Советский лауреат нобелевской премии по литературе. Нобелевская премия по литературе

Нобелевская премия по литературе присуждена в 107-й раз - лауреатом 2014 года стал французский писатель и сценарист Патрик Модиано. Таким образом, с 1901 года премии по литературе удостоились уже 111 авторов (четыре раза награда присуждалась одновременно двум писателям).

Альфред Нобель завещал вручать премию за «самую выдающуюся литературную работу в идеальном направлении», а не за тиражи и популярность. Но понятие «книга-бестселлер» существовало уже в начале XX века, а объемы продаж хотя бы отчасти могут сказать о мастерстве и литературной значимости писателя.

РБК составил условный рейтинг нобелевских лауреатов по литературе на основе коммерческой успешности их произведений. Источником послужили данные крупнейшего в мире книжного ретейлера Barnes & Noble о самых продаваемых книгах нобелевских лауреатов.

Уильям Голдинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года

«За романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают осмыслить существование человека в современном мире»

За почти сорокалетнюю литературную карьеру английский писатель издал 12 романов. Романы Голдинга «Повелитель мух» и «Наследники» входят в число самых продаваемых книг нобелевских лауреатов по версии Barnes & Noble. Первый, выйдя в 1954 году, принес ему всемирную известность. По значимости романа для развития современной мысли и литературы критики нередко сравнивали его с сэлинджеровским «Над пропастью во ржи».

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Повелитель мух» (1954 год).

Тони Моррисон

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1993 года

« Писательнице, которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».

Американская писательница Тони Моррисон родилась в Огайо, в рабочей семье. Она начала заниматься творчеством во время учебы в Говардском университете, где она изучала «английский язык и литературу». Основой для первого романа Моррисон под названием «Самые голубые глаза» послужил рассказ, написанный ею для университетского кружка писателей и поэтов. В 1975 году её роман «Сула» выдвигался на Национальную книжную премию США.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Самые голубые глаза» (1970 год)

Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1962 года

«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением»

Среди самых знаменитых романов Стейнбека - «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях». Все они входят в первую дюжину бестселлеров по версии американского магазина Barnes & Noble.

К 1962 году Стейнбека выдвигали на премию уже восемь раз, и сам он считал, что ее не заслуживает. Критики в США встретили награждение в штыки, полагая, что его поздние романы были намного слабее последующих. В 2013 году, когда были раскрыты документы Шведской академии (они хранятся в секрете на протяжении 50 лет), выяснилось, что Стейнбека - признанного классика американской литературы - наградили, поскольку он был «лучшим в плохой компании» кандидатов на премию того года.

Первое издание романа «Гроздья гнева» тиражом 50 тыс. экземпляров было иллюстрированным и стоило $2,75. В 1939 году книга стала бестселлером. На сегодняшний день продано более 75 млн копий книги, а первое издание в хорошем состоянии стоит более $24 тыс.

Эрнест Хемингуэй

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года

«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние, которое он оказал на современный стиль»

Хемингуэй стал одним из девяти лауреатов по литературе, которому Нобелевская премия была вручена за конкретное произведение (повесть «Старик и море»), а не за литературную деятельность в целом. Помимо Нобелевки, «Старик и море» принес автору Пулитцеровскую премию в 1953 году. Впервые повесть была опубликована в журнале Life за сентябрь 1952 года, и всего за два дня в США было куплено 5,3 млн экземпляров журнала.

Интересно, что Нобелевский комитет всерьез рассматривал вручение премии Хемингуэю в 1953 году, но тогда остановил свой выбор на Уинстоне Черчилле, который написал за свою жизнь более десятка книг исторического и биографического характера. Одним из основных мотивов «не затягивать» с награждением бывшего британского премьер-министра был его почтенный возраст (Черчиллю на тот момент было 79 лет).

Габриэль Гарсиа Маркес

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года

«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента»

Маркес стал первым колумбийцем, получившим приз Шведской академии. Его книги, в числе которых «Хроника объявленной смерти», «Любовь по время холеры», «Осень патриарха», превзошли продажи всех когда-либо изданных книг на испанском, кроме Библии. Роман «Сто лет одиночества», названный чилийским поэтом и нобелевским лауретом Пабло Нерудой «величайшим творением на испанском языке после «Дона Кихота» Сервантеса», был переведен на более чем 25 языков, по всему миру было продано более 50 млн копий книги.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Сто лет одиночества» (1967 год).

Сэмюэл Беккет

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года

«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом»

Уроженец Ирландии, Сэмюэл Беккет считается одним из самых ярких представителей модернизма; наряду с Эженом Ионеску он основал «театр абсурда». Беккет писал на английском и французском языках, а самое известное его произведение - пьеса «В ожидании Годо» - было написано на французском. Главные герои пьесы на протяжении всего действа ждут некоего Годо, встреча с которым может внести смысл в их бессмысленное существование. В пьесе практически отсутствует динамика, Годо так и не появляется, и зрителю остается самому истолковывать, что это за образ.

Беккет любил шахматы, привлекал женщин, но вел замкнутый образ жизни. Нобелевскую премию он согласился принять только с условием, что не будет присутствовать на церемонии вручения. Вместо него премию получал его издатель Жером Линдон.

Уильям Фолкнер

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1949 года

«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа»

Ехать в Стокгольм получать премию Фолкнер первоначально отказывался, но его уговорила дочь. На приглашение президента США Джона Кеннеди посетить обед в честь лауреатов Нобелевской премии Фолкнер, который про себя говорил «я не писатель, а фермер», ответил, что «слишком стар, чтобы ехать так далеко ради обеда с незнакомыми людьми».

По версии Barnes & Noble, самой продаваемой книгой Фолкнера является его роман «Когда я умирала». «Шум и ярость», который сам автор считал своим самым удавшимся произведением, долгое время не имел коммерческого успеха. За 16 лет после публикации (в 1929 году) роман разошелся лишь трехтысячным тиражом. Однако на момент получения Нобелевки «Шум и ярость» уже считался классикой американской литературы.

В 2012 году британское издательство The Folio Society выпустило «Шум и ярость» Фолкнера, где текст романа напечатан 14 цветами, как этого хотел сам автор (чтобы читатель мог видеть разные временные плоскости). Рекомендуемая издательством стоимость такого экземпляра составляет $375, однако тираж был ограничен всего 1480 копиями, и уже на момент релиза книги предзаказана была тысяча из них. На данный момент на eBay можно купить лимитированное издание «Шума и ярости» за 115 тыс. рублей.

Дорис Лессинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года

«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин»

Британская поэтесса и писательница Дорис Лессинг стала самым пожилым лауреатом литературной премии Шведской академии, в 2007 году ей было 88 лет. Лессинг также стала одиннадцатой женщиной - обладательницей этого приза (из тринадцати).

Лессинг не пользовалась популярностью массовых литературных критиков, поскольку ее произведения часто были посвящены острым социальным вопросам (в частности, ее называли пропагандистом суфизма). Тем не менее, журнал The Times ставит Лессинг на пятое место в списке «50-ти величайших британских авторов после 1945 года».

Самой популярной книгой на Barnes & Noble является роман Лессинг «Золотая тетрадь», изданный в 1962 году. Некоторые комментаторы причисляют его к классике феминисткой прозы. Сама Лессинг с этим ярлыком категорически не соглашалась.

Альбер Камю

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года

«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Французского эссеиста, журналиста и писателя алжирского происхождения Альбера Камю называли «совестью Запада». Одно из самых популярных его произведений - роман «Посторонний» - увидело свет в 1942 году, а в 1946 году в США начались продажи английского перевода, и всего за несколько лет было продано более 3,5 млн экземпляров.

Во время вручения писателю премии, член Шведской академии Андерс Экстерлинг сказал, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между принятием земного бытия и осознанием реальности смерти». Несмотря на частое соотнесение Камю с философией экзистенциализма, сам он отрицал свою причастность к этому течению. В своей речи в Стокгольме он сказал, что его творчество построено на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Элис Манро

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года

Премия была присуждена с формулировкой «мастеру современного жанра короткого рассказа»

Канадская новеллистка Элис Манро писала рассказы с подросткового возраста, но первый сборник («Танец счастливых теней») был издан лишь в 1968 году, когда Манро было уже 37. В 1971 году писательница опубликовала сборник взаимосвязанных рассказов «Жизни девочек и женщин», охарактеризованный критиками как «роман воспитания» (Bildungsroman). Среди прочих литературных работ - сборники «А кто ты, собственно, такая?» (1978), «Спутники Юпитера» (1982), «Беглец» (2004), «Слишком много счастья» (2009). Сборник 2001 года «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» послужил основой для канадского художественного фильма «Вдали от нее» (Away from Her) режиссера Сары Полли.

Критики называют Манро «канадским Чеховым» за повествовательный стиль, характеризующийся ясностью и психологическим реализмом.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Дорогая жизнь» (2012 год).

В некотором смысле самая престижная литературная премия. И дело вовсе не в призовом фонде: здесь как раз все просто - 1 рубль, бутылка водки и яблоко. Премия Андрея Белого существует с 1978 года и является старейшей негосударственной премией в России, у которой уже давно свой особый, самый «интеллигентский» статус.

Глеб Морев, литературовед, член комитета премии Андрея Белого в 2011 году: «Премия Андрея Белого была основана в 1978 году издателями неофициального ленинградского журнала “Часы». Премия всегда имела символическое денежное выражение - 1 рубль, что не помешало ей быстро завоевать высокий авторитет в кругу неофициальной, а потом - некоммерческой литературы, сосредоточенной на поиске нового художественного языка и противостоящей рыночной словесности как одному из видов «энтертеймента”. Среди лауреатов Премии Андрея Белого - Саша Соколов, Борис Гройс, Елена Шварц, Андрей Битов, Михаил Гаспаров, Геннадий Айги, Алексей Парщиков, Лев Рубинштейн, Эдуард Лимонов и другие классики новейшей русской культуры».

Премия «Русский Букер», ежегодно вручаемая за лучший роман на русском языке, была создана в 1991 году англичанином сэром Майклом Кейном, возглавлявшим компанию Booker Group plc - ту самую, что еще в 1969 году учредила Букеровскую премию, основную литературную премию Великобритании.

Компания Booker долгое время не имела отношения к литературе. Она была основана в Ливерпуле в 1835 году братьями Букер, которые торговали колониальными товарами. Уже в XX веке компания занялась книжным бизнесом, в частности, приобрела авторские права на произведения Яна Флеминга, Агаты Кристи и Гарольда Пинтера.

Юрий Буйда, писатель и журналист, финалист премии Русский Букер 1994 и 1998 годах: «Это была первая премия в России, за которой не стояли государственные и даже общественные организации, и в этом смысле она была воплощением духа новейшего времени. Букеровская премия самим фактом высокого денежного содержания заставила писателей и критиков сосредоточить внимание на романе, на жанре, к тому времени, казалось, отданном на поток и разграбление, размытом и даже утратившим прежний смысл. В этом был и минус: многие бросились писать романы, иные из этих сочинений попадали в списки претендентов, хотя никаких оснований для этого не было. Награждались и произведения, вообще не имевшие никакого отношения к роману. Но при этом Букер отражал в целом особенности литературного процесса - со всеми его плюсами и минусами. Букеровская премия породила множество других премий и антипремий, вызвала тьму похвал и скандалов, что полезно для маркировки литературного пространства, для привлечения читательского внимания. Не знаю, какой она станет в окружении новых премий (Большая книга, Нацбест), в условиях убыстряющейся смены вкусов, идей и пристрастий, но в истории русской литературной жизни последнего двадцатилетия Букер - как бы к нему ни относились - одно из немногих настоящих событий».

По размеру призового фонда «Большая книга» - самая крупная премия в России и вторая в мире после Нобелевской премии. Победитель получает 3 миллиона рублей, серебряные и бронзовые призеры - по 1,5 и 1 миллиону соответственно. Премия была создана в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности» и с тех пор ежегодно вручается за произведения всех прозаических жанров. Среди победителей были и художественные романы, например, «Венерин волос» Михаила Шишкина, и нон-фикшн - «Борис Пастернак» Дмитрия Быкова.

Дмитрий Данилов, писатель, финалист «Большой книги» в 2011 году: «Большая книга» - действительно большая премия, во всех смыслах. И в финансовом, и в смысле PR-эффекта, и в смысле некоей общей солидности. Побеждают обычно статусные, консенсусные фигуры, такие как Маканин, Улицкая, Юзефович. Их лауреатство не становится сенсацией и тем более скандалом. В то время как другие наши крупные премии иногда, что называется, выкидывают коленца - вспомнить хотя бы прошлогоднее решение букеровского жюри. «Большая книга» ориентирована в большей степени не на поиск и открытие новых имен, а на признание уже имеющихся литературных заслуг. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус - смотря что конкретный человек ждет от литературной премии».

Относительно молодая премия «Дебют» была учреждена в 2000 году гуманитарным фондом «Поколение» Андрея Скоча и присуждается авторам моложе 35 лет в разных номинациях: крупная и малая проза, драматургия, поэзия и эссеистика. Кстати, возрастной порог раньше составлял 25 лет и только в этом году был значительно повышен.

Андрей Аствацатуров, литературовед, писатель, член жюри премии «Дебют»: «Я думаю, премия «Дебют» уникальна, поскольку это одна из очень немногих литературных премий для молодежи. Литературный мир, журнальный и издательский, не очень-то гостеприимен, не очень то расположен к новичкам, к сожалению. И смотрит на них скорее с подозрением. И премия «Дебют» в таком контексте и в такой ситуации - правильное и замечательное исключение. Мне кажется, она помогает молодым авторам, с одной стороны, попробовать свои силы, а с другой, она привлекает к ним внимание редакторов журналов, издательств и соответственно читателей».

Премия «НОС» была основана Фондом Михаила Прохорова совсем недавно - в 2009 году - и приурочена к двухсотлетию Н.В. Гоголя. На премию могут претендовать тексты самых разных художественных жанров: «от традиционных романов до радикально-экспериментальной прозы». Лауреатами премии за два года ее существования стали Лена Элтанг с романом «Каменные клены» и Владимир Сорокин с повестью «Метель».

Кирилл Кобрин, литератор, член жюри премии «НОС»: «Мы, члены жюри, колеблемся между вариантами расшифровки премии: «новой отечественной словесностью», «новой отечественной социальностью» и «новой отечественной субъективностью». Это, как мне кажется, значит следующее: «новую словесность» можно рассматривать как одно из проявлений «новой социальности». Иными словами, изменения общественного сознания, произошедшие в российском обществе за последние два десятилетия, в равной степени приводят к трансформации самого общества и его культурного (в данном случае, литературного) продукта. «НОС» держит дистанцию от мейнстрима, но, в то же время, старается не впасть в эстетический радикализм. Иными словами, премия не изобретает новую традицию, а пытается отловить ее проявления в руде привычного потока отечественной литературы».

Самая значимая поэтическая премия была создана «Обществом поощрения русской поэзии» по инициативе Анатолия Чубайса в 2005 году «как награда за наивысшие достижения в современной русской поэзии» и является своеобразным подведением поэтических итогов, так как награждает уже давно сложившихся и признанных поэтов.

Николай Богомолов, литературовед, член жюри премии «Поэт»: «Национальная премия “Поэт” присуждается не за новую книгу стихов или удачную подборку, тем более не за присланные членам жюри стихи. Ее получает поэт, который на протяжении всей своей достаточно долгой литературной биографии не изменяет традиции русской поэзии и вместе с тем обладает общественным признанием. Поэтому среди членов жюри много литературоведов, отчетливо видящих не только современный литературный процесс, но и перспективу литературного движения: Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский и Виктор Соснора. Они представляют разные поколения, разные творческие манеры, разные города, но всех объединяет то, что на протяжении десятилетий каждый из них говорит своим голосом, слышным не какой-то узкой группе людей, а широким кругам любителей поэзии. Поэтических премий, выделяющих сиюминутный успех, в России довольно, а вот премия, присуждаемая за историческую значимость творчества, - одна».

«Национальный бестселлер», или попросту «Нацбест», - литературная премия, у которой есть даже девиз: «Проснуться знаменитым!». Премия была основана в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и вручается в Санкт-Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке. Одна из особенностей этой премии -

в открытости и прозрачности: всегда можно узнать, кто кого номинировал и кто за кого проголосовал.

Сергей Шаргунов, писатель, журналист, финалист «Национального бестселлера» в 2011 году: «Нацбест - премия, претендующая на объективность. Объективность - это непредсказуемость. В итоге победителем может стать писатель, нелюбезный организаторам премии, или просто тот, кого боится и сторонится «почтенная публика». По-моему, это хорошо».

Топ-15 литературных премий, на лауреатов и номинантов которых стоит обратить свое пристальное читательское внимание. Если вы задумываетесь над тем, что почитать, загляните сюда!

1. Национальная литературная премия «Большая книга»

Премия учреждена в 2005 году и является одной из самых престижных наград, присуждаемых за произведения большой формы, опубликованные на русском языке в отчетном году.
Лауреатами премии в разные годы становились Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Леонид Юзефович, Владимир Маканин, Павел Басинский, Михаил Шишкин, Захар Прилепин.
В жюри премии около 100 человек, что обеспечивает независимость и широту экспертизы премии. Денежный фонд составляет 5.5 млн рублей, из них 3 млн — лауреату первой премии. Стать лауреатом этой премии — это не только привлечение читательского внимания к книге, но и увеличение покупательского спроса.

2. Нобелевская премия по литературе

С одной стороны, премия, учрежденная шведским инженером-химиком, изобретателем динамита и промышленником Альфредом Нобелем, является самой престижной в мире. С другой стороны, она одна из самых спорных, критикуемых и обсуждаемых премий мира. Многие критики считают премию политизированной и необъективной. Однако, как ни крути, писатель, которому она присуждается, утром просыпается знаменитым на весь мир, а продажи его книг резко возрастают.
Русские писатели получали премию пять раз: 1933 год – Бунин, 1958 год – Пастернак (отказавшийся от премии), 1965 год – Шолохов, 1970 год – Солженицын, 1987 год – Бродский.

3. Пулитцеровская премия

Одна из наиболее почётных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра, неизменно привлекающая интерес читателей всего мира.

4. Букеровская премия

По праву считается одной из самых престижных литературных премий, присуждаемых за произведение, написанное на английском языке. Салман Рушди, Ричард Флэнаган, Кадзуо Исигуро, Айрис Мёрдок, Джулиан Барнс, Кутзее, Ондатже и многие другие. Список лауреатов, начиная с 1969 года, впечатляет, некоторые из них затем становились нобелиантами по литературе.

5. Гонкуровская премия по литературе

Главная литературная премия Франции, учрежденная в 1896 году и присуждаемая с 1902 года, вручается автору лучшего романа или сборника новелл года на французском языке, но не обязательно живущему во Франции. Премиальный фонд премии — символический, однако её присуждение приносит автору славу, признание и рост продаж его книг.

Лауреатами премии становились Марсель Пруст (1919), Морис Дрюон (1948), Симона де Бовуар (1954).

6. Премия «Ясная Поляна»

Учреждена в 2003 году музеем-усадьбой Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» при поддержки компании Samsung Electronics.

Присуждается в четырех номинациях: «Современная классика», «XXI век» — лауреатом 2015 года стала «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, «Детство. Отрочество. Юность» и «Иностранная литература».

7. Премия «Просветитель»

Премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке была учреждена в 2008 году основателем и Почетным президентом компании «Вымпелком» (торговая марка Билайн) Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия» с целью привлечения внимание читателей к просветительскому жанру, поощрению авторов и созданию предпосылки для расширения рынка просветительской литературы в России.

8. Премия «Писатель года»

Национальная литературная премия «Писатель года» учреждена Российским союзом писателей с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в современную литературу. Лауреаты получают контракты на издания своих произведений, финансируемые Российским союзом писателей. Конкурсный отбор авторов осуществляется на литературном портале Проза.ру.

9. Национальная премия «Русский Букер»

Премия была учреждена в 1992 году по инициативе Британского совета в России в качестве русского аналога Букеровской премии и вручается за лучший роман на русском языке, опубликованный в отчетном году. Её лауреатами были Булат Окуджава, Людмила Улицкая, Василий Аксенов.

10. Премия «Национальный бестселлер»

Учреждена в 2001 году. Девиз премии: “Проснуться знаменитым”. «Цель премии – вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами прозаических произведений».
Лауреатами премии становились Леонид Юзефович, Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Виктор Пелевин.

11. Премия «НОС»

Учреждена в 2009 году Фондом Михаила Прохорова «для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке». Главная особенность премии — открытость процесса принятия решения, а именно: жюри обязано публично аргументировать выбор финалистов и победителя в рамках ток-шоу в присутствии и при участии журналистов, литераторов и культурной общественности. Кроме лауреата основной премии определяют также победителя читательского голосования.

12. Премия «КНИГУРУ»

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, на котором окончательное решение принимает жюри, состоящее из юных читателей в возрасте от 10 до 16 лет.

13. Премия «Дебют»

Независимая литературная премия для авторов, пишущих на русском языке и не старше 35 лет. Учреждена в 2000 году фондом «Поколение» Андрея Скоча. Координатор премии — писатель Ольга Славникова. Важно, что с лауреатом премии в каждой номинации заключается договор на издание его произведения.

14. Премия «Книга года»

Учреждена в 1999 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Вручается в ходе работы ММКВЯ в девяти номинациях.

15. Международная детская литературная премия имени Владислава Крапивина

Учреждена в 2006 году Ассоциацией писателей Урала. Премия принимает произведения для детей и подростков. Важно, чтобы произведение было написано на русском языке объемом не менее 1,5 авторских листов (60 тыс. знаков с пробелами).

Нужны ли литературные премии

Председатель правления некоммерческого объединения
Kunst im Dialog e.V. (Германия),
консультант ряда немецких издательств по вопросам
русской литературы и книгоиздательского рынка России,
литературный агент

В мире существует несметное количество литературных премий. Многие из них появились довольно давно. Премии в области литературы — это поощрение авторов, как моральное, так и материальное. Акция эта имеет очень большое значение для развития и дальнейшего творчества как самого автора, получившего премию, так и литературного процесса, который, в свою очередь, влияет на идеологию государства. Если продолжить эту цепочку дальше, мы увидим влияние и на положение нации в мировом сообществе и на само мировое сообщество. Как известно, самая крупная и престижная мировая премия в области литературы — Нобелевская, учрежденная Альфредом Бернхардом Нобелем и вручаемая Шведской Королевской Академией.

В данной публикации речь пойдет о литературных премиях Российской Федерации и их влиянии на литературные и социально-общественные процессы в России и мире.

Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий — это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания. У отдельных премий есть и свои специфические цели. Например, «Ясная поляна» поддерживает авторов — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в произведениях которых выражаются многовековые традиции русской культуры.

Судя по размещенному в Интернете списку существующих сегодня премий, их может быть по нескольку десятков в том или ином крупном городе, и названы они, как правило, в честь советских и российских писателей — Анны Ахматовой, Федора Абрамова, Юрия Мамлеева и др. Есть также премии, присуждаемые толстыми журналами, такими как «Знамя», «Новый мир», «Юность» и др.

Главные литературные премии России — это «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер». Есть столь же известные, но помельче, например НОС (Новая словесность), которую учредил фонд Михаила Прохорова. Почти в каждой премии есть несколько номинаций, за счет чего можно отметить и поощрить большее количество авторов. Главное отличие премии НОС от других в том, что работа по оценке и аргументации членов жюри по каждому кандидату на премию проходит публично. Кстати, еще одно отличие от большинства премий — здесь проводится и читательское голосование.

Премия «Русский Букер» — это дочка литературной премии Великобритании «Букер» (Booker Prize). Впервые эта премия была вручена в 1969 году, а «Русский Букер» — в 1992-м.

«Большая книга» имеет невероятно большой экспертный совет — больше ста человек. Очень эффектно происходит выбор главных лауреатов этой премии. Прямо во время торжественного вручения, в другом помещении, собирается уже окончательное маленькое жюри, такая последняя инстанция, которая распределяет три премии, входящие в «Большую книгу».

«Ясная поляна», «Премия Белкина» — это уже менее значительные премии, но они имеют свое место в литературном процессе.

«Русская премия» учреждена для поддержки авторов, пишущих на русском языке, но живущих за границей, а также вручается за лучший перевод произведений русской литературы.

Премия «Дебют» — для лучших молодых авторов. Причем в этой премии много номинаций: проза, поэзия, драматургия, рассказ, критика. Можно назвать еще много разных литературных премий, но целью этой статьи является анализ внутренних процессов в литературе, на которые оказывают влияние такие внешние факторы, как присуждение литературных премий.

Литературные премии — это предприятия, где есть дирекция, бухгалтерия, сотрудники, которые занимаются организацией и проведением процесса приема и рассмотрения произведений, формирования жюри, организацией пиар-кампании и завершающей церемонии вручения премий. Очень важный момент — финансирование. Оно может быть как государственным — например Агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает премию «Большая книга», так и частным — фонд Михаила Прохорова финансирует премию НОС, которой руководит его сестра Ирина Прохорова, фонд «Поколение» — премию «Дебют» и т.д.

Особо следует отметить премию «Просветитель» за лучшие книги в области научно-популярной литературы. Учреждена она в 2008 году основателем фонда «Династия» Дмитрием Зиминым. Цель премии — популяризация науки и расширение рынка научно-популярной литературы. В этой премии две номинации — естественные науки и гуманитарные науки. Кроме того, премия имеет и денежный эквивалент.

Существуют литературные премии, которые присуждаются издательствами. Естественно, вручение такой премии автору того самого издательства абсолютно бессмысленно. Кроме того, это не совсем понятно. Ведь цель премии — отметить произведение, которое стало событием литературного процесса. А выбрав произведение именно этого автора для публикации в своем журнале, издательство уже выделило его из общего ряда. Тем не менее при оценке оснований для получения премии в этом случае предпочтения все-таки отдаются авторам этого издательства, а новые, возможно более талантливые, проходят мимо. Здесь вред наносится как автору, которого не отметили, так и литературе в целом.

Часто выбор жюри основан не на действительной уникальности текста, а на предпочтениях членов жюри, состав которого не всегда постоянен. Например, в жюри премии «Русский Букер» его члены и председатель меняются каждый год. Это не способствует объективной оценке произведений, представленных на соискание премии. В результате, победителей определяет жюри, состоящее из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения. Не обходится и без чисто человеческих симпатий и антипатий членов жюри к авторам, участвующим в конкурсе. Это не всегда способствует стимулированию литературного процесса, да и с точки зрения морали тоже не совсем корректно. Некоторые специалисты предлагают реформировать или переориентировать цели и задачи литературных премий и, в связи с этим, сущность таких премий. В первую очередь это относится к литературным направлениям. Сейчас в основном побеждают произведения не традиционных направлений, таких как реализм или его разновидности, допускающие некоторую девиацию, а произведения, которые считаются инновационными, то есть нереалистичными. Термин «постмодернизм» является пропуском в сообщество членов шорт-листов и обладателей премий. Предлагаются принципы специализации различных премий по жанру и форме. Раздаются призывы к жюри рассматривать произведения, номинированные на премии, не как развлекательное чтение, а как объект изучения. Специализация литературных премий, по мнению специалистов, усилила бы их способность ориентировать читателя, который будет проинформирован о сути произведения, получившего премию, присужденную за выполнение конкретных задач в литературе.

Валерий Печейкин (фотограф — Ира Полярная)

Как любое дело, некоторые премии умирают, если ими занимаются непрофессионалы или в случае прекращения финансирования, особенно во время экономического кризиса.

Литературные премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Премии в области литературы — это инструмент продвижения русской литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному. Литературные агенты знают, что сразу после объявления шорт-листов, а особенно после присуждения автору премии, на него выходят зарубежные издатели, потому что премия является для издателя навигатором в поиске авторов, которые, в случае издания их книг, могут принести прибыль. Присуждение премии делает имена новых авторов известными, но даже это не гарантирует, что произведения, получившие премию, будут напечатаны. Заинтересованный издатель, если он не видит перспективы продажи книги, например по причине не очень высокого качества текста или даже вследствие политической ориентации не только конкретного текста, но и самого автора, вряд ли примет ее в печать. Премии, конечно, оживляют культурную жизнь, люди обсуждают, спорят, высказывают свое мнение. Можно сказать, что литературные премии — это социокультурный феномен, который привлекает к современной литературе внимание не только специалистов, но и читающего сообщества в целом и отдельного читателя. При этом формируется репутация того или иного литератора. И не обязательно положительная. У автора, удостоенного престижной премии, сразу повышается статус — он становится лауреатом. Но в дальнейшем, если он не получает других премий или его книги не издаются за границей, — его рейтинг может постепенно упасть. И наоборот, талантливый автор, не отмеченный премией, тоже приобретает особый статус — он становится героем, которого незаслуженно, по каким-то, возможно, тайным причинам зажимают литературные эксперты. Но его известность не приносит ему больших тиражей книг и премий. Это такое своеобразное диссидентство. Надо сказать, что путь к премии и даже к длинному, а тем более к короткому списку очень непрост. Попадание в короткий список литературной премии — это уже прямой путь к премии.

Авторы, удостоенные литературной премии, вызывают интерес не только читателей и издателей. Премии делят авторов на группы: первая — те, кто удостоен премии; вторая — те, кто попал в шорт-листы; третьи — все остальные, хотя в этой группе часто находятся более талантливые писатели, чем в первых двух. К таким авторам можно отнести, например, Юрия Нечипоренко и Даниэля Орлова, удостоенных нескольких незначительных литературных премий, в том числе сетевых, но не получивших пока значимой премии в области литературы.

Авторы могут оказаться не в первых рядах по разным нелитературным причинам. Часто — из-за политической позиции автора или самого текста. Эта причина является и помехой для издания произведения автора за границей, где существует жесткая привязка авторов к идеологии, которая отвечает декларируемым «западным ценностям».

Литературные премии, несомненно, полезны, но одновременно и вредны. Можно сказать, что премии — убийцы литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Некоторые авторы пишут под премию, например под «Большую книгу». Уже известные авторы, отмеченные литературными премиями, позволяют себе элементарно «разгонять текст» до формата толстой книги. Хотя бывали случаи присуждения премии «Большая книга» произведению обычного формата. Как уже было сказано, судьба книги и автора зависит от вкусов членов жюри и других субъективных причин.

Отдельно можно отметить положительную роль премии «Дебют», которая дала зеленый свет многим молодым авторам, ставшим уже известными. Это, например, Валерий Печейкин — драматург, успешно сотрудничающий с Гоголь-центром, где ставят его пьесы, которые можно назвать в хорошем смысле инновационными.

Если подводить черту под всем написанным, можно сказать, что несмотря на все их недостатки, премии нужны. Без них уже трудно представить литературный процесс и читательское сообщество, а также книгоиздание и распространение книг. 

В список включены актуальные литературные премии за произведения, написанные на русском языке, которые вручалась в 2015 году и обладают действующим сайтом. В список не включены премии, вручаемые редакциями литературных журналов. Собранные в разделе сведения пополняются и уточняются по мере поступления актуальной информации, которую мы просим присылать на адрес

При копировании наших материалов просим вас не забывать упоминать источник.

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
(вне зависимости от места проживания авторов и тематики их произведений)

ПРЕМИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО

Старейшая независимая литературная премия современной России - впервые вручена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатовского альманаха «Часы». С того времени, в соответствии с меняющимися эпохами, прошла через несколько трансформаций, но сохранила в неизменности дух нонконформизма и нацеленность на новое и необычное. А также соответствующий уникальный «призовой фонд»: бутылку водки, одно яблоко и один рубль. Несмотря на это, премия пользуется неизменным уважением в профессиональном сообществе.

Премия НОС учреждена в 2009 году Фондом Михаила Прохорова. Особенностью премии является публичная дискуссия между «жюри премии» и «экспертами премии» (и те, и другие назначаются попечительским советом во главе с И. Д. Прохоровой). Название премии предлагается расшифровывать как «Новая социальность» и «Новая словесность». Границы этой новизны и становятся предметом двух оживленных дискуссий - в Красноярске, в ходе (при этом определяется короткий список), и в Москве (при этом определяется победитель). Денежная составляющая премии - 700 000 рублей.

В 2015 году году совокупный размер премиального фонда существенно увеличился и составил 7 000 000 рублей , лауреат в номинации «Современная классика», получил 1 500 000 рублей, победитель в номинации «XXI век» - 2 000 000 рублей, победитель в номинации «Детство. Отрочество. Юность» Валерий Былинский - 500 000 рублей, а в номинации «Иностранная литература» Рут Озеки получила 1 000 000 рублей, а переводчик ее романа — 200 000 рублей.
заявки на участие принимались до 10 апреля .
Сайт премии: yppremia.ru

ПРЕМИЯ ДЕЛЬВИГА

Премия «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной Газеты» Антона Дельвига. Учреждена «Литературной газетой» как ежегодная российская общенациональная премия в 2012 году.
Выдвигать произведения могут творческие организации и/или издательства.

Премиальный фонд — 7 000 000 рублей: три первых премии по 1 000 000 рублей каждая (с вручением «Золотой медали Дельвига»), шесть вторых премий по 500 000 рублей каждая (с вручением «Серебряной медали Дельвига»), четыре премии «Дебют» по 250 000 рублей каждая (с вручением дипломов лауреатов). На конкурс принимаются только опубликованные в текущем году книги. Например, в сезоне-2016 рассматривались книги, изданные с января 2014 года по октябрь 2015 года. Заявки принимались с 15 октября 2015 года до 31 января 2015 года. В нынешнем сезоне было принято решение не делить лауреатов на «золотых», «серебряных» и «бронзовых». Все получили награду «Золотой Дельвиг».
Сайт премии: http://lgz.ru/prize

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ ДМИТРИЯ ГОРЧЕВА
В Санкт-Петербурге в память о самом популярном прозаике Рунета - Дмитрии Горчеве. Премия поддерживает реалистическую и метареалистическую короткую прозу, написанную на русском языке, независимо от места жительства и гражданства автора.

В сезоне 2016 года премия присуждается по двум номинациям: «Красота/Мерзость» - тексты, написанные вне города (рассказ, эссе, путевой дневник) и «Про одного человека» - тексты о мегаполисе (рассказ, сказка, гротеск, абсурдистский реализм).

В 2016 году приз победителю в каждой из номинаций - 5000 рублей, из рассказов авторов, вошедших в шорт-лист премии, формируется сборник, который выходит как в бумажном виде (методом print-on-demand), так и электронной книгой. Дополнительные призы 2016 года: приз зрительских симпатий - оригинал рисунка Дмитрия Горчева.
Заявки принимались до 5 июля .
Сайт премии: http://gostilovo.ru/gorchev

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
(устанавливающие для авторов ряд ограничений)

РУССКАЯ ПРЕМИЯ

«Русская Премия» учреждена в 2005 году и входит в пятерку самых престижных российских литературных премий. Номинироваться могут авторы, пишущие по-русски и постоянно проживающие при этом за пределами РФ. Частично ротируемое жюри вручает призы в трех номинациях — «малая проза», «большая проза» и «поэзия», а также специальный приз за сохранение русской литературы за границей. Допускается номинирование рукописей и автономинирование. Денежное наполнение первого приза в каждой номинации — 150 000 рублей. Предусмотрена издательская программа, осуществляемая в партнерстве со столичными издательствами.

Среди ее лауреатов - Бахыт Кенжеев, Борис Хазанов, Юз Алешковский, Анастасия Афанасьева, Марина Палей, Владимир Лорченков, Мариам Петросян, Марианна Гончарова, Дина Рубина, Андрей Поляков, и другие.
В апреле 2016 года объявлены этого сезона.
Сайт премии: russpremia.ru

ДЕТЕКТИВ БЕЗ ГРАНИЦ — 2016

Международный литературный конкурс, организован «Мультимедийным издательством Стрельбицкого» совместно с Издательским союзом «Андронум».
На конкурс принимаются произведения, соответствующие критериям жанра «Детектив», написанные на любом языке, без ограничений.
Конкурс аполитичен и социально ответственен. Не принимаются к участию в конкурсе тексты, содержащие ненормативную лексику, сцены насилия, порнографию, призывы к войне, национальной, религиозной или иной нетерпимости, а также носящие аморальный, оскорбительный характер и унижающие человеческое достоинство и т. п., а также тексты с иным содержанием, запрещенным законодательством.
Главный приз — $10 000. 5 поощрительных премий по $500. Произведения лауреата, призеров и номинантов издаются за счет издательства.
Сроки приема работ - до 10 сентября 2016 года.
Сайт конкурса: www.strelbooks.com/action

РАДУГА

Российско-итальянская литературная премия «Радуга» учреждена в 2010 году Литиститутом им. А. М. Горького и веронской некоммерческой ассоциацией «Познаём Евразию».
Конкурс проводится по двум номинациям: «Молодой писатель» и «Молодой переводчик». Участие в нем могут принять граждане РФ в возрасте от 18 до 35 лет. К участию допускаются рассказы и переводы на русский язык, не публиковавшиеся ранее (в том числе в интернете) и не представлявшиеся на другие конкурсы, объемом не более 10 тысяч знаков с пробелами.
Размер премии в номинации «Молодой писатель» - 5000 евро, в номинации «Молодой переводчик» - 2500 евро.
Лучшие работы, по пять от России и от Италии, публикуются в литературном альманахе премии «Радуга».
Помимо прочего, лауреаты премии ежегодно отправляются в «творческую командировку» в другую страну. В 2013 году итальянцы проехали по городам Центрального региона, в 2014-м российские писатели путешествовали по Северной Италии, в прошлом году итальянцы странствовали по известным .

В 2015 году на конкурс было подано 466 заявок из 27 провинций Италии и 16 регионов России, победителями стали всего . Рассказ одной из победительниц премии — Амбры Симеоне — можно прочитать на нашем сайте, перейдя .
Срок подачи произведений в 2016 году закончился 20 января .
Положение о премии: на сайте и Банка Интеза .

РУКОПИСЬ ГОДА

«Рукопись года» — первая в России премия, которая рассматривает не опубликованные произведения, а рукописи — оригинальные авторские тексты. В конкурсе участвуют рукописи только молодых, ранее не издававшихся, авторов. Премия учреждена издательством «Астрель-СПб» (АСТ) в 2009 году.

Гран-при 2015 года получила молодая петербургская писательница Софья Яновицкая. Ее наградили дипломом лауреата, ценным призом и главное — правом на издание рукописи на гонорарной основе в одном из ведущих издательств России — . «Лучшей детской книгой» признали произведение Маши Рупасовой .
В 2016 году прием заявок проводился до 10 апреля .
Сайт премии: www.astrel-spb.ru/premiya-qrukopis-godaq.html

БЕЛЯЕВСКАЯ ПРЕМИЯ (ПРЕМИЯ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА)
Ежегодная российская литературная премия, присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения, существует с 1990 года. Названа в честь русского советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева, но отказалась от приема фантастических произведений в пользу просветительской литературы. Премией награждаются писатели, переводчики, литературные критики, а также издательства, бумажные и сетевые периодические издания. Премия не имеет денежной составляющей, она состоит из нагрудной медали и диплома (для дважды лауреатов - настольной медали и диплома; для трижды лауреатов - серебряной нагрудной медали и диплома), вручаемых от имени Оргкомитета Беляевской премии, Совета по фантастической, приключенческой и научно-художественной литературе и Союза писателей Санкт-Петербурга.
На соискание премии может быть выдвинуто произведение любого автора, живущего в Российской Федерации или за её пределами, если оно написано и издано на русском языке.

Со списком лауреатов 2015 года можно ознакомиться .
Сайт премии и фестиваля Беляева: белфест.орг

ПРЕМИИ ДЛЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ

ЧИТАЙ РОССИЮ/READ RUSSIA

Единственная российская премия за лучший перевод произведений русской литературы на иностранные языки. Учреждена при поддержке Президентского центра Бориса Ельцина, Института перевода и Роспечати в составе одноименного проекта, направленного на популяризацию и распространение русской литературы за границей.
В 2016 году премия будет присуждена за перевод произведений русской литературы на следующие языки мира: английский, арабский, испанский, итальянский, китайский, немецкий, польский, французский, японский. На конкурс принимаются переводы, опубликованные зарубежными издательствами в 2014 и 2015 годах.
Победители премии получают специальные дипломы и медаль, а также денежное вознаграждение в размере 5000 евро для переводчика и 3000 евро в виде гранта для издательства на покрытие расходов на перевод другого произведения русской литературы.РОССИЯ - ИТАЛИЯ. СКВОЗЬ ВЕКА

Международная литературная премия присуждается за лучший перевод с русского языка на итальянский и вручается как переводчику, так и издателю за произведения, опубликованные в течение последних двух лет. Учреждена в 2007 году по инициативе Фонда Ельцина. С 2010 года официальный партнер премии - Президентский центр Ельцина. Главный приз — бронзовая раскрытая книга работы скульптора Виктора Крючкова в кожаном кофре и денежное вознаграждение, которое получают переводчик и издатель.

В 2015 году главной премии была удостоена Орнелла Дискаччати за перевод романа Платонова «Чевенгур», также премию и диплом за переводческий дебют Джакомо Фони за перевод книги Николая Бердяева «Философия неравенства. Письма недругам».
Страница премий для переводчиков на сайте Президентского центра Ельцина .

ПРЕМИЯ ГОРЬКОГО

Международная литературная премия Горького учреждена в 2008 году региональным общественным фондом Черномырдина, ассоциацией «Премия Горького» и муниципалитетом города Капри с целью поощрения и развития творческой деятельности в области художественной литературы и литературного перевода России и Италии. Премия Горького вручается по двум основным номинациям — «Писатели» и «Переводчики». Список произведений, предлагаемых к рассмотрению членам жюри, состоит из работ в жанре крупной прозы (роман, повесть), опубликованных в переводе (соответственно, на русском или итальянском языке) в течение двадцати лет, предшествующих году проведения конкурса.
Номинантами премии попеременно становятся российские и итальянские литераторы.
О можно прочитать у нас на портале.
Сайт премии: www.premiogorky.com

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НОВАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА

Учреждена в 2009 году детским издательством «Росмэн». В первую очередь — для поиска новых авторов. В связи с этим — допускает и поощряет самовыдвижение. В жюри премии входят в основном сотрудники «Росмэна» и издающиеся в нем авторы. Предусмотрены три категории - для возрастов 2–8 лет и 10–16 лет, а также (для художников). Главным призом конкурса является контракт с «Росмэном» на издание книги-победителя. Впрочем, редакторы порою берут в работу произведения из шорт- и лонг-листа.

КНИГУРУ

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, организуемый Центром поддержки отечественной словесности (который проводит премию «Большая книга»). «Книгуру» — единственный конкурс в мире, на который принимаются как художественные, так и познавательные произведения, а окончательное решение принимает открытое жюри, состоящее из читателей в возрасте от 10 до 16 лет.
Победитель получает 500 000 рублей, обладатели второго и третьего места — 300 000 и 200 000 рублей соответственно.

КОРОТКОЕ ДЕТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Конкурс, организованный в 2010 году издательством «Настя и Никита». Проводится дважды в году - весной и . За шесть лет по результатам конкурса было опубликовано восемнадцать книг.
себя в роли детского писателя может любой желающий в возрасте от 18 лет. Для этого необходимо до 1 апреля 2016 года зарегистрировать произведение на сайте конкурса. Конкурс проводится в трех номинациях: художественные тексты для детей (сказки и рассказы), познавательные тексты для детей (книги-путешествия, знания, биографии) и «Записки натуралиста» (художественная и познавательная проза для детей о русской природе).
Сайт конкурса: www.litdeti.ru/pravila

Об этих и других детских конкурсах можно почитать .