Сообщение о александр коровин художник. Константин Коровин, художник: биография, творчество, картины и интересные факты

Коровин Константин Алексеевич

Коровин Константин Алексеевич 1861-1939 гг. — русский художник живописец (один из первых русских импрессионистов), театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина.

Был внуком старообрядца и купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина, в доме которого часто бывал известный передвижник Илларион Прянишников. Отец Константина получил хорошее университетское образование, но не смог сохранить состояния семьи и разорился. Семья Коровиных была вынуждена переехать в деревню Мытищи (под Москвой).

Своим художественным способностям и хорошим образованием братья Коровины (Константин и Сергей) во многом обязаны матери, дворянке по происхождению Аполлинарии Ивановне (урождённая Волкова). Разорение мужа, переезд в деревню, жизнь в бедности - всё это не остановило стремления образованной женщины воспитать сыновей.

Невзирая на практически полную бедность, Константин стремиться за старшим братом и поступает в Московское училище живописи, окунувшись в среду известных русских живописцев.

После посещения Франции Константин Коровин начинает новый этап в своём творчестве, он восхищён работами импрессионистов, их техникой передачи цвета, ощущений тонов. Во время путешествия по русскому Северу Константин очарован его красотами и много работает - северная природа, цвета, воздух, быстрая смена погоды полностью сочетаются с видением Коровиным импрессионизма. Каждый его северный этюд - это переживание. Его работы этого периода замечены лично Павлом Третьяковым. Он приобретает картину "Зима в Лапландии".

На протяжении многих лет Константин Коровин принимает активное участие в русской художественной жизни - участвует в различных кружках, выставках и объединения. Преподаёт в Московском училище живописи . В годы первой мировой войны Коровин работает консультантом для армии по вопросам маскировки.

Октябрьская революция 1917 года не затронула художника, он остался в России (так как Коровин был из деревни и является выходцем из бедной семьи). Он занимался сохранением и учётом памятников искусства, организовывал аукционы и выставки. Но в 1922 году всё же выехал за границу, переехал во Францию и поселился в Париже. Где и прожил оставшуюся жизнь.

Картины Коровина:

1895 г. — уже в Москве Коровин продолжает писать (дорабатывать) "северную" тематику. Рождается "Гаммерфест. Северное сияние ".

1896 г. — в Нижнем Новгороде проходит Всероссийская выставка. Константин Коровин оформляет павильон по заказу Мамонтова. Художник пробовал стиль "модерн" в оформлении. Поленов очень положительно отозвался о работе Коровина: «северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке ».

1897 г. — по собственному проекту Коровин построил дачу на берегу Нерли в Охотино, куда уезжает писать сельские пейзажи. Художник живёт в гражданском браке с хористкой Анной Яковлевной Фидлер. Родился сын Алексей, они зарегистрировали гражданский брак.

1888 г. — похоронил своего первого сына, умершего в младенчестве. Коровин несчастлив в браке, отношения с Анной Фидлер доходят даже до внутренней враждебности. Коровин отстраняется от гражданской жены и сосредотачивается на работе.

1898 г. — много работает над декорациями для Частной оперы, где сближается с Фёдором Шаляпиным . Для Шаляпина он создавал костюм Ивана Грозного.

1901 г. - помимо работы в театрах, он начал вести занятия в Московском училище живописи (вместе с Серовым) и преподавать в Строгановском училище.

В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая декорации к спектаклям, костюмы. Становится известным художником оформителем. Работает для спектаклей Большого театра, Мариинского театра и даже - театра Ла Скала в Милане.

Но для себя, он продолжает работу в стиле импрессионизма и постоянно обращается в сюжетах своих картин к Парижским пейзажам. В тот период рождается "Парижская серия" картин.

1905 г. - Константина Коровина избирают академиком.

1908 г. - умер старший брат Коровина, художник Сергей Коровин. Это сказывается на здоровье Константина - он попадает в больницу.

1910 г. - знакомится с драматической актрисой Надежда Ивановна Комаровская, которая позже станет второй гражданской женой Коровина.

1916 г. - Коровин заболел и лечился в Севастополе.

1917 г. - революционные события нарушили душевное равновесие художника. После февральской революции (в апреле 1917 года) он приглашен в Комиссию художников.

1918 г. - он вошел в состав Отдела пластических искусств, комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов.

1919 г. - Коровин отказывается от преподавания, ссылаясь на здоровье и сердце. Коровин уезжал из Москвы (в Охотино), но спокойной работы и творчества не выходит - в провинции становится опасно. Но даже в это время он продолжает много работать.

1921 г. - проходит выставка Коровина устроенная в Третьяковской галерее.

1922 г. - жизнь талантливых и известных людей в Советской России становится невозможной. Первым из друзей Коровина уезжает и не возвращается Ф. Шаляпин. Сам Коровин вынужден жить в своей квартире в Москве, но и там ему уже нет покоя. К нему постоянно приходили реквизировать квартиру и "уплотнять". Пожилой художник тратит силы на просьбы о помощи у знакомых и сбор различных справок и "охранных грамот", чтобы защитить своё убежище.

1922 г. - он всё же выехал за границу и поселился в Париже. Всю оставшуюся жизнь Коровин продолжает усердно работать, но его работы не пользуются большим признанием, и живёт он бедно.

В последние годы жизни Коровина постигло новая беда - быстрая утрата зрения. Она вынудила его полностью отказаться от изобразительного искусства. Но художник продолжал писать рассказы, зарабатывая себе на жизнь. Константин Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года.

Творчество художника Коровина поражает своей жизнерадостностью, буйством красок, необъятностью. Свой талант творец проявил в живописи, создании театральных костюмов и декораций, литературе.

Краткая биография

Художник, чье творчество считают своим достоянием Россия и Франция. Он родился в Москве в 1861 году. Выходец из старообрядческой семьи с дворянскими корнями. После смерти деда семья разоряется и переезжает в подмосковное село Большие Мытищи. Маленький Костя рос в творческой атмосфере: его мать играла на арфе, увлекалась акварелями, хорошо разбиралась в литературе. Все это впитал в себя Коровин. Художник начал свой творческий путь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступил вслед за своим старшим братом в 1875 году. Два года подряд он получает серебряные медали за ученические работы, но это не спасает положения. Работы художника Коровина осмеивались за самобытность, яркость красок и «излишнюю пластичность форм».

В 1884 году Константин знакомится с Саввой Ивановичем Мамонтовым и примыкает к его кружку. Свое образование Коровин пытается завершить в но вскоре покидает учебное заведение, потому что и там академически настроенные преподаватели не принимают его новшеств в живописи.

В конце 80-х - начале 90-х художник трижды посещает Париж и проникается духом импрессионизма. Начало XX века было ознаменовано активной работой в театре и преподавательской деятельностью в родном училище.

В послереволюционные времена Коровин занимается сохранением памятников искусства, проводит аукционы, продолжает сотрудничество с театрами. А в 1922-ом переезжает во Францию, где, прожив 17 лет, он и закончит свой земной путь.

Учителя

Значительное влияние на становление неповторимого стиля оказали учителя - и - с которыми судьба свела Константина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Природа раскрывала ему свою лирическую ипостась, жизнь ярко проявлялась в эмоциональной живописи. Излюбленные темы своего учителя Саврасова мастерски обыгрывает ученик Коровин. Художник создает картины «Ранняя весна» и «Последний снег», превосходя в технике наставника.

Поленов был первым, от кого Константин услышал об импрессионизме. Под влиянием учителя Коровин создает одну из первых картин в России, написанных в духе импрессионизма, - «Портрет хористки». Произведение вызывает негодование и полнейшее непонимание мэтра Репина. Многих современников возмущала техника художника - небрежные, грубоватые и дерзкие мазки, яркие краски и позабытые мотивы русских красот.

Работа в театре

Коровин - художник большого таланта не только в создании картин. В 80-х годах он начинает сотрудничество с театрами как декоратор. Его работы отличались воздушностью, гармонией цветов и впечатлениями, искусно переданными посредством цвета и красок. Условные декорации обладали необычайно жизненными, яркими, необычайными, эмоциональными тонами.

Константин Коровин создает декорации и эскизы костюмов к таким операм, как «Аида», «Лакме», «Кармен», к спектаклям «Фауст», «Конек-Горбунок», «Садко», «Золотой петушок». Для какого произведения художник ни создавал бы эскизы, он всегда четко передавал национальный дух. Для этого он глубоко вникал в исторический колорит страны, национальное искусство.

Художник оформляет великие сцены Большого и Мариинского театров, Русской частной оперы, а также "Ла Скала" в Италии. Свой талант декоратора он раскрыл также в создании декоративных панно для Северного павильона Всероссийской выставки и Всемирной выставки в Париже.

Знаменитые картины

Коровин - художник, фото и репродукции картин которого пользуются неименной популярностью вот уже столетие. Тайна необычайной притягательности - в самобытности стиля и эмоциональной насыщенности произведений. Даже в самых ранних работах художник искусно работает со светом и нюансами оттенков. Так, например, «Северная идиллия» наполнена переливами зеленого, красного и белого. Красота предвечерней природы лирична и в тоже время ясна. Сцена из сельской жизни кажется практически сказочной, былинной.

Тему русской деревни Коровин продолжает и в своей работе «Зима». Картина смотрится просто, лирично, задушевно. Мягкость красок неизменно затрагивает струны души и заставляет вспомнить о своих истоках.

Север неизменно восхищал художника. Это подчеркивают такие произведения Коровина, как «Мурманский берег», «Гавань Норвегии», «Ручей Святого Тихона в Печенеге» и серия картин о Северной Двине. Свинцовые грозные тучи, неожиданная северная зелень, гладь воды. Холодный, неприступный Север, такой близкий и такой далекий…

Москворецкий мост

Художник Константин Алексеевич Коровин – великий русский живописец, писатель и театральный художник, талантливый педагог.

Сегодня я хочу рассказать вам о действительно великом русском художнике Константине Коровине.

Задача, скажу честно, совсем не простая. Всё дело в том, что сайт о живописи я веду уже не первый год и у меня есть все основания утверждать, что из огромного числа посетителей этого сайта (а в год это более 1 миллиона человек) такие «мелочи», как биография художника для большинства – это скучно и не важно.

Поэтому всегда перед оформлением поста стоит вопрос: Как писать? Подробно и с расстановками или общими мазками, в два – три предложения. Вот и с биографией Константина Коровина та же самая история… Я постараюсь изложить только самые интересные и значимые события, которые случились в жизни художника, и опущу подробности, которые (по моему мнению) будут интересны только тем, кто желает изучить биографию и творчество художника уже не в качестве любителя живописи.

Биография художника Константина Алексеевича Коровина

Художник Константин Коровин родился в 1861 году в купеческой семье. Я ещё расскажу о его родителях, но прежде хочется вспомнить ещё об одном человеке, роль которого в судьбе будущего художника сложно оценить в полной мере. Это дедушка Михаил Емельянович. Человек совсем не простой. С одной стороны – старообрядец, владелец ямского извоза, купец первой гильдии. Чувствуете, как это звучит. Но есть ещё и другая сторона – в своё время Михаил Емельянович очень сильно помог будущему известному русскому пейзажисту Льву Каменеву. В дедушкином доме частым гостем был Илларион Прянишников.

Однако, в первую голову, он был купцом и главой своей семьи – своего сына (отца Константина) он определил в университет, пристроил к коммерции. Но у сына не было деловой хватки отца и после смерти Михаила Емельяновича отец Константина очень быстро привел дело к банкротству, и семья была вынуждена перебраться в подмосковную деревню Большие Мытищи.

Портрет кисти В.А. Серова

С этого момента воспитанием детей (Кости и его старшего брата Сергея, который впоследствии тоже стал художником) занималась мама Аполлинария Ивановна, которая достаточно прилично рисовала, много музицировала.

В 1875 году Константин идет по стопам своего старшего брата и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, поступает на факультет архитектуры. Почему он вдруг решил заняться архитектурой? Нужно сказать, что в этот период времени семья возвращается в Москву. Живут они дружно, но практически в полной нищете. Возможно, это обстоятельство и побудило будущего художника избрать более перспективную, в материальном плане, профессию.

Целый год Константин боролся с судьбой, а в 1876 году твердо решил, что хочет заниматься только и исключительно живописью, и перевелся на отделение живописи.

Его учителями стали Алексей Саврасов, а в последствии – Василий Поленов. Именно эти два мастера живописи оказали на формирование будущего художника наибольшее влияние.

Нужно сказать, что в это же период в училище трудились не менее серьезные мастера живописи: Павел и Евграф Сорокины, Василий Петров, Илларион Прянишников. В своих воспоминаниях для этих педагогов Коровин не пожалел добрых слов, но… Вот что он пишет:

Они были художники и думали, что и мы будем такими же их продолжателями и продолжим все то, что делали они… Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас-то своя любовь, свой глаз, и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости». Вот мастерская Саврасова - другое дело. Саврасов, этот был отдельно.

В 1882 году Саврасов из-за тяжелой болезни оставляет училище. Можно предположить, что именно это событие стало причиной поступления Константина в Петербургскую Академию художеств. Однако, в академии он учится всего несколько месяцев. Вот как вспоминает этот период своей жизни сам художник:

В этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд: условность и серьезничанье по поводу несерьезного - работы каких-то театральных бутафорий.

Коровин возвращается в московское училище и попадает в класс Поленова, который заменил ушедшего Саврасова.

Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок, - так запомнил его преподавание Коровин.

И это Поленов рассказал своим ученикам о импрессионизме. Это он «заразил» Коровина духом импрессионизма.

А в 1883 году Константин пишет картину «Портрет хористки», которая впоследствии будет названа «первой ласточкой импрессионизма в России».

Администрация училища отмечает премиями работы Константина, выполненные по заданным темам, дважды награждает работы художника серебряными медалями, но… Ему не простили попыток писать иначе. В 1884 году Коровин получает звание «неклассного художника». Ещё два года упорного труда в стенах училища не помогли достигнуть высшего звания – «классный художник». Педагоги были непреклонны и примерно наказали выскочку. Справедливости ради скажу, что таким выскочкой был не один Коровин – со званием «неклассного художника» покинул стены училища и Левитан.

И тут на выручку несправедливо наказанным художникам пришел Поленов – он познакомил своих выпускников с Саввой Мамонтовым. Молодежь понравилась Савве Ивановичу и он взял их под свою опеку. С этого момента Коровин много работает, как театральный декоратор. Увы, практически не сохранилось эскизов декораций, но современники отмечали особую воздушность произведений автора. Вот что говорит о этом этапе своего творчества Коровин:

Искание гармонии цветов, колористические впечатления, краски и цвета - сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра…

Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора… Его обязанность по отношению к исполнителю - это выделить меру последнего на фоне цвета.

В 1887 году Коровин выезжает в Париж. Великий город ошеломляет и вдохновляет:

Я был поражен Парижем, когда двадцати шести лет приехал в первый раз сюда.

Пювис де Шаванн - как это красиво! И импрессионисты… - у них я нашел все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве.

Сейчас я должен был бы написать не столько про душевные порывы художника, сколько про обретение им нового видения своего творчества, о «групповой композиции наполненной светом и воздухом», «чистоту красок и серебряные рефлексы», «светоносность и одновременно воздушность». Вы не подумайте – я не ерничаю. Это очень важно, но для глубокого понимания творческого становления художника лучше обратиться к его воспоминаниям, а не к моей биографической справке. Я не смогу в двух-трех предложениях всё это описать, а мы договорились, что биография будет максимально краткой.

В 1892 году художник снова посещает Францию, живет и работает в стране целый год. Эта поездка – ещё один этап в творчестве Коровина. Он самым скрупулезным образом изучает современную французскую живопись:

Чувствовать красоту краски, света - вот в чем художество выражается; немного, но правдиво верно брать, наслаждаться свободно, отношения тонов. Тона, тона правдивей и трезвей - они содержание. Надо сюжет искать для тона. У меня плохо оттого, что я его не чувствую.

А вот, что он пишет Аполлинарию Васнецову:

Писал мало, почти ничего, учился, ей богу, учился. Хорошо пишут французы. Молодцы, черти! Все ново, но пока в сторону логики правды. Искусство какое-то постоянное, не надоедает. Добропорядочностью не торгуют, какие-то смельчаки. Больно уж техника ядовита - ничего после написать не можешь.

Коровин возвращается в Россию и готовится к путешествию на русский Север. Эту поездку организовал Савва Мамонтов, который решил прокладывать Северную железную дорогу. А для популяризации Русского Севера он решил отправить в творческую экспедицию Коровина и Серова – художники должны были заинтересовать своими произведениями русскую общественность, что могло стать своеобразным толчком для более активного освоения северных земель.

Можно подумать, что Савва Мамонтов был приличным кровососом – взять художника из Парижа и отправить его на север. Нет, Савва Иванович отлично разбирался в людях. Вот что написал сам Коровин о своем путешествии (из воспоминаний Серова):

Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, подумай, и какая красота!.. Тоша, я бы хотел остаться здесь навсегда.

Работы, написанные художником на севере поразили публику и навсегда отбили у критиков охоту говорить о «легкомыслии коровинского письма». Более того, эти работы были настолько хороши, что и Серов, работавший рядом с Коровиным, попал под влияние «серебряных гамм».

Впоследствии Игорь Грабарь писал:

Это, несомненно, идет от Коровина, вывезшего свои приемы из Парижа и заразившего всех своих московских друзей.

Последнее десятилетие девятнадцатого века Константин Коровин работает в самых разных областях: оформляет выставочные павильоны, готовит декорации для Частной оперы, и в этот же период сближается с Федором Шаляпиным, для которого создает костюм Ивана Грозного, и пишет.

Я не буду перечислять все этюды, картины, декорации, выставочные павильоны, эскизы театральных костюмов – только на простое перечисление всего созданного в этот период уйдет очень много времени, а ещё нужно рассказать о достоинствах, о отзывах критиков и т.д., и т.п. Поэтому, с вашего позволения и по достигнутой ранее с вами договоренности, я этот перечень публиковать не буду. Много было сделано. Да, с 1901 году Коровин начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Наконец к художнику приходит официальное признание – в 1905 году его избирают академиком. Он много работает, но его личная жизнь просто разваливается. Брак оказался неудачным. Умер первый ребенок Коровина, а младший сын, которого художник любил просто самозабвенно, в 1913 году попал под трамвай и лишился ног. В этот же период умирает старший брат Сергей Коровин.

Публика ничего этого не знает. Не желает делиться своей болью и сам художник, у него свой особый взгляд на творчество:

Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я… У меня нет направления и нет моды - нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого изма. Это я, это мое пение за жизнь, за радость - это язычество. Оттого-то я люблю… искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму.

Он много и плодотворно работает. За окнами проходят революции, а он продолжает писать. Я не хочу описывать период жизни Константина Коровина от революций и до его иммиграции в 1922 году – это безумие и мерзость.

Однако, жизнь в Париже оказалась только немногим лучше жизни в постреволюционной России – картины покупали за малые деньги, авторские гонорары были мизерными. У французов сменилась мода на живопись, а у русской эмиграции просто не было денег на картины и литературные труды художника.

В 1939 году русский художник Константин Коровин скончался прямо на улице от внезапного сердечного приступа.

Картины художника Константина Алексеевича Коровина


«Ловля рыбы». Эскиз панно для павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке
Розы и фиалки
Розы
Северная идиллия
На террасе
Цветы и фрукты
Розы и яблоки
Фёдор Шаляпин
Геммерфест. Северное сияние У балкона. Испанки Леонора и Ампара
Крым. Гурзуф Бумажные фонари Летом
Ручей
Рыбы, вино и фрукты
Осень. На мосту
Мальвы в Саратовской губернии Осень Розы и фрукты
На берегу моря
Маскарад Натюрморт с синей вазой Сирень
За чайным столом
Гурзуф Натюрморт с синей вазой Дама в кресле
Гурзуф
Севастополь вечер Натюрморт с розами и фруктами У открытого окна
Пристань в Гурзуфе Розы Зимнее солнышко
Девушка с гитарой Розы в голубых кувшинах
Настурции
Мостик

Коровин Константин Алексеевич - , русский живописец.

Портрет Константина Коровина
Автор - Валентин Серов
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-86) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1882). Работал в Москве, с 1923 - за границей. В 1885-91 и 1896-98 декоратор Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 1903-10 художник Большого театра, с 1910 главный декоратор и художник-консультант московских императорских театров. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-18) и Государственных свободных художественных мастерских (1918-1919). Среди учеников - А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон. Был членом объединений - "Мир искусства" и Союз русских художников. Уже в ранний период выдвинулся как один из крупнейших художников-реалистов, мастеров пленэра в русской живописи, автор пейзажей, жанровых картин и портретов ("Северная идиллия", 1886, "У балкона", 1888-89, "Зимой", 1894, - все в Третьяковской галерее; портрет Т. С. Любатович, 1886-87, Русский музей, Ленинград), замечательных ярким жизнелюбием, тонкостью и богатством колорита, непосредственностью и свежестью ощущения мира, природы, солнечного света.
Коровин вносил черты динамики и живописности и в свои монументально-декоративные композиции (панно на темы русского Севера для Всероссийской выставки 1896 в Нижнем Новгороде и для Всемирной выставки 1900 в Париже). Глубоко воспринимая достижения французского импрессионизма и стремясь передать изменчивые мгновенные впечатления, Коровин на рубеже 20 в. обратился к светлой, как бы мерцающей цветовой гамме, импульсивному эскизному письму ("Парижское кафе", 1899-1900, Третьяковская галерея), в 1910-х гг. - к широкой пастозной, зачастую ярко декоративной, живописи густым насыщенным цветом (портрет Ф. И. Шаляпина, 1911, Русский музей). Реформатор театральной живописи, К. создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля ("Конёк-Горбунок" Пуньи, 1901, "Руслан и Людмила" Глинки, 1907, "Золотой петушок" Римского-Корсакова, 1911, - в Большом театре, Москва). Позднее творчество К., эмигрировавшего во Францию, отмечено чертами поверхностной декоративности.

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (1861-1939) ЧАСТЬ2

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (1861-1939), ЧАСТЬ3

"О Коровине не раз уже высказывалось мнение, будто бы живопись его - подражание новейшим французским импрессионистам, но если мы внимательнее посмотрим на те стороны, где он выразил свои индивидуальные особенности, то увидим, что сближение это несколько поверхностно. Колорит, гармония тонов, именно те стороны, которые господин Коровин берет за основу своих произведений, весьма резко отличаются от современного французского импрессионизма. Этот последний характеризуется светом и довольно яркой гаммой красок. Живопись же господина Коровина отличается темной, едва окрашенной гаммой, которая составляет его исключительную особенность." (Н.Досекин, художник)

Русский художник. Родился в Москве 23 ноября (5 декабря) 1861 в семье купца-старовера. Получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-1886) (под руководством А.К.Саврасова и В.Д.Поленова) и петербургской Академии художеств (1882). Много путешествовал (Кавказ, Крым, север России, Средняя Азия, Западная Европа). Был членом объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников".

В ранней живописи мастера проступают черты символизма и модерна ("У балкона. Испанки Леонора и Ампара"; "Северная идиллия"; обе работы 1886). С годами в его искусстве возобладали красочные импровизации, динамически-подвижная, чувственная игра мазков, в равной мере характерная для пейзажей (северные, парижские, среднерусские, крымские мотивы), натюрмортов (типичные коровинские "розы") и портретов ("Ф.И.Шаляпин", 1911, ГРМ). Органическое чувство мира как красочного спектакля нашло выражение в его оформительских проектах (павильоны на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, 1896, Всемирной выставке в Париже, 1900) и театральных работах (для Мариинского и Александринского театров в Петербурге, Большого театра в Москве; 1901-1911). Зарекомендовал себя также как выдающийся педагог (в 1901-1919 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Свободных художественных мастерских).

Выехав в 1923 за границу, поселился в Париже. Активно работал как живописец и сценограф. В эмиграции расцвел его талант писателя-мемуариста (обычно печатался в газете "Возрождение").


Автопортрет. 1938
Холст, масло. 60x49.5 см.
,
Санкт-Петербург.

Яркой выразительности исполнен последний Автопортрет художника (1938). По глубине выраженных чувств, по уверенной лепке головы нельзя сказать, что это произведение написано тяжело больным человеком. Но лишения и страдания сказываются в какой-то настороженности, прочитывающейся при внимательном вглядывании в лицо, в котором проступает что-то рембрандтовское. А в следующем 1939 году Коровин внезапно скончался на улице от сердечного приступа.
Умер Коровин в Париже 11 сентября 1939.

КОНСТАНТИН КОРОВИН РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ

С именем Коровина связано становление в русской живописи импрессионизма - течения, которое зародилось во Франции и широко распространилось в европейском искусстве последней четверти XIX века.

Коровинский "Портрет хористки", 1883 считается едва ли не первым произведением русского импрессионизма.


«Портрет хористки»
1883
Холст, масло 53,2 x 41,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Именно Поленов много сделал для формирования будущего художника. На склоне лет Коровин вспоминал: "Поленов так заинтересовал школу и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения. Он первый стал говорить о чистой живописи, как написано, говорил о разнообразии красок". Влияние нового педагога и привезенной им с Востока серии этюдов 1881-1882 годов несомненно ощутимо в неожиданном для Московского училища и отечественной живописи тех лет "Портрете хористки" (1883) с его ясной гармонией чистых красок. Юный художник блестяще решил задачу изображения человеческой фигуры в живой и изменчивой световоздушной среде. Свою, возможно, случайную модель – некрасивую молодую женщину в чуть нелепой шляпке, с веером в руке – он запечатлел на террасе, на фоне залитого солнцем общественного сада.

Картина казалась столь неожиданно новой по исполнению и непонятной по задачам ("Девушка, освещенная солнцем" Серова появится только пять лет спустя), что Поленов, судя по авторской надписи на обороте холста, даже посоветовал питомцу не выставлять ее. Интересно, что одновременно в мастерской того же педагога появились и пейзажи Левитана "Первая зелень. Май" (1883), "Мостик. Саввинская слобода" (1884), как и "Портрет хористки", являющиеся ранними образцами импрессионизма в русской живописи. Странным образом коровинская хористка оказалась сродни женским портретам Огюста Ренуара.



Осень (Осенью). 1888-1891. Х., м. 175х132.
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород


В лодке. 1888

Принципы импрессионистического построения композиции выступают и в работе В лодке (1888), где Коровин изобразил себя и Марию Якунчикову. Срезанная рамами лодка поставлена по диагонали. Фигуры на ней посажены асимметрично. Благодаря этому передано ощущение неустойчивости, медленного покачивания лодки на воде. Пленэрная живопись этого произведения помогает живописцу создать обобщенный образ лета.


Весна. 1917


«Портрет Татьяны Спиридоновны Любатович»
1880г.
Холст, масло 160 x 84
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1888-1889

Картина У балкона. Испанки Леонора и Ампара - одна из лучших в творческом наследии Коровина. Удивительно гармоничная в своем неброском колористическом решении, естественная в композиционном построении, она не раз присутствовала на российских и международных выставках. Именно ею Коровин дебютировал как экспонент на XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге; одна из золотых медалей на Всемирной Парижской выставке 1900 года была получена именно за это небольшое произведение. И недаром эту картину у художника приобрел Савва Мамонтов.
По всей вероятности, работа была начата в Испании в 1888 году и заканчивалась в Москве в 1889.


Летом. 1895

Гармония человека и окружающего его мира, нераздельность их существования – вот что выражено и в На даче, и в Девушке на пороге, и, может быть, особенно ярко в картине Летом.

Женщина в белом платье вдыхает аромат ярко освещенной солнцем сирени. Куст написан очень сочно, широким подвижным мазком, так что зритель тоже как будто ощущает его дыхание, аромат цветов. Но так же широко пишется и человеческая фигура. Мазки, которыми написаны платье, руки, лицо женщины нарушают контур фигуры, связывая ее с зеленой купой кустов.


Бумажные фонари. 1898

В картине Бумажные фонари (1895) вместо тонких цветовых созвучий зритель видит звонкие красочные аккорды, контрастные колористические сочетания. Художник изобразил молодую девушку в ярко-красной кофте (это будущая жена Коровина, Анна Яковлевна Фидлер), зажигающую пестрые китайские бумажные фонари. Голубые, малиново-розовые, они вместе с красным пятном кофты, с темной зеленью на заднем плане очень интенсивны по цвету. Гармония оттенков, столь характерная для работ Коровина этого времени, сменяется в Бумажных фонарях намеренным контрастным противопоставлением различных цветов. Контрастно и сочетание искусственного света зажженного фонаря, который держит девушка, с освещением летних сумерек. В целом образ приобрел броскую декоративность, напряженность.


Осень. 1917

В полотне Москворецкий мост все написано цветными пятнами - и люди на мосту, и трамвай, и архитектура с выделяющейся своей белизной колокольней и собором Василия Блаженного. В картине, сохраняя вид на изображенное сверху, а также несколько разбеленную колористическую гамму, мастер вводит фрагмент Кремлевского ансамбля слева, четко намечая масштаб башен, спускающихся к Москве-реке. Очень определенно по рисунку трактуется трамвай, проходящий по мосту, но люди, идущие вдоль перил, даны обобщенно, пятнами. Хорошо читаются конструктивные особенности всех архитектурных сооружений, включая лепящиеся друг к другу типичные старомосковские домики с разноцветными вывесками, вносящими многоголосье цвета в общий несколько разбеленный, чтобы передать жаркое летнее солнце, колорит произведения.
Может быть, рядом с другими произведениями Коровина Москворецкий мост выглядит более сухим по живописи, но, благодаря строго выверенному композиционному решению с пустым передним планом и сплошной застройкой дальнего берега, нам открывается широкая перспектива московских строений, над которыми возвышаются ритмически организованные памятники древней архитектуры.


Зимние сумерки


«За чайным столом»
1888
Холст на картоне, масло 60,5 x 48,5
Дом-музей В. Д. Поленова



Зимнее солнышко. 1919


Дама в кресле. 1917


Портрет З.Н.Перцевой. 1921

КОНСТАНТИН КОРОВИН, РУССКИЙ ЮГ- Гурзуф, Краснокаменка, Алупка, Севастополь, Крым.

Картины Коровина - это всегда праздник, всегда открытие. Будничные, привычные, знакомые всем мотивы - морской берег, улицы старого города, лошаденка около бревенчатого сарая или натюрморт из рыбы и фруктов, ночная улица или девушка в саду - преображаются ярким и интенсивным переживанием художника.

Коровин не описывает жизнь, а творит цельный образ ее, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности.
Будучи фанатически привержен натуре, он мог мастерски написать полный жизни и темперамента этюд за один-два часа, а мог неделями мучиться и искать верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно уходила из этюда. «Сама красота зависит от правды в живописи» - этому убеждению он остался верным до конца.


В Краснокаменке под Гурзуфом


«Гурзуф»
1914
Холст, масло. 89 x 121 см
Государственный Русский музей


Гурзуф. Корзина фруктов. 1916


На берегу моря в Крыму. 1909 Этюд


Алупка. 1912


«Пристань в Гурзуфе»
1914г.
Холст, масло 89 х 121
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«На берегу Черного моря»
Холст, масло
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого


На юге. 1906


Севастополь зимой. 1916


Севастопольский базар. 1915


Ялта ночью. 1905


На берегу моря. 1910


Кафе в Ялте. 1905


Гурзуф2. 1915


Дорога в южном городе. 1908


Балкон в Крыму. 1910

КОНСТАНТИН КОРОВИН. НАТЮРМОРТ

Новой областью увлечений Коровина в 1910-е годы стал натюрморт
Мастер изображает букеты у окна, за которым видны огни ночного Парижа. Их рефлексы мерцают на серебряном подносе, на позолоченной посуде, стоящей рядом с цветами. Посредством этих рефлексов живописец объединяет предметы натюрморта с большим миром, словно говоря нам, что они являются его частью, собирающей, как в фокусе, все самое прекрасное и поэтическое из окружающей нас жизни. Как квинтэссенция всей красоты действительности воспринимаются темно-красные розы, глубина звучания цвета которых подчеркнута контрастом с металлическим поблескиванием серебряных и золоченых предметов.

Холодок металла позволяет еще глубже ощутить живое дыхание цветов, написанных с той чувственной полнотой, которая захватывает зрителя в лучших полотнах Коровина.