Юридическое лицо. Лицензирование деятельности

Понятие и основные признаки юридического лица. Субъ­ектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст. 48 ГК юридическим ли­цом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обосо­бленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осущест­влять имущественные и личные неимущественные права, не­сти обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:

1) организационная упорядоченность (или единство). характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные (в данном случае - гражданско-правовые, имущественные) задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии органов управления, а при необходимости - и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач.

2) имущественная обособленность. Это означает, что имуще­ство юридического лица, независимо от его правового режи­ма (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т.е. отделено от иму­щества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъ­ектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица. Формами обособления мо­гут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);

3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным име­нем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т.е. выступать в гражданском обороте, а* также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организа­ций - фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-право­вой форме. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои орга­ны, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.



4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия

порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.

Под правосубъектно­стью юридического лица понимается наличие у него качеств субъ­екта права, т. е. правоспособности и дееспособности.

В науке гражданского права принято различать общую (универ­сальную) и специальную правоспособность. Общая правоспособ­ность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществле­ния любых видов деятельности. Именно такой правоспособно­стью обладают граждане. Специальная правоспособность предпо­лагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанно­стей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК). -

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Юридическое ли­цо не может обладать такими правами, которые в силу своей спе­цифики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление не­которых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц 1 .

Применительно к юридическим лицам со специальной право­способностью важно разграничивать предмет их уставной деятель­ности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятель­ности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок куп­ли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организа­ций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основ­ной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспо­собностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необ­ходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отли­чие от граждан у юридических лиц право- и дееспособность воз­никает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и испол­нять гражданские права и обязанности.

Деятельность юридического лица - это, естественно, деятель­ность людей, составляющих организацию, ибо только люди спо­собны к сознательным волевым действиям. Однако их роль в осу­ществлении дееспособности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического ли­ца права и обязанности, другие способствуют осуществлению уже приобретенных прав и выполнению обязанностей.

28. Органы юридического лица, их компетенция и виды.

Приобретенеие и отчасти осуществление гражданских прав и обязанностей - прерогатива органа юр. лица.

Орган юридического лица - лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), представляющие интересы юр. лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочений (доверенности).

Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права.Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление), так и несколько (директор и дирекция, правление и председатель правления). Органы могут быть единоличными(директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т. п.) и коллегиальными. (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание)

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам - участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы)1. К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Кроме того, правомочия исполнительных (волеизъявляющих) органов на выступление от имени юридического лица могут дополнительно ограничиваться законом или учредительными документами организации (т. е. волей ее учредителей), например необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего коллегиального органа или учредителя (собственника).

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

В Федеральном законе "О лицензировании" применяются следующие основные понятия:

лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Комментарий

1. Статья 2 определяет основные термины, используемые в комментируемом Законе. Данный подход законодателя к раскрытию сущности понятийного аппарата представляется оправданным, поскольку используемый законодателем технико-юридический прием позволяет правоприменителям более четко понять и уяснить для себя суть юридических терминов и механизмов, избежать разночтений и необоснованно широкого толкования перечисленных в комментируемой статье понятий. По сравнению с ранее действовавшим лицензионным законодательством, в комментируемом Законе успешно предпринята попытка унифицировать разрозненные нормы о лицензировании и дать им законодательное закрепление, однако в научной литературе выдвигаются иные точки зрения на понятия, определенные в рассматриваемом нормативном акте, которые и будут проанализированы в рамках данного комментария. При этом не следует забывать, что, несмотря на всю научную обоснованность выводов ученых, их нельзя принимать за постулаты, поскольку в Российской Федерации высшую юридическую силу имеют Федеральные законы (ст. 15 Конституции РФ) и в правоприменительной деятельности следует исходить из положений действующего законодательства, а мнения ученых должны учитываться законодателем при разработке проектов нормативно-правовых актов.

2. Итак, основополагающим понятием как комментируемого Закона, так и всей системы лицензирования является термин "лицензия". Анализ приведенного в абз. 2 комментируемой статьи понятия лицензии позволяет выделить ее существенные признаки.

Во-первых, лицензия - это специальное разрешение. Дискуссии в науке и практике вызывает смешение и неоднозначное использование в законодательстве таких понятий, как "разрешение", "специальное разрешение", "лицензия", что наблюдается и в комментируемом Законе. Проблема их соотношения имеет не только теоретическое значение, но и на практике возникают разного рода разногласия в связи с их применением. В данном случае для уяснения смысла и содержаний вышеприведенных понятий, как правило, обращаются к этимологическому толкованию терминов. Так, в толковом словаре С.И. Ожегова предлагается два варианта толкования термина "разрешение": это либо право на совершение чего-нибудь, либо документ, удостоверяющий право, а термин "лицензия" определяется через понятие "разрешение". Анализ действующего законодательства также показывает, что под разрешением понимается право, возможность, основание для деятельности, подтверждение права, а лицензия трактуется либо как специальное разрешение, либо как документ, предоставляющий право. Как следует из вышеизложенного, понятие "лицензия" определяется через термин "разрешение", являясь одной из форм выражения последнего, поскольку понятие "разрешение" является более широким и включает в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

В силу того что разрешение - это право на совершение чего-либо, то возникает еще один дискуссионный вопрос: чем же все-таки является лицензия - разрешением или правом? С одной стороны, получив лицензию, лицензиат приобретает право на осуществление определенного вида деятельности. С другой стороны, это "право" ограничено существенными требованиями и условиями, установленными лицензионным законодательством, и, следовательно, в данном случае стоит говорить уже не о праве, а именно о разрешении: совершении лицензионных видов деятельности при условии соблюдения лицензионных требований. В пользу разрешения говорят и другие факты: властный характер лицензионных правоотношений, поскольку выдача лицензии осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти - лицензирующим органом, срок действия лицензии, по истечении которого право осуществления определенного вида деятельности прекращается, возможность приостановления и аннулирования лицензии. Таким образом, как представляется, лицензия - это все же специальный вид разрешения. При этом сам термин "разрешение" следует трактовать не как право в целом, а именно как право на совершение чего-либо.

Следует также обратить внимание, что исходя из законодательной трактовки термина "лицензия" данное разрешение теперь не является документом в прямом смысле этого слова. В связи с чем в комментируемом Законе стали фигурировать документы, подтверждающие наличие лицензии. Однако, вероятно, такая трактовка термина "лицензия" не прижилась, поскольку, кроме как в рассматриваемом нормативном акте, не встречается даже в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, принятых на основе этого Закона, в них речь, как правило, идет о выдаче лицензии, а не документа, подтверждающего ее наличие.

Во-вторых, лицензия выдается на осуществление конкретного вида деятельности. Впервые по сравнению с ранее действовавшим лицензионным законодательством в п. 1 ст. 17 комментируемого Закона определены виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии. При этом в определении специально подчеркивается, что лицензия выдается на каждый конкретный вид деятельности, иными словами, каждому конкретному виду деятельности соответствует отдельная лицензия, и осуществление другого вида деятельности, не предусмотренного в уже имеющейся лицензии, не допускается и влечет за собой негативные последствия в виде привлечения к ответственности. Так, Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа 14.08.2008 рассмотрено дело N А26-711/2008 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ ООО "АТП" по фактам оказания сторонним организациям услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Необходимость лицензирования работ и услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) установлена п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30. Руководствуясь положениями названного нормативного акта, ФАС Северо-Западного округа признал, что действия ООО "АТП" по оказанию медицинских услуг без соответствующей лицензии правомерно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В-третьих, лицензия предполагает наличие особых лицензионных условий и требований, которые должен соблюдать лицензиат. Следовательно, предполагается, что у лицензиата имеются реальные возможности и предпосылки для осуществления конкретного вида деятельности, что, в свою очередь, является гарантией качества оказываемых услуг и осуществления соответствующего вида деятельности (более подробно об этом см. комментарии к абз. 5 комментируемой статьи и п. 1 ст. 7 Закона).

В-четвертых, такое разрешение выдается только лицензирующим органом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особый субъектный состав лицензионных правоотношений означает, что осуществление лицензионного вида деятельности становится возможным, если лицензия выдана именно специально уполномоченным на выдачу таких лицензий органом, так называемым лицензирующим органом (подробнее см. комментарий к абз. 6 рассматриваемой статьи). Физические лица также выведены из сферы действия комментируемого Закона, поскольку они не относятся к субъектам предпринимательской деятельности и комментируемый Закон не предусматривает возможности лицензирования деятельности физических лиц, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей.

3. Лицензируемый вид деятельности - это прежде всего вид деятельности, закрепленный в комментируемом Законе, а именно в п. 1 ст. 17. Как известно, такое положение дел существовало не всегда. История лицензирования в России столкнулась с проблемами, когда виды деятельности, подлежащие лицензированию, определялись множеством нормативных актов, в том числе и ведомственных, что породило хаос и практически тотальное лицензирование всех видов деятельности. Быстрое увеличение числа лицензируемых видов деятельности связывают с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности", которым в процесс расширения сферы лицензирования были вовлечены субъекты Российской Федерации, что позволило за короткий срок довести список лицензируемых видов деятельности до 1143 <11> (подробнее об этом см. комментарий к п. 1 ст. 1 Закона). Учитывая негативный опыт, законодатель пришел к единственно правильному решению - закреплению всех видов деятельности, подлежащих лицензированию, в одном нормативном акте федерального уровня, причем перечень этот является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, все изменения и дополнения в это перечень могут быть внесены только путем принятия федерального закона.

Решение о введении режима лицензирования какой-либо деятельности на основе определенных критериев должно приниматься законодателем не автоматически, а при условии невозможности обеспечить в полной мере защиту возникающих при этом публичных интересов иными средствами государственного контроля.

В правовой литературе в качестве критериев лицензирования отдельных видов деятельности предлагается выделять три основания, в соответствии с которыми определенная деятельность подлежит лицензированию:

Деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении;

Деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный круг участников;

Деятельность является слишком доходной и подлежит повышенному налогообложению и дополнительному контролю в этой связи.

В основу решения вопроса о применении рассматриваемого государственного инструмента должен быть положен принцип - лицензировать только то, что нельзя не лицензировать. Такой вывод вытекает и из основного назначения лицензирования, состоящего в установлении особого государственного контроля за осуществлением таких видов предпринимательства, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с реализацией публичных интересов. Так, к примеру, комментируемым Законом не предусмотрена необходимость лицензирования деятельности арбитражных управляющих. В связи с чем в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 23.07.2008) лицензирование как форма государственного регулирования деятельности арбитражных управляющих заменена на иной, альтернативный механизм обеспечения стандартов профессиональной деятельности, предполагающий обязательность их членства в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В этой замене проявляется конституционный принцип соразмерности в правовом регулировании экономической деятельности. Такой подход напрямую связан с проводимой в Российской Федерации административной реформой, среди приоритетных направлений которой, согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах", - ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регламентирования.

Важен еще один момент, на который обращает внимание законодатель: деятельность, на которую требуется получение лицензии, должна осуществляться только на территории Российской Федерации. Соответственно, совсем не обязательно, что за пределами Российского государства на этот же вид деятельности потребуется лицензия, впрочем, как и наоборот, не факт, что вид деятельности, отнесенный законодательством иностранного государства к лицензируемым, будет подлежать лицензированию в России.

4. Понятие "лицензирование" относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки предпринимательского права. В Российской империи методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811 - 1812 гг.), когда была ограничена внешнеторговая деятельность Англии и Россия выдавала лицензии для торговли с Англией так называемые льготные письма. Однако эта мера была временной и в большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой. В советском государстве применение методов лицензирования было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли СССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. И только в современной России сформировался институт лицензирования как таковой.

Вероятно, в силу того, что этот институт сравнительно "молодой", до настоящего времени так и не сложился единый подход к пониманию сущности лицензирования. Не разрешил ситуацию и комментируемый Закон. Предлагаемое законодателем определение термина "лицензирование", по сути, представляет собой перечень действий, осуществляемых лицензионными органами в рамках рассматриваемого нормативного акта, что вряд ли оправданно, поскольку для раскрытия сущности явления необходим комплексный подход к исследуемой проблеме. Как представляется, необоснованно сводить суть лицензирования только лишь к совокупности действий органов государства, умаляя ценность данного правового института как формы государственного управления. Такая позиция законодателя подверглась критике и в научной литературе.

В юридической литературе даются различные определения лицензирования. Одни авторы под лицензированием понимают деятельность соответствующих государственных органов, связанную с выдачей лицензий и контролем за соблюдением лицензионных требований <16>. Другие рассматривают лицензирование как способ государственного регулирования экономической деятельности, который заключается в установлении правового режима осуществления его отдельных видов только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых уполномоченными органами при наличии определенных условий; или как правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

Государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности;

Государственный контроль за осуществлением деятельности;

Возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства <18>.

Третьи определяют, что лицензирование - это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между компетентным государственным органом и хозяйствующим субъектом по поводу получения, продления, отзыва специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности, правовыми последствиями которых являются соответственно возникновение, продление или прекращение специальной правоспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Как видно из приведенных дефиниций, единое мнение ученых по данной проблеме отсутствует: сущность лицензирования ставится в зависимость от того, с какой точки зрения этот термин исследуется. В связи с чем правоведы предлагают рассматривать термин "лицензирование" в различных аспектах:

Как специфический вид деятельности компетентных органов. Данный аспект соответствует положениям комментируемого абзаца;

Как форму государственного управления, инструмент разрешительной государственной политики, определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении ими отдельных видов деятельности;

Как правовой институт, поскольку весь механизм лицензирования регулируется правовыми нормами, следовательно, все отношения, возникающие в процессе получения, продления, отзыва лицензии и надзора за деятельностью лицензиата, являются правовыми, а совокупность правовых норм, регулирующих названные отношения, составляют правовой институт лицензирования;

Как обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.

5. Положения абз. 5 комментируемой статьи позволяют определить характерные особенности лицензионных требований и условий.

Во-первых, они устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Следовательно, носят подзаконный характер, поскольку такие положения, как правило, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и утверждаются постановлениями Правительства РФ. Так, Постановлением Правительства от 26.01.2006 N 45 установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, проект положения о медицинской деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи разрабатывает Минздравсоцразвития России.

Во-вторых, выполнение этих условий и требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Соблюдение лицензионных требований и условий представляет собой обязанность лицензиата, их несоблюдение влечет за собой применение мер административной, гражданско-правовой, а в некоторых случаях и уголовной ответственности. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев дело о привлечении ООО "Авангард-Авто" к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), постановил, что основанием для привлечения ООО "Авангард-Авто" к административной ответственности послужил факт нарушения условий осуществления лицензируемой деятельности, выразившийся в перевозке пассажиров в нарушение установленного законодательством порядка (сверх количества мест для сидения, предусмотренных заводом-изготовителем) (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.05.2008 N Ф08-2304/2008-828А).

В-третьих, такие требования и условия распространяются исключительно на лицензиата, а не на соискателя лицензии, от которого не допускается требовать представления документов, не предусмотренных комментируемым Законом. Высказано мнение, что такой подход со стороны законодателя обусловлен необходимостью обеспечения свободы доступа лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в соответствующую сферу и (или) отрасль, что является обязательным условием добросовестной конкуренции. Исходя из логики норм комментируемого Закона, соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям только в части, входящей в состав подаваемых им документов.

Качественный и количественный состав лицензионных требований и условий в каждом конкретном случае зависит от специфики конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию. Данные требования и условия могут касаться объекта, с помощью которого осуществляется лицензируемый вид деятельности (например, для получения лицензии на занятие медицинской деятельностью необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений, оборудования и медицинской техники), квалификации самого лицензиата и его сотрудников (например, наличие высшего профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет) (п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (в ред. от 07.04.2008)) и другие требования.

Важно, чтобы в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности были точно определены условия, которым должны соответствовать специалисты соискателя лицензии, его здания, оборудование и другие объекты. В этом случае в обязанности лицензирующего органа будет входить лишь проверка соответствия заявленных условий обязательным условиям, четко очерченным в нормативных актах, что способствует большей объективности. Когда же положение о лицензировании определенного вида деятельности не содержит конкретных требований к соискателю лицензии, но обязывает его представить информацию о квалификации своих работников или характеристиках оборудования, решение о выдаче лицензии зависит от субъективного мнения работников лицензирующего органа, что и представляет собой серьезное нарушение принципов законности и соблюдения прав человека.

6. Лицензирование видов деятельности, определенных в комментируемом Законе, осуществляется органами исполнительной власти двух уровней: федерального и регионального.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден Постановлением Правительства от 26.01.2006 N 45, к которым относятся: Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральная миграционная служба (ФМС России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральная налоговая служба (ФНС России), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Россвязьохранкультура), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное космическое агентство (Роскосмос), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (в ред. 02.03.2007), Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Таким образом, функции лицензирующих органов в субъектах РФ могут осуществляться территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

К исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993, относятся органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения автономной области и автономных округов, входящих в состав Российской Федерации, которые осуществляют лицензирование видов деятельности, установленных вышеназванным Постановлением Правительства РФ. Система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации. Образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (преамбула к Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 18.06.2007)).

Вышеназванным органам исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня предоставлен широкий круг полномочий по предоставлению лицензий, приостановлению, возобновлению, прекращению действия лицензий, аннулированию лицензий, контролю за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведению реестров лицензий, а также по предоставлению в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (подробнее см. комментарий к ст. 6 Закона).

7. В комментируемой статье определены понятия "лицензиат" и "соискатель лицензии". Рассмотрим суть этих определений в совокупности, поскольку оба эти понятия тесно взаимосвязаны между собой. По сути, соискатель лицензии и лицензиат, это в перспективе одно и то же лицо, однако до момента выдачи лицензии объем их правомочий весьма отличается.

Итак, в качестве и лицензиата, и соискателя лицензии могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, т.е. хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность с целью извлечения прибыли. Согласно ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. I) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008), отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Для получения лицензии предприниматель должен обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, и с этого момента он приобретает статус соискателя лицензии. Объем правомочий, так же как и объем предъявляемых к нему лицензионных требований и условий, ограничен порядком подачи заявления и теми документами, которые необходимо представить в лицензирующий орган для получения соответствующей лицензии. Так, согласно Положению о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 415, для получения лицензии на производство лекарственных средств соискатель лицензии наряду с заявлением представляет в лицензирующий орган, к примеру, копии патентов Российской Федерации, разрешающих производство и продажу патентованных и (или) оригинальных лекарственных средств; копии документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и оборудования. Таким образом, к моменту обращения в лицензирующий орган соискатель уже должен иметь патенты, здания, помещения, оборудование, штат специалистов, ответственных за производство, качество и маркировку лекарственных средств, имеющих высшее или среднее специальное образование (химико-технологическое, биотехнологическое, фармацевтическое или медицинское) и стаж работы по специальности не менее 3 лет, т.е. уже должен отвечать ряду лицензионных требований и условий, перечисленных в п. 4 названного Положения. При этом ряд лицензионных требований, перечисленных в указанном пункте, не распространяется на соискателя лицензии, поскольку он еще не приступил к осуществлению лицензируемого вида деятельности. Так, соискатель лицензии на производство лекарственных средств не обязан соблюдать правила организации производства и контроля качества лекарственных средств в лекарственных формах, разрешенных для производства или повышать квалификацию своих сотрудников, отвечающих за производство, качество и маркировку лекарственных средств не реже одного раза в 5 лет. Следовательно, объем правоспособности лицензиата заметно шире объема правомочий соискателя лицензии, а моментом изменения их правового статуса является момент выдачи лицензии, устанавливающей для лицензиата дополнительные требования и условия, необходимые для выполнения при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Таким образом, правоспособность юридического лица в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата. При этом следует отметить, что общая правоспособность юридического лица (индивидуального предпринимателя) в связи с предоставлением лицензии не становится специальной. В этом случае юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) легитимирует в установленном порядке уже имеющуюся у него правоспособность и получает государственное подтверждение своего участия в хозяйственном обороте.

8. Реестры лицензий формируются и ведутся лицензирующими органами на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, так называемые отраслевые реестры. Федеральными органами исполнительной власти, разрабатывающими положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведутся сводные реестры лицензий.

Предназначение реестров заключается в учете данных по осуществлению отдельных лицензируемых видов деятельности, поскольку в реестре отражены, так сказать, этапы лицензирования по каждому виду деятельности, что существенно облегчает контроль за процессом лицензирования. Более того, ведение реестров позволяет обеспечить принцип гласности и открытости лицензирования (см. подробнее комментарий к ст. 14 Закона).

Юридическое лицо – это зарегистрированная в установленном законом порядке организация, фирма, компания, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Обязательные признаки юридического лица

Таким образом, юридическое лицо, зарегистрированное на территории России, должно обладать четырьмя признаками:

    наличие организационного единства. Признак организационного единства - наличие у юридического лица учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций, закрепленных уставом юридического лица. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент, председатель правления) и коллегиальными (общее собрание, правление, ), и их роль состоит в формировании воли юридического лица и в ее выражении вовне;

    обладание обособленным имуществом. Имущественная обособленность - это наличие у фирмы такого атрибута как уставной фонд юридического лица, самостоятельный баланс. Внешним выражением этой самостоятельности является также наличие у компании банковского счета;

    способность нести самостоятельную имущественную ответственность. Всякая фирма, являющаяся юридическим лицом, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Она отвечает по своим долгам именно принадлежащим ей имуществом. Это исключает ответственность юридического лица за долги своих участников или основателей. В свою очередь не отвечают своим имуществом за долги юридического лица ни его участники, ни основатели. При этом, в случаях, установленных законом или учредительными документами, учредители и участники юридического лица могут нести субсидиарную (дополнительную) имущественную ответственность по его обязательствам;

    возможность выступления в гражданском обороте от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо - самостоятельный участник гражданского оборота, оно способно от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Поэтому одним из признаков юридического лица является выступление его от своего имени в гражданском обороте, а также в суде. Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование.

Коммерческие и некоммерческие организации

Юридические лица, в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками.

Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью.

Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли.

Некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация также может заниматься предпринимательской деятельностью, однако полученная от такой деятельности прибыль не распределяется между ее участниками, а используется в тех целях, для достижения которых и была создана .

К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Государственная регистрация в налоговых органах в качестве юридического лица

Юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью, которые появляются у него одновременно в момент возникновения, то есть с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

Правоспособность юридического лица может быть универсальной (общей) и специальной (ограниченной).

Универсальная (общая) правоспособность юридического лица означает, что это юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Коммерческие организации, по общему правилу, обладают универсальной правоспособностью, вне зависимости от указания конкретного вида деятельности в их учредительных документах.

Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также те коммерческие организации, которые занимаются коммерческой деятельностью в одной определенной сфере (например, банки и страховые организации).

Все некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью, поскольку все они создаются для достижения определенных целей при помощи определенных способов.

Прекращение юридического лица

Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.

Реорганизация - это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Ликвидация - это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация может быть добровольной (например, по решению учредителей) либо принудительной (по решению суда при нарушении законодательства либо при банкротстве).

Юридическое лицо: подробности для бухгалтера

  • Могут ли взаимозависимые юридические лица продавать товар друг другу по его себестоимости?

    Могут ли взаимозависимые юридические лица продавать товар друг другу по... к контролируемым)? Могут ли взаимозависимые юридические лица продавать товар друг другу по...

  • Реорганизация учреждения: НДФЛ и страховые взносы

    К вновь возникшему юридическому лицу; при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят... такого слияния юридическое лицо; при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в...) реорганизованного юридического лица; при преобразовании одного юридического лица в другое юридическое лицо правопреемником реорганизованного юридического лица в части...

  • Соблюдение порядка ведения кассовых операций аптеками

    По выдаче наличных денег юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую... проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, после выведения в кассовой... денег могут не устанавливать. Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных... являющиеся свободными денежными средствами. Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх... * P Расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается названный объем...

  • Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), будут... государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о прекращении юридического лица. Рассмотрев... орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), будут... реестр юридических лиц будет внесена запись о прекращении юридического лица. Обоснование... государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации юридического лица в связи...

  • Применение УСН: нормы и их практическая реализация

    Юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице... представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его... являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и... назначался, функция защиты интересов юридического лица обособленными подразделениями не исполнялась. ... создания филиалов, принадлежит самому юридическому лицу, организация может сделать...

  • Типовые уставы

    Карту» - «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (от 07 ... создания и регистрации юридических лиц. Ранее, когда регистрацию юридических лиц осуществляла Московская... разрабатывают фирмы, занимающиеся регистрацией юридических лиц в виде профессиональной деятельности, а... наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества; ... Вспомним, что целью создания юридического лица является занятие предпринимательской деятельностью с...

  • Реорганизационные процедуры и их комбинации. Ликвидация

    И то же юридическое лицо), либо параллельно (когда несколько юридических лиц в той... процедур, относятся следующие: Оптимизация количества юридических лиц в бизнесе - объединить, обособить, ... части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения существования последнего. ... , поскольку предполагает создание совершенно нового юридического лица. Пожалуй, единственным вариантом, связанным... имущества участникам-физическим (или юридическим) лицам является единственной целью ликвидации. ...

  • Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства

    Действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена... административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение... РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении... РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной... административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо. Вопрос: Каковы сроки...

  • Как не платить налоги при продаже бизнеса с 5-летней историей?

    Словами, в 2019 г. если юридическое лицо, являясь участником, пайщиком любых организаций... является ситуация, когда доля участника - юридического лица в организации увеличилась вследствие дополнительного... различный подход Минфина к участникам - юридическим лицам и физическим лицам нелогичный, ведь... создания: При преобразовании возникает новое юридическое лицо (организация), такая организация для целей... российской организации налогоплательщика в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ. Иными словами, срок...

  • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2019

    Важнейшее изменение для юридических лиц. Напомним, до появления нормы выплата юридическому лицу при его... дочерней») компании либо получение этим юридическим лицом части имущества при ликвидации «дочерней... также кооперативы, товарищества и иностранные юридические лица. Таким образом, теперь физическое... иностранной компании (структуры без образования юридического лица). Иностранная компания при этом... пользу иностранной структуры без образования юридического лица. Комментарий taxCOACH®: это значит, ...

  • Принцип «одного окна» для годовой бухгалтерской отчетности

    ...) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица. На последнюю бухгалтерскую (финансовую) ... отчетность при реорганизации юридического лица, указанную в п. 4 ... данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ... штрафных санкций, налагаемых на юридических лиц за непредставление информации в государственные... штрафы: за несвоевременное представление юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской...

  • Передаточный акт и разделительный баланс: нюансы оформления

    Которых она оформляется. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в различных... правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его... прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. В данном случае в передаточном... закрепляется правопреемство всех обязательств реорганизуемого юридического лица, при его составлении необходимо... перечень передаваемых обязательств вновь созданным юридическим лицам. 3. Также стоит обратить...

  • Семейный бизнес: кто и за что ответит?

    Семейное предприятие облачено в форму юридического лица, действующего на территории России, ... семейное предприятие облачено в форму юридического лица, действующего на территории России, ... запись о недостоверности сведений о юридическом лице. Основанием внесения налоговым органом... совокупности положений законов, регулирующих деятельность юридических лиц, общество с ограниченной ответственностью может... законодателя, характер взаимоотношений между участниками юридического лица не имеет значения: априори...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за сентябрь 2018 года

    Признаются иностранные структуры без образования юридического лица. Полагаем, что для целей... касается возможности осуществления юридическим лицом деятельности не по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ... нахождения осуществляется с учетом адреса юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ. При... организацией деятельности не по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, может... государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица при условии...

  • О плановой проверке Росздравнадзора, назначенных штрафах и победе аптеки в суде

    Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления... соответственно в едином государственном реестре юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) либо ранее был... или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Обстоятельства спора Территориальным... признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое установлена административная ответственность...

Лицензия представляет собой специальный документ, разрешающий осуществлять определенный тип деятельности. Его может получить индивидуальный предприниматель либо юрлицо в уполномоченном органе при соблюдении установленных требований и условий.

Специфика документа

Лицензирование - это особый вид госконтроля. Он направлен на обеспечение защиты интересов и прав, здоровья и нравственности населения, безопасности и обороны страны. Этот контроль предусматривает ряд мероприятий, которые связаны с выдачей, аннулированием, приостановлением лицензий, надзором уполномоченных органов за соблюдением соответствующих условий и требований.

Юридическая база

Действие лицензии, порядок выдачи и прочие существенные аспекты рассматриваемой сферы регламентируются ст. 49 ГК, ФЗ № 8, прочими нормативными актами субъектов РФ. В законодательстве приведен перечень работ и услуг, на которые не распространяются требования. В частности, он присутствует в ст. 1 ФЗ № 8. К деятельности, не требующей лицензирования относят кредитную, нотариальную, страховую, биржевую и пр.

Классификация

В зависимости от характера полномочий, существуют такие виды лицензий, как:

  1. Патентные.
  2. Беспатентные.
  3. Простые.
  4. Исключительные.
  5. Полные.

Рассмотрим некоторые виды лицензий подробнее.

Беспатентные разрешения

В рамках инвестиционного сотрудничества, продажи новой технологии и техники все большее распространение получают беспатентные виды лицензий. Их предметом являются такие научно-технические достижения, не имеющие юридической защиты:

  1. Навыки работы.
  2. Непатентоспособные технические идеи либо решения с упрощенной защитой.
  3. Технологический и производственный опыт.
  4. Конфиденциальная информация организационного, управленческого и коммерческого характера (секреты предприятия).

Договоры

В коммерческой деятельности довольно распространены случаи заключения лицензионных соглашений о передаче и обмене технологиями, техническом сотрудничестве, оказании инженерно-консультационных услуг и так далее, которые предусматривают куплю/продажу (передачу) разрешительной документации. Законодательство устанавливает определенные требования на осуществление таких сделок. Оформление ноу-хау производится посредством:

Исключительное разрешение

Такие виды лицензий предусматривают передачу прав на использование полезных моделей, изобретений либо промышленных образцов в рамках, оговоренных в договоре. Понятие "исключительный" в этом случае имеет отношение не к объекту собственности, а касается объема полномочий. За владельцем изобретения остается право на непереданную часть. Как правило, пределы определяются сроками действия лицензий, территории, вариантами использования объекта. На практике может использоваться любое сочетание этих условий. Исключительные лицензии устанавливают запрет на использование объекта, в том числе и владельцем, в предусмотренных в договоре пределах. В рамках оговоренных условий приобретатель является единственным субъектом, который имеет право распоряжаться им. Он может установить запрет или разрешить третьим лицам использовать объект.

Неисключительные документы

Они позволяют приобретателю использовать предмет соглашения в пределах оговоренной территории. При этом за собственником сохраняется право в течение определенного срока также пользоваться им. Он также может продавать лицензии на подобных условиях другим лицам. В соглашении устанавливается вид разрешения, объем и характер прав на использование объекта, территориальные границы, производственная сфера. В нем также определяется вариант передачи технологии.

Полное разрешение

Оно считается крайним случаем исключительной лицензии. Этот документ предполагает полную уступку прав на объект в течение конкретного времени в пределах всей территории. Передача возможностей в данном случае аналогична приобретению патента. Собственник остается таковым только номинально. Договор на полную лицензию отличается от переуступки патента сроком, в течение которого действует разрешение. По окончании оговоренного периода все права снова переходят к собственнику.

Важный момент

Если период действия лицензионного соглашения больше срока патента либо равняется ему, то такой договор на промышленные образцы, изобретения, товарные знаки по технико-экономической сути равнозначны продаже. Однако есть существенная разница. Так, при продаже патентов право собственности на предметы переходит к приобретателю, в случае полной или других видов лицензий - оно сохраняется за владельцем. Такие договора имеют место тогда, когда собственник не располагает возможностями самостоятельно использовать или провести коммерческую работу по реализации объекта на рынке иным потенциальным покупателям.

Франшиза

Это слово пришло из французского языка и обозначает "привилегию", или "льготу". Франшиза предполагает наличие совместного права интеллектуальной и промышленной собственности на товарные знаки и марки, фирменные наименования, конструкторские разработки, патенты или ноу-хау, которые должны быть использованы для оказания услуг либо продажи продукции конечному потребителю. Суть такого сотрудничества заключается в том, что на договорных условиях одна компания предоставляет другой право на реализацию или выпуск определенных изделий/оказание услуг. Взамен первая получает долю прибыли либо фиксированный платеж. Предприятия в рамках такого сотрудничества остаются в финансовом и правовом отношении независимыми.

Требования

Существуют следующие условия сотрудничества в рамках франшизы:


Документы на определенную деятельность

В законодательстве предусмотрен перечень работ/услуг, для осуществления которых необходимо разрешение. В список лицензий входят документы на:

  • Деятельность в области здравоохранения.
  • Продажу спиртных напитков.
  • Приобретение оружия и пр.

Где еще используется лицензия? Игры (программы для ПК и других устройств), предоставляемые разработчиками, комплектуются уникальными кодами. Предусмотрены также программные средства, обеспечивающие защиту от несанкционированного использования.

Особенности получения

Частным лицам при соблюдении определенных требований выдается лицензия на оружие (травматическое, нарезное, гладкоствольное). Для этого в уполномоченный орган предоставляются соответствующие документы. Например, лицензия на оружие травматического действия выдается при предъявлении:

  1. Охотничьего билета.
  2. Копии паспорта.
  3. Двух фотографий 3х4 см (матовых).

Для продажи в розничной либо оптовой торговой точке спиртных напитков также необходимо получить разрешение. Лицензия на алкоголь для реализации в магазинах выдается, если уставной капитал предприятия не меньше 500 тыс. руб. Для продажи в таких местах, как ресторан, кафе, бар его размер может быть не меньше 10 000 руб. Для получения разрешающего документа необходимо соблюсти расстояние от торговой точки до определенных объектов. Например, до детского дошкольного либо общеобразовательного учреждения. Лицензия на алкоголь выдается на срок 1-5 лет. При оптовой продаже спиртного законодательство предъявляет более жесткие требования. Например, уставной капитал компании - не меньше 10 млн руб. Без разрешающих документов реализация спиртного запрещена. Стоимость лицензии 40 тыс. руб./год (для розницы), 250 000 - для оптовых предприятий.

Для открытия учреждения, которое будет заниматься деятельностью в сфере здравоохранения, также потребуется разрешающий документ. Медицинская лицензия позволяет оказывать профильные услуги на коммерческой основе. Выдача документа осуществляется Комитетом здравоохранения, Росздравнадзором. Разрешение может получить как юридическое лицо, так и ИП. Для открытия филиала учреждения также потребуется медицинская лицензия. Нормативными актами, регламентирующими процедуру, выступают правительственное постановление и соответствующий федеральный закон. Лицензия будет действовать на всей территории страны.