Десять кубанских народных песен. Биография Кубанские композиторы

Место и роль Плотниченко в музыкальной культуре Кубани Григорий Максимович Плотниченко известный на Кубани композитор, фольклорист, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог, просветитель, создатель Краснодарской краевой композиторской организации, внесший выдающийся вклад в развитие культуры, профессионального музыкального искусства, становление вокально-хоровой школы Кубани.


Произведения Талантливый композитор, фольклорист, хоровой дирижер, педагог и общественный деятель, Г.М. Плотниченко был беспокойным человеком и ярким художником. Его талант был лирическим, поэтому именно ему принадлежит лирический гимн Кубани – «Кубанские синие ночи». Одухотворенностью, благородством и мудростью отмечены его хоровой реквием «Маки на Малой земле», баллада «У старого кургана», его хоровые фрески («Дуб», «Облака»), романс «В седых морях», песни, обработки фольклора.


Просветительская работа Композитор стоял у истоков открытия в крае отделения Всероссийского хорового общества. В течение ряда лет он возглавлял общество, и под его руководством нащупывались новые формы просветительской работы: детские хоровые студии, фестивали, конференции и семинары хормейстеров и многое другое – общественно важное и нужное.


Организаторская деятельность Г.М. Плотниченко приложил много усилий для открытия музыкально- педагогического факультета при Краснодарском педагогическом институте (1960) и многие годы был деканом факультета. Это целиком его детище. Можно сказать, что высшее музыкальное образование на Кубани начиналось с Г.М. Плотниченко.


Результаты деятельности Открытие музыкально-педагогического факультета, стремительное оживление и развитие музыкальной культуры Кубани обусловило приток в Краснодар высокопрофессиональных музыкантов- педагогов (композиторов Н.М. Хлопкова, В.А. Лаптева, Г.А. Селезнева), музыковеда В.М. Щеглова, а также способствовало консолидации музыкантов, уже работавших в крае. Г.М. Плотниченко сумел сплотить вокруг себя группу композиторов и музыковедов, стремился помогать им творчески и материально, закрепить в крае талантливых музыкантов-исполнителей.


Создание композиторской организации на Кубани В июне 1966 года в Краснодаре была создана краевая композиторская организация, и композиторское творчество, музыкальная наука и образование, художественное осмысление фольклора, музыкальное исполнительство – вся профессиональная музыкальная культура Кубани получила мощный стимул развития.


Либерализации общественной жизни в 60-е годы XX в. и деятельность Г.М.Плотниченко Именно в эти годы достигло расцвета своих творческих сил и социальной активности поколение деятелей, прошедших и переживших войну, свято веривших в светлое будущее своей страны, наделенных доброй волей и созидательными устремлениями.


Композиторская организация Просветительская деятельность нового творческого союза обрела большую общественную значимость. Именно композиторская организация стала инициатором и организатором ежегодного фестиваля «Кубанская музыкальная весна», творческих пленумов, авторских концертов, шефских выступлений, широкомасштабной и планомерной пропаганды серьезного искусства.


Премия имени Г.М. Плотниченко В июле 1999 года учреждена премия администрации края в области вокально- хорового искусства имени Г.М.Плотниченко, которая присуждается деятелям музыкального искусства, внесшим значительный вклад в развитие культуры Кубани: профессиональным композиторам, создавшим крупные вокально- хоровые произведения, вокалистам- исполнителям, хоровым коллективам, ансамблям, а также музыковедам - за значительные исследования в области фольклора, хоровой и вокальной музыки.


Лауреаты премии им. Г.М.Плотниченко В 2003 году лауреатом премии имени Г.М. Плотниченко стал известный в крае хормейстер, руководитель хора молодежи и студентов ТО «Премьера» Генрих Ковалев. В 2005 году лауреатом премии стал известный кубанский композитор, доктор педагогических наук, профессор член союза композиторов России Борис Целковников.


Слава хоровых коллективов Кубани известна далеко за ее пределами: в России продолжателем хоровых традиций знаменитого хора В. Минина считают Камерный хор Краснодарской филармонии. В 2007 году именно этот коллектив под управлением народного артиста России Вячеслава Яковлева стал лауреатом премии администрации края в области вокально-хорового искусства имени Г.М. Плотниченко.



Открытый урок

по музыкальной литературе для учащихся 1 класса (пятилетнее обучение)

«Кубанские композиторы – детям»

Преподаватели ДШИ №12

Колтун Е.А. и

Нехаенко Д.С.

Цели:

- дать представление детям о символах города Краснодара : флаге, гимне, гербе;

Сформировать представление о музыкальной культуре и музыкальной жизни родного края, о взаимосвязи народной и авторской профессиональной музыки, воспитывать уважение к музыкально-культурному наследию своей малой родины и непосредственно к творчеству В. Захарченко и В. Кеворкова;

Сформировать любовь к Кубани и сопричастность к региональной культуре у учащихся Краснодарского края.

Привлечь внимание педагогической общественности, учащихся Кубани к личностям композиторов;

Сформировать культуроведческую компетентность учащихся.

Оборудование: ПК, проектор мультимедиа, экран, фотографии, портреты.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Изложение нового материала.
Лекция.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с композиторами нашего края.

Ребята, а как называется наш край?

Краснодарский край - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля и одетые в изумруд виноградники. И, конечно же, столицей нашего края является прекрасный город Краснодар.

Ребята, скажите, а какие символы есть у каждого города ?

Учитель: Итак, символами любого города являются: флаг, герб и гимн. Давайте посмотрим как выглядит флаг города Краснодара (показ). Он состоит из двух горизонтальных полос желтого внизу и белого вверху цветов. В центре флага помещена красная крепостная стена с двумя выходящими по сторонам башнями, на которые опирается лапами черный двуглавый орел, коронованный тремя желтыми Императорскими коронами, на груди которого в красном щите обращенный влево всадник на коне, поражающий копьем обращенного и обернувшегося черного крылатого змия. Поверх стены красный с желтой каймой сердцевой щиток, и в нем коронованный вензель Екатерины II желтого цвета.

Желтый цвет - цвет богатства, символ могущества, веры, знатности, постоянства, прочности.

Белый цвет - цвет чистоты, правдивости, благородства.

Красный цвет - символ любви, мужества, смелости, великодушия.

Черный цвет

- мудрости, осторожности, постоянства.

А это герб города Краснодара (показ). А теперь мы с вами подошли к музыкальному символу города Краснодара, гимну.

Ребята, а вы знаете, что такое гимн?

Учитель: Гимн – это торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого либо или что либо. Гимны исполняются в торжественной обстановке на официальных мероприятиях. При это все присутствующие должны встать и снять головные уборы.

Итак, стихи были написаны С.Хохловым, а музыка В.Г. Захарченко. Известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко (показ портрета, фотографий).

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с этим замечательным композитором.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много - песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором (показ фотографий хора). В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые , в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека - труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песня. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора (просмотр видео с выступлением Кубанского казачьего хора, песня «Ой стога, стога…»).

Учитель: А сейчас ребята, мы познакомимся ещё с одним замечательным кубанским композитором.

Музыковед, композитор, педагог, общественный деятель.

Окончил Краснодарское музыкально-педагогическое училище (1960) и теорети-ко-композиторский факультет Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (1967, руководитель Б.А. Сосновцев); аспирантуру Российской государ-ственной академии музыки им. Гнесиных (1975, руководитель А.Г. Чугаев).

Трудовую деятельность начал учителем пения в одной из краснодарских школ (1960-1961). В годы обучения в консерватории работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин этой же консерватории (1965-1967), преподавателем Сара-товского театрального училища (1966-1967). С 1967 по 2017 – преподаватель, старший преподаватель (1968), доцент (1983), заведующий кафедрой теории и истории музыки (1985-1986), декан музыкально-педагогического факультета (1986-1992), профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Красно-дарского государственного института культуры.

На съездах Союза композиторов СССР и РСФСР избирался членом ревизионной комиссии и членом правления Союза. С 1984 по 1998 возглавлял Краснодарскую организацию Союза композиторов России (председатель правления). С 1994 по 1996 – руководитель объединения композиторских организаций «Юг России».

Участвовал в работе съездов, творческих пленумов, конференций и фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Суздале, Талине, Варшаве и др. Председатель оргкомитета Всероссийского фестиваля симфонической и камерной музыки «Эоловы струны» (1993, 1994, 1995), участник организованного СК России музыкального передвижничества (Всероссийского фестиваля) «Панорама музыки Рос-сии».

На протяжении многих лет активно занимался музыкально-просветительской деятельностью, выступая на сценах концертных организаций Краснодара и других го-родов Кубани. Автор и ведущий большого количества музыкальных передач краевого радио и телевидения.

Автор книг и многочисленных статей в центральной и региональной печати, посвященных творчеству русских (в том числе кубанских) композиторов, кубанскому песенному фольклору, проблемам развития отечественной музыкальной культуры.

Кандидат искусствоведения (1978). Диссертация «О драматургических принци-пах творчества Родиона Щедрина».

Член Союза композиторов России (1974).

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992).

Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (1995).

Профессор (1993).

  • Лауреат премии им. просветителя Кубани К. Россинского и независимой премии им. народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко.
  • Почетный профессор Краснодарского государственного института культуры (2016).
  • Почетный деятель Союза композиторов России (1996).

Основные произведения В.Г. Комиссинского:

  • Симфония с хором в 4-х частях.
  • Концертино для фортепиано и струнного орк. (2005).
  • Казачьи вечерние песни. Кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ан-самбля деревянных духовых и ударных инструментов (1998).

Изданные сочинения:

  • 1. Песни моей матери: вокал. цикл для голоса и ф.-п. Слова народные. – М.: Композитор, 1996.
  • 2. Служба царская: вокал. цикл для низкого женского голоса и флейты. Слова народные. – Краснодар: Эоловы струны, 2001.
  • 3. Казачьи вечерние песни: кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ансамбля деревянных духовых и ударных инструментов; клавир. – Краснодар: Кубан-ский народный хор, 2001.
  • 4. Симфония с хором, в 4-х частях; клавир. – Краснодар: Эоловы струны, 2002, 61 с.
  • 5. Десять романтических пьес для ф.-п. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, 47 с.
  • 6. Казачьи вечерние песни: кантата для смешанного хора, контральто, ф.-п. и ансамбля деревянных духовых и ударных инструментов; партитура. – Краснодар: Про-свещение-ЮГ, 2008.

Музыковедческие работы В.Г. Комиссинского
Отдельные издания

  • 1. Музыка и человек. (В помощь лекторам, преп. и слушателям нар. ун-тов). – Краснодар, 1970. 25 с.
  • 2. Музыка наших дней. (В помощь лекторам, преп. и слушателям нар. ун-тов). – Краснодар, 1972. 42 с.
  • 3. Родина, революция, Ленин в произведениях Родиона Щедрина. (В помощь лекторам). – Краснодар, 1977. 29 с.
  • 4. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина; ред. и вступит. ст. М.Е. Тараканова. – М.: Сов. композитор, 1978. 191 с.
  • 5. Композиторы и музыковеды Кубани: биографический и библиографический справочник. – М.: «Биоинформсервис», 1998. 120 с.
  • 6. Государственный академический Кубанский казачий хор. – Краснодар: Ку-банский казачий хор, 2000 (на рус. и англ. яз.).
  • 7. Музыка, творчество, жизнь. Статьи, материалы, документы; ред.-сост. Л.В. Комиссинская. – Краснодар: Эоловы струны, 2007. 245 с.
  • 8. 70 лет Краснодарской государственной филармонии им. Г.Ф. Пономаренко. – Краснодар: «Кубань-книга», 2009. 50 с.
  • 9. Григорий Пономаренко: «Душа моя – вулкана кратер»: монография. – Крас-нодар: КГУКИ, 2012. 150 с.

Статьи в книгах, сборниках и журналах

  • 1. Песни моей матери // Кругозор. 1970. № 6. С. 12.
  • 2. В поисках главной песни // Кубань. 1973. № 4. С. 104.
  • 3. Встречи с песней // Музыкал. жизнь. 1975. № 17. С. 7.
  • 4. «Поэтория» Родиона Щедрина. Новые издания // Музыкал. жизнь. 1976. № 5. С. 24.
  • 5. Встречи с песней // Кубань. 1976. № 11.
  • 6. Эпическая песнь Ленину // Сов. музыка. 1980. № 4. С. 4.
  • 7. Народные песни Кубани // Мелодия. 1984. № 4.
  • 8. Певец берез российских // Григорий Пономаренко и его песни. – М.: Музыка, 1987.
  • 9. [Юрий Александрович Симакин] // Симакин Ю.А. «Тихая моя Родина»: напе-вы и наигрыши для ф.-п. – Краснодар: [Краснодар. орг-ия СК России], 1992. С. III.
  • 10. Каплан Туко // Петрусенко И.А. Каплан Туко. – Майкоп, 1992.
  • 11. Первый Карачаево-Черкесский (балет М. Кочкарова «Айтуган – дочь Кар-чи») // Юго-Полис. 1994. № 2.
  • 12. Проблема контраста в теории и практике музыкального искусства // Акту-альные проблемы музыкального образования. – Краснодар: КГАК, 1994.
  • 13. Мелодии родной земли // Туко К. Мир вам, люди. – Майкоп, 1994.
  • 14. Последние свидетели (Симфония-реквием В.Магдалица). – Краснодар: ТО «Премьера», 1995.
  • 15. Российский Орфей (памяти Григория Пономаренко) // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1996. № 2-3.
  • 16. Краснодарская хоровая капелла мальчиков // Поет Краснодарская капелла мальчиков. – М.: Композитор, 1999.
  • 17. На пути к песенному театру // Кубанские частушки, припевки, страдания, за-стольные песни; запись и подг. текста И.Н. Бойко. – Краснодар. Фольклорно-творческий центр народов Северного Кавказа, 2002.
  • 18. «Ты Кубань, ты наша Родина» // Гимн Краснодарского края «Ты Кубань, ты наша Родина». Музыка народная, слова К. Образцова. Переложение для духового ор-кестра, 4-х хоров и ф.-п. В. Спиридонова. – Краснодар: Эоловы струны, 2002.
  • 19. Музыка родного края // Донченко Ю. Музыка родного края: избранные транскрипции для духового оркестра на темы песен композиторов Кубани. – Красно-дар: Эоловы струны, 2002.
  • 20. Все остается людям. Воспоминания о Г.М. Плотниченко // Наш современник Григорий Плотниченко; сост. Н. Магдалиц. – Краснодар: Эоловы струны, 2003.
  • 21. Блестящее начало перемен. Свою оценку переменам, преобразившим музы-кальный театр Кубани, дают люди искусства // Кубан. новости. 2003. 22 февр.
  • 22. «Сказ о Кубани» И.М. Косяка // Косяк И. Сказ о Кубани: увертюра для ор-кестра русских народных инструментов; партитура. – Краснодар: Эоловы струны, 2003.
  • 23. Григорий Пономаренко: «Душа моя – вулкана кратер» // Григорий Понома-ренко: творчество и судьба (к 90-летию со дня рождения) : сб. статей. – Краснодар: КГУКИ, 2010. С. 5-65.

Статьи в периодической печати

  • 1. Покоривший всех // Заря молодежи (Саратов). 1964. 3 апр.
  • 2. «Двенадцать» // Заря молодежи (Саратов). 1964. 8 апр.
  • 3. Встретились два хора // Коммунист (Саратов). 1965. 11 марта.
  • 4. Играют молодые пианисты // Коммунист (Саратов). 1965. 29 окт.
  • 5. За тремя веками // Черноморская здравница. 1967. 31 янв.
  • 6. Веселое представление // Сов. Кубань. 1969. 2 окт.
  • 7. Яркий талант // Сов. Кубань. 1969. 7 окт.
  • 8. Звучал Шопен // Комсомолец Кубани. 1970. 18 апр.
  • 9. Подлинная народность // Сов. Кубань. 1974. 5 апр.
  • 10. Песни Виктора Пономарева // Сов. Кубань. 1974. 14 авг.
  • 11. В поиске // Комсомолец Кубани. 1974. 15 авг.
  • 12. Многоцветье кубанской песни // Комсомолец Кубани. 1975. 23 сент.
  • 13. Вдохновение и мастерство // Комсомолец Кубани. 1975. 2 дек.
  • 14. Поиски и свершения. К итогам Третьего пленума Краснодарской компози-торской организации // Сов. Кубань. 1977. 30 апр.
  • 15. Гости из Новосибирска // Комсомолец Кубани. 1977. 28 дек.
  • 16. Авторский вечер Александра Дудника // Сов. Кубань. 1978. 18 апр.
  • 17. «Русской музыки оркестр» // Сов. Кубань. 1978. 27 сент.
  • 18. Поют студенты // Комсомолец Кубани. 1978. 12 окт.
  • 19. В поисках своего зрителя // Комсомолец Кубани. 1978. 28 нояб.
  • 20. Необычный концерт // Комсомолец Кубани. 1979. 16 янв.
  • 21. Преданность музыке // Сов. Кубань. 1979. 3 апр.
  • 22. Пусть всегда будет музыка. Четвертый пленум композиторов Кубани // Ком-сомолец Кубани. 1981. 15 апр.
  • 23. Кто звонче? // Комсомолец Кубани. 1983. 6 апр.
  • 24. Песни мужества // Комсомолец Кубани. 1985. 16 апр.
  • 25. Все остается людям // Комсомолец Кубани. 1985. 22 мая.
  • 26. У песни – удивительная сила. Имя в искусстве // Комсомолец Кубани. 1985. 13 авг.
  • 27. Озарение красотой // Комсомолец Кубани. 1985. 19 окт.
  • 28. Музыка – это о главном, глубоком и сокровенном; беседу вела Т. Василев-ская // Комсомолец Кубани. 1985. 19 нояб.
  • 29. Песня людям труда // Комсомолец Кубани. 1986. № 141.
  • 30. Играет Игорь Юницкий // Комсомолец Кубани. 1987. 1-7 янв.
  • 31. Призвание – вдохновение // Комсомолец Кубани. 1989. № 239.
  • 32. Заиграй, Пономаренко // Сов. Кубань. 1989. 2 сент.
  • 33. Музыка Веры, Добра и Надежды // Сов. Кубань. 1991. 13 февр.
  • 34. О Каплане Туко и его музыке // Сов. Адыгея. 1993. № 23.
  • 35. «Эоловы струны». Юбилейный фестиваль симфонической и камерной музы-ки // Вольная Кубань. 1993. № 108. 8 июня.
  • 36. Два балета в театре «Премьера» // Сов. Адыгея. 1994. 11 янв.
  • 37. Русская духовная музыка // Вольная Кубань. 1994. 20 мая.
  • 38. Рождение песни // Вольная Кубань. 1995. 17 янв.
  • 39. Мятежная душа музыки. Третий Всероссиский фестиваль симфонической и камерной музыки «Эоловы струны» в Краснодаре // Краснодар. известия. 1995. № 208.
  • 40. Из рода русских звонарей. Григорий Пономаренко // Кубан. новости. 1996. 2 февр.
  • 41. Творческий союз – единое культурное пространство страны. Проблемы му-зыкальной культуры // Кубан. новости. 1996. № 30.
  • 42. И невозможное возможно. Краснодарской композиторской организации ис-полняется тридцать лет // Кубан. новости. 1996. 31 мая.
  • 43. О Г.Ф. Пономаренко // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 44. Кладовая памяти // Краснодар. известия. 1996. № 202.
  • 45. Город богатеет балетом // Краснодар. известия. 1996. № 234.
  • 46. Чем вам памятен 1996 год? // Кубан. новости. 1997. № 1.
  • 47. Жизнь в танце. Творческий портрет Николая Кубаря // Кубан. новости. 1997. № 218.
  • 48. Все остается людям // Вольная Кубань. 1997. 26 дек.
  • 49. Последний классик русской музыки. [Ушел из жизни Георгий Свиридов] // Вольная Кубань. 1998. 10 янв.
  • 50. Шедевры мировой классики // Кубан. новости. 1999. № 46.
  • 51. Хоровых дел мастер. Творческий портрет Вячеслава Яковлева // Кубан. но-вости. 2000. 11 февр.
  • 52. Звучащая летопись Кубанского казачьего хора // Кубан. новости. 2000. № 17.
  • 53. Звездный час Виктора Захарченко // Кубан. новости. 2000. № 96.
  • 54. Он сочинял музыку, как дышал – широко и привольно // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 55. Дом, где музы служат людям // Вольная Кубань. 2009. 20-22 мая; 26 мая.
  • 56. Любовь Вероники // Вольная Кубань. 2009. 26 нояб.

Выступления по Краснодарскому краевому телевидению (выборочно)

  • 1968 «Во весь голос». Оратория Георгия Свиридова.
  • Беседы у рояля. Композитор Родион Щедрин.
  • 1969 «Песни моей матери». Кубанский песенный фольклор.
  • Беседы у рояля: Дмитрий Шостакович; Микаэл Таривердиев; Кара Караев.
  • Музыканты нашего города: Алла Третьякова; Игорь Булахов и Михаил Ескин; В. Крадин; Композитор А. Гандельсман [Журбин]; Композитор Татьяна Васильева; Эмилия Серебренникова.
  • Диалог о песне. Беседа с композитором В.Д. Пономаревым.
  • Искусство Зары Долухановой.
  • Баян и песня.
  • 1971 Оратория Р. Щедрина «Ленин в сердце народном».
  • Орнамент. Играют В. Михайлов и А. Ломаев.
  • Музыка в моей жизни. Николай Кириченко.
  • У нас в гостях. Хор мальчиков «Тополек».
  • 1972 А.Н. Срябин – 100 лет со дня рождения.
  • Поговорим о музыке.
  • Песня – душа народа.
  • 1973 Встреча с композитором Павлом Черноиваненко.
  • Музыканты нашего города: Наталья Коробейникова; Играет ансамбль русских народных инструментов «Сувенир»; Таисия Дробова; Виктор Пономарев.
  • Киномузыка Микаэла Таривердиева.
  • Беседы у рояля. Арам Хачатурян.
  • 1974 Оркестр русских народных инструментов Краснодарского института культуры.
  • Беседы у рояля: Сергей Рахманинов; И.С. Бах.
  • Композитор Александр Дудник.
  • 1975 Оркестр русских народных инструментов п/у Александра Дудника.
  • Встреча с В.Д. Пономаревым.
  • Последние сочинения Д.Д. Шостаковича.
  • Беседы у рояля. Играет Лидия Марченко.
  • Встреча с Кубанским казачьим хором.
  • Композиторы Кубани.
  • 1977 Музыканты нашего города: Виталий Кеворков; Александр Дудник.
  • К итогам Третьего пленума композиторов Кубани.
  • Фестиваль художественного творчества.
  • Играет оркестр п/у Игоря Булахова.
  • Русские народные музыкальные инструменты: Балалайка; Домра; Играет Борис Тропицын.
  • Композиторы Кубани Октябрю.
  • 1978 Русские народные музыкальные инструменты. Баян.
  • Играет Наталья Коробейникова.
  • У нас в гостях. Русский оркестр.
  • 1979 Музыка Мендельсона.
  • 1983 Григорий Пономаренко.
  • 1985 Беседа с поэтом Виталием Бакалдиным.
  • 1986 Григорий Пономаренко. Все остается людям.
  • 1987 Молодые Композиторы Кубани.
  • Отрадненские частушки.
  • Мы вас приглашаем! Музыкально-педагогический факультет.
  • Авторский концерт Владимира Магдалица.
  • Четвертый пленум композиторов Кубани.
  • 1991 Открытие Центра песни Григория Пономаренко.
  • 1992 Встреча. Интервью В.Г. Комиссинского по проблемам музыкальной культуры Кубани.
  • «Всенощное бдение» Григория Пономаренко.
  • «Эоловы струны». Первый Всероссийский фестиваль симфонической и камер-ной музыки в Краснодаре (совместно с В. Магдалицем).
  • Наш фестиваль Беседа с В. Казениным и Б. Целковниковым.
  • 1994 Краснодарский камерный хор.
  • «Венок городу». Художественно-публицистический фильм телевидения России («Видеоинтернейшнл»), посвященный Первому Всероссийскому фестивалю «Эоловы струны» к 200-летию Екатеринодара-Краснодара.
  • 1996 Встреча для вас. Краснодарская телерадиокомпания «Пионер». Интервью В.Г. Комиссинского.
  • Краснодарской организации СК России 30 лет (интервью В.Г. Комиссинского).
  • 1997 Охота на волков. Беседа с В.Г. Комиссинским. ТРК «Екатеринодар».
  • 1998 Право на биографию. Виктор Комиссинский.
  • «Друзья Григория Пономаренко». В. Комиссинский.
  • 1999 Вячеслав Яковлев и его Камерный хор.
  • Амирбий Кулов и ансамбль танца «Нальмэс».
  • Виктор Белоусов и Татьяна Сорокина.
  • 2000 Народный артист России Анатолий Лизвинский.
  • Директор Краснодарского камерного хора Л.П. Белевцов.
  • Заслуженный художник России Светлана Демкина.
  • Атаман В. Громов и скульптор Ольга Яковлева.
  • Художник М.А. Климарев.
  • Заслуженный деятель искусств РФ Александр Дудник.
  • Территория общения. Роза Лаво.
  • Профессор Н.Л. Межлумова и ее ученики.
  • Ансамбль ударных инструментов ТО «Премьера». Виктор Бурдь.
  • Заслуженная артистка РФ Н.М. Кременская.
  • 2001 Молодые артисты Кубанского казачьего хора Анна Косякова и Елена Куликов-ская.
  • Гастроли Кубанского казачьего хора по города Сибири. Беседа с В. Вишневским и А. Рабочим.
  • Заслуженный работник культуры РФ Н. Ускирев.
  • Поет Роман Троян.
  • Территория общения. Заслуженный деятель искусств России Владимир Черняв-ский.
  • Профессор Наталья Коробейникова.
  • Композитор Николай Некоз.
  • У нас в гостях Н. Власов и Вл. Вальс.
  • Территория общения. Заслуженный деятель искусств Адыгеи, заслуженный учи-тель Кубани, профессор Гисса Чич.
  • Композитор Виталий Кеворков.
  • 2002 Поет Александр Плахтеев.
  • Старинная музыка в исполнении Н. Коробейниковой.
  • Краевой театр кукол сегодня. Беседа с И. Беловой и В. Прасол.
  • Краевая филармония сегодня.
  • Территория общения. Игорь Анисимов.
  • 2003 «Звезды искусства Кубани. Григорий Пономаренко». Документальный фильм о творческом пути композитора (сценарий Т. Василевской). ГУП «Центр инфор-мационного и экономического развития печати, телевидения и радио Краснодарского края», АНО «Краснодарская киностудия», 2003.
  • 2008 В.Г. Комиссинскому 70 лет. Новое телевидение Кубани.
  • 2010 «История в лицах». Григорий Пономаренко. Документальный фильм (сценарий Т. Дунаевой). ООО ТК «Звезда Кубани», 2010.
  • 2011 Освобождению Краснодара от фашистских захватчиков. Документальный фильм с использованием музыки В. Комисссинского.
  • 2014 «Святыни Кавказа». Документальный фильм об истории Екатерининского храма Краснодара (сценарий Т. Дунаевой), с использованием музыки В. Комиссинского. ТВ «Звезда Кубани».
  • Юбилей В.И. Журавлевой-Пономаренко.

Выступления по Краснодарскому радио

  • 1969 В мире музыки.
  • 1971 «Моя фонотека». Кантата С.Прокофьева «К 20-летию Октября».
  • 1972 Человек идет за песней. Беседа с С.И. Еременко.
  • 1975 Ходит песенка по кругу. Беседа с В.Г. Захарченко.
  • Берегите самородное.
  • «Этот день Победы». Литературно-музыкальная композици (совместно с Л.В. Комиссинской).
  • «Зимняя фантазия». Литературно-музыкальная композиция (совместно с Л.В. Комиссинской).
  • По страницам будущей книги. Композитор Родион Щедрин.
  • 1977 Творческий портрет Виктора Захарченко.
  • Играет Борис Тропицын.
  • 1984 Вокальный цикл В. Магдалица на стихи А. Вознесенского.
  • 1985 Григорий Пономаренко – народный артист России.
  • Владимир Магдалиц. «Прощальные песни».
  • Празднику Победы посвящается. Конкурс.
  • 1986 Виктор Лихоносов. «Элегия».
  • Молодые композиторы Кубани.
  • На Седьмом съезде композиторов СССР. Беседа с Г. Селезневым и В. Бурыле-вым.
  • 1987 Шестой пленум композиторов Кубани.
  • Композитор Лев Смирнов.
  • 1989 Творческий пленум композиторов Кубани.
  • 1993 Русский романс.
  • 1994 Русская духовная музыка в исполнении Краснодарского камерного хора.
  • 2000 Беседа В. Фролкина и В. Комиссинского.

Литература о творческой деятельности В.Г. Комиссинского

  • 1. Марков В. Беседы у рояля // Комсомолец Кубани. 1970. 3 марта.
  • 2. Слепов А.А., Калачев Ю.Т. Краснодарская организация Союза композиторов России. – Краснодар, 1977. С. 7-8.
  • 3. Мхитарян А. Задачи дня. С Третьего пленума композиторов Кубани // Комсо-молец Кубани. 1977. 29 апр.
  • 4. Тараканов М.Е. Предисловие // Комиссинский В.Г. О драматургических принципах творчества Родиона Щедрина. – М.: Сов. композитор, 1978. С. 4-10.
  • 5. Кузнецов В. Звучат творения Вивальди // Комсомолец Кубани. 1978. 27 окт.
  • 6. Генина Л. Очень трудное дело. Вопросы критики // Сов. музыка. 1978. № 11. С. 23.
  • 7. Семенов Ю. О музыке современника: [рец. на книгу В. Комиссинского «О драматургических принципах творчества Родиона Щедрина] // Сов. музыка. 1979. № 5. С. 101-102.
  • 8. Сычев И. В творческих организациях РСФСР. Краснодар // Музыка России. Вып. 3. – М.: Сов. композитор, 1980.
  • 9. Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Советские композиторы и музыковеды: спра-вочник, в 3-х т. Т. 2. К-Р. – М.: Сов. композитор, 1981. С. 79.
  • 10. Сычев И.Б. По Российской Федерации. Краснодар // Музыка России. Вып. 4. – М.: Сов. композитор, 1982. С. 366-368.
  • 11. Корев Ю. Первый Адыгейский… // Сов. музыка. 1985. № 12. С. 58-60.
  • 12. Титов С. Итоги года // Информационный бюллетень секретариата правления Союза композиторов СССР. – М.: Сов. композитор, 1986, № 4-5. С. 32-33.
  • 13. Пшеничная И. По пути перестройки // Сов. Кубань. 1987. 16 апр.
  • 14. Полозков И.К. Не только комплименты // Сов. культура. 1987. 6 июня.
  • 15. Василевская Т. Не запретить, а воспитать // Сов. Кубань. 1987. 26 июня.
  • 16. Мирошникова С., Яворская М. Песнь братства // Адыгейская правда. 1987. 28 нояб.
  • 17. Фиш Э. Нет силы крепче // Дагестанская правда. 1988. 14 апр.
  • 18. Борисов Г. «В профессии я счастлив» // Комсомолец Кубани. 1988. 21 сент.
  • 19. Борисов Г. Симфония для оркестра, которого нет // Комсомолец Кубани. 1989. 1 февр.
  • 20. Василевская Т. Выбираю дело // Сов. Кубань. 1989. 10 марта.
  • 21. Захарова Т. Мелодии Кубани // Комсомолец Кубани. 1989. 16 дек.
  • 22. Чич Г. Интересно и разнообразно // Адыгейская правда. 1990. 4 янв.
  • 23. Зайцев Ю. О музыке, художнике и не только // Сов. Кубань. 1991. 10 авг.
  • 24. Титов С.А. Музыкальное творчество и Музыкал. жизнь республик Россий-ской Федерации. Краснодар // Музыка России. Вып. 9. – М.: Сов. композитор, 1991. С. 329.
  • 25. Решетняк Л. Так будет вечен наш союз // Кубан. новости. 1992. 13 мая.
  • 26. Петрусенко И.А. В.Г. Комиссинский // Петрусенко И.А. Путь к песне. Кн. 1. – Майкоп, 1992. С. 132-148.
  • 27. Решетняк Л. Доколе бедствовать? Культура на задворках. Встреча руководи-телей края с творческой интеллигенцией // Кубан. новости. 1992. 19 марта.
  • 28. Поздравляем! // Вольная Кубань. 1992. 7 июля.
  • 29. Поздравляем! // Вести годов юга России. 1992. № 37.
  • 30. Магдалиц В. Что завершено, что в работе, что задумано? // Музыкал. акаде-мия. 1993. № 2. С. 178.
  • 31. Вайль Д. Звучат «Эоловы струны» // Краснодар. известия. 1993. 17 июня.
  • 32. Николаева Н. Чем пахнет русский дух? // Кубан. курьер. 1994. № 190.
  • 33. Шинкевич С. Живое слово Божье // Человек труда. 1994. № 45.
  • 34. Иванюк С. Озаряет музыка сердца // Сов. Адыгея. 1995. № 238.
  • 35. Абдуллин Э. Пусть звучат «Эоловы струны» // Музыкал. жизнь. 1995. № 3. С. 11.
  • 36. В.Г. Комиссинский возглавил объединение композиторов Юга России // Краснодар. известия. 1995. 31 янв.
  • 37. Михлина И.И. Дела и планы. Члены Краснодарского регианального отделе-ния Международной академии информатизации // Кубань: проблемы культуры и ин-форматизации. 1995. № 1.
  • 38. Вайль Д. Большой в Краснодаре: [о концертном исполнении «Иоланты» П.И. Чайковского солистами Большого театра, Мариинского театра и театра им К.С. Станиславского] // Рассвет. 1996. № 23.
  • 39. Туко К. Идти своей дорогой // Сов. Адыгея. 1996. № 177.
  • 40. Абдуллин Э. Юбилейное // Культура. 1996. № 30.
  • 41. Червленский В. Аккордов пламенные звуки // Честь и Родина. 1997. № 2.
  • 42. Григорий Пономаренко и Маргарита Агашина – что было, то было // Много-уровневая система художественного образования и воспитания: сб. ст. ХI всеросс. науч.-практич. конфер. – Краснодар, КГУКИ. С. 177-184.
  • 43. Подскочий М. Творчество Алемдара Караманова: опыт характеристики [от-зыв о книге В. Комиссинского «О драматургических принципах творчества Р. Щедри-на»] // Алемдар Караманов – музыка, жизнь, судьба. Воспоминания, статьи, исследова-ния. – М.: Издательский дом «Классика ХХI века», 2005. С. 279.
  • 44. Тен-Ковина Н. Симфонические миры // Вольная Кубань. 2009. 12 янв.
  • 45. Григорий Пономаренко // Вольная Кубань. 2009. 11 февр.
  • 46. Ткаченко Г. Казачья память. Вокально-хоровые произведения в сопровожде-нии ф.-п., баяна. Вып 3. – Краснодар: «Просвещение-Юг», 2011.
  • 47. Бабенко Е.В. Анализ музыкальных произведений: учеб. пособие. – Красно-дар: КГУКИ, 2010. С. 13, 14, 19, 68, 74.
  • 48. Сальникова С.В. Знакомство с симфоническими произведениями кубанских композиторов // The News. 2015. 8 февр.
  • 51. Исаченко С.В. Джаз на Кубани в советский период: к истории вопроса // Му-зыка в пространстве медиакультуры: сб. статей по матер. второй междунар. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГИК, 2015. С. 100.
  • 52. Бабенко Е. Некоторые особенности музыкального языка и формообразования вокального цикла В.Г. Комиссинского «Песни моей матери» // Музыка в пространстве медиакультуры: сб. статей по матер. второй междунар. науч.-практич. конфер. – Краснодар: КГИК, 2015. С. 128-130.

ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

(биографическая справка)

Лауреат премии Администрации Краснодарского края в области культуры

Кубанский композитор Василий Михайлович Волченко родился 5 октября 1946 года в станице Старовеличковской Калининского района Краснодарского края. С раннего детства его окружала музыкальная среда: имея очень тонкий музыкальный слух, мать будущего композитора Прасковья Даниловна Губарева-Волченко прекрасно пела русские и кубанские народные песни, отец – Михаил Никифорович Волченко играл на струнных народных инструментах (балалайка, мандолина) и на баяне. Но особое влияние на музыкальное развитие ребенка оказал его дядя по отцу, известный в станице баянист-любитель Иван Никифорович Волченко. Музыкальные способности у мальчика обнаружились в раннем возрасте. Уже в пять лет он самостоятельно научился играть на полубаяне. Сначала юный музыкант играл по слуху, а годам к 10-11 элементарные сведения игры на баяне по нотам дал ему дядя. К этому периоду относятся и первые попытки творчества.

С шестилетнего возраста юный музыкант часто выступает в станичном клубе, позднее в общеобразовательной школе, где он учился. Исполнительство идет параллельно с творчеством, которому мальчик уделяет все больше внимания. С 1961 года В. Волченко регулярно получал консультации по сочинению из Центрального дома народного творчества имени Н. К. Крупской (Москва), где его консультантами были С. Н. Ряузов, Б. Ф. Смирнов и др.

И консультанты из Центрального дома народного творчества имени Н. К. Крупской и известный композитор Ю. М. Слонов настоятельно рекомендовали В. Волченко получить профессиональное музыкальное образование. В 1969 году музыкант поступает в Новороссийское музыкальное училище и заканчивает его по двум специальностям: народные инструменты (баян) и теория музыки. По сочинению он занимался у композитора О. О. Меремкулова. За время учебы в музыкальном училище В. Волченко написал ряд сочинений в разных жанрах. Одно из наиболее удачных сочинений училищного периода (Прелюдия №2 для фортепиано) было опубликовано издательством «Музычна Украина». В 1973 году В. Волченко поступает в класс композиции Ростовского государственного музыкально-педагогического института (ныне Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова). Наставником его по специальности в названном учебном заведении был известный композитор Л. П. Клиничев.

После окончания ВУЗа с 1978 года творческую работу композитор совмещает с преподавательской и концертмейстерской деятельностью, проживая в городах: Мариуполь (Украина), Майкоп, Краснодар.

Ведя класс композиции в музыкальном училище Майкопа, а потом в музыкальных школах Краснодара, В. Волченко воспитал значительное количество юных музыкантов, неоднократно подтверждавших свою творческую репутацию победами на городских и краевых конкурсах, а некоторые учащиеся закончили консерватории по классу композиции.

Композитор работает в разных жанрах. В его творческом портфеле симфонические, камерно-инструментальные, хоровые, вокальные, фортепианные произведения, музыка для русских народных инструментов (оркестра, различных ансамблей, баяна, аккордеона, русской гармони, балалайки, домры), песни, музыка для детей, обработки.

Музыке В. Волченко присущи с одной стороны драматизм, неукротимая энергия, динамичность, волевой напор, с другой – углубленная сосредоточенность, сдержанность, лирическая проникновенность, а иногда юмор и мягкая ирония.

На произведениях композитора воспитано уже не одно поколение музыкантов, так как сочинения В. Волченко исполняются в музыкальных школах, музыкальных училищах, академиях, консерваториях. С произведениями композитора неоднократно занимали призовые места на городских, краевых, всероссийских и международных конкурсах. Музыка В. Волченко звучала по Всесоюзному радио, краевому телевидению и радио. Его музыку исполняли Московский, Ростовский, Нальчикский и Краснодарский симфонические оркестры, такие известные коллективы, как РНО имени Н. П. Осипова, «Виртуозы Кубани», «Русская удаль», Мариупольский оркестр народных инструментов (Украина), «Казачья вольница», Краснодарский камерный хор, Краснодарский хор молодежи и студентов, пианистка Н. Коробейникова, баянист В. Детков, баянист-гармонист М. Ескин и др.

Произведения композитора издавались ведущими издательствами страны. В разные годы выпущены четыре авторских сборника (Москва, Краснодар).

В. Волченко – композитор многоплановый, но очень точно охарактеризовал этого художника выдающийся кубанский поэт И. Ф. Варавва, с которым долго сотрудничал композитор: «Работать с В. Волченко всегда интересно, так как он обладает комплексом, необходимым для серьезного творчества: настоящая одержимость, высокий профессионализм, большая требовательность, поразительная природная интуиция, огромная работоспособность, настойчивость в достижении поставленной задачи, удивительная твердость в отстаивании своих художественных принципов. Но, пожалуй, одним из основополагающих моментов в характеристике творчества этого художника является его национальная ориентированность. В этом творце без труда узнается истинно русский композитор, связанный с русским и кубанским казачьим фольклором».

Главной темой композитора В. Волченко была и остается любовь к России и Кубани. Любовь искренняя, из глубины души и сердца…

Василий Михайлович Волченко – член Союза композиторов России

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВАСИЛИЯ ВОЛЧЕНКО

Для симфонического оркестра
Симфоническая поэма (1978)
Концерт для оркестра (1981)
Праздничная увертюра (1985)
Симфония №1 (1995)
Южно-русский концерт для фортепиано с оркестром (2000)
Симфония №2 (2004)
Камерно-инструментальные
Соната для виолончели и фортепиано (1980)
Первый квартет (1982)
Для академического хора
Три хора на тексты и напевы Присвирья (1976)
Пять картинок природы на слова русских поэтов (1983)
Казачья ярмарка – концертино для хора, слова И. Вараввы (1990)
Русь, слова С.Есенина (1994)
Загуляли над лесом снега, слова П.Орешина (1998)
Родная сторона, слова С.Сафонова (2002)
Вокальные
Из поэзии Антонины Баевой – четыре вокальные миниатюры (1977)
Кубанские казачьи мотивы – вокальный цикл, слова И.Вараввы (1989)
Посадская – вокальная картинка, слова Н.Клюева (1991)
Старуха – вокальная картинка, слова Н.Клюева (1995)
Родина – вокальная картинка, слова П.Орешина (1998)
Для фортепиано
Токката – остинато (1983)
Просторы русские – поэма (1990)
Бег жизни (1997)
Осень – непогода (1997)
Краснодарские воображули (1999)
Изящный вальсок (2001)
Зимней ночью (2006)
Для оркестра русских народных инструментов
Кубанская увертюра (1996)
Кубанская рапсодия (1998)
Казачья кавалерийская – фантазия на кубанские темы (1999)
Над рекой Кубанью – сюита русской гармони и О.Р.Н.И. (1999)
Казачьи празднества – концерт для О.Р.Н.И. и хора (1999)
Край привольный казачий – увертюра (2007).
Концерт для Р.Н.О. (2007)
Для баяна
Парафраз на тему р.н.п. «Коробейники» (1986)
Кубанская походная (1988)
Скерцо (1991)
Парафраз на тему р.н.п. «Хороша наша деревня» (1992)
Вариации на тему песни Е.Родыгина «Едут новосёлы» (1995)
Станичные скачки – казачья фантазия (1993)
Приятные встречи – вальс (2002)
Неукротимое движение (2003)
Песни
Русская зима, слова и музыка В.Волченко (1979)
Метелица – метель, слова Д.Смирнова (1980)
Мчатся кони, слова Н.Сидоровой (1984)
Кубанушка, слова И.Вараввы (1994)
Мать – Россия, слова И.Вараввы (1996)
Девичья воля, слова И.Вараввы (1997)
Я казацкая ваша Кубань, слова И.Вараввы (2004)
Свети, рябина красная, слова В.Архипова (2005)
Полюшко – поле, слова И.Вараввы (2006)
АВТОРСКИЕ СБОРНИКИ
Избранные пьесы для баяна и аккордеона Москва, «Композитор», 1998
Звучи, гармонь, в казачьей стороне Краснодар, «Просвещение – Юг», 1999
Концертные пьесы для дуэта и трио баянов Краснодар, «Просвещение – Юг», 2005
С любовью к России. Песни. Краснодар, «Просвещение – Юг», 2007

С 1950 года на Кубани систематически изучается песенно-народное творчество фольклорными экспедициями Союза композиторов СССР. В этих экспедициях принимали участие композиторы А. Мосолов, В. Волков, Г. Плотниченко, музыковеды Н. Бачинская, С. Пушкина. Собранный музыкальный материал внимательно изучается. В итоге этой работы были опубликованы сборники: «20 кубанских народных песен», Краснодарское книжное издательство, 1954 год; «Пять кубанских народных песен», Музгиз, 1955 год; «Песни Краснодарского края», Советский композитор, 1959 год.
После этих публикаций интерес к музыкальному фольклору нашего края значительно возрос. Кубанские народные песни привлекли внимание музыкантов-профессионалов. Многие самодеятельные хоровые коллективы страны исполняют кубанские песни «Едет казак из дальнего края», «Летят утки», «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Московский композитор А. Мосолов написал симфонию на кубанские темы, композитор Г. Плотничеико — хоровую сюиту «-Кубань — земля Советская», фантазии для оркестра народных инструментов. Композитор П. Фомичев создал кантату «Кочубей» для солистов, хора и симфонического оркестра.
Десять кубанских народных песен, вошедшие в этот сборник, создавались народом в разное время. Различаются они и по жанровым признакам. Особый интерес представляют песни кубанского фольклора советского периода. Лирическая песня «Садилось солнце За горою» отражает события гражданской войны, казачья походная «То не тучи» — период Великой Отечественной войны. Созданные в разное время, две эти песни роднит общая патриотическая тема, чувство верности воинскому долгу, твердая вера в неминуемую победу правого дела.

Любовью к родному краю, к его необозримым просторам, гордостью за свой труд хлебороба проникнуты песни «Расцвела Кубань, как вешний сад», «По реке Кубани», «На полях кубанских», «Лети, моя песня». Их объединяет общая стилистическая черта — лиризм выражения героики и романтики наших дней.
По крупицам собирая драгоценности народной музыки и поэзии, творчески переосмысливая собранный материал, оттачивая и шлифуя его, автор обработок композитор Г. Плотничеико бережно относится к мелодическому и ладовому своеобразию кубанской песни, стремится сохранить ее специфический колорит.
Характерной чертой кубанской народной песни, определяющей ее своеобразие и неповторимость, является исторически сложившийся и откристаллизовавшийся в ней многонациональный «сплав». Песня впитала в себя интонационные, ладовые, метро-ритмические особенности и образный строй русской и украинской народной песни, а также не избежала влияния и других национальных культур, в частности адыгейской.
В некоторых произведениях преобладают исконно русские народно-песенные традиции. Здесь, прежде всего» следует назвать обработки песен «Горы закубанские» и «На полях, полях кубанских». Обращает на себя внимание голосоведение, допускающее параллельность квинтовых ходов, столь характерных для русских народных песен, переменный лад с элементами дорийских оборотов, выдержанность натурального минора и опора на его квинтовые устои (без терции). Жанровая определенность и яркая образность лихой казачьей песни «То не тучи» безусловно определили и стиль ее обработки, выдержанный в традициях русской солдатской песни. Здесь и острый, волевой синкопированный ритм, и характерные для строевых песен выкрики, восклицания. Превосходен своеобразный мелодический рисунок запева песни.
Близость к украинскому фольклору кубанских народных песен «Садилось солнце за горою», «Песня казачки» определила гармонический язык обработок и ритмическую структуру их сопровождения. В старинной шуточной песне «Задумала вража баба» сохранены оттенки украинского речевого произношения, бытующего в нашем крае.

Двойственная природа кубанской народной песни особенно характерно проявилась в ладовом строении обработок песен «По реке Кубани», «Лети, моя песня», «Песня казачки».
В обработках кубанских песен, сделанных Г. Плотниченко, ощущается стремление композитора максимально приблизиться к приемам и традициям, характерным для народно-песенной хоровой культуры Кубани.

Многоголосная ткань хоровых обработок соткана из вокально-осмысленных гибких мелодических линий, имеющих подчас совершенно самостоятельное значение. Особенно рельефно выражен подголосочный стиль народной полифонии в обработках песен «На полях, полях кубанских», «Лети, моя песня», «Расцвела Кубань, как вешний сад», «Горы закубанские».

Следует отметить, что выдержанная линеарность голосоведения, относительная самостоятельность каждого голоса или, хоровой партии не противоречит целостности образного восприятия песни.
Во многих обработках применяется столь характерный для кубанской народной песни мелодический каденционный оборот, когда изгиб верхнего голоса проходит от доминанты к тонике через вторую ступень («Садилось солнце за горою»,. «Лети, моя песня», «Песня казачки»).
Форма обработок кубанских народных песен во многом обусловлена индивидуальным своеобразием музыкально-поэтического содержания, жанровой конкретностью каждой песни.
Совершенно естественно, например, когда задумчивая распевность старинной песни «Горы закубанские» находит свое воплощение в широком хоровом полотне без инструментального сопровождения. Лиризм, задушевность песни еще более подчеркивается партией солиста на фоне общего хорового звучания. Автор обработок использует здесь специфические вокально-хоровые приемы музыкальной выразительности. При этом фактура хорового изложения остается вокально удобной и технически не сложной.
Некоторые песни, вошедшие в сборник, обработаны для хора в сопровождении баяна. Это вызвано стремлением изложить песню так, как она бытует в народе.

В баянном сопровождении, технически незамысловатом, строго выдерживаются стилистические черты, характерные для песни в целом. Ритмический рисунок, вариационная орнаментальность, гармонизация песни — все эти детали сопровождения скупо, но выразительно оттеняют главную мысль произведения, привносят новые штрихи в песенный образ.
Следует подчеркнуть еще одну особенность обработок кубанских народных песен Г. Плотниченко — их простоту и доступность, для исполнения.
Г. КОВАЛЕВ.

  • Лети, моя песня. Записана в 1961 г. в городе Славянске-на-Кубани от Антонец И. М. Литературная обработка В. Подкопаева
  • То не тучи. Записана в 1956 г. в станице Новопокровской от группы колхозниц сельхозартели им. Кирова. Запевала Немыкина Е. А. Литературная обработка В. Подкопаева
  • Горы закубанские. Записана в 1957 г. в ст. Гостагаевскои от Кишенек М. Д., Третьяченко С. К. и Подлесного И. Т. Литературная обработка В. Подкопаева
  • Песня казачки. Записана в 1952 г. в ст. Староминской от Юренко С. М. и Чуприной Т. Т.
  • Садилось солнце за горою. Записана в 1954 г. в г. Крымске от Заспа Г. М. и Малукало М. М. Литературная обработка В. Попова
  • Кукушечка. Записана в 1948 г. в ст. Марьянской от колхозника сельхозартели «Красный Хуторок» Коваля Г. Л
  • Задумала вража баба. Записана в ст. Староминской от Фомичева П. П.
  • На полях, полях кубанских. Записана в 1950 г. в поселке Пашковском от Пономаренко К. И.
  • Расцвела Кубань, как вешний сад. Записана в 1962 г. от Менюк Е. Н. в ст. Новопокровской. Литературная обработка В. Подкопаева.
  • По реке Кубани. Записана в 1952 г. в ст. Линейной от Шелест М. И. Литературная обработка В.Подкопаева

Спасибо Ирине за сборник!