Равнодушие и отзывчивость власти по отношению к простому человеку. Отношение к власти у русского народа

Итоговое сочинение 2017

Словарная работа:

Равнодушие – безразличие, безучастность, пассивность, отсутствие
интереса ко всему окружающему, холодное спокойствие.
Отзывчивость –
положительное духовно-нравственное качество
личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся,
видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение
прощать, терпимость.

Синонимы:

Бесстрастие, безразличность, безучастие, холод, бесстрастность,
хладнокровие, безразличие, бесчувственность, жестокость.
Душевность, сердечность, чуткость, участливость, внимательность,
доброта, человечность, сострадательность, добродушие.

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у
человека учится» Ч. Айтматов
«По-моему, человек живет, пока любит, а если он людей не любит, так зачем
он нужен!» М. Горький
«Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь
тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного
человека» В. А. Сухомлинский
«Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру» Н. С.
Лесков

Афоризмы и высказывания известных людей:

«Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот
истинно вершина бесчеловечности» Джордж Шоу
«Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим
братьям» Мать Тереза
«Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека»
М. Горький
«Большой порок – это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой
в сердце – будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого
человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом
или потворствует злу»
В. А. Сухомлинский

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой
литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или
иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали
внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто
находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели
рассуждали о причинах возникновения такого качества.
Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных,
честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.
Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей,
непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или
способен быть отзывчивым и сострадательным.

Отношение к людям

М. Горький «Старуха Изергиль»
Данко и Ларра - два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое
страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на
страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания.
В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое
отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой
часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет
своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает
следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О
существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко
люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

А.И. Солженицын «Матренин двор»
В повести писатель создает уникальный образ простой русской
женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться,
не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе
бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким
сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего
взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху
и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать
Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать
собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление
сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно
отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от
старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей
потребовалась помощь, никого не оказалось рядом.

М. Горький «На дне»
В драме писатель показывает как абсолютно черствых, бездушных,
бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил
Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа,
Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку
ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она
бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье
которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы
сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его
душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает
им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура
странника и его философия – весьма спорны (вечный спор о горькой правде
и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления
сострадания к людям – он бесспорно положительный герой (вспомнить,
например, диалог Луки и умирающей Анны).

10.

В. Железников «Чучело»
В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то,
как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная
героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она,
добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за
чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится.
Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние:
сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в
действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог
найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно
узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены
Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости
Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она
приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят,
всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого
человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение
взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести
ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в
некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки,
способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.

11.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ
человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна
сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет
человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать
своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание.
А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка
разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем
спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что
практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством
сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может
равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье
умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его
сердце отзывается болью на муки других.

12. Отношение к своему профессиональному долгу.

В. Г. Распутин «Уроки французского»
Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня
рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не
может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном
герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого
ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила
его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но
мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна находит
удачный выход – игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может
покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не
играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта
история может закончиться для неё – «сеятеля доброго и вечного» – увольнением с работы. Зато
она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий
педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой
«некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не
потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые
в обществе, и равнодушно пройти мимо.

13.

А.И. Куприн «Чудесный доктор»
В центре повествования писателя – бедная семья Мерцаловых, которая
голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна
девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все
уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого
человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же
отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться
на зов больного о помощи.
Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство,
дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как
зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро
всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь
спас великий хирург Пирогов.

14. Отношение к близким людям.

Л. Н. Толстой «Война и мир»
На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и
Ростовых – это два полюса, два абсолютно разных мировоззрения.
Если для Ростовых главное – эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок,
раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых – любовь к
друг другу. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может
равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери,
которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и
добра. Эти качества в ней воспитали родители.
Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на
первый взгляд, кажется равнодушным и жестоким по отношению к детям, но все
его слова и поступки продиктованы любовью к ним. Так, он хочет Марье только
добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика.

15.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой
женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе,
работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во
всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня
помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него
важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о
скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что
дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди
нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя
поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого.
Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…».
Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за
телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой
момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей
обиду.

16. Отношение власти к простому человеку.

Безусловно, равнодушное и бессердечное отношение власти к
простому человеку целесообразно раскрывать в первую очередь
через анализ образов маленьких людей. Галерея этих героев
представлено достаточно широко в русской литературе:
«Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина,
«Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди», «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевского, ранние рассказы А.П. Чехова и др.

17. Отношение к миру, к жизни в целом.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой
столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа
мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком.
Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете.
«Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какойлибо деятельности.
В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика.
Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он
“не создан для блаженства”, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность,
“желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства.
Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.

18.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем
романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает
особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому
анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения
в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил?
Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно,
ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может
случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того,
чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о
смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что
на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер,
Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность,
власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и
можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается
скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.

Каждый человек, живя в какой-либо стране, имеет свою точку зрения на правительство. Всегда найдутся те, кто согласен с ним, и, наоборот, - не согласен. В данном тексте В.Ф. Ходасевич поднимает проблему отношения к власти.

Автор рассказывает о Гаврииле Романовиче Державине, государственном деятеле. Его отправили в отставку, и он перебрался в Званку. Здесь Державин «сносил пребывание не у дел государственных», на дне души отстаивался горький осадок. «Своё раздражение он порою готов был переносить на правителей и вельмож всех времён и народов». Гавриил Романович работал не покладая рук, старался для простого народа, занимался благотворительностью, но почему-то не оказался достойным помощником в глазах властителей, которым он служил.

Он считал неблагодарным царя, уволившего его со службы, несмотря на заслуги перед Отечеством.

Я полностью согласен с В.Ф. Ходасевичем и считаю, что Державин не заслужил такого отношения к себе. О нём был очень хорошего мнения народ, ведь он часто помогал нищим, дворовым, слугам, давал взаймы и даже завёл больницу для крестьян.

Проблема отношения к власти часто поднималась в произведениях писателей. С ней столкнулся главный герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер писал свой роман о Понтии Пилате не по заказу, а по зову сердца, и его отказались печатать, так как редакторы журнала побоялись гнева властей.

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» тоже прослеживается данная проблема. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • до отставки Гавриил Романович Державин любил Званку за то... В.Ф.Ходасевич

Здесь необычайно остро возникает противоречие между личностью и государством. Евгений – мелкий чиновник, потерявший свою невесту, винит Петра I, создателя Петербурга, который, с одной стороны, - великий реформатор, но в то же время жестокий тиран. В сюжете поэмы нет окончательного разрешения конфликта.

Современная Россия находится на стадии становления не только правого государства и гражданского общества, но и на стадии формирования развитого социального государства. Институт власти (пер. по англ. institution of power) - это система учреждений, в которых уполномоченные лица выполняют определенные общественно значимые функции для удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей или для регулирования поведения членов группы. Люди изначально равны между собой, но отдельные граждане частично ограничили свои естественные права и свободу гражданскими законами в пользу государства, которое требует полного подчинения власти. В свою очередь государство должно обеспечить подчинённым мир и безопасность. На всех этих уровнях власти реализуется через институты, оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих сил и лиц (политических лидеров, работников аппарата управления, органов власти).

Так В.Ю. Колмаков пишет, что «…сам институт власти приобрёл чрезвычайно сложную форму, в свою очередь конструкция власти усложнилась…». И.А. Халий в своей работе «Власть и общество в регионах России: практики взаимодействия» пишет, что в классическом подходе, власть рассматривается как оператор управления обществом в целях достижения общего блага, и условно либеральный, в котором власть и общество противопоставляются, а власть рассматривается как субъект определенной функции.

Специфика отношения граждан РФ к институту власти в России имеет очень глубокие корни и во многом это объясняется именно историей страны и национальной политической культурой. От государства зависит настрой и патриотизм своих граждан, мотивация на лучшие ценности, установки. В отношении власти у большинства населения действуют следующие установки: Прежде всего, это избегание контакта с властью при сильной зависимости от государства, при этом широко распространено ощущение бесконтрольности власти и связанные с этим чувства незащищённости от властного произвола.

Присутствует большое число факторов, оказывающих большое влияние на формирование и отношения у населения к власти, основную роль играют исторически обусловленные культурные, религиозные, национально-этнические устои, характеризующие особенности национального менталитета. Профессор С.В. Бирюков считает, что под воздействием определённых условий в социокультурном механизме появляются противоречия между прогнозируемым и реальным образом власти, базовыми и конъюнктурными его аспектами, классическими и современными моделями, осуществление которых определяет характер отношения к власти. Согласно Т.В. Стрельниковой, О.Е. Фарберовой сам сакральный характер политической власти обусловлен также и тем, что исторически власть всегда, во всех обществах и государствах была далека от широких масс, принимала закрытые, а поэтому казавшиеся таинственными формы. Субъект власти в лице персонифицированного правителя наделялся божественными чертами при любой форме правления в большей или меньшей степени. В обществе создавалась обстановка поклонения власти, её носителям - учреждениям и личностям. Но не стоит забывать тот факт, что институты власти являются аппаратом принуждения и имеют свои определённые функции.

Академик РАН Ю.А. Рыжов говорит откровенно: «…Уровень функционеров власти на всех социальных уровнях настолько низок профессионально, морально, интеллектуально, что не только политика верхушки способствовала полной потере управляемости страной, но и кадровым голодом у них…».

В свою очередь академик РАН С.М. Рогов считает, что «…Мы идём к очередному кризису такого масштаба, какой был на территории страны, скажем, в 17-м году, потом в августе 91-го. Я не вижу пока перспектив каких-то. Народ - раб в своей массе. И это рабство сложилось не вчера и не позавчера – веками складывалось. И не было в России какого-нибудь длительного периода, когда она могла бы выйти из этого рабства. Из себя выдавить, как говорил классик, раба. Не было такого исторического периода. Только начали в феврале 17-го года - кончилось, только начали в конце 80-х – начале 90-х ХХ века - кончилось…»,- утверждает С.М.Рогов достигший возраста мудрости. И констатирует причину подобной трагедии в России: у власти мелкие и случайные люди. Так многочисленные исследования убедительно свидетельствуют о неоднозначности русского национального характера, соединяющего в себе самые разные, а зачастую и противоречивые черты. В их числе терпеливость и нетерпимость, покорность и бунтарство, пассивность и взлёты крайней активности, нередко выходящей за рациональные рамки. Амбивалентность ментальности наглядно проявляется в отношении к институтам власти.

Стоит добавить тот факт, что среди основных трудностей становления гражданского общества в России можно назвать: во-первых, расколотость российского социума по различным линиям — бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и массы; власть и народ; чиновники и все остальные.

Далее стоит процитировать академика РАН Д.С. Лихачёва который говорил, что «в основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо…». Этими самыми словами академик РАН хотел донести следующее мысль, что в институте власти работают такие же люди. В качестве последних событий стоит отметить активизацию негодований граждан нашей страны относительно нынешнего премьер министра Д.А. Медведева и правительства. Более того инициаторами всероссийского голосования стали партия «Справедливая Россия» и партия «КПРФ».Которые в свою очередь поставили ультиматум Д.А. Медведеву: «Делай или уходи!»

Так на (Рисунке.1.) представлены ответы респондентов. Фоном для подобных оценок считается взаимозависимость существенной части жителей страны от власти: 46% заявляют, что «таким людям, как они, трудно прожить без поддержки государства». А также достаточно пренебрежительное отношение к власти в целом, чиновникам и к государству. Суждение о том, что «чиновники оторвались от простых людей», готовы поддержать 61%, согласиться с тем, что «власть в России с уважением относится к людям», готовы только 35%. При этом лишь 19% населения категорически не согласны с мнением о том, что «государству ничем не обязаны». Значительная же доля объясняет не управляемость власти тем, что чиновники в принципе не допускают людей до принятия решений.

На (Рисунке.4.) мы можем наблюдать, что абсолютное большинство Россиян (87%) считают справедливой следующую пословицу: «Начальства много, а толку мало». Не менее популярными пословицами среди респондентов так же являются. «Закон, что дышло: куда повернул туда и вышло» (82%) опрошенный считают так. Далее следует такая. «Хочешь спокойно жить - не высовывайся» (70%) придерживаются этого мнения.


Заключение
:

1). Делая выводы можно сказать о том, что, во-первых, нарастающее уклонение жителей использовать инструменты, позволяющие удерживать власть подотчетной обществу. Это можно связать с последовательными усилиями власти по дискредитации протестов (как несущих опасность общественному порядку), некоммерческих мониторинговых организаций (как зарубежных агентов). В отношении выборов доминирует убежденность в их нечестности и бесполезности, неспособности поменять действительность граждан к гораздо лучшему. На отношение населения к власти и её носителям большое влияние оказывает рассогласование между восприятием ценности демократии и её реализацией в реальной политической практике. С одной стороны, ценность демократии стала достаточно популярной, а с другой — процессы демократизации в общественном восприятии носят номинальный характер, т.е. не соответствуют своему назначению.

2). Во-вторых, нарастает ощущение незащищенности от властного произвола, сформировавшееся обстановка вещей воспринимается как хоть и приемлемое, но несправедливое. Присутствие подобных установок и оценок нынешних условий общественность говорить о демократичности российской общественно-политической системы никак не приходится (невзирая на то, что половина респондентов полагают, то, что живут при демократии).

3). В-третьих, основной стратегией жителей во взаимоотношениях с властью можно охарактеризовать уклонение и избегание от ненужных контактов, кроме того, что около половины населения чувствуют мощную взаимозависимость от государственной поддержки, а, следовательно, и от власти.

4). Представленный выше анализ не претендует на исчерпывающую характеристику всей совокупности сложных и противоречивых процессов, происходящих в сознании, настроениях и политическом поведении наших современников - граждан сравнит.

Козин Сергей Владимирович

Ниже по тексту начиная прямо со второго обзаца следуют выписки из пары книжек начала прошлого века, где рассказывается об отношении простого русского народа к властям в то время. Есть ощущение, что с тех пор ничего кардинально не поменялось. Мы можем проследить те же самые параллели, причем, прочитав выписки, сможем малость понять менталитет простого русского человека, а так же почему у нас в стране все так, а не иначе.

Отношение крестьян к различным представителям власти далеко не было однородным. Если Царь и его действия признавались безоговорочно, то все неудачи приписывались чиновникам, намеренно, как полагали крестьяне, искажавшим царскую волю. Недоверие к чиновникам при полном доверии к верховному правителю заметно еще в Древней Руси.

Эта черта политической культуры крестьянства породила специфическое отношение к чиновничеству, особенно мелкому, с которым крестьяне сталкивались в жизни чаще всего. В крестьянской среде сложилось многовековое убеждение, что все "сюртучники" - некое особое сословие, не имеющее ничего общего с народом. "Сюртучник и лапотник" - два взаимоотталкивающихся элемента, и никаких общих интересов, по мнению лапотника, в данное время не имеют. Если же сюртучник представляет из себя хотя бы самое микроскопическое начальство, вроде волостного писаря или письмоводителя станового, то всякий трезвый крестьянин старается по возможности укрыть свое нутро, свои помыслы, желания и надежды от взоров этого представителя крапивного племени, не умея в представлении своем отделять личность от занимаемой ею должности и думая о нем, как о писаре. Общеупотребительным наименованием начальства среди крестьян было также слово "члены", применявшееся ко всем, кроме урядника и станового. Термин "чиновник" употреблялось редко.

Крестьяне относятся к властям с полным почтением, и ослушаться приказания начальства, в чем бы оно не проявилось, считается невозможным. Староста избирался из состава крестьян и потому имел право ими командовать.

Староста редко бывал груб. Но часто мужики посмеивались над тем, или иным старостой, который, напившись, кричал на всю деревню, что он ее хозяин. Староста смотрит на свои обязанности, как на очень важные и серьезные дела. Он сразу берется исполнять порученное дело, но часто тянет в сторону крестьян, потому, что имеет личный интерес, связанный с интересами крестьян.

Отношение к земскому начальнику почтительное. Крестьяне не избегают его, и в разговоре с ним держат себя довольно свободно, но всякое постановление для них страшно, и не исполнить приказаний земского считается невозможно. Другое дело отношение к новым постановлениям: "Что земскому за нужда говорить нам новый закон? Что хорошо нам, мужикам, то вред помещику, а он сам - барин. Вызовет нас, примерно, часов в 10 или 11 утра, а там, смотришь, придет к ночи, еще зимний день будто мал, а летний-то день, прождешь, измаешься. А когда и совсем не придет в тот день, а придет назавтра. Сидим, ждем, ничего не поделаешь."

Здесь хорошо представлена черта российской мелкой бюрократии - вседозволенность и отсутствие дисциплины, как исполнительной, так и трудовой. В дальнейшем крестьяне замещавшие посты в земстве или совете крестьянских депутатов спокойно повторяли данное поведение. Оно воспринималось как льгота начальника.

Между крестьянами вообще замечается постоянная готовность "отблагодарить" грамотного или "ученого" человека за полезный совет и, тем более за содействие, хлопоты или написание нужной бумаги; взимание таких благодарностей даже лицами служащими, как, например, волостным или сельским писарем, они не считали за взятку, а смотрят на это как на добровольное вознаграждение за полезную услугу. Взяткой же они считают тот случай, когда должное лицо возьмет, да ничего не сделает, или возьмет с противной стороны с тем, чтобы учинить в его пользу какую-нибудь несправедливость.

Данное отношение крестьян фиксируется во многих документах. Это традиция - мирских помочей. Необходимость возблагодарения накладывалась на обязательство засвидетельствовать свою почтительность. Более того "благодарность" носила и практичный характер, дескать я все сделал теперь его очередь.

Так как большинство крестьян, особенно пожилых, неграмотны, то старшины редко встречаются грамотными, поэтому все в волости в руках писаря. Волостные судьи тоже не могут сами вести дела, статью закона приписывает волостной писарь.

Писарь - князек волости, и если он хорошо ведет канцелярию, то крестьянам сменить его очень трудно, потому что власи им дорожат. Они говорят, что найти такого писаря, который мог бы вести канцелярию в порядке и не брал бы взяток - нет никакой возможности.

Земский начальник в глазах крестьян является Государственным ставленником, на обязанности которого лежит следить, как за нуждами сельского населения, так равно и за выполнением ими всех требований правительства. По их понятиям он творит над ними суд и расправу в случаях нарушения ими законов гражданских и уголовных. Но с чем они никак не могут смириться и освоиться - это с вмешательством земского начальника в их внутреннюю жизнь, в их семейные и хозяйственные дела, а главное, в их самоуправление.

Исправник - ревнитель буквы закона, человек сухой, строгий и малодоступный; своим обращением с крестьянами, подчас грубым, он среди них не пользуется уважением; за его содействием народ обращается только в экстраординарных случаях.

Становой мало занят своей прямой обязанностью, которую считает излишней для себя обузой, а не долгом, и кроме того, человек вспыльчивый и раздражительный, в глазах народа теряет имя порядочного человека. Народ боится его не за совесть, а за страх, и всячески старается избежать с ним каких-либо отношений. В обращении со своими подчиненными сотскими и, особенно десятскими он придирчив, капризен и жесток. Любит брать подарки, взятки. Крестьянин, имеющий до него какое-нибудь дело, редко добивается у него толку и даже основательного выслушивания дела и уходит по большей части ни с чем, изруганный за причиненное им его благородию беспокойство. При исполнении срочных приказаний начальства он действует без всякого рассуждения, как говорится напролом.

Урядники вообще люди деятельные и энергичные, безответные труженики на общественную пользу. Они всячески стараются добиться скорейшего исхода дела, но мер репрессивных не принимают. Обращение их с крестьянами симпатичное. Они стараются встать с ними на равную ногу, а при исполнении своих служебных обязанностей и приказов начальства они действуют миролюбиво, стараются внушить крестьянину и убедить его, что поступить иначе невозможно, а надо делать так, как требует от него начальство в видах личной или общественной пользы и благоустройства.

Сотские сами по себе и в глазах народа ничуть не возвышаются над своей средой. Их личное отношение к крестьянам и крестьян к ним - непринужденное. При исполнении приказаний начальства они не очень строги, потому что не всегда разделяют убеждения начальства, а более держатся взгляда самих крестьян.

Десятских можно разбить на две категории: большую часть составляют люди порядочные, меньшую - дурные. Последние нередко превышают свои права и обязанности, которые, к счастью, весьма ограничены, и при исполнении своих служебных обязанностей чрезвычайно грубы. При обычном течении жизни они стараются выставить свое "я" на вид. Большая же часть десятских в своей обычной жизни и при исполнении приказаний начальства - прямая противоположность только что поименному меньшинству.

Постоянный состав волостного правления таков: старшина, волостной писарь, его помощник и рассыльный. В состав волостного правления входят и сельские старосты. Волостной писарь официально заведует делами чисто канцелярскими, но фактически в своем лице он совмещает все волостное правление, начиная со старшины и кончая судами. При всякой нужде крестьянин обращается в волостное правление, как в первую инстанцию.

Сельский староста в своей специальной деятельности мало зависит от поименованных выше властей. Он играет в некотором роде самостоятельного органа. Но он не имеет той власти, какой обладает старшина, и, наоборот, старшина со своей стороны не может премятствовать ему в его личных распоряжениях, как, например, в выдаче паспортов. Сельский староста своей властью иногда пользуется в видах личной пользы и наживы.

Крестьяне к властям с поздравлениями не приходят. С приездом в село земских начальников все селение принимает праздничный вид. Убирают с улицы вывешенное белье, загоняют бродячую скотину во двор, собак сажают на цепь, подметают улицы и сами приодеваются.

Приказания земского начальника приводят в исполнение в точности, хотя непоспешно и без понуждений. Совсем иное можно сказать относительно приведения в исполнение постановлений волостного суда. Волостной суд не пользуется уважением, и его постановления сплошь и рядом нарушаются, так что требуется вмешательство полицейской власти. Причины этого кроются в самих крестьянах, так и в лицах, замещающих данные посты. Выходя из крестьянской среды и ничем не отличаясь от них, выборные сельские власти заслуживают лишь равного с крестьянами уважения. Но это равноправное уважение изменяется под условием личных качеств выборного лица.

Что касается исправника, то он с народом никаких сношений не имеет. Крестьяне его никогда не видели. Его дела - податные, а так ка за подати ответственны старшина и сельские старосты, то он иногда пригрозит штрафом. Но сажать, почти не сажает. Старосты о нем отзываются очень хорошо. Пристава народ также не знает, хотя его часть, кроме сыскной, главным образом податная, и он должен ездить по селениям, понуждать старост и народ, но так как эта часть опять главным образом лежит на старшинах и старостах, то народ, не видя от пристава никакого притеснения, считает его человеком добрым. Урядник, в районе деятельности которого находится село, тоже человек добрый: он лично никого не трогает. Деятельность его чисто фискальная: скляузничать, донести что-нибудь не существенное (чего даже не было, лишь бы был пристав доволен, что я мол стан знаю). Если бы не "беспородная" должность, мог бы быть отличным человеком. Сам то лично по природе честен, но служба или превратное понятие присяги - уродует. Опирается на сотского. Сотский мог даже ломать трубы в домах, кто его не попоит, под видом того, что они не исправны, хотя трубы были новые и более чем исправные.

Десятский - этапный провожатый и курьер казенных бумаг. За порядком не смотрит, о пожарной части понятия не имеет, о ночных караулах тоже, о тишине и спокойствии - одинаково с первыми. Обращение их с крестьянами таково: урядник приказывает, сотский ругает десятского, десятский идет в волость и просить что-нибудь сделать.

Книги:
Фаресов А.И. Мужики и начальство. СПб., 1906.
Астырев Н.М. В волостных писарях: Очерки крестьянского самоуправления. М. 1896.

  • 06 апреля 2012 14:46 в рубрике

Жармахан Туякбай в недавнем прошлом занимал несколько ведущих постов в правительстве Казахстана. Но пришел момент, когда он больше не мог мириться с коррупцией и нарушениями прав человека, и решил примкнуть к оппозиции. Сейчас Жармахан Туякбай возглавляет Союз демократических сил «За справедливый Казахстан».

Недавно он побывал в Вашингтоне, где встречался с американскими законодателями, чтобы проинформировать их и других представителей американского правительства о ситуации в Казахстане. Г-н Туякбай согласился ответить на вопросы Русской службы «Голоса Америки».

Инна Озовская: Вы возглавляете союз демократических сил «За справедливый Казахстан». Из самого названия вашей организации следует, что за справедливость еще надо бороться. В чем, в таком случае, по вашему мнению, состоит несправедливость политической, экономической и социальной жизни страны?

Жармахан Туякбай: Самая главная несправедливость, которая существует сегодня в нашей стране, – это, конечно же, отношение к простому человеку. То, что сегодня власть – сама по себе, служит только для себя, а не для народа, что власть неподотчетна, неподконтрольна народу, что власть полностью сконцентрирована в руках одного человека (это президент нашей страны), – это самая большая несправедливость, от которой дальше расходятся другие более или менее значимые несправедливости как в социально-экономической, так и политической жизни нашей страны.

И.О.: А в каком состоянии, по вашему мнению, находится гражданское общество в Казахстане?

Ж.Т.: Гражданское общество Казахстана находится на пути регресса. Сегодня власть принимает все меры к тому, чтобы те демократические завоевания, которые были в начале обретения независимости нашей страны, сегодня сводились на нет. И страна, и власть полностью движутся в сторону авторитаризма, а в некоторых моментах проявляются уже признаки тоталитаризма.

И.О.: Это очень серьезное заявление. В таком случае, существует ли у вас независимая пресса?

Ж.Т.: Фактически независимых средств массовой информации у нас осталось очень мало. Электронные СМИ у нас в стране полностью принадлежат или обслуживающим власти предержащие государственным СМИ, или «независимым» СМИ, которые полностью находятся в руках людей, близких главе государства.

И.О.: Вы приехали в США, в частности, в Вашингтон, для того, чтобы информировать американских законодателей и официальных лиц о ситуации в Казахстане и, наверно, попросить их помощи. Как вы считаете, в чем, собственно, может состоять эта помощь? Могут ли американская администрация и американская общественность оказать какое бы то ни было влияние на политику вашей страны?

Ж.Т.: Казахстан – или, по крайней мере, глава государства – неоднократно провозглашал, что Казахстан идет в сторону демократизации общества, в сторону цивилизованных западных стран, и что западные ценности для нас являются приоритетными. Но тем не менее на практике все это, наоборот, сворачивается. И в связи с этим нам очень важна политическая оценка, реальная оценка существующего положения дел в нашей стране и соответствующее политическое влияние на процессы, которые происходят в нашей стране. Ибо, к сожалению, сегодня во многих случаях экономические интересы многих западных стран в отношении использования сырьевых возможностей нашей страны преобладают, при этом приносятся в жертву политические свободы, свобода личности, свобода средств массовой информации, которые в нашей стране полностью подавлены.

И.О.: Как вы относитесь к событиям в Узбекистане, и не перекликаются ли ситуация там и ситуация в вашей стране?

Ж.Т.: Вообще те процессы, которые сегодня происходят на постсоветском пространстве, – это логические, закономерные процессы, которые должны были произойти, и они происходят. И эти процессы, как это было и в Грузии, и в Украине, и в Кыргызстане, неминуемо будут происходить в других странах постсоветского пространства, где у власти находятся люди, которые на заре независимости легко захватили эту власть. И поэтому те процессы, которые сегодня происходят в Узбекистане, разумеется, соответствующим образом оказывают влияние и на нашу страну. Там были огромные жертвы. Возможно, у нас такого не произойдет, мы не допустим… Но тем не менее они будут оказывать влияние на умонастроения людей в нашей стране. Потому что те социально-экономические проблемы, которые волнуют народ Узбекистана, точно таким же образом волнуют и наш народ (особенно на юге Казахстана).

И.О.: Какие первоочередные задачи ставит перед собой ваш союз?

Ж.Т.: Наша задача, прежде всего, – участие в предстоящих в декабре президентских выборах, выдвижение единого кандидата и победа на этих выборах, с последующим принятием новой Конституции, которая полностью демонтирует единоличную власть президента, суперконцентрированную власть в руках одного человека, и создаст нормальные, демократические формы правления, которые существуют во всех цивилизованных странах.

И.О.: Вы считаете, что у вас есть шансы на победу?

Ж.Т.: Мы на это рассчитываем. Потому что сегодня, я еще раз подчеркиваю, те процессы, которые происходят в нашей стране и других странах Центральной Азии, заключаются в том, что народ уже не может дольше терпеть этот беспредел, эту несправедливость, которая творится у нас.

И.О.: Спасибо вам большое за исчерпывающее и крайне глубокое интервью.

Ж.Т.: Спасибо вам.