Материальная и духовная культура содержание виды. Духовная и материальная культура

Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

3.3. Материальная и духовная культура

Деление культуры на материальную и духовную связано с двумя основными видами производства – материальным и духовным.

Понятие «материальная культура» введено в культурологию этнографами и антропологами, понимавшими под материальной культурой характерные черты культуры традиционных обществ. По определению Б. Малиновского, материальная продукция человека – это артефакты, построенные дома, управляемые корабли, орудия труда и оружие, предметы магического и религиозного культа, составляющие наиболее осязаемую и зримую часть культуры. В дальнейшем понятием «материальная культура» стали определять всю материально-практическую деятельность человека и ее результаты: орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи и т. п. Во все это вложен человеческий труд, знания, опыт.

Духовная культура охватывает сферу сознания. Это продукт духовного производства – создания, распределения, потребления духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др. Духовная культура – это научная идея, художественное произведение и его исполнение, теоретические и эмпирические знания, взгляды, складывающиеся стихийно, и научные воззрения.

Проявления материальной и духовной культуры, создание и использование относящихся к каждой из них предметов различны.

Долгое время (а иногда и сейчас) культурой считали только духовную деятельность и духовные ценности. Материальное производство остается за гранью культуры. Но человеческая деятельность – это прежде всего деятельность материальная. Начиная с первобытного общества, вся культура человека – способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. И то, каков ее уровень, в конечном счете определяет развитие духовной культуры. На заре человечества связь первобытного искусства с характером трудовой деятельности была непосредственна и очевидна. На более высоких стадиях развития человеческого общества принадлежность материальной деятельности к сфере культуры стала не менее очевидной: некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь непосредственным проявлением культуры, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.

Кроме того, само развитие духовной культуры в значительной степени зависит и определяется уровнем развития культуры материальной.

Материальная культура и духовная культура связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реализуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыслом автора.

Некоторые виды творческой деятельности вообще находятся на грани культуры материальной и духовной и в равной мере принадлежат к обеим. Архитектура – это и искусство, и строительство. Дизайн, техническое творчество – искусство и техника. Искусство фотографии стало возможно только на основе техники. Так же, как и искусство кино. Некоторые теоретики и практики кино утверждают, что кино все более перестает быть искусством и становится техникой, ибо от уровня и качества технической оснащенности зависит и художественное качество фильма. С этим нельзя соглашаться, но и нельзя не видеть зависимости качества кинофильма от качества съемочной аппаратуры, пленки и других материально-технических средств кино.

Телевидение, конечно, достижение и воплощение техники. Но идея телевидения, изобретение его принадлежит науке. Реализовавшись в технике (материальная культура) телевидение стало и элементом духовной культуры.

Очевидно, что границы между различными сферами культуры и отдельными ее формами весьма условны. Практически все формы культуры взаимосвязаны. Так, например, художественная культура взаимодействует, хотя бы косвенно, и с наукой, и с религией, и с бытовой культурой и т. д. Развитие науки и формирование определенной картины мира сказывалось на развитии искусства – становление естественно-научного знания способствовало становлению жанров пейзажа и натюрморта, а появление новых технических изобретений привело к появлению новых видов искусства – фотографии, кино, дизайна. Бытовая культура связана и с религиозной традицией, и с господствующими в обществе моральными нормами, и с такими видами искусства, как архитектура и декоративно-прикладное искусство.

Но ценности материальной культуры отличаются по своим характеристикам от ценностей духовной культуры. Ценности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценностям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Действительно, такие нравственные ценности, как жизнь, любовь, дружба, достоинство, существуют столько же, сколько вся человеческая культура. Шедевры художественной культуры не меняют своей значимости – «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного человечества. Вероятно, и в будущем отношение к этому шедевру не изменится. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производственное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.

Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения. Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пушкин).

Назначение ценностей материальной культуры носит ярко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не носят практической направленности, но иногда могут иметь и утилитарное назначение (например, такие виды искусства, как архитектура или дизайн).

Материальная культура включает несколько форм.

Производство. Сюда относятся все средства производства, а также технология и инфраструктура (источники энергии, транспорт и связь).

Быт. Эта форма включает и вещественную сторону повседневной жизни – одежду, пищу, жилище, а также традиции и обычаи семейной жизни, воспитание детей и т. д.

Телесная культура. Отношение человека к своему телу – особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художественные, религиозные и социальные нормы.

Экологическая культура – отношение человека к природной среде.

Духовная культура включает как научное, так и ненаучное знание, как теоретическое, так и эмпирическое, взгляды, возникшие под непосредственным воздействием идеологии (например, политические воззрения, правосознание), и такие, которые складываются стихийно (например, общественная психология).

Духовная культура, ее особенности и формы будут рассмотрены во втором разделе учебника.

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

Раздел II Духовная культура

Из книги Арийцы [Основатели европейской цивилизации (litres)] автора Чайлд Гордон

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Часть третья Материальная культура

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Из книги Табасаранцы. История, культура, традиции автора Азизова Габибат Нажмудиновна

Из книги автора

Духовная культура восточного славянства Многообразной и красочной материальной культуре древней Руси соответствовала яркая, многогранная, сложная духовная культура восточного славянства. С незапамятных времен развилась на Руси народная устная поэзия, замечательный

Из книги автора

3.2. Материальная культура Древнего Китая На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное

Из книги автора

3.3. Духовная культура Древнего Китая Философия в Китае возникает в конце третьего периода в истории Древнего Китая («отдельные государства») и получает свой наивысший расцвет в период Чжаньго («борющиеся царства», 403–221 до н. э.). В те времена существовали шесть основных

Материальная культура и ее виды.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подразделяется на: - производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; - воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Следует заметить, что под материальной культурой принято понимать не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию ʼʼусловий человеческого существованияʼʼ. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Материальная культура - окружающая человека среда. Материальная ку- льтура создана всœеми видами труда человека. Она создает уровень жизни обще- ства, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения. Материальная культура общества распадается на восœемь категорий:

1) породы животных;

2) сорта растений;

3) культура почв;

4) здания и сооружения;

5) инструменты и оборудование;

6) пути сообщения и средства транспорта;

7) связь и средства связи;

8) технологии.

1. Породы животных составляют особую категорию материальной культу- ры, потому что в состав этой категории входит не поголовье животных данной породы, а именно носители породы.

К этой категории материальной культуры относится не только животные хозяйственного использования, но и декоративные породы собак, голубей и т.п. Процесс переведения диких животных в домашних путем направленного от- бора и скрещивания сопровождается изменением их внешнего вида, генофонда и поведения. Но не всœе ручные животные, к примеру, гепарды, используемые на охоте, относятся к материальной культуре, т.к. не прошли процессов направ- ленного скрещивания.

Дикие и домашние животные одного вида могут сосуществовать во време- ни (как, к примеру, свиньи и кабаны) или быть только домашними.

2. Сорта растений выводятся путем селœекции и направленного воспита- ния. Число сортов постоянно возрастает в каждом виде растений. В отличии от пород животных, растения могут хранится в семенах, в которых скрыты всœе ка- чества взрослого растения. Хранение семян позволяет собирать коллекции се- мян и сохранять их, систематизировать, классифицировать, ᴛ.ᴇ. вести всœе ви- ды деятельности, свойственные культурной работе. Поскольку у разных видов растений разные отношения между семенами и взрослым растением, так как мно- гие растения размножаются отводками и черенками, культурообразующие функции бывают соединœены с распространением сортов в данной местности. Этим за- нимаются питомники и семеноводческие хозяйства.

3. Культура почв - наиболее сложный и уязвимый компонент материаль- ной культуры. Почва - верхний производящий слой земли, в котором между не- органическими элементами концентрируются сапрофитные вирусы, бактерии, чер- ви, грибы и другие живые элементы природы. Производительная сила почвы за- висит от того, как много и в каких сочетаниях с неорганическими элементами и между собой находятся эти живые элементы. Важно заметить, что для создания культуры почвы она обрабатывается с целью повышения ее плодородия. В обработку почвы входят: механическая обработка (переворот верхнего пласта͵ рыхление и переносы поч- вы), удобрение перегноем органических остатков растений и отходов животно- водства, химическими удобрениями и микроэлементами, правильной последовате- льностью культивирования на одном и том же участке различных растений, вод- ным и воздушным режимом почвы (мелиорация, полив и т. п.).

Благодаря культивированию слой почвы увеличивается в объёме, жизнь в нем активизируется (благодаря сочетанию сапрофитных живых существ), плодо- родие возрастает. Почва, находясь на одном и том же месте благодаря деяте- льности человека, улучшается. В этом состоит культура почвы.

Почвы классифицируются по их качеству, месту расположения и по их производящей силе. Составляются почвенные карты. Почвы оцениваются по их производящей силе путем сравнения. Составляется земельный кадастр, опреде- ляющей качества и сравнительную стоимость почвы. Кадастры имеют сельскохо- зяйственное и экономическое использование.

4. Здания и сооружения - наиболее наглядные элементы материальной культуры (немецкий глагол "bauen" означает "строить" и "возделывать почву", а равно "заниматься любой культурообразующей деятельностью", он хорошо вы- ражает смысл сочетания базовых форм материально-культурного освоения мест- ности).

Зданиями называются места обитания людей со всœем разнообразием их занятий и быта͵ а сооружениями - результаты строительства, изменяющие усло- вия хозяйственной деятельности. К зданиям обычно относятся жилье, помещения для денежных, управленческих действий, развлечений, информационной, учебной деятельности, а к сооружениям системы мелиорации и водного хозяйства, пло- тины, мосты, помещения для производств. Граница между зданиями и сооружени- ями подвижна. Так, театральное помещение - здание, а механизм сцены - со- оружение. Склад может называться и зданием, и сооружением. Их объединяет то, что они являются результатом строительной деятельности.

Культура зданий и сооружений, также как и почвы, представляет собой недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качест- вах. Это значит, что культура зданий и сооружений состоит в поддержании и постоянном совершенствовании их полезных функций.

Власти, особенно местные, наблюдают за поддержанием и развитием этой культуры. Особенно велика роль торговопромышленных палат, которые будучи общественными организациями прямо заняты этой работой (разумеется, там, где они есть, и там, где они правильно функционируют). Не малую роль в этой ку- льтуротворческой работе могут играть банки, которые, однако, далеко не всœе- гда действуют правильно, забывая, что их благосостояние в перспективе свя- зано, прежде всœего, с правильной эксплуатацией недвижимости.

5. Инструменты, приспособления и оборудование - категория материаль- ной культуры, обеспечивающая всœе виды физического и умственного труда. Οʜᴎ представляют из себядвижимое имущество и различаются исходя из того, какой род деятельности они обслуживают. Наиболее полным перечнем разнооб- разных инструментов, приспособлений и оборудования являются торговые номен- клатуры.

Особенность правильно составленных торговых номенклатур состоит в том, что они отражают всю историю совершенствования инструментов, приспо- соблений и оборудования. Принцип культурообразования в развитии и дифферен- циации функций и сохранения ранних функциональных аналогов.

Различие между инструментами, приспособлениями и оборудованием со- стоит в том, что инструментом прямо воздействуют на обрабатываемый матери- ал, приспособления служат добавлением к инструменту, позволяя действовать им с большей точностью, производительностью. Оборудование - комплексы инст- рументов и приспособлений, расположенных в одном месте труда и быта.

Материальная культура и ее виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Материальная культура и ее виды." 2017, 2018.

Первым структурным элементом культуры является материальная культура, которая представляет собой объективные, материальные формы выражения духовных смыслов.

Материальная культура - совокупность способов производства материальных благ и ценностей, создаваемых человеческим трудом на каждом этапе развития общества.

Ценность – это положительная значимость предметов, явлений и идей. Предметы и явления становятся благом, если они удовлетворяют положительные человеческие потребности и способствуют социальному прогрессу.Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Хозяйственная культура - это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». В нее входят, прежде всего, экономическая деятельность - средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), а также и творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека.

Хозяйственную культуру не следует сводить к материальному производству, она характеризует его с точки зрения влияния на человека, создания условий для его жизни и развития способностей, их реализации в экономической жизни общества. Эта культура воплощается не просто в производстве, технике, а в реализации творческого начала материальной деятельности человека.

Традиционно культурологи выделяют в качестве объектов (форм) материальной культуры культуру труда - технику, сооружения и орудия труда, средства производства, системы коммуникаций - пути и средства сообщения (транспорт, связь); культуру повседневности - предметы одежды, быта, пищи.

Все эти предметы культуры – носители культурной информации, которые создают искусственную среду обитания человечества и являются процессом и результатом материальной деятельности человека. Все эти явления связаны с содержанием производительных сил или производственных отношений. Однако материальная культура, являясь стороной материального производства, не тождественна ему. Она характеризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, а также реализации способностей человека в процессе материальной деятельности.

в Духовная кул.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей человечества (идей, представлений, убеждений, верований, знаний); интеллектуальная духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности на каждом этапе развития общества.

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

К духовной культуре относятся формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей в духовной сфере - это комплекс идей, знаний, представлений, переживаний, побуждений, влечений, верований, норм, традиций человеческого существования. Духовная деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие формы культуры:

Религиозная культура (религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения);

Нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

Эстетическая культура (искусство, его виды, направления и стили);

Правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система);

Политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

Интеллектуальная культура (наука, философия).

По видам деятельности все они входят в познавательную деятельность (наука, философия), ценностно-ориентированную деятельность (мораль, искусство, религия), регулирующую деятельность (политика, право).

Познавательная деятельность основана на познании человеком природы, общества, самого себя и своего внутреннего мира. Наиболее адекватно эта деятельность представлена научной деятельностью. Наука - специализированная область культуры, ориентированная на познание. Основные функции науки состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний, основанных на специально организованном теоретическом и эмпирическом изучении реальности; построении рациональных прогнозов; управлении исследуемыми процессами на основе эксперимента.

Передаваемые от поколения к поколению традиционные знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды – научной - перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей культуры. Таким образом, в любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.

К ценностно-ориентированной деятельности человека относятся мораль (моральная культура), искусство (художественная культура) и религия (религиозная культура). Осмысленный характер познания, понимания мира предполагает не просто знания о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценностей самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей. Он наполнен для него смыслами и значениями.

Первой наиболее социально значимой сферой культуры является моральная культура, дающая нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам деятельности общества и друг к другу.

Моральная культура – это достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, отношение к человеку как к высшей цели и самоценности. Моральная культура личности проявляется как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости и достоинстве человека. В основе моральной культуры личности лежит нравственность и совесть.

Вторая форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью - это художественно-эстетическая культура. Художественная культура - это специфическая чувственно-эмоциональная сфера познания, оценка и художественное преобразование мира по законам красоты. Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека (см. искусство в системе духовной культуры).

Третья форма духовной культуры, связанная с ценностной деятельностью, - эторелигиозная культура , основанная на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу. Воплощается религиозная культура культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный Абсолют.

В духовной культуре можно выделить еще две формы, ориентированные на регулятивную форму деятельности, - это политика (политическая культура) и право (правовая культура), связанные с государством и его институтами и правовой системой общества.

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Однако при определенных условиях закрепленная в механизмах социальной памяти духовная культура выступает как устойчивая матрица духовной жизни, стереотип восприятия и мышления, менталитет общества. Она может играть на разных этапах развития общества ведущую роль.

К особенностям духовной культуры, которая ориентирована на выработку знаний и ценностей, необходимо отнести следующие:

1. Духовная культура - это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, который богаче реального, материального мира (например, искусство живописи – направление сюрреализм – художник С. Дали).

2. Духовная культура дает человеку наибольшую свободу творчества (осознанное творчество человека – это то, что отличает мир культуры от мира природы).

3. Духовная культура нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.

4. Духовная культура - самая «хрупкая» область культуры, она более чувствительна к изменениям в социокультурном пространстве, более всех других областей страдает при социальных катаклизмах и нуждается в поддержке общества.

Следует отметить, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и т.д. Любой предмет материальной культуры является воплощением определенных замыслов человека, и в реальной жизни материальное и идеальное в культуре всегда переплетается.

Культуру подразделяют на материальную и духовную. Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. -- объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. -- культура. Скрипка -- музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари -- предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение -- предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика -- культура. При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе -- бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры -- материальной или духовной -- относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга -- бесспорный предмет духовной культуры -- может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы -- знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака -- деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги -- всеобщий рыночный эквивалент -- можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

Каждый из нас имеет потребности, которые можно разделить на духовные и материальные. Для этого достаточно вспомнить пирамиду известного психолога Маслоу, в которой в иерархической последовательности были показаны низшие (потребность в еде, сексе, воздухе и т.п.) и высшие тяготения человека (стремление быть уважаемой личностью, тяга к самоутверждению, ощущению безопасности, комфорту и пр.). Для удовлетворения всего вышеперечисленного в процессе исторического развития человечества сформировались классификации культурного характера, в числе которых материальная культура.

Что относится к материальной культуре?

Напомним, что материальной культурой называют окружающую человека среду. Ежедневно, благодаря труду каждого, она обновляется, совершенствуется. Это порождает новый жизненный уровень, в результате чего, меняются запросы общества.

К видам материальной культуры относят:

  1. Животные . В эту категорию включен не только скот, но и декоративные породы кошек, птиц, собак и пр. Правда, гепарды к данному виду не относятся т.к. они живут в дикой природе и не были подвержены процессу целенаправленного скрещивания с другими видами себе подобных. А кошки, собаки, в развитие чьей природы вторгся человек, являются представителем материальной культуры. Также одной из таких причин есть то, что был изменен их генофонд, внешний вид.
  2. Растения . Ежегодно возрастает количество новых сортов. Человек добивается этого при помощи селекции.
  3. Почва . Это верхний слой земли, удобряя который каждый фермер стремится получить обильный урожай. Правда, в гонке за деньгами, иногда игнорируются экопоказатели, и в итоге земля наполняется вредными бактериями, вирусами.
  4. Здания . Не менее важным достижением материальной культуры принято считать сооружения, архитектуру, которая создается с помощью человеческого труда. К культуре зданий относят недвижимость, что постоянно подвергается усовершенствованию, и тем самым улучшается уровень жизни людей.
  5. Оборудование, инструменты . С их помощью человек упрощает свой труд, тратит на достижение чего-либо в два и более раза меньше времени. Это, в свою очередь, значительно экономит его жизненное время.
  6. Транспорт . Эта категория также как и предыдущая направлена на повышение уровня жизни . К примеру, ранее, когда многие торговцы ездили в Китай за шелком, чтоб добраться из США в эту страну, требовалось не менее года. Сейчас достаточно просто купить авиабилет и не нужно ждать 360 дней.
  7. Средства связи . Область включает в себя чудо техники мобильные телефоны, всемирную паутину, радио, почту.

Особенности материальной культуры

Следует отметить, что отличительным качеством данного вида культуры есть разнообразие созданных человеческим трудом предметов, что помогают максимально быстро адаптироваться к переменчивым условиям окружающей природы и социальной среды. Помимо этого, каждая нация имеет свои материальные особенности, характерные именно для определенного этноса.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Одним из главнейших посредников между миром духовного и материального есть деньги. Так, их можно потратить на покупку столь необходимой пищи, одежды, помогающей не замерзнуть в морозную зиму или просто элементов интерьера. Все зависит от желания человека и его возможностей. При помощи этого рыночного эквивалента можно приобрести билет на семинар, на котором человек повысит уровень своих знаний, что уже является духовной культурой, или он может пойти в театр.