Смысл сказки про золотое яйцо. Сказка о Курочке Рябе

«Курочка Ряба» пожалуй самая короткая и простая сказка для малышей. Она является первой из мира сказочных историй, с которыми начинают знакомить родители свое дитя.

Расшифровка сказок — творческий процесс и каждый может увидеть свой смысл.

Я даю свое видение значений символов той или иной истории. И вот как я вижу сказку о курочке Рябе.

Это сказка о возможностях в жизни.

Для нас постоянно открываются окна новых возможностей, новые пути и направления, даются те или иные шансы. Если мы не успеваем или не хотим, а может просто не видим их, то мы пропускаем предоставленные нам подарки судьбы. А порою мы не готовы полностью использовать весь потенциал предоставляемого и плачем над пропущенной возможностью, упущенным шансом.

Но это не значит, что их больше не будет. Надежда есть всегда, что в будущем обязательно откроется новое окно возможностей – это как электрички в метро, не успел войти, позже придет еще одна. Правда последующие шансы, возможно будут менее привлекательными, но зато по силам для того уровня развития, где находится человек в данный момент.

В сказке про курочку Рябу описывается замечательный шанс в виде великолепного подарка судьбы – золотое яйцо, но ни дед ни баба,то есть сам человек, не смогли им воспользоваться – не разбили, хотя и пытались.

Естественно, человек расстроен, что пропустил такую шикарную возможность, но есть и утешение в виде слов курочки о том, что обязательно появится новая, правда не такая шикарная как раньше (яйцо простое).

Бери пока дают;)

В английском языке есть такое выражение golden opportunity, которое дословно переводится как «золотая возможность». Ну чем не золотое яйцо возможностей из Курочки Рябы?

А как вам такой необычный вариант этой сказки?

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.

Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут?

Старики начали пересказывать:

-Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.

Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?

Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

А это официальная версия расшифровки данной сказки:

Курочка снесла старикам в дар золотое яичко. Его случайно разбила мышка.

Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли?
Дело в том, что они плачут не из-за того, что оно разбилось, а потому что яйцо оказалось пустым.
Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения.
Вообще издревле существует сакральный смысл в битье и поедании яиц — не случайно есть такой обычай — на Пасху бить и есть яйца (хотя обряд битья, возможно, связан еще и со смертью Кащея, т.е. зла). В любом случае — яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен.
Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое» , т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плач, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.

Смысл сказки

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».
Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость , которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.
Простое яичко — это простая информация . Т.е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»… и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.

Особенности апокалипсической символики сказки «Курочка Ряба» и ее связь с современным массовым искусством

Жанр: научное эссе.

"Курочка Ряба" - один из базовых человеческих сюжетов - «Апокалипсис и избавление от него», который получил широкое распространение в культуре, а особенно в кинематографическом искусстве конца ХХ - начала ХХІ века. Тут стоит упомянуть такие голливудские блокбастеры как «Армаггедон», «День Независимости», «Послезавтра», «Война миров», «День, когда Земля остановилась».

Анализ психолого-педагогических источников показал, что "Курочка Ряба" - популярная сказка, пик интереса к которой приходится на ранний дошкольный возраст, и резко уменьшается в среднем школьном возрасте. Опытные наблюдения показывают, что сказка вызывает яркий эмоциональный отклик - ребенок, слушая ее, активно сопереживает приключениям героев, огорчается и радуется вместе с ними.

Проанализировав сказку с точки зрения формальной и житейской логики, мы пришли к заключению, что она нарушена. Проведенное нами тестирование по опроснику KR дало следующие результаты: в случае получения от курицы золотого яйца - 52% респондентов его продадут (что соответствует статистическим данным о населении, проживающем за чертой бедности); 38 % - оценят у ювелира; 10 % - оставят как семейную реликвию. Желание бить золотое яйцо выявлено у 0 % исследуемых.

Таким образом, можно заметить, что поведение Деда и Бабы в сказке нелогично, иррационально и вызвано эмоциональным аффектом, истеричеcким поведением.

Далее в сказке появляется Мышь, которая своим хвостом легко разбивает золотое яйцо. Как именно она это сделала - этот вопрос не входит в задачи нашего исследования. Нас интересует другой вопрос: почему разбитое золотое яйцо вызывает у Деда и Бабы слезы? Ведь, судя по вышеизложенному, именно такого результата они стремились добиться.

Сказка благополучно завершается обещанием курочки Рябы снести простое яйцо. Данное обещание вызывает яркие положительные эмоции у Деда и Бабы, в то время как контент-анализ народных сказок и шкал ценностных предпочтений современных людей показывает, что куриное яйцо не является, и никогда не являлось, особо ценным продуктом питания.

Таким образом, нами была выдвинута гипотеза, что сказка "Курочка Ряба" несет некий сакральный философский смысл, зашифрованный в древних символах.

Главные герои сказки - Дед и Баба - человечество в миниатюре, мужчина и женщина в платоновском возрасте «на пороге мира идей».

Яйцо, снесенное курочкой Рябой, представляет собой древнейший символ вечной жизни, известный нам от языческих времен до позднехристианских, что нашло выражение, например - в традиционных и современных пасхальных ритуалах.

Золото - в противовес яйцу - символ смерти. Золото издревне выкапывали из земли, туда же уходили мертвые. Все сказочные персонажи - Кощей, который «над златом чахнет», Златовласка - не живые люди, а мертвецы, пришедшие в мир людей.

Таким образом, получается, что золотое яйцо - это символ смерти, символ Апокалипсиса. Поэтому нам становятся понятны эмоциональные попытки деда и бабы разбить и уничтожить его.

Герой сказки, которому удалось справиться с этой задачей - Мышь. Она с легкостью уничтожает опасный для человечества символ.

Проанализировав народные сказки, былины и сказания, мы пришли к выводу, что Мышь представляет собой опасный символ неопределенности и случайности. Самые сильные страхи человека связаны со смертью и неопределенностью. Мышь - символ непостоянства судьбы, непредсказуемый игрок на поле живых и мертвых. Герои многих народных сказок находили выход из самых сложных ситуаций или, наоборот, неожиданно теряли все преимущества в зависимости от их способности вызвать расположение или недовольство Мыши. Один из ярких примеров - сказка «Морозко», где вовремя накормленная главной героиней Мышь (отдала последний кусочек хлеба!) помогает ей выиграть опасную игру в прятки с Медведем и, в итоге, получить богатое приданное от Морозко.

Таким образом, финал сказки "Курочка Ряба" - это уничтоженный призрак Апокалипсиса, шанс на жизнь и бессмертие человечества.

Анна Брыль

Мечты молодости

Жанр: психологическая новелла.

Жили-были Дед и Баба, тянули от пенсии до пенсии. Хорошо что огородик свой и курочка Ряба, можно жить и детям с внуками-правнуками овощами и яйцами свежими помогать.

Ряба - курочка-несушка, когда еще цыпленочком была, слыхала от своей мамы Рябы, а та - от своей - чудную историю о том, как Дед с Бабой были молодыми красивыми парнем и девушкой. И когда поженились, любили друг с дружкой мечтами своими делиться.

Снесла бы нам курица Ряба золотое яичко - отправилась бы я в кругосветное путешествие на большом белом пароходе, - мечтала молодая жена, - страсть как хочу своими глазами увидеть Ниагарский водопад и пингвинов в Антарктиде!

А я бы, - говорил дед, - поехал бы в большой город на телевидение, учиться на телеведущего, чтобы каждую неделю людям из телевизора про жизнь что-то интересное и смешное рассказывать. Меня ж завсегда люди послушать любят.

Но никто из многочисленных кур Ряб не смог снести золотое яичко. Одна Ряба несла на редкость крупные, другая умудрялась нести яйца с двумя желтками, а золотое - никто и никогда.

Шло время, молодые стали Дедом с Бабой, о мечтах молодости вспоминали все реже, пока однажды утром курочка Ряба не снесла-таки яичко из чистого золота. Увидели чудо такое Дед с Бабой. Яйцо! Золотое! Настоящее! Крупное!

Дед, так может продадим - и в кругосветку?

А я - в телевизор?

Да ты на себя в зеркало давно смотрел? А в паспорт?

Ага! А ты тоже хороша - тебя ж на пароход не посадят! Развалишься по дороге в Антарктиду! Забыла что ли - давление у тебя шалит, и вообще - возраст.

Ой, дед, ну давай хоть в Турцию съездим! Или в Египет. Там пирамиды, тоже интересно.

Старые мы по Турциям-Египтам разъезжать, огородом заниматься надо, правнуками. В поликлинике опять же очередь на бесплатные таблетки от гипертонии скоро подойдет… пропустим…

Да…можем пропустить… И соседкам прям не знаю, как рассказать… Сбрендила на старости лет - скажут, осуждать будут… Но может съездим все-же хоть куда, потихоньку?

Не надо нам это баловство. Я в город на телестудию не поеду, чтобы меня люди старым дурнем не обозвали. Старость - она ж не радость! Эх!… И вообще, надо это яйцо уничтожить, только всю душу взбаламутило!

И Дед принялся со всей дури бить по яйцу разными тяжелыми предметами. Бабка сначала пыталась его урезонить, а потом и сама в раж вошла, схватила кувалду потяжелее и давай лупить. Только не знали они, что мечты юности уничтожить нельзя, они навсегда поселяются не только в памяти, но и в сердце.

Когда уж совсем умаялись Дед с Бабой, тут откуда ни возьмись Мышка прибежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Потому что ничего на свете нет более хрупкого и уязвимого, чем наши заветные мечты.

И тут, как поняли, что произошло - заплакали Дед с Бабой - уже точно не будет ни пингвинов с водопадом, ни деда на телеэкране.

Но тут курочка Ряба вовремя подсуетилась:

Не плачь, Дед, не плачь, Баба, я вам снесу яичко, не золотое, а простое.

Вот это дело! - утирая слезы, сказала Бабка, - скоро правнука приведут, я ему гоголь-моголь свеженький приготовлю.

Вот и хорошо. А я пока пойду в домино с соседом поиграю.

А в это время Внучка, которая вела к Деду и Бабе правнука, думала о том, что если бы курочка Ряба когда-нибудь снесла бы золотое яйцо, она бы бросила опостылевшую офисную работу и поехала бы в Лондон учиться на дизайнера одежды у Стеллы Маккартни.

Элина Стукас

Предсмертная записка Кощея Бессмертного

Жанр: мемуары.

Если вы читаете это письмо - значит, меня уже нет.

Я поведаю вам свою историю о великой любви, безразмерной жадности, неумолимой жестокости и справедливом наказании.

Когда-то, давным-давно, я был молод и полон сил. Я был горяч и свеж. И казалось, что весь мир будет моим, стоит лишь этого захотеть. А я этого хотел.

Я был молодым бравым солдатом. Шёл как-то раз я по лесу и встретил старую ведьму. А она мне рассказала, что в гуще леса стоит старое сухое дерево, которое внутри пустое. А на самом его верху находится дупло. Когда спускаешься до самого низа, там начинается большой подземный ход, в нём горит больше сотни ламп. Есть там три двери. В первой комнате находится большой сундук, доверху набитый медными монетами, а на нём сидит собака. Каждый глаз которой величиной с чайную чашку. Во второй комнате - сундук с серебром, а на нём сидит собака с глазами как мельничные колёса. В третей комнате сидит собака на сундуке с золотом. Но глаза у неё - каждый с круглую башню. А чтобы усмирить собак, дала мне старая ведьма свой волшебный синий передник. Нужно было собаку посадить на этот передник, и тогда она повиновалась. Я мог взять золота столько, сколько мог унести. Взамен ведьма попросила лишь старое огниво, которое её бабка когда-то давно обронила в той пещере.

Я тогда был молод и не осторожен, а потому легко согласился на авантюру старой ведьмы. Обвязала она меня верёвкой, чтобы потом из пещеры вытянуть, и отправился я в тайник за золотом. Ни в чём меня ведьма не обманула. Набрал я полные карманы золота и огниво прихватил. Тогда ведьма меня из тайника за верёвку и вытащила. И вот стою я на земле перед ведьмой с карманами набитыми золотом и огниво в руке сжимаю. И как-то оно мне так приглянулось. Почувствовал я в нём какую-то таинственную силу, власть и красоту. А в голове мысли крутятся «Моя прелесть! Я тебя никому не отдам!!». Не смог расстаться я с огнивом - отрубил старой ведьме голову. Вытер с сабли кровь о листву куста и пошёл прочь, стараясь ни о чём не думать. И лишь огниво прижимал к груди, приговаривая «Моя Прелесть!».

Огниво таки оказалось не простым. Стоило лишь раз чиркнуть огнивом - предо мною появлялась собака из первой комнаты подземелья с глазами как чайные чашки. Два раза чиркнёшь огнивом - собака с глазами как мельничные колёса из второй комнаты тут же подле меня. Три раза чиркнёшь огнивом - и вот предо мной собака из третей комнаты с глазами как круглые башни. Собаки верны хозяину огнива и выполняют все его прихоти. Получив волшебное огниво получил я и деньги, и власть, и авторитет.

Но всего этого мне было мало. Как-то раз увидел я проезжавшую по дороге карету, в которой сидела Принцесса, и возжелал я её всем сердцем. И, не долго думая, той же ночью приказал своим псам найти Принцессу и спящей её привезти ко мне. Собаки исполнили приказ. Увидев Принцессу спящей, почувствовал я, что не смогу её больше никогда забыть. И стал я каждую ночь требовать от собак, чтобы те на спине привозили ко мне Принцессу.

Но Король с Королевой узнали о том, что псы похищают принцессу для меня. Схватили меня подчинённые Короля и Королевы, а на следующий день назначили казнь.

Вот наступил день казни, и, стоя на эшафоте, понял я, что во мне умерла последняя жалось к людям, ярость обуяла моё сердце. И решился я на отчаянное - при помощи огнива вызвал всех трёх собак и приказал им убить Короля и Королеву, присутствовавших на казни. Когда собаки разрывали на части тела Короля и Королевы, заливая всё вокруг горячей кровью, я смотрел в дощатый пол эшафота, поглаживая пальцами огниво и приговаривая «Моя прелесть!».

Затем я провозгласил себя королём и женился на Принцессе. И никто со мной не смел спорить, ведь у меня было волшебное огниво и три верные мне собаки.

Не простила Принцесса мне моей жестокости и возненавидела меня. И, пока я упивался безразмерным богатством и властью, подготовила план мести. Однажды, когда я в который раз требовал от неё исполнения супружеского долга, произнесла она страшное проклятье, что быть мне скелетом бессмертным до тех пор, пока в далёкой глухой деревушке у Деда с Бабкой курочка Ряба не снесёт золотое яйцо. В яйце будет смерть моя. И лишь когда Мышка-норушка вильнув хвостиком разобьёт яйцо стану я свободен от проклятья.

Тотчас же превратился я в скелет и в ужасе бежал из замка. Не зная, где скрыться, я вернулся в подземелье, в котором три комнаты и три сундука с несметными богатствами. Так я чах над золотом много веков, ожидая искупления своей вины.

Но и сама Принцесса поплатилась за страшное проклятье. Ненависть и злоба, переполнившие её, превратили Принцессу в Бабу-Ягу с костяной ногой. Вскоре ей тоже пришлось бежать из замка в лесную глушь, чтобы остаться жить среди зыбучих болот в избушке на курьих ножках.

День за днём, месяц за месяцем, год за годом, век за веком сидел я на сундуке с золотом, поглаживая огниво пальцами да приговаривая «Моя Прелесть!» и ожидая часа искупления.

И, раз вы сейчас читаете это письмо, то этот заветный час наступил.

А на последок я хочу написать вот что: я ненавижу «Мою Прелесть!», волшебное огниво, и, да, всё-таки я любил Принцессу, даже когда она стала Бабой-ягой.

Я думаю, что нет человека, не знающего сказку «Курочка Ряба». А вот задумывались ли вы о ее смысле, а если задумывались, то поняли ли? Лично для меня эта сказка всегда была загадкой и я считала ее практически бесполезной и не интересной.

Но как-то случайно я набрела на статью, в которой объяснялся смысл сказки, и я задумалась. Потом я решила почитать еще и нашла несколько объяснений сказки, но до конца понять некоторые я не смогла. Слишком уж там глубокие философские рассуждения.

Поэтому остановлюсь на более понятных смыслах, а вы выберете себе тот, который вам ближе.

Мнение №1

«Снесла Курочка яичко», но не в том смысле, что породила на свет, а в том, что у бабы с дедом была заначка в виде золотого яйца, а курочка по простоте своей душевной и глупости решила помочь им избавиться от ненужного предмета и «снесла» его в скупку или продала, а принесла взамен деньги, явно меньше, чем их должно было быть.

«Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила».
А кто сказал, что они били яйцо? Они били курочку, учили ее уму-разуму, а «не разбила» имеется в виду «не раз била» или «не раз бил»

А в это время у скупщиков, которые нажились на наивности курочки, мышка разбивает яйцо, т.е. приводит его стоимость к стоимости лома и тем самым наказывает их. Таким образом, справедливость восторжествовала - это и есть смысл сказки.

А плачут дед и баба, потому что поняли, что их любимая курочка глупая. А она опять же по своей глупости и простоте говорит им, чтобы они не плакали, ведь она снесет им яичко другое, простое, т.е. прокормит их.

Мнение №2

Золотое яйцо олицетворяет богатство и достаток. Дед с бабой его били-били, но не разбили, т.е. они проживали богатство, что им кажется нормальным и естественным. Но мышка хвостиком махнула случайно и оно разбилось - они его потеряли, увидели его разбитым.

Конечно они расстроились и плачут, но курочка оказалась мудрее их и говорит «Не плачьте, я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое», т.е. не золотое, которое олицетворяет нестабильность нашей жизни, а простое, которое точно прокормит.

Мнение №3

Дед и баба - зрелые, опытные, мудрые люди, а курочка - это наша культура и современные технологии. Культура постоянно развивается и вносит в нашу жизнь что-то новое, нам не понятное, т.е. в данном случае золотое яичко.

Но человечество не знает, что с этим делать и где применить, потому что уровень его интеллектуального развития ниже, чем уровень развития технологий. Вот баба с делом и пытались разбить золотое яйцо как простое, но ничего не получилось.

Поэтому яичко оказалось не востребованным, а мышка без труда смогла разбить это достижение культуры, а дед с бабой расстроились, осознав потерю. А курочка Ряба поняла, что народ не готов к пониманию нововведений и решила, что нужно оставаться на прежнем уровне.

Мнение № 5 - мое

Пока писала топик, аж голова разболелась, такого напряга мой мозг давно не испытывал. Надеюсь, что я старалась не зря, и смогла открыть для вас что-то новое и интересное.

Я так глубоко копать не умею, поэтому мое мнение такое: дед с бабой живут вместе давно и у них обыденная жизнь, в которой все каждый день одинаковое уже много лет, нового ничего не происходит. И тут курочка снесла им необычное яичко и они его автоматически начали бить, как делали не один год, но оно не разбилось.

И тогда они поверили в чудо, что их жизнь станет необычной, но мышка разрушила их мечту всего лишь одним взмахом хвостика, вот они и плакали. Ряба не могла понять их чувств и решила, что они расстроились именно из-за разбитого золотого яйца, вот и сказала что снесет им обычное, с которым не будет хлопот.

А как вы считаете, чему нас учит эта сказка? Или вы согласны с каким-то озвученным мнением?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Посвящается проф. Т. В. Черниговской, пробудившей эти мысли.

«Сказку о курочке Рябе» обычно читают в раннем детстве, воспринимая ее просто и непосредственно как забавную историю. Понятно, что в таком возрасте иначе ее воспринять трудно. Повзрослев, мы перестаем задумываться о том, что читали когда-то в детстве. Кажется, что все это уже познано и осталось давно в прошлом.
Если же задуматься, сказка эта поначалу кажется, по меньшей мере, странной, почти абсурдной. Лишь после раздумий над каждой строчкой, попыток связать их в одно целое, приходит понимание. Вырисовывается внутренняя, неброская гармоничность, присущая народному творчеству. Становится понятным, что через века дошли лишь самые ключевые, узловые моменты, позволяющие постепенно, строчка за строчкой, как бы распутывая клубок, добраться до смысла, заложенного в сказку.
Попробуем же так, размышляя над внешне безыскусными строчками этой сказки, проникнуть глубже - к ее смыслу.

«Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое».

Исходя из утверждения о том, что яичко было золотым, можно сделать два вывода:
- либо оно действительно, в той или иной степени, включало в свой состав золото,
- либо оно было таковым только по видимости, то есть, представлялось деду с бабой золотым, было, как золотое.
Если яичко включало в свой состав золото, то возможны несколько вариантов: яичко могло быть позолоченным, могло иметь только золотую скорлупу, могло быть целиком из золота.
Но вполне возможно, что яичко совсем не содержало золота, а, например, имело золотистый цвет из-за особенностей окраски, структуры скорлупы.

«Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила».

Почему деду с бабой не удалось разбить, можно объяснить следующим: либо яичко было слишком крепким, либо у деда с бабой было мало сил. Возможно, было вместе и то, и другое.
Зачем же деду с бабой понадобилось разбивать яичко? Если бы они решили, что яичко целиком из золота, то такое действие было бы бессмысленным. В крайнем случае, можно было бы предположить, что они решили поделить золотое яичко пополам, но тогда более разумно было бы распилить его, а не бить.
Скорее всего, деду с бабой не пришла в голову мысль, что яичко целиком золотое. Может быть, такое предположение и было, но они его отвергли, основываясь на весе яичка (целиком золотое яичко было бы ощутимо тяжелее такого же по размерам обычного).
Тогда остаются другие варианты: позолоченное яичко, золотая скорлупа у яичка, либо просто особенность окраски скорлупы. Разбив яичко, выделив его скорлупу, дед с бабой имели бы возможность уточнить свои предположения насчет свойства скорлупы.
Вполне вероятно и другое: дед с бабой, увидев такое необычно красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным, и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать.

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

Зачем в сказку вводится такой персонаж, как мышка? – Для того, чтобы уточнить причину неудачи деда с бабой разбить яичко. Если бы яичко, действительно, было чрезвычайно крепким, то оно бы не разбилось. Значит, у деда с бабой просто не хватило сил для того, чтобы его разбить. Видимо, яичко все-таки было немного крепче обычного, поскольку нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать (в противном случае они бы и не пытались разбить золотое яичко).
С другой стороны, тот факт, что яичко разбилось, уже окончательно отвергает предположение о том, что оно было целиком из золота. Можно отметить и то, что дед с бабой не совершенно отчаялись разбить яичко: если бы они совершенно отчаялись, они бы убрали яичко в надежное место для сохранения. А, поскольку мышке удалось так легко сбросить яичко, оно, видимо, просто лежало где-нибудь на лавке. Дед с бабой либо временно отвлеклись на другое дело, либо решили передохнуть, собраться с силами для новых попыток разбить яичко.

«Дед плачет, баба плачет, …».

На первый взгляд непонятно, почему дед с бабой плачут, когда они еще недавно безуспешно пытались разбить яичко. Мышка им в этом помогла. Но при более пристальном рассмотрении можно выявить несколько возможных причин для горя деда и бабы.
Первые две причины прямо вытекают из тех целей, с которыми они хотели разбить яичко.
Во-первых, если они били яичко с целью его попробовать, то, естественно, когда яичко упало на пол, растеклось по полу, они лишились такой возможности.
Во-вторых, если они били яичко, чтобы узнать, не из золота ли скорлупа, то причиной для плача могло быть осознание ими того, что скорлупа незолотая (только казалась золотой по цвету, а, в остальном, обыкновенная). Возможно сочетание этих двух причин: если они хотели и попробовать яичко, и исследовать подробнее его скорлупу, то их, скорее всего, постигло двойное разочарование.
Ранее упоминалось о малой вероятности предположения деда с бабой о том, что яичко целиком из золота. Даже если у них и теплилась какая-то надежда по этому поводу, то после того, как яичко разбилось, места для надежд не осталось совсем. И это, конечно, могло внести определенную лепту в их горе.
Наконец, хотелось бы остановиться на последней, очень важной, причине для плача деда с бабой. Когда они не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какая-то мышка хвостиком уронила яичко, и оно разбилось. Дед с бабой получили ясное и наглядное представление, насколько у них мало сил, они остро прочувствовали свою дряхлость и немощь. Это могло быть серьезной причиной для их плача.

.
« … а курочка кудахчет:
- Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое!».

Какое странное, на первый взгляд, абсурдное утешение! Дед с бабой могли, казалось бы, от такого утешения еще более заплакать. Но это не так. Поскольку курочка Ряба призывает деда с бабой не плакать, то и дальнейшее ее обещание представляет собой как бы довод, призванный показать, что, в самом деле, нет причин для плача.
Иначе говоря, утешение курочки должно быть действенно направлено на самую причину плача деда и бабы. Эти возможные причины мы рассмотрели ранее. Утешение курочки позволяет из выше рассмотренных вероятных причин плача деда и бабы выделить самые правдоподобные, т.е. максимально соответствующие логике утешения курочки Рябы.
Если дед с бабой плакали из-за того, что им не удалось получить золота, то такое утешение курочки совершенно бессмысленно.
Но оно приобретает смысл, если причиной плача деда с бабой была неудавшаяся попытка попробовать яичко. Курочка им для утешения обещает снести другое яичко. Но почему это другое яичко не будет золотым? (т.е., не будет казаться золотым). Ведь яичко, похожее на золотое, было бы приятнее на вид, а, возможно, и вкуснее простого.
Ответом на этот вопрос служит то, что яичко, похожее на золотое, будучи несколько крепче простого, оказалось не по силам деду с бабой. Поэтому курочка Ряба и предлагает им именно простое яичко - которое они в силах разбить и поесть без всяких затруднений.
Теперь, после построчных размышлений можно остановиться на структуре сказки в целом. В сказке следует одно за другим несколько событий: курочка Ряба сносит яичко; дед с бабой неудачно пытаются его разбить; мышка случайно и легко его разбивает; дед с бабой плачут; курочка Ряба их утешает.
Из вышеизложеного видно, что каждое событие порождает несколько предположений-гипотез. Каждое следующее событие позволяет конкретизировать, отвергнуть или подтвердить, с той или иной степенью вероятности, выдвинутое ранее предположение.
Таким образом, к концу сказки вырисовывается наиболее правдоподобный вариант ее смысла. Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Золотым яичком курочка Ряба, видимо, хотела порадовать деда с бабой, но увидела, что оно причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не столь красивое, по крайней мере, не принесет горя: его можно будет спокойно разбить и съесть.
Итак, по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость – не радость».

Текст сказки приведен по «Курочка Ряба», изд. «Родник», Москва, 1996.