Павел бажов.

Цель проекта : углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

· формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;

· познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;

· создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»

· развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;

· формировать чувство гордости за свой родной край;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Мудрые сказы

П.П. Бажова»

Разработчик: Смирнова Алена Леонидовна

Воспитатель МДОУ детский сад «Чебурашка»

2014 год.

Актуальность реализации проекта

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.

Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы,созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».

М. П. Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».

Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П. П. Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия, традиций родного края.

Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П.Бажова.

Задачи:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
  • развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
  • формировать чувство гордости за свой родной край;

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: семейный, групповой.

Сроки реализации проекта : октябрь, ноябрь.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, муз. работник

Ожидаемый результат:

Обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;

Активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;

Высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;

Проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;

Родители - активные участники реализации проекта.

Реализация проекта

1 Этап. Подготовительный.

Познакомить с темой проекта детей и родителей;

Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»

Оформить выставку книг по творчеству писателя;
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.

2Этап. Основной.

Познавательно – исследовательская деятельность:

Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».

Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Презентация «Богатство Урала».

Коммуникативная деятельность:

Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.

Рассказывание стихотворений о родном крае.

Продуктивная деятельность:

-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).

Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).

Музыкально- художественная деятельность:

Разучивание на музыкальном занятии:

Хоровод «Уральский»;

Песня «Край родной».

3 Этап. Заключительный .

Открытое мероприятие «Богатство Урала»;

Выставка детского творчества по сказам Бажова;

Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»

Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»

(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)

Вывод.

В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.

Детские творческие работы в рамках проекта.

Иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»

Поделки к сказу «Каменный цветок»

Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце»

Информационно-исследовательский проект

«Сказы Бажова».

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П. Бажова.

Задачи:

Создать условия для реализации проекта.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширять кругозор детей. Познакомить с биографией П.П. Бажова. Приобщать к культуре и быту народов Урала.

Познакомить детей со сказами П.П. Бажова.

Развивать литературную речь; приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Развивать детское творчество через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщать к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов.

Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ОУ, к семейному чтению литературных произведений.

Содействовать формированию благоприятного климата в семье посредством чтения сказов Бажова.

Создать альбом иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

Актуальность:

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики.

Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

К юбилею писателя решили изучить особенности языка его сказов, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Лепка», «Рисование», «Аппликация», «Художественная литература».

Участники проекта: дети подготовительной группы № 7, воспитатель.

Гипотеза:

Если мы реализуем проект, то дети будут более активные, любознательные, интересующиеся новым, неизвестным в окружающем мире. Дети будут имеют представление о творчестве П.П. Бажова. Родители вместе с детьми начнут читать сказы Бажова, учить стихи

Реализация проекта:

I этап - подготовительный:

Подобрать материала о П.П. Бажове;

Организовать выставку книг П.П. Бажова;

Провести анкетирование родителей;

Рассмотреть иллюстрации в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

II этап – исследовательский:

Провести экскурсию в библиотеку;

Провести беседу «Что мы знаем о П. Бажове».

Изображение (рисование) иллюстраций к сказам «Голубая Змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце».

Изготовление (лепка) украшений из «Малахитовой шкатулки», «Каменный Цветок».

Моделирование (аппликация) ювелирных изделий.

III этап – заключительный:

Оформить выставку украшений из «Малахитовой шкатулки»;

Создать папку иллюстраций к сказам П.П. Бажова.

  1. Коммуникация

Занятия:

Беседа «Что мы знаем о П. Бажове»;

заучивание стихов о сказах П. Бажова;

экскурсия в библиотеку.

Чтение :

Сказы: «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Каменный цветок».

Цели:

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П. Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.

Развивать умение связно, последовательно пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.

  1. Познание

Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,

иллюстраций и книг П. П. Бажова,

иллюстраций о жизни простых людей тех времён.

Цели:

Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.

3. Художественное творчество

Рисование: «Иллюстрации к сказам Бажова».

Лепка:

«Малахитовые бусы»,

«Серёжки из яшмы»,

«Родонитовые броши»,

«Украшения из малахитовой шкатулки»,

«Малахитовая чаша»,

«Ящерица».

Аппликация:

«Моделирование ювелирных изделий»,

«Кулоны, броши».

Цели:

Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.

  1. Тематический вечер «Путешествие по сказам дедушки Бажова»
  1. Анкетирование родителей

Анализ:

В результате работы над проектом «Сказы Бажова»

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации

Через сказы великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.

Литература:

  1. З. И. Смирнова, О. В. Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
  2. «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
  3. Сказы: «Серебряное копытце»,

«Голубая змейка»,

«Медной горы хозяйка»,

«Малахитовая шкатулка»,

«Синюшкин колодец»,

«Каменный цветок».


Надежда Шарифьянова

роект «Сказы Бажова »

Актуальность проекта . Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только этим прекрасна уральская земля. Она сказочно богата и на весь мир славится своими камнями (малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором) ; полезными ископаемыми (углем, рудой, золотом) . А какие люди живут на Урале - настоящие мастера своего дела! Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов . Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова , мы рассказываем о красоте края , в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом.

Проблема : В настоящее время дети мало знают историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказателя Бажова П . П. «Огневушка-Поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Серебряное копытце» , «Золотой волос» , «Про Великого Полоза» , «Медной горы Хозяйка» , «Каменный цветок» и т. д.

Информационная карта проекта

Организация «Детский сад № 5» , г. Миасс.

Адрес : Челябинская обл., г. Миасс, ул. Жуковского, д. 5

Вид, тип проекта : среднесрочный, творческий, информационно-исследовательский. Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель : Познакомить детей с творчеством Уральского писателя П. П. Бажова .

Задачи :

Познакомить детей с жизнью и творчеством уральского писателя П. П. Бажова , которому в 2017 году исполнилось 138 лет;

Расширять информацию детей об истории Урала;

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употребления его в собственной речи (народные высказывания , поговорки) ;

Учить детей договариваться, помогать, оказывать поддержку, проявлять интерес к выполнению коллективной и индивидуальной работы;

Формирование представлений о многообразии сказов П . П. Бажова , воспитывать положительное отношение к ним;

Познакомить с обычаями и традициями уральского округа;

Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений;

Создать условия для поисковой деятельности.

Место проведения : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» , г. Миасс

Возраст детей : 6 – 7 лет

Ожидаемые результаты :

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты : Для детей :

Создание в группе условий по ознакомлению детей с творчеством П. П. Бажова :

Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П . П. Бажова ;

Конкурс рисунков «Медной горы Хозяйка» ;

Создание Коллективной работы «Медной горы Хозяйка» ;

Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет;

Расширение кругозора детей;

Сплочение детского коллектива;

Создание объёмной куклы по сказу «Каменный цветок» ;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческого мышления и воображения;

Развитие навыков самостоятельности, самоорганизации, свободы и ответственности;

Развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов :

Самореализация, повышение творческого потенциала;

Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей :

Повышение интереса родителей к ценностям личностно-ориентированного образования;

Осознанное включение родителей в образовательный процесс вместе с детьми в домашних условиях;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (одна неделя) .

Решение кроссворда по творчеству П. П. Бажова . Выявление знаний детей о П. П. Бажове и его произведениях .

2 этап – основной, организационно-практический (две недели) .

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта . Презентация (групповая)

3 этап – заключительный (итоговый) .

Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с итогом работы; обобщение материалов проекта и представление данных результатов.

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям : дети, родители, педагог.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия в совместной поисковой деятельности.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта .

Оборудование и материалы : Книги писателя П. Бажова ; картинки и иллюстрации к произведениям П. Бажова ; настольно-печатные игры; видео, аудиозаписи; магнитофон, компьютер; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Литература :

1. Толстикова О. В., Смирнова З. И. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО» . – 2013г. –103с.

2. Бажов П . П. Серебряное копытце : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.

3. Бажов П . П. Огневушка-Поскакушка : Сказ – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.

4. Бажов П . П. Голубая змейка : Сказы – Москва , изд. «Современник» , 1991. – 92 с.

5. Бажов П . П. Сказы/ Подготовка текста , послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.

6. Рассказы и сказки советских писателей . - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.

7. Бажов П . П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М.: Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения

I этап – подготовительный

Кроссворд по творчеству П. П. Бажова

Выявить знания детей о творчестве П. П. Бажова . Воспитатели 1-я неделя

Подбор библиотеки

Развивать у детей интерес к произведениям

П. П. Бажова

3 Оформление родительского уголка : размещение статей, консультаций, рекомендации по теме проекта . Просвещать родителей. Воспитатели 1-я неделя

4 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по Сказам П . П. Бажова Создать условия для демонстрации произведений П. Бажова . Воспитатели, родители 1-я неделя

II этап – основной, организационно-практический

5 Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям П. Бажова Развивать у детей интерес к книгам творчеству писателя. Воспитатели 2-я неделя

6 Оформление книжного уголка. Создать условия по реализации проекта . Развивать интерес к книгам. Воспитатели 2-я неделя

7 Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок, народных примет. Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. Воспитатели 2-я неделя

8 Знакомство с творчеством писателя. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности речи. Познакомить с обычаями и традициями родного края. Воспитатели 2-я неделя

9 Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова , иллюстраций и книг П. П. Бажова , иллюстраций о жизни простых людей тех времён Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова , о культуре и быте народов Урала. Воспитатели 2-я неделя

10 Виртуальная экскурсия

в Уральский геологический музей для детей старшего дошкольного возраста

Пробуждать и поддерживать интерес детей к истории родного края. Развивать у детей стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую деятельность. Воспитатели 2-я неделя

11 Чтение произведений

П. П. Бажова

«Медной горы Хозяйка» , «Огневушка-Поскакушка» , «Серебряное копытце» , «Голубая змейка» , «Малахитовая шкатулка» , «Синюшкин колодец» Развивать интерес к художественной литературе, понимать идею произведения, замечать средства художественной выразительности. Воспитатели 3-я неделя

13 Прослушивание аудиосказки «Каменный цветок» , Способствовать расширению кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. Воспитатели 3-я неделя

14 Продуктивная деятельность по произведениям «Сказов П . Бажова » :

Выполнение коллективной работы «Медной горы Хозяйка»

Выполнение рисунка на тему «Медной горы Хозяйка - какая она?»

Лепка и роспись объёмной куклы по сказу «Каменный цветок»

Выполнение иллюстраций к сказам П . П. Бажова

Учить отображать свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке и росписи куклы. Воспитатели 2- 3-я неделя

15 Презентация проекта «Сказы Бажова »

Создать папку иллюстраций к сказам П . П. Бажова . Учить детей представлять результат своей деятельности Воспитатели, родители, дети 4-я неделя

3 этап – заключительный (итоговый)

16 Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели , родители, дети 4-я неделя

17 Викторина по сказам П . П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Воспитатели, дети, родители 4-я неделя

Анализ : В результате работы над проектом «Сказы Бажова » :

В группе созданы условия для ознакомления детей с произведениями писателя;

Произошли позитивные изменения взаимоотношений между родителями и педагогами группы;

Выросла активность родителей, желание участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду;

Отмечается рост творческой активности детей;

Отмечается рост интереса детей к книгам, стремление рассматривать иллюстрации;

Через сказы Великого Бажова дети увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России;

Дети полюбили необычных героев сказов , «тайную силу» , хранителей земельных богатств Урала;

Дети узнали истинные общечеловеческие ценности : трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.


Выполнили: Филипова Е.В., воспитатель, 1 кв. категории г. Екатеринбург 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 49

Актуальность:

«Где же еще найти любовь к родине и верность общей воле, если не у самого народа?»

Максимилиан Робеспьер

Становление человека, развитие его личности происходит, только если вокруг него есть ему подобные - социум, в который входит не только ближайшее окружение ребёнка и взаимодействующие с ними специалисты, но, что самое главное - его сверстники. Именно поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы все аспекты жизни были доступны для каждого подрастающего человека. И уже тем более это необходимо детям с особыми возможностями здоровья.

Для особых детей контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.

Детям с особыми возможностями здоровья доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Сказы Павла Петровича Бажова являются сокровищем русской литературы.

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Голубой Змейкой. Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми «изумрудно-малахитовыми» горами, глубокими и прозрачными, «как горный хрусталь» , озёрами, «рубиновыми ягодами» рябины и трудолюбивые люди прекрасные, как «камни-самоцветы» . Мы решили помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить детей старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья к культуре малой Родины.

Вид, тип проекта: долгосрочный, творческий педагогический, художественно-изобразительный, речевой.

Длительность проекта: Две недели.

Дата проекта: с 29. 01. 2018г. по 09. 02. 2018г.

Цель: Способствовать формированию интереса к сказам П.П. Бажова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Знакомить детей с произведениями П.П. Бажова;

Учить детей воспринимать текст на слух с опорой на иллюстрации, передавать в речи своё сопереживание героям;

Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

Знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Коррекционно-развивающие:

Развивать все виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) , а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) , конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) , музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка) в процессе знакомства дошкольников с произведениями П.П. Бажова;

Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, формировать уважительные отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Развивать у детей нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

Коррекционно-воспитательные:

Побуждать детей к разъяснению и обсуждению поступков литературных персонажей;

Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений;

Воспитывать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности;

Воспитывать умение участвовать в выполнении коллективных художественно-изобразительных (трудовых) умений;

Воспитывать любовь к родному краю;

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности.

Участники проекта:

Дети 6-7 лет;

Педагоги: воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, младший воспитатель;

Родители воспитанников.

Работа с родителями:

Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках проекта «Уральский сказочник – Павел Петрович Бажов» ;

Повышение родительской компетентности в процессе знакомства детей с детской литературой;

Консультация «Книги «Сказы» П.П. Бажова для домашнего чтения».

Печатная информация (памятка) «Павел Петрович Бажов детям» . (см. Приложение 1) .

Место проведения: МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 49.

Ожидаемый результат от реализации проекта:

Формирование у детей интереса к сказам П.П. Бажова;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, Раскрытие творческих способностей дошкольников;

Осознание родителями значимости произведений П.П. Бажова в воспитании детей дошкольного возраста;

Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Учебно-методический комплект:

Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. /Авторы: Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Мин. Просвещения СССР. М.: Просвещение, 1991 г.;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модуль) по освоению детьми 7-го года жизни (подготовительная группа) основной общеобразовательной программы – адаптированной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждениядетского сада компенсирующего вида № 49 в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4. 1. 2660 – 10.

Атрибуты для драматизации: Сарафан, косоворотка, сюртук, кокошник, картуз ит. п.

Иллюстрации к произведениям:

Назаренко Галина. Иллюстрации к сказам П.П. Бажова: Портрет П.П. Бажова, «Последняя осень» , «Натал Гаврилович» (к сказу «Таюткино зеркальце» ) , «Садык и Вахоня» (к сказу «Солнечный камень» ) , «Данилка Недокормыш» (к сказу «Каменный цветок» ) , «Дедо, про козла-то расскажи...» (к сказу «Серебряное копытце» ) , «Поскакушка» (к сказу «Огневушка – Поскакушка» ) , «Танюшка» (к сказу «Малахитовая шкатулка» ) ,

Сказы П.П. Бажова в рисунках В. Назарук

Аудиозаписи:

Хрупкая веточка Сказ читает П. Вишнякова и К. Румянова.,

Серебряное копытце Ю. Медведев,

Орлиное перо Б.Никифоров

Средства:

Наглядные: Портрет П.П. Бажова; фотографии: дома, памятника; карточки-сигналы с положением артикуляционного аппарата; картины уральской природы (Верещагин П.П. «Картины Чусовой» ; Добров А.В. «Фотографии парка «Оленьи ручьи» »; Щеглов Д.С. Серия картин «Природа Урала» ) ; коврик с сигнальными изображениями; карточки-символы с изображением предметов; карточки с изображением предмета, цвета; мелкие предметы; комнатные растения; карточки-сигналы, обозначающие действия по уходу за растением; картины с изображением героев сказов; тексты для театральных инсценировок; карточки-символы с разными животными; карточки, изображающие опасность;

Литературные:

П.Бажов. «Сказы» Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1978 192 стр.

Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка» /П. Бажов; иллюстратор Ляхович – М.: Эксмо, 2012 – 592 с.

«Серебряное копытце» П.П. Бажов. Серия: Школьная библиотек. а Изд-во: Омега 2016 г.

«Медной горы хозяйка» П.П. Бажов. Серия: Классика – детям. Изд-во: Стрекоза-пресс 2007 г.

«Каменный цветок» П.П. Бажов. Серия: Любимые сказки. Изд-во: Росмэн 2015 г.

Музыкальные:

А. Фриндлендер партитура «Горная сказка»

И. Келлера - музыку к балету «Каменный цветок»

К. Молчанов - сочинение оперы «Каменный цветок»

Балет «Каменный цветок» С. Прокофьева

Прокофьев вместе со своей женой и балетмейстером Л. Лавровским написали либретто на основе пяти сказов («Малахитовая шкатулка» , «Горный мастер» , «Каменный цветок» , «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка» ) .

Балета «Сказ о каменном цветке» ,

Евгений Щекалёв – ансамблю Русичи – Сюита по сказам ППБ «Огневушка-поскакушка»

Мультимедийные:

«Серебряное копытце» 1977

«Малахитовая шкатулка» 1972

«Золотой волос» 2007

«Огневушка-поскакушка» 1979

Оборудование: ТСО: магнитофон, телевизор; Средства для изобразительной деятельности: белая и цветная бумага, белый и цветной картон, цветные карандаши и фломастеры, кисточки для раскрашивания, кисточки для клея, ножницы, салфетки для промачивания, рабочие салфетки, непроливайки, клей, чашечки для клея; Декоративный материал: стразы, блёстки, бусинки и т.п.; Спортивные модули – препятствия; Лабиринт; Тактильный конструктор; Ледянки, разноцветные мячи для метания.

Перспективное планирование работы по проекту: