Виктор вексельберг фаберже. Фаберже

В 2004 году в Нью-Йорке была совершена беспрецедентная сделка: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс, что обошлось Вексельбергу более чем в 100 млн долларов.

Вот что он говорит об этом он сам:
"На протяжении многих десятилетий нам говорили, что «искусство принадлежит народу». Тем временем миллионы шедевров живописи, скульптуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства покидали Россию. Многие из них становились "жемчужинами" крупнейших музеев мира, след других терялся в иностранных частных хранилищах. Никто не мог этому помешать и люди утешали себя лишь тем, что подлинное искусство принадлежит истории и культуре всего человечества. Однако в душе прекрасно понимали, что на самом деле принадлежит оно, прежде всего, своей родине, - земле, на которой оно создавалось.

Времена, к счастью, изменились. Сегодняшняя Россия больше не распродает и не раздаривает свое культурное наследие. Она учится им дорожить и беречь его. Более того, казавшиеся безвозвратно утраченными за рубежом сокровища российского искусства начинают возвращаться домой. Еще 10 лет назад я не допускал и мысли о том, что всемирно известная коллекция произведений великого российского ювелира Карла Петера Фаберже, которую на протяжении полувека по крупицам собирал американский предприниматель Малькольм Форбс, будет продаваться. И уж тем более я не мог тогда подумать, что сам выступлю ее покупателем. Тем не менее, невозможное стало возможным - крупнейшее в мире собрание работ Фаберже и, прежде всего, 9 императорских пасхальных яиц, вернулись в Россию".


Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Фаберже - "министр ювелирного искусства"

(чтобы посмотреть описание, кликните по картинке)

, "Яйца Вексельберга ко Христову дню. Кич ценою $100 млн помирит бизнес с властью"

Андрей Громов

Настойчивые напоминания власти о социальных обязательствах бизнеса начали приносить свои плоды. Высокая мораль и патриотизм теперь, похоже, становятся «неотъемлемой чертой» крупного российского бизнеса. Во всяком случае сенсационная новость с аукциона Sotheby"s, потрясшая мировой антикварный рынок, не оставляет сомнений: бизнес понял намеки власти правильно.

Итак, гражданин России Виктор Вексельберг купил "на корню" (то есть еще до аукциона) крупнейшую частную коллекцию изделий Карла Фаберже. Жемчужина коллекции, состоящей из 200 предметов, – 9 знаменитых пасхальных яиц. Сумма сделки не разглашается, но если, по оценкам специалистов, Sotheby"s намеревался выручить за нее не меньше 90 миллинов долларов, то она могла быть куплена «на корню» не меньше, чем за 100 миллионов (называют даже и 150 миллионов – учитывая кратчайшие сроки совершения сделки). Причем Вексельберг купил яйца не себе и даже не в коллекцию компании «Ренова», совладельцем которой он является («Ренове» принадлежат ТНК, «СУАЛ», а также несколько десятков более мелких активов). Купил он творения Фаберже для народа и собирается их выставлять либо в Кремле, либо в Храме Христа Спасителя.

В общем, Вексельберг показал истинный пример патриотизма и моральности, потратил деньги с умом и чувством (не то, что некоторые, которые …), то есть купил за 100 миллионов долларов водку, шубу, балалайку в одном флаконе - девять дорогостоящих матрешек, кич столетней давности, к искусству и национальному достоянию России не имеющий отношения. 100 миллионов - огромные деньги. Не будем говорить про детские дома, но даже если тратить на искусство, то и тут можно было бы сделать гораздо больше для истории и культуры России, и куда рачительней. Неподалеку от Торжка гибнут, разрушаясь на глазах, дивной красоты усадьбы Львова, который в архитектуре как Пушкин - "наше все". Через десять лет от них не останется ничего, и денег требуется сущий пустяк, но и пиар выйдет никудышный: усадьбы Львова в ХХС не выставишь.

Однако Вексельберг все рассчитал верно. Арест Ходорковского, раздающиеся повсюду (от председателя счетной палаты до митрополита Кирилла) требования установить нормы морали для бизнеса, к тому же у ТНК в последнее время возникли неурядицы с Газпромом из-за Ковыктинского газового месторождения - все эти проблемы лучше разрешить одним махом. Требовался неординарный ход, дабы показать, что Вексельберг вовсе не Абрамович или Ходорковский, а настоящий русский купец, радеющий о благе Родины. И тут неслыханная удача: семья Форбс продает свою коллекцию яиц Фаберже. Вкусы наших чиновников известны, для них золотые пасхальные яйца – высшее творение русского духа. За такую покупку простят и «уворованные у народа миллиарды», и, возможно, решат спор по Ковыкте в пользу ТНК. Газпром говорит о национальных интересах, имея в виду развитие Восточной Сибири, ТНК в ответ - тоже о национальных интересах: яйцах Фаберже. Как минимум, квиты.

Собственно, ничего удивительного. Власть требует морали – бизнес приспосабливает эти требования к своим нуждам и вкусам чиновников. ХХС тоже не в накладе. До Пасхи осталось два месяца. Яйца Вексельберга подадут вовремя.

Яйца российского бизнеса

Игорь Ильин

[...] Британский сиделец Борис Березовский посрамлен. Не подтвердились его оценки и пророчества. До сих пор он пытался внушить общественности, что он - единственный российский олигарх, у которого есть яйца, поскольку он бесстрашно вступил в неравный бой с нынешней российской властью. Правда, с недавних пор он пересмотрел свое отношение к одному из своих коллег - Михаилу Ходорковскому. В памятном полугодичной давности интервью Бориса Абрамовича газете "Коммерсант" он в Ходорковского еще не верил: "Миша ведь слабый человек. Не боец". Правда, в более позднем интервью, уже после посадки Ходорковского в СИЗО, Березовский не постеснялся признать ошибочность своей прежней оценки морально-волевых качеств Ходорковского. Но в целом по характеру публичных выступлений Бориса Абрамовича можно сделать вывод: отношения к представителям крупного российского бизнеса Березовский в общем-то не пересмотрел.

Теперь, очевидно, пересмотрит. Возвращение 9 яиц Фаберже в Россию - это Поступок с большой буквы. И российские власти, и простой народ, и даже, возможно, обычно не оставляющий без внимания столь крупные покупки глава Счетной палаты Сергей Степашин должны оценить этот шаг по достоинству. Для того чтобы показать России яйца, глава ТНК потратил сумму, соизмеримую с расходами Романа Абрамовича на приобретение футбольного клуба "Челси". [...]

Что и говорить, приятно, справедливо, назидательно, когда люди, нажившие в России огромные состояния, тратят свои личные деньги на благие дела. Возвращение культурных ценностей в Россию, безусловно, является таковым. Однако за всей этой историей угадывается какая-то едва заметная истерия. Словно речь идет не о приобретении произведений искусства, а о чем-то значительно более важном и очень личном. Покупатель готов был переплатить и в итоге переплатил за коллекцию, лишь бы она не была выставлена на открытые торги. "Все пропало! Стулья распродают по одному!" Более того, как выяснилось, глава ТНК был не единственным российским претендентом на покупку коллекции. По данным газеты "Нью-Йорк пост", Вексельберг выиграл борьбу за яйца Фаберже у другого российского бизнесмена, чье имя, правда, не называется.

А в довершении всего представитель г-на Вексельберга поспешил заверить всех, что траты для его патрона являются существенными. Нет, Вексельберг, конечно, богатый человек, но потратить сотню-другую миллионов долларов для него - не то же, что праздничную открытку купить. Кому были адресованы эти пояснения, понять трудно. Вроде бы не простому народу, которому, пока олигарх на свободе, нет дела ни до него, ни до его капиталов. Может быть, это маячок для власти. Если так, то понимать его, очевидно, надлежит следующим образом: "Мне для страны ничего не жалко, а если придете изымать, у меня почти ничего не осталось - потратился".[...]

Хорошо, что Виктор Вексельберг возвращает в Россию культурные ценности. Плохо, что жест этот напоминает прошение о помиловании. Плохо, что весь российский крупный бизнес пошел по этому пути. Плохо, что Владимир Потанин больше никогда не поставит российскому президенту ультиматум, если вдруг его опять, как уже случалось, будут вынуждать доплатить в бюджет сотни миллионов долларов за приватизацию какого-нибудь комбината в начале 90-х.

У российских олигархов есть яйца. Это яйца Фаберже. Одни на всех. За них президент Владимир Путин и держит весь крупный российский бизнес. Жестко, как в дзюдо.

Виктор Вексельберг накупил изделий Фаберже

Пришли за яйцами

[...] Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал. Даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. [...]

Сумма велика ["Газета", 06.02.2004: "Эксперты, близкие к Sotheby"s, утверждают, что стоимость сделки составила сто двадцать восемь миллионов долларов." - прим. К.Ру] , но перестает казаться чрезмерной, если учесть, например, что самое знаменитое и дорогое яйцо из коллекции, "Коронационное", подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1897 году, с золотой скорлупой-гильоше и крохотной золотой каретой внутри, в аукционном каталоге было предварительно оценено в $18-24 млн. А ведь есть еще и самое первое императорское яйцо, простенькое, с курочкой внутри, которое Александр III заказал у Фаберже в 1885 году, с эстимейтом $3-4 млн, потом немного эклектичное "Ренессансное" (1894 год, $5-7 млн), скромное яйцо с розой (1895 год, $3-4 млн), потом еще "Ландышевое" (1898 год, $12-18 млн), "К 15-й годовщине коронации" (1911 год, $10-15 млн), "Померанцевое дерево", увешанное розовыми бриллиантами (1911 год, $10-15 млн), барочное "Кукушка", которое Николай II подарил матери (1900 год, $5-7 млн), и яйцо с орденом святого Георгия - единственное покинувшее Россию в руках владельца (императрица Мария Федоровна увезла его в Данию; 1916 год, $4-6 млн). Плюс еще 190 ювелирных изделий, в том числе и весьма дорогостоящих.

Согласно последнему рейтингу журнала Forbes (март прошлого года), Виктор Вексельберг занимает 147-е место в списке самых богатых людей мира. Журнал оценивает личное состояние председателя совета директоров алюминиевого "СУАЛ-холдинга" и директора по производству нефтяной компании ТНК-BP в $2,5 млрд. Его основу составляет неразглашаемая доля (по неофициальной информации, около 70%) господина Вексельберга в консорциуме Access/Renova, который, в свою очередь, является основным акционером Сибирско-Уральской алюминиевой компании и совладельцем 50% ТНК-BP (в партнерстве с "Альфа-групп" предпринимателя Михаила Фридмана). ТНК-BP была создана в прошлом году в результате российских нефтяных активов "Альфы" и Access/Renova (AAR), с одной стороны, и британской BP - с другой. Доход AAR от этой сделки составил $7,7 млрд. Кроме того, господин Вексельберг участвует в ряде не столь крупных бизнесов. Среди них ИК "Совлинк", контролирующая ряд химических предприятий, угольные разрезы в Казахстане, и компания "Комплексные энергетические системы", которая сейчас занимается скупкой бумаг региональных энергокомпаний. [...]

"Задавать вопросы о том, с российских или зарубежных счетов производилась оплата, это все равно что спрашивать женщину, какой фирмы прокладки она предпочитает"

Храните яйца в Кремле

[...] Андрей Шторх, директор по стратегическому планированию ЗАО "Ренова", руководитель проекта фонда "Связь времен" по возвращению коллекции Фаберже в Россию.

[...] Заявил, что главной целью покупки стало желание вернуть коллекцию на Родину и "обеспечить к ней максимально широкий доступ граждан России". Шторх также отметил, что решение о сделке Виктор Вексельберг принимал самостоятельно, без участия государства, но "в интересах страны". "Это не первый жест Вексельберга подобного рода, - напомнил Шторх. - Несколько лет назад он уже привозил и выставлял в Государственной Третьяковской галерее коллекцию картин, которая позднее была передана музею". На вопрос ГАЗЕТЫ, где зарегистрирован некоммерческий фонд "Связь времен", Шторх предпочел не отвечать. Он лишь пояснил, что фонд создавался специально под эту сделку и теперь будет заниматься транспортировкой и хранением коллекции. «Задавать вопросы о том, с российских или зарубежных счетов производилась оплата, это все равно что спрашивать женщину, какой фирмы прокладки она предпочитает», - сказал Шторх.[...]

Яйцо "Апельсиновое дерево". Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II его матери Вдове Императрице Марии Феодоровне в 1911 на Пасху. Общий вид. Предварительная стоимость на аукционе: $10,000,000-15,000,000.

Музей Фаберже Виктора Вексельберга

В Петербурге открылся частный Музей Фаберже Виктора Вексельберга, посвященный прикладному искусству 18-19 веков.
Музей открылся в Шуваловском дворце, на реставрацию которого у фонда «Связь времен» ушло более 10 лет.

"Для меня сегодняшний день - это праздник. Праздник, потому что проект начался не вчера и не позавчера, а замысливался более 10 лет назад. Тот, кто видел в то время Шуваловский, а изначально он назывался Нарышкинский дворец, наверное бы ужаснулся. Представить себе, что здесь может разместиться музей, было невозможно. Только на реставрационные работы и укрепление здания мы потратили 5 лет,за каждый рисунок, каждую линию шла борьба.
Интерьеры Шуваловского дворца - неразрывная, неотъемлемая часть всего Музея Фаберже. Коллекция вписалась очень гармонично».

Виктор Вексельберг, меценат, президент фонда «Сколково», председатель совета директоров группы компаний «Ренова»

Интересная история здания: первоначально дом строился для семьи Воронцовых, но в XIX веке он перешел во владении Нарышкиных. После свадьбы С. Л. Нарышкиной и графа П.П. Шувалова, дом был передан супругам и стал называться «Шуваловским».
После революции 17 года дом использовался для нужд различных общественных организаций. Сначала там разместился музей, в котором демонстрировались вещи дворянского быта, потом во дворце располагался Дом печати, Дом дружбы народов и прочие организации.
Пока уникальное здание переходило из рук в руки, оно успело изрядно поизноситься и разрушиться. В 2006 году дворец был выкуплен фондом под руководством В. Вексельберга.















Коллекция создавалась более 10 лет и продолжает пополняться до сих пор. Всего в ней насчитывается около 4000 произведений, включая живопись, фарфор и изделия из бронзы.












Центральной частью экспозиции являются, конечно, произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже. Вексельберг приобрел их в 2004 году у наследников американского газетного магнтата Малкольма Форбса. Коллекцию планировали продавать на аукционе по частям, но ее удалось спасти от распыления по всему миру.

В синем зале дворца представлены 9 императорских пасхальных яиц. среди которых есть даже первое яйцо, изготовленное Фаберже по заказу императора Александра III для его супруги Марии Федоровны в 1885 году. А также любимое яйцо императрицы Александра Федоровны под названием «Ландыши»: из глубины по очереди выдвигаются три портрета Николая II и дочерей Ольги и Татьяны.
Коллекция музея - не самая большая по количеству экспонатов работы Фаберже, но по своему разнообразию, отмечают эксперты, одна из лучших в мире.





Среди других исторических пасхальных подарков в коллекции есть яйца работы Фаберже для герцогини Мальборо, золотопромышленницы Кельх, миниатюрная конфетница в вице яйца, принадлжеавшая когда-то греческому королю Георгу I, а также, например, золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского - брата императрицы Марии Федоровны.























Также в экспозиции можно увидеть изделия из серебра и эмали, предметы обихода и интерьера 18-19 и начала 20 веков. Выставочный, рыцарский и другие залы дворца украшают полотна Айвазовского, Коровина, Маковского, Брюллова, Ренуара. А кабинет князя Шувалова, именуемый Готическим залом, превратился в собрание икон и коллекцию церковной утвари.









В Петербурге открылся частный Музей Фаберже Виктора Вексельберга, посвященный прикладному искусству 18-19 веков.


Музей открылся в Шуваловском дворце, на реставрацию которого у фонда «Связь времен» ушло более 10 лет.

"Для меня сегодняшний день - это праздник. Праздник, потому что проект начался не вчера и не позавчера, а замысливался более 10 лет назад. Тот, кто видел в то время Шуваловский, а изначально он назывался Нарышкинский дворец, наверное бы ужаснулся. Представить себе, что здесь может разместиться музей, было невозможно. Только на реставрационные работы и укрепление здания мы потратили 5 лет,за каждый рисунок, каждую линию шла борьба.
Интерьеры Шуваловского дворца - неразрывная, неотъемлемая часть всего Музея Фаберже. Коллекция вписалась очень гармонично».

Виктор Вексельберг, меценат, президент фонда «Сколково», председатель совета директоров группы компаний «Ренова»

Интересная история здания: первоначально дом строился для семьи Воронцовых, но в XIX веке он перешел во владении Нарышкиных. После свадьбы С. Л. Нарышкиной и графа П.П. Шувалова, дом был передан супругам и стал называться «Шуваловским».
После революции 17 года дом использовался для нужд различных общественных организаций. Сначала там разместился музей, в котором демонстрировались вещи дворянского быта, потом во дворце располагался Дом печати, Дом дружбы народов и прочие организации.
Пока уникальное здание переходило из рук в руки, оно успело изрядно поизноситься и разрушиться. В 2006 году дворец был выкуплен фондом под руководством В. Вексельберга.















Коллекция создавалась более 10 лет и продолжает пополняться до сих пор. Всего в ней насчитывается около 4000 произведений, включая живопись, фарфор и изделия из бронзы.












Центральной частью экспозиции являются, конечно, произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже. Вексельберг приобрел их в 2004 году у наследников американского газетного магнтата Малкольма Форбса. Коллекцию планировали продавать на аукционе по частям, но ее удалось спасти от распыления по всему миру.

В синем зале дворца представлены 9 императорских пасхальных яиц. среди которых есть даже первое яйцо, изготовленное Фаберже по заказу императора Александра III для его супруги Марии Федоровны в 1885 году. А также любимое яйцо императрицы Александра Федоровны под названием «Ландыши»: из глубины по очереди выдвигаются три портрета Николая II и дочерей Ольги и Татьяны.
Коллекция музея - не самая большая по количеству экспонатов работы Фаберже, но по своему разнообразию, отмечают эксперты, одна из лучших в мире.





Среди других исторических пасхальных подарков в коллекции есть яйца работы Фаберже для герцогини Мальборо, золотопромышленницы Кельх, миниатюрная конфетница в вице яйца, принадлжеавшая когда-то греческому королю Георгу I, а также, например, золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского - брата императрицы Марии Федоровны.























Также в экспозиции можно увидеть изделия из серебра и эмали, предметы обихода и интерьера 18-19 и начала 20 веков. Выставочный, рыцарский и другие залы дворца украшают полотна Айвазовского, Коровина, Маковского, Брюллова, Ренуара. А кабинет князя Шувалова, именуемый Готическим залом, превратился в собрание икон и коллекцию церковной утвари.









Фаберже является и сегодня, пожалуй, одним из самых известных ювелирных брендов. А всё благодаря драгоценным яйцам, которые выпускались этим ювелирным домом для российской императорской семьи. Сегодня эти произведения искусства являются огромной редкостью, овеяны тайнами, а их стоимость доходит до десятков миллионов долларов. В нашем обзоре малоизвестные факты о самых известных в мире яйцах.

1. Первое яйцо было сделано в 1885 году по заказу Александра III

Традиция разрисовывать пасхальные яйца существовала в России издревле. Следовала ей и императорская семья. Но в 1885 году царь Александр III, сам того не подозревая, традицию эту несколько трансформировал. Решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, он сделал ей особый подарок – яйцо с секретом.


Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в полнейший восторг.

2. У первого яйца был прототип

Вообще-то Фаберже не сам придумал эту пасхальную матрёшку. По задумке Александра III, пасхальное яйцо с секретом должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня.

Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции (ранее - в художественной галерее «Зелёные своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

3. Во всех яйцах Фаберже есть сюрприз

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, сделавший яйцо, моментально превратился в придворного ювелира и получил пожизненный заказ. Он должен был изготавливать по яйцу ежегодно. Условие было только одно – яйцо должно содержать какой-то сюрприз. То, что оно должно быть сделано в единственном экземпляре, даже не обсуждалось.

С тех пор Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо. Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который в пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.


В каждом яйце Фаберже было спрятано крошечное чудо: миниатюрная копия королевской короны, рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая мини-копия дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и т.д..

4. Большевики недооценили яйца Фаберже и тем самым спасли их


После Октябрьского переворота большевики пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства» распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу.

В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.

Впрочем, именно благодаря этой нелестной для создателя ювелирных шедевров оценке, яйца Фаберже были спасены от переплавки.


Таким образом сохранилось одно из самых невероятных творений Фаберже - яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической - когда её снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.

5. Судьба нескольких яиц неизвестна

Всего для Российского императорского двора Фаберже изготовил 52 яйца, 19 других были выполнены по заказам частных лиц. После революции 1917 года многие были утеряны. До наших дней дошли 62 яйца, из них 10 изделий находятся в коллекции Кремля, часть принадлежит ювелирному дому Fabergé, остальные – в музеях и частных коллекциях.

О нахождении нескольких императорских яиц доподлинно неизвестно. Например, тайной овеяна судьба яйца-несессер, созданного в мастерской Фаберже в 1889 году.


В последний раз это яйцо якобы видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году. По слухам оно было продано неизвестному за $1250.

6. Одно из императорских яиц купил скупщик лома драгметаллов за 8000 фунтов

Одно из утерянных императорских пасхальных яиц было найдено совершенно удивительным образом. Это яйцо, принадлежавшее императрице Марии Федоровне, а затем бесследно пропавшее более чем на 90 лет, было приобретено на блошином рынке в США скупщиком драгоценного лома.

Последний раз это изделие Фаберже видели в 1922 году в Москве. Яйцо, изготовленное из золота и украшенное бриллиантами и сапфирами, высотой 8,2 см, было конфисковано большевиками. Дальнейшая его судьба долгое время оставалась неизвестной, пока в 1964 году уникальное произведение ювелирного искусства не пошло с молотка на нью-йоркском аукционе под названием «золотые часы в форме яйца» – за 2 450 долларов.


Американец, купивший золотое яйцо за 8 тысяч фунтов ($ 14 000) не мог знать его истинной ценности. В течение нескольких лет он пытался продать яйцо, храня его у себя на кухне. Устав от безуспешных попыток, он попытался что-то выяснить про изготовителя и набрал в поисковой системе выгравированное на встроенных часах имя. Так он наткнулся на статью Кирана Маккарти, директора королевского ювелирного дома «Вартски» (Wartski). Он позвонил Маккарти, а затем приехал в Лондон с фотографиями своей покупки.

Эксперт сразу узнал на них одно из яиц, созданных известным ювелиром для членов российской императорской семьи.

«Наверно, схожие чувства испытал Индиана Джонс, когда он нашел потерянный ковчег», – так описал свои эмоциижурналистам глава ювелирного дома.

7. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже

В коллекции британской королевской семьи есть три императорских пасхальных яйца Фаберже: «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика». Цветочная корзинка – самый известный шедевр в этой тройке. Миниатюрный букетик цветов невероятно реалистичен!


Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.