Проект «Русская матрешка.

Проект по созданию музея одного предмета «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА – МАТРЁШКА»

Подготовила Вдовиченко Е.И., Чикаева Т.А., воспитатели МБДОУ детского сада № 96

2013-2014 год


  • долгосрочный
  • групповой
  • игровой
  • познавательно–речевой

проекта

Участники

  • вторая младшая группа «Дюймовочка»
  • воспитатели: Вдовиченко Е.И.,Чикаева Т.А.,
  • муз. руководитель: Коптева Л.М
  • родители воспитанников

проекта

Сроки реализации

  • 01.10.2013-31.05.2014

Актуальность темы

  • Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
  • Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
  • Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.

!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.


Цель

  • Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке

Задачи проекта

  • Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
  • Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
  • Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
  • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Формы работы

с родителями

с детьми

  • беседы,
  • консультации,
  • наглядная агитация,
  • досуг
  • оформление фоторепортажа для родителей
  • занятия,
  • беседы,
  • игровая деятельность,
  • развлечения


РУССКАЯ МАТРЕШКА

Погляди скорее -

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки -

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

Т. Лисенкова



СЕРГИЕВ - ПОСАД

Шли матрёшки по дорожке Было их немножечко, Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка.




ПЕРВЫЙ В РОССИИ- И В МИРЕ! МУЗЕЙ МАТРЕШКИ

Открылся в 2001 году в Москве.




















Тема проекта : «Матрешечка – матрешка»

Возраст детей : средняя группа 4 – 5 лет.

Вид проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, педагоги, родители .

Цель проекта : создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой - матрешкой.

Задачи проекта : приобщать к истокам духовной культуры русского народа:

  • формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
  • формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
  • способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
  • развивать творческие и познавательные способности;
  • речевые умения и мелкую моторику рук;
  • обогащать словарный запас.

Актуальность.

Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

Знакомить детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствовала формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

1ЭТАП: подготовительный

(рождение проблемы разработка проекта).

Дети, играя матрешками в группе, заинтересовались, почему в одной матрешке прячутся ее сестренки, кто придумал матрешку, как матрешку делают и обратились с данными вопросами к воспитателю.

Воспитатель предложила детям поговорить о русских народных игрушках. Дети называли им знакомые народные игрушки из глины, дерева, соломы. (Рассматривание игрушек)

Воспитатель спрашивает у детей, где они могут найти ответы на интересующие вопросы. (Ответы детей: спросить у воспитателя, у родителей, посмотреть по телевизору, в интернете, прочитать в книгах, спросить у бабушки)

Деревянная игрушка, ставшая символом России. Сказка, предание, миф и легенда, воплощенная в дереве. Русская матрешка, самая известная игрушка в нашей стране. Что значит она для нашего народа? Почему так называется?

Имя русской матрешки: данное название русской матрешки произошло от имени Матрёна, распространённого на Руси. Имя Матрена от lat. «Matrona», что значит «женщина из знати», уменьшительно: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Муся.

План проекта «МАРТЕШКИ»:

  1. Изучить литературу по теме: «Русские народные игрушки»
  2. Подобрать материал для развития творчества детей.
  3. Обсудить с родителями проблему.
  4. Определить пути решения.

2 ЭТАП: практическая часть

1. Организация НОД и деятельности в режимных моментах.

* «Русская народная игрушка – матрешка» (познавательная, продуктивная – раскрашивание матрешек в разных техниках, аппликация, рисование, лепка).

* «Деревянные игрушки» (познавательная, продуктивная);

* «Составление сказок о матрешке» (коммуникация, чтение художественной литературы);

2. Оформление в группе выставки «Матрешки».

3. Изготовление атрибутов к игре «Создай узор», «Собери матрешку».

4. Разучивание стихотворений, потешек, песен и частушек о матрешке.

5.Создание альбома «Матрешки бывают разные»

6.Совместная выставка с родителями «Семейная матрешка».

7.Изготовление книжек – малышек «Мы красавицы – матрешки».

8.Создание мини – музея «Матрешки».

9.Просмотр презентации «Матрешка – народная игрушка».

10.Беседы с детьми.

3 ЭТАП: заключительный (подведение итогов)

Презентация проекта

  • Развлечение: «В гостях у матрешки». (Конспект прилагается)
  • Наши результаты:

В ходе реализации проекта:

  • Успешно организована непосредственно образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов.
  • Подготовлена презентация «Матрешка – народная игрушка».
  • Оформлена выставка в группе.
  • Совместно с детьми составлена дидактическая игра «Создай узор», «Собери матрешку».
  • Оформлен мини – музей «Матрешки».
  • Оформлена выставка совместно с родителями «Семейная матрешка».
  • Проведено развлечение «В гостях у матрешки»
  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

В ходе проектирования:

Дети знают, как выглядит русская народная игрушка – матрешка; какие виды матрешек существуют; какими ремеслами знаменита Русь;

Дети проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;

Дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Дети готовы к индивидуальному самовыражению;

Дети совершенствуют мелкую моторику рук.

Наши руки, не знают скуки!

Наши достижения



Книжки – малышки» Мы матрешки»


Выставка «Семейная матрешка»

Мини – музей «Матрешки»


Выставка «Семейная матрешка»

Развлечение «В гостях у матрешки»

Развлечение в средней группе « В гостях у матрёшки»

Цель : Продолжать вызывать интерес к традициям русского народа.

Приобщать детей к народным играм, песням, частушкам.

Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам истории и культуре своего народа.

Под русскую народную мелодию дети заходят в зал. Где их встречает матрёшка :

Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные и желанные.

Здравствуйте, лебёдушки,

Здравствуйте, молодушки.

(Дети здороваются).

Матрёшка:

Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные. Матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошко

Танцевать пошли матрёшки.

Первая матрёшка :

Ой, да мы матрёшки, мы матрёшки.

Хоть и неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

Вторая матрёшка :

Ой, да все мы, все мы круглолицы,

Очень знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Третья матрешка :

Ой, да балалайка, балалайка,

Ну-ка, веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для матрёщек постарайся!

Танец матрёшек « Русские матрешечки»

Матрёшка : Спасибо, милые сестрицы. Спасибо за красивый танец.

А вы знаете историю создания матрёшек?

Послушайте!

Восемь кукол деревянных.

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Прообразом матрёшки стала фигурка добродушного лысого старичка из Японии. В нём было несколько фигурок, вложенных одна в одну. Эти фигурки всем очень понравились. Ребята, я хочу пригласить вас поиграть в интересную игру «Собери матрешку». (Проводится игра)

Дети читают стихотворения про матрёшку:

Дима Полев:

Подарили мне матрёшку,

В ней ещё сидели пять.

Их поставил на окошко,

Чтоб смогли они гулять,

Потому что у матрёшек

Почему то нету ножек.

Полина Бердецких:

Эти русские матрёшки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймёшь,

Если младшей не найдёшь.

Матрешка :

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица - для меньшей – темница (Матрешка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Молодцы! Ребята, хочу еще вас пригласить поиграть в русскую народную игру « Ручеёк».

Проводится игра.

Молодцы!

Матрёшка : Я приглашаю всех ребят на чаепитие в группу.

Введение

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие являются частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому педагоги нашего детского сада решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Тематика созданных мини – музеев очень разнообразна.

В группе раннего возраста воспитателями Заминева В.П. и Хажеева А.А. создан мини-музей «Русская матрешка». Экспонатами стали разнообразные игрушки, игрушки – матрешки, изделия из ткани, картинки с изображением матрешек, раскраски. Учитывая возраст детей, педагоги подобрали стихи, игры, песенки, потешки, сказки о матрешках. Большую помощь в создании мини - музея оказали родители детей.

Матрешка – как вид народного искусства обладает огромным потенциалом.

Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир - явление мирового масштаба.

Немного истории:

Матрешка (уменьшительное от имени «Матрена») - Русская народная кукла, но деревянная. Первая русская матрешка появилась в конце Х1Х века, тем не менее, она снискала небывалое признание, как один из всеобъемлющих образов России.

Матрешка – символ Русского народного искусства.

Первая русская матрешка была выточена Василием Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным, была она восьмиместной с чередованием девочка, мальчик и т.д.

Самым благодатным материалом (деревом) являлась липа. Спиливали липу весной, когда древесина в соку. В течение не менее 2х лет выдерживали на открытом воздухе. Затем бревна распиливали на заготовки для будущей матрешки.

В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.

Благодаря огромной популярности матрешки, в России стали возникать новые центры по изготовлению и росписи. Теперь не только г. Сергиев Посад славится изготовлением игрушек, но и город Семенов в Нижегородском крае.

Знаменитая Семеновская матрешка, отличается от матрешек других центров, своей много местностью, в нее вкладывают 15 – 18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72 местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра высота 1 метр.

Московская матрешка отличается росписью, 5 местная. Сергиево-Посадская отражает семью, персонажи сказок, исторических личностей. Роспись чаще цветы. Голубая – неизвестная матрешка. День Рождения «Матрешки» в России 23 августа

Мини-музеи в группе нашего детского сада позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных мероприятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только сам, но и его папа и мама, бабушка и дедушка, братья и сестры. Каждый созданный мини-музей – результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников. Педагоги проявили инициативу и творческую энергию в развитии качества дошкольного образования.

Музей « русская матрёшка »


Проект реализуется с детьми 2-3 года.

Вид проекта : краткосрочный, групповой, игровой.

Участники проекта : воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.

Описание предметно – развивающего пространства: местоположение - группа раннего возраста «Дюймовочка».

Атрибуты: игрушки – матрешки, иллюстрации, изделия из ткани, картинки с изображением матрешек, раскраски.

Актуальность

    Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

    Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

    Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель: Выяснить значимость матрешки, как народной игрушки. Продолжать учить соотнесению предметов по величине, развивать зрительное восприятие. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с целостными рисунком и игрушкой. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Задачи:

Образовательные: сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке матрешке; создать условия для участия родителей в образовательном процессе; формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

Развивающие: познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края; развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Воспитательные: формировать дружеские взаимоотношения между детьми; закреплять умение правильно, безопасно пользоваться атрибутами игры.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Веселые матрешки», С. Маршак «О матрешках», стихов, потешек; беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Русская игрушка матрешка», рассматривание картин и иллюстрации о матрешках.

Работа с детьми:

* Познавательно – исследовательская деятельность (ООД, экскурсии, наблюдение, рассматривание).

* Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, загадки, стихи).

* Игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации)

* Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Работа с родителями:

    создание фольклорного мини-музея «Русская матрешка»

    консультация «Как играть с матрёшкой»

    консультация «Появление матрешки на Руси»

    консультация «В какие игры можно играть с матрешками»

  • подбор литературы, иллюстраций

    оформление рукописной книги «Любимые игрушки малышей».

Ожидаемый результат:

    познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор);

    разучить простейшие элементы росписи;

    дать представление о цветовой гамме матрешек;

    расширить и активизировать словарный запас слов.

Этапы проекта :

1 этап – подготовительный:

    Составление перспективного плана

    Изучение методических пособий и литературы по данной теме

    Создание условий для организации мини – музея

    Подбор художественной литературы, пословицы, стихи, загадки, игр.

2 этап – основной:

    Организованная образовательная деятельность

    Рассматривание картин, иллюстраций.

    Чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, отгадывание загадок.

  • Дидактические игры, подвижные игры.

    Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация).

3 этап – основной:

    Рассматривание картин, иллюстрации.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

Участники

Сентябрь

Знакомство с матрешкой

"Какие бывают матрешки? "

Рассматривание рисунка на матрешке. Игровая ситуация "Напоим матрешку чаем ".

Разучивание потешки: «Очень любим мы матрешку».

Проведение родительского собрания с использованием презентации.

Привлечение родителей к изготовлению экспонатов для мини – музея «Русская матрешка»

Познакомить детей с матрешкой.

Формировать представления детей о разнообразии матрешек.

Содействовать развитию эстетического восприятия.

Воспитатели,

родители, дети.

Кукла матрешка

Беседа "Моя любимая

матрешка ".

Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями.

Способствовать разыгрыванию различных ситуаций с помощью матрешек.

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Воспитатели,

Из чего делали матрешку?

Разучивание стихотворения «Матрешка на окошке».

Презентация мини-музея «Русская матрешки» на пед. совете для педагогов МДОУ.

Развивать познавательные способности, любознательность у детей.

Воспитатели,

родители, дети

Семеновская матрешка

С/р игра «Сварим матрешке суп»).

Разучивание танца с матрешками «Мы матрешки - вот такие крошки»

Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх.

Воспитатели,

«Украсим матрешке сарафан»

Рисование "Украсим кукле сарафан".

Создание «Библиотеки» -

(загадки, стихи, потешки о матрешке).

Разучивание потешек, стихотворений о матрешке.

Учить детей украшать сарафан матрешки путем примакивания.

Способствовать разыгрыванию с помощью матрешки различных игровых ситуаций, развивать активный словарный запас.

Воспитатели,

родители, дети.

Лепка «Слепим матрешке шарф»

Сюжетно ролевая игра «Матрешка заболела».

Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх. Учить детей раскатывать пластилин столбиком.

Воспитатели,

Знакомство с матрешкой по сказке («Курочка Ряба»)

С/р игра «Построим матрешке дом»).

Разучивание потешки «Пыль клубится по дорожке»

Продолжать учить детей накладывать кубики друг на друга.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, развивать активный словарный запас.

Воспитатели,

Рисование

Раскрашивание контурных картинок «Матрешки»

Пополнение мини-музея экспонатами.

Расширять знания детей о роли кукол на празднике.

развивать творчество, воспитывать усидчивость в работе.

Воспитатели,

родители, дети.

Мастер класс с родителями «Раскрась матрешку»

Разучивание русских народных потешек, стихотворений.

Проведение экскурсий в мини-музей для других групп МДОУ.

Развивать творчество.

Продолжать знакомить детей с матрешками.

Воспитатели,

родители, дети.

Дети знакомятся с мини – музеем «Русская матрешка».

ОО «Художественно – эстетическое развитие» Аппликация. Тема: «Наряди матрёшку»


ОО «Художественно – эстетическое развитие» Рисование. Тема: «Раскрась матрешку»

ОО «Художественно – эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Укрась матрёшке сарафан»

Дидактические игры.

«По порядку становись»

Цель : учить составлять матрешек по росту, ориентируясь на величину и рисунок, подбирая их в следующем порядке: большая, поменьше, маленькая(наоборот). Развивать координацию руки и глаза.

«Собери матрешку»

Цель : учить собирать матрешку, выбирая их по величине; находить большую и малую матрешку, последовательно уменьшающихся в размерах.

«Помоги матрешке найти свою игрушку»

Цель: учить подбирать игрушки в соответствии величине матрешки, развивать зрительную память, воображение.

«Сказка про матрешку»

Цель: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движение. Обогащать словарь детей, развивать речевое внимание, речевой слух, артикулярный аппарат детей.

«Найди домик для матрешки»

Цель: учить выполнять действия с предметами по двум свойствам – величине и росту, развивать мелкую моторику рук.

«Чей платочек»

Цель : учить самостоятельно подбирать предметы(«платочки») соответственно с узором на матрешке. Развивать речь детей, формировать интерес к изобразительной деятельности.

Подвижные игры

МИНИ- МУЗЕЙ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Матрешка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову. Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России. Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М. Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров, и многие другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали
произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы, в стенах мастерской “Детское воспитание”, основанной меценатом Саввой Мамонтовым. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. «Детское воспитание» Макстерская Сергей Малютин
Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушки в косынке и народном платье, с петухом в руках. Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца.
И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше. В разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0, 5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости. ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след- лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.
СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА. Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие - бельё - по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные
розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется а н и л и н о в ы м и п р о з р а ч н ы м и к р а с к а м и ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА. Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка - выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.
Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других. Вятская матрешка. Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.

Тверская матрешка.
В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей. Матрешки «Тверские» имеют интересную изюминку в своей росписи – это максимальная живость лиц. Если сравнить технику прорисовки глаз, можно заметить, что у «тверской» игрушки глаза настоящие, полноцветные и детализированные, в то время как у большинства иных матрешек они едва намечены половинчатыми дугами и обрамлены ресницами. Даже в переходах цветов на лице «тверская» матрешка по критерию натуральности выигрывает, поскольку здесь рисунок тяготеет к фотографии – настолько реальными кажутся лица. Да и не только они: волосы вместо сплошной заливки имеют разбиение на отдельные пряди и локоны, на обрамляющих лица платках немало складок.
Авторские матрешки. Появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку. По мотивам сказок
Памятники культуры Первый в России и в мире - музей матрёшки. Открылся в 2001 году в Москве.
ЦЕЛЬ МИНИ-МУЗЕЯ

Приобщение детей к наследию русской народной культуры; активизации познавательной деятельности через изучение национальной истории и культуры России.
ЗАДАЧИ МИНИ-МУЗЕЯ
 Формировать у детей представление о музее  Развивать творческую фантазию, их самостоятельность  Воспитать любовь к народному творчеству и искусству
ДЕВИЗ МИНИ-МУЗЕЯ
Русская матрёшка – душа России!
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц Содержание Задачи Участники Сентябрь Знакомство с матрешкой Беседы "Какие бывают матрешки? " Рассматривание рисунка на матрешке. Игровая ситуация "Напоим матрешку чаем ". Разучивание потешки: «Очень любим мы матрешки» Проведение родительского собрания с использованием презентации. Привлечение родителей к изготовлению экспонатов для мини – музея «Матрешки» Познакомить детей с матрешкой. Формировать представления детей о разнообразии матрешек. Содействовать развитию эстетического восприятия. Воспитатели, родители, дети. Октябрь Кукла матрешка Беседа "Моя любимая матрешка ". Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями. Способствовать разыгрыванию различных ситуаций с помощью матрешек. Воспитывать интерес к народной игрушке. Воспитатели, дети. Ноябрь Из чего делали матрешку? Разучивание стихотворения «Матрешка на окошке» Презентация мини-музея «Матрешки» на пед.совете для педагогов МДОУ. Развивать познавательные способности, любознательност ь у детей. Воспитатели, родители, дети Декабрь Семеновская матрешка Способствовать Воспитатели,
С/р игра «Сварим матрешке суп»). Разучивание танца с матрешками «Мы матрешки вот такие крошки» использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх. дети. Январь «Украсим матрешке сарафан» Рисование "Украсим кукле сарафан". Создание «Библиотеки»- (загадки, стихи, потешки о матрешке). Разучивание потешек, стихотворений о матрешке. Учить детей украшать сарафан матрешки путем примакивания. Способствовать разыгрыванию с помощью матрешки различных игровых ситуаций, развивать активный словарный запас. Воспитатели, родители, дети. Февраль Лепка «Слепим матрешке шарф» Сюжетно ролевая игра «Матрешка заболела» Способствовать использованию детьми матрешек в сюжетно - ролевых играх. Учить детей раскатывать пластилин столбиком. Воспитатели, дети. Март Знакомство с матрешкой по сказке («Курочка Ряба») С/р игра «Построим матрешке дом»). Разучивание потешки «Пыль клубится по дорожке» Продолжать учить детей накладывать кубики друг на друга. Продолжать знакомить с русскими Воспитатели, дети.
народными сказками, развивать активный словарный запас. Апрель Рисование Раскрашивание контурных картинок «Матрешки» Пополнение мини-музея экспонатами. Расширять знания детей о роли кукол на празднике. развивать творчество, воспитывать усидчивость в работе. Воспитатели, родители, дети. Май Мастер класс с родителями «Раскрась матрешку» Разучивание русских народных потешек, стихотворений. Проведение экскурсий в мини-музей для других групп МДОУ. Развивать творчество. Продолжать знакомить детей с матрешками. Воспитатели, родители, дети.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительское собрание, где ознакомили родителей с проектом создание мини- музея « Русская матрёшка »  Опрос родителей «Зачем нужны музеи?».  Совместные экскурсии в музеи нашего города  Фотовыставка «Матрешка –любимая игрушка», картины природы о родном крае, альбомы, фотокалендари, фотомагниты, рамки для панно.  Продуктивная деятельность совместно родители-дети
 Праздник «Мы матрешки, пляшем под гармошку»
ИНФОРМАЦИЯ ПО МУЗЕЙНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Мини – музей «Матрешки» расположен в групповой комнате группы №4, в специально отведенном и доступном для детей месте. Музейный островок гармонично вошел в интерьер группы, и стал неотъемлемой частью развивающей среды. Мини – музей «Матрешки» – место удивления и восторга. Мини – музей можно посещать каждый день, трогать руками, рассматривать и переставлять экспонаты.
Экспонаты могут быть использованы для проведения бесед, игровой деятельности детей, в дидактических играх, в досугах и праздниках, а так же в качестве наглядного материала по всем образовательным областям. Экспонаты мини – музея «Матрешки» расположены по разделам: - экспонаты воплощения народного искусства; - познавательная литература «Из истории матрешки»; - детская художественная литература для чтения детям о матрешке; - коллекция фото матрешек; - коллекция раскрасок, шаблонов и образцов для самостоятельного детского творчества; - альбом детского творчества «Матрешки»; - картотека дидактических игр с матрешками: ·«Собери матрешку» ·«Сказка о матрешках» ·«Матрешки» ·«Помоги матрешке найти свои игрушки» ·«Матрешки - подружки» ·«По порядку становись» · «Чей платочек?» ·«Найди домик для матрешки» и др.

Ольга Метелева
Проект «Мини-музей «Русская матрешка»

Аннотация

Проект мини-музей «Русская матрешка » направлен на нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач патриотического воспитания через музейную педагогику. В результате познавательно-творческой деятельности дошкольники получат от родителей и педагогов ответы на интересующие вопросы о происхождении матрешки . У детей формируются представления об истории происхождения кукол, многообразии и видах матрешек . В результате работы у детей, родителей и педагогов дошкольного учреждения повысится интерес и компетентность к русскому народному творчеству.

Введение в проект

Актуальность проекта

В настоящее время жители нашей страны проявляют все больший интерес к традициям, истории, культуре своей Родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию ее прошлого.

Ежегодно в детском саду мы проводим народные праздники, изучаем песни, пляски, читаем стихи о Родине. Однако стало очевидно, что система работы в этом направлении требует изменений, создание новой обстановки. Одной из форм ознакомления детей с культурой своей страны, воспитания любви к ней организация в саду мини- музея . Организация мини -музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм работы с детьми, обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом. Мини – музей играет большую роль в приобщении ребенка к историческому, культурному, природному наследию, способствует формированию толерантности, познавательному, творческому, эмоциональному развитию, вызывает интерес к коллекционированию.

Проект мини – музей «Русская матрешка » направлен на приобщение детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.

Продолжительность проекта : долгосрочный (один год)

Вид проекта : познавательно-творческий

Участники проекта : Дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель проекта : развивать у детей познавательно - творческую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

Основные задачи проекта :

1. Создать систему работы по приобщению детей к русской народной культуре ;

2 Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам;

3. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла;

4. Систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке , о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки.

Гипотеза : Данный проект пополнит знания детей о русской матрешке , приобщит их ко всем видам национального искусства, от игрушки до сказки. Используя фольклор, знакомя детей с искусством русского народа , с народными играми, промыслами, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудем у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.

Ожидаемые результаты проекта

Cформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси , о разновидностях матрешки по месту возрождения;

Cформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др. ;

Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

Пробуждение национального самосознания.

У родителей

Расширение кругозора по данной теме;

Приобщение к истокам русской народной культуры ;

Участие вместе с детьми в художественно – творческой деятельности ДОУ;

Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов

Создание единого воспитательно – образовательного пространства в процессе реализации проекта ;

Разработка методического материала по проекту мини-музей «Русская матрешка » : картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой; иллюстрации о разновидностях матрешек , дидактические игры;

Электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка »

Этапы реализации проекта

Вводный - Изучение материалов по музейной педагогике в ДОУ.

Подбор литературы по теме.

Подбор иллюстраций, приобретение материалов для творчества.

Накопление и систематизация информации по проблеме.

Обогащение предметной среды ДОУ, становление целостных представлений участников проекта о культуре и традициях своего народа, о своей национальной принадлежности.

1. Постановка целей и задач перед коллективом, родителями воспитанников ДОУ (педсовет, консультации)

2. Поисковая деятельность участников проекта по сбору экспонатов -«матрешек »

3. Оформление мини-музея «Русская матрешка »

4. Перспективный тематический план работы в мини-музее .

Основной

Основной

Передача детям нравственных и эстетических ценностей народа

Обогащение представлений у участников проекта о традиционной культуре русского народа .

Расширение сведений у детей об обычаях, традициях, народных промыслах и ремеслах русского народа .

Погружение ребенка и действенное проживание им атмосферы устного народного и декоративно-прикладного творчества, праздников и обрядов.

Проведение занятий- посиделок, экскурсий для детей, родителей ДОУ по темам :

1. «Как жили наши предки»

2. Народные промыслы и ремесла

3. Как появилась матрешка .

4. Загорская матрешка

5. Семеновская матрешка

6. Полхов – майданская матрешка

7. Разучивание с детьми пословиц, загадок, стихов, песен и т. д. связанных с темой проекта

8. Беседа с детьми о липе, как о поделочном материале, о бережном отношении к природе

9. Составление творческих рассказов о матрешке , оформление альбома «Народная игрушка»

10. Изготовление подарочных сувениров.

Этапы Цели этапа Предполагаемый результат Содержание Сроки

Итоговый

Сохранение и преумножение духовных, нравственных, культурных ценностей и традиций русского народа

Пробуждение чувства любви, радости, гордости и бережного отношения к истории своего народа

Обогащение эмоциональной сферы участников проекта

Становление национального самосознания, гражданско – патриотического поведения у всех участников проекта

1. Описание истории создания мини –музея «Русская матрешка » в фотолетописи

2. Организация и проведение тематического развлечения «Матрешка приглашает… »

3. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом

4. Участие детей в фольклорных и этнографических конкурсах.

Реализация проекта

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям, начиная с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы – «погружение в культуру» . Это «погружение в культуру» стало возможным благодаря реализации проекта мини – музей «Русская матрешка » в МБДОУ детский сад «Степашка» .

На подготовительном этапе реализации проекта проходил сбор экспонатов – матрешек . В сборе экспонатов активно участвовали как члены нашего коллектива, так и семьи наших воспитанников.

Для погружения в культуру наших предков были разработаны занятия, связанные с русским промыслом , с народным фольклором, с праздниками старины.

Таким образом, приобщение дошкольников к культуре дает детям возможность испытать полноту бытия. Культура вводит в систему личностных потребностей и представлений. А ведь это та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами и образами.

Список литературы

1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду : практическое пособие. - М. ,АРКТИ, 2007

2. Дошкольное образование и традиционная народная культура : опыт, проблемы, пути развития. - Барнаул, 2004

3. Затеева Е. В. От родного порога –Барнаул, 2004

4. Затеева Е. В. Малыш в мире искусства родного края. – Барнаул, 2006

5. Затеева Е. В., Попова Л. М., Бойко Г. Н., Поздняева Е. Ю. Деятельность педагога по осуществлению гражданско – патриотического образования детей. – Барнаул, 2010

6. Михина Е. Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет» Издательство «Учитель» 2010

7. Соловьева Л. Н. «Русская матрешка » , Москва- ИНТЕРБУК, 1993

8. Материалы из сети Интернет