Цель посещения краеведческого музея дошкольниками. Экскурсия в краеведческий музей

Школьные натуралистические экскурсии

Цели и задачи экскурсии “История развития жизни на Земле” можно реализовать не только при проведении ее на геологическом обнажении, но и в краеведческом музее, имеющем экспозиции по геологическому прошлому местного края. Экскурсия в музей не изменяет установленного ритма учебного процесса, не перегружает учащихся в подготовительный период и во время ее проведения.

Краеведческие музеи со своими филиалами в различных районах могут обеспечить учащихся полноценной информацией о геологическом прошлом своего края. Высокая информативность и уникальность палеонтологических находок, хранящихся в музее, способствуют не только расширению мировоззренческого кругозора, но и воспитывают эколого-краеведческий подход к современной среде обитания. Учащиеся узнают особенности работы геологов, что способствует формированию профессионального интереса. Познавательные и интеллектуальные возможности учащихся раскрываются полнее при организации самостоятельной работы в палеонтологическом зале музея.

На диорамах и настенных экспозициях представлены эры и периоды с их описанием, что позволяет учащимся по плану экскурсии изучать экспозиции самостоятельно после обхода их с экскурсоводом.

Экскурсию целесообразно проводить в конце изучения раздела “Эволюция”, когда основные направления и пути эволюционного процесса можно обосновать конкретными примерами по геологическому прошлому. Использование материала экскурсии на обобщающем уроке или на зачете позволит учителю понять уровень усвоения учащимися основных закономерностей эволюции и провести в дальнейшем коррекцию их знаний, а учащимся - поупражняться в переносе знаний из стандартной обстановки в конкретные условия жизни человека и природы в целом.

Для подготовки к экскурсии учащимся сообщается тема: “История развития жизни на Земле”. Цель экскурсии: на основе сведений о геологическом прошлом раскрыть суть биологического прогресса и регресса, устанавливая причинно-следственные связи между основными направлениями и результатами эволюции. Описать геологическое прошлое местного края.

Темы для повторения: “Литосфера” и “Литосфера и рельеф Земли” (география 6-7 кл.); “Развитие растительного мира” и “Эволюция животного мира” (биология 7-8 кл.).

Вопросы для обсуждения:

  • Геологическая характеристика Земли.
  • Выход слоев на изучаемой территории и их палеоэкологические условия.
  • Палеонтологические доказательства развития жизни на данной территории.
  • Ароморфозы и идиоадаптации.
  • Механизм действия геологических сил в настоящее время.

Перед обсуждением указанных вопросов экскурсовод проводит вступительную беседу, кратко останавливаясь на характеристике пяти эр и их продолжительности. После этого дается характеристика периодов.

Необходимо привлечь внимание учащихся к вопросу о том, что эволюционный процесс продолжается и в настоящее время, причем скорость его, по сравнению с прошлыми эрами, возрастает. Примером этого служат виды, исчезнувшие в течение нескольких десятков лет.

После рассказа экскурсовода учащиеся самостоятельно осматривают экспонаты палеонтологического зала.

Экскурсия в Третьяковскую галерею

Экскурсионное обслуживание осуществляют музеи: естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские); исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой и трудовой славы); искусствоведческие (русского, национального, зарубежного, народного изобразительного искусства, художественных промыслов, театральные, музыкальные); литературные; технические (политехнические, технические отраслевые -- связи, автомобильные, железнодорожного транспорта, космонавтики и др.), а также мемориальные, экспозиции которых посвящаются выдающимся историческим событиям, государственным, общественным и военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства.

Популярны экскурсии и в так называемые комплексные музеи преимущественно краеведческого профиля, а также музеи-заповедники, в состав которых наряду с экспозициями в закрытых помещениях входят расположенные территории заповедника архитектурные и исторические памятники. В последнее время широкое распространение получили народные музеи, музеи промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, посещение которых обычно включается в краеведческие экскурсии.

Основная функция музеев -- собирание, хранение и пополнение коллекций ценными историческими материалами и памятниками.

Музейные экспонаты хранятся в экспозиционных залах музея или в фондохранилищах и запасниках. В экспозиции, как правило, размещаются наиболее ценные в историческом или художественном отношении памятники или вещи, полнее характеризующие определенную эпоху или события. Хорошо подготовленная экспозиция музея представляет собой основу для успешного проведения экскурсий. Музейные экскурсии, как правило, проводятся сотрудниками отделов научной пропаганды музеев.

Важным моментом подготовки музейной экскурсии, как и городской, является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной -- 10-12 залов, но только 5-10 памятников.

В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала -- тезисную. Здесь невозможно дать последовательное повествование.

В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз. Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте -- одна из отличительных черт экскурсии в музее.

Музейные экскурсии проводятся дифференцированно, с учетом возрастных, образовательных, профессиональных особенностей экскурсионных групп, например для работников искусства можно усилить показ разделов культуры, для группы колхозников подробнее охарактеризовать сельскохозяйственные орудия прошлого. С учетом возраста экскурсантов разрабатываются экскурсии и различной продолжительности: для школьников 4-5-х классов -- 45-50 мин, для 8-10-х -- до 1 ч 30 мин, для взрослых -- 2 ч.

Структура музейных экскурсий обычна: введение, основная часть, заключительная беседа. Музейные экскурсии, как и другие, имеют текст и методическую разработку. Основное правило методики проведения экскурсий-- сочетание показа с рассказом -- применимо и к музейным экскурсиям. В этих показ преобладает над рассказом. Однако, поскольку музейные экспозиции готовятся специально для осмотра, методика их показа упрощается по сравнению с показом объектов в городской экскурсии.

При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в экспозиции, или картину жизни при показе интерьера.

Проведение экскурсии в одном из музеев г.Москвы: Третьяковская галерея, Исторический музеи или музей Изобразительных искусств им.А.С. Пушкина.

Государственная Третьяковская галерея - самая крупная сокровищница русского изобразительного искусства. За свою более чем вековую историю галерея стала одним из крупнейших музеев мира.

Музей вырос из частного собрания Павла Михайловича Третьякова, выдающегося деятеля русской культуры второй половины XIX столетия и его брата Сергея Михайловича Третьякова, который также был коллекционером.

В коллекцию галереи входят работы выдающихся русских художников, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, И. И. Левитана и других художников.

15 августа 1893 г. - день официального открытия Городской художественной галереи братьев Третьяковых (ныне Государственная Третьяковская галерея). Братья Третьяковы несколько раз перестраивали свой дом, чтобы в нём разместилась вся коллекция живописи и наконец им удалось создать первый общедоступный музей русского искусства, несущий многим пользу и всем удовольствие.

Логическим завершением собирательской деятельности Третьяковых явился акт передачи галереи городу Москве в 1892 году.

К тому времени в ней было 1287 картин и 518 рисунков.

Сейчас общее число картин и рисунков составило свыше 50 тыс. экземпляров.

Галерея стала первым национальным музеем, доказавшим своеобразие, самобытность, прогрессивность общественных воззрений русской школы живописи.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда московский коллекционер, купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) приобрел первые работы современных русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. Такого музея в России в ту пору не было.

Среди частных коллекций Москвы и Петербурга в 1840-1850-е годы были такие, которые могли стать основой для музея национального искусства, например коллекции П.П.Свиньина, Ф.И.Прянишникова и других. Но все они оказались расформированными, в связи со смертью или банкротством своих владельцев. И только Третьякову удалось создать из частной коллекции подлинный музей общенационального значения, общественный по духу, исторический по характеру. Этому способствовали с одной стороны характер Павла Михайловича - человека деятельного, цельного, совестливого, а с другой - та обстановка невиданного ранее подъема национального самосознания, которая характеризовала атмосферу общественной жизни России рубежа 1850-1860-х годов.

К началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин не только его современников, но и художников предшествующих десятилетий. Особое внимание коллекционера было обращено в сторону молодого реализма. «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, - писал он в конце 1850-х годов, - …дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Такая эстетическая установка естественно привела Третьякова в конце 1860-х годов к сближению с группой художников-реалистов, чуть позже образовавших Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), крупнейшее творческое объединение за всю историю существования русского искусства. Начиная с первой выставки 1871 года Третьяков становится главным покупателем картин передвижников, оказывая тем самым им, а вместе с ними всему русскому искусству неоценимую поддержку. Но поддержка здесь была обоюдной: художники-передвижники часто не продавали своих картин, пока их не увидит и не выскажет своего мнения Третьяков.

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были удивительны. Каждый год на выставках и в мастерских художников он покупал десятки, а то и сотни работ, не останавливаясь подчас перед очень крупными тратами, если того требовали интересы дела. Третьяков покупал картины, несмотря на отрицательную критику и недовольство цензуры, как это было, например, с полотнами «Сельский крестный ход на Пасхе» В.Г. Перова или «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина. Покупал, если даже не все в картине совпадало с его собственными взглядами, но соответствовало духу времени, как это было с картиной того же И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», социальная острота которой не вполне импонировала Третьякову.

Первоначально все, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке в Замоскворечье. К концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах стало невозможно. В 1872 году было принято решение о постройке специальной галереи, примыкавшей к жилому дому. Весной 1874 года картины разместили в новом двухэтажном здании, состоящем из двух больших залов. Быстрый рост коллекции вскоре потребовал его расширения за счет дополнительных построек. К концу 1880-х годов галерея состояла уже более чем из 20 комнат. С появлением специального здания галереи собрание Третьякова приобрело статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для всех желающих, независимо от сословной принадлежности.

31 августа (ст. ст.) 1892 года Третьяков обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар картинную галерею. Она включала в себя 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков. В дар вошла также и коллекция западноевропейского искусства (всего 88 работ), принадлежавшая скончавшемуся в 1892 году младшему брату Павла Третьякова - Сергею Михайловичу, бывшему московскому городскому голове, купцу. Московская городская дума с благодарностью приняла бесценный дар, и П.М. Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. В 1896 году ему было присвоено звание Почетного гражданина города Москвы.

После смерти П.М.Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый Думой. В его состав в разные годы входили видные московские художники и коллекционеры: В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, а также дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина, впоследствии написавшая книгу воспоминаний об отце и истории создания знаменитой галереи.

1918 году Третьяковская галерея получила статус государственного музея. В последующие годы стремительно пополнялась коллекция Галереи. Национализация частных и централизация музейных собраний привели к тому, что за первое послереволюционное десятилетие количество экспонатов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова, часть собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев.

В 1980-е годы начались реконструкция и расширение помещений Третьяковской галереи. В 1985 году был открыт новый корпус - Депозитарий, включающий в себя просторные хранилища произведений искусства и реставрационные мастерские; в 1989 - второй, так называемый Инженерный корпус, где разместились выставочные помещения, лекционный и конференц-залы, детская студия, информационно-компьютерная и инженерная службы. В 1986 году началась реконструкция основного здания, завершившаяся в 1994 году. Фасад, возведенный по проекту В.М. Васнецова и ставший эмблемой Третьяковской галереи, был сохранен и отреставрирован.

За годы реконструкции сложилась новая концепция галереи как единого музея, существующего в двух зданиях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточены экспозиция и хранилища старого искусства, и на Крымском Валу, в залах посвященных искусству ХХ века. Тогда же в структуру Галереи на правах научных отделов был включен ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М. Васнецова, Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А.С.Голубкиной, Дом-музей П.Д.Корина. В процессе реконструкции здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрела церковь Святителя Николая в Толмачах, прихожанином которой был в свое время П.М.Третьяков, получившая теперь статус «домовой церкви» при музее, то есть Храма-музея.

Третьяковская галерея сегодня - это не только сокровищница отечественного культурного наследия, прошедшая за 150 лет путь от частной коллекции до всемирно известного музея национального искусства, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Собрание Третьяковской галереи насчитывает сейчас около 150 тысяч произведений. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 500 тысяч единиц хранения (среди них - свыше 200 тысяч русских и 30 тысяч иностранных книг), отделом рукописей, в котором хранятся уникальные документы и архивные материалы, единственной в своем роде фото- и слайдотекой русского искусства, большими оснащенными современными техническими средствами реставрационными мастерскими.

Экспозиция в Лаврушинском переулке, размещенная в 62 залах, построена по хронологическому принципу и включает 7 разделов.

Древнерусское искусство представлено работами иконописцев XI-XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). В залах XVIII - первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. С исчерпывающей полнотой представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: это известные картины И.Н. Крамского, И.Е Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников - современников П.М. Третьякова. Их произведения составили основу всемирно известного собрания искусства передвижников. В яркой коллекции живописи рубежа XIX-XX столетий - творения М.А. Врубеля, В.А. Серова, мастеров художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза».

Особой частью экспозиции является «Сокровищница», где можно увидеть художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней. Специальный раздел галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с приглушенным освещением. Галерея располагает крупнейшим в стране собранием графики XVIII - начала XX века, а также небольшой, не многим более 300 произведений, но очень ценной коллекцией портретной миниатюры.

В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу представлена экспозиция отечественного искусства ХХ и начала XXI века, обновленная к 150-летнему юбилею: работы всемирно известных мастеров русского авангарда 1910-1920-х годов, произведения социалистического реализма 1930-1950-х, творчество художников «сурового стиля» 1960-х, искусство представителей андеграунда, положивших начало «второй волне» русского авангарда. Третьяковская галерея готова пополнять свое собрание самыми новыми и актуальными произведениями отечественных авторов. В соответствии с традициями П.М. Третьякова современная экспозиция позволяет «иметь понятие о всех русских художниках».

Вопросы для самоконтроля:

  • 1. В чем особенность подготовки музейной экскурсии?
  • 2. Какова специфика проведения музейной экскурсии?
  • 3. Перечислите основные функции музеев.
  • 4. Охарактеризуйте основные этапы создания Третьяковской Галереи.
  • 5. Какова цель обзорной экскурсии в Третьяковскую Галерею?
  • 6. Перечислите несколько тематических экскурсий для иностранных граждан в Третьяковской Галерее.

Конспект проведения краеведческой экскурсии в музее.

Тема экскурсии: «Изучая свои истоки»

Цели экскурсии :

    Углубление, расширение и развитие знаний учащихся об истории и культуре родного края.

    Формирование правил поведения в музее.

    Развитие наблюдательности, памяти, мышления

Оборудование : блокноты, ручки, фотоаппарат.

Подготовка учащихся к экскурсии. Перед экскурсией учитель проводит инструктаж о правилах поведения, в музее, обращая внимание на то, что следует передвигаться бесшумно, разговаривать негромко и обсуждать. Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другими посетителями.

Затем сообщается тема и цель экскурсии и проводится предварительная беседа по следующим вопросам.

1. Что такое музей? (Ответы детей)

2. Что мы можем там увидеть? (Ответы детей)

3. Какие бывают музеи? (Ответы детей)

Ход экскурсии:

    Рассказ учителя.

Дорогие ребята! Поселок Гайны – это ваш родной край. Он знаком вам с раннего детства. Вы здесь растете, учитесь быть примерными гражданами своей страны.

Гайны – замечательный уголок земли с неповторимой по красоте природой.

И сегодня я хочу подробнее вам рассказать о возникновении нашего поселка Гайны.

На Каме-реке
Стоит наш поселок
Пусть он не велик,
Но каждому дорог.
Он наша судьба,
Он родина наша.
Весь свет обойти
Не найдешь его краше. (Мышкина А.)

Откуда же, как вы думаете, взялось название поселка - Гайны? (Ответы детей)

В тревожные времена 600 - 700 лет назад родилось имя Гайна, по имени башкирского племени гайна, которое временно захватило богатые берега Камы и прилесье.

Сами коренные жители проще подходят к образованию названия и связывают название со словом "гайно" - беличье гнездо.

Экспонат «Изба крестьянина».

Как вы думаете, как выглядели Гайны раньше? (Ответы детей).

Избы с постройками из круглого, рубленого топором. Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской семьи. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно. Большая печь топилась "по-черному". Кроме нее, все оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели. Вдоль трех стен тянутся лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки - подставки. Над лавками под потолком устроены полки - полавочники. Они защищали низ стен и лавки от сажи. Над низкими дверьми - тесовые полати, на которых обычно спали дети.

Экспонат «Одежда жителей коми-пермяков».

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую - пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка.

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами, так как использовался холст, окрашенный способом дубления - погружения в раствор красителя, полученного из древесной коры.

Мужской и женской верхней одеждой были шабур, пониток, зипун. Надевали их поверх рубахи и сарафана. Нательная и верхняя одежда обязательно подпоясывалась. Простейшими были пояса плетеные и витые. Костюм коми-пермяков становился самобытным и красочным от узорчатых поясов -кушаков, покромок, тельников. В основе узоров - геометрический рисунок, образованный прямыми линиями, треугольниками, квадратами, ромбами, которые имеют коми-пермяцкие и русские названия: сынан - гребешок, перна - крест, радз - цедилка, катша кок - сорочья нога, тупдсь - оладушка, дзуган - путанка, баран сюр - бараний рог и др. Пояса являлись воплощением духовной жизни народа, запечатленной в смыслах декоративных узоров, в обычае дарить пояса во время свадьбы.

На ногах носили лапти. Зимой надевали шерстяные носки, в лапти стелили солому. В лавке можно было купить коты (обувь из коровьей кожи).

Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледелие. Выращивали рожь, ячмень, овес, а в южных районах - пшеницу и просо. Животноводство представлено разведением лошадей, коров, овец, свиней, кур. Коми-Пермяки были искусными рыболовами и охотниками. До нашего времени сохраняется значение собирательства. Все коми-пермяки занимались промыслами и ремеслами.

    Осмотр экспонатов, фотографий, архивов.

    Практическая деятельность: фотографирование

Итог:

Важно ли знать историю своих предков? (ответы детей)

О чем мы с вами вели разговор? (Ответы детей)

Где мы побывали? Что интересного вы увидели? (Ответы детей)

Как первоначально назывался наш поселок? (Ответы детей)

Почему так его назвали? (Ответы детей)

Сколько лет поселку? (Ответы детей)

Изучите узоры коми-пермяков на одежде. Украсьте данный пояс узором коми-пермяков.

Разделы: Классное руководство

Цель:

  • пробуждать интерес к познанию искусства и культуры семейских через музей и его коллекции;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры;
  • формировать понимание единства истории и культуры.

Задачи:

  • формировать способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность;
  • развивать способность цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии;
  • сформировать навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;
  • на примере творчества писателей сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека.

Оборудование:

  • экспонаты музея МОУ “Куйтунская средняя общеобразовательная школа” Тарбагатайского района,
  • компьютерная презентация,
  • музыкальное сопровождение экскурсии.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач

Звучит фольклорная песня.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по– иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это в первую очередь это относится к нашему прошлому.

Весной 2007 года наш город наполнился людьми в ярких костюмах. Это было мероприятие, на которое съехались представители разных стран.

– Что это был за событие?

В мае 2007 года наш город стал центром проведения Всемирного съезда старообрядцев “Путь Аввакума”. Мы стали свидетелями этого грандиозного события. Чтобы лучше узнать их культуру я предлагаю совершить экскурсию в выездной краеведческий музей и посетить экспозицию “Нам есть, что помнить. Нам есть, чем гордиться”. Наш музей необычен, все экспонаты можно потрогать руками, примерить на себя.

– Может вы знаете, кто такие семейские?

– А может и среди вас те, у кого семейские корни?

Послушайте, больше 200 лет живет в Забайкалье большая группа русского населения, которая прозвала себя семейскими. Их предки выступили в 17 веке против реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям со стороны официальной церкви.

Чтобы больше узнать о культуре народа, надо окунуться в ту атмосферу, в которой жили семейские.

3. Костюм семейских.

В русской пословице говорится “Встречают по одежке …”. Вот и мы сначала познакомимся с женскими и мужскими костюмами.

Любили семейские свои костюмы и берегли их. У Фирса Федосовича Болонева есть такие строки, подтверждающие мои слова:

Все, что было завещано,
Из седой старины,
Сохранили нам женщины,
Обаянья полны.
Золотые кокошники –
Обереги для баб.
Запона с лентой розовой
У девчат, молодух,
От Федосьи Морозовой
Несгибаемый дух.
Сарафаны их радуют
Наш придирчивый глаз,
Пояса, словно радуга,
Кашемир да атлас.

Очень красив и необычен женский костюм. О семейском костюме, нам расскажет гость нашей экскурсии, человек, который много знает о культуре семейских Зайцева Анна Федоровна. (Рассказывает и показывает.)

– Вы познакомились с женским костюмом. Я думаю вам интересно узнать, что собой представлял мужской костюм? (Приложение , слайды)

– Понравились вам костюмы. Думаю, вам захотелось самим примерить их. Давайте мы с вами приобщимся к культуре семейских. Мальчики повяжут пояс, а девочки оденут на волосы косник или накинут на плечи шали.

Теперь вы чувствовали себя настоящими семейскими.

– Сравните семейский и современный костюм. Чем они отличаются?

– Что значат цветовые решения отдельных частей костюма?

– Почему именно такую одежду носили семейские?

4. Материальная культура

Красив и необычен костюм, но много тайн хранит в себе и материальная культура. Переходим к другой экспозиции, где представлена материальная культура

В руках любое дело спорится –
Трудолюбив семейский люд,
А избы, как хоромы строятся.
Все блага люди создают.
Как радуга цветенье ставней,
Промытых стен янтарный жар.
О, быт семейских стародавний,
Ты полон самобытных чар.

Жилище представляло собой бревенчатую избу, состоявшую, как правило, из единственной комнаты, к которой могли примыкать сени – своеобразный тамбур для входящих в дом людей. Внутри избы располагалась печь, представлявшая собой круглую или продолговатую площадку, перекрытую сводом. Кроме печи внутри избы находились также стол и лавки, на которых днем сидели, а ночью спали. Наиболее ценные вещи и скоропортящиеся продукты питания хранили в подполье – яме, вырытой под дощатым полом избы, в которую спускались по лестнице. Давайте и мы посмотрим, что было в семейской избе, подойдем и познакомимся с утварью. В нашем музее экспонатов намного больше. На этой экспозиции представлена домашняя утварь, которая вызывает наибольший интерес.

– Посмотрите, может кто-нибудь расскажет об заинтересовавших вас экспонатах.

Основная масса утвари, использовавшейся в повседневном быту, изготавливалась их дерева. Это миски, ложки, разнообразные орудия труда (соха, лопата и т. п.), средства транспорта (сани, лодки).

– Попробуйте рассказать об этих трех экспонатах?

– Что это?

– Из чего сделано?

– Для чего используется (продемонстрировать в действии).

(Выступление групп)

– Посмотрите на необычный рисунок внутри вафельницы. Что изображено?

– Где это изображение можно увидеть? (На гербе.)

В “Истории государства Российского ” Н. М. Карамзин высказал предположение, что символика русского державного герба ведет начало от печати. Действительно, печать представляла впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника , поражающего копьем дракона , и двуглавого орла с коронами на головах. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел “завоевывает приоритет”. В XII веке он становится главной эмблемой российского государственного герба.

Обратите внимание на рисунок и подумайте, о каких нравственных качествах семейских по этому рисунку можно судить. (Они были патриотами своей Родины.)

5. Духовная культура

Трудно жилось семейским, но они свято хранили обычаи старины и культуру. Там, где люди трудились, отдыхали, зарождались песни, стихи. В следующей экспозиции мы познакомимся с духовной культурой семейских.

Всегда там к месту поговорки,
И песни, песни без конца…
Вдруг привлекут в оконной створке
Черты прекрасного лица.

Послушайте семейскую песню. В чем красота исполнения таких песен. (Фонограмма песни)

Болонев в книге “Семейские” говорил “Физический труд укрепляет телесную мощь человека, песня, поэзия – духовную. Душа отдыхала от спокойных, милых, родных напевов, ритмов, мелодий. Они так задушевны, трогательны, милы в подлинных народных песнях.....”

Мы узнали о том, что трудиться и отдыхать семейские умели, но, наряду с этим, существовали много запретов, которым они должны были подчиняться: нельзя было пить, курить, сквернословить, поэтому и дети, и взрослые зачастую долгими вечерами играли.

Игры были самыми разнообразными, и мы разучим одну из них.

Очень часто на молодежных вечерках играли игру “Подушечка”, в которой сочетается и песня, и танец, большой юмор. Во время этой игры знакомились, общались, дружили. В нее можно играть как в доме, так и на улице. Играющие юноши и девушки становились в круг. Девушка держит в руках подушечку. Она обходит играющих, выбирает себе юношу. Играющие приветствуют друг друга поклоном и выходят в центр круга. Девушка предлагает стать на колени на эту подушечку, под пение всех остальных они прикасаются друг к другу щеками, изображая поцелуй. Все остальные приплясывают и поют. Затем юноша кланяется, берет подушку и выбирает себе другую пару.

Стелю, стелю подушечку,
Стелю пуховую
Люблю, люблю девчоночку,
Люблю молодую.
На коленочки поставлю,
Целовать заставлю.
Коло носа, коло глаз
Поцелую 40 раз.

6. Итог

Сегодня мы только прикоснулись к культуре семейских. Говорить о ней можно бесконечно, подробнее вы можете узнать в музеях, из книг.

– Нужна ли нам культура семейских?

Для того, чтобы нашему народу найти истоки такого духовно– нравственного здоровья, почерпнуть живой воды, которая смогла бы принести ему оздоровления души и тела.

Семейский писатель ФФ. Болонев говорил: “Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию”.

“Обретение истории родного народа – начало духовного возрождения”.

Действительно истоки духовно– нравственного здоровья мы вправе искать в родной истории. Любить и уважать предков – это одно из условий нашего духовного и физического возрождения.

На территории республики Бурятия проживают люди разных национальностей. У каждого народа есть своя неповторимая культура – богатейшая бурятская, русская, казацкая, эвенкийская и многие другие. С традициями и обычаями этих народов вы будите знакомиться самостоятельно.

Я думаю, что подобные экскурсии у вас будут продолжаться, а наша экскурсия подошла к концу.

– Что нового узнали? Ваше впечатление об экскурсии? (Отзывы зачитать.)

Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.
«Добро пожаловать в музей!»
(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной дея-
тельности воспитанников.
Задачи:
- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и уг-лубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонирова-нием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего го-рода.

Рассказ об истории музея.
Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом го-ду краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.
Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, ко-торые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.
- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:
Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.
Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.
Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображаю-щие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.
Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.
Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?

Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)
Экскурсовод:
Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.
- Как раньше жили ханты?
-Какую одежду носят ханты?
- Чем любят заниматься ханты?

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.
- В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)
-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?