Открытый урок литературное чтение в бианки музыкант. Открытый урок по литературному чтению "В.В.Бианки «Музыкант»"

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Виталия Валентиновича Бианки «Музыкант»

Подготовила учитель начальных классов Чекмарёва Анна Юрьевна

2012 год.
Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант». Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать внимание, мышление; прививать любовь к природе. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий. Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии, презентация ко всем этапам урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Речевая разминка На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь) На доске: Мишка и мушка. Мишка брёл лесной опушкой. Повстречался мишка с мушкой. Закричала мушка грозно: - Уходи, пока не поздно! – Гром тут грянул, как из пушки. Убежал медведь с опушки. - Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле? Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.
3. Определение темы и цели урока
На доске запись: Заходер Крылов Пушкин Носов Чуковский Токмакова - Установите, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске. - Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича. - Атеперь определим название произведения, которое мы будем читать. Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.
На доске запись: 14 21 9 29 12 1 15 20 - По номерам букв определите слово, которое является названием произведения. - Произведение называется «Музыкант»
На доске появляется запись: Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
- Зная тему, поставьте цель урока. - Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; познакомиться с его произведением «Музыкант»; учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.
4. Подготовительная работа

    Работа с биографией автора.
- Приступим к работе над поставленной целью. Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам тексты о писателе с пропущенными словами, а вы восстановите их по памяти.
Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца - ученого-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»). Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
- А теперь на листочках, которые у вас на столах, поработайте в парах. Восстановите биографию Бианки, вставив пропущенные слова. - Виталий Бианки родился…году…в городе… . Фамилия ему досталась от предков - … . Отец его был учёным - … . В семье Бианки было… мальчиков. В их квартире хранился небольшой… . Летом семья Бианки уезжала в деревню … . Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное … . Ему было … лет. Первое ружьё ему подарили в … лет. Он очень любил … и … . Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по … . В Петрограде в литературном кружке он познакомился с … . Первый рассказ Бианки был опубликован в журнале «…» . А самой знаменитой книгой стала книга «…» .
Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.
«Воробей»,зоопарк, Петербург, итальянцы, орнитолог, 5 лет, трое детей, Лебяжье, путешествие, 13 лет, поэзия и футбол, Алтай, Чуковский, Маршак, «Лесная газета».
2.Словарная работа.
Медвежатник – охотник на медведей Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы Опушка – край леса
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова.
Устанавливается лексическое значение слов.
    Предопределение учащимися содержания нового произведения.
- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).
5. Чтение нового произведения учителем
6. Проверка первичного восприятия
- Чьё предположение оказалось более точным?(Учащиеся высказывают своё мнение). - Ответьте на вопросы усложнённого текста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ. Тест 1) Что делал старик, когда встретил колхозника? а) ловил рыбу; б) играл на скрипке; в) играл на баяне; 2) Что сообщил колхозник старику? а) что он видел в лесу медведя; б) что он собрал много грибов; в) что в лесу много ягод;
    Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке; б) пошёл поговорить с соседом; в) пошёл в лес;
    Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук; б) как рубят деревья; в) пронзительный комариный писк;
    Кого он увидел в лесу?
а) зайца; б) лису; в) медведя;
    Как поступил старик?
а) … …; б) … …; в) … … .
7.Физкультминутка - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. - Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте. Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.
8. Чтение текста учащимися
Установка: определить жанр произведения.
9.Анализ произведения
- Определите жанр произведения. - Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика. - Кого автор называет музыкантом? - Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте. - Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов? - Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа. - И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит? (Слушаются ответы учащихся). - Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы. - Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста. - Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение. - «Дзенн»- это звукоподражание.
10.Подведение итогов урока
- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке. - С каким его произведением познакомились? - Как в нём отражается характер творчества этого писателя?
11.Рефлексия
- На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Если вам понравился урок, поставьте точку около улыбающегося медведя. Если урок не затронул ваших чувств, то поставьте точку около равнодушного медведя. Если вам почему-то урок очень не понравился, поставьте точку около грустного медведя.

Литература.

    Г.А. Бакулина. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров:ВГПУ, 2000. Г.А. Бакулина. Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность. 2класс.- Киров, 2007. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению (к УМК Л.Ф. Климановой и др. «Школа России»). – Москва. «ВАКО»,2012.

Урок литературного чтения

Класс: 2 класс

Тема: В.Бианки «Музыкант»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения :

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации;

Определять жанр произведения, его тему; различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка);

Понимать смысл прочитанного текста, определять главную мысль;

Определять основные события и устанавливать их последовательность;

- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;

Объяснять значение слова с использованием словарей.

2. Совершенствовать УУД :

Принимать и сохранять учебную задачу; прогнозировать результат (Регулятивные УУД);

- осознанно строить речевое высказывание; извлекать необходимую информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков (Познавательные УУД);

- задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

3. Личностные результаты:

Формировать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нор мам природоохранного поведения.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (1 часть), стр. 142-145. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина (УМК «Школа России»);

Выставка книг произведений В.Бианки;

Словарь с толкованием слов «медвежатник», «завалинка», «колхозник», «опушка», «щепки» (распечатанный на каждого ребенка);

Таблица «рефлексия» (у каждого ученика)

Ход урока.

I ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ.

    Мотивация учебной деятельности.

(У доски выставка книг)

Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (все книги о природе, о животных, книги одного автора - Виталия Бианки )
- А можно догадаться,
о чем писал Виталий Валентинович Бианки ? ( о животных, на обложках книг нарисованы животные; о природе).

(если дети сомневаются, вопрос о том, писал ли В.Бианки о животных/природе записывается на доске)

    Антиципация.

Откройте учебники на странице 142 и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. Предположите, кто герой этого произведения. (музыкант )

Посмотрите на иллюстрацию. Предположите, о ком будет это произведение? (о медведе )


- Какой вопрос вы хотели бы задать автору по названию произведения и по иллюстрации к ней? ( )

Как вы думаете, произведение какого жанра мы будем читать сегодня: сказку, рассказ? (может сказку, потому что медведей-музыкантов в природе не бывает)

Какой вопрос вы хотели бы задать автору по жанру этого произведения? (Это рассказ или сказка?)

По иллюстрации вы можете точно определить жанр? (нет)

(вопросы, которые дети задали автору, записываются на доске)

    Постановка цели.

- Итак, на какие вопросы мы сегодня хотим получить ответ ?

    Это произведение о медведе-музыканте?

    Это рассказ или сказка?

    Писал ли В.Бианки о животных/природе?

(Могут быть и другие вопросы)

- Попробуем найти ответы в произведении.

II ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ.

    Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Учитель организует работу с текстом ( текст читает учитель ). Дети слушают текст, вступают в «диалог с автором».

Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте вместе с писателем отправимся в охотничий домик на опушке леса.

М ы с вами будем читать и вести диалог с автором, задавать автору вопросы, сами искать на них ответы, и проверять свои предположения по ходу чтения . Если у вас возникают вопросы к автору или вам встретятся непонятные слова, сразу остановимся и разберемся.

В.Бианки «Музыкант»

Старый медвежатник (Какой вопрос хотели бы задать автору? Кто такой медвежатник? (работа со словарем: охотник на медведя)) сидел на завалинке (работа со словарем: невысокая земляная насыпь возле избы) и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка.

Мимо проходил знакомый колхозник (работа со словарем: человек, занимающийся сельским хозяйством) и говорит старику:

- Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

(Пойдет ли старик на охоту или нет? Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте 2 часть произведения )

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» - да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

(Какой вопрос хотели бы задать автору? Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? Выскажите свои предположения. Проверим наши предположения. Ответы найдем в 3 части произведения )

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке (работа со словарем: край леса) разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки (работа со словарем: тонкая пластинка, отколотая от дерева) . А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна запела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, - медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

(Как поступит старик с медведем? Выскажите свои предположения. Проверим наши предположения, прочитав 4 часть )

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!..»

Колхозник спросил старика:

- Ну что, убил медведя?

- Нет, - ответил старик.

- Что ж так?

-

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

    Беседа по содержанию текста.

На какие вопросы мы нашли ответ?

- Это произведение о медведе. Его можно назвать «музыкантом», потому что он играл на разбитом дереве. (отрывок из текста: Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна запела. Медведь наклонил голову и слушает. )

- Мы прочитали рассказ. Здесь нет сказочных героев, животные не разговаривают, нет троекратных повторов, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника.

- В рассказе «Музыкант» писатель В.Бианки рассказывает о природе.

    Выразительное чтение.

Сколько частей вы выделили бы? (во время первичного чтения текста учитель акцентировал внимание на частях) Почему? Прочитаем каждую часть, о чем она? Мы должны выделить только то, что нам важно, основные моменты произведения. Давайте составим план рассказа.

Оценивать данное задание мы будем по следующим критериям:

Оценка "5" – самостоятельно составляет план, последовательно, не упуская главного, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков по основным моментам произведения.

Оценка "4" - допускает неточности при составлении плана, сам исправляет их.

Оценка "3" - составляет план при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

(Если ребенок не может передать через план содержание рассказа, ему можно предложить готовые пункты плана, расположенные не в хронологической последовательности. Например,

1. Охотник пожалел медведя.

2. Старый медвежатник любил музыку.

3. Медведь – музыкант.

4. Старик пошёл охотиться на медведя.)

(индивидуальная работа в рабочих тетрадях)

План (примерный) рассказа «Музыкант».

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

III ЭТАП. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ.

    Концептуальная беседа.

- Найдите, где говорится, почему охотник не убил медведя (отрывок из текста: Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я? )

Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю )

Учитель :
- Верно дети, человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.
Это то, о чём нам хотел сказать автор.

    Творческое задание.

Дома предлагаю вам пересказать текст от лица одного из героев:

Старика-охотника,

Медведя-музыканта,

Колхозника.

Чтобы получить отметку «5», нужно соблюдать следующие требования:

1. Пересказ текста должен быть подробным.

2. При пересказе не пропускать основных событий, не нарушать их последовательность.

3. Пересказ текста должен быть от лица одного из героев (старика-охотника, медведя-музыканта, колхозника).

IV . РЕФЛЕКСИЯ

С каким произведением мы сегодня работали на уроке? («Музыкант»)

На какие вопросы искали ответ? (Называют (или читают) вопросы)

Что мы учились делать на уроке? (Если затрудняются, то могут воспользоваться таблицей)

(При желании дети могут рассказать, как они себя оценили)

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»

УМК Школа России

Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».

Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок, развивать внимание, мышление; прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.

Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с заданием, презентация.

Методы работы : объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Ход урока

I . Организационный момент:

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, пожалуйста, повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки. Урок начнем со стихотворения «Доскажи словечко»

1.На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Следи за текстом, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

5. Ответы полные давайте И на уроке… не зевайте.

Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!

II . Проверка домашнего задания

Посмотрите на доску: УТЯТА СТРЕКОЗА АЛЁША

Как эти слова связаны с домашним заданием?

Какое домашнее задание выполняли? (пересказать часть рассказа Б.Житкова «Храбрый утенок»)

Проверка дом. задания

III . Новый материал

Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды?

Я вам предлагаю разгадать кроссворд. СЛАЙД

Б

И

А

Н

К

И

3.Как звали утёнка, который спас друзей от стрекозы? (Алёша) 4.Как называется произведение Л. Н. Толстого, в котором мальчик спасает от собак беззащитное существо? (Котёнок)

5. Кто напугал детей в произведении Чарушина «Страшный рассказ»? (ёжик)

Чему учат эти рассказы?

(Надо любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к «братьям нашим меньшим», знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защитить животных и оказать им помощь).

Что заметили интересного? Какое слово получилось? (Бианки)

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь.

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Вот так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь.

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Знакомство с биографией и творчеством писателя.(портрет) СЛАЙД

В этом году исполнилось 122 года со дня рождения писателя.Свою необычную фамилию он получил от своего деда –итальянца. В.В.Бианки вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи.

Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

Задания:

    О каких увлечениях В.В. Бианки вы узнали?

    Чему учат книги В.В.Бианки?

Много книг В.В.Бианки есть у нас в библиотеке. Вы можете взять и прочитать (выставка книг).

Работа с выставкой книг.

- Ребята, посмотрите на парту. Здесь представлено ещё одно задание.

- Зачеркните буквы, которые подходят к шифру, а из оставшихся букв соберите слово.

карточка №1

К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т

Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16

МУЗЫКАНТ.

- Кто такой музыкант, как вы думаете? (Мнения детей.)

С. И.Ожёгов даёт такое определение слову «музыкант».

«Музыкант – человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте».

Как вы думаете, что общего у этих 2 слов:

БИАНКИ МУЗЫКАНТ (СЛАЙД)

Какова же тема сегодняшнего урока?

Чему будем учиться на уроке чтения? Выберите из предложенных вариантов.

Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний

- На минутку мы окунёмся в мир классической музыки. Вы прослушаете сейчас отрывок из музыкального произведенияАнтонио Вивальди. А какие музыкальные инструменты вы услышали? СЛАЙД

- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?

Слайд - Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости.

Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да?

(Дети называют: баян, пианино, аккордеон, балалайка) СЛАЙД

А теперь внимательно прослушайте рассказ. Следите за моим чтением и подумайте про себя как музыка может быть связана с творчеством Бианки, который писал о животных.

Чтение рассказа учителем. (Чтение с остановками и прогнозированием)

1 остановка:

Что делал старик, когда встретил колхозника?

Как сказать по-другому «пиликал на скрипке».

Пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?

2 остановка:

Как поступил старик?

Что он услышал в лесу?

Какие чувства он испытывает при этом? Подтвердите словами текста.

Почему он удивился?

Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

3 остановка :

Кто же издавал в лесу тонкий, ласковый звук?

Что делал медведь? Подтвердите словами текста.

Как он услышал свою музыку? Прочитай.

А старик? Прочитай.

Какой вывод можно сделать? (они оба неравнодушны к музыке, животные и люди чувствуют одинаково)

Как поступит старик с медведем?

4 остановка:

Как поступил старик с медведем?

Почему он не убил зверя, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта)

Какие чувства испытывает охотник, объясняя, почему он не смог стрелять в медведя?

А как бы вы поступили на месте охотника?

Это произведение рассказ или сказка? Почему?

Почему рассказ называется «Музыкант»?

Что удивило вас в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).

Подтвердились ли ваши предположения? Кого же Бианки назвал музыкантом?

(Медведя и человека.)

Каким вы себе представили медведя?

На карточке № 2 у вас даны слова, выберите те, которые характеризуют медведя.

Неуклюжий большой

Маленький бурый

Косолапый хитрый

Ленивый слабый

А знаете ли вы происхождение слова «медведь»?

Послушайте сказку Бианки– «Разговор сороки с медведем», и вы узнаете, почему медведя так назвали.

Какой вопрос, стрекотуха?

Итак, почему же медведя так назвали? Кто был внимательным и кто скажет нам, почему зайца назвали беляком, глухаря – глухарём?

Физминутка. Слайд
Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух руках, на двух ногах,
Мы тоже можем так.
В лесу пастух трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже можем так.

Закрепление изученного материала

Повторное чтение текста

При чтении текста вам встретятся трудные слова, мы сейчас прочитаем и разберём их значение СЛАЙДЫ

Рас-спро-сил – расспросил

Ос-то-рож-но- осторожно

Рас-щеп-лён-ном-расщеплённом

За – ва – лин – ка – завалинка

Мед-ве-жат-ник – медвежатник– человек, который охотится на медведей.

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка –край леса

Давайте перечитаем текст и озаглавим каждую часть.

(1 часть – 2чел.. 2 часть – 3чел, 3часть – 2 чел и + раб с иллюстрацией, 4 часть – чит. по ролям)

По мере чтения частей текста появляется план. СЛАЙД

План.

1.Медвежатник – музыкант.

2. Красивые звуки.

3. Медведь – музыкант.

4.Такой же музыкант, как и я.

Работа с иллюстрацией (после чтения 3 части)

Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают) - Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке. - Сравните, как слушали музыку старик и медведь - Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.

А 4 часть прочтём по ролям, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.)

Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке. Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю.Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.)

Итог урока

А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?

(-надо беречь животных, природу) Недаром стала крылатой фраза:

«КРАСОТА СПАСЁТ МИР»!

Выполните следующее задание:

Собери пословицу: (работа в парах)

карточка№ 3. Красив тот, (кто поступает красиво)

Красота сердца (дороже красоты лица)

Человека узнают по тому (что его окружает)

Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя.

А я сегодня чуть-чуть хочу дополнить ваши знания о медведях, только самым интересным.

СЛАЙДЫ (про Бурого медведя) – (сообщения 3 учеников)

1. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал, что ….

Сегодня на уроке мне было интересно потому, что ….

Домашнее задание

Пересказ самой интересной, на ваш взгляд, части

№1. К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т

Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16

Неуклюжий большой

Маленький бурый

Косолапый хитрый

Ленивый слабый

№ 3. Красив тот, дороже красоты лица

Красота сердца что его окружает

Человека узнают по тому кто поступает красиво

Эй, мишка – медведь, на вопрос ответь.

Какой вопрос, стрекотуха?

Почему тебя медведем назвали? Вот глухарь - понятно, он весной глухой. Заяц – беляк – понятно – он зимой белый. А вот медведь – непонятно!

Хе- хе! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мёд ведающий». Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан.

1.Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.

2.Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

3.За развалистую походку медведя прозвали косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям. Ходит по лесу не торопясь.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа

Хотынецкого района Орловской области

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект урока

литературного чтения

во 2 классе

по теме

« В.В. Бианки "Музыкант"»

Подготовила:

учитель начальных классов

Залыгина С.А.

2015 год

Конспект и презентация для урока литературного чтения по теме:

В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе

УМК «Школа России»

Учебник: Л.Ф. Климанова. «Родная речь» в 2-х ч. М., «Просвещение», 2014

Тема . В.Бианки. «Музыкант».

Цели : Учить работать с художественным, текстом (формировать осмысленное, быстрое, выразительное чтение), формировать читательскую компетентность.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки;

Познакомить детей с рассказом «Музыкант», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

Развивать устную речь учащихся;

Развивать образное и логическое мышление;

Расширять кругозор детей;

Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Воспитательные:

Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

Воспитание интереса к изучению природы через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

Воспитание критического мышления.

Тип урока . Урок открытия новых знаний. Комбинированный

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.

Планируемые результаты:

регулятивные УУД:

1) учащиеся формулируют тему и цели урока;

2) принимают и удерживают учебную задачу.

3) оценивают свою работу, деятельность;

4) осуществляют навык контроля и самоконтроля при чтении.

познавательные УУД:

    ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую литературу;

    используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявления мотивации, причинно-следственных связей .

коммуникативные УУД:

    слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;

    формируют навыки учебного сотрудничества.

личностные УУД:

    осознают условия для формирования положительной мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;

    воспитывают любовь и бережное отношение к животным.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок литературного чтения

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Девиз нашей работы:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

А у вас какое сегодня настроение? Покажите своё настроение: Солнышко-всё у меня будет хорошо; солнышко и тучка - немного волнуюсь; тучка – у меня ничего не получится.

Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране "О братьях наших меньших"

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Ребята, кого называют "братьями меньшими"?

А какие писатели рассказали нам о них?

Какое домашнее задание вам было задано?

Проверим домашнее задание.

Прочитайте выразительно рассказ Бориса Житкова «Храбрый утёнок».

Скажите, кто вам из ребят понравился больше?

Почему.

Молодцы вы справились с домашней работой хорошо! Оцените своих одноклассников.

III . Речевая разминка.

    Взяли листочки со слоговыми таблицами. Работаем по ним.

    Прочитайте скороговорку, записанную на доске:

МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ. СЛАЙД 1

Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее.

Прочитаем её тихо, громко, ещё громче.

Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно.

Повторите её быстро (3 ученика называют в быстром темпе).

IV. Мотивация к учебной деятельности.

(У доски выставка книг) СЛАЙД 2

Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (книги одного автора В. Бианки)

А можно догадаться, о чём писал Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)

- По выставке книг и по страничке учебника определите тему нашего урока

    Сегодня познакомимся с произведением Виталия Бианки «Музыкант». (Учебник страница 142)

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои –звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

    Как вы думаете, о ком или о чём будет говориться в этом рассказе?

Как называется произведение?

Скажите значение слова “музыкант”. (Выслушиваются ответы детей)

Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой. (словарь Ожегова) - РАБОТА СО СЛОВАРЁМ

    Физкультминутка
    - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

    Игра «Определи музыкальный инструмент» ( Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина).

    V. Постановка учебной задачи:

- Зная тему, поставьте цель урока.
- Цель урока: познакомиться с творчеством В.В. Бианки;

познакомиться с его произведением «Музыкант»;

учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.

VI. Работа по теме урока. Работа с текстом во время чтения

а) словарная работа СЛАЙД 4

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

б) первичное чтение.

Учитель - Я буду читать рассказ, а ваша задача – слушать внимательно, после прочтения я задам вам несколько вопросов.

в) проверка общего понимания содержания.

Учитель - Вы прослушали внимательно начало рассказа, а теперь ответьте на вопросы:

    О чём я прочитала ? (ответы детей ).

    Ответьте на вопросы усложнённого теста по прослушанному произведению.
    Тест
    1) Что делал старик, когда встретил колхозника?
    а) ловил рыбу;
    б) играл на скрипке;

    в) играл на баяне;

    2) Что сообщил колхозник старику?

    а) что он видел в лесу медведя;

    б) что он собрал много грибов;

    в) что в лесу много ягод;


    3) Как поступил старик?
    а) остался сидеть на завалинке;

    б) пошёл поговорить с соседом;

    в) пошёл в лес;
    4) Какой звук услышал старик?

    а) красивый тонкий звук;

    б) как рубят деревья;

    в) пронзительный комариный писк;


    5) Кого он увидел в лесу?
    а) зайца;
    б) лису;
    в) медведя.

Парная проверка

2) - Пойдёт старик на охоту или нет? (ответы детей ). РАБОТА СО СЛОВАРЁМ (ЛЕС) СЛАЙД 5

Лес – это природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, насекомые, птицы, звери.

Стихотворение о лесе, сообщение о медведе. (СТЕПАН, ДАША)

а) Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

б) СЛАЙД 6 Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, в глухих лесах. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель мёда: даже укусов пчёл не боится, лишь бы полакомиться.

Осенью зверь заботится о берлоге, где можно поспать до весны.

Говорят, что зимой медведь лапу сосёт. Да и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

Следы бурых медведей можно иногда спутать с человеческими следами. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.

    Чтение 4 части

а) Отработка техники чтения- чтение в пол голоса (СТР 144, 1 абзац)

б) Чтение про себя(СТР 144, ДИАЛОГ)

в) Чтение вместе с учителем (БУКСИР)

б) Беседа по части

- Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).

Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)

Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

Как поступит старик с медведем?

VII Физкультминутка

Топай, мишка,хлопай,мишка,

Покружись со мной, братишка,

Руки вверх,вперёд и вниз

Улыбнись и садись.

VII I . Продолжение работы по теме урока

1). Составление плана рассказа . Слайд 7. Слайд 8

Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.

План рассказа «Музыкант».

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

2) Чтение рассказа учащимися вслух по частям и пересказ по опорным словам.

Слайды 9 – 12.

1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.

2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.

3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.

4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.

3) Дополнительное задание к рассказу «Музыкант». Слайды 13, 14, 15

а) работа в парах, в группах

Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги.

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять!

IX Закрепление нового материала.

1) Выборочное чтение.

Найдите в рассказе и докажите, что старик любил музыку.(с. 142, 1 абзац).

Как старик услышал звуки доносившееся из леса? (с. 142 последний абзац).

Как медведь играл на щепках? (с.143.)

Как медведь слушал музыку? (с. 143).

Как оценил старик игру музыканта? (с.143).

2) Анализ произведения

Определите жанр произведения.

- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

(Слушаются ответы учащихся).

Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- «Дзенн»- это звукоподражание.

X Рефлексия . (да + или нет -)

1. Старик медвежатник играл на балалайке? (-) НА СКРИПКЕ

2. Знакомый колхозник видел в лесу волка? (-) МЕДВЕДЯ.

3. Старик присел отдохнуть на пенёк? (+).

4. Звук, который услышал старик слышался с опушки? (+)

5. Медведь сидел на дереве? (-) ПОД ДЕРЕВОМ.

6. Старик убил медведя? (-)

Поменяйтесь заданиями и проверяем. (Я читаю, дети по одному отвечают).

Встаньте те, у кого всё верно! МОЛОДЦЫ!

Что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

XI. Домашнее задание: чтение и пересказ рассказа «Музыкант»

Итог:

Что поучительное вы взяли для себя из этого рассказа? (быть наблюдательным, любить природу, беречь её, находить и замечать в природе необычное)

Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с рассказами об"братьях наших меньших" мы прониклись в мир милосердия, сострадания

Довольны ли вы своей работой на уроке? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

Нарисуйте выражения ваших лиц на солнышках (Грустное или веселое)

В природе столько красоты
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи ,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

Цели: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и его произведением «Музыкант», понять глубину содержания этого произведения

Задачи:

  • учить учащихся плавному чтению целыми словами;
  • формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, при выразительном чтении передавать эмоциональный настрой персонажа, находить отрывки в тексте по заданию учителя;
  • развивать креативность мышления, обогащать словарный запас;
  • развивать дружелюбие в общении;
  • воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Личностные УУД:

  • Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Метапредметные УУД:

  • Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • Учить учащихся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с художественным текстом;
  • Формировать умение коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.

Познавательные УУД:

  • Формировать умение составлять план прочитанного произведения.

Коммуникативные УУД:

  • Формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • Формировать умение договариваться, находить общее решение;
  • Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Оборудование: музыка, презентация, портрет Бианки В.В., сюжетные картинки, учебник, аудиозапись.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.

II. Актуализация знаний

Чтобы узнать тему нашего урока, нам предстоит выполнить задания.
Итак, первое задание: отгадайте загадки:

1. Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят. (Стрекоза)

2. Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)

3. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно. (Еж)

VII. Чтение текста по частям

Итак, начинаем работать с рассказом.
- Обратите внимание, что данный рассказ уже разделен на части.
- Сколько в нем частей? (4 части)

(Дети читают рассказ по частям, используя разные виды чтения, после чтения каждой части идет анализ)

1) Чтение первой части хорошо читающим учеником.

Кто такой медвежатник? (Медвежатник - человек, который охотится на медведей). (Читает 1 ученик)
- Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке - плохо играл)
- Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома)
- Прочитайте значение слова

  • колхозник - работник колхоза
  • опушка - край леса

Вопросы по содержанию.

Чем занимался старый медвежатник, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке)
- Для чего он это делал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)
- Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.)
- Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть).

Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку)

Появляется слайд № 7

А кто-нибудь из вас знает, как звучит скрипка? Давайте послушаем. (Включаю запись: Крис Паркер Симфония).
- Понравилась ли вам, как звучала скрипка?
- Ребята, как звучит скрипка в этом отрывке? Опишите ее. (Мелодично, красиво, хочется танцевать).
- Что необходимо иметь, чтобы играть на ней? (Музыкальный слух, долго учиться и тренироваться)
- Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)
- Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
- Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.
- Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте самостоятельно 2 часть рассказа.

2) Самостоятельное чтение 2 части.

Вопросы по содержанию.

Какая главная мысль 2 части? Докажите словами из текста (В лесу старик долго искал медведя).
- Как озаглавим ее? (Охота на медведя) (На слайде по щелчку)
- Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его). (Как вы это понимаете?)
- По содержанию второй части составьте по 1 вопросу. (Проверка)
- Прочитайте вопрос, после второй части.
- Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выскажите свои предположения)

3) Чтение 3 части по цепочке. Словарная работа.

Как вы понимаете слово «опушка»? (Край леса) По щелчку

Вопросы по содержанию.

Скажите, какая главная мысль этой части? (Игра медведя на разбитом дереве)
- Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)
- Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)
- Как озаглавим ее? (Медведь - музыкант) (На слайде по щелчку)
- Какую словесную картину вы бы нарисовали к этой части?
- Вы можете предположить, как поступит старик с медведем? Почему вы так считаете? (Дети высказывают свое мнение)

4) Чтение 4 части по ролям (или жужжащие чтение, зависит от времени)

Как можно прочитать 4 часть? (По ролям)
- Сколько действующих лиц в этом отрывке?(3)
- Прочитайте отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.
- Что чувствовал старик к медведю? А колхозник?
- В каких словах выражена главная мысль этого произведения (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я). (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю - медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.)
- Как озаглавим ее? (Охотник пожалел медведя) (Слайд по щелчку)
- А как бы вы поступили на месте охотника? (Выслушиваются ответы детей)
- Что мы составили к этому рассказу? (План)
- Для чего мы это делали? (Чтобы легче было пересказать текст)

VIII. Закрепление содержания произведения. (Работа в паре)

Закрепим содержание рассказа по серии сюжетных картинок.
- Посмотрите на доску, в той ли последовательности расположены картинки по содержанию рассказа.
- Опираясь на пункты плана, расположите сюжетные картинки в правильной последовательности.
- Обозначьте на листочке последовательность картинок, используя числа. (Проверка по эталону на слайде) Кто выполнил работу правильно, возьмите себе кружок.

Появляется слайд № 8 (Эталон) Самоконтроль

IX. Обобщающая беседа

Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе)
- Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)
- Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)
- Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? Подтвердились ваши предположения?

X. Рефлексия

На доске изображены 2 медведя:

  • улыбающийся
  • грустный

Если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя;
- если ничего нового не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя;

XI. Оценка деятельности учащихся на уроке

Оценим вашу работу.

  • У кого 3 кружка - получает за урок оценку «5»;
  • У кого 2 кружка - получает за урок оценку «4»;
  • У кого 1 кружок - получает за урок оценку «3»;

XII. Домашнее задание

Д/З предлагаю по выбору. Из 3-х заданий выберете, понравившееся вам задание и запишите его в дневник.

  • Используя план, пересказать рассказ близко к тексту от лица медвежатника.
  • Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок.
  • Прочитать рассказ и ответить на 4, 6 вопросы.