Создание концепт арта персонажа в photoshop. Making of интервью: как создать хороший концепт окружения, если ты начинающий художник

В последние годы широкую известность приобрели – методика визуального отображения структурированной информации. Тем не менее, в некоторых случаях их применение ограничено. Концепт-карта – это дальнейшее развитие методов визуализации данных, которая позволяет отображать различные понятия и связи между ними.

Что такое концепт-карта

Концепт-карта – это графическое отображение связей между различными идеями или объектами. Она состоит из овалов или прямоугольников (в которых заключены те или иные понятия) и линий, соединяющих их (обозначающих те или иные связи между ними).

Не следует путать концепт-карты с ментальными (интеллект-) картами. Эта методика имеет достаточно строгую, иерархическую структуру. Тогда как концепт-карты скорее напоминают сеть – помимо вертикальных связей, в них также очень легко обозначать и горизонтальные. Это очень важно в таких областях как медицина или программирование.

Концепт-карта создается на основе фокус-вопроса — формулировки, которая задает цель и рамки карты, направляет мышление в сторону решения той или иной проблемы.

Вот как это выглядит:

Для чего можно использовать концепт-карты

Так же, как и ментальные карты, эту методику можно использовать в процессе мозгового штурма для генерации и анализа идей. Визуализация позволяет взглянуть на задачу с разных сторон и стимулирует креативность.

Техника широко используется в прикладных технических областях: инженерии, программировании, проект-менеджменте.

Особое место она занимает в образовании. Способность отображать как иерархические, так и горизонтальные связи, делает ее поистине бесценным инструментом для объяснения сложных идей и процессов. Она значительно улучшает запоминание информации, помогает систематизировать знания. Ее можно использовать для создания конспектов или заметок, делать на ее основе черновики презентаций или текстовых материалов.

Как сделать концепт-карту

Процесс создания концептуальных карт очень простой и состоит из следующих этапов:

  1. Определитесь с фокус-вопросом. Для чего нужна карта, какую задачу она пытается решить? Запишите это в нескольких словах.
  2. Добавляйте также другие идеи или понятия. Записывайте каждую в отдельную ячейку произвольной формы.
  3. Обозначьте связи между идеями. Просто рисуйте между ними линии или стрелки. Подпишите их или используйте заранее оговоренные линии разных типов (например пунктирную или жирную линии).
  4. При необходимости добавляйте новые концепты и связи.

Воспользуйтесь следующими советами, чтобы облегчить восприятие концепт-карты:

  • ячейки для понятий должны быть разного размера и формы – так мозгу значительно проще выделять их. Это касается и линий для связи;
  • используйте различные цвета;
  • по возможности делайте простые рисунки – так же, как и в ментальных картах;
  • объединяйте понятия одного класса – обведите их одной линией или сделайте фон одного цвета;
  • используйте стикеры для записей (как это делают в детективных фильмах).

Программы для создания концепт-карт

Конечно, все это можно делать вручную на бумаге. Но сейчас появилось много разнообразных программ, которые облегчают создание концептуальных карт. Вот несколько из них:

  • CmapTools
  • FreeMind
  • Xebece

Резюме

Концепт-карты стали дальнейшим развитием идеи интеллект-карт. Они обладают более широкими возможностями – позволяют отображать не только вертикальные, но и горизонтальные связи. Концептуальные карты просты в использовании, однако значительно расширяют возможности как в работе, так и в обучении.

Когда ты начинающий художник, главное - не сдаваться! Первые несколько лет обучение занимает практически всё свободное время. И если кажется, что цели не достичь, то менять нужно подход, а не саму цель.

2D Designer студии Plarium Kharkiv Юрий Остапчук рассказал про первый год обучения концепт-арту, поделился ссылками на полезные курсы и туториалы и разобрал процесс создания своей первой серии работ в направлении Environment Concept Art.

Почему ты решил изучать Concept Art и с чего начал?

Моя работа больше связана с техническими вещами, чем с творческими, а мне интересно создавать что-то новое.

Я знал, что мне не хватает художественных навыков, поэтому ходил на занятия академическим рисунком у нас в офисе 4 раза в неделю. Перерисовывал. Смотрел всё, что мог найти по CG: вебинары, туториалы, интервью, стримы. И до сих пор каждый день смотрю что-то новое.

Наши концепт-художники подкинули мне пару видео, где доступно объясняется разница между концептом и просто артом. Это канал FZDSCHOOL , в частности видео “Design Cinema Podcast EP 1 - Career in Concept Art ”. На русском языке - стрим с Иваном Смирновым и перевод урока Марка Брюне . Очень полезно для старта.

Я попытался определить какой-то пайплайн, сделать по нему несколько работ. Но это не дало никаких результатов, и я стал заниматься больше.

Ты занимался сам или брал курсы?

Базовые вещи по анатомии и пропорциям я спрашивал у преподавателя по классическому рисунку. Вопросы дизайна решал просмотром артбуков и видео. Потом решил взять курс. Брать что-то топовое и дорогое для новичка нет смысла, поэтому я остановился на онлайн-курсе Оли Стародубцевой и остался очень доволен. Это был первый шаг, после которого я получил какой-то результат - целых 2 персонажа.

Конечно, я допустил ошибки, которые увидел уже после. Но я понял пайплайн и получил первый толчок. Курсы заставляют работать очень плотно. Появляется какой-то график, ты точно знаешь, что и в какой очередности делать, тебе дают правки. К тому же, после обучения я смог более предметно общаться с художниками, которые у нас работают.

Через какое-то время я прошел еще курс Макса Кожевникова .

Что было для тебя наиболее полезным?

Комьюнити. По сей день я опираюсь на помощь ребят из разных департаментов. Это целая сборная замечательных людей, которые могут помочь в различных вопросах: персонажи, окружение, 3D. Такое общение можно заменить только большим количеством курсов с менторством. А тут тебе помогают друзья.

Самому учиться очень тяжело. Если ты ни с кем не обсуждаешь то, что делаешь, скорее всего, ты будешь делать какие-то глупости.

Что ты изучаешь сейчас и почему?

CG-индустрия постоянно диктует новые условия. Не успеваешь выучить одно - уже появляется новое. Пока я учился рисованию и созданию персонажей, настал момент, когда нужно использовать 3D. К тому же наша компания стала двигаться к проектам в жанре RPG, поэтому я решил освоить 3D Environment Concept Art. Начал использовать 3D-Coat. Сначала изучал самостоятельно, позже прошел курс от Джамы .

Мне захотелось сделать отдельный проект, в котором я мог бы показать максимальный результат и включить 3D в свой пайплайн. Так получилась серия работ Deserter Knights Hideout.

Расскажи об основных этапах создания триптиха.

Я хотел рассказать историю в три плана: увидели место издалека, подошли к нему, оказались в нем. Всё. Очень простой сторителлинг.

На каждую работу, от референсов до финала, уходило около месяца, так как я часто ошибался. Их на самом деле не 3, а 53, и 50, я надеюсь, никто не видел и не увидит.

Идея . Меня очень вдохновил фильм Пола Верховена «Плоть и кровь» про дезертировавших наемников. Логово беглых рыцарей показалось мне интересной идеей, осталось сделать ее оригинальной, с изюминкой.

Просто разрушенный замок - это скучно, поэтому я выбрал заброшенное аббатство. Готические элементы должны были усилить драматический эффект. В качестве художественного образа выбрал гнездо. У него достаточно выразительный вид: множество сцепленных между собой палок, шипастых и достаточно агрессивных.

В целом образ накатанный, и собрать референсы не составило труда.

К тому же я искал не только форму, но и общую атмосферу.

Скетчи . На стадии скетчинга я решал вопросы композиции, тона и освещения в сцене.

Блокинг . Мне нужны были только общие формы и свет. Для этого 3D-Coat подошел идеально. Для рендера я использовал KeyShot: выставил камеры (ракурсы) и общее освещение сцены при помощи HDRI-карты.

Конечно, нужен более детальный и аккуратный моделинг, но тогда я еще не достаточно освоил 3D-Coat и KeyShot. Поэтому текстуры я делал в Photoshop с помощью фотографий.

Для финальной детализации использовал кисти Джамы Джурабаева и кастомные текстурные кисти.

Ты доволен результатом?

Конечно. Мне еще много над чем нужно работать, но результаты есть. Две из моих работ добавили в галерею 3D-Coat .

Я получил фидбэк от многих художников, мнение и критика которых для меня очень важны. Environment Artist из Стокгольма Otto Ostera создал сцену в Unreal 4 и полный набор ассетов, используя мой концепт.

Очень приятно, когда твои работы вдохновляют кого-то на создание полноценных игровых миров. В этом, по сути, и есть миссия концепт-художника.

making of environment concept art

У хорошей игры много составляющих, которые обычно вводят начинающих в ужас: отличный сценарий, внушительная механика геймплея и потрясающий арт.

С другой стороны, если у вас уже есть идея по созданию отличной инди игры или очередного хита, такого, как, например, Candy Crush, вам необходимо убедить вашу команду, что игра, над которой вы работаете, будет успешной. Кроме того вы не должны забывать о программистах, которым также необходимо набросать план по захвату мира.

Перед созданием игры необходимо разработать ее концепт или документацию. Попытаемся понять, что такое концепт игры и что он должен содержать.

Что такое концепт игры

Если просто, то концепт игры — это то, как выглядит ваша игра на бумаге в понятной для всех окружающих форме.

Это значит, что издатель/инвесторы, арт-команда, разработчики и даже маркетологи будут прекрасно знать, что от них требуется. В концепте должны быть описаны этапы создания игры, все от сценария до арта, а также способа монетизации.

О концепте игры нужно думать как о такой подробнейшей инструкции для всех участников проекта, при этом дизайнеры и разработчики должны иметь возможность свободно выражать свои взгляды на “жизнь”.

Концепт может отличаться от отдела к отделу, но он должен содержать всю необходимую для того или иного отдела информацию. Например, подробное описание типа анимации, которая будет отвечать стилю игры для аниматоров.

А вам, как идейному человеку нужно думать о концепте как о способе продать игру. Продать идеи инвесторам, продать концепты геймплея разработчикам, арт — художникам.

Ключевая идея

Ключевая идея должна содержаться в самом начале концепта игры, она должна отражать саму суть игры. Это может быть парочка параграфов, описывающих игру, включая ее мир, тип персонажей и краткий экскурс в историю. Для талантливого писателя, скрытого в глубинах вашей неординарной личности, это станет той самой долгожданной возможностью реализации сокрытого потенциала.

Наряду с ключевой идеей игры, необходимо также описать ее ключевые элементы, и действия, которые потребуются от игрока. Степень погружения в игровой мир полностью зависит от сложности игры. Например, вы собрались разрабатывать игру по обороне средневекового замка с прекрасной принцессой для мобильных устройств. В концепте вам необходимо описать ключевые моменты игры, ее цель, а также то, как игроку предлагается оборонять свой замок, какие плюшки нужно собирать и что это даст.

Этот список не должен растянуться на тысячи тысяч страниц. Такой опус лучше сразу заменить на коротенькое описание ключевых особенностей игры, которые выгодно выделят ваше детище в ряду ему подобных. У читателя после быстрого ознакомления с предложенной “литературой” должно возникнуть стойкое желание поиграть в игру, а также подробно ее обсудить в роли уже эксперта.

Инвесторам тоже должно быть интересно

Сразу же опустим вероятность самостоятельного финансирования игры и перейдем к радужной перспективе существования щедрых инвесторов или издателя, которые будут с удовольствием и нетерпением спонсировать игру.

Инвесторам, для вложения денег в проект, нужно понимать, что проект будет удачным капиталовложением, а их деньги к ним вернуться. И тут настает звездный час концепта игры. Какой бы замечательной не была бы ваша игра, она, в первую очередь, должна быть интересной для инвесторов с точки капиталовложения, в противном случае они просто не заглотят наживку.

Для этого вам нужно будет составить подробный план того, как вы планируете зарабатывать на игре. Это может быть система монетизации, начальная стоимость игры, покупки внутри приложения или все это вместе.

Помните о дизайнерах

Арт-отдел должен понимать, над игрой какого типа они будут работать. Например, какими будут ассеты, 2D или 3D. Вот почему не будет лишним включить концепты в саму документацию, чтобы дать понять художником, в каком направлении они будут двигаться. Например, в концепте игры сказано, что мир населен различного вида драконами. Создать такой мир будет непросто, если бюджет или время поджимают.

Помните о разработчиках

Если дизайнерам нужно понимать, как будет выглядит дизайн персонажей, мира и пр., то разработчикам нужно понимать объем работ.

Такой подход поможет им определить сложности проекта, то, чего нужно избегать, а что поможет улучшить геймплей.

Выберите платформу и аудиторию

В концепте также должна содержаться информация о платформе, на которой вы собираетесь выпускать игру, а также целевая аудитория.

И это не только поможет команде разработчиков понять, что нужно предпринять для создания кроссплатформенной игры, которую можно будет портировать под любую систему или устройство. Знание целевой аудитории может повлиять на стиль арта или механику геймплея.

Например, если целевая аудитория — дети возврастом от 6 до 12 лет, то сложная механика геймплея или зомби-персонажи станут не лучшим решением. Знание целевой аудитории поможет обоим отделам работать в нужном направлении, что сделает игру лишь еще более успешной.

Просите у инвесторов достаточно

Концепт игры также можно использовать для презентации игры потенциальным инвесторам или студии-издателю. При планировании бюджета старайтесь избегать астрономических сумм и быть реалистом. Если это первая игра, то постарайтесь на чем-то сэкономить, чтобы произвести лучшее впечатление на инвесторов. Например, сделайте выбор в пользу такого 3D-редактора, как Blender или Maya LT.

Также необходимо понимать, что если это первая игра, то инвесторы будет неохотно идти на сделку. Конечно, бюджет таких игр, как Halo или Call of Duty измерялся в сотни миллионов, однако издатели готовы были на это пойти, поскольку они прекрасно понимали, что их расходы окупятся сторицей.

Если вы не собираетесь взорвать игровую общественность таким хитом, как Halo или Call of Duty, стоит оставаться реалистом и не ожидать нереального бюджета. К счастью, концепт игры даст инвесторам достаточно причин на спонсирование вашего проекта.

Чего стоит избегать

При создании концепта игры каждому из отделов необходимо предоставить достаточно информации. Недостаточно побробный или слишком короткий концепт игры сразу же отразится на работе отделов. Концепт игры должен стать тем источником ответов на вопросы, которые будут возникать у каждого отдела по мере работы над проектом. А это значит информация, содержащаяся в концепте, должна помочь всем работать соответствующим образом.

Кроме того, не стоит составлять концепт игры в спешке, уделите ему должное время, потому что в последствии это только сыграет вам на руку. Непрофессиональный концепт будет холодно воспринят не только издателями или инвесторами, но и художниками с разработчиками, благодаря которым ваша игра может увидеть свет.

Если у вас есть отличная идея для игры, запишите ее, поскольку она должна не только привлекать инвесторов, но и вдохновлять художников и разработчиков на великие свершения. Хороший концепт игры — это своеобразный путеводитель, который помогает регулировать процесс создания вашей игры с самого начала и до момента ее передачи в счастливые руки игроков.

Хотите знать больше? Приходите к нам !

Переводчик: Алена

Особая благодарность: Маргарите

В прошлом году подруга заразила меня темой концепт-арта - разработки персонажей и окружения для компьютерных игр. Я увлеклась, стала смотреть стримы и читать интервью с концепт-художниками, а также статьи о процессе разработки игр. И мне ужасно захотелось попробовать самой.

Я уже рассказывала в ЖЖ свою историю отношений с рисованием: был у меня довольно длинный период увлечения аниме, когда я рисовала аниме-персонажей гигантскими пачками, процесс мне очень нравился. Но тогда я была маленькая и глупая, и к процессу подходила бездумно - рисовала просто что-то. Поэтому в этот раз я решила подойти к разработке персонажа по-взрослому:)

Это один из самых больших проектов в этом году: я планирую выполнить концепт от начала и до конца - т.е. в результате у меня будет персонаж в цвете. Понятия не имею, как я буду это делать! Знаний по цвету у меня ноль с палочкой:)

Сегодня я хочу рассказать о первом большом этапе разработки персонажа - поиске силуэта. Эта тема меня отдельно заинтересовала, т.к. это работа с формой в чистом виде. Тут даже не нужно уметь рисовать:) И художники обещают, что это очень весело.

Я понятия не имела, с чего начать. В моей голове типичного аналитика существовало какое-то свое представление о процессе: я думала, что сначала необходимо разобрать персонажа как можно подробнее - определиться, кто он, чем занимается, в каком мире живет; написать его биографию, чтобы лучше понимать характер.

Для начала я ответила себе на вопросы “кто?”, “где?” и “чем занимается?”. Баба-пилот. Аргументация здесь простая: я люблю рисовать женщин, я не умею рисовать мужиков (и как-то пока не стремлюсь научиться), я люблю авиацию и все что с ней связано (хотя, ничего в этом не понимаю). Я выбрала мир стимпанка, потому что мне нравится стимпанк.

Я намеренно обошла стороной фентезийных и сайфайных персонажей, потому что с ними очень большой выбор вариантов как самого персонажа, так и дизайна. Решила, что для первого раза стоит взять что-то попроще:)

После этого я предприняла попытку написать биографию и разобраться с миром, в котором мой персонаж будет жить. В поисках информации о том, как это делать, я даже залезла в область разработки настольных игр! А также узнала много интересного про стимпанк.
К этому моменту я все еще ничего не нарисовала. И вообще находилась в растерянности, потому что чувствовала, что начинаю слишком заморачиваться с миром и персонажем - мне было непонятно, насколько глубоко копать. Копать ведь можно до бесконечности.

В итоге я решила посмотреть несколько стримов с концепт-художниками, чтобы понять, как нормальные люди к подходят процессу. И обнаружила интересное! Никто из художников не заморачивается заранее с историей персонажа. Обычно, на старте им достаточно знать, какому миру персонаж принадлежит (фентези, сайфай и т.п.), и то, чем персонаж занимается (маг, охотник, воин и т.д.). Если персонаж рисуется с нуля, а не по ТЗ, то этой информации достаточно для старта. Вообще, забегая вперед, скажу, что процесс создания персонажа с нуля - это бесконечный поиск, генерация и воплощение идей в рисунке. На каждом этапе.

Из стримов я также узнала, почему силуэт так важен. Художники говорят, что силуэт - это 70% узнаваемости персонажа. Отсюда вытекает, что силуэт должен содержать ключевую информацию о персонаже - характер (добрый, злой, стеснительный, кокетливый и т.п.) и род занятий (маг, стрелок, охотник, продавец булочек и т.д.).
В общем, после просмотра стримов, я перестала заморачиваться с подробной биографией, с доскональным изучением мира, и приступила к наброскам. И считаю, что это мой личный прорыв, потому что я еще долго могла бы сидеть в подготовительной стадии, пытаясь проработать всё и вся заранее:)

Первым делом я набросала пилота из головы, не заглядывая в референсы. Это я сделала по совету Ивана Смирнова - он предлагает сначала воспользоваться своей головой.

Сделала я этот набросок за пару минут на работе:) Почему-то мне хотелось нарядить своего персонажа непременно в пальто, что не очень функционально для пилота. Однако, копаясь в референсах, я узнала, что первые пилоты действительно в качестве верхней одежды приспособили кожаное пальто. И уже позже это пальто превратилось в легендарную летную куртку:)

Потом я поискала референсы, чтобы узнать, как же все-таки выглядят настоящие пилоты. Я намеренно гуглила пилотов несовременных - смотрела на одежду пилотов-первопроходцев и на пилотов первой мировой войны.
Моей задачей было выяснить характерные черты пилоты с точки зрения формы. После изучения референсов я выделила характерные черты, помимо куртки и очков: мешковатые штаны, куртки могут быть в двух вариантах - более теплый с меховой подкладкой и просто кожа (теплая крутка - более объемная, будет влиять на силуэт), толстые перчатки, большие ботинки. Всё это объяснялось довольно просто: первые самолеты не имели крытой кабины или она была негерметичной, поэтому пилоты были вынуждены очень тепло одеваться.

Я перевела все это в силуэты. Выглядели они уныло. На данном этапе я еще не думала над позой. Моей задачей было сделать такое пятно, в котором будет узнаваться пилот.


На картинке я подписала свои мысли, которыми я руководствовалась при выборе силуэта:)

Итак, я остановилась на втором варианте - он показался мне наиболее характерным. А дальше я наступила на первые грабли - принялась разбираться с выбранным силуэтом. Я совершенно забыла о том, что сделала только предварительный шаг - определила «архетип» пилота, какие-то элементы, без которых пилот - не пилот:) И самое интересное впереди - поиск характерного крутого силуэта именно для моего персонажа. В такие моменты хорошо иметь перед глазами какой-то пошаговый план - чтобы видеть картину своих действий в целом, а не катиться по инерции, как произошло со мной.

Тем не менее, я умудрилась получить полезный от этих граблей:)
Я задалась вопросом «Как можно улучшить выбранный силуэт?». Много информации я почерпнула в стримах. Здесь все сводится к работе над формой. Фотошопные инструменты «лассо» и «трансформирование» - наше всё :)

Работа с формой - это магия! Увеличил какой-то элемент, уменьшил другой - и силуэт совершенно иначе выглядит! Мне ужасно понравилось.
Но именно тут я поняла, что делаю что-то не то. Во-первых, я ожидала, что поиск силуэта и работа с ним будет более длительным процессом. И более веселым, наверное. Во-вторых, я смотрела на этот силуэт, и он казался мне ужасно скучным. Тут-то до меня дошло, что я поторопилась, и что поиск силуэта еще даже не начинала. Вместо этого сразу полезла его прорабатывать. А ведь, по сути, на данном этапе у меня было что? Некая база - набор обязательных элементов для пилота. То, что я ранее обозвала архетипом.
Зато я получила представление о том, что можно и нужно делать с итоговым силуэтом дальше:)

Осознав свою ошибку, я принялась рожать идеи - по-другому этот процесс не назовешь. У меня случился ступор длиной в несколько дней: я никак не могла придумать какие-то новые варианты силуэта. То расстраивалась из-за того, что слишком узко мыслю, то из-за того, что выбрала такого персонажа, который в принципе много вариаций не позволяет - слишком простой (в отличие, например, от мага).

Из тупика я вышла благодаря своему нытью: на работе пожаловалась коллеге-дизайнеру на свой творческий кризис, он предложил мне попробовать отталкиваться от характера. Возьми, говорит, за отправную точку, например, тот факт, что твой пилот - няша. И так далее - по разным характерам.

У меня было уже некое представление о характере моего персонажа. Но т.к. ранее я пыталась детально продумать его биографию, я немного зациклилась на том, что персонаж у меня добрый, открытый и так далее. Следуя совету коллеги, я очистила свой разум - забила на свои подробные представления о характере моего персонажа, и села рисовать, держа в голове только «бабу» и «пилота».
И это помогло! Я стала примерять ей разные характеры и набросала пару вариантов на работе в перерыве.

А потом дома перевела всё в силуэты и дополнила новыми идеями. Получилось целых 5 вариантов!

После нескольких дней ступора это был настоящий прорыв:)

Этих вариантов мне показалось мало. Художники в своих стримах малевали по 35 штук за раз. Мне хотелось также. Я даже вспомнила совет из какого-то стрима о том, как можно разнообразить форму, - добавлять инородные предметы, новые нетипичные формы. Но что можно добавить пилоту? Был вариант засунуть ей в руки сигару или трубку. Но как-то не понравился он мне. Короче, я снова впала в ступор. Посмотрела еще один стрим - про стилизацию и цвет. Это уже информация на будущие этапы работы. Но хоть какое-то полезное дело сделала.
А через несколько дней меня вдруг осенила идея. Я легла в кровать, намереваясь уснуть пораньше, но мой мозг решил, что наступил самый лучший момент для подумать. И выдал мне потрясающую в своей простоте мысль - добавить пилоту шарф! Я так обезумела от гениальности этой идеи, что подскочила с кровати, добежала до блокнота и быстренько зарисовала мысль, чтобы не забыть.

Я решила не заморачиваться больше с поиском силуэта (смирилась, да), выбрала силуэт «няши» неожиданно для самой себя. Добавила ей шарф и уверенности в себе. И начала работать с выбранным силуэтом. Ход своих мыслей я собрала в картиночки:

Самым удачным мне показался вариант 10. Он и был выбран для дальнейшей работы над персонажем.


Что я могу сказать в заключение? Я получила очень много полезной информации и опыта за сравнительно короткий срок. Я убедилась, что лучше всего получать знания на каких-то конкретных задачах.

Если кому интересно, я потратила только на силуэт около двух недель - занималась им почти каждый день по 1-3 часа после работы. Это очень долго. Иногда мне кажется, что я вообще никуда не двигаюсь. Но вот, пока писала пост, оценила объем проделанной работы - совсем немало для человека, который впервые занимается разработкой персонажа.

Еще я сделала вывод, что слишком заморачиваюсь там, где это не нужно. Моя системность и перфекционизм часто мне мешают. В случае с силуэтом я это кое-как победила, заставив себя перестать обстоятельно готовиться к работе и просто взявшись за нее. Забегая вперед, скажу, что ничему жизнь не учит: на эти грабли я продолжаю успешно наступать и при дальнейшей разработке персонажа:)

Мне ужасно нравится сам процесс. Новый опыт, все такое интересное. Хотя, без страданий не обходится: я постоянно сталкиваюсь с трудностями, т.к. мало что умею.

Зато я выучила много полезных сочетаний клавиш в фотошопе! И вспомнила, как здорово рисовать на планшете. Раньше я как-то с ним не дружила, а тут просто взяла в руки, и дело пошло. В конце концов, это просто другой инструмент:)

На этом у меня всё. Надеюсь, вам было интересно, и вы не умерли, читая эту гору текста:З

Концептуальная карта поможет вам организовать свои мысли и удачные идеи после мозгового штурма для любого творческого проекта. Концептуальные карты – отличное наглядное пособие, потому что дает возможность увидеть, как множество тем и процессов связаны друг с другом. Концептуальные карты обычно делаются так: слово обводится в квадрат или овал, от него рисуются стрелки, связывающие его с другими словами, показывая взаимоотношения между этими предметами. Самые распространенный типы концептуальных карт – карта иерархий, карта связей («паук»), карта схемы потоков.

Шаги

Концептуальная карта иерархий

    Мозговой штурм по списку важных тем. Перед тем как вы выберите центральный предмет вашей карты иерархий, вам необходимо записать список значимых явлений, связанных с вашим проектом или целью. Если вам известно, что ваш проект будет посвящен деревьям, например, тогда это слово будет на вершине вашей карты. Но если вы знаете только лишь то, что вам нужно написать о природных объектах или природных материалах, тогда задача становится чуть сложнее. Начните с того, что выпишите все понятия или явления, относящиеся к вашему главному предмету.

    • Деревья
    • Кислород
    • Древесина
    • Растения
    • Животные
    • Бумага
  1. Выберите самый главный концепт. Когда вы обдумали в ходе мозгового штурма список концептов, связанных с вашим проектом, вы можете выбрать самый главный из всех – тот, из которого растут все остальные. Выбор может быть очевидным, но, возможно, придется хорошенько подумать. Помните, если это иерархическая карта, то центральное слово должно связывать все остальные. В этом примере это слово «Деревья».

    • Это слово берется в квадрат или овал на верхушке вашей карты.
    • Знайте также, что в некоторых случаях вы можете пропустить первый шаг. Если вы уже знаете, что вам нужно написать или сделать презентацию о «Деревьях», например, вы можете сразу так и написать сверху карты.
  2. Свяжите ключевое слово с второстепенными словами в вашем списке. Когда вы уже нашли главное слово, нарисуйте стрелки от него вниз вправо и влево, связав его со следующими по важности двумя-тремя словами. Эти слова должны состыковываться с остальными словами, которые вы обдумывали мозговым штурмом, и их напишите ниже. В этом примере от понятия «Деревья» идут стрелки к следующим двум терминам «Кислород» и «Древесина».

  3. Свяжите вторые ключевые слова с еще менее важными понятиями. Теперь, когда вы обнаружили главное понятие и чуть мене важные, ниже можете написать слова, которые связаны со вторым по важности словами. Эти слова должны быть более специфичными и должны иметь связь как с понятиями над ними, «Кислородом» и «Древесиной», так и с центральным словом «Деревья». Вот термины, которые вы поместите ниже этих более главных концептов:

    • Растения
    • Животные
    • Бумага
    • Мебель
  4. Объясните взаимосвязь между этим двумя терминами. Добавьте линии, чтобы связать эти термины, и объясните взаимосвязь между ними одним-двумя словами. Эти взаимосвязи могут быть разными; одно понятие может быть частью другого, оно может быть решающим по отношению к другому, оно может быть использовано для получения другого, а могут быть и множества других взаимосвязей. Вот взаимосвязи между понятиями в этой концептуальной карте.

    • Деревья дают кислород и древесину
    • Кислород важен для людей, растений и животных
    • Древесина используется для производства домов, бумаги, мебели

    Концептуальная карта отношений («карта-паук»)

    1. Напишите главную тему в центре. Карта-паук организовывается следующим образом: главная тема в центре, подтемы отходят от главной темы, вспомогательные детали отходят от подтем. Этот формат действительно делает карту похожей на паука. Этот тип карты идеально подходит для написания эссе, потому что помогает генерировать сопровождающие условия и понимать первичность и вторичность свойств объектов.

      • Карта-паук также очень удобна в выявлении наиболее богатой среди всех остальных темы, потому что с ней вы видите, какая тема дает больше ответвлений и углублений.
      • Например, главная тема – «Здоровье». Напишите эту тему в центре листа бумаги и обведите кружком. Этот круг должен быть больше и заметнее всех остальных, чтобы подчеркнуть то, что это центральная тема в карте.
    2. Напишите подтемы вокруг главной темы. Теперь, когда вы записали основную тему, можете вписать подтемы вокруг. Можете обвести их в меньшие кружочки и связать стрелочками с главной темой, «Здоровье». Проработайте подтемы мозговым штурмом, прежде чем выбрать несколько из них – допустим, три. Подтемы должны быть достаточно объемными, чтобы дать вам как минимум по три дополнительных детали от каждой из них.

      • Допустим, вы проработали мозговым штурмом следующие понятия, родственные здоровью: образ жизни, релаксация, отсутствие стресса, сон, здоровые отношения, счастье, режим питания, фрукты и овощи, упражнения, авокадо, массаж, пешие прогулки, бег, растяжка, езда на велосипеде, три сбалансированных приема пищи, протеины.
      • Выберите три самых важных подтемы, которые могут включить в себя многие из этих понятий, и достаточно объемны, чтобы объединять множество концепций. Из этого списка наиболее продуктивные термины следующие: упражнения, образ жизни, режим питания. Напишите эти термины в кружках вокруг основной темы и свяжите их линиями. Они должны как-то равномерно расположиться вокруг центральной темы «Здоровье».
    3. Напишите вспомогательные темы для этих подтем. Теперь, когда вы выбрали три вспомогательные подтемы, вы можете написать вспомогательные темы и для них. Просто делайте то же, что и делали в последнем пункте: проработайте мозговым штурмом список вспомогательных тем к этим подтемам. Когда вы определите вспомогательные темы, можете соединить их с подтемами линией или даже нарисовав кружок вокруг них. Они должны быть меньше подтем.

      • Вокруг подтемы «упражнения» можете написать следующие понятия: пешие прогулки, йога, разнообразие, как часто, как много, велосипед вместо автомобиля.
      • Вокруг подтемы «образ жизни» можете написать следующее: сон, здоровые отношения, релаксация, массаж, распорядок, разнообразие, любовь.
      • Вокруг подтемы «режим питания» можете написать следующие термины: фрукты, овощи, протеины, баланс, углеводы, потребление воды.
    4. Продолжайте (опционально). Если вы хотите сделать свою карту-паука действительно подробной, можете сделать еще один шаг дальше и прописать вспомогательные темы вокруг этих тем. Это может быть полезно, если вы раскрываете действительно сложную, многоуровневую тему. Это также зависит от того, насколько большим должен быть ваш листок, цель или проект – если это требует больше слов или времени, вы можете расширить свою карту.

      • Вокруг вспомогательной темы «сон» можете написать «8 часов каждую ночь», «не пить кофеин перед сном» и «равное количество каждую ночь».
      • Вокруг вспомогательной темы «йога» можете написать «йога для медитации», «силовая йога» или «виньяса йога».
      • Вокруг вспомогательной темы «баланс» можете написать «три приема пищи в день», «белки в каждом приеме пищи», или «здоровые закуски».