Урок мхк "мир византийской культуры". Мировая художественная культура (10 класс)

Мир византийской культуры

Цель: способствовать развитию у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению византийского искусства.

Задачи:

- ознакомить учащихся с характерными особенностями византийской культуры, ее значением в развитии мировой культуры;

Познакомить с шедеврами творчества византийских мастеров на примере собора Святой Софии в Константинополе, искусстве мозаики и иконописи;

Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса, интереса к творчеству цивилизаций прошлого.

Оборудование: карта «Византийская империя», репродукции.

Основные понятия: крестово-купольный храм, мозаика, фреска, икона.

План урока:

1. Исторический очерк.

2.Достижения византийской архитектуры. Собор Святой Софии.

3.Искусство мозаики.

4.Иконопись.

Ход урока

1.Учитель объявляет тему урока и составляет беседу с учащимися по вопросам:

- Когда происходит становление Византии? Покажите территорию на карте.

Кто считается основателем Византийской державы?

Назовите столицу Византии.

Как называли этот город славяне?

Как называется этот город сегодня?

На территории какого современного государства он находится?

Почему Константинополь называли «золотым мостом»?

Как долго существовала империя? Какова ее судьба?

Задача для учащихся: в ходе работы на уроке познакомиться с достижениями художественной культуры Византии.

2.Учитель сообщает: наивысшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Сообщение учащегося о Юстиниане (см. Приложение 1).

Учитель сообщает: могущество империи было воплощено в архитектурном шедевре, дошедшем до наших дней.

Сообщение учащегося о храме Св. Софии (см. Приложение 2).

Учитель сообщает: характер средневековой скульптуры определен распространением христианства. Храмы-символы, внешние атрибуты новой религии. Византийские мастера в соборе Св. Софии впервые использовали новые архитектурные детали. Это привело к созданию нового типа храма – крестово-купольного.

Задача для учащихся: в ходе работы со схемами определить характерные черты античной базилики как архитектурного сооружения, сравнить с Софийским собором, найти отличия (схемы в Приложении 3).

Запись в тетради.

Крестово-купольный храм – храм, имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Учитель сообщает: роскошь и торжественность архитектуры Византии послужат образцами при возведении каменных соборов в древнем Киеве. Русь воспримет от Византии крестово-купольную систему храмов.

3.Учитель сообщает: интерьер византийских храмов украшен мозаикой. Этот вид изобразительного искусства возник в эпоху античности.

Запись в тетради.

Мозаика- изображения, выполненные из кубиков разноцветного непрозрачного стекла = смальты.

Самостоятельная работа с учебником. Найти в тексте особенности византийских мозаик, выписать их в виде плана. Рассмотреть иллюстрации.

Особенности византийских мозаик:

Использование кубиков различной формы и величины;

Применение золотого фона;

Закрепление кубиков под разным наклоном;

Эффект сияния.

4. Учитель сообщает: в христианских храмах обязательными были не только мозаики, но и иконы. Икона является таинственным символом божества, а не его точным изображением. С помощью линий и красок иконописец не просто изображает того или иного святого или события, а воплощает обращенную к нему молитву. Поэтому иконопись обладает собственным художественным языком (канонами). К иконописным канонам относятся фронтальность изображения, условность одежды, символичность цвета, сияющий нимб вокруг головы, пристальный взор увеличенных глаз. Одно из лучших произведений византийской иконописи – «Владимирская Богоматерь».

Сообщение учащегося об иконе Владимирской Богоматери.

Запись в тетради.

Икона – от греческого «эйкон» - изображение, образ.

Итог урока.

Византия-цивилизация, оставившая человечеству огромное наследие, повлиявшее на культуру многих народов, в том числе на русскую.

Вопрос классу. Что же оставила Византия в наследие человечеству?

Выставление оценок.

Домашнее задание: глава 12, сообщения на темы «Десятинная церковь в Киеве», «Золотые ворота в Киеве», «Строительство Софийского собора».

Приложение 1.

Император Юстиниан.

Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Юстиниан происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.

Император обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он проводил реформы, оживил торговлю. Накопив большие богатства, Юстиниан строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии в Константинополе.

Другим великим делом императора было создание свода римского права. Юстиниан приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живщих в прежние столетия. И до сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран.

Приложение 2.

Собор Святой Софии.

Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии (т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София (на турецкий лад – Ая София) стала мечетью.

Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали, император Юстиниан I воскликнул: »Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!».

Урок № 12

МХК-10

Мир византийской культуры

Д.З.: Гл.12, творческая мастерская стр. 128.

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить с художественным и музыкальным искусством Византии;
  • расширять кругозор, навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать уважение к культуре других народов и к мировому культурному достоянию.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • мозаика;
  • иконопись;
  • божественное мироздание;
  • христианство (православное, католическое);
  • крестово-купольные храмы;
  • иконопись;
  • библейские сюжеты

Универсальные учебные действия

  • анализировать систематизировать устанавливать связи выявлять комментировать описывать проводить сравнительный анализ находить слушать
  • анализировать причины художественного подъема эпохи византийского искусства;
  • систематизировать полученные знания о важнейших достижениях художественной культуры Византии;
  • устанавливать связи между культурой Византии и античным искусством;
  • выявлять характерные особенности византийской архитектуры;
  • проводить сравнительный анализ конструкций базилик и крестовокупольных сооружений;
  • комментировать существующие точки зрения на проблемы развития искусства мозаики, сравнивать художественную манеру их исполнения с мозаиками Древнего Рима;
  • описывать памятники византийской иконописи, узнавать об их дальнейшей судьбе;
  • проводить сравнительный анализ византийской мозаики с фреской Феофана Грека на один и тот же библейский сюжет;
  • находить в Интернете необходимую информацию об истоках и развитии искусства иконописи;
  • слушать церковные песнопения, самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки

Проверка знаний

1. Каковы истоки театрального искусства Древней Греции? Как осуществлялись первые постановки на театральной сцене?

2. Вспомните содержание греческих мифов об Орфее, флейте Пана, состязании Апполона и Марсия. Как они дополняют наши представления о значении музыки в жизни греческого общества?

3. Расскажите о музыкальной культуре Древней Греции. Как вы думаете, почему музыкальное искусство носило преимущественно вокальный характер?

4. Расскажите об особенностях развития театральной и музыкальной культуре Древнего Рима.

5. Почему искусство цирка пользовалось большим успехом в Древнем Риме?


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Достижения архитектуры.
  • Мерцающий свет мозаик.
  • Музыкальное искусство.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет византийское искусство?


подвопросы

  • Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестовокупольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе.
  • Мерцающий свет мозаик. Основные темы и сюжеты, их символический смысл. Мозаики Равенны. Искусство иконописи. Происхождение икон. Понятие канона. Шедевры византийской иконописи.
  • Музыкальное искусство. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты. Нотное письмо


Распад Римской империи на две части: западную и восточную в 395 году

Константинополь-пересечение торговых путей

Сухопутного (Европа-Азия) морского(Средиземное-Черное)


Историческая справка

  • Основан Константином I в 324-330гг на месте г.Византий.
  • В 1453г взят турками, переименован в Инстанбул (Стамбул).

Византий Константинополь(Царьград) Стамбул



Отныне здесь стали проводить императорские церемонии

и торжественные богослужения.


Снаружи храм отличается спокойствием и строгостью


Интерьер поражал великолепием!

Два архитектора – Анфимий и Исидор блестяще справились с задачей. Оптический эффект потока света через окна породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи.



Храм св. Софии в Константинополе. Интерьер .




После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, достроены с четырех сторон минареты, а в 1935 году он приобрёл статус музея. Храм Святой Софии в Константинополе (современный вид)



Базилика

  • БАЗИЛИКА (от греч. - царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на 3 или 5 частей (нефов)

НЕФ – (от лат. - корабль ), вытянутое помещение, ограниченное с обеих сторон рядом колонн или столбов.


КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

  • Новый тип христианского храма, в плане имеет форму креста с куполом в центре.
  • Такие храмы во множестве строились в самой Византии и получили распространение во всех странах православной культуры, в том числе и на Руси.


АПСИДА

  • АПСИДА , или а б сида (от греч. - свод ), полукруглый выступ здания перекрытый полукуполом.

АЛТАРЬ

  • АЛТАРЬ , (от лат. - высокий ), восточная часть храма, находящаяся на возвышении, предназначенная для священослужителей.


Сознание превосходства над культурой народов остального мира


  • Выход императора из дворца из свиты и большой охраны превращался в пышное торжество. Он выступал в расшитых золотом и жемчугом шелковых одеждах с венцом на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке.

мозаика

Мозаика (от лат. букв.- посвященное музам)



Император Юстиниан I Феодора, его супруга


Император Юстиниан со свитой". Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне


Запомни фрагмент

и найди его

на мозаичном панно


ФЕОДОРА, СУПРУГА ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНАI. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне.





Смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.


Одним из самых великих достижений византийского искусства являются иконы

  • Одна из величайших святынь Византии - древнейшая икона Божией Матери - в XII веке была привезена

из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.


Фреска - роспись

по сырой штукатурке

Феофан Грек . Ангел. Фреска из церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде

Феофан Грек . Троица.





Падение Византии

Под натиском

турок-осман в 1453 г.

Прекратила существование тысячелетняя история

Византийской империи.

Вступление Мехмеда II в Константинополь.


Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и культурного развития.

Наиболее великолепные и известные произведения искусства этой империи – это храмы, иконы, фрески, мозаики.




  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной , версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. - до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство - он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом - апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем - усложняющийся крестово - купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии - византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос - Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду - апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы - ландшафт и архитектурный фон - передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах - Сербии, Болгарии, Руси. Один из них - великий Феофан Грек - создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие


На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведён - «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев» (наследников римлян), как называли себя её жители. С одной стороны, она считала себя наследницей богатейшей античной культуры, а с другой - явилась началом культуры средневековой.
В византийской архитектуре органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм - заимствованная у римлян базилика (греч. «царский дом»). Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и человек не имел доступа в святилище, а греческий и римский храмы считались местопребыванием божества, то византийский храм стал местом, где верующие собирались для «общения» с Богом. Впервые храмы были рассчитаны на посещение их человеком.
Базилика отличалась простотой плана и представляла собой вытянутое здание, продольно разделённое внутри рядами колонн на части, то есть нефы (греч. «корабль»), число которых достигало трёх или пяти. Все храмы были ориентированы на восток, откуда, по представлению христиан, придёт Мессия. На востоке к основному прямоугольному объёму обычно примыкал полукруглый выступ - апсида с расположенным в ней алтарём - священной частью храма.
Характерную черту архитектуры базилики составляли деревянные балочные перекрытия, обращённые во внутреннее пространство храма. У входа в здание на западе обычно располагался двор - атриум , окружённый крытой колоннадой. Особенностью оформления византийских храмов был контраст между их внешним и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчёркнуто скуп и строг, он поражает мощью суровых гладких стен с прорезанными в них редкими и узкими окнами, скромным декором в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора и гранита, мозаикой и фресковыми росписями, роскошными предметами церковной утвари.
С VI в., когда укрепляется Византийская империя, на смену базилике приходит новый тип храма - крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре. Наивысшее достижение византийской архитектуры - собор Святой Софии в Константинополе , соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора - Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизречённость» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. В храме стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден со стороны пролива Босфор.
В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный подкупольный квадрат. Центральный купол, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное сооружение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких боковых купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.
Иное дело его интерьер. Всех изумляет зелёная и розоватая мраморная облицовка стен и ослепляющая золотым фоном мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через 40 окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создаёт впечатление ритмического движения.
В середине XV в. Византия пала под натиском турок. Храм Святой Софии был превращён в мусульманскую мечеть. Тем не менее храм Святой Софии оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры и монументальной живописи.
В Византии были созданы выдающиеся образцы изобразительного искусства, представленного иконописью, фресковой живописью и книжной миниатюрой. Мировую славу приобрели мозаики Византии. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажжённой свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо было знакомо множество различных оттенков: от бледных и нежных, приглушённых и тусклых до ярких и насыщенных. Золотой фон имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображённых фигур эффект немеркнущего священного сияния. Золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал реальное пространство. Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер ещё большей таинственностью.
Лучше всего сохранились мозаики Равенны - города на севере Италии, ставшего в VI в. одним из центров византийской культуры. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале , дающие наиболее яркое представление о былом великолепии византийского искусства.
На первой из них в центре изображён император Юстиниан , подносящий в дар церкви тяжёлую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб - символ святости. На нём торжественные пурпурные одежды, украшенные золотом. Фигура императора симметрично делит композицию на две равные части. Справа от Юстиниана - двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора - пожилой человек в одежде сенатора, архиепископ Максимилиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой - кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создаёт ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землёй.
Другая мозаика изображает входящую в храм императрицу Феодору . В руках она несёт потир с золотыми монетами. На голове - корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы - большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы. Справа - дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Одухотворённая красота ликов, гармония, богатая цветовая гамма, более свободная манера в передаче эффекта движения, окружающей обстановки являются отличительными особенностями этого мозаичного шедевра.
В христианских храмах обязательными были иконы (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, противопоставленные языческим «идолам». Они выполнялись на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках. Им поклонялись во время богослужения. Как особый вид изобразительного искусства икона начала развиваться со II в., в VI в. она официально была санкционирована церковью.
Характерными особенностями икон становятся: фронтальность главных изображений (обращённость их к зрителю); строгая симметрия по отношению к центральным фигурам Христа или Богоматери; подчёркнуто высокий лоб - средоточие духовного начала; сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взор увеличенных глаз; статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя; декоративность и условность одежды, подчёркивающей бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий цвет - божественность, белый - нравственную чистоту и невинность, зелёный - юность и бодрость.
Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» , попавшая на Русь, вероятно, в первой половине XII в., в 1155 г. она оказалась во Владимире. Мир переживаний Богоматери глубоко человечен. В её образе выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви. В глазах Богородицы, предвидящей трагическую участь сына, - светлая печаль. Её тонкие уста плотно сомкнуты, в уголках рта затаились тревога и горечь. Младенец нежно прижался личиком к матери и обвил её шею рукой. Мария левой рукой придерживает ребёнка, как бы пытаясь защитить его от уготованной ему судьбы. Совершенно композиционное решение иконы, мастерски переданы плавная гибкость силуэтов, едва заметный, «скользящий» ритм движения, лёгкость и ясность соотношения двух фигур.


Цель урока:

Через анализ многообразия византийской культуры выявить ее художественные особенности и роль в культуре Средневековья.

Задачи:

Образовательные:

  1. Раскрыть исторические условия развития византийской культуры.
  2. Проанализировать крупнейшие памятники византийского искусства.
  3. Обозначить истоки и роль византийской культуры в развитии средневековой культуры.

Развивающие:

  1. Учиться анализировать памятники искусства.
  2. Уметь оценивать вклад византийских мастеров в развитие средневековой культуры.
  3. Развивать интерес к познанию славянской культуры.
  4. Развивать любовь к искусству, кругозор, логическое и образное мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры.
  2. Способствовать самостоятельному изучению истории мировой культуры.
  3. Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на различные искусствоведческие проблемы.
  4. Обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование:

  • доска;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • географическая карта.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Форма: урок–презентация.

Жанр: урок–панорама.

Предварительная подготовка: создание мультимедиапрезентации «Средние века. Византийская культура», организация проблемно–поисковых групп и подготовка индивидуальных заданий.

Тема урока, его место в целом программы.

«Мир византийской культуры» - первый урок в разделе «Средние века» за 10 класс МХК по программе Даниловой Г.И.

План урока.

I. Оргмомент.

II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.

III. Изложение новой темы. /Работа по блокам на основе презентации/.

  1. Византийская архитектура.
  2. Искусство мозаики.
  3. Мастерство иконописи.
  4. Музыка Византии.

IV. Закрепление темы. /Оформление таблицы. Выводы/.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

VI. Заключительное слово учителя.

VII. Задание на дом.

Ход урока

Эпиграф.

В Боровицкая.

Мы начинаем разговор о средневековой культуре. Понять ее развитие и особенности эстетики невозможно без анализа византийской культуры. Объявление цели и задач урока.

Сообщение ученика.

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культур таких стран как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. В определенной степени, его влиянием были охвачены и страны Западной Европы.

На современной карте этого государства нет. (См. географическую карту Империи Ромеев 4-15 в.в.). Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками. Само название этого государства – Империя Ромеев. Она возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками 19 века Византией. Византия – наследница Античности. Именно византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 века существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.

На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на некоторых видах искусства: архитектура, мозаика, иконопись, музыка.

Постановка проблемы урока. В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Задание классу. В процессе работы на уроке оформить таблицу.

(См. образец на доске).

Работа с мультимедиапрезентацией «Средние века. Византийская культура». Первая группа учащихся представляет достижения византийской архитектуры.

  1. Просмотр фрагмента видеофильма «Храмы мира. Путь горний».
  2. Рассказ об особенностях внешнего архитектурного облика и внутреннем убранстве собора Св.Софии в Константинополе.
  3. Выразительное чтение стихотворения О.Мендельштама «Айа–София».
  • Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
  • Какие характерные архитектурные особенности собора упоминаются в стихотворении?

Беседа по вопросам.

  • Какое архитектурное сооружение наиболее характерно для раннего этапа византийского зодчества?
  • Какие идеи стремились воплотить строители собора Св. Софии?
  • Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Св. Софии в Константинополе?
  • Почему в византийской архитектуре базилики были вытеснены крестово-купольными храмами?

Вторая группа рассказывает об искусстве мозаики. (Просмотр второго блока презентации «Мозаики Византии»).

  1. Что такое византийская мозаика.
  2. Выразительное чтение и анализ стихотворения А.Блока «Равенна».
  3. Анализ мозаик Равенны «Императрица Феодора»,»Император Юстиниан со свитой».

Вывод. Характерные особенности мозаики:

  • совершенные композиционные приемы;
  • декоративность;
  • колористические эффекты;
  • сопоставление контрастных цветов;
  • регламентация цветовой гаммы;
  • манера кладки смальты ровными рядами, образующими узор;
  • композиция всегда строилась с круга – сферы, нимба как символа небесного совершенства.

Вопросы классу.

  • Что такое смальта?
  • Откуда в Византию пришло искусство мозаики?
  • Почему искусство византийских мозаичистов приобрело мировую славу? Какими средствами достигался эффект магического воздействия на зрителя?

Третья проблемно–поисковая группа анализирует искусство византийской иконописи.

  1. Что такое икона.
  2. Анализ икон, представленных в презентации: «Сергий и Вакх» - 6 век, «Владимирская Богоматерь» - начало 12 века, «Христос Пантократор»- 14 век.

Обсуждение вопросов.

  • Какое место занимают иконы в православном мире?
  • Как икона «Владимирская Богоматерь» попала на Русь и почему до сих пор является одной из наиболее почитаемых икон?
  • Каковы характерные особенности икон?

Характерные особенности икон:

  • фронтальность изображения (обращенность их к зрителю);
  • строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери;
  • высокий лоб – средоточие духовного начала;
  • сияющий нимб вокруг головы;
  • пристальный, суровый взор увеличенных глаз;
  • статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя;
  • декоративность и условность одежды, подчеркивающей бесплотность, бестелесность фигур;
  • цвет на иконах символичен.

Четвертая группа учащихся представляет музыкальную культуру Византии.

1. Прослушивание «Знаменного распева» и чтение цитаты епископа Иоанна Златоуста.

2. Сообщение учащихся об известных музыкантах и теоретиках церковной музыки, музыкальных инструментах Византии. (Работа с презентацией).

Какие чувства и мысли пробуждает в вас эта музыка?

Задание. Оформить выводы письменно в тетрадь.

Выводы:

1. В чем проявилась связь византийской культуры с античным искусством, на ваш взгляд?

  • Классичность / правильная передача пропорций человеческого тела, его объема и движений/.
  • В центре внимания художника стоит человек.
  • Искусство выполняло эстетическую функцию и являлось посредником между миром человеческим и божественным.

2. Как вы думаете, каковы основные достижения художественной культуры Византии?

3. Какова роль византийской культуры в развитии средневековой культуры, и в частности русской?

  • Принятие христианства на Руси явилось мощным стимулом в развитии культуры.
  • Православная культура развивается по канонам византийского искусства.
  • В средние века Русь становится духовным центром православия

/Москва – третий Рим/.

Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какое открытие сделал каждый из вас?

Хотелось бы в заключение урока обратить ваше внимание на эпиграф, слова поэтессы В.Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.