Понятие "сфера культуры" является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и в бюджетном процессе выделяют две отраслевых системы: "культура и искусство" и "средства массовой информации". В данном учебном пособии будет использоваться широкое понимание сферы культуры как системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации. Такие блага будем называтькультурными благами .
Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности ) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы (см. табл. 4.1):
1) художественное творчество;
2) сохранение культурного наследия;
3) клубная и развлекательная деятельность;
4) массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры).
Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности. Для художественного творчества таковыми выступают создание культурных продуктов и удовлетворение прежде всего эстетических потребностей. Функциональная направленность деятельности по сохранению культурного наследия вытекает из самого ее названия, а ориентирована она на удовлетворение эстетических и информационных потребностей. Точно также само название развлекательной деятельности говорит о типе потребностей, которые она в основном удовлетворяет, а главными ее функциями являются создание и распространение соответствующих видов благ. В видах деятельности, составляющих четвертую группу, главными также выступают функции создания и распространения культурных благ, но удовлетворяемые потребности располагаются в порядке приоритетности следующим образом: информационные, развлекательные, эстетические.
Таблица 4.1. Состав сферы культуры
Окончание табл. 4.1.
В отличие от здравоохранения и образования, в сфере культуры нет такой четко выраженной этапности в предоставлении услуг потребителям. Разумеется, и в данной сфере есть примеры, когда отдельные виды деятельности выступают как звенья в единой цепи создания и распространения услуг. Это изобразительное искусство и музейное дело, книгоиздание и библиотечное дело, шоу-бизнес и производство аудиовизуальной продукции и др. Но спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативными способами удовлетворения эстетических, развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей.
Для части видов культурной деятельности характерны давно сложившиеся и мало меняющиеся во времени технологии и организационные формы. Так обстоит дело с различными видами художественного творчества и способами сохранения культурного наследия. Приведем в качестве примера театральную деятельность. Используемая в ней технология неизменна в главном на протяжении столетий - это сценическое представление группы актеров. В театральных постановках применяются технические средства: осветительная техника, звукоаппаратура и др., которые меняются со временем и позволяют осуществлять новые сценические решения. Но технические средства используются как вспомогательные, дополняющие основную технологию, основа которой неизменна. Постоянны и организационные формы осуществления театральной деятельности: это антреприза и репертуарный театр .
Другие виды деятельности в сфере культуры обязаны самим своим возникновением определенным техническим изобретениям. Это кинематограф, производство аудио- и видеопродукции, радио, телевидение. Изменения в их технологиях и способах организации обусловливаются изменениями породивших их технических средств. Ряд видов деятельности в рассматриваемой сфере осуществляется на основе принципов промышленного производства товаров массового потребления: это пресса, книгоиздание, производство аудиовизуальной продукции. Радио и телевидение используют информационные технологии, обеспечивающие массовое потребление соответствующих услуг.
Динамика развития тех видов культурной деятельности, которые появились благодаря новым технологиям, обладает следующей закономерностью: появление нового вида культурного творчества, обязанное новым техническим изобретениям, -> расширение производства новых видов культурных благ -> сокращение темпов его роста или даже падение его масштабов, обусловленное появлением новых конкурирующих технологий и видов культурной деятельности, переключающих на себя потребительский спрос, -> занятие данным видом деятельности определенной ниши в системе культурных потребностей и его воспроизводство в масштабах, медленно меняющихся со временем. В отдельных случаях производство некоторого вида культурных благ может вообще исчезнуть, будучи вытесненным конкурирующей технологией. Так совсем недавно произошло с производством грампластинок, которое было в России прекращено, и средствами распространения аудиопродукции стали лазерные диски и аудиокассеты.
>>Сфера духовной жизни
Глава II
СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
§ 4. Сфера духовной жизни
Вспомни: В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной?
Подумай : Что объединяет понятия «культурное растение» и «культурный человек»? Почему нет «царского» пути в культуре?
Никто не стянет спорить с тем, что в жизни общества отдельного человека существенную роль играет культура.
Ученые не могут дать общепризнанного определения понятия культура . Словари предлагают более 200 толкований. Слово это латинского происхождения и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». Не случайно и сегодня мы говорим о культурных растениях в отличие от диких. Сегодня этим значением смысл слова не исчерпывается.
Факты . В современном значении слово «культура» стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историка С. Пуфендорфа (1632- 1694).
Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Безусловно, ему для жизни необходимы и благоприятные природные условия, и полноценное питание, и комфорт, и современные технические средства. Но можно ли ограничиться только этими благами? Жизнь человеческого духа не менее существенна для общества и самого челочка. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.
Духовная сфера общества
. Что же отличает духовную сферу от других сфер общества?
Во-первых, она имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных ее проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.
Те, кто считает рынок универсальным регулятором отношений в обществе, говорят о том, что именно рыночные отношения все расставят по своим местам: все, что жизнеспособно, что пользуется спросом в обществе, не только сохранится, но и улучшит свои финансовые возможности, а то, что в обществе не востребовано, постепенно перестанет существовать, отомрет.
В действительности каждый, кто живет в России, на практике ощущает трудности, которые переживает сфера культуры. Статистика неумолимо отмечает рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры. Многим россиянам приходится на практике решать задачу выбора предпочтений, на что потратить свои деньги: на материальные или духовные запросы.
Выход из непростой ситуации некоторым ученым и общественным деятелям видится к разумном сочетании интересов государства и культурного сообщества.
Документ.
Фрагмент из Декларации прав культуры: «Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемостъ культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.
Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.
На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязаннсть воспитывать уважение к культуре в целом, к кульрным памятникам, культурной деятельности, интелигенции, отдельным языкам малых и крупных зтиосов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа...
Самоокупаемость культуры (или отдельной ее части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведет к снижению качества культуры».
Возможно, преодоление сложностей культурного развития в условиях рынка - во взаимодействии государства, общественных организаций, частных лиц. В передние годы все шире распространяется деятельность меценатов. Культурные фонды, в которые вносят свой вклад фирмы, предприниматели, общественные деятели, не только способствуют поддержанию и возрождению памятников культуры, но и финансируют различные культурные акции: музыкальные и театральные фестивали, творческие конкурсы, гранты для наиболее талантливых исполнителей и ученых, выставки, частные музеи
др.
Культура России является многонациональной, этом проявляется ее уникальность. В культурной жизни страны находит место многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п. Сохранение этого культурного сотрудничества - задача всех поколений россиян. Именно в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти.
Ситуации. Памяти «Детям Беслана. Невинным жертвам террора» посвящен один из колоколов карийона (европейского колокольного музыкального инструмента), зазвучавшего в годовщину этой трагедии в Петергофе под Санкт-Петербургом (всего в этом карийоне 51 колокол, и каждый имеет свой голос).
Дарители - Хасан Бергоев и Александр Бондаренко. Хасан Боргоев родился в Казахстане в чеченской семье, воспитывайся в Грозненском детском доме. Детдом разрушен прямым попаданием бомбы по время войны. Музыка «Реквиема» для бесланского колокола написана петербургским композитором Сергеем Касториным.
Проверь себя
1. Что включаев в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?
2. Что представляет собой духовная сфера?
3. Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
В классе и дома
1. Как ты понимаешь главную мисль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Уточни свои представления о том, какой мир мы "творим по мере наших сил", и от чего зависит, каков этот мир.
2. сделай выводы из следующих данных: 2005г.для российского кинематографа ознаменован тем, что впервые за его современную историюв пятерку лидеров кинопроката попали сразу четыре российских фильма. Увеличилось и общее количество отечественных кассовых фильмов, о чем свидетельствуют значительные, по сравнению с предыдущими годами, тиражи фильмокопий.
Доброе время суток, дорогие читатели нашего блога!
Поговорим о том, что в пирамиде Маслоу занимает верхушку, о духовном и прекрасном. Вопрос духовного и культурного, человек несет на всем протяжении своего существования, и нам с Вами предстоит разобраться в хотя бы в малой, но теоретически изученной части этой бравады информации.
Культура является сложным явлением, что можно подтвердить приводя новые и новые трактовки и определения, но самыми распрастраненными считаются три подхода:
— технологический подход (культура, как совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни всего общества);
— деятельностный подход (культура, как осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность);
— ценностный подход (культура, как практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей).
Из этого следует, что культура обладает своей структурой, системой, функциями, формами и т.д. Таким образом, мы говорим о культуре, как об институте общества, который исторически обусловлен рядом факторов. Открывая историческую справку о происхождении культуры, мы сталкнемся с первым упоминанием в I в. до н. э. и употреблении как филососфкого понятия в XVIII — н. XIX в.
На сегодняшний день понятие «культура» трактуют в широком и узком смысле, что помогает понять и оценить данное явление.
!Культура (шир)
— исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во все сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.!
!Культура (узк)
— процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.!
Как мы уже ранее отмечали, культура наделена рядом функций, которые призванна выполнять, как явление общественной жизни. И так, основные функции культуры :
- познавательная — формирует представление о том где мы живем или о том или ином народе, стране или эпохе;
- оценочная — осуществляет дифференциацию ценностей, в том числе и обогащение традиций;
- регулятивная — формирует нормы и установки в обществе во всех областях жизни и деятельности;
- информативная — передает знания, ценности и опыт предшествующих поколений;
- коммуникативная — сохранение и передача культурных ценностей, а так же их развитие через общение;
- социализации — освоение индивидом знаний, норм, ценностей, осознание и готовность к выполнению социальных ролей и стремление к самосовершенствованию.
Оценивая данные функции, приходишь к выводу о том какую огромную роль в нашей жизни занимает культура, и это часть большого пространства под названием «духовная жизнь общества». Это та область бытия, в которой объективная реальность дается в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющейся неотъемлемой частью его личности.
Говоря о духовном сразу возникают в голове следующие ассоциации: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления — все то что составляет духовный мир человека. Элементами духовной сферы жизни общества выступает мораль, наука, искусство, религия и некой степени право. Представим структуру духовной жизни общества в виде схемы (см. ниже).
Внимательно рассмотрев представленную схему можно представить на сколько многогранна духовная жизнь, и только гадать широту и простор каждого её элемента, в особенности затрагивая культуру.
Культура имеет самые разные формы и разновидности, в литературе принято выделять, три формы культуры:
элитарная, народная и массовая; и две разновидности
: субкультура и контркультура.
Рассмотрим формы и разновидности с указанием их основных особенностей.
Формы культуры:
- Элитарная
создается привилегированной частью общества, либо по их заказу профессиональными творцами, которые обладают специальными знаниями в этой области процесса создания. - Народная
создается анонимными творцами, которые не обладают проф. или специальными знаниями (мифы, легенды, былины, песни и танцы). - Массовая
форма характеризующая современное культурное производство и потребление.
Разновидности культуры:
- Субкультура
часть общей культуры, система ценностей, присущей определенной группе (религиозные, этнические, криминальные группы). - Контркультура
оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре(хиппи, панки, скинхэды и т.д).
И что самое удивительное каждая форма и разновидность удивляет своей широтой взглядов, и то сколько потребностей и интересов она может удовлетворять.
По итогу хотелось бы сказать, о том что каждый из нас является творцом своей культуры, которую через многие года будут упоминать в учебниках истории, и очень важно что мы оставим после себя, массовая культура продукт глобализации, и нам необходимо не забывать про самобытность нашего многонационального и великого народа.
© Мария Растворова 2015.
Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.
Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)
1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.
2. религия
3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.
4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логическом виде, имеющих форму теории.
5. право - система формальных общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.
6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социально-политическую реальность и формирующая к ней отношение, используемая политической элитой для воздействия в своих целях на массовое сознание.
7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.
Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую структуру (структура духовной жизни):
1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребности в создании и освоении духовных благ.
Особенности:
1) духовные потребности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в процессе социализации;
2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;
3) духовные потребности служат показателем развития личности: чем больше духовных потребностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность
2. Духовное производство. Духовное производство - это производство общественного сознания, результатом которого являются:
1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;
2) духовные общественные связи индивидов;
3) личность человека.
3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей.
Особенности:
1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.
Культура:
- слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв»;
- в широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике;
- в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.
Формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура - совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура - совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.
Разнов Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.
В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.
1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).
Особенности:
а) простота, доступность;
б) анонимность, создается всем народом;
в) стабильность, неизменность;
г) связь с национальными корнями;
д) служит для национальной самоидентификации;
е) возникает в процессе практической деятельности людей.
2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.
Особенности:
а) сложность, доступность только для избранных;
в) создается профессионалами;
г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;
д) постоянно развивается, усложняется;
е) интернациональна
3. Массовая культура. Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:
1) развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;
2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).
Особенности :
а) коммерческая направленность;
б) простота и доступность форм;
в) создается профессионалами;
г) интернациональна.
В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.
Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.
Положительное влияние:
- так или иначе, приобщает каждого к культуре;
- имеет свои высоты и достижения;
- удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
- является средством самовыражения.
Отрицательное влияние:
- снижает общую планку культурного уровня;
- формирует искусственные потребности и запросы;
- формирует стандартное поведение и вкусы;
- насаждает социальные мифы.
II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.
1.Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.
2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).
3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.
Наука
Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.
2. Наука как духовное производство - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.
3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.
Отличительные черты науки:
1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.
2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.
3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.
4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.
5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.
6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.
7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.
Функции науки:
1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).
2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).
3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем.
4. Социальная - содействие в развитии общества.
5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.
Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.
Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический.
1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.
Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) измерение;
г) описание;
д) сравнение и др.
2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.
Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:
а) дедукция;
б) индукция;
в) абстрагирование;
г) идеализация;
д) систематизация и др.
Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.
К ним относятся:
а) аналогия;
б) анализ;
в) синтез;
г) классификация;
д) моделирование.
Виды наук.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры
Образование
Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Функции образования:
- экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
- социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
- культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.
Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.
В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Ступени образования в РФ:
1. дошкольное
2. общее (школьное, среднее)
а) начальное
б) основное в)полное
3. профессиональное
а) начальное б)среднее
в) высшее
г) послевузовское
4. дополнительное.
Тенденции в развитии образования:
а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);
б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);
в) гуманизация процесса образования;
г) компьютеризация процесса образования;
д) интернационализация процесса образования;
е) непрерывное образование;
ж) рост продолжительности образования.
Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.
Религия
Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».
Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.
В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Каждая сфера включает в себя:
- определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
- социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
- сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
- социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
- экономическую (производительные силы, производственные отношения)
- политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
- духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.
Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.
Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .
Социальный институты в сферах общества
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.
В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.
В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.
Взаимосвязь сфер общественной жизни
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.