома, которые могут стать увлекательным занятием для всей семьи. Вы даже себе не представляете, сколько удивительных элементов и вещиц можно сделать, прибегая к помощи листа фольги и собственной фантазии. Фольга обладает чудесными свойствами - она легко сжимается, разглаживается, поддается лепке, сворачивается, раскатывается. Да что только не делает! Особенно интересно это увлечение детям, даже самым маленьким, ведь блестящие и переливающиеся кусочки фольги вызывают у них небывалое любопытство. Заниматься таким рукоделием могут не только взрослые дети , но и совсем маленькие, что будет способствовать развитию их творческих способностей.

Маленьким художникам очень нравятся рисование пальчиками и ладошками. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику рук.

Техника “Притирание” также дает неожиданные результаты. Только тут нам для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Это очень интригует ребят.

Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.


На занятиях по теме “Изображать можно пятном” применяем черно-белую технику

“Кляксография”. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его!


На занятиях по теме “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техникой “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист - и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях.


Подводный мир ” уместно будет применить технику “Печать со стекла”. Эта техника поможет ребенку быстро “нарисовать” водное пространство, в котором и будут жить его рыбки. Стекло произвольно горизонтальными мазками закрашиваем голубой и синей акварелью, можно сразу сделать 2-3 вертикальные зеленые полосы, имитируя водоросли. Приложить чистый лист бумаги. Аккуратно прижать. Отпечатавшийся рисунок просушить. Далее дорисовать по плану.

Рисование воском так же увлекательно как и карандашами.

На занятии “Волшебные цветы ” возможно использоваие нетрадиционную технику “Ниткография”. Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сварачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.

Очень часто мы с детьми используем технику “Гратаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Лист бумаги натирается воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.


На тему “Красота осени” необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике “Флористика”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.


Чтобы «Зимний лес» был, более красивым применяем технику «набрызг», при помощи красок (гуаши) и зубной щётки.

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на занятиях ИЗО, но и становясь призерами на районных, областных и всероссийских выставках и конкурсах.

Цели:

1. Упражнять детей в технике работы с гуашью;

Упражнять в правильном в правильном держании кисти (не напрягая мышц, и не сжимая пальцы);

Учить набирать краску на кисть аккуратно, обмакивать всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса;

Учить рисовать нестандартной техникой.

2. Развивать эстетическое восприятие;

Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов природы;

Формировать интерес к занятиям ИЗД.

3. Воспитывать любовь к комнатным животным;

Воспитывать доброжелательность к людям, оказывать помощь людям.

Вид занятия: Предметное рисование.

Тип занятия: Сообщение нового материала (инфо-рецептивный метод); упражнение (репродуктивный метод).

Оборудование и материалы : демонстрационный материал — игрушки, рыбка в аквариуме; раздаточный материал- нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, кисточка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: -Здравствуйте ребята! Садитесь на свои места. Сели правильно, красиво, ножки вместе, спинки прямые.

В группу заходит МАШЕНЬКА. Плачет

Воспитатель: -Машенька почему ты плачешь?

Машенька: -У меня рыбка заболела потому что ей скучно одной в аквариуме. А помочь мне некому.

Воспитатель: -Не плачь Маша мы тебе поможем! Ребята поможем Маше? Давайте нарисуем друзей для рыбки.

Беседа:

Воспитатель: Сейчас внимательно посмотрите на игрушку. Ребята кого вы видите у меня на ладошке? (Рыбка). А у кого дома есть аквариумные рыбки?

Посмотрите на рыбку, у неё голова и туловище вместе. Образуют одно единое.

Какую форму имеет туловище рыбки? (овал). А хвост на какую форму похож? (треугольник). Какого цвета у нас рыбка? Какого еще цвета бывают рыбки?

Подвижная игра: «Узнай свой цвет».

Воспитатель раздает детям рыбок красного, желтого, синего цветов. Затем показывает шар и предлагает детям с рыбками такого же цвета, что и показываемый шар, по команде «бегите ко мне!» подбежать к нему.

Воспитатель: Ребята теперь смотрим внимательно я покажу вам как мы будем рисовать рыбку.

Ладошку опускаем в тарелочку с краской. Затем прикладываем ладошку на центр листа и хорошо прижимаем. Затем вытираем салфеткой руку.

Макаем пальчик в зеленую краску и рисуем водоросли. Рисуем волнистую линию не отрывая пальчик, нажимаем сильно чтоб прорисовалось хорошо. Вытираем салфеткой руку. Берем кисточку за железную рубашку, макаем сначала в черную краску и рисуем рыбке глазик и ротик. Излишки краски с кисточки вытираем о край баночки.

Физкультминутка

Рыбки плавают в водице

Рыбкам весело играть

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке

Рисование:

Воспитатель: Теперь садимся на свои места. Начинаем рисовать. Не забываем, что мы сначала макаем ладошку в краску, затем рисуем водоросли, глазик и ротик рыбке. Кто дорисовал вешаем работу на доску.

Воспитатель: -Ребята внимательно посмотрите на рисунки. Какой рисунок вам больше понравился?

Заходит Машенька.

Машенька: – Ребятки посмотрите как стало весело моей рыбке ведь у неё сейчас так много друзей! Спасибо вам!

воспитатель, МАДОУ №97 «Пчелка»,

г. Набережные Челны, Россия