Жилин и костылин разные характеры. Жилин и Костылин— два разных характера, две

"Кавказский пленник" - рассказ, который называют иногда повестью. Написал его рассказывает нам о русском офицере, который находился в плену у горцев. Впервые рассказ был опубликован в журнале "Заря" в 1872 году. Он является одним из самых популярных произведений великого русского писателя, выдержавшим множество переизданий. Название рассказа - отсылка к одноименной поэме Пушкина. В этой статье мы произведем Жилина и Костылина. Это два главных героя, противопоставление личностей которых составляет основу произведения. Описание Жилина и Костылина смотрите ниже.

Завязка истории

Повествование основано отчасти на реальном событии, которое произошло во время службы Толстого на Кавказе (50-е годы XIX века).Он писал в своем дневнике в июне 1853 года, что едва не попал в плен, но вел себя хорошо в этом случае, хотя и чрезмерно чувствительно. Лев Николаевич вместе со своим другом однажды чудом ушел от погони. Поручику Толстому приходилось также вызволять своих боевых товарищей из плена.

Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

Действие рассказа происходит в период Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных "татар" (то есть горцев-мусульман).

Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. "Как встретились Жилин и Костылин после этого?" - спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

Жилин и Костылин в плену

Костылин и Жилин живут в сарае, им надевают на ноги днем колодки. Жилин полюбился местным ребятишкам, прежде всего Дине, 13-летней дочери Абдул-Мурата, которой делал кукол. Во время прогулок по окрестностям и аулу этот офицер прикидывает, как можно бежать в русскую крепость. Он ночами делает в сарае подкоп. Дина приносит ему иногда куски баранины или лепешки.

Побег двух офицеров

Когда Жилин узнает, что жители этого аула встревожены смертью односельчанина, погибшего в бою с русскими, он решается наконец на побег. Вместе с Костылиным офицер ночью пролезает в подкоп. Они хотят добраться до леса, а потом - в крепость. Но из-за того, что тучный Костылин был неповоротлив, они не успевают осуществить задуманное, татары замечают молодых людей и доставляют обратно. Их теперь сажают в яму и уже не снимают колодок на ночь. Дина иногда продолжает носить офицеру еду.

Второй побег Жилина

Понимая, что их поработители боятся того, что вскоре могут прийти русские, и потому могут убить своих пленников, Жилин с наступлением ночи однажды просит у Дины достать длинную палку. С ее помощью он вылезает из ямы. Раскисший и разболевшийся Костылин остается внутри. Он пытается, в том числе с помощью девочки, сбить с колодок замок, но ему это не удается. На рассвете, пробравшись через лес, Жилин выходит к русским войскам. Костылина впоследствии, с подорванным до крайности здоровьем, выкупают из неволи товарищи.

Характеристика главных героев ("Кавказский пленник", Толстой)

Жилин и Костылин - русские офицеры. Они оба участвуют в войне за Жилину приходит письмо от матери, в котором она просит сына перед смертью навестить ее, чтобы проститься. Он, недолго думая, отправляется в путь. Но одному ехать было опасно, так как в любое время его могли схватить и убить татары. Поехали группой, и поэтому очень медленно. Тогда Жилин с Костылиным решают одни отправиться вперед. Жилин был предусмотрительным и осторожным. Убедившись, что ружье Костылина заряжено, а в ножнах у него имеется шашка, Жилин решил посмотреть, не видно ли татар, поднявшись на гору. Взобравшись повыше, он заметил своих врагов. Татары находились совсем недалеко, и потому увидели Жилина.

Этот храбрый офицер подумал, что если ему удастся добежать до ружья (которое было у Костылина), то офицеры спасутся. Он закричал своему товарищу. Но трусливый Костылин убежал, испугавшись за свою шкуру. Он совершил подлый поступок. В том, как встретились Жилин и Костылин, можно увидеть насмешку судьбы над последним. Ведь в плен в итоге попали оба, здесь они и встретились вновь. Главный из горцев-мусульман сообщил, что необходимо заплатить выкуп 5000 рублей, и тогда их отпустят. Костылин тут же написал письмо домой с просьбой достать деньги. А Жилин ответил горцам, что если его убьют, они не получат совсем ничего, и велел им подождать. Отправил он свое письмо намеренно по другому адресу, поскольку офицеру было жалко свою мать, тяжело болевшую, да и денег таких в семье не водилось. Кроме матери у Жилина не было больше никого из родственников.

Сравнительные характеристики Жилина и Костылина можно дополнить, указав на то, как проводили в плену свое время эти герои. Жилин решил, что сможет и должен сбежать. Он рыл подкоп ночью, а днем делал для Дины кукол, которая взамен приносила еду.

Костылин же бездельничал весь день, а ночью спал. И вот настало время, когда приготовления к побегу были завершены. Офицеры вдвоем бежали. Они сильно истерли о камни ноги, и ослабевшего Костылина Жилину пришлось нести на себе. Из-за этого их и схватили. Офицеров на этот раз посадили в яму, но Дина достала палку и помогла своему другу бежать. Костылин же испугался бежать вторично и остался у горцев. Жилину удалось добраться до своих. Костылина лишь через месяц выкупили.

Как видно, Лев Николаевич Толстой показывает в своем рассказе "Кавказский пленник" храбрость и мужество Жилина и слабость, трусость и лень его товарища. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина являются противоположными, а построены на контрасте. Чтобы лучше передать свою мысль, автор использует ряд приемов. О них читайте дальше.

Анализ названия рассказа "Кавказский пленник"

Интересно проанализировать само название рассказа - "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - два героя, но название дано в единственном числе. Толстой, возможно, хотел этим показать, что истинным героем может быть лишь тот человек, который не сдается перед возникшими трудностями, а активно действует. Пассивные же люди становятся обузой для других по жизни, не стремясь ни к чему и никак не развиваясь. Автор показывает, таким образом, что не все в нашей жизни напрямую зависит от обстоятельств, и каждый человек сам творец своей судьбы.

Имена главных героев

Обратите внимание также на имена героев, которые взяты автором не случайно, что также следует отметить, составляя сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Начиная читать данное произведение, мы еще не знаем характеров главных действующих лиц, а лишь узнаем их фамилии. Но сразу же у нас возникает ощущение, что Лев Николаевич больше симпатизирует Жилину, чем Костылину. У последнего, как мы думаем, характер "хромает", а Жилин - мужчина крепкий, "жилистый", с твердым характером. Костылин же нуждается в помощи посторонних, он нерешительный, зависимый. Дальнейшие события подтверждают наши догадки. Значение этих рифмующихся фамилий совершенно разное. Так, Жилин описан как человек небольшого роста, подвижный и крепкий. Напротив, Костылин - грузный, тяжелый на подъем, пассивный. На протяжении всего произведения он только и делает, что мешает другу осуществить задуманное.

Заключение

Таким образом, эти два характера противоположны, о чем говорит описание Жилина и Костылина автором. Главное отличие двух этих офицеров в том, что один - человек работящий, деятельный, верящий, что можно найти выход из любого положения, а второй - трус, лентяй, увалень. Жилин сумел и во враждебной обстановке прижиться, что помогло этому офицеру выбраться из плена. Такой случай другого человека выбил бы из колеи, но этот офицер не таков. Он не уехал домой после окончания истории, а остался служить на Кавказе. А Костылин, еле живой, был отпущен из плена за выкуп. Толстой не сообщил, что было с ним дальше. Наверное, он не посчитал необходимым даже упомянуть о дальнейшей судьбе столь никчемного человека в своем произведении "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - разные люди, а потому и судьбы их отличаются, несмотря на одинаковые жизненные обстоятельства. Именно эту мысль Лев Толстой хотел донести до нас.

Самуил Маршак отметил, что произведение "Кавказский пленник" (Толстой) является венцом всех книг для чтения и сказал, что во всей мировой литературе нельзя отыскать более совершенный образец рассказа, маленькой повести для детского чтения. Описание Жилина и Костылина, их характеров помогает воспитанию молодого поколения, развитию личности, поскольку показывает, как следует себя вести в трудных ситуациях. Судьба Жилина и Костылина весьма поучительна.

Урок 57. Литература 5 класс.

Л.Н. Толстой. Рассказ - быль «Кавказский пленник»,

Жилин и Костылин: два характера, две судьбы

Сегодня на уроке вы будете делать сравнительный анализ главных героев рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», т.е.составлять сравнительную характеристику главных героев. Это означает, что в процессе работы с текстом вы будете наблюдать,

    какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации;

    чем руководствуются, совершая поступки;

    каковы их мысли и чувства;

    как герои относятся к окружающим и природе;

    обратите внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. Результатом вашей работы станет решение следующего проблемного вопроса:

Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет ввиду автор?

    Выводы сравнительного анализа будете фиксировать в таблице (см. ниже).

Напоминаю, что «сравнить героев» - это значит установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях это обязательное условие сравнения .

Сравнительный анализ главных героев рассказа-были Л.Н. Толстого

«Кавказский пленник» (название в тетради обязательно!)

Критерии сравнения

Жилин

Костылин

1. Портрет.

2. Речь. Монолог.

3. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношения героев.

6. Отношение к природе

Подсказки для работы.

1. В чём заключается сходство героев?

2. Какое отношение к героям возникло у читателя после прочтения их портретов? Почему?

Делаем вывод : Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа.

3. Есть ли в тексте монологи героев? Зачитайте.

О каких чертах характера героя говорит сравнение в монологе Жилина? Как характеризует Костылина отсутствие монолога?

Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское отношение к героям.

4. Понаблюдаем за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях и сравним. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?

    Жилин и Костылин в пути

    Пленение Жилина и Костылина;

  • Жизнь Жилина и Костылина в плену;

    Первый и второй побег из плена;

Анализ эпизода « Жилин и Костылин в пути ». Сравните поведение героев .

1) В чём заключалась опасность пути?
2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают?

: Сравнивая героев, автор подчёркивает, с одной стороны,__________________в поведении Костылина, который руководствуется _________________, _______________, и, с другой стороны, __________, ________________, ________________ Жилина который ведёт себя как ______________ русский офицер.

Анализ эпизода « Пленение Жилина и Костылина ». Вспомните, как герои попали в плен к татарам. Нарисуйте в воображении словесную картину или перечитайте.

Делаем вывод (поставьте на месте пропусков нужные слова, выражения, характеризующие героев; внесите их в таблицу) :

Сравнивая героев в критической ситуации, Лев Толстой подчёркивает ____________и _________ Жилина. Он восхищается Жилиным, видит в нём ___________________ офицера, умеющего постоять за свою _____________. Костылин совершает _______________ поступок – оставляет Жилина без ружья, не оказывая взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру.

Перечитайте эпизод требования выкупа . Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

Делаем общий вывод : Поступки, мотивы поступков - это необходимое средство для сравнительной характеристики героев, именно они определяют характер героев, помогают нарисовать художественный образ в полной мере, выявить авторскую позицию.

Самостоятельная работа

В каких эпизодах особенно ярко проявляется характер героев?

    В плену и в эпизодах побега.

Самостоятельно проанализируйте поведение героев в этих эпизодах рассказа:

    Жизнь Жилина и Костылина в плену (3 глава).

    Подготовка и первый побег из плена (4 -5 главы)

    Второй побег (6 глава).

Отметьте, какие черты характера героев проявились, сравните их. Просьба обратить внимание на взаимоотношения героев, их отношение к окружающим и отношение окружающих к ним.

Карточки-подсказки

Вопросы для сравнения

Жилин

Костылин

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

1.Чем герой занимался в плену?

Жилин на всякое рукоделье мастер был. …что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. Мастерит игрушечную карусель. Сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Прошла про Жилина слава, что он мастер: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Учится понимать татарский язык

Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.

По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.

Подготовка и первый побег из плена

2.Как герой готовился к побегу?

Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает.

Ни в чём участия не принимает

Первый побег, поведение героя

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит: «Мы его боимся, а он нас боится». Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать».

Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли.

Полез и Костылин под стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху» Как закричит Костылин: - Ой, больно! Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину: - Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

Второй побег. Почему Костылин отказался бежать?

Жилин и говорит:

Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.

Костылин и слышать не хочет.

Нет, - говорит, - уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?

Ну, так прощай, не поминай лихом. - Поцеловался с Костылиным.

Прошел с версту, выбился из сил - ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, - думает, - буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду». Всю ночь шел. Прошел тридцать шагов - видит: ружья блестят - казаки, солдаты. Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит: - Братцы! Братцы! Братцы! И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Прочитай выводы по сопоставлению материал в карточках-подсказках? Согласен (-а) ли ты с ними? Выпиши в тетрадь предложение, наиболее точно характеризующее героев, на твой взгляд. Занеси его в таблицу.

Итак, поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики героев.

Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя, предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. В эпизоде побега Жилин предстаёт наблюдательным человеком, понимающим природу. Терпеливо сносит трудности, несёт на себе Костылина - «не годится товарища в беде бросать». Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать. Когда Костылин отказывается, по-братски прощается с ним. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ, добрый человек. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. Умалчивает Толстой об отношении Костылина к людям – это тоже средство характеристики героя. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

Домашнее задание.

Мини-сочинение по одной из тем на выбор ученика:

1. Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

2. Согласны ли Вы с мнением, что Л.Н. Толстой хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание?

3. О чем говорят «говорящие» фамилии героев?

Конкурсный урок по литературе

(5 кл.)

по теме

«Жилин и Костылин – два разных характера,

две разные судьбы»

Цели урока:

Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;

Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Воспитывающие: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать;

Коммуникативные: обучение культуре речевого общения и этикету.

Эпиграф урока:

Сам погибай, а товарища выручай.

А. Суворов

Оборудование урока: малый информационный комплекс (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), презентация «Система образов в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», видеоролик, «Песня о друге» В. Высоцкого, экспозиция иллюстраций учащихся, распечатанные тесты.

Формы урока: работа творческих групп, работа в парах, коллективная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём!

2. Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока.

(Урок сопровождается показом слайдов на компьютере)

(1-2) Кавказ. Его теме, его образу, его пейзажу принадлежит исключительное место в русской культурной традиции. В русской поэзии - в первую очередь. Шире - в русском поэтическом сознании: еще бы! Священные для каждого имена - Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой ... Их жизнь и творчество неразрывно связаны с Кавказом.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ,-

признавался юный поручик М. Ю. Лермонтов.

Вспоминая Кавказ, Толстой говорил: … (3-7)

3. Беседа по тексту. (8-9)

Предлагается ответить на следующие вопросы:

Кто они, эти пленники?

Как Жилин попал в плен?

Кто виноват в его пленении?

О чём думал каждый из героев в плену?

Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло?

4. Проверка домашнего задания: письма Жилина и Костылина домой.

1) Анализ писем.

2) Выделение лучшего письма, которое наиболее верно характеризует того или героя.

Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии?

(Ответ – 10- ый слайд):

Жилин: он жилистый, сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и

чуждую для него жизнь. Костылин: словно на костылях, подпорках.

Почему первый побег не удался? Кто в этом виноват?

(прослушивание песни Высоцкого «Песня о друге») (10)

В. Высоцкий. Песня о друге.

Если друг оказался вдруг,

И не друг, и не враг, а так…

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его.

Пусть он в связке с тобой в одной –

Там поймёшь – кто такой.

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой,

Ты его не брани – гони:

Вверх таких не берут и тут,

Про таких не поют.

5. Работа по иллюстрациям .

Выберите цитаты, которые соответствуют той или иной иллюстрации

(работа по слайдам) . (11)

Мы не случайно вспомнили именно эти эпизоды

Расставим их в нужном порядке и запишем в виде плана рассказа. (12)

6. Тестирование по образам.

Проверим знание текста:

Работа в парах. Задания имеют тестовый вид (взаимопроверка).

Жилин.

1. Что заставило Жилина уехать с Кавказа?

А) письмо матери;

Б) телеграмма брата;

В) вызов начальства.

2. Лошадь под Жилиным была…

А) гнедая;

Б) породистая;

В) охотницкая.

3. Жилин…

А) невелик ростом, а удал;

Б) высокий, храбрый, долговязый;

В) трусливый, жалкий мужчина.

4. У Жилина из оружия было…

А) ружье;

Б) шашка;

В) пистолет.

5. Когда Жилина пленили, его поместили…

А) в сарай;

Б) в яму;

В) в тюрьму.

6. Что Жилину больше всего хотелось в сарае?

А) есть;

Б) пить;

В) освободить руки.

7. Сколько Жилин у татар за себя выкуп выпросил?

А) 500 рублей;

Б) 1000 рублей;

В) 3000 рублей.

8. Что он делал в плену?

А) старался найти контакт с татарами;

Б) рукодельничал и старался найти путь побега;

В) шил одежду.

9. Что сделал Жилин и поставил на крышу?

А) свисток;

Б) кувшин;

В) куклу.

10. Какая слава про Жилина среди татар прошла?

А) что он мастер;

Б) что он колдун,

В) что он мусульманин.

11. Что Жилин делал по ночам в сарае?

А) спал;

Б) рукодельничал;

В) копал подкоп.

12. Как Жилин узнал дорогу к русским?

А) спросил у Дины;

Б) поднялся на гору и посмотрел;

В) вычислил по карте.

Костылин.

1. Костылин…

А) худощавый, высокий мужчина;

Б) грузный, толстый , весь красный;

В) среднего роста, средней комплекции.

2. У Костылина было…

А) ружье;

Б) пистолет;

В) автомат.

3. Что сделал Костылин, когда увидел татар?

А) стал стрелять;

Б) ждал Жилина;

В) поскакал к крепости.

4. Сколько попросил выкупа за себя Костылин в письме домой?

А) 1000 монет;

Б) 3000 монет;

В) 5000 монет.

5. Что делал Костылин в сарае у татар?

А) считал дни, когда придет письмо, и спал;

Б) строил план побега;

В) рыл подкоп под сараем.

6. Кого во время побега Костылин испугался в лесу?

А) оленя;

Б) медведя;

В) кабана.

7. Почему Костылин отставал от Жилина во время побега?

А) было лень идти;

Б) задыхался от быстрой ходьбы;

В) натер ноги.

8. Почему татарин, который гнал коров, узнал про беглецов?

А) Костылин свистнул;

Б) Костылин вскрикнул;

В) Костылин выстрелил.

9. Что стало с Костылиным яме?

А) он разболелся;

Б) он расхрабрился;

В) спал сутками.

10. Что сделал Костылин, когда Жилин предложил бежать во второй раз?

А) отказался;

Б) согласился;

В) выдал план татарам.

11. Через сколько времени после побега Жилина привезли Костылина?

А) через неделю;

Б) через месяц;

В) через полгода.

12. Как Костылин освободился от татар?

А) его освободили казаки;

Б) бежал;

В) внес выкуп.

7. Сравнительная характеристика героев. Работа в творческих группах.

Теперь, когда мы осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые итоги.

Какими же предстали перед нами герои?

Работа с таблицей синонимов: составить характеристику из словосочетаний (письменно).

Жилин:

добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;

сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер;

всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;

великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).

Костылин:

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый;

способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом;

не понимает других людей, думает только о себе.

8. Работа по иллюстрациям учащихся. Самооценка.

Чей портрет передаёт реальный образ героев Л.Н. Толстого ?

9. Небольшой перерыв в уроке для разминки.

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

10. Составление вывода по уроку.

Пришло время делать выводы:

1) Задаются вопросы следующего характера:

Почему удался второй побег Жилина из плена? (13)

Жилин стал своим, пользовался некоторой свободой, смог разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала.

2) Словарная работа по статьям этимологического словаря. (13) Какое, по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина?

Как сложилась судьба Костылина?

Кто же кавказский пленник?

Видеосюжет: мнение двух старшеклассников о кавказском пленнике.

Один считает, что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав? (14)

11. Заключительное слово учителя.

Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия.

Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор.

12. Задание на дом:

(15) написать сочинение « С кем бы я пошёл в разведку?».

13. Заключительный момент урока. Рефлексия.

Спасибо за урок, ребята. Урок закончен, до свидания. А напоследок хочу вам предложить оценить урок. Какие чувства вызвал у вас он? Выберите один из листков цветика-семицветика и, уходя из класса, прикрепите его, пожалуйста, на доску.

Соболев Д.Ю. 1

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 27 им. Н.С. Лескова с углубленным изучением английского языка г. Орла

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я прочитал очень интересный рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник». В нем повествуется о войне русских с горцами.

Главными героями произведения являются Жилин и Костылин. Они были русскими солдатами, попавшими в плен к татарам. Во время нападения захватчиков Жилин кричал Костылину, чтобы тот достал ружьё, но Костылин ускакал на лошади от товарища. Это характеризует Костылина как трусливого, способного на предательство человека. Когда солдаты попали в плен, Жилин поддерживал связь с татарской девочкой Диной, которой было жалко его. Герой был к ней добр и дарил самодельные глиняные игрушки.

Жилин пытался получше узнать местность, чтобы совершить побег. Костылин в плену был не активен: только лежал и ел. Он даже не старался бежать от татар, не помогал Жилину разрабатывать план побега. Костылин думал, что их скоро выкупят из плена.

Во время первого побега пленникам не удалось сбежать, потому что их выдал крик Костылина. Из-за этого Жилину не хотелось с собой брать Костылина, но он посчитал это жестоким по отношению к человеку, попавшему так же, как и он, в беду. Я считаю, что Жилин правильно сделал, взяв с собой Костылина. В этом эпизоде автор как будто хочет сказать: «Предательство - бросать товарища в беде». Во время второго побега Жилин сбежал один, но ему помогала Дина.

Характер Костылина намного отличался от характера Жилина. Жилин был сообразителен, умён, намного твёрже характером, чем Костылин. Сама фамилия говорит об этом. Костылин боялся татар и написал письмо домой, чтобы его выкупили за очень большую сумму. Он совсем не надеялся на себя, был ленивым и даже не пытался спасти свою жизнь. Жилин не отчаивался и старался найти выход из сложной ситуации. Костылин же ничего не делал и ждал, пока его выкупят.

Различие в характерах героев повлияло на их судьбы таким образом, что Жилин оказался на свободе намного раньше, чем Костылин. Из этого следует, что Костылин был противоположностью Жилина, о чем и пытался сказать автор. Я поддерживаю Жилина, потому что он знал, что дома даже пятисот рублей нет, и мать умирает от старости, и он специально указал на письме неправильный адрес, чтобы оно не дошло. Это подчёркивает умение Жилина заботиться о близких.

Мне очень понравился рассказ Л.Толстого. он учит быть жизнелюбивым, не терять надежду, находить выход из трудного положения, а не лениться, как Костылин.

Описание презентации Жилин и Костылин- два разных характера, две по слайдам

1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник» ? «Кавказский пленник» Глава І 2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником» ? 3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. 4. В чем заключалась опасность пути?

«Кавказский пленник» Глава І 5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?

«Кавказский пленник» Глава І 6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?

«Кавказский пленник» Глава І 7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.

8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену? «Кавказский пленник» Глава І I 9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?

1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага? 2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула? 3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему? 4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный» ? Объясните причину такой разницы. 5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов? «Кавказский пленник» Глава ІІІ

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 1. Смысл фамилии Жилы -кровеносн ые сосуды, сухожилия. Костыль -палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги. Жилистый -сух ощавый, мускулистый, с выступающими жилами 2. Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 3. Место жительства героев Горный татарский аул, сарай 4. Чем питались пленные? Лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; молоко, сырные лепешки, кусок баранины Только лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, -чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“ «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» 5. Чем занимались офицеры? «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает-ил и из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

Жилин Костылин Делаем вывод Даём характеристику Жилину и Костылину. Сравнительная таблица Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели — освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.

Как прожил Жилин месяц? Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору? Что помешало ему в тот же вечер совершить побег? Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? Объясните причину колебаний Костылина перед побегом? «Кавказский пленник» Глава І V

«Жилин готовится к побегу» Составление плана рассказа по материалам III и IV глав 1. Знакомство с жизнью татарского аула. 2. Работа над подкопом. 3. Поиски дороги. 4. Путь побега — только на Север. 5. Внезапное возвращение татар. 6. Побег.

Делаем вывод Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

Делаем вывод Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.