Тематическая беседа для начальной школы архитектор. Эссе на тему: Архитектурные сказки Проект по созданию архитектурной сказки

Реализованный проект сказочного дома, в котором соединились элементы разных стилей.

Проект сказочного дома создается на основе совокупности факторов: идея должна сочетаться с климатическими условиями, особенностями рельефа, чтобы здание смотрелось органично и не выглядело чужеродным объектом. В мировой архитектуре известны произведения, созданные на основе фантазии архитектора, его философского взгляда на мир, идеи. Рассмотрим некоторые проекты сказочных домов, сделавших их городской или загородной достопримечательностью. Сказочные дома австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера (Fridensraih Hundertwasser) Сказочный вид домов, возведенных этим архитектором, возник на основе идеи совмещения традиционных городских видов и природы. Базовым элементом для зодчего стала улитка, двигающаяся по листку вместе со своим домиком, закрученным в спираль. Наиболее известный проект сказочного дома этого архитектора «Дом Хундертвассера» в Вене. Фасад сказочного дома разрисован ассиметричными четырехугольниками, в отделке участвует глазурованная плитка, разрисованная штукатурка, колонны разных форм, конусы. Окна разных форм и размеров венчаются небольшими коронами, стены имеют неожиданные изгибы. На разных уровнях фасада созданы террасы, где высажены деревья и кустарники.

Дом Хундертвассера в Вене.

Поддерживает этот сказочный дом находящийся напротив Венский дом искусств, также спроектированный Хундертвассером, построенный на базе переоборудованной мебельной фабрики. Даже мусоросжигательный завод в Вене, вырабатывающий экологическую энергию, - Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) - фантазией архитектора был превращен в комплекс из сказочных домов.

Мусоросжигательный завод в Вене.

В Германии архитектором были построены прекрасные здания, похожие на иллюстрацию к детским сказкам: «Зелёная цитадель» в Магдебурге, комплекс «Лесная спираль» в Германии. Его творениям принадлежит завод по сжиганию мусора в Осаке в Японии, детский сад в Хеддернхайме около Франкфурта, винодельня Кихот в США, придорожный ресторан в Бад-Фишау в Австрии и многие другие архитектурные произведения, прославившие автора, который сумел внедрить собственное декоративное направление в царивший в то время урбанистический стиль. Сказочные дома каталонского архитектора Антонио Гауди (A. Gaudi) Одним из лидеров по созданию проектов сказочных домов является каталонец А.Гауди. Этот великий зодчий не оставил чертежей своих произведений, многие из которых строились на основе практических инженерных экспериментов, исследующих нагрузки на те или иные элементы здания (в г. Реус есть музей Гауди с макетами его творений). Необычность поверхностей создавалась при помощи нового для того периода материала - железобетона, позволяющего получать самые разнообразные формы, делающие здания похожими на сооружения из песка, как например, знаменитая Саграда Фамилия - проект сказочного храма, которому Гауди посвятил большую часть своей жизни. "Пряничные домики" Гауди в парке Гуэля строились автором в рамках идеи идеального города, который он пытался создать на окраине Барселоны. Город должен был воплощать идею о чуде, сказке, создавать настроение, демонстрировать дружелюбность и расположение. Другие проекты сказочных домов также были отражением определенной идеи. Например, дом Бартльо Гауди построил на основе городской легенды о драконе. Фасад дома Мила (Ла Педра - La Pedrera - каменоломня) напоминает своим внешним видом карьер каменоломни, за что этот сказочный дом и получил свое название. В основе идеи - создание динамичного фасада и интерьеров, которые напоминают о природе. Каждый из домов Гауди становился объектом внимания благодаря своему сказочному воплощению.

Дом привратника в парке Гуэль. Барселона.

Не только работы некоторых архитекторов, но и целые стили становятся основой для проектов сказочных домов. Сказочные дома времен Тюдоров Один из примеров этого стиля, представляющего собой неоготику, воплощенную в традиционном английском жилище с каркасной системой. Сказочные дома в стиле Тюдор напомнят о романтичном 16 веке, времени жестоких нравов, интриг, возникновения легенд о приведениях и народных героях. Фасад обычно имеет ломаную поверхность, есть выступающие части, нависающий второй этаж, фахверковые стены второго этажа, вальмовые остроугольные и полувальмовые крыши с выступающим козырьком, большое количество окон с расстеклением. Все это придаёт дому романтичный, сказочный вид. В современном варианте в качестве балок фахверка можно использовать декоративные полиуретановые элементы, внешне не отличающиеся от деревянных. Отделка стен в пространстве между декоративными балками в современном доме может быть выполнена под камень, дерево, глинобитный оштукатуренный материал.

Дом королевы в лондонском Тауэре построен в стиле Тюдор.

Проекты сказочных домов в русском стиле В каждой стране пользуется популярностью этностиль, характерный для определенного региона. В последнее время в России возрождается так называемый псевдорусский стиль, основанный на византийском искусстве в сочетании с древнерусским зодчеством. В этом стиле уместны инкрустация, орнаменты, фризы, козырьки, галереи, бочкообразные колонны, башенки с куполами, разноцветная окраска фасадов, золоченые элементы. Важным характеризующим элементом таких сказочных домов является резьба по дереву или камню, как сквозная, так и рельефная, украшающая фризы, наличники окон, дверные проемы, двери, накладки на стенах. Дополняют дома в стиле русских сказок крылечки с навесными крышами, украшенные ажурным декором. В орнаменте: мифические персонажи, народные рисунки в стиле вышивки, кружевного плетения. Проекты сказочных домов создавал художник В. Васнецов, который занимался, например, отделкой фасада Третьяковской галереи (1900-1095гг.), церковью в Абрамцево (1882 г. вместе с Поленовым). На домики из русских народных сказок похожи строения И.Ропета, который создал особый "петушиный" стиль, особо ценный своей сказочностью.

Баня - теремок в Абрамцево - одно из немногих сохранившихся зданий архитектора И. Ропета.

В последние годы появилась возможность заменить деревянные резные элементы изделиями из деревокомпозита, которые не отличаются от деревянных красотой узоров, тонкостью рисунка, но при этом служат гораздо дольше древесины, без растрескивания и гниения.

Резьба из деревокомпозита не отличается своими эстетическими качествами от деревянного декора.

У каждого из нас в детстве были свои любимые сказки, любовь к которым мы проносим через свою жизнь, отождествляя себя с их героями. Сказочные дома помогают реализовывать свои фантазии. Проекты сказочных домов особенно хороши, потому что они всегда оригинальны, даже если у них есть общие черты, как в описанной выше архитектуре. Особенность современного строительства заключается в том, что любые элементы: резьба, инкрустация, колонны, фризы и т.д. могут быть выполнены из полиуретана или другого искусственного материала, который имитирует камень, керамику, дерево и может быть окрашен в любой цвет. Применение таких изделий в оформлении сказочных домов дает возможность реализовать любую идею их владельцев.

Как архитектурные утопии помогают развиваться городам


На днях в Центральном доме архитектора состоялась лекция ведущего отечественного архитектора-футуролога Артура Скрижали-Вейса, где он рассказал о значении вымышленных проектов в развитии мировой архитектуры.


С древних времен люди пытались представить образы идеальных городов будущего. Многие идеи с позиций сегодняшнего дня могут казаться примитивными, но когда-то они поражали воображение людей. Со временем проекты архитекторов-футурологов становились все сложнее и детальнее, постепенно фантазии художников превратились в двигатель архитектурного прогресса. Архитектурные шедевры, которыми сегодня восхищается весь мир, могли бы не появиться на свет, если бы не было тех, кто занимался архитектурным фантазированием.


Современные архитекторы признаются, что неоценимое влияние на формирование их профессионального восприятия оказало творчество Джованни Пиронези, Антонио Сант-Элиа, Питера Брейгеля-старшего, Этьена-Луи Булле, Якова Чернихова и многих других архитекторов-фантастов. Как говорит Артур Скрижали-Вейс, произведения архитектурной фантастики побуждают общество к смелым размышлениям и поиску новаторских образов.



Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563г.



Этьен Булле. Кенотаф Ньютона. 1784г.



Архитектурные фантазии Якова Чернихова в 1920-х годах...



Повседневная реальность в XXI веке




Архитектор-футуролог Артур Скрижали-Вейс:


Направление архитектурного фэнтези у меня связано с переосмыслением архитектурной классики. Историческое наследие привлекает, как гигантская творческая лаборатория, в которой я провожу свои эффективные эксперименты по созданию синтезированных фантастических сооружений. Историческая архитектура в стиле фэнтези - это не реконструкция, а воссоздание духа античного мира в невероятных формах.


Взгляд в будущее


Футурология в архитектуре - это взгляд в будущее, прогнозирование. "Нужно стараться предвидеть появление архитектурных форм, - объясняет Артур Скрижали-Вейс. - Мы не просто рисуем на пустом месте то, что первое приходит в голову. Необходимо представлять и предвидеть, к чему движется общество". При создании фантастических сооружений у художника должно сложиться представление, в каком месте и в каком времени находится воображаемый проект, кто в нем будет жить (пусть персонажи тоже будут придуманными). Необходимо определить функции проектов, конструкции должны быть правильно рассчитаны, изображены в пропорциях, приближенных к реальным. Нужно выстроить для них причинно-следственную связь, тогда это будет интересно и полезно.


По словам архитектора, даже в сказочные "бумажные" проекты необходимо закладывать использование современных технологий. В том числе при переосмыслении каких-то концепций старых авторов, которые вдохновляют их современных последователей. "Техногенная эстетика продиктована новыми открывающимися возможностями, - рассказывает архитектор. - Города и сооружения в воздухе, на воде, под водой, под землей и в космосе".


Прикладное значение


Кто-то скажет: архитектурная сказка - и не более. Однако проекты футурологов зачастую имеют прикладной смысл. Скажем, та же Москва - это в некотором роде воплощение представлений древних философов и художников о "городе-Солнце". В далеком прошлом появились проекты небоскребов, освоения подземных пространств, намывных островов, которые сегодня - обычная вещь. По словам Артура Скрижали-Вейса, футуристическая архитектура в качестве научно-фантастических архитектурных концептов, выходящих за рамки сегодняшнего дня, должна иметь прикладное значение. Ее создание вызвано желанием создавать образы, которые смогут формировать новые тренды и векторы развития глобальной архитектуры. Это некий путь, который поможет найти оптимальные интересные решения для сооружений будущего, это универсальные зрительные коды, которые имеют возможность сбываться при определенных условиях. "Например, если я создаю дома-амфибии для климатических беженцев, я же пока точно не знаю, насколько и в какие сроки поднимется Мировой океан, - говорит архитектор. - Но то, что катаклизмы происходят и их темпы будут со временем нарастать, уже всем очевидно. Поэтому некий смысл в создании таких проектов "впрок" определенно существует".


В то же время в мировой практике пока нет как таковых реализованных проектов, которые можно было бы четко отнести к стилю фэнтези. Этот архитектурный жанр не используют для реального строительства. Им вдохновляются, черпают новые художественные образы. На сегодняшний день футуристическую архитектуру активно используют в Голливуде, выстраивая мощные виртуальные миры, используя новые компьютерные технологии. Достаточно вспомнить "Звездные войны" Джорджа Лукаса.


Если вернуться в наше настоящее, то представляется, что возможности по внедрению идей-фантазий в конкретные проекты во многом определяются смелостью архитектора, инвестора и властей, их готовностью отойти от устоявшихся норм и традиционных представлений.


Архитектурные фантазии Артура Скрижали-Вейса









Номинация «Детский проект в начальной школе»

На конкурс представлен проект на тему «Сказка своими руками». Актуальность проекта определяется повышением самостоятельности младших школьников в учебной и повседневной деятельности, развития их фантазии и творчества.

Предпринята попытка самостоятельно изготовить макет по сюжету любимой сказки и разработать технологическую карту изготовления макета для дальнейшего использования в работе другими учащимися. Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта.

Тип проекта - творческий.В процессе работы автор продумывает композицию макета, находит в литературе и интернет-источниках технологию изготовления необходимых атрибутов. В результате исследования автор доказывает, что благодаря своему упорству и старанию можно не только изготовить новый атрибут для игры, но и повысить уровень своего мастерства в любимом деле.

Работа может быть интересна учителям технологии, начальных классов, детей и их родителей.

Я очень люблю сказку «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка. В книге по этой сказке яркие и красивые иллюстрации. Рассматривая в очередной раз книгу, мне захотелось проиграть эту сказку. Подходящих игрушек у меня нет. И тут мне пришла в голову замечательная мысль. А что если я сделаю сказку своими руками? Но как?

Прежде надо подумать, что я умею делать. Я хожу в кружок «Конструирование» и дома в свободное время делаю фигурки из бисера. Значит, бисер и будет основным материалом моей работы.

Проблема: можно ли сделать атрибуты для игры по книге самому?

Цель проекта: создание макета - иллюстрации по сказке «Серая шейка».

Объект исследования: макет сказки.

Предмет исследования: фигурки из бисера.

Гипотеза: если приложить максимум упорства и трудолюбия, можно создать красивый атрибут для игры.

Перед собой я поставил следующие задачи:

  1. Внимательно перечитать сказку.
  2. Выбрать сюжет, по которому я буду делать макет.
  3. Разработать композицию макета.
  4. Создать макет.

Этапы проектной деятельности:

  1. Чтение сказки «Серая шейка» и придумывание композиции макета.
  2. Творческая работа по созданию элементов макета.
  3. Оформление результатов в виде макета.

Мои вы-воды:

  • Иллюстрировать сказку самому не сложно, если знаешь, что будешь делать, из чего делать и как делать.
  • Я могу играть в свою любимую сказку.
  • Таких атрибутов для игры нет ни у кого, кроме меня.

Приложение. Творческий проект «Сказка своими руками».

Темлянцев Владимир, 8 лет, ученик 2 «А» класса МБОУ «СОШ №5», г. Усинск, Республика Коми. Интересы: конструирование, вокал, английский язык. Участник конкурса «Золотое рукоделие – 2013». Работу прислал мама: Темлянцева Эльмира Ханифовна воспитатель 1 категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад», г. Усинск, Республика Коми.

Интергированное занятие «В мире архитектуры»

Программные задачи:

  • Образовательные :
  • уточнить знания детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота);
  • закрепить знание типичного, обобщённого в сооружениях (у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна) и характерного, индивидуального (арки, колонны, портики, решётки);
  • уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.);
  • формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения;
  • познакомить детей с архитектурными особенностями своего города.
  • Развивающие :
  • развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение);
  • развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии), творчество и фантазию.
  • Воспитательные :
  • воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре;
  • активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации;
  • вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.

Предварительная работа:

  • Рассматривание буклетов с изображением видов города;
  • Чтение книг о городе и его жителях (И.Ядринцева «Мой родной Североморск»);
  • Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка»;
  • Рисование на темы «Улица нашего города», «Дома на нашей улице»;
  • Аппликация и ручной труд «Какие бывают дома?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы архитекторы», строительная игра «Строим детский сад»;
  • Составление тематического альбома с рассказами и рисунками детей «Город, в котором я живу»;
  • Оформление выставки «Архитектура» на Полочке красоты;
  • Рассматривание зданий, находящихся вблизи детского сада;
  • Просмотр слайдов, иллюстраций.

Материал к занятию: иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток с видами архитектуры города; поделки из картона (образцы ландшафтной архитектуры, градостроительства, объёмных сооружений); схемы-модели архитектурных сооружений, наборы конструктора «Архитектор» для каждой подгруппы детей (4-5 наборов), таблички с названиями станций для путешествия: «Мир Архитектуры»; «Умники и умницы»; «Мы – строители». Призы – «медали» для каждого ребёнка, подарок для группы – набор конструктора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть (организационный момент)

Дети находятся в группе, сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир Искусства. Какие виды искусства вы уже знаете? (Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Мы будем знакомиться с различными сооружениями, которые используют люди в своей жизнедеятельности. Путешествовать мы будем по станциям. (На доске расположены таблички с названиями станций, прикрытые бумагой. Названия станций открываются по ходу занятия).

Воспитатель : Вы готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

II. Основная часть занятия

Воспитатель: В каждом городе есть много красивых зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям. (Воспитатель обращает внимание детей на выставку фотографий с изображением различных сооружений. Рассматривание фотовыставки или слайдов с изображением разных зданий). К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях? (Ответы детей – это архитектура) . Наша 1 станция так и называется «Мир Архитектуры» (воспитатель на доске открывает название первой станции).

Воспитатель: А вы знаете, что такое архитектура? (Это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки –дома, магазины, дворцы культуры, школы) . Можно ли принести в детский сад произведение архитектуры? Почему нет? Но зато мы сами можем создавать архитектурные сооружения для наших игрушек. (Дети рассматривают поделки из картона с разными видами архитектурных сооружений). Какие виды архитектуры вы узнаёте среди этих поделок? (Высотный дом – градостроительство, мост – ландшафтная архитектура, телебашня – объёмное сооружение). Для чего предназначаются эти сооружения? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подбери архитектурные сооружения». (Детям раздаются открытки с изображением разных видов архитектурных сооружений).

Воспитатель: Вам надо внимательно рассмотреть открытки и определить, к какому виду архитектуры относятся изображённые сооружения. Затем положить свои открытки на тот стол, где находится данный вид архитектуры. (Дети раскладывают открытки вокруг архитектурных поделок из картона, которые стоят на столах и объясняют свой выбор, почему именно к этой поделке положили изображение на открытке). Что общего между всеми архитектурными сооружениями?

Дети: они должны быть прочными, красивыми, полезными.

Воспитатель: Какие элементы архитектуры есть у всех построек?

Дети: фундамент, крыша, стены, окна, двери.

Воспитатель: А чем отличаются сооружения друг от друга? (колоннами, балконами, решётками, портиками, различной формы окнами и дверью, шпилями на крыше).

Воспитатель: Дети, вы видели, как строят настоящие дома? А кто строит дома?

Дети: Строители

Воспитатель: Строители строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор . Эти рисунки и чертежи называются проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор – это художник-строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи различных домов в зависимости от их назначения, показывает, как выглядит дом с фасада (передняя наружная сторона дома), какие у него боковые и задние стены. Проект дома дается руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом. Видите как много надо знать и уметь, чтобы построить дом.

Физминутка на тему «Строители» (выполняются движения по тексту).

На стройке жаркая пора,
сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладёт кирпич за кирпичом –
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом,
С каждым днём
Всё выше, выше новый дом!

Воспитатель: 2 станция – «Умники и умницы ». Сейчас мы с вами проведём «Архитектурную викторину» и посмотрим, как вы знаете архитектуру своего города. Я буду описывать вам известные сооружения нашего города, а вы отгадаете, о каких из них идёт речь.

Воспитатель: Это сооружение находится на ул. Северная Застава. Оно большое, красивое, двухэтажное, расположено по форме буквы «Х». Это двухэтажное здание с множеством огромных окон, в нём имеется несколько входов и выходов. Каждое утро родители приводят сюда своих детей, чтоб они играли, занимались, общались друг с другом. Что это за здание?

Дети : Детский сад.

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (После того, как дети отгадали, о каком сооружении идёт речь, педагог вывешивает фотографию этого здания на доску, дети рассматривают её).

Воспитатель: По каким архитектурным особенностям вы узнали его? (ответы детей)

Воспитатель: Это сооружение называют храмом науки, сюда ходят учиться все дети. В этом здании широкий вход, большие окна, отсутствуют балконы, два этажа. Во дворе есть детская площадка для игр и занятия спортом. О каком здании я говорю?

Дети: Школа.

Воспитатель: Это здание находится в самом конце улицы Сафонова. Оно покоряет своей основательностью и могуществом, его фасад украшен балконами и колоннами, выполненными из белого камня. Голубой цвет символизирует принадлежность к военно-морскому флоту. В нём проходят различные городские праздники, концерты, встречи с интересными людьми, вечера отдыха моряков

Дети: Дом Офицеров Флота. (Педагог вывешивает фотографию Дома Офицеров на доску, дети рассматривают её).

Воспитатель: Это самое первое здание, появившееся на улице Душенова, которое стало культурным центром и любимым местом отдыха горожан. Это сооружение украшено лепными декоративными деталями, колоннами, арками. В здании много дверей. Окна необычной формы, с закругленным верхом (арочные). Под крышей есть фронтон (треугольное пространство под скатами крыши), который украшен барельефами (лепные выпуклые украшения) и надписью с названием этого здания.

Дети: Кинотеатр «Россия» (Педагог вывешивает фотографию кинотеатра, дети рассматривают её).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали здания, о которых я вам рассказывала. Значит, вы хорошо знаете свой город, его архитектурные достопримечательности.

Воспитатель: Вот мы с вами добрались до 3 станции, которая называется «Мы – строители». Вы будете строить архитектурные сооружения по чертежам, которые нарисовал архитектор. А кто строит дома? (Строители).

Художественное слово . (Воспитатель читает отрывок из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»)

Я бы строить дом пошёл, пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.
Самое главное, чтобы было нарисовано
Здание славное, живое словно.
Это будет перёд, называется фасад.
Это каждый разберёт –
Это ванна, это сад.
План готов, и вокруг
Сто работ на сотни рук.
На крыше выложили жесть.
И дом готов, и крыша есть.
Хороший дом, большущий дом
На все четыре стороны,
И заживут ребята в нём
Удобно и просторно.

(Детям раздаются схемы или чертежи различных сооружений, они по подгруппам (5-6 человек) выполняют постройку по чертежу, вслух договариваясь о последовательности работы). По окончании работы постройки детей обсуждаются.

Воспитатель (обращается к детям каждой подгруппы): Какое здание вы построили? Для чего оно предназначено? Какой персонаж из сказки мог бы жить в этом доме? К какому виду архитектуры относится? Какие архитектурные особенности отличают его от других сооружений? Молодцы! Вы правильно выполнили постройки, работали дружно, слаженно, поэтому сооружения у вас получились прочными, надёжными и привлекательными.

III. Заключительная часть (подведение итогов)

Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие. Мы с вами рассмотрели разные архитектурные сооружения, познакомились с их особенностями, вспомнили о достопримечательностях своего города, сами были строителями, узнали много интересного и полезного. А что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?

Похвала и дифференцированная оценка деятельности детей.

Сюрпризный момент: вручение детям медалей «Знаток Архитектуры», подарка для всех детей группы – набор конструктора.

После путешествия можно предложить детям построить город из разных видов конструктора; «составить улицы» города из самых красивых зданий (на ковролине, фланелеграфе), используя репродукции и фотографии; придумать и нарисовать здание для выбранного социального персонажа (величественный дворец, сказочные хоромы, уютный домик), нарисовать проект какого-то сооружения и построить его из конструктора, провести игровое упражнение «Покажи, элементы декора» (педагог называет архитектурные детали – колонны, фронтоны, шпили, арки, купола и другие, а дети показывают их на своих открытках).

ПРОЕКТ

«Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города»

Разработчики проекта:

  1. воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» Елисеева Ольга Ивановна;
  2. воспитатель второй квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка» Ягупова Светлана Федоровна

Название проекта: «В мире архитектуры »

Тип проекта:

  • по доминирующему методу: творческий, исследовательский;
  • по характеру содержания: ребенок- педагог - семья;
  • по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
  • по характеру контактов: старший дошкольный возраст в контакте с педагогами и семьей;
  • по количеству участников : фронтальный, групповой;
  • по продолжительности : долгосрочный.

Комплектация воспитанников: дети (26 человек), родители старшей группы МДОУ детский сад комбинированного вида №

Количество участников: 42 человека.

Длительность проекта: 1 год.

Дата проекта: 14.01.2013г. по 15.02.2014г.

Форма совместной деятельности: сотрудничество.

Итоговое мероприятие: Смотр – конкурс творческих работ «Юный архитектор»

Актуальность: Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт ребенок, играет важную роль в развитии у него ценностного отношения к родному городу, в воспитании патриотизма, бережного отношения к культуре родного края, к его историческому наследию, в воспитании уважения к художественному творчеству мастеров.

Мы живем на юге Московской области, в городе Серпухове, который является поистине кладезью архитектурных памятников, имеет свое неповторимое лицо, свой характер, особую судьбу. Серпухов знаменит уникальными памятниками истории и культуры - творениями зодчих Р. И. Клейна, М. Пиотровича, М. Таманского. На сегодняшний момент, согласно государственному реестру в городе 150 объектов культурного наследия, что позволяет отнести наш город к числу крупнейших исторических городов Подмосковья. Великолепие ансамблей жилых зданий, ожерелье храмов и церквей, по сути, превращают город в музей под открытым небом, музей ценнейших памятников архитектуры. Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан нам всем.

Организация работы по развитию детей на архитектурных образцах родного города имеет огромный потенциал в эстетическом развитии ребенка, в формировании художественного вкуса дошкольника, в развитии его познавательной сферы.

Проблемная ситуация: Возникшее противоречие между потенциальными ценностями ознакомления детей с архитектурой родного города и их использованием в реальном взаимодействии нашего дошкольного учреждения с семьей в воспитательно-образовательном процессе, указало на необходимость практического разрешения данной проблемы. Поэтому было решено уделить внимание разработке содержания темы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой родного города».

Целеполагание: только при совместном взаимодействии с семьей, разных форм работы: совместные экскурсии, праздники, развлечения, создание фотоальбомов, выставки совместного творчества по заданной тематике, участие в различных конкурсах, «круглый стол» (представление семейного опыта); родительские собрания, консультации, информационные буклеты, брошюры, информация на сайте учреждения, папки передвижки, практические занятия для родителей, мы можем говорить об успешном ознакомлении старших дошкольников с культурным наследием и архитектурой города Серпухова.

Цель проекта: повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления старших дошкольников с архитектурой родного города, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, посредством разных форм работы, пробудив интерес к жизни детей в детском саду.

Основные задачи проекта.

  1. Формировать положительное отношение к истории города, его настоящему и будущему.
  2. Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.
  3. Развивать интерес к изучению памятников архитектуры города Серпухова.
  4. Развивать творческие умения детей в процессе создания архитектурных построек и сооружений.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.
  6. Повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с архитектурой города.
  7. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах ознакомления детей старших дошкольников с архитектурой города Серпухова.

Практическая значимость проекта.

Предлагаемая организация партнёрских взаимоотношений между семьей и ДОУ помогает эффективной совместной работе всех субъектов дошкольного образования в процессе ознакомления детей с архитектурой родного города, повышают педагогические знания родителей, помогают решить задачи эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурных сооружений, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры, стимулировать потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности. Представленный проект может быть использован в системе дошкольного образования и художественно-творческом развитии детей.

Этапы работы

Этапы реализации проекта

Участники

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

педагоги ДОУ

родители

дети

Организационный этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов НОД, сценария итогового мероприятия.

педагогиДОУ

родители

Формирующий этап

Проведение НОД с детьми педагогами ДОУ (комплексные, тематические), посещение выставок, музея и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок по теме проекта.

педагоги ДОУ

родители

дети

Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (смотр-конкурс творческих работ). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги

Специалисты ДОУ

родители

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи. Главное, на что обращалось внимание - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Организационный этап

Работу с родителями строили, придерживаясь последовательности:

1. организационный (январь - февраль 2013)

Составление перспективного плана работы с родителями по ознакомлению дошкольников с архитектурой родного города, анкетирование родителей по данному вопросу;

Организация сотрудничества с родителями через реализацию различных форм работы;

3. заключительный (январь - февраль 2014)

Подведение итогов работы: (повторная диагностика, перспективы сотрудничества с родителями).

По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в обогащении знаний детей об архитектуре города Серпухова, но испытывают затруднения в отборе информации доступной ребенку - дошкольнику.

Мир архитектуры - это тот мир, в котором человек живёт и действует каждый день. Архитектура влияет на наше настроение, на наш образ мыслей. Она бывает красивой и отталкивающей, уютной и дискомфортной, просторной и тесной. Жилые дома, детские сады и школы, офисы, храмы, театры, промышленные предприятия, скверы – всё это архитектурные объекты, которые мы видим с самого рождения и, без которых не мыслим своего существования. Вот они – золотые купола церквей, особняки разных веков, современные коттеджи, парки, мосты.

Изучая архитектуру – изучаем историю своего Отечества, усваиваем традиции своих предков, становимся наследниками богатейшей культуры.

Работа с детьми

Нами было разработано содержание деятельности с детьми по ознакомлению с архитектурой родного города, которое предполагает рассматривание следующих блоков:

1. Архитектура зданий. Данный блок рассматриваем как художественное творчество (в камне, дереве, глине) через выявление особенностей архитектуры – функциональной, конструктивной и эстетической. Функциональность характеризуем следующими качествами - удобство, польза; конструктивные свойства - прочность, экономичность; эстетические - красота. Данный блок включает в себя следующие темы:

А) « Серпухов-город храмов» - знакомим детей с культовыми зданиями как памятниками архитектуры.

Б) « Жилые здания» - тема рассматривается через призму истории (прошлое, настоящее: изба, особняки купцов, коттеджи…)

В) « Общественные здания» - тема предполагает ознакомление детей с архитектурой зданий, имеющих общественное назначение: магазины, кинотеатры, поликлиники, школы, детские сады…

Г) « Промышленные здания» - тема предполагает ознакомление детей с архитектурой заводов и фабрик города.

2. Архитектура инженерных построек. Данный блок рассматривается через знакомство с сооружениями, не имеющими внутреннего пространства и объема: мостами.

3. Садово-парковая архитектура. Предполагает ознакомление детей с особенностями благоустройства площадей, парков, улиц города.

При отборе содержания учитываем его доступность детям, занимательность, последовательность, усложнение познавательных задач, развивающий и воспитательный характер.

Формирующий этап

Проанализировав методическую литературу, установили, что акцент необходимо делать на воспитание любви к родному дому, к культурному наследию и архитектуре Серпухова. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что город - частица России, здесь, как и в других местах России люди трудятся (учителя учат, врачи лечат больных и т. д.), соблюдают традиции, живут дружно, берегут и охраняют памятники архитектуры.

Для организации сотрудничества использовали разнообразные формы работы:

коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.

Работа с родителями

Проведено родительское собрание «Знакомим дошкольников с архитектурой города Серпухова», намечены основные пути взаимодействия по данной проблеме.

Больший интерес вызвала деловая игра с родителями «Путешествие по родному городу Серпухову», в процессе которой участники не просто «впитывали» определенные знания, а конструировали новую модель действий, отношений. В обсуждении участники игры пытались проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, как знакомить детей с архитектурой родного города.

Еще одной формой работы с родителями являются тренинги. Был проведен тренинг совместно с психологом «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Тренинговые игровые упражнения и задания помогли родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним по формированию патриотических чувств, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начал конструктивно общаться с ребенком, постиг новые истины.

Для изучения истории и достопримечательностей родного города оформили папку-передвижку «Серпухов – город древний, город молодой», где разместили интересную информацию для родителей и детей.

Совместно с родителями собрали материал о родном крае: стихи о Серпухове, загадки о достопримечательностях, памятниках и храмах. Дети с радостью узнавали знакомые стихи и загадки, гордились участием родителей в их подборке.

Действенной формой изучения архитектуры являются путешествия, экскурсии по родному городу. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - говорят в народе. Родители принимали активное участие в экскурсиях в Историко-художественный музей, на Соборную гору, в Выставочный зал, посетили Городской музыкально-драматический театр. Дети вместе с родителями смогли оценить красоту родного города, любовались соборами, храмами, музеями. Восторгу детей не было предела, что побудило родителей к дальнейшему изучению с детьми архитектуры Серпухова.

Мир ребенка – это его дом, семья, двор, улица, здания, памятники архитектуры – все то, что окружает его, самым непосредственным образом и влияет на его жизнь. Выставка рисунков и творческих работ «Юный архитектор», пробудила интерес к своему дому, улице, городу.

Изучение материала происходило с использованием книги «Планета чудес и загадок», раздел «Чудеса архитектуры», компьютерной технологии: «Дворцы русского музея», «Московский Кремль», «Искусство и архитектура», «Современный деревянный дом», энциклопедии Кирилла и Мефодия раздел «Архитектура», рассматривания цветных иллюстраций, фотографий с изображением зданий.

Совместно с родителями оформили альбомы, и папку передвижку «Серпухов город мой родной», «Мы с Ногинки», смастерили макет «Микрорайон им. Ногина».

Родители активно участвовали в изготовлении дидактических игр по ознакомлению с жилыми, промышленными, общественными зданиями. Эти игры не только обогатили знания детей об архитектуре города, но и сподвигли их к творческому рассказыванию о памятных и интересных местах города Серпухова и созданию новых игр, например:

«Знатоки Серпухова». Цель: формировать умение свободно использовать свои знания об архитектуре родного города, его достопримечательностях, формировать желание как можно больше узнать о своем городе, воспитывать чувство любви и гордости за него.

«Угадай по описанию». Цель: закреплять знания детей о жилых, промышленных, общественных зданиях.

«Где находятся памятники?». Цель: формировать навык определять пространственное расположение памятников архитектуры, закреплять название улиц, соборов, храмов.

Сюжетно-ролевые игры «Строители», «Проектировщики». Цель: Уметь придумывать сюжет игры, используя рисунок чертёж, по которому строятся жилые дома.

Развивающие игры:

  • «Где Городовичок?» Цель: Учить детей свободно владеть планом.
  • «Разные дома» Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертёж предмета.
  • «Стройка» Цель: Учить детей конструировать по схематическому образцу.

Итоговый этап

Итоговым мероприятием стал смотр-конкурс творческих работ «Юный архитектор». Работы выставки представлены вашему вниманию. Она создана благодаря творческой триаде педагоги – родители – дети.

Выводы. Таким образом, в результате совместно проведенного проекта «В мире архитектуры» у детей значительно вырос уровень знаний и представлений об архитектуре родного города. Приобщение к региональной культуре повысило познавательный интерес к архитектурно-художественному наследию Серпухова, что эффективно отразилось на характере продуктивной деятельности. По результатам работы была выявлена положительная динамика родительской компетентности по ознакомлению дошкольников с архитектурой, родители стали верными помощниками педагогов.

Дальнейшее развитие проекта

Изучение истории возникновения ландшафтной архитектуры России, ознакомление с приемами художественного оформления улиц и дворов города. Разработка и создание макета территории ДОУ.



Конспект тематической беседы для начальной школы "Знакомство с профессией архитектора".

Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия №2 им Л.Рябики" Республика Крым

Тематическая беседа для начальной школы по теме: "Профессия архитектор"

Описание: тематическая беседа с учащимися начальной школы о профессии архитектор, о памятниках архитектуры Республики Крым будет интересна учителям начальной школы, воспитателям, педагогам дополнительного образования при проведении уроков, бесед, классных часов. Данный материал окажет большую помощь при проведении уроков ИЗО, технологии, окружающего мира.
Цель: знакомство с профессией архитектора.
Задачи:
-дать представление об архитектуре как виде искусства;
-расширить знания о видах архитектуры;
-ознакомить с памятниками зодчества;
-развивать воображение, творческие способности, внимательность, речь;
-воспитывать уважение к труду архитектора, чувства гордости к своей Родине, бережное отношение памятникам архитектуры, трудолюбие.

Ход беседы.

1. Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний. Беседа.
-Дети, где мы живём? (Город или сельская местность.)
-Что нас окрузает? (Здания, деревья, машины.)
-Можем ли мы обойтись без всего, что нас окружает? (Нет.)
3.Мотивация учащихся.
Учитель.
-Как понимаете эту пословицу?
Дом построить- не шапку на голову надеть.
(Ответы детей.)
У медведя есть берлога.

У ласточки- гнездо.


У Бабы Яги избушка на курьих ножках.


А у человека есть дом.
Учитель. Чтение сказки.
Жил- был Дом. С красивым крылечком, большими окнами, надёжной крышей, с доброй печью и трубой. Дом как дом. Немного сказочный и волшебный. Дом стоял хороший, но он никогда не улыбался. Потому, что в нём не было жильцов. Но вот однажды в нём поселились люди. Хозяйка стала наводить порядок, а хозяин, чтобы всё в нём было поправно. И Дом немного встрепенулся, ожил. Но ему всё равно было грустно.
-Как вы думаете, что не хватало Дому?
-Я думаю, что детского смеха, детских игр, улыбок.
Так и случилось. Когда появились дети, Дом ожил, заулыбался озорной широкой улыбкой.

Почему Дом грустил?
-Чему учит сказка? (Дом не должен пустовать.)
4.Изучение нового. Учитель.
-С чего начинается строительство любого здания?
Дома, в которых мы живём, магазины, школы, театры, вокзалы, больницы- все эти здания, или архитектура.
-А кто придумывает дом?
Архитектор придумывает и рисует дом на бумаге.


Архитектор (от греческого- основа, происхождение;
и латынского слова- дом, укрытие)- профессия, которая занимается архитектурой, то есть планированием, дизайном, расчётом конструкций зданий и других сооружений.
Изначально греческое слово означало- глава плотников.
Ученик.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
(С. Баруздин.)
Пословицы.
Построить здание- надо иметь знание.
Дом возвести- не плетено заплести.
(Дети объясняют значение высказываний.)
Учитель.
Все здания, которые вокруг нас, можно разделить на группы:
а.) жилые, то есть те, в которых живут люди;
б.) общественные- те, куда жители приходят учиться, отдыхать, работать, решать важные вопросы.
в.) культовые- те, в которых люди молятся и размышляют.
Есть много сооружений, перед которыми хочется остановиться и рассмотреть их. Среди них есть как современные
здания, так и те, что были построены много столетий назад. Все они созданы по законам красоты. В Древнем Риме
были сформулированы основные требования к архитектору. Если здание соответствует своему назначению, если оно
прочно, то, чтобы стать произведением искусства, ему нужно быть красивым. Красивое, но недолговечное строение-
бессмысленно. Архитектор создаёт произведение архитектуры. Из свода этих законов и возникла архитектура- наука
о строительстве красивых и удобных зданий. Разнообразие видов построек, которые нас окружают, зависит от
уровня развития общества, от быта и культуры народов, живущих в регионе, от рельефа и климата, от строительных
материалов.
Архитектура, или зодчество- это искусство организовывать пространство, которое необходимо для жизни и деятельности людей.
По своему назначению архитектуру делят на три основных вида:
1.) градостроительство (создание новых городов, посёлков, реконструкция старых городских районов);


2.) архитектура объёмных сооружений (жилые дома, театры, школы, магазины, заводы, фабрики);


3.) ландшафтная архитектура (сады и парки, городские скверы, бассейны, фонтаны.)


В русском языке слово "архитектор" появилось в начале пятнадцатого века. До этого использовались термины
"муроль" и "каменных дел мастер".
Учитель.
-Архитектор придумал проект здания на бумаге, кто воплощает его чертежи в жизнь?
(Рабочие строительных специальностей.)
-Какими качествами должны обладать строители?
(Физически крепкими, трудолюбивыми, повышать своё профессиональное мастерство, обладать желанием делать нужное
людям дело.)
Ученик.
Маляр.
Есть у мастера сноровка-
Водит кистью очень ловко.
Тянет следом за собой
Ленту краски голубой.
(О. Емельянова.)
Плотник.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка- задоринки.
(О. Емельянова.)


Кровельщик.
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.
(О. Емельянова.)
Снабженцы.
Чтоб дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
(И. Демьянов.)

Учитель.
- Отгадай загадки и узнаешь, какие инструменты использовали мастера для постройки жилища.
1.Быстро грызёт,
мелко жуёт,
Сама не глотает.
Что это, кто отгадает? (Пила.)

2.Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом. (Гвоздь.)

3.Сам худ- голова с пуд. (Молоток.)

4.У конька, у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт.
Стружка белая бежит. (Рубанок.)
5.Цепкий рот
на тех сердит,
Кто зазря
в доске сидит. (Клещи.)


- Какие ещё профессии помогают архитектору воплотить в жизнь его замыслы?
(Штукатуры, каменщики, крановщики, шофёры и много других.)

5. Учитель. Знакомство с историческими памятниками архитектуры Крыма.
Крым- уникальное место. Здесь уживаются отвесные скалы и просторные степи, засушливые долины и лазурное море.
Это стык двух миров, двух эпох. Здесь уживается неповторимая культура крымско-татарского народа и славянские
постройки.
Крым славится своими памятниками архитектуры, которые спроектировали талантливые архитекторы, известные во
всём мире. Мечеть Джума- Джами в городе Евпатории придумал турецкий мастер Хаджи Синан, который создал
знаменитую Голубую мечеть в Стамбуле.


Алупкинский дворец проектировали английские архитекторы Эдвард Блор и В. Гунт- резиденцию генерал-губернатора
Новороссии графа Воронцова.


Ливадийский дворец создали архитекторы итальянец И. Монигетти и россиянин Н.Краснов.


У подножия горы Митридат (город Керчь) более 1000 лет назад появилась церковь Иоанна Предтечи.

Уникальный памятник архитектуры средневековья является Судакская крепость: грозные, соединённые стенами шестнадцать башен ярусами обвивают конусообразную гору.


Одним из первых сооружений города Бахчисарай был ханский дворец, утопавший в зелени садов и виноградников.
Отсюда название города- Бахчисарай-дворец садов или дворец в саду.

Уникальными памятниками средневековья в Крыму являются "пещерные города", расположенные в труднодоступных
местах гор- это большие укреплённые города: Мангуп, Чуфут-Кале, Эски-Кермен и другие.