Национальный костюм моего белгородского края рисунок ребенка. Традиционный костюм белгородской губернии

В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России. Средоточие на Белгородчине многообразных форм народной одежды обусловлено прежде всего историческими особенностями заселения края. При всем разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины в ней проявлялись сходные черты, характерные как для общеславянской, так и для общерусской и южнорусской культур. Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех восточнославянских народов. Типично южнорусскими можно считать преобладание черного цвета в понёвах и сарафанах, их яркая декорировка ярусами лент и ковровой вышивкой, многосоставные головные уборы. Сказалось в белгородском костюме также и украинское влияние, обусловленное большим количеством украинских сел на территории области. Русские крестьянки перенимали отдельные детали одежды, вышивку, украшения.

Народная одежда - один из наиболее важных разделов . Вместе с жилищем, орудиями труда и производственными навыками, пищей и утварью она образует широкую область материальной культуры народа.

Одежда в значительной мере обеспечивает существование человека. Наряду с утилитарной функцией, едва ли не с самого своего появления одежда выполняет ещё одну, тесно с ней связанную функцию, которую так же условно можно назвать дифференцирующей.

Она несёт (иногда довольно сложную) знаковую систему, позволяющую различать людей по полу и возрасту, по территориальной, этнической, религиозной, социальной принадлежности. У большинства народов различаются одежда мужская и женская, одежда детей, девушек на выданье, молодых женщин и старух, мужчин-воинов, вошедших в зрелый возраст, и стариков, одежда крестьян и горожан, бедных и богатых, социальных низов и верхушки, одежда служителей культа,ритуальная одежда, одежда праздничная и будничная.

Не имеет аналогов в мире, является уникальным в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариантности.

Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских и неславянских народов, социально-экономические условия, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты.

Бытование народного костюма определяла традиция - историческая преемственность идейно-эстетических и художественных достижений предшествующих поколений

Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и у большинства других народов мира, были крестьяне. Они жили в гармоничной слитности с родной природой, через неё и постигали смысл Красоты, Добра, Истины. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, «гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей», имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.

Последние статьи

Рубаха женская

Издавна основой женского и девичьего костюма была рубаха - его древнейший, общеславянский элемент. По всей территории России девушки и женщины носили длинную рубаху, преимущественно белого цвета, сшитую из прямых полотнищ льняной или конопляной ткани домашнего изготовления.

Русский народный крестьянский костюм

Несмотря на генетическую связь с юбкой, в Курско-Белгородском регионе саян отмечен исключительно в селах с традиционным ношением сарафана. Туникообразный в качестве девичьей одежды бытовал в воронежских селах с поневным комплексом.

Понева – как элемент русского народного костюма

Понева состояла, как правило, из трех полотнищ домотканой, чаще клетчатой шерстяной ткани преимущественно насыщенного темно-синего, серого, черного или темно-красного цветов, сшитых боковыми кромками в четырехугольник, собранный на вздержку.


В работе рассматриваются следующие темы: Из истории южнорусского костюма. Орнамент – музыка, которую можно видеть. Символика орнамента. Особенности женской одежды. Поневный комплекс. Белгородский музей народной культуры. Женский народный костюм Белгородского края


Из истории южнорусского костюма Народный костюм Белгородского края тесно связан с историей заселения, характером чересполосного проживания русских и украинцев, с военно- политическими событиями. Строительство Белгородской засечной черты в XVI-XVII веках вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате слияния элементов различных культур появилась новая, специфическая народная культура Белгородского края. Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме. В нем нашли воплощение искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, орнамента.


Орнаментальное искусство формирует все многообразие одежд, главным образом, женских, и ряд предметов домашнего обихода. Характер орнамента зависит от формы предмета, материала, технологии изготовления. Сам орнамент, подчеркивая свойства материала, делает изделие более выразительным, зрительно его организует, выявляет строение. Элементы орнамента чередуются и согласовываются друг с другом, вычленяя предмет, не разрушая при этом его формы. Орнамент – музыка, которую можно видеть


По способу сочетания мотивов (основного элемента орнамента, определяющего его вид, лицо рисунка) выделяется три основных типа: ленточным Полоса с линейными или горизонтальными чередованиями мотива. Такой орнамент называют еще ленточным. К нему относятся каймы, различные обрамления, бордюры. Замкнутый орнамент Замкнутый орнамент, который компонуется в прямоугольнике, квадрате, круге, овале. Сетчатый орнамент Сетчатый орнамент. Основой его служит геометрическая сетка, и мотив в нем может повторяться по вертикали, горизонтали, вертикали. Геометрический и растительный орнаменты Геометрический и растительный орнаменты - наиболее часто встречающиеся виды орнамента в Белгородской области.


Символика орнамента Цвет в одежде всегда был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли. Для южнорусского орнамента характерны следующие цвета: Красный – огонь, заря, жизнь. Зеленый – красота, любовь, цвет Природы. Белый Белый – духовное начало, чистота, снег. Черный – земля, покой, траур. Желтый Желтый – солнце, тепло, свет. Синий – небо, вода, духовность, разум.


Особенности женской одежды Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду крестьяне делали дома – из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана. Рубахи шили длинными и широкими. Все отверстия в них, через которые духи могли проникнуть в человека - горловина, рубаха, покрывались магическим орнаментом. Украшением в народном костюме служили ожерелья и монисты, гайтаны и грибатки. Женская одежда украшалась богаче девичьей. Вышивать рубаху девушка должна была сама, иначе замуж не возьмут. Каждая женщина имела понев – юбок.


Поневный комплекс В женской одежде Белгородского края преобладали два комплекса одежды – сарафанный и поневный. Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная рубаха, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником. Поневный комплекс состоял из: 1. рубахи, 2. поневы- юбки, 3. запона – передника, 4. украшений, пояса, 5. кички и сороки, платка, 6. лаптей. Главная отличительная черта покроя русской рубахи – косой полик, вшиваемый острыми углами в долевые швы или в вертикальные разрезы на плече спереди или сзади. Рубаха – первая нательная одежда.


Поневный комплекс Передники–запоны («занавески», «завесы») имеют удивительное своеобразие в южнорусском костюме. Завесы надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи. Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей.


Поневный комплекс Важную роль в законченности головного убора принадлежала головному убору. Кичкообразный головной убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел в разных районах свои особенности. В Белгородском крае его составляли кичка и подзатылень. Для изготовления кички полосу ткани простегивали несколько раз, подкладывали твердую основу подковообразной формы. Заканчивалась кичка «рогами», обращенными назад. В подшитую к ней полосу кумача укладывали поднятые на темя косы.


Поневный комплекс Подзатылень надевали на затылок и завязывали шнурками поверх кички, как бы обертывая голову с затылки и с висков. Сороку не надевали на голову, а прикрепляли сверху кички над лбом. Ее шили из кумача с бисерным подзатыльнем. Головной убор дополнялся серьгами и косицами. Серьги в виде круга из картона, обшитого тканью, разноцветным гарусом, бисером, блестками и бусинами, прикрепляли к подзатыльню над ушами, выше их втыкали косицы.


Белгородский музей народной культуры Белгородскую область ученые-этнографы по праву называют «заповедником народного костюма». Здесь проводится политика, основной идеей которой стала проблема возрождения народных культурных традиций Белгородчины, которые создавались многими поколениями и являются основой духовного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения. За последние годы созданы благоприятные условия для воспроизводства, развития и распространения народной художественной культуры, формирования базы для этнокультурного образования и воспитания детей и молодежи.


Белгородский музей народной культуры Среди организаций, работающих в этом направлении, достойное место занимает музей народной культуры Белгородского государственного центра народного творчества. В нем собрана обширная коллекция предметов народной одежды конца XIX – начала XX вв. В музее систематически проводится работа по распространению знаний народных костюмов, промыслов и традиций среди населения. По предварительным заявкам проводятся обзорные, тематические экскурсии и мероприятия. Организуются встречи с мастерами и другими замечательными людьми края. В залах музея звучат народные инструменты в гармоническом окружении шедевров народного искусства.


Выставка «Мозаика белгородского костюма» К 50-летию образования Белгородской области музей народной культуры подготовил выставку народного костюма. На выставке представлены более 300 экспонатов одежды, бытовавших на территории современной Белгородской области в конце XIX-начале XX веков. Это - рубахи, сарафаны, юбки, поневы, головные уборы и украшения, платки и шали, сезонная одежда, обувь, которые приковывают внимание своим разнообразием, красочностью и богатством отделки. Ознакомиться с экспозицией музея и выставкой белгородцы и гости города могут по адресу: г. Белгород, ул.Мичурина, 43 Время работы: с до

Один из наиболее разнообразных и интересных в России. Белгородский народный костюм, народная одежда - это образец произведения искусства, она сохранила самобытность , несмотря на влияние татарской византийской традиций. Женская народная одежда сохранилась лучше, так как на селе женщины были консервативней мужчин.

Соблюдение на селе так же способствовало сохранению в русском народном костюме славянской основы. Белгородский народный костюм, как и русский народный костюм в целом, не избежал влияния различных факторов: географических, социально-экономических и др. Соседство с неславянскими народами безусловно оставило свой след в разнообразных формах одежды.

Развитие общества, государства, научно – технический прогресс так же способствовал изменению народного костюма, внося в неё изменения. Сохраняя некоторые общие черты народный белгородский костюм отличался многообразием форм и вариаций (например, народный костюм характерный для был более подвержен влиянию украинской культуры). Исторически сложившееся соседство украинских сел сказалось в белгородском костюме, русские крестьянки заимствовали украинские детали одежды, украшения.

Более архаичной как правило была обрядовая одежда. Похоронная одежда – зачастую праздничный костюм. Преобладали на территории Белгородской области рубахи с прямоугольными вставками – поликами. Рубаха представляла собой наиболее архаичный вид одежды, она продолжала нести в себе древние традиции. Украшению, декору рубахи уделялось особое внимание. Белгородский народный костюм сочетал в себе практически все типы сарафанов, которые подпоясывались кушаками.

С XVII века на территории области укоренился юбочный, комплекс который в последствии претерпел ряд изменений. Каждому комплексу одежды соответствовал свой головной убор. Основными головными уборами в народном костюме были сорока и кокошник, рогатая кичка, впоследствии вытесненные разнообразными головными уборами из платков. Головной убор из платков в начале XX века преобладал в белгородском народном костюме.

Тема: «Народный костюм Белгородской области»

  • Цель работы: Изучение истории развития особенностей русского народного костюма.

Задачи:

  1. Кому принадлежал этот костюм?

Методы и приемы работы : сбор, классификация и систематизация материала, анализ моделей, созданных на основе народного костюма.

Объект исследования : народная одежда.

Предмет: русский народный костюм.

Актуальность: русский народный костюм – символ богатейшей истории края, связующая нить дней сегодняшних и давно минувших.

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Литература и источники

«Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.»

(Полина Зорина)

Введение

Наш класс часто бывает в нашем школьном историко-краеведческом музее. Совсем недавно там появились новые экспонаты. Мое внимание привлек яркий женский наряд. Руководитель музея Козлов В.В. пояснил, что этот народный костюм передала в дар нашему музею Гридчина Валентина Гавриловна.

Меня этот костюм очень поразил своей яркостью, необычной формой, украшениями и узорами.

Я решила выяснить:

1. Кому принадлежал этот костюм?

  1. Каково предназначение наряда?
  2. Из каких элементов состоит женский народный костюм?
  3. Какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести глубокое исследование.

Мое исследование необычайно интересно, так как можно узнать очень много нового о костюме и традициях родного края.

Основная часть

Гридчина Валентина Гавриловна проживает в настоящее время в городе Шебекино. В телефонном разговоре с ней я выяснила, что костюм принадлежал её матери Курепиной (в девичестве Сотниковой) Матрене Михайловне. До замужества она проживала в селе Тимоново Валуйского района Белгородской области. Вышла замуж в 1925 году и костюм был подготовлен (справлен – как говорили в старину) к свадьбе. Подсчитав годы, я выяснила, что костюму 90 лет. Валентина Гавриловна посетовала на то, что костюм полностью не сохранился.

Мне стало интересно, и я решила узнать подробнее о народном костюме своего родного края.

Из исторических книг, от руководителя нашего школьного музея я узнала, что до 1954 года территория нынешней Белгородской области никогда не была самостоятельным образованием, а входила в состав других губерний.

Белгород «собрал под своей крышей» на территории «дикого поля» людей разных социальных слоев, этнических групп и национальностей. [ 1 ]

Поэтому народная одежда Белгородчины отличалась большим разнообразием костюмов. На формирование народного костюма Валуйского района повлияли переселенцы из Литвы, Украины, Польши. В разных сёлах, а иногда и на территории одного села можно было встретить разные комплекты народной одежды. Особенно это относится к женскому костюму.

2 – М.С. Жиров «Народная художественная культура Белгородчины»

Традиционная русская одежда изготавливалась из тканей домашней выработки (льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной) , а также из покупной ткани (шелковой, шерстяной, хлопчатобумажной, парчовой).

Основой народного женского костюма была рубаха. Шили рубаху до пят или до пояса. Ее шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и оберегала, защищая женщину. Элементы, составляющие мотив белгородских узоров, имеют древнейшее происхождение и напрямую связаны с почитанием культа языческого божества нашими предками посредством знаков-символов, оберегов. Особенно тщательно украшались вышивкой края одежды (ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи в, в которой косили), там, где злые силы могли подобраться к человеку.

Следующим элементом женского народного костюма являлся сарафан. Его носили девушки до замужества. Одежда семейных женщин включала в себя поневу. Понева – домотканая клетчатая юбка из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу обшивали лентами и тесьмой. К поясу было почтительное отношение. Веря в его магическую силу «оберега», люди вкладывали в его изготовление много творчества и мастерства.

Красочно дополняла женский костюм Белгородского региона еще одна его деталь – завеска (запон, передник, фартук). Передники носили и девушки, и женщины.

В своем исследовании я выявила и многообразие бытовавших в нашей местности головных уборов. Это «бархатник», «повойник», «чепец», «кичка», «кокошник», «кочаток». И, конечно, головные платки были всегда в ходу. Носили головные платки, как девушки, так и женщины. Девушки завязывали платок спереди, либо, сложив в широкую полосу, сзади под косой. Женщины, убрав волосы под платок, завязывали его на затылке.

В русском народном костюме всегда присутствуют три цвета: красный, черный и белый. Самым любимым в нашем крае считался красный цвет с огромным множеством оттенков. Каждый оттенок имел определенный символ. Красный цвет был символом солнца. На женской одежде он символизировал вечный союз с черной землей. Белый цвет означал благородство и духовность. Черный цвет, излюбленный на Белгородчине, являлся символом матушки-земли.

Заключение

Добротность, естественность, красота и простота – главный итог воплощенного в одежде труда селян.

Русский народный костюм – символ богатейшей истории края, связующая нить дней сегодняшних и давно минувших.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. [ 2]

Список литературы:

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство»,

Москва «Просвещение», 2007г.

  1. Горяева Н.А. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2008г.
  2. Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975 г.
  3. Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 1995г.
  4. Жиров М.С. «Народная художественная культура Белгородчины», 2000г.
  5. Савенкова Л.Г. «Изобразительное искусство» - М. : Вентана-Граф, 2013.