Сокровища Фаберже: как Россия навсегда потеряла ювелирный бренд. Шедевры фаберже из коллекции вексельберга Кто такой Фаберже

Перебирала прошлогодние фотографии, и вспомнила, что не показывала свой летний поход в Шуваловский дворец, он же музей Фаберже .
В музее в Питере находится 9 пасхальных яиц Фаберже с сюрпризами, созданных по заказу последних Романовых - императоров Александра III и Николая II.
Кроме шедевральных яиц в коллекции музея представлены и другие предметы Петербургской и Московской мастерских Фаберже. Кстати, их стиль различается. Петербургская ювелирная мастерская работала в более сдержанном ключе, а московская любила яркость и множество украшений в старо-славянском стиле. Также в музее представлены работы знаменитых ювелиров 19 века, не работавших в фирме Фаберже.

В начале 2004 года Виктор Вексельберг приобрел множество царских драгоценностей у наследников Малкома Форбса, который в течение 30 лет занимался их поиском.Таким образом, знаменитая, хрестоматийная Forbes collection была спасена от распыления (предметы из нее сначала планировали продавать на аукционе) и, по сути дела, от окончательной ликвидации. Ювелирные шедевры, некоторые из которых большевики продали за границу в 1920–1930 гг., были привезены в Россию, что положило начало процессу возвращения национального художественного достояния. По своим размерам, типологическому разнообразию и высочайшему качеству произведений, многие из которых принадлежали императорской фамилии и представителям других монархических дворов Европы, собрание, без сомнения, является одним из лучших в мире.

Вначале посмотрим коллекцию.
Вот, например, Ковш презентационный, подарок князя В.С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка, 1891 год. Фирма Фаберже, мастер Ю. Раппопорт.



Модель царь-пушки, 1851 год. Фирма московского мастера Сазикова.

Рог для вина, 1850 года. Петербургское отделение фирмы московского мастера Сазикова.
Кубок с крышкой и черпак (справа). Санкт-Петербург, 1840-е. Работа неизвестного мастера.

Очень много красоты с мельчайшими деталями, которые хочется долго и пристально разглядывать.

В 1899 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, князь Лев Сергеевич Голицын был удостоен особой награды от Николая II за выдающийся вклад в развитие отечественного виноделия. Князю был преподнесен большой серебряный презентационный ковш с красными эмалевыми вставками с надписями. Ручки ковша увенчаны двумя орлами работы Юлия Раппопорта –ведущего серебряных дел мастера петербургского филиала фирмы Фаберже.

В последнее время мне очень стал нравиться хрусталь, поэтому я долго не могла оторваться вон от тех кувшинов справа.

А вот мы и дошли до Синего зала, где хранятся жемчужины музея Фаберже - императорские пасхальные яйца. Серия яиц создавалась между 1885 и 1917 гг. как для российской императорской семьи, так и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.

В коллекции музея находится самое первое императорское яйцо "Курочка" 1885-го года производства. Оно минималистичное, но не менее прекрасное: белое, внутри желток, потом курочка, а внутри неё рубиновая корона (не сохранилась).

Яйцо "Пятнадцатая годовщина царствования" . Яйцо было создано по заказу Николая II в 1911, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1911 года. На нем расположены миниатюры - 7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Ювелир - Генрих Вингстрем.

Яйцо "Лавровое дерево". Яйцо было создано в 1911 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1911 года

Яйцо "Ренессанс" . Оно было создано и передано императору Александру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне.

И справа яйцо "Воскресение" . Согласно одной из версий, мог служить сюрпризом для яйца «Ренессанс», внутрь которого помещается идеально (без ножки, добавленной позднее).

Яйцо "Коронационное" является одним из самых известных изделий фирмы Фаберже. Над ним работали ювелиры Михаил Перхин, Генрик Вигстрём и Георг Штейн, создавший миниатюрную копию кареты. Яйцо было сделано в память о церемонии коронации 1896 года Николая II. Этот значимый символ Российской истории был представлен в качестве подарка супруге императора, императрице Александре Фёдоровне.

Справа - яйцо "Петушок" . Создано в 1900 году по заказу императора Николая II в качестве подарка для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
Слева - яйцо "Курочка Кельха" , изготовленное в 1898 году по заказу российского промышленника Александра Фердинандовича Кельха. Яйцо предназначалось как пасхальный подарок для его жены Варвары Петровны Кельх. Было первым в серии из семи пасхальных яиц, которые изготавливались фирмой Фаберже для семьи Кельх ежегодно с 1898 по 1905 год.

Яйцо "Ландыши" выполнено в стиле модерн. Было изготовлено в качестве подарка на Пасху последней русской императрице Александре Фёдоровне, жене Николая II в 1898 году.

Яйцо "Орден Святого Георгия". Создано по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1916 года.Это последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и единственное, которое она смогла вывезти за рубеж.

Работы ювелирной фирмы Фаберже устойчиво растут в цене уже сто лет. Фаберже - идеальная арт-инвестиция с гарантированной высокой доходностью для долгосрочных и краткосрочных вложений. Последние 10 лет произведения искусства конца XIX - начала XX века пользуются ажиотажным спросом на аукционах и ярмарках. Но наследники знаменитой ювелирной фамилии не получают от продаж ничего. Что разрушило легендарную ювелирную фирму? Кому принадлежит всемирно известный бренд сегодня? Какой деловой интерес был у Виктора Вексельберга , когда он купил коллекцию Фаберже у семьи Форбс и открыл пять лет назад музей в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге?

Фаберже бежал. «Фаберже» остался

Сентябрь 1918 года. Петроград. Все смешалось в доме на Большой Морской, 24. Его владелец - 72-летний придворный ювелир Карл Фаберже - со старшим сыном Евгением спешно собирают вещи. За окнами слышатся выстрелы, а в дверь непрерывно звонят: клиенты в панике несут Фаберже на хранение драгоценности.

До публикации декрета ВЦИКа «Об отмене частной собственности на недвижимость в городах» остается несколько месяцев. Карл Фаберже не будет дожидаться прихода экспроприаторов. Владелец состояния в миллионы долларов бежит в Европу под видом курьера.

Музей Фаберже Виктора Вексельберга

В Петербурге открылся частный Музей Фаберже Виктора Вексельберга, посвященный прикладному искусству 18-19 веков.
Музей открылся в Шуваловском дворце, на реставрацию которого у фонда «Связь времен» ушло более 10 лет.

"Для меня сегодняшний день - это праздник. Праздник, потому что проект начался не вчера и не позавчера, а замысливался более 10 лет назад. Тот, кто видел в то время Шуваловский, а изначально он назывался Нарышкинский дворец, наверное бы ужаснулся. Представить себе, что здесь может разместиться музей, было невозможно. Только на реставрационные работы и укрепление здания мы потратили 5 лет,за каждый рисунок, каждую линию шла борьба.
Интерьеры Шуваловского дворца - неразрывная, неотъемлемая часть всего Музея Фаберже. Коллекция вписалась очень гармонично».

Виктор Вексельберг, меценат, президент фонда «Сколково», председатель совета директоров группы компаний «Ренова»

Интересная история здания: первоначально дом строился для семьи Воронцовых, но в XIX веке он перешел во владении Нарышкиных. После свадьбы С. Л. Нарышкиной и графа П.П. Шувалова, дом был передан супругам и стал называться «Шуваловским».
После революции 17 года дом использовался для нужд различных общественных организаций. Сначала там разместился музей, в котором демонстрировались вещи дворянского быта, потом во дворце располагался Дом печати, Дом дружбы народов и прочие организации.
Пока уникальное здание переходило из рук в руки, оно успело изрядно поизноситься и разрушиться. В 2006 году дворец был выкуплен фондом под руководством В. Вексельберга.















Коллекция создавалась более 10 лет и продолжает пополняться до сих пор. Всего в ней насчитывается около 4000 произведений, включая живопись, фарфор и изделия из бронзы.












Центральной частью экспозиции являются, конечно, произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже. Вексельберг приобрел их в 2004 году у наследников американского газетного магнтата Малкольма Форбса. Коллекцию планировали продавать на аукционе по частям, но ее удалось спасти от распыления по всему миру.

В синем зале дворца представлены 9 императорских пасхальных яиц. среди которых есть даже первое яйцо, изготовленное Фаберже по заказу императора Александра III для его супруги Марии Федоровны в 1885 году. А также любимое яйцо императрицы Александра Федоровны под названием «Ландыши»: из глубины по очереди выдвигаются три портрета Николая II и дочерей Ольги и Татьяны.
Коллекция музея - не самая большая по количеству экспонатов работы Фаберже, но по своему разнообразию, отмечают эксперты, одна из лучших в мире.





Среди других исторических пасхальных подарков в коллекции есть яйца работы Фаберже для герцогини Мальборо, золотопромышленницы Кельх, миниатюрная конфетница в вице яйца, принадлжеавшая когда-то греческому королю Георгу I, а также, например, золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского - брата императрицы Марии Федоровны.























Также в экспозиции можно увидеть изделия из серебра и эмали, предметы обихода и интерьера 18-19 и начала 20 веков. Выставочный, рыцарский и другие залы дворца украшают полотна Айвазовского, Коровина, Маковского, Брюллова, Ренуара. А кабинет князя Шувалова, именуемый Готическим залом, превратился в собрание икон и коллекцию церковной утвари.









, "Яйца Вексельберга ко Христову дню. Кич ценою $100 млн помирит бизнес с властью"

Андрей Громов

Настойчивые напоминания власти о социальных обязательствах бизнеса начали приносить свои плоды. Высокая мораль и патриотизм теперь, похоже, становятся «неотъемлемой чертой» крупного российского бизнеса. Во всяком случае сенсационная новость с аукциона Sotheby"s, потрясшая мировой антикварный рынок, не оставляет сомнений: бизнес понял намеки власти правильно.

Итак, гражданин России Виктор Вексельберг купил "на корню" (то есть еще до аукциона) крупнейшую частную коллекцию изделий Карла Фаберже. Жемчужина коллекции, состоящей из 200 предметов, – 9 знаменитых пасхальных яиц. Сумма сделки не разглашается, но если, по оценкам специалистов, Sotheby"s намеревался выручить за нее не меньше 90 миллинов долларов, то она могла быть куплена «на корню» не меньше, чем за 100 миллионов (называют даже и 150 миллионов – учитывая кратчайшие сроки совершения сделки). Причем Вексельберг купил яйца не себе и даже не в коллекцию компании «Ренова», совладельцем которой он является («Ренове» принадлежат ТНК, «СУАЛ», а также несколько десятков более мелких активов). Купил он творения Фаберже для народа и собирается их выставлять либо в Кремле, либо в Храме Христа Спасителя.

В общем, Вексельберг показал истинный пример патриотизма и моральности, потратил деньги с умом и чувством (не то, что некоторые, которые …), то есть купил за 100 миллионов долларов водку, шубу, балалайку в одном флаконе - девять дорогостоящих матрешек, кич столетней давности, к искусству и национальному достоянию России не имеющий отношения. 100 миллионов - огромные деньги. Не будем говорить про детские дома, но даже если тратить на искусство, то и тут можно было бы сделать гораздо больше для истории и культуры России, и куда рачительней. Неподалеку от Торжка гибнут, разрушаясь на глазах, дивной красоты усадьбы Львова, который в архитектуре как Пушкин - "наше все". Через десять лет от них не останется ничего, и денег требуется сущий пустяк, но и пиар выйдет никудышный: усадьбы Львова в ХХС не выставишь.

Однако Вексельберг все рассчитал верно. Арест Ходорковского, раздающиеся повсюду (от председателя счетной палаты до митрополита Кирилла) требования установить нормы морали для бизнеса, к тому же у ТНК в последнее время возникли неурядицы с Газпромом из-за Ковыктинского газового месторождения - все эти проблемы лучше разрешить одним махом. Требовался неординарный ход, дабы показать, что Вексельберг вовсе не Абрамович или Ходорковский, а настоящий русский купец, радеющий о благе Родины. И тут неслыханная удача: семья Форбс продает свою коллекцию яиц Фаберже. Вкусы наших чиновников известны, для них золотые пасхальные яйца – высшее творение русского духа. За такую покупку простят и «уворованные у народа миллиарды», и, возможно, решат спор по Ковыкте в пользу ТНК. Газпром говорит о национальных интересах, имея в виду развитие Восточной Сибири, ТНК в ответ - тоже о национальных интересах: яйцах Фаберже. Как минимум, квиты.

Собственно, ничего удивительного. Власть требует морали – бизнес приспосабливает эти требования к своим нуждам и вкусам чиновников. ХХС тоже не в накладе. До Пасхи осталось два месяца. Яйца Вексельберга подадут вовремя.

Яйца российского бизнеса

Игорь Ильин

[...] Британский сиделец Борис Березовский посрамлен. Не подтвердились его оценки и пророчества. До сих пор он пытался внушить общественности, что он - единственный российский олигарх, у которого есть яйца, поскольку он бесстрашно вступил в неравный бой с нынешней российской властью. Правда, с недавних пор он пересмотрел свое отношение к одному из своих коллег - Михаилу Ходорковскому. В памятном полугодичной давности интервью Бориса Абрамовича газете "Коммерсант" он в Ходорковского еще не верил: "Миша ведь слабый человек. Не боец". Правда, в более позднем интервью, уже после посадки Ходорковского в СИЗО, Березовский не постеснялся признать ошибочность своей прежней оценки морально-волевых качеств Ходорковского. Но в целом по характеру публичных выступлений Бориса Абрамовича можно сделать вывод: отношения к представителям крупного российского бизнеса Березовский в общем-то не пересмотрел.

Теперь, очевидно, пересмотрит. Возвращение 9 яиц Фаберже в Россию - это Поступок с большой буквы. И российские власти, и простой народ, и даже, возможно, обычно не оставляющий без внимания столь крупные покупки глава Счетной палаты Сергей Степашин должны оценить этот шаг по достоинству. Для того чтобы показать России яйца, глава ТНК потратил сумму, соизмеримую с расходами Романа Абрамовича на приобретение футбольного клуба "Челси". [...]

Что и говорить, приятно, справедливо, назидательно, когда люди, нажившие в России огромные состояния, тратят свои личные деньги на благие дела. Возвращение культурных ценностей в Россию, безусловно, является таковым. Однако за всей этой историей угадывается какая-то едва заметная истерия. Словно речь идет не о приобретении произведений искусства, а о чем-то значительно более важном и очень личном. Покупатель готов был переплатить и в итоге переплатил за коллекцию, лишь бы она не была выставлена на открытые торги. "Все пропало! Стулья распродают по одному!" Более того, как выяснилось, глава ТНК был не единственным российским претендентом на покупку коллекции. По данным газеты "Нью-Йорк пост", Вексельберг выиграл борьбу за яйца Фаберже у другого российского бизнесмена, чье имя, правда, не называется.

А в довершении всего представитель г-на Вексельберга поспешил заверить всех, что траты для его патрона являются существенными. Нет, Вексельберг, конечно, богатый человек, но потратить сотню-другую миллионов долларов для него - не то же, что праздничную открытку купить. Кому были адресованы эти пояснения, понять трудно. Вроде бы не простому народу, которому, пока олигарх на свободе, нет дела ни до него, ни до его капиталов. Может быть, это маячок для власти. Если так, то понимать его, очевидно, надлежит следующим образом: "Мне для страны ничего не жалко, а если придете изымать, у меня почти ничего не осталось - потратился".[...]

Хорошо, что Виктор Вексельберг возвращает в Россию культурные ценности. Плохо, что жест этот напоминает прошение о помиловании. Плохо, что весь российский крупный бизнес пошел по этому пути. Плохо, что Владимир Потанин больше никогда не поставит российскому президенту ультиматум, если вдруг его опять, как уже случалось, будут вынуждать доплатить в бюджет сотни миллионов долларов за приватизацию какого-нибудь комбината в начале 90-х.

У российских олигархов есть яйца. Это яйца Фаберже. Одни на всех. За них президент Владимир Путин и держит весь крупный российский бизнес. Жестко, как в дзюдо.

Виктор Вексельберг накупил изделий Фаберже

Пришли за яйцами

[...] Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал. Даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. [...]

Сумма велика ["Газета", 06.02.2004: "Эксперты, близкие к Sotheby"s, утверждают, что стоимость сделки составила сто двадцать восемь миллионов долларов." - прим. К.Ру] , но перестает казаться чрезмерной, если учесть, например, что самое знаменитое и дорогое яйцо из коллекции, "Коронационное", подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1897 году, с золотой скорлупой-гильоше и крохотной золотой каретой внутри, в аукционном каталоге было предварительно оценено в $18-24 млн. А ведь есть еще и самое первое императорское яйцо, простенькое, с курочкой внутри, которое Александр III заказал у Фаберже в 1885 году, с эстимейтом $3-4 млн, потом немного эклектичное "Ренессансное" (1894 год, $5-7 млн), скромное яйцо с розой (1895 год, $3-4 млн), потом еще "Ландышевое" (1898 год, $12-18 млн), "К 15-й годовщине коронации" (1911 год, $10-15 млн), "Померанцевое дерево", увешанное розовыми бриллиантами (1911 год, $10-15 млн), барочное "Кукушка", которое Николай II подарил матери (1900 год, $5-7 млн), и яйцо с орденом святого Георгия - единственное покинувшее Россию в руках владельца (императрица Мария Федоровна увезла его в Данию; 1916 год, $4-6 млн). Плюс еще 190 ювелирных изделий, в том числе и весьма дорогостоящих.

Согласно последнему рейтингу журнала Forbes (март прошлого года), Виктор Вексельберг занимает 147-е место в списке самых богатых людей мира. Журнал оценивает личное состояние председателя совета директоров алюминиевого "СУАЛ-холдинга" и директора по производству нефтяной компании ТНК-BP в $2,5 млрд. Его основу составляет неразглашаемая доля (по неофициальной информации, около 70%) господина Вексельберга в консорциуме Access/Renova, который, в свою очередь, является основным акционером Сибирско-Уральской алюминиевой компании и совладельцем 50% ТНК-BP (в партнерстве с "Альфа-групп" предпринимателя Михаила Фридмана). ТНК-BP была создана в прошлом году в результате российских нефтяных активов "Альфы" и Access/Renova (AAR), с одной стороны, и британской BP - с другой. Доход AAR от этой сделки составил $7,7 млрд. Кроме того, господин Вексельберг участвует в ряде не столь крупных бизнесов. Среди них ИК "Совлинк", контролирующая ряд химических предприятий, угольные разрезы в Казахстане, и компания "Комплексные энергетические системы", которая сейчас занимается скупкой бумаг региональных энергокомпаний. [...]

"Задавать вопросы о том, с российских или зарубежных счетов производилась оплата, это все равно что спрашивать женщину, какой фирмы прокладки она предпочитает"

Храните яйца в Кремле

[...] Андрей Шторх, директор по стратегическому планированию ЗАО "Ренова", руководитель проекта фонда "Связь времен" по возвращению коллекции Фаберже в Россию.

[...] Заявил, что главной целью покупки стало желание вернуть коллекцию на Родину и "обеспечить к ней максимально широкий доступ граждан России". Шторх также отметил, что решение о сделке Виктор Вексельберг принимал самостоятельно, без участия государства, но "в интересах страны". "Это не первый жест Вексельберга подобного рода, - напомнил Шторх. - Несколько лет назад он уже привозил и выставлял в Государственной Третьяковской галерее коллекцию картин, которая позднее была передана музею". На вопрос ГАЗЕТЫ, где зарегистрирован некоммерческий фонд "Связь времен", Шторх предпочел не отвечать. Он лишь пояснил, что фонд создавался специально под эту сделку и теперь будет заниматься транспортировкой и хранением коллекции. «Задавать вопросы о том, с российских или зарубежных счетов производилась оплата, это все равно что спрашивать женщину, какой фирмы прокладки она предпочитает», - сказал Шторх.[...]

Яйцо "Апельсиновое дерево". Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II его матери Вдове Императрице Марии Феодоровне в 1911 на Пасху. Общий вид. Предварительная стоимость на аукционе: $10,000,000-15,000,000.

В Петербурге открылся частный Музей Фаберже Виктора Вексельберга, посвященный прикладному искусству 18-19 веков.


Музей открылся в Шуваловском дворце, на реставрацию которого у фонда «Связь времен» ушло более 10 лет.

"Для меня сегодняшний день - это праздник. Праздник, потому что проект начался не вчера и не позавчера, а замысливался более 10 лет назад. Тот, кто видел в то время Шуваловский, а изначально он назывался Нарышкинский дворец, наверное бы ужаснулся. Представить себе, что здесь может разместиться музей, было невозможно. Только на реставрационные работы и укрепление здания мы потратили 5 лет,за каждый рисунок, каждую линию шла борьба.
Интерьеры Шуваловского дворца - неразрывная, неотъемлемая часть всего Музея Фаберже. Коллекция вписалась очень гармонично».

Виктор Вексельберг, меценат, президент фонда «Сколково», председатель совета директоров группы компаний «Ренова»

Интересная история здания: первоначально дом строился для семьи Воронцовых, но в XIX веке он перешел во владении Нарышкиных. После свадьбы С. Л. Нарышкиной и графа П.П. Шувалова, дом был передан супругам и стал называться «Шуваловским».
После революции 17 года дом использовался для нужд различных общественных организаций. Сначала там разместился музей, в котором демонстрировались вещи дворянского быта, потом во дворце располагался Дом печати, Дом дружбы народов и прочие организации.
Пока уникальное здание переходило из рук в руки, оно успело изрядно поизноситься и разрушиться. В 2006 году дворец был выкуплен фондом под руководством В. Вексельберга.















Коллекция создавалась более 10 лет и продолжает пополняться до сих пор. Всего в ней насчитывается около 4000 произведений, включая живопись, фарфор и изделия из бронзы.












Центральной частью экспозиции являются, конечно, произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже. Вексельберг приобрел их в 2004 году у наследников американского газетного магнтата Малкольма Форбса. Коллекцию планировали продавать на аукционе по частям, но ее удалось спасти от распыления по всему миру.

В синем зале дворца представлены 9 императорских пасхальных яиц. среди которых есть даже первое яйцо, изготовленное Фаберже по заказу императора Александра III для его супруги Марии Федоровны в 1885 году. А также любимое яйцо императрицы Александра Федоровны под названием «Ландыши»: из глубины по очереди выдвигаются три портрета Николая II и дочерей Ольги и Татьяны.
Коллекция музея - не самая большая по количеству экспонатов работы Фаберже, но по своему разнообразию, отмечают эксперты, одна из лучших в мире.





Среди других исторических пасхальных подарков в коллекции есть яйца работы Фаберже для герцогини Мальборо, золотопромышленницы Кельх, миниатюрная конфетница в вице яйца, принадлжеавшая когда-то греческому королю Георгу I, а также, например, золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского - брата императрицы Марии Федоровны.























Также в экспозиции можно увидеть изделия из серебра и эмали, предметы обихода и интерьера 18-19 и начала 20 веков. Выставочный, рыцарский и другие залы дворца украшают полотна Айвазовского, Коровина, Маковского, Брюллова, Ренуара. А кабинет князя Шувалова, именуемый Готическим залом, превратился в собрание икон и коллекцию церковной утвари.