Памятники петровской эпохи. Русская культура ХVIII века Vbulletin памятник архитектуры петровской эпохи

  1. 1. АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПЕТЕРБУРГА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ Выполнила: Нарочная Екатерина
  2. 2. Памятник Петру I  Пётр I -российский император, которому устанавливались памятники в советское время. Самым первым и наиболее известным является Медный всадник в Петербурге, его изготовление и возведение заняло более 10 лет. Скульптура Петра работы Б. К. Растрелли была создана ранее Медного всадника, но установлена перед Михайловским замком позднее. Установлен на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина.
  3. 3. Кикины палаты  Ки́кины пала́ты - памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге.  Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала- советника и одного из сподвижников Петра I - Александра Кикина. Он был построен в 1714-1720 годах неизвестным архитектором недалеко от Смольного (возможно, Андреасом Шлютером). В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну.
  4. 4.  В 1829 году здание было перестроено по проекту архитектора Александра Штауберта, а декор в стиле барокко уничтожен.  Во время Ленинградской блокады Кикины палаты сильно пострадали, но в 1952-1956 годах были восстановлены в предполагаемом первоначальном виде архитектором Ириной Бенуа. В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей.
  5. 5. Здание Кунскамеры  Кунстка́мера - кабинет редкостей, в настоящее время - Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) - первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
  6. 6.  Пётр I во время «великого посольства» в 1697-1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, - сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, - как нитки…».  Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.

Арендный блок

Архитектура Санкт-Петербурга петровской эпохи

Прогрессивные преобразования Петра I в начале XVIII в. затронули все стороны жизни; меняется и архитектура, отвечая новым государственным потребностям. В этот период усиленно развивается гражданское и промышленное строительство. Строятся судостроительные верфи (Воронеж), оружейные (Тула) и металлургические заводы (Прионежье, Урал).

Важную роль в развитии архитектуры того времени сыграло строительство новой столицы России - Петербурга. Застройка города, начавшаяся в 1703 г., велась по заранее составленному плану и правилам. Жилые дома строились по «образцовым» (типовым) проектам для различных сословий; возводились административные, научные и культурные комплексы - здание 12 коллегий, судостроительная верфь (Адмиралтейство), шпалерная мануфактура, литейный смоляной двор и др.

Простота и экономичность - отличительные черты архитектуры петровского времени. Геометрическая правильность зданий подчеркивается на углах цепью рустов; фасады симметричны, центральная ось часто отмечается башней со шпилем; только детали и двухцветная окраска фасадов создают некоторую живописность.

При преемниках Петра I в архитектуре ярче, чем раньше, проявляются черты стиля барокко, которые выразились, главным образом, в дворцовых постройках и в садово-парковых ансамблях. Одним из крупных архитекторов этого направления был В. В. Растрелли, по проектам которого построены Зимний и Царскосельский дворцы.

В 1716 г. началась разработка генерального плана Петербурга с учетом трехлучевой композиции планировки Адмиралтейской части, где главным лучом был Невский проспект. Лучи трех магистралей сходились к Адмиралтейству. Для зданий петровского времени характерны рустовка углов, пилястры, филенки, обрамление окон, наличников в духе французского классицизма.

Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода становятся общественные здания, а также городские и загородные дворцово-парковые ансамбли.

Сооружения Петербурга начала XVIII столетия характеризовались простотой планов и объемного формообразования. Здания почти всегда имели прямоугольные очертания и анфиладную систему расположения помещений, они строились в два или три этажа. Фасады отличались плоскостностью, ордер вводился в виде пилястр. Хотя пропорции ордеров не отличались правильностью, но это искупалось пластичностью форм.

В петровское время первостепенное внимание уделялось строительству не дворцовых, а общественных, утилитарно-необходимых построек. Дворцовые здания имели весьма ограниченные размеры. Недостаток материалов и необходимость вести строительство быстрыми темпами, а также нехватка мастеров и рабочих ограничивали практические возможности. Первые годы после основания Петербурга (1703) дома строились из дерева, спустя два-три года начали воздвигаться посредством применения фахверка полуглинобитные с деревянным каркасом, и только после того как появились кирпичные заводы, примерно с 1710 года, стали возводиться кирпичные здания. Снаружи кирпичные сооружения покрывались штукатуркой, пластические детали выполнялись из гипса. Фасады окрашивались в два цвета — основное поле покрывалось обычно охрой, красно-брусничным или голубым тоном. На этом интенсивном цветном фоне, традиционном для русского зодчества, выступали белые лопатки — пилястры, тяги, карнизы, наличники окон, швы руста. Ордерные элементы чаще объединяли второй и третий этажи, первый служил для них пьедесталом, крыши делались высокими.

Одно из самых ранних монументальных построек петровского времени - палаты вице-канцлера Шафирова (1710) на Петербургской стороне. В этом затейливом сооружении слились традиционно русские и европейские архитектурные элементы. На высоком каменном фундаменте возведено мазанковое здание, со стрельчатыми и полукруглыми фронтонами, западной мансардой и русской "бочкой".

Для дворцовых сооружений, всегда очень небольших размеров, была типична трехризалитная структура. Центральная трехъярусная часть, наделенная основным ризалитом, возвышалась над двухэтажными боковыми частями. Именно такой облик имел, в частности, первоначально Большой Петергофский дворец.

Внутренняя планировка определялась центрально расположенным вестибюлем с лестницей, которая вела в главный, парадный прямоугольный двусветный зал, находившийся на оси здания. Зал этот обычно распространялся не в ширину, а в глубину по отношению к главному фасаду.

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве.

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.

В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.

В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.

В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве - это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.

История архитектуры в России. Архитектурные школы. Архитектурные тип и символика. Архитектура на Руси.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Ответы.

Билет 51Новые тенденции в русской иконописи XVII в. Симон Ушаков.

17 столетие - период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.

С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всяческие новшества, именно в кремлевских мастерских появлялись произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и иностранные художники, получившие образование в Европе. Здесь развертывалась деятельность Симона Ушакова - крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. Наконец, Здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия. Одной из важных специфических черт искусства 17 в. Является пронизывающая его подлинная стихия декоративности. В фантастически замысловатом узорочье выражается жизнерадостность, горячий интерес к окружающему. Именно иконопись Симона Ушакова отражает те идеалы, которыми жила его эпоха, подобно тому, как искусство Андрея Рублева является свидетельством своего времени. Биография художника имеет немало пробелов, восстановить которые отчасти возможно по авторским надписям на иконах. Именно благодаря одной из таких надписей мы знаем дату рождения художника – 1625 (до сентября) или 1626 (после сентября) год. Кроме датировок, художник зачастую указывал и имя заказчика той или иной иконы. Известно также, что по происхождению он был дворянином, имел родственников среди духовенства и монашествующих. Помимо иконописания, Ушаков, состоя на государственной службе, делал рисунки для знамен, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ.



Билет 52 Русская архитектура Петровской эпохи.

После основания новой столицы русская архитектура стала развиваться двумя параллельными путями - в Петербурге и в Москве.

В Москве небывалого подъема зодчества в последней четверти XVII века, когда в городе и его окрестностях были созданы такие совершенные архитектурные произведения, как церкви Никола «Большой крест», Успенья на Покровке.

Первым строением на берегах Невы была Петропавловская крепость, вторым Адмиралтейство. Но Петербург должен был стать не только крепостью, но и «окном в Европу», первым русским морским портом, связывающим государство с далекими морскими просторами, со странами всего мира. Торговля должна была стать главным - после военного дела - содержанием жизни столицы

Главным отличием новой столицы от старой было ограниченное количество церквей - они строились лишь в случаях крайней необходимости. Церковные здания носили предельно простой характер. Собор Петропавловской крепости его стройная колокольня, увенчанная гигантским шпилем и украшенная часами, имела совершенно светский характер, напоминая западные городские ратуши. Высота этой колокольни была первым выражением будущего величия столицы. Самое посвящение собора Петру п Павлу означало открытый намек на славу Петра, только что одержавшего под Полтавой первую великую победу.

3 периода строит-ва Питера:

1 период: И истории раннего петербургского строительства следует различать три периода, последовательно сменявших друг друга. В течение первого, продолжавшегося до 1710 года, все здания, малые и большие, возводились из леса, имевшегося под рукой и тут же рубавшегося. Однако уже в 1705 году Петр направил сюда опытных людей, именуемых в документах архитекторами,- Федора Васильева, Ивана Матвеева н несколько позднее Григория Устинова.

Определенного плана застройки не было, по все же в деятельности Петра I по созданию Петербурга было несколько основных идей, которым он оставался верен до конца жизни. Ему прежде всего хотелось, чтобы Петербург ни в чем не походил на Москву, связанную у пего с тяжелыми воспоминаниями юности. Затем Петр хотел, чтобы новый город напоминал, в общем, те европейские города, которые ему удалось видеть во время заграничных поездок

Более всего будущая столица рисовалась Петру похожей на Амстердам, с его сетью каналов, что подсказывалось сходством местоположения - одинаково низменным расположением Голландии и невских берегов. Помимо этого сходства, Петра привлекала и голландская архитектура (фото)наиболее простая и удобная, наименее барочная, какой стала, до известной степени, и петровская архитектура Петербурга.

«образцовых домов»

В практику застройки, но была введена очень важная мера: разработка проектов «образцовых домов» (фото) для застройки кварталов новой столицы. Этот метод, ставший обязательной составной частью русской практики «регулярного» градостроительства на протяжении всего XVIII столетия и позднее, был впервые применен Петром еще в Москве («образцовые» дома в селе Покровскомстроительств «образцовых» домов (фахверковому («мазанковому») и каменных) могло обеспечить единство габаритов домов и другие требования регулярной застройки городских улиц.

Наружный облик «образцовых » домов был выдержан в характерных для петровского времени скромных формах: немногие архитектурные и декоративные детали - лопатки, карнизы, лучковые фронтоны,- повторявшиеся во всех проектах, составляли убор фасада.

«Образцовые» проекты оказали сильнейшее влияние на рядовую застройку новых кварталов Адмиралтейской стороны и Васильевского острова. Только за шесть лет, с 1711 по 1716 год, было построено свыше четырех тысяч жилых домов.

Единственным уцелевшим до наших дней образцом деревянной петербургской постройки может служить известный «Домик Петра Великого», состоящий из двух светелок, разделенных сенцами. Снаружи его стены были «расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом

Период

4 апреля 1714 года велено было всем жителям строить но этому образцу. В том же году Петр ввел еще новинку, предписав не ограничиваться заполнением каркаса одной глиной, а вкрапливать в него кирпичи. Так именно был построен первый дом Меньшикова на Троицкой площади.

3 период

Третий - «каменный» - период. Отдельные каменные здания строились и раньше, как, например, палаты Кикина 1707 года петровские вельможи один за другим принялись строить каменные дома, стараясь перещеголять друг друга. Некоторым своим любимцам Петр выстроил дома на казенный счет, но большинство строило за свой счет. К ранним каменным постройкам относятся и первые два дворца Петра I - Летний сохранившийся до наших дней, и первый Зимний дворец.

Летний дворец + Зимний дворец.

Архивным документам известно, что Летний дворец начал строить Иван Матвеев, продолжал Трезини и вдвое увеличил Шлютер. Примерно в этом виде дворец дошел до наших дней. Вслед за Летним дворцом в 1711 году ниже по течению реки появился так называемый «первый Зимний дворец» Вскоре его сменил новый Зимний дворец, построенный, по проекту Г. Маттарнови и позднее, в 1726-1727 годах, перестроенный и значительно расширенный Д. Трезини.

Особенно важное значение для изучения архитектуры петровского Петербурга имеет серия рисунков Христофора Марселиуса, выполненных в 1725 году. Ценность этих рисунков заключается, во-первых, в том, что они сделаны архитектором, а во-вторых, в факте их выполнения прямо с натуры, без прикрас и домыслов. Этого нельзя сказать о гравюрах А. Зубова и А. Ростовцева, которые приукрашали натуру и в ряде случаев использовали проекты зданий, не только еще не достроенных, но даже не начатых.

1. Первая в России печатная газета называлась

1) «Куранты» 2) «Ведомости» 3) «Телескоп» 4) «Живописец»

2. Как назывался первый созданный в России музей?

1) Эрмитаж 2) Кунсткамера 3) Оружейная палата 4) Третьяковская галерея

3. Первый русский музей, созданный в XVIII в., – это

1) Грановитая палата 2) Кунсткамера 3) Оружейная палата 4) Третьяковская галерея

4. В каком городе была открыта первая в России Академия наук?

1) Санкт-Петербург 2) Москва 3) Казань 4) Новгород

5. В каком архитектурном стиле построен Зимний дворец в Петербурге?

1) классицизм 2) ампир 3) барокко 4) рококо

6. Кто из перечисленных лиц относится к представителям российской культуры XVIII в.?

1) Варфоломей Растрелли 2) Сергей Соловьёв 3) Фёдор Достоевский 4) Илья Репин

7. Какой памятник архитектуры относится к стилю (направлению) классицизм?

1) дом Пашкова в Москве

2) церковь Покрова в Филях

3) церковь Вознесения в Коломенском

4) здание Государственного Исторического музея в Москве

8. Выдающимся памятником архитектуры Петровской эпохи является

1) Казанский собор в Санкт-Петербурге

2) Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

3) Большой Кремлёвский дворец в Москве

4) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

9. Василий Баженов вошёл в историю русской культуры как

1) архитектор 2) землепроходец 3) композитор 4) художник

10. Укажите архитектурный стиль XVIII в., в котором великолепие и монументальность сочетались с причудливыми линиями фасадов и обилием лепных украшений.

1) модернизм 2) барокко 3) классицизм 4) конструктивизм

11. Василий Баженов и Матвей Казаков – это

1) зодчие XVII в. 2) художники XVII в. 3) скульпторы XVIII в. 4) архитекторы XVIII в.

12. Открытие памятника Петру I в Петербурге («Медный всадник») состоялось в период правления

1) Елизаветы Петровны 2) Петра III 3) Екатерины II 4) Павла I

13. Кто из перечисленных архитекторов был создателем Зимнего дворца в Санкт-Петербурге?

1) Доменико Трезини 2) Джакомо Кваренги

3) Антонио Ринальди 4) Варфоломей Растрелли

14. Расположите следующие архитектурные сооружения в хронологическом порядке их создания.

1) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

2) Зимний дворец

3) Успенский собор Московского кремля

4) Собор Покрова Пресвятой Богородицы что на рву (храм Василия Блаженного)

15. Расположите следующие памятники архитектуры в хронологическом порядке их создания . Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

2) Архангельский собор в Московском Кремле

3) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

4) Собор Святой Софии в Новгороде

16. Установите соответствие между памятниками архитектуры и стилем, в котором они возведены :

17. Установите соответствие между архитектурными памятниками и городами, где они были возведены: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

18. Установите соответствие между архитекторами и созданными ими памятниками архитектуры: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

19. Создателем первого русского профессионального театра был

1) А.П.Сумароков 2) Ф.Г. Волков 3) Д.И. Фонвизин 4) Ф.С. Рокотов

20. Кто из перечисленных лиц был основателем первого в России публичного театра?

1) А.Д. Кантемир 2) М.В. Ломоносов 3) Ф.Г. Волков 4) А.П. Сумароков

20. Крупнейшим русским портретистом XVIII в. был

1) Ф.Г. Волков 2) Н.И. Новиков 3) М.Ф. Казаков 4) Д.Г. Левицкий

21. М.В. Ломоносов был активным участником

1) создания Академии наук в Санкт-Петербурге

2) первой экспедиции по исследованию и описанию Камчатки

3) создания Московского университета

4) создания Царскосельского лицея

22. Открытие какого учебного заведения непосредственно связано с деятельностью М.В. Ломоносова?

1) Славяно-греко-латинской академии в Москве 2) Высших женских курсов в Петербурге

3) Царскосельского лицея 4) Московского университета

23. Витус Беринг и Алексей Чириков – это

1) полководцы 2) архитекторы 3) художники 4) мореплаватели

24. Впервые через пролив между Азией и Северной Америкой прошла экспедиция под руководством

1) Е.П. Хабарова 2) С.И. Дежнёва 3) С.П. Крашенинникова 4) Ф.Ф. Беллинсгаузена

25. Запишите фамилию, пропущенную в схеме.

Ответ _______________________

26. Прочтите отрывок из документа и укажите исторического деятеля, о котором идёт речь.

«…Изобрёл все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше четырёх тысяч опытов, коих не только рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил…

Сочинил диссертацию о химических растворах, где показаны причины, от чего металлы, в крепкой водке растворяясь, производят теплоту и жар, а соли, растворяясь в воде, производят стужу…

Сочинил "Российскую грамматику", которая и на немецкий язык переведённая печатается под моим смотрением».

1) В.К. Тредиаковский 2) М.В. Ломоносов 3) Л. Эйлер 4) И.И. Шувалов

27. Современником императрицы Екатерины II был

1) Симеон Полоцкий 2) Степан Разин 3) Александр Радищев 4) патриарх Никон

28. Смольный институт благородных девиц был открыт в России

1) во второй половине XVIII в. 2) в начале XIX в. 3) в 60-е гг. XIX в. 4) в начале XX в.

29. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) открытие Славяно-греко-латинской академии

2) основание Московского университета

3) начало книгопечатания в России

4) основание Академии наук

30. Напишите слово, пропущенное в схеме.

Архитектура петровского времени. Прогрессивные преобразования Петра I в начале XVIII в. затронули все стороны жизни; меняется и архитектура, отвечая новым государственным потребностям. В этот период усиленно развивается гражданское и промышленное строительство. Строятся судостроительные верфи (Воронеж), оружейные (Тула) и металлургические заводы (Прионежье, Урал).

Важную роль в развитии архитектуры того времени сыграло строительство новой столицы России - Петербурга. Застройка города, начавшаяся в 1703 г., велась по заранее составленному плану и правилам. Жилые дома строились по «образцовым» (типовым) проектам для различных сословий (рис. 18); возводились административные, научные и культурные комплексы - здание 12 коллегий, судостроительная верфь (Адмиралтейство), шпалерная мануфактура, литейный смоляной двор и др.

Рис. Адмиралтейство - Санкт-Петербург(1806-1823). Арх. А. Д. Захаров. Центральный объем

Рис.Здание императорской шпалерной мануфактуры

Рис. 18. Фасады образцовых домов для малоимущих, зажиточных и именитых (1714). Арх. Трезини

Простота и экономичность - отличительные черты архитектуры петровского времени. Геометрическая правильность зданий подчеркивается на углах цепью рустов; фасады симметричны, центральная ось часто отмечается башней со шпилем; только детали и двухцветная окраска фасадов создают некоторую живописность.

При преемниках Петра I в архитектуре ярче, чем раньше, проявляются черты стиля барокко, которые выразились, главным образом, в дворцовых постройках и в садово-парковых ансамблях. Одним из крупных архитекторов этого направления был В. В. Растрелли, по проектам которого построены Зимний и Царскосельский дворцы.

Рис. Царскосельский дворец

Русский классицизм . С середины XVIII в. в России ведущим архитектурным стилем стал классицизм.

Утверждение этого стиля связано с формированием капиталистического уклада и с развитием прогрессивных демократических идей передовой части русского общества.

Характерная часть стиля -использование античных архитектурных форм. Ордерные композиции в сочетании с гладью стен становятся излюбленной темой. Особенно часто архитекторы классицизма применяли портик; им подчеркивалась средняя ось здания; помимо центрального портика нередко устраивались и боковые (рис. 19).

Рис. 19. Дом Пашкова в Москве (1784-1786). Арх. В. И. Баженов. Общий вид

Основоположниками классицизма в России были выдающиеся зодчие В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

В начале XIX в. традиции классицизма продолжала блестящая плеяда зодчих нового поколения, во главе которых были А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов.



Одной из главных особенностей русской архитектуры первой половины XIX в. можно считать создание городских ансамблей. Зодчие решали большие градостроительные задачи. Их интересовало не столько создание отдельных красивых зданий, сколько объединение застройки целых кварталов, площадей, набережных, парков в стройную систему, воспринимаемую как единое художественное целое. Примером может служить ансамбль Адмиралтейства (рис. 20).

Часто в ансамбли включались здания, построенные ранее. Так было, например, с Зимним дворцом в Петербурге, который вошел в ансамбль Дворцовой площади. Пышное барокко дворца, хотя и контрастирует по стилю со строгим классическим зданием Главного штаба, однако является частью единого целого.

Рис.Зимний дворец.(1754 - 1764). Арх. В В Растрелли

Рис. Здание главного штаба. (1819-1829). Арх. К. И. Росси

Это достигнуто Росси благодаря согласованности в размерах двух зданий - ритмом окон, общей высотой.

Развитию архитектуры того времени способствовали достижения в области строительной техники: создание большепролетных конструкций из металла и дерева, подвесных перекрытий, совершенствование кладки кирпичных сводов и куполов.