Где сейчас яйца фаберже вексельберг. Шедевры фаберже из коллекции вексельберга

В декабре 2014 года СМИ отчитались, что Владимир Путин на 250-летие Эрмитажа подарил музею часы и пасхальное яйцо работы Фаберже. “Муниципальный сканер” выясняет, кто являлся владельцем яйца, и при чем тут Путин.


“Ротшильдовское” яйцо создано в 1902 году домом Фаберже для семьи Эфрусси . В 1905 году Беатриса Эфрусси преподнесла это яйцо своему младшему брату - барону Эдуарду Ротшильду в качестве подарка на помолвку с Жерменой Хальфен. Яйцо, изготовленное из золота, украшенное алмазами и жемчугом, с часами Роде и встроенным механическим петушком появилось на торгах в 2007 году на аукционе Christie`s и было приобретено российским коллекционером Александром Ивановым за 18,5 млн долларов.

В 2008 году Александр Иванов решил открыть музей Фаберже в немецком Баден-Бадене. В центре города было выкуплено здание, выполнена реновация и создана система охраны, что по оценкам обошлось в 17 млн евро.




В первый год у музея возникли проблемы с открытием, т.к. компания под названием Faberge Ltd., зарегистрированная на Каймановых островах, за которой стоят еще один коллекционер работ Фаберже Виктор Вексельберг и его партнер Брайан Гилбертсон, подала иск к Музей Фаберже в Баден-Бадене, утверждая, что именно она владеет правами на название “Фаберже”. Однако немецкий суд постановил, что имя известной исторической личности не может быть узурпировано для коммерческого использования, так как является общедоступным культурным наследием. Тогда созданная для работы музея компания Fabergé Museum GmbH зарегистрировала право на использование большого и малого Государственного Герба Российской империи.


Обзорное видео музея Фаберже в Баден-Бадене


9 мая 2009 года музей открылся и распахнул свои двери для посетителей. На открытии собралось 1200 гостей. С открытия музея НТВ рапортовало : “Жемчужина коллекции [музея] - яйцо Ротшильда”. Именно этот факт привел британских и немецких следователей в музей в 2014 году. После покупки “ротшильдовского” яйца на аукционе Christie’s Александр Иванов затребовал возврат НДС примерно в размере 810 тысяч долларов. Такое право получают покупатели, которые вывозят с территории Европейского союза покупки из Великобритании. Как заявлял “Московскому комсомольцу” в 2014 году владелец яйца, после покупки на аукционе оно хранилось только в Москве.

Александр Иванов

Как заявляет сам Александр Иванов, в 80х годах он начал одним из первых в стране торговать компьютерами (по другой версии – телевизорами). В 1993 году стал покупать на аукционах антиквариат, который был изъят таможней. C 1999 года по 2004 года Александр Иванов получал доходы только в ЗАО “Русский национальный музей” (регулярно) и в ФГБУ “Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль” (единоразово). В 2004 году претендовал на покупку коллекции яиц Фаберже и предлагал за нее 135 миллионов долларов, но коллекция в итоге досталась Виктору Вексельбергу. Как рассказал в своем интервью Александр Иванов, сам он бизнесом не занимается, покупает не только ювелирные украшения, но и работы Боттичелли и Леонардо да Винчи. Коллекция Александра Иванова оценивается в 1,3 млрд долларов.

Согласно данным немецкого коммерческого реестра, компания Fabergé Museum GmbH , которая является владельцем музея в Баден-Бадене, номинально принадлежит жителю Баден-Бадена Сергею Автоношкину (Sergey Avtonoshkin), который также является директором компании. Но у Fabergé Museum с 11 апреля 2008 года есть и еще 2 директора: Александр Иванов (Alexander Ivanov, 27.10.1962) и Константин Голощапов (Konstantin Goloshchapov, 15.11.1954).




Стоит отметить, что изначально, при учреждении Fabergé Museum GmbH, компания в равных долях принадлежала Иванову и Голощапову:

Справка Центра управления расследованиями:
Константин Голощапов, «массажист Путина» - один из самых закрытых и влиятельных людей в окружении президента. Его называют кадровиком питерской команды, вторым губернатором Петербурга и куратором РПЦ. Еще православный предприниматель, ближайший друг и бизнес-партнер Аркадия Ротенберга и Георгия Полтавченко был тесно связан с тамбовской преступной группировкой. С 2007 года является гражданином Хорватии и одним из основателей Русского афонского общества. Как сообщает ЦУР, в 1979 году Константина Голощапова задерживали за фарцовку древними иконами. В 2010 году Голощапов на острове Шипан под Дубровником (Хорватия) приобрел виллу Katino стоимостью минимум €39 млн и, скорее всего с нарушением законов, осуществил возврат НДС на €4,2 млн.

Возможно именно активами Голощапова в Хорватии объясняются заявления Александра Иванова о желании открыть филиал музея Фаберже, но уже в Дубровнике.

Константин Голощапов, справа

Подробнее о Константине Голощапове и его активах в Хорватии смотрите в фильме ЦУР

Согласно ЕГРЮЛ, партнерство Константина Голощапова и Александра Иванова, двух любителей антиквариата началось как минимум в 2003 году, когда они стали соучредителями ООО “АльянсИнвест”. Голощапову принадлежало 63% компании, Иванову – 4%. Компания была ликвидирована в 2007 году. Единственное действующее юридическое лицо, которое принадлежит Александру Иванову совместно с супругой Юлией Ивановой – ЗАО “Русский национальный музей “.

Юлия Валерьевна Иванова – владелица и продюсер ООО “РусьТелеФильм” , которое снимает фильмы по заказу ТК “Звезда” и “Культура”, снимает фильмы о меценате и афонском монахе Иннокентии Сибирякове , а также о Сергии Радонежском.

Юлия Иванова

Итог получается следующим : яйцо Ротшильдов, что купил Александр Иванов, музею “Эрмитаж” дарит Владимир Путин. Путина и Иванова объединяет лишь Константин Голощапов. Александр Иванов в современной России никогда не занимался бизнесом, но является экспертом в покупке антиквариата. Все свои самые дорогие покупки он осуществил после того, как началось его сотрудничество с Голощаповым, а значит, именно на деньги Голощапова. Это сотрудничество продолжается и по сей день: создание и развитие музея в Баден-Бадене, участие в Русском афонском обществе. Можно смело утверждать, что Александр Иванов уже долгие годы работает на Константина Голощапова. Вот только происхождение средств Константина Голощапова и его роль в ближайшем окружении Владимира Путина пока остаются до конца неизвестными.

, "Яйца Вексельберга ко Христову дню. Кич ценою $100 млн помирит бизнес с властью"

Андрей Громов

Настойчивые напоминания власти о социальных обязательствах бизнеса начали приносить свои плоды. Высокая мораль и патриотизм теперь, похоже, становятся «неотъемлемой чертой» крупного российского бизнеса. Во всяком случае сенсационная новость с аукциона Sotheby"s, потрясшая мировой антикварный рынок, не оставляет сомнений: бизнес понял намеки власти правильно.

Итак, гражданин России Виктор Вексельберг купил "на корню" (то есть еще до аукциона) крупнейшую частную коллекцию изделий Карла Фаберже. Жемчужина коллекции, состоящей из 200 предметов, – 9 знаменитых пасхальных яиц. Сумма сделки не разглашается, но если, по оценкам специалистов, Sotheby"s намеревался выручить за нее не меньше 90 миллинов долларов, то она могла быть куплена «на корню» не меньше, чем за 100 миллионов (называют даже и 150 миллионов – учитывая кратчайшие сроки совершения сделки). Причем Вексельберг купил яйца не себе и даже не в коллекцию компании «Ренова», совладельцем которой он является («Ренове» принадлежат ТНК, «СУАЛ», а также несколько десятков более мелких активов). Купил он творения Фаберже для народа и собирается их выставлять либо в Кремле, либо в Храме Христа Спасителя.

В общем, Вексельберг показал истинный пример патриотизма и моральности, потратил деньги с умом и чувством (не то, что некоторые, которые …), то есть купил за 100 миллионов долларов водку, шубу, балалайку в одном флаконе - девять дорогостоящих матрешек, кич столетней давности, к искусству и национальному достоянию России не имеющий отношения. 100 миллионов - огромные деньги. Не будем говорить про детские дома, но даже если тратить на искусство, то и тут можно было бы сделать гораздо больше для истории и культуры России, и куда рачительней. Неподалеку от Торжка гибнут, разрушаясь на глазах, дивной красоты усадьбы Львова, который в архитектуре как Пушкин - "наше все". Через десять лет от них не останется ничего, и денег требуется сущий пустяк, но и пиар выйдет никудышный: усадьбы Львова в ХХС не выставишь.

Однако Вексельберг все рассчитал верно. Арест Ходорковского, раздающиеся повсюду (от председателя счетной палаты до митрополита Кирилла) требования установить нормы морали для бизнеса, к тому же у ТНК в последнее время возникли неурядицы с Газпромом из-за Ковыктинского газового месторождения - все эти проблемы лучше разрешить одним махом. Требовался неординарный ход, дабы показать, что Вексельберг вовсе не Абрамович или Ходорковский, а настоящий русский купец, радеющий о благе Родины. И тут неслыханная удача: семья Форбс продает свою коллекцию яиц Фаберже. Вкусы наших чиновников известны, для них золотые пасхальные яйца – высшее творение русского духа. За такую покупку простят и «уворованные у народа миллиарды», и, возможно, решат спор по Ковыкте в пользу ТНК. Газпром говорит о национальных интересах, имея в виду развитие Восточной Сибири, ТНК в ответ - тоже о национальных интересах: яйцах Фаберже. Как минимум, квиты.

Собственно, ничего удивительного. Власть требует морали – бизнес приспосабливает эти требования к своим нуждам и вкусам чиновников. ХХС тоже не в накладе. До Пасхи осталось два месяца. Яйца Вексельберга подадут вовремя.

Яйца российского бизнеса

Игорь Ильин

[...] Британский сиделец Борис Березовский посрамлен. Не подтвердились его оценки и пророчества. До сих пор он пытался внушить общественности, что он - единственный российский олигарх, у которого есть яйца, поскольку он бесстрашно вступил в неравный бой с нынешней российской властью. Правда, с недавних пор он пересмотрел свое отношение к одному из своих коллег - Михаилу Ходорковскому. В памятном полугодичной давности интервью Бориса Абрамовича газете "Коммерсант" он в Ходорковского еще не верил: "Миша ведь слабый человек. Не боец". Правда, в более позднем интервью, уже после посадки Ходорковского в СИЗО, Березовский не постеснялся признать ошибочность своей прежней оценки морально-волевых качеств Ходорковского. Но в целом по характеру публичных выступлений Бориса Абрамовича можно сделать вывод: отношения к представителям крупного российского бизнеса Березовский в общем-то не пересмотрел.

Теперь, очевидно, пересмотрит. Возвращение 9 яиц Фаберже в Россию - это Поступок с большой буквы. И российские власти, и простой народ, и даже, возможно, обычно не оставляющий без внимания столь крупные покупки глава Счетной палаты Сергей Степашин должны оценить этот шаг по достоинству. Для того чтобы показать России яйца, глава ТНК потратил сумму, соизмеримую с расходами Романа Абрамовича на приобретение футбольного клуба "Челси". [...]

Что и говорить, приятно, справедливо, назидательно, когда люди, нажившие в России огромные состояния, тратят свои личные деньги на благие дела. Возвращение культурных ценностей в Россию, безусловно, является таковым. Однако за всей этой историей угадывается какая-то едва заметная истерия. Словно речь идет не о приобретении произведений искусства, а о чем-то значительно более важном и очень личном. Покупатель готов был переплатить и в итоге переплатил за коллекцию, лишь бы она не была выставлена на открытые торги. "Все пропало! Стулья распродают по одному!" Более того, как выяснилось, глава ТНК был не единственным российским претендентом на покупку коллекции. По данным газеты "Нью-Йорк пост", Вексельберг выиграл борьбу за яйца Фаберже у другого российского бизнесмена, чье имя, правда, не называется.

А в довершении всего представитель г-на Вексельберга поспешил заверить всех, что траты для его патрона являются существенными. Нет, Вексельберг, конечно, богатый человек, но потратить сотню-другую миллионов долларов для него - не то же, что праздничную открытку купить. Кому были адресованы эти пояснения, понять трудно. Вроде бы не простому народу, которому, пока олигарх на свободе, нет дела ни до него, ни до его капиталов. Может быть, это маячок для власти. Если так, то понимать его, очевидно, надлежит следующим образом: "Мне для страны ничего не жалко, а если придете изымать, у меня почти ничего не осталось - потратился".[...]

Хорошо, что Виктор Вексельберг возвращает в Россию культурные ценности. Плохо, что жест этот напоминает прошение о помиловании. Плохо, что весь российский крупный бизнес пошел по этому пути. Плохо, что Владимир Потанин больше никогда не поставит российскому президенту ультиматум, если вдруг его опять, как уже случалось, будут вынуждать доплатить в бюджет сотни миллионов долларов за приватизацию какого-нибудь комбината в начале 90-х.

У российских олигархов есть яйца. Это яйца Фаберже. Одни на всех. За них президент Владимир Путин и держит весь крупный российский бизнес. Жестко, как в дзюдо.

Виктор Вексельберг накупил изделий Фаберже

Пришли за яйцами

[...] Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал. Даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. [...]

Сумма велика ["Газета", 06.02.2004: "Эксперты, близкие к Sotheby"s, утверждают, что стоимость сделки составила сто двадцать восемь миллионов долларов." - прим. К.Ру] , но перестает казаться чрезмерной, если учесть, например, что самое знаменитое и дорогое яйцо из коллекции, "Коронационное", подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1897 году, с золотой скорлупой-гильоше и крохотной золотой каретой внутри, в аукционном каталоге было предварительно оценено в $18-24 млн. А ведь есть еще и самое первое императорское яйцо, простенькое, с курочкой внутри, которое Александр III заказал у Фаберже в 1885 году, с эстимейтом $3-4 млн, потом немного эклектичное "Ренессансное" (1894 год, $5-7 млн), скромное яйцо с розой (1895 год, $3-4 млн), потом еще "Ландышевое" (1898 год, $12-18 млн), "К 15-й годовщине коронации" (1911 год, $10-15 млн), "Померанцевое дерево", увешанное розовыми бриллиантами (1911 год, $10-15 млн), барочное "Кукушка", которое Николай II подарил матери (1900 год, $5-7 млн), и яйцо с орденом святого Георгия - единственное покинувшее Россию в руках владельца (императрица Мария Федоровна увезла его в Данию; 1916 год, $4-6 млн). Плюс еще 190 ювелирных изделий, в том числе и весьма дорогостоящих.

Согласно последнему рейтингу журнала Forbes (март прошлого года), Виктор Вексельберг занимает 147-е место в списке самых богатых людей мира. Журнал оценивает личное состояние председателя совета директоров алюминиевого "СУАЛ-холдинга" и директора по производству нефтяной компании ТНК-BP в $2,5 млрд. Его основу составляет неразглашаемая доля (по неофициальной информации, около 70%) господина Вексельберга в консорциуме Access/Renova, который, в свою очередь, является основным акционером Сибирско-Уральской алюминиевой компании и совладельцем 50% ТНК-BP (в партнерстве с "Альфа-групп" предпринимателя Михаила Фридмана). ТНК-BP была создана в прошлом году в результате российских нефтяных активов "Альфы" и Access/Renova (AAR), с одной стороны, и британской BP - с другой. Доход AAR от этой сделки составил $7,7 млрд. Кроме того, господин Вексельберг участвует в ряде не столь крупных бизнесов. Среди них ИК "Совлинк", контролирующая ряд химических предприятий, угольные разрезы в Казахстане, и компания "Комплексные энергетические системы", которая сейчас занимается скупкой бумаг региональных энергокомпаний. [...]

"Задавать вопросы о том, с российских или зарубежных счетов производилась оплата, это все равно что спрашивать женщину, какой фирмы прокладки она предпочитает"

Храните яйца в Кремле

[...] Андрей Шторх, директор по стратегическому планированию ЗАО "Ренова", руководитель проекта фонда "Связь времен" по возвращению коллекции Фаберже в Россию.

[...] Заявил, что главной целью покупки стало желание вернуть коллекцию на Родину и "обеспечить к ней максимально широкий доступ граждан России". Шторх также отметил, что решение о сделке Виктор Вексельберг принимал самостоятельно, без участия государства, но "в интересах страны". "Это не первый жест Вексельберга подобного рода, - напомнил Шторх. - Несколько лет назад он уже привозил и выставлял в Государственной Третьяковской галерее коллекцию картин, которая позднее была передана музею". На вопрос ГАЗЕТЫ, где зарегистрирован некоммерческий фонд "Связь времен", Шторх предпочел не отвечать. Он лишь пояснил, что фонд создавался специально под эту сделку и теперь будет заниматься транспортировкой и хранением коллекции. «Задавать вопросы о том, с российских или зарубежных счетов производилась оплата, это все равно что спрашивать женщину, какой фирмы прокладки она предпочитает», - сказал Шторх.[...]

Яйцо "Апельсиновое дерево". Императорское Пасхальное Яйцо, подаренное Царем Николаемм II его матери Вдове Императрице Марии Феодоровне в 1911 на Пасху. Общий вид. Предварительная стоимость на аукционе: $10,000,000-15,000,000.

Роскошь, блеск и великолепие - те слова, которыми можно сопровождать разговор о яйцах Фаберже. Удивительная коллекция, созданная именитыми ювелирами для императорского двора, сегодня известна во всем мире. История яиц Фаберже, насчитывающая более 100 лет, окутана тайной, и содержит в себе немало фактов, секретов и загадок.

Кто такой Фаберже?

Появился на свет в 1846 году в Санкт-Петербурге. В юном возрасте он переехал с семьей в Германию, где и нашел свое призвание. Он получал уроки ювелирного мастерства у самых знаменитых мастеров Германии, Англии и Франции. В возрасте 26 лет Фаберже вернулся на родину, где женился и начал работу в семейной ювелирной фирме. В то время его компания занималась реставрацией различных экспонатов из Эрмитажа. Карл задумал расширить деятельность своей компании и решился на изготовление оригинальных украшений. В 1882 году он изготовил запонки по заказу а еще через три года - и первое яйцо, сделавшее его знаменитым на весь мир. В 1918 году, опасаясь ареста, мастер сбежал из России сначала в Ригу, а затем в Германию. Великий ювелир не смог оправиться от тех потрясений, которые ему пришлось пережить, и в 1920 году умер от болезни сердца.

Как возникла знаменитая коллекция?

Коллекция яиц Фаберже началась с создания в 1885 году первой модели. В те времена было принято преподносить дорогие презенты в день воскресения Христа. И уж, конечно, правители Российской империи делали своим супругам царские подарки. Заказана первая работа была Александром III в качестве подарка на Пасху жене Марии Федоровне. Исполнителем работы стал Карл Фаберже, известный в то время петербургский ювелир немецкого происхождения. Очаровательное яйцо с желтком из золота, внутри которого была спрятана курочка с рубиновой короной, пришлась по душе императрице, и Фаберже был оставлен при дворе в качестве придворного ювелира. С тех пор ежегодно мастер изготавливал новое яйцо с сюрпризом. После смерти Александра III традиция пасхальных подарков сохранилась, и вплоть до 1917 года Николай II каждую весну дарил яйца Фаберже своей жене и матери. До сегодняшнего дня сохранилось немало таких изделий в сокровищницах различных частных коллекций и музейных фондов. По различным документальным источникам, всего был изготовлен 71 экземпляр этих оригинальных реликвий. Из них 52 - для членов императорской семьи. Однако сколько их на самом деле, пока остается загадкой. Дело в том, что работы, изготовленные по заказу императора, вносились в официальные документы. Изделия же, выполняемые для частных коллекций, сохранялись незапротоколированными. Поэтому многие работы автора долгое время оставались неизвестными. Подобная история связана с «яйцом Ротшильдов», хранящимся более 100 лет среди семейного имущества заказчиков. Весь мир узнал о новой работе известного мастера лишь в 2007 году, когда оно было выставлено на продажу.

Где сегодня находятся раритеты?

Из 71 модели до наших дней сохранилось только 62. Остальные работы, известные по старым фотографиям, считаются утерянными. Большая часть знаменитых яиц хранится в государственных музеях различных стран мира: США, Монако, Швейцарии. После расстрела царской семьи многие работы Фаберже были перепроданы, попали в частные коллекции. Наибольшее количество ювелирных работ удалось выкупить за годы своей жизни американскому миллиардеру Форбсу. Позднее, в 2004 году, коллекцию яиц, собранную магнатом, приобрел россиянин Вексельберг. Сегодня яйца Фаберже в России можно увидеть в Москве, в Оружейной палате Кремля. Здесь можно встретить не только пасхальные подарки императора, но и другие изделия, созданные фирмой Фаберже: ювелирные украшения, часы, портсигары и разнообразные миниатюрные фигурки. Также вас ждет с выставкой работ известного мастера в Санкт-Петербурге Шуваловский дворец. Яйца Фаберже, представленные здесь, являются частью частной коллекции господина Вексельберга. Серия знаменитых яиц, выкупленных у Форбса, ежегодно пополняется олигархом.

Самые известные изделия

Работы знаменитого мастера хранятся в музеях различных стран, а также у частных лиц. Коллекционеры всего мира следят за аукционами, на которых выставляются работы популярного ювелира, а охотники за сокровищами мечтают найти утерянные императорские драгоценности. Посмотрим, какие работы Фаберже считаются самыми известными на сегодняшний день.

«Курочка»

Яйцо, изготовленное из золота, с оригинальным сюрпризом - курочкой и рубиновой короной - было заказано Александром III в дар на Пасху 1885 года царице. Фаберже создал копию модели, которую сама Мария Федоровна увидела, еще будучи в раннем возрасте. Датское яйцо было изготовлено из слоновой кости, а в качестве сюрприза внутри у него было кольцо. В память этих детских воспоминаний и была выполнена новая работа. Уникальная фигурка курочки Фаберже имеет сложный механизм, с помощью которого открывается доступ к сюрпризам, спрятанным внутри изделия. Первый - миниатюрная императорская корона, а второй - цепочка с кулоном. На сегодняшний день второй сюрприз считается утраченным. После смерти императорской семьи яйцо кочевало по Франции, Германии, Америке. Сегодня работа знаменитого мастера находится в коллекции Вексельберга, выкупленной им у Форбса. Таким образом, уникальный раритет вернулся на родину.

«Яйцо с бутоном розы»

Еще одна работа именитого мастера. Изготовлена она в необычном для того времени стиле - неоклассицизме. Внутри яйца спрятан Работа была выполнена Фаберже по заказу Николая II для его жены, Александры Федоровны, уроженки города Дармштадт. Ее родной город славился чудесным розарием, по которому скучала молодая императрица. В добрую память о близких сердцу образах и был задуман оригинальный пасхальный подарок. В лепестках бутона была спрятана миниатюрная корона и кулон с рубином. Оба сюрприза считаются утерянными. Яйцо вместе с остальными экземплярами коллекции Форбса были выкуплены Вексельбергом почти за 100 миллионов долларов.

«Ландыши»

Яйцо, выполненное в стиле модерн из розовой эмали, на золотой подставке, с ландышами из жемчуга и золота, было подарено императрице Александре Федоровне в 1898 году в качестве пасхального презента. Как и все работы популярного мастера, оно имеет свой оригинальный сюрприз. При нажатии на жемчужины из яйца появляются медальоны с изображением Николая II и его сестер: княжны Ольги и княжны Татьяны. Медальон императора венчает корона с рубином и бриллиантами. Яйцо, попавшее в коллекцию Форбса, было выкуплено также Виктором Вексельбергом. Сегодня «ландыши» и другие яйца Фаберже, выставка которых организована олигархом, может посмотреть любой желающий в Санкт-Петербурге.

«Московский Кремль»

Самое большое из яиц Фаберже. Выполнено по заказу Николая II в качестве подарка жене в 1906 году. Пасхальная фигура покрыта белой эмалью снизу, а сверху украшена золотым куполом. Подставка выполнена в виде Спасской башни Кремля, а через окошечки можно разглядеть интерьер собора. Сюрприз яйца представляет собой из золота, которая играет пасхальные мелодии. Эта музыка очень нравилась самому императору. «Московский Кремль» - одна из нескольких работ великого мастера, никогда не покидавших Россию. Сегодня шедевр можно увидеть в Оружейной палате Кремля.

«Александровский дворец»

Украшенное золотом, драгоценными камнями, а также миниатюрными портретами детей Николая II, было подарено жене императора в 1908 году. Над каждым портретом алмазами выложены заглавные буквы имен цесаревичей. Сюрприз подарка - миниатюрная модель Александровского дворца, загородной резиденции Николая II. Дворец, выполненный из золота, серебра и укреплен на золотом столике. Сегодня работа хранится в Оружейной палате Кремля.

Сколько стоит яйцо Фаберже?

Работы известного мастера постоянно дорожают. За более чем 100-летнюю историю ювелирных шедевров их цена «подскочила» в среднем в 1000 - 3000 раз. Например, из документальных источников известно, что «яйцо Ротшильдов» в 1902 году оценивалось в 6500 рублей. Через 106 лет, в 2008 году, оно было куплено за 12 миллионов долларов. Самым дорогим на сегодняшний день считается Коронационное яйцо. Выполненное из золота и алмазов, с сюрпризом в виде миниатюрной императорской кареты, оно было изготовлено для жены Николая II в 1896 году. Тогда его стоимость составляла 6700 рублей. В 2004 году яйцо было продано Вексельбергу за 24 миллиона долларов. Российский олигарх выкупил у семьи Форбс и другие яйца Фаберже, цена которых в общей сложности составила 100 млн долларов.

Сколько стоят копии яиц Фаберже?

Существует немало поделок работ знаменитой фирмы. Некоторые из них сделаны талантливыми мастерами. Однако только именное клеймо Фаберже увеличивает рыночную стоимость изделия. В 1990 году в Нью-Йорке была даже организована выставка подделок ювелирных работ автора. Одна из подобных копий, яйцо «Курочка Кельха», была приобретена и Малькольмом Форбсом. Лишь через много лет исследователи смогли доказать истинное авторство работы. Сегодня копии работ известного мастера можно приобрести во многих интернет-магазинах. Визуально такие модели в точности повторяют работы Фаберже. Яйца, фото которых представлены здесь же, в этом случае можно приобрести гораздо дешевле. Стоимость копий «Курочки», «Ландышей» или «Московского Кремля», в зависимости от материала и сложности работы, колеблется от 1000 до 10 000 рублей. Интересен и тот факт, что в 2008 году было решено восстановить компанию Фаберже и начать производство новых коллекций знаменитых яиц. На данный момент новые изделия под знаменитой маркой выпускает талантливый французский мастер Фредерик Заави. Сегодня яйца Фаберже являются образцами высокого искусства и ценятся коллекционерами всего мира.

Среди нуворишей, отводящих средства на благородные цели - миллиардер Виктор Вексельберг, который основал в Шуваловском дворце музей, содержащий более 4000 экспонатов - ценнейших предметов искусства и картин. Особенного упоминания заслуживает выставленная в музее коллекция из девяти яиц Фаберже и картин Ренуара. Большую часть экспонатов Вексельберг передал из своей частной коллекции.

Отреставрированный дворец Нарышкиных-Шуваловых расположен в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки. В 2006 году Вексельберг нашёл дворец в жалком виде и, вместе со своим культурно-историческим фондом «Связь времён» выделил 1,2 миллиарда рублей на реставрацию памятника культуры.

Пасхальные яйца Фаберже для своей личной коллекции Вексельберг выкупил в 2004 году у наследников Малькольма Форбса, издателя журнала Forbes. В последующие годы фонд «Связь времён» выкупал из частных коллекций другие ценные произведения искусства.

Вполне ожидаемо, центральным предметом коллекции стали императорские пасхальные яйца, среди которых можно найти и самую первую пасхальную ювелирную диковину, изготовленную Фаберже. Это яйцо было заказано Карлу Фаберже императором Александром III в качестве подарка императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1885 года.

Другой примечательный экспонат - усыпанное драгоценными камнями эмалированное и тщательно разукрашенное яйцо, которое последний император царской России, Николай II, подарил своей матери Марии Фёдоровне. Яйцо украшено портретом императора и его наследника Алексея.

Ещё одно попавшее в коллекцию яйцо было изготовлено к празднованию юбилея коронации Николая II и содержит в себе сюрприз - яйцо раскрывается на две половины, и внутри его оказывается крохотная золотая карета. В других яйцах Фаберже спрятаны, например, золотой петух и эмалированный бутон розы.

В одном из интервью Вексельберг поделился своими мыслями о коллекции Фаберже и музее в целом: «Мы очень хотели создать музей, который рассказывал бы об истории России с XVIII до начала XX века. Один из символов этой эпохи - Карл Фаберже, человек, достигший художественных высот в ювелирном искусстве. Мы хотели, чтобы посетители не только могли оценить всю красоту экспонатов, но и по-настоящему прочувствовать дух тех времён».

На церемонии открытия музея, который стал доступен для посещения в декабре 2013 года, присутствовал премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Back in business!» - восклицает аукционист Джеймс Брюс-Гардайн, встречая первый ювелирный лот «русских торгов» Christie’s. К этому времени торги идут уже третий час, сменившая дорогую живопись череда дешевых рисунков и деревянной мебели в русском стиле вызывает зевоту в зале. Но на очереди изделия фирмы Фаберже, так что монотонный процесс мгновенно сменяется цепочкой яростных сражений.

Представители миллиардера Виктора Вексельберга, партнеры фонда Aurora Fine Art Investments Владимир Воронченко и Андрей Ружников отчаянно бьются за один из топ-лотов - подарочную табакерку Фаберже с драгоценными камнями, эмалью и портретом императора Николая II. Но побеждает клиент, участвующий в торгах по телефону, - за £937 200 табакерка уходит техасскому промышленнику и крупному коллекционеру Арти Макферрину. Кажется, фонду Aurora вот-вот достанется вторая императорская табакерка - после недолгой торговли все конкуренты сдаются. Но тут за спинами Воронченко и Ружникова появляется взбежавший по лестнице запыхавшийся мужчина в неброском пиджаке и вскидывает руку, привлекая внимание аукциониста. Вновь прибывший с легкостью поднимает цену, прыгая сразу на десятки тысяч фунтов, и за £505 250 табакерка достается ему. «Поздравляю, хорошая вещь», - Воронченко пожимает руку победителю, его лицо при этом не выражает большого радушия.

Александр Иванов утверждает, что владеет крупнейшей в мире коллекцией изделий Фаберже. Фото Романа Шеломенцева для Forbes

Он уже проигрывал этому человеку три года назад, когда в том же самом зале особняка Christie’s на лондонской Кинг-стрит за $18,5 млн было продано пасхальное «яйцо Ротшильда» (ценовой рекорд за отдельный предмет, сделанный мастерской российского ювелира). Победитель тем временем садится в зал и с той же небрежностью скупает большую часть выставленных на «русские торги» изделий Фаберже. Человека зовут Александр Иванов. У него есть собственный музей Фаберже в немецком городе Баден-Баден, и он утверждает, что владеет самой крупной в мире коллекцией этих изделий - около 3000 предметов.

Треугольник для ценителей Фаберже

В истории России нет более известной ювелирной фирмы, чем Фаберже. На мировом уровне имя Петера Карла Фаберже звучит не менее внушительно, чем имена Чарльза Тиффани или Луи-Франсуа Картье, а стоят изделия русского ювелира - портсигары, часы, резные фигурки, брошки - уже гораздо дороже, чем продукция его давнишних конкурентов. Российские коллекционеры развернули настоящую охоту за Фаберже: одни скупают его совсем тихо и не показывают никому, другие, как Александр Иванов, действуют мощно и открыто, как бульдозер. Самые заметные покупки совершаются на аукционах. Но куда чаще сделки оформляются в тишине частных домов или в удобных офисах специализированных салонов.

Один из них - всего в 10 минутах ходьбы от лондонского зала Christie’s. В середине декабря в Лондоне полным ходом идут рождественские распродажи, главные торговые улицы перекрыты для автомобильного движения и заполнены десятками тысяч людей, переходящих из магазина в магазин. Витрина фирмы Wartski, «Поставщиков Ее Величества Королевы и Его Королевского Высочества Принца Уэльского», скидок не обещает: не видит смысла зазывать случайных прохожих. Здесь особые клиенты. Вот директор Wartski Киран Маккарти почтительно сопровождает от стенда к стенду обвешанную дорогими украшениями пожилую даму. За стеклом выставлены десятки изделий Фаберже - портсигары, часы, цветы, фигурки зверей. Из них 56 предметов - собрание одного из русских коллекционеров. Это называется выставкой, но все продается, хотя ценников нет. «Сколько это стоит, кто продавец, кто покупатели?» На все три вопроса Маккарти отвечает: традиции фирмы исключают разглашение подобной информации. Но мир Фаберже тесен, все знают всех, и сразу несколько приехавших на «русские торги» охотников за Фаберже рассказывают Forbes, что выставленную в Wartski коллекцию собрал лондонский арт-дилер Виктор Илюхин (сам он от общения с Forbes уклонился), за все про все он хочет выручить не меньше £20 млн. Например, за фигурку богомольца из яшмы, нефрита и оникса в Wartski просят £2,5 млн, а за букетик ландышей из золота, нефрита и розовых бриллиантов - £1 млн.

У Wartski почти всегда дороже, чем на аукционах, но фирма торгует Фаберже уже более 80 лет и гарантирует качество и подлинность, говорят коллекционеры. К тому же таков нынешний уровень цен: те же ландыши в 1994-м купили за $18 000, в 1998 году - уже за $180 000. Есть ли покупатели сегодня? «Конечно, и мы уже продали несколько предметов из этой коллекции по очень хорошей цене», - отвечает Маккарти, элегантный мужчина средних лет, автор нескольких исследований о самом известном российском ювелире. У Wartski есть клиенты, покупающие одно изделие Фаберже раз в несколько лет, и есть те, кто ежегодно покупает десяток-другой. Среди постоянных клиентов много русских, уточняет Маккарти, но купленное ими, как правило, остается здесь же - в хранилищах фирмы или аукционных домов. «Если вы начертите условный треугольник между Wartski, Christie’s и Sotheby’s, то внутри этого треугольника окажется больше предметов Фаберже, чем во всей России», - говорит директор Wartski. Входит ли в число русских клиентов Александр Иванов? С разрешения последнего Маккарти подтверждает - да, в лондонской фирме его знают уже 10 лет.

Коллекция Иванова за $2 млрд

Если пройти метров сто от московского ЦУМа до Пушечной улицы, то справа от вас будет двухэтажное старое здание. На одном из его подъездов висит маленькая табличка «Русский национальный музей». Но это не музей, в здании нет экспозиций, а название - торговая марка, зарегистрированная Александром Ивановым еще в 1993 году. За прозрачной входной дверью длинный коридор, по бокам несколько лавок, предлагающих стандартный для Москвы набор антиквариата. Стоят стенды с книгами, написанными владельцем музея, - о ювелирном деле, о пробирном деле, о Фаберже. Парадный кабинет Иванова находится в соседнем здании, но сам он, по его признанию, предпочитает сидеть здесь, в крошечном закутке, заваленном пыльными каталогами, книгами, брошюрами и плакатами. Ничто вокруг не выдает в хозяине помещения человека, оценивающего свою коллекцию минимум в $2 млрд. «Эти деньги мне уже сейчас предлагают арабские шейхи, но я не продам, она стоит дороже», - уверяет Иванов.

Внешнюю скромность хозяин помещения объясняет стилем бизнеса. «Я никогда не покупал самолетов, президентских номеров, я езжу на «тойоте», я не трачу деньги на ерунду, у меня все вложено в антиквариат», - говорит он. По словам Иванова, собирать антикварные вещи он стал еще в конце 1980-х годов, будучи студентом юрфака МГУ и успешным кооператором. Созданный им кооператив «Селена» ввозил в СССР компьютеры, в обмен поставляя удобрения, и зарабатывал на разнице внешних и внутренних цен огромную прибыль: в одном 1988 году, по словам Иванова, она составила $6 млн. «Деньги буквально не на что было тратить, и я начал скупать антиквариат, который стоил копейки», - продолжает он. Где-то рядом, говорит он, работал кооператив «Техника» Артема Тарасова. «Первый советский миллионер» и нынешний советник главы финансовой корпорации «Метрополь» Тарасов не помнит Иванова, но подтверждает: такие деньги в этом бизнесе заработать было вполне реально и антикварные шедевры стоили тогда очень дешево. «Один человек купил картину Малевича за $3000, привез мне, она у меня долго лежала в Англии, в сейфе, потом я ее перепродал за $150 000, - рассказывает Тарасов. - А сейчас она, насколько я знаю, стоит $10–20 млн». Еще один пионер отечественного капитализма, создатель Российской товарно-сырьевой биржи Константин Боровой рассказал Forbes, что помнит кооператив под названием «Селена»: «Это была стопроцентно кагэбэшная структура, они не боялись вообще ничего, вывозили сырье в больших объемах, ввозили компьютеры, я их несколько раз покупал у «Селены». Заработать $6 млн в год? «Без проблем, в месяц можно было такие деньги заработать, особенно если за тобой стоял понятно кто», - добавляет он.

Иванов говорит, что из бизнеса ушел в начале 1990-х и с тех пор не занимается ничем, кроме купли-продажи антиквариата. Начав с изобразительного искусства, в 1990-х годах он переключился на Фаберже, который стал со временем делом всей его жизни. «Но у меня есть и другие собрания - большая коллекция старых автомобилей, золото доколумбовой эпохи, большая коллекция старых мастеров, включая несколько работ Леонардо да Винчи», - неожиданно добавляет он. На его лице нет ни тени иронии.

У владельца «Русского национального музея» необычная репутация на российском антикварном рынке: о нем неохотно говорят коллеги по цеху, а те, кто что-то рассказывает, запрещают упоминать их имена. «Не хочу, чтобы мне потом проломили голову ломиком в подъезде», - говорит один из них. Этот источник и еще несколько опрошенных Forbes участников арт-рынка полагают, что Иванов преувеличивает и коллекции такого масштаба у него нет, а купля-продажа антиквариата в принципе не может приносить доходы, которые позволяли бы тратить десятки миллионов долларов на покупку Фаберже. «Он действительно покупает много хороших, качественных вещей, но я не знаю, чьи это деньги, может быть, тайных партнеров или людей в погонах, я даже не хочу этого знать», - говорит один из участников антикварного рынка.

Иванов все эти предположения напрочь отметает. «Никаких партнеров у меня никогда не было, к правоохранительным органам отношения не имею, в КГБ никогда не служил, про меня еще много подобного рассказывают», - говорит он. Все это он называет сплетнями, основанными на зависти. «У меня действительно есть много друзей в высоких сферах, в том числе во властных, я их знаю еще с конца 1980-х годов, иногда продаю им что-нибудь или консультирую, но не более того», - продолжает Иванов. Но одно лишь «яйцо Ротшильда» и открывшийся полтора года спустя музей Фаберже в Баден-Бадене обошлись ему примерно в $50 млн. Откуда такие деньги у человека, который не занимается бизнесом с начала 1990-х? «Я все время покупаю недооцененные вещи и через какое-то время перепродаю с большой выгодой, ну, продал несколько десятков вещей Фаберже калибром поменьше», - отвечает Иванов.

Кто покупает Фаберже? В России множество частных собраний антиквариата и искусства, о которых порой ничего не известно не только широкой публике, но даже самим специалистам, говорит вице-президент Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга Михаил Суслов. Хороший пример - бывший глава «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев, об оцениваемой в сотни миллионов долларов коллекции живописи которого стало известно только благодаря его бракоразводному процессу, считает он. «Наш мир очень маленький, мы всех знаем, а тут все делалось настолько тихо, что не знал вообще никто, хотя Рыболовлев открытый бизнесмен, официальный миллиардер, ему вроде нечего опасаться», - подчеркивает Суслов. У кого только нет Фаберже. Когда готовился к печати этот номер, в информационные агентства поступило сообщение об ограблении дома основателя компании «Русское золото» Александра Таранцева. Среди похищенного - изделия петербургской ювелирной фирмы.

Участникам рынка известно о коллекциях Фаберже, собранных девелопером Шалвой Чигиринским и бывшим президентом «Спартака» Андреем Червиченко, но они допускают, что в России могут быть и другие крупные собиратели. Иванов уточняет: «Антиквариат покупает очень много людей, в том числе чиновники, за такие колоссальные деньги - караул. Кроме того, чиновники у нас очень любят подарки, очень дорогие подарки».

Стремительный рост цен на Фаберже объясняется не только интересом со стороны богатых россиян. Изделия этой фирмы в равной степени привлекательны и для иностранцев. Причина - в истории.

Коллекция Вексельберга за $350 млн

По мировым меркам рынок русского искусства невероятно мал, а признанные за рубежом его разделы можно пересчитать по пальцам одной руки: немного классической русской живописи, немного авангарда, иконы, фарфор и Фаберже. «Фаберже - единственный рынок русского искусства, где есть серьезные зарубежные коллекционеры, готовые платить большие деньги и даже покупать «против» русских», - рассказывает глава русского отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен. Более того, нынешний рынок Фаберже в решающей степени был сформирован усилиями западных антикваров и коллекционеров, поскольку именно на Западе после 1917 года оказалось значительное количество изделий фирмы. Советская власть не нуждалась в украшениях, но ей требовалась валюта. В числе прочих произведений искусства СССР продал за границу много работ Фаберже. Точные данные об объемах и адресатах таких продаж не обнародованы до сих пор, но известно, что многие предметы продавались буквально «на вес».

Тогда Фаберже воспринимался не более чем «товар секонд-хенд», говорит совладелец нью-йоркской антикварной галереи A La Vieille Russie (ALVR) Пол Шеффер. «У нас сохранились инвойсы от советского правительства: фигурки зверей продавались по цене до $2, цветы - по $2–5, множество объектов по цене около $1», - продолжает Шеффер. В 1930-х годах ALVR и Wartski стали крупнейшими покупателями Фаберже, а затем - его крупнейшими продавцами, которые сумели удержать и продвинуть это имя на западном рынке, после того как фирма Фаберже перестала существовать.

Над созданием репутации изделий Фаберже как уникальных символов роскоши исчезнувшей империи антиквары трудились неспешно и бережно. Круг покупателей постепенно ширился - в основном это были крупные промышленники и звезды шоу-бизнеса. Росла и цена. В начале 1960-х годов фигурки зверей продавались за $500–800, цветы - за $850, пасхальные яйца - по $1000–2000. Больших коллекций почти не было. Задачу собрать системную коллекцию первым поставил перед собой издатель журнала Forbes Малкольм Форбс.

Купив в 1960 году в одном из лондонских антикварных магазинов за $1000 портсигар Фаберже (он не знал такой марки, просто понравилось), Форбс заразился тем, что сам иронично называл Faberge bug, «вирусом Фаберже». К концу жизни у него было более 300 предметов, включая крупнейшую в мире частную коллекцию пасхальных яиц. То, что Форбс покупал за тысячи и десятки тысяч долларов, к концу 1980-х годов стоило уже сотни тысяч и миллионы. Когда через 14 лет после его смерти, в 2004 году, наследники решили выставить на Sotheby’s большую часть коллекции, называемой к тому времени не иначе как легендарной, этих торгов ждали буквально все серьезные собиратели Фаберже, рассчитывая купить хоть что-нибудь. Продажа коллекции целиком за несколько дней до аукциона российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу стала шоком для этого сообщества.

«Никто не думал, что так произойдет, потом даже были жалобы, какие-то сутяжнические обращения в Sotheby’s, но юридически все было сделано чисто», - говорит Владимир Воронченко. Он не только представитель Aurora Fine Art Investments, но и президент учрежденного Вексельбергом фонда «Связь времен», а также ближайший партнер и консультант этого миллиардера на арт-рынке. Двести пятнадцать изделий Фаберже из самой известной в мире частной коллекции, включая девять императорских пасхальных яиц, - Вексельберг просто не мог упустить такой шанс. «Он как раз хотел приобрести что-то уникальное, значимое, с чего-то начать новое увлечение, а такие коллекции позволяют сократить время и дают фору, ведь мы, к сожалению, не так уж молоды», - поясняет Воронченко. Оценки суммы сделки колеблются от $130 млн до $250 млн. И это было только начало - фонд Вексельберга продолжил скупать лучшие изделия Фаберже, появляющиеся на рынке. На сегодняшний день его коллекция насчитывает около 700 предметов. «Это, безусловно, крупнейшая частная коллекция Фаберже не только в России, но и во всем мире», - говорит гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

По оценкам, на это собрание было потрачено в общей сложности более $350 млн. Изделия Фаберже должны были стать основой созданного в 2005 году фонда Aurora Fine Arts Investments. Замысел был в том, чтобы собрать несколько коллекций предметов искусства и потом перепродать их с выгодой, поделив прибыль между пайщиками. Однако около года назад фонд был фактически ликвидирован, а коллекция Вексельберга станет экспозицией двух частных музеев, которые в ближайшие годы откроются в Санкт-Петербурге и Москве.

В любом случае в ближайшее время Вексельберг не планирует продавать своего Фаберже, уверяет Воронченко, но объемы покупок изделий знаменитого ювелира в последнее время значительно снизились. «Что бы сейчас ни появилось на рынке, у нас это есть и, как правило, лучшего качества», - поясняет Воронченко. Однако продававшееся в декабре 2007 года «яйцо Ротшильда» - предмет уникальный, почему же после длительной борьбы представители Вексельберга все же уступили его Иванову? «Я думаю, мне просто повезло, может быть, они замешкались или слишком долго думали, стоило им только захотеть, я бы его не получил», - говорит об этих торгах Иванов. Воронченко говорит, что биться до конца не стремился: «У нас и так уже 15 пасхальных яиц, и это все-таки не «императорское» яйцо».

Антиквары - клубок змей

«После продажи «яйца Ротшильда» были разные статейки: вот, сам руку на аукционе поднимал, понтовался и так далее - но мне-то что скрывать?» - разводит руками Иванов. «Если чиновники скрывают свои доходы, берут отдельную комнату и оттуда тихо покупают, это их дело», - добавляет он.

На декабрьские торги Christie’s 2010 года Иванов опоздал, потому что застрял в пробке, он едва успел к продаже императорской табакерки. Но, включившись в игру, коллекционер потратил более полутора миллиона фунтов стерлингов. «Приходи завтра на Christie’s - я буду забирать то, что купил на прошлых торгах, посмотришь», - предлагает Иванов, когда публика покидает зал. В последние годы он, по собственному утверждению, покупает на аукционах по 40–50 изделий Фаберже в год.

Экспозиция музея Фаберже в Баден-Бадене насчитывает сейчас около 700 предметов, и их постоянно ротируют. Эта ротация, рассчитывает Иванов, позволит ему поднять цену на работы из своей коллекции. «Музей работает на создание имиджа вещей. Если у «музея Фаберже» будет история, цена будет в разы выше, это понятно», - поясняет коллекционер. Недруги Иванова полагают, что наравне с действительно качественными вещами так можно подмешать в коллекцию и фальшивки; это позволит потом сбыть последние. Иванов над этим только смеется. «На фальшаке не сделаешь больших денег, все же всплывет рано или поздно, все откроется, да и зачем мне это нужно, когда вокруг столько настоящего Фаберже!» - восклицает он.

Проблема в том, что никто не знает, сколько вокруг настоящего Фаберже. Нет даже единого мнения о том, сколько предметов за всю свою историю сделала фирма: оценки колеблются в пределах от 120 000 до 400 000–500 000 изделий. «Обнаружена только часть архивов, и до сих пор не найдены товарные книги, по которым можно определить, что было сделано в Москве и Санкт-Петербурге и когда кто что и за сколько купил», - рассказывает Тизенгаузен. Полного каталога фирмы, как у Cartier или Boucheron, и вовсе не существует, добавляет он. После революции десятки тысяч предметов Фаберже могли быть переплавлены, уничтожены, разобраны, а могли сохраниться и ждать своего часа в частных руках. Есть ли они и где - загадка.

С середины 1960-х на аукционах появилось всего 35 000 лотов Фаберже. Большая их часть осела в коллекциях, а меньшая - регулярно меняет владельцев. 3000 предметов Фаберже, о которых говорит владелец «Русского национального музея», в одних руках - это очень много, никто до Иванова не заявлял об обладании такой коллекцией. Из опрошенных Forbes коллекционеров и дилеров никто не видел коллекцию Иванова целиком, поэтому многие сомневаются в достоверности этой цифры. Иванов отвечает, что не собирается никого убеждать. «Антикварный рынок - это клубок змей, поэтому мы ото всех абстрагируемся, общаемся только маленьким кругом и нам все равно, что все они говорят», - говорит Иванов, протягивая толстую пачку инвойсов в кассу аукциона Christie’s.