Краткая биография астафьева. Доклад: Астафьев Виктор Петрович

Советская литература

Виктор Петрович Астафьев

Биография

АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924−2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959-1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» - сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968−1975) - лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960−1970-х годов - военная и деревенская. В его творчестве - в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, - Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел - например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы - противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя - а вместе с ним и автора - ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 - Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с. Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что недалеко от Красноярска, в крестьянской семье Петра и Лидии Астафьевых родился сын Витя. В семилетнем возрасте в жизни мальчика случилось непоправимое - не стало матери (она утонула в реке), и до конца жизни, по признанию писателя, он не привык к этой потере. Самым близким человеком после случившегося стала для маленького Вити бабушка.

После раскулачивания и выселения деда Павла семья переезжает в Игарку, отсюда из-за материальных трудностей у отца и очень плохих отношений с мачехой парень попадает в детский дом.

Именно здесь простой учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский увидел в Викторе литературное дарование и помог его развивать. Так сочинение о местном озере напечатают в школьном журнале. Позднее оно развернется в рассказ «Васюткино озеро».

После школы – интерната Виктор уезжает в Красноярск в ФЗО. А осенью 1942 года - добровольцем уходит в армию, откуда весной 1943 года прямиком на фронт. На войне он получает несколько ранений и наград: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Уже в 1945 году Виктор Петрович демобилизуется и до 1959 года живет с семьей в городе Чусовой на западном Урале, родине его жены Марии Семеновны Корякиной. Работает чернорабочим, слесарем, грузчиком, чтобы прокормить семью. В 1953 году выходит его первая книга «До будущей весны».

Вообще это были годы творчества, рождения детей - дочери Ирины и сына Андрея. Не минуло эту семью и горе - первенец, дочь Ольга, умерла в младенчестве. р>

В 1957 году Виктор Петрович - спецкор Пермского областного радио. А в 1958 году после издания романа «Тают снега» Астафьев уже член Союза писателей РСФСР.

Статья рассказывает о краткой биографии Астафьева - русского писателя, одного из крупнейших представителей т. н. "деревенской прозы".

Биография Астафьева: ранние годы

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. в небольшом сибирском селе. Нелегкая крестьянская жизнь наложила отпечаток на дальнейшую судьбу писателя. В то же время она познакомила мальчика с красотой родной природы и народным образом жизни. В результате несчастного случая рано потерял мать и воспитывался своей бабушкой. Отец быстро нашел новую жену, с которой у мальчика сразу же не сложились отношения. После того как совместное проживание становится невыносимым, Виктор уходит из дома. Некоторое время он занимался бродяжничеством, пока его не определили в детский дом.
Астафьеву невероятно повезло с одним из своих детдомовских преподавателей, который был поэтом. Он смог разгадать в мальчике большой писательский талант и стремился развить его. По заданию учителя Виктор написал сочинение об озере, которое оказалось настолько удачным, что его опубликовали в журнале. Впоследствии письменная работа мальчика легла в основу известного рассказа "Васюткино озеро".
Выйдя из стен детдома, будущий писатель сразу же начинает работать, так как рассчитывать ему приходится только на себя. Сократив свои расходы до минимума, Виктор копит деньги для переезда в Красноярск. Вскоре он осуществляет это, продолжает образование и работает на железной дороге.
В годы войны Астафьев уходит на фронт добровольцем, мужественно воюет до Великой победы. Боевой опыт писателя включает в себя ряд ранений, он был награжден орденом и несколькими медалями.
После войны Астафьев женится и переезжает в уральский г. Чусовой, на родину своей жены. Семейная жизнь принесет супругам троих детей, старший из которых умрет в младенчестве. Будущий писатель вынужден много работать и часто менять профессии, чтобы прокормить семью. Вместе с этим Виктор Петрович находит время для творческой деятельности и делает небольшие заметки для газет, работая корреспондентом. После публикации в 1951 г. первого рассказа Астафьев вплотную занялся писательской деятельностью. В 1953 г. был издан первый сборник произведений "До будущей весны". Вскоре вышел в свет очередной сборник.
Астафьев был направлен в Москву для обучения на курсах при Литературном институте (1959-1961), после чего произведения писателя постоянно появляются в советских журналах.

Биография Астафьева: всенародное признание

Виктор Петрович приобрел всесоюзную известность. Он стал членом Союза писателей, удостоен нескольких крупных литературных наград и премий. 60-е гг. были очень плодотворными в творчестве писателя. Главная тема рассказов Виктора Петровича - жизнь сибирской деревни. Он издает большое количество произведений, пользующихся неизменным успехом. Астафьевым были написаны две пьесы, сразу же поставленные в нескольких театрах. В это же время писатель начинает работать в жанре т. н. "затесей" - небольших философских рассказов, содержащих размышления автора.
В середине 70-х гг. Астафьев начинает работу над своим самым значительным произведением - "Царь-рыба", в котором воплощены все основные взгляды писателя на современное ему общество. Роман критикует отрыв человека от природы, от своих родных корней, он насыщен мифологическими образами и фольклорными элементами. Рассказы этого цикла постепенно печатались в периодических изданиях, но подвергались настолько значительной цензуре, что теряли изначальный авторский смысл. Астафьев был очень огорчен такой переработкой его произведений и даже серьезно заболел, надолго забросив работу над циклом.
С 1980 г. писатель вновь живет в Красноярске. Возвращение на родину ознаменовалось новым творческим подъемом. Астафьев объезжает знакомые места и пишет множество новых рассказов, среди которых большое место занимают произведения о детстве писателя. Виктор Петрович создает свое главное произведение, посвященное войне - роман "Прокляты и убиты", вызвавший большой общественный резонанс.
В 90-е гг. Астафьев был удостоен несколькими крупными российскими наградами в области литературы. Было издано полное собрание сочинений писателя, составившее пятнадцать томов.
Виктор Петрович Астафьев умер в 2001 г. Его литературное наследие является ценнейшим вкладом в русскую литературу. Особо актуальным в наше время следует считать обращение писателя к исконным народным корням, в котором он видит главное средство к успешному развитию страны.

Виктор Астафьев – известный советский и российский писатель. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Член союза писателей. Его книги переведены на иностранные языки и издавались многомиллионными тиражами. Он один из немногих писателей, кого при жизни признали классиком.

Детство и юность

Родился Виктор Астафьев в селе Овсянка Красноярского края. В семье Петра Астафьева и Лидии Потылициной он был третьим ребенком. Правда, две его сестры умерли еще в младенчестве. Когда Вите исполнилось 7 лет, его отца посадили в тюрьму за «вредительство». Чтобы попасть к нему на свидание, матери приходилось переправляться на лодке через Енисей. Однажды лодка перевернулась, но выплыть Лидии не удалось. Она зацепилась косой за сплавной бон. В итоге ее тело нашли лишь через несколько дней.

Мальчика воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии – Катерина Петровна и Илья Евграфович Потылицины. О годах, которые внук с ними жил, он вспоминал с теплотой и добротой, позже он описал свое детство в доме бабушки в автобиографии «Последний поклон».

Когда отец освободился, он женился во второй раз. Виктора забрал к себе. Вскоре их семью раскулачили, и Петр Астафьев со своей новой женой, новорожденным сыном Колей и Витей были высланы в Игарку. Вместе с отцом Виктор занимался промыслом рыбы. Но по окончании сезона отец серьезно заболел и попал в больницу. Мачехе Витя был не нужен, кормить чужого ребенка она не собиралась.


В итоге он оказался на улице, беспризорничал. Вскоре его поместили в детский дом. Там он встретил Игнатия Рождественского. Преподаватель сам писал стихи и сумел рассмотреть литературный талант в мальчике. С его помощью состоялся литературный дебют Виктора Астафьева. Его рассказ «Жив» напечатали в школьном журнале. Позже рассказ получил название «Васюткино озеро».

После 6 класса стал учиться в школе фабрично-заводского обучения, после которой работал сцепщиком на железнодорожной станции и дежурным.


В 1942 году Астафьев отправился добровольцем на фронт. Обучение проходил в Новосибирске в автомобильном подразделении. С 1943 года будущий писатель воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Он был шофером, связистом и артиллерийским разведчиком. На войне Виктор был контужен и несколько раз ранен. За заслуги Астафьева наградили орденом Красной Звезды, а также ему вручили медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Литература

Вернувшись с войны, чтобы прокормить семью, а на тот момент он уже был женат, кем ему только не приходилось работать. Он был и чернорабочим, и слесарем, и грузчиком. Работал на мясокомбинате вахтером и мойщиком туш. Мужчина не гнушался никакой работы. Но, несмотря на тяготы послевоенной жизни, желание писать у Астафьева никогда не исчезало.


В 1951 году он записался в литературный кружок. Он был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», позже он его переработал и издал под названием «Сибиряк». Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За это время он написал более 20 рассказов и массу очерковых статей.

Свою первую книгу он издал в 1953 году. Это был сборник рассказов, он получил название «До будущей весны». Спустя два года он издал второй сборник – «Огоньки». В него вошли рассказы для детей. В последующие годы он продолжил писать для детей – в 1956 году вышла книга «Васюткино озеро», в 1957 – «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958 – «Теплый дождь».


В 1958 году выходит его первый роман – «Тают снега». В том же году Виктор Петрович Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР. Через год ему дали направление в Москву, где он обучался при Литературном институте на курсах для литераторов. В конце 50-ых годов его лирика стала известна и популярна во всей стране. В это время он издал повести «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».

В 1962 году Астафьевы перебрались в Пермь, в эти годы писатель создает цикл миниатюр, которые печатает в различных журналах. Он назвал их «затесями», в 1972 году он издал одноименную книгу. В своих историях поднимает важные темы для русского народа – война, патриотизм, деревенская жизнь.


В 1967 году Виктор Петрович написал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Идею данного произведения он обдумывал давно. Но в печать ее брали с трудом, очень много было вычеркнуто по соображениям цензуры. В итоге в 1989 году он вернулся к тексту, дабы восстановить прежний вид повести.

В 1975 году Виктор Петрович стал лауреатом Государственной премии РСФСР за произведения «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Кража».


А уже в следующем году была издана, пожалуй, самая популярная книга писателя – «Царь-рыба». И вновь ее подвергли такой «цензурной» редактуре, что Астафьев даже попал в больницу после испытанного стресса. Он был так огорчен, что больше никогда не касался текста этой повести. Несмотря ни на что, именно за это произведение он получил Государственную премию СССР.

Начиная с 1991 года Астафьев трудился над книгой «Прокляты и убиты». Книга вышла только в 1994 году и вызвала массу эмоций у читателей. Разумеется, не обошлось и без критических замечаний. Некоторых удивила смелость автора, но вместе с тем они признали его правдивость. Астафьев написал повесть на важную и страшную тему – он показал бессмысленность репрессий военного времени. В 1994 году писатель получает Государственную премию России.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Марией Корякиной Астафьев встретился на фронте. Она работала медсестрой. Когда война закончилась, они поженились и переехали в небольшой город в Пермской области – Чусовой. Она тоже начала писать.


Весной 1947 года у Марии и Виктора родилась дочь Лидия, но спустя полгода девочка скончалась от диспепсии. В ее смерти Астафьев винил врачей, а вот жена была уверена, что причиной является сам Виктор. Что мало зарабатывал, не мог прокормить семью. Через год у них родилась дочь Ирина, а в 1950 – сын Андрей.

Виктор и Мария были очень разными. Если он был талантливым человеком и писал по велению сердца, то она это делала в большей степени для собственного самоутверждения.


Астафьев был мужчиной статным, его всегда окружали женщины. Известно, что были у него и внебрачные дети – две дочери, о существовании которых он долго не говорил жене. Мария его безумно ревновала, и не только к женщинам, но даже к книгам.

Он не один раз уходил от жены, но каждый раз возвращался. В итоге они прожили вместе 57 лет. В 1984 году скоропостижно скончалась их дочь Ирина от сердечного приступа, и оставшихся внуков – Витю и Полину – воспитывал Виктор Петрович и Мария Семеновна.

Смерть

В апреле 2001 года писателя госпитализировали с инсультом. Две недели он пролежал в реанимации, но в итоге врачи выписали его, и он вернулся домой. Ему стало лучше, он даже самостоятельно читал газеты. Но уже осенью того же года Астафьев вновь попал в больницу. Ему диагностировали заболевания сердечных сосудов. В последнюю неделю Виктор Петрович ослеп. Умер писатель 29 ноября 2001 года.


Похоронили его недалеко от его родного села, через год в Овсянке открыли музей семьи Астафьевых.

В 2009 году Виктора Астафьева посмертно наградили премией . Диплом и сумму в $25 тыс. передали вдове писателя. Мария Степановна умерла в 2011 году, пережив супруга на 10 лет.

Библиография

  • 1953 – «До будущей весны»
  • 1956 – «Васюткино озеро»
  • 1960 – «Стародуб»
  • 1966 – «Кража»
  • 1967 – «Где-то гремит война»
  • 1968 – «Последний поклон»
  • 1970 – «Слякотная осень»
  • 1976 – «Царь-рыба»
  • 1968 – «Конь с розовой гривой»
  • 1980 – «Прости меня»
  • 1984 – «Ловля пескарей в Грузии»
  • 1987 – «Печальный детектив»
  • 1987 – «Людочка»
  • 1995 – «Так хочется жить»
  • 1998 – «Веселый солдат»

Виктор Петрович Астафьев

Астафьев Виктор Петрович (р. 1.05.1924), русский писатель. Среди его произведений особый интерес представляет тема национального самосохранения, противостояния нравственному распаду, с опорой на корневые устои национальной жизни. Основные соч.: “Звездопад” (1960), “Где-то гремит война” (1967), “Пастух и пастушка” (1971), “Кража” (1966), “Царь-рыба” (1976), “Последний поклон” (1971-94), “Зрячий посох” (1988), “Печальный детектив” (1986), “Веселый солдат” (1994).

Из семьи раскулаченных

Астафьев Виктор Петрович родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Советского района Красноярского края. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны воевал солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта работал. Начал печататься в 1951 году. В 1959-1961 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься в журнале «Новый мир», возглавляемом А. Твардовским. В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России. Умер Астафьев 29 ноября 2001 года на своей родине, в селе Овсянка.

Использованы материалы кн.: Г.И.Герасимов. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985-2008 годы. М., 2008.

Прозаик

Астафьев Виктор Петрович (1924 - 2001), прозаик.

Родился 1 мая в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах.

Великая Отечественная война призвала Астафьева на фронт. Он был тяжело ранен.

После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусово Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете "Чусовский рабочий". В 1951 был опубликован рассказ "Гражданский человек". В 1953 вышел первый сборник рассказов "До будущей весны".

В 1959 - 61 Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. С этого времени в журналах Урала,

Перми и Свердловска регулярно появляются остропроблемные, психологически углубленные произведения В. Астафьева: повести "Кража" (1966), "Где-то гремит война" (1967), цикл автобиографических рассказов и повестей о детстве "Последний поклон" (1968 - 92, завершающие главы "Забубенная головушка", "Вечерние раздумья") и др.

В центре внимания писателя - жизнь современной сибирской деревни.

Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972 - 75), одного из самых значительных произведений писателя.

В 1969 - 1979 Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как "Печальный детектив" (1986), рассказ "Людочка" (1989), публицистические - "Всему свой час" (1985), "Зрячий посох" (1988). В 1980 была написана драма "Прости меня".

В 1991 выходит книга "Мною рожденный" (роман, повести, рассказы); в 1993 - "Пир после победы"; в 1994 - "Русский алмаз" (рассказы и записи).

В последние годы писателем созданы роман "Прокляты и убиты" (начало публикации - 1992), вторая книга романа - "Плацдарм" (1994), повесть "Так хочется жить" (1995). В. Астафьев последние годы жил и работал в Красноярске.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Писал о национальном самосохранении

Астафьев Виктор Петрович (1.05.1924-2001), писатель. Среди его произведений особый интерес представляет тема национального самосохранения, противостояния нравственному распаду, с опорой на корневые устои национальной жизни. Основные соч.: "Звездопад" (1960), "Где-то гремит война" (1967), "Пастух и пастушка" (1971), "Кража" (1966), "Царь-рыба" (1976), "Последний поклон" (1971-94), "Зрячий посох" (1988), "Печальный детектив" (1986), "Веселый солдат" (1994).

Во 2-й пол. 80-х большое значение имели письма Астафьева известному сионисту и масону Н. Эйдельману, выступившему с резкими выпадами против Русского Народа и деятелей русской культуры. Эйдельман обвинял в «бедах» евреев Русский Народ. В ответ Астафьев напомнил Эйдельману, что его соплеменники находились в лагерях и страдали за свои преступления против России, что евреи пытались решать судьбу русских, не спрашивая их самих, хотят ли они этого. Отповедь Астафьева сионистам была поддержана русской общественностью и прежде всего такими великими русскими писателями, как В. Г. Распутин и В. И. Белов.

АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (1.05.1924-3.12.2001), писатель. Родился в с. Овсянка Красноярского края в крестьянской семье. Воспитывался в семье дедушки и бабушки, затем в детском доме в Игарке. После окончания 6 класса средней школы поступил в железнодорожную школу. Оттуда осенью 1942 ушел на фронт добровольцем, был шофером, артразведчиком, связистом. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен. После демобилизации поселился на Урале, в г. Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе и т. д. В 1951 в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ «Гражданский человек». С 1951 по 1955 Астафьев является литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953. В 1958 вышел роман Астафьева о жизни колхозной деревни «Тают снега».

Переломным в творчестве Астафьева оказался 1959, когда появилась в печати посвященная Л. Леонову повесть «Стародуб» (действие разворачивается в старинном кержацком поселении в Сибири), которая явилась источником авторских размышлений об исторических корнях «сибирского» характера. В то время «древлеотеческие устои» староверов не вызывали у Астафьева сочувствия, наоборот, они противопоставлялись «природной» вере. Однако эта «природная вера», «таежный закон», «заступничество тайги» не спасали человека ни от одиночества, ни от трудных моральных вопросов. Конфликт разрешался несколько искусственно - смертью героя, которая была изображена как «блаженное успение» с цветком стародуба вместо свечи. Критика упрекала Астафьева в неясности этического идеала, в тривиальности проблематики, основанной на противопоставлении «общества» и «естественного человека». Повесть «Перевал» начинала цикл произведений Астафьева о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях - «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), «Последний поклон» (1968; начальные главы). Они рассказывали о трудных процессах мужания неопытной души, о ломке характера человека, оставшегося без поддержки родных в страшные 30-е и в не менее жуткие 40-е. Все эти герои, несмотря на то, что носят разные фамилии, отмечены чертами автобиографизма, похожи судьбами, драматическим поиском жизни «по правде и совести». В повестях Астафьева 60-х обнаружился со всей очевидностью дар рассказчика, умеющего увлечь читателя тонкостью лирического чувства, неожиданным солоноватым юмором, философической отрешенностью. Особое место среди этих произведений занимает повесть «Кража». Герой повести - Толя Мазов - из раскулаченных крестьян, род которых погибает в северных краях. Последним погибает прадед Толи - Яков, «суховатый, витой кряж, от которого отскакивает топор, а зубы пилы на нем ломаются, как орехи». Но и он исчезает под колесами коллективизации, оставляя правнука на волю судьбы. Сцены детдомовской «табунной» жизни воссозданы Астафьевым с состраданием и жестокостью, представляя щедрое разнообразие изломанных временем детских характеров, импульсивно впадающих то в ссору, истерику, издевательство над слабым, то вдруг неожиданно объединяющихся в сочувствии и добре. За этот «народишко» начинает бороться Толя Мазов, ощущая поддержку директора Репнина - бывшего белогвардейского офицера, всю жизнь расплачивающегося за свое прошлое. Благородный пример Репнина, воздействие русской классической литературы с ее школой «жалости и памяти» помогают герою отстаивать добро и справедливость.

С рассказа «Солдат и мать», по меткому определению критика А. Макарова, много размышлявшего о сущности таланта Астафьева, начинается серия рассказов о русском национальном характере. В лучших рассказах («Сибиряк», «Старая лошадь», «Руки жены», «Еловая ветка», «Захарко», «Тревожный сон», «Жизнь прожить» и др.) человек «из народа» воссоздан естественно, достоверно. Блистательный дар созерцания у Астафьева озарен вдохновенной творческой фантазией, игрой, озорством, поэтому его мужицкие типы удивляют читателя подлинностью, «правдой характера», доставляют эстетическое наслаждение. Жанр короткого или приближенного к повести рассказа является излюбленным в творчестве Астафьева. Многие его произведения, которые создавались на протяжении длительного времени, составлены из отдельных рассказов («Последний поклон, «Затеси», «Царь-рыба»). Творчество Астафьева в 60-е было причислено критикой к т. н. «деревенской прозе» (В. Белов, С. Залыгин, В. Распутин, В. Личутин, В. Крупин и др.), в центре которой находились размышления художников об основах, истоках и сущности народной жизни. Астафьев сконцентрировал свои художнические наблюдения в сфере национального характера. При этом он всегда касается острых, больных, противоречивых проблем общественного развития, пытаясь идти в этих вопросах вслед за Достоевским. Произведения Астафьева полны живого непосредственного чувства и философской медитации, яркой вещественности и бытовой характерности, народного юмора и лирического, нередко сентиментального, обобщения.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» (1971; подзаголовок «Современная пастораль») была неожиданной для литературной критики. Уже сложившийся облик Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования, на глазах менялся, приобретая черты писателя, стремящегося к обобщенному восприятию мира, к символическим образам. «В “Пастухе и пастушке” я стремился совместить, - писал Астафьев, - символику и самый что ни на есть грубый реализм». Впервые в творчество писателя появляется тема войны. Любовный сюжет был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных. Несмотря на то что повесть имела жесткую композицию (в ней четыре части: «Бой», «Свидание», «Прощание», «Успение»), она соединяла разные стилевые потоки: обобщенно-философский, релистически-обытовленный и лирический. Война представала то в виде невероятной фантасмагории, гиперболической картины вселенского варварства и разрушения, то в образе невероятно тяжелой солдатской работы, то возникала в лирических отступлениях автора как образ безысходного человеческого страдания. Астафьев скупо рассказывал о солдатской жизни. В поле его зрения был только один взвод. Астафьев «раскладывал русское воинство на отдельные типы, традиционные для сельского мира: мудрец-книжник (Ланцов), праведник, хранитель нравственного закона (Костяев), трудяга-терпелец (Карышев, Малышев), похожий на юродивого «Шкалик», «темный» человек, почти разбойник (Пафнутьев, Мохнаков). И война, врывающаяся в народную жизнь, имела свой образ, свои отношения с каждым из этих воюющих людей, выбивая из их рядов самых светлых, самых беззлобных, самых терпеливых. Еще в самом н. 70-х Астафьев утверждал право каждого человека, имевшего фронтовой опыт, на память о «своей» войне. Философский конфликт повести реализовался в противостоянии пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны; нравственный аспект касался отношений между солдатами. «Огромное значение в повести имеет не только противоборство двух армий, но и другое (по внутренней сути повести, может быть, даже - центральное) - своеобразное противоборство Бориса и старшины Мохнакова» (Ю. Селезнев). На первый взгляд банальное столкновение лейтенанта и старшины из-за женщины (один из которых видит в ней таинственную и чистую женскую сущность, а другой относится к ней как к «военному трофею», принадлежащему ему по праву освободителя) оборачивается сражением полярных жизненных концепций. В основе одной лежат национальные христианские традиции, другая - бездуховна, аморальна, обусловлена нравственным иждивенчеством.

Повесть «Ода русскому огороду» (1972) - своеобразный поэтический гимн трудолюбию крестьянина, в жизни которого гармонично сочетались целесообразность, утилитарность и красота. Повесть проникнута печалью об утраченной гармонии земледельческого труда, позволявшей человеку ощущать животворную связь с землей. Писатель Е. Носов писал Астафьеву: «“Оду русскому огороду” читал как великое откровение… Это не рассказано, а пропето - пропето на такой высокой и чистой ноте, что становится уму непостижимо, как это могут обыкновенные, грубые корявые руки российского писателя-мужика… сотворить такое чудо. Что же таится в недрах человеческой души, какие кладези, если он о простых лопухах, о капусте и редьке может пропеть священные гимны! Высока и прекрасна мысль о том, что для зачуханного деревенского мальчишки огород <…> был не только тем, где можно набить брюхо, он был его университетом, его консерваторией, академией изящных искусств. Если он оказался способным на такой малой площади увидеть целый мир, то уж потом он способен будет понять и Шопена, и Шекспира, и весь мир со всеми его горестями и страданиями. Ах, какое же это диво дивное ода твоя!»

Создаваемый в течение двух десятилетий «Последний поклон» (1958-78) является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 30-40-е и исповедью поколения, детство которого пришлось на годы «великого перелома», а юность - «на огневые сороковые». Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость. Через бабушку Катерину Петровну, которую в деревне звали «генералом», через «сродственников» Витя Потылицын в работе, в различных будничных заботах, в «суровых» играх, в редких гуляньях постигал русскую сибирскую общинную традицию, нравственные нормы, истину здравого смысла. Если начальные главы «Последнего поклона» более лиричны, отмечены мягким юмором и легкой иронией, то последующие уже содержат обличительный пафос, направленный против разрушения национальных основ жизни, они полны горечи и открытой издевки. В главе «Бурундук на кресте», вошедшей в «Последний поклон» в 1947, рассказана страшная история распада крестьянской семьи, в главе «Сорока» - повесть о печальной судьбе яркого и талантливого человека дяди Васи-Сороки, в главе «Без приюта» - о горьких скитаниях героя в Игарке, о беспризорничестве как социальном явлении 30-х.

Близкой к содержанию «Последнего поклона» оказалась «Царь-рыба» (1976), имеющая подзаголовок «Повествование в рассказах». Сюжет этого произведения связан с путешествием автора-рассказчика по родным местам в Сибири. Сквозной образ рассказчика, его размышления об увиденном, воспоминания, публицистические отвлечения, лирико-философские обобщения являются цементирующей силой этой вещи. Астафьев воссоздал страшную картину народной жизни, которая подвергалась варварскому воздействию цивилизации. В народной среде царило пьянство, кураж, воровство и браконьерство, были осквернены святыни, утрачены нравственные нормы. Совестливые люди, как обычно у Астафьева, фронтовики, державшие еще какое-то время в руках нравственные скрепы, очутились на обочине жизни. Они не оказывали влияния на ход вещей, жизнь ускользнула из их рук, переродилась в нечто безумное и хаотическое. Картина этого падения смягчалась образом дивной сибирской природы, еще не до конца загубленной человеком, образами терпеливых женщин и охотника Акима, еще несущих в мир добро и сострадание, и, самое главное, образом автора, который не столько судил, сколько недоумевал, не столько бичевал, сколько печалился.

После выхода в свет «Печального детектива» (1986), «Людочки» (1989), заключительных глав «Последнего поклона» (1992) пессимизм писателя усилился. Мир предстал перед его глазами «во зле и страдании», полным порока и преступности. События современности и исторического прошлого стали рассматриваться им с позиции максималистского идеала, высшей нравственной идеи и, естественно, не соответствовали их воплощению. «В любви и ненависти я середины не приемлю», - заявлял писатель. Этот жесткий максимализм был обострен болью за порушенную жизнь, за потерявшего себя и равнодушного к общественному возрождению человека. Роман «Печальный детектив», посвященный сложной судьбе работника милиции Сошнина, полон горьких и неприглядных сцен, тяжелых раздумий о преступниках и их беззащитных жертвах, об истоках традиционной народной жалости к «арестантам», о многоликости зла и отсутствии «баланса» между ним и добром. Действие романа укладывается всего в несколько дней. В романе девять глав, глав-рассказов об отдельных эпизодах из жизни героев. В каждую главу вплетены сюжеты-воспоминания Сошнина о службе в милиции, юности, родственниках, побочные сюжеты о жителях города Вейска, окрестных сел и деревень. «Деревенский» и «городской» материалы рассмотрены в едином художественном потоке. Конфликт романа выражен в столкновении главного героя с окружающим миром, в котором сместились нравственные понятия, этические законы, «нарушилась связь времен».

Параллельно с художественным творчеством Астафьев занимался в 80-е публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 по 1979, о Сибири, куда вернулся в 1980, составили сборники: «Древнее, вечное…» (1980), «Посох памяти» (1980), «Всему свой час» (1985). Во 2-й пол. 80-х большой резонанс в русской литературе получила полемика Астафьева с еврейским писателем Н. Эйдельманом (см. подробнее ст. «Еврейский вопрос в русской литературе). В 1988 опубликована книга «Зрячий посох», посвященная памяти критика А. Макарова. По своим рассказам Астафьев создает драмы «Черемуха» (1977), «Прости меня» (1979), написал киносценарий «Не убий» (1981).

Роман о войне «Прокляты и убиты» (ч. 1 - 1992; ч. 2 - 1994) не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, его отличает удивительная даже для Астафьева резкость, страстность, категоричность авторской интонации. Первая часть романа «Чертова яма» повествует о новобранцах, проходящих «обучение» в учебном полку. Солдатский быт напоминает быт тюремный, определяемый страхом голода, наказания и даже расстрела. Пестрая солдатская масса тяготеет к двум полюсам: к солдатам-старообрядцам – степенным, благодушным, обстоятельным и к блатникам - расхристанным, вороватым, истеричным. Солдатское воинство, как и в «Пастухе и пастушке», раскалывается на определенные типы, в основном повторяющиеся и любимые писателем характеры. Однако место «светлого» человека занимает не романтический лейтенант, стремящийся к героической жизни, а колоритная фигура русского богатыря-старообрядца Коли Рындина, который даже на учебных занятиях не может деревянным ружьем «уколоть» условного противника. Герой тверд в вере, зная, что Бог покарает всех за отступничество, за то, что допустили в душу дьявола вслед за комиссарами-безбожниками. Именно Рындин вспоминает старообрядческую стихиру, где было сказано, что «все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут прокляты Богом и убиты». Эти древние слова и вынесены автором в заглавие романа. Во II части романа («Плацдарм») воссоздается картина тяжелейших боев при переправе через Днепр и во время обороны Великокриницкого плацдарма. В течение семи дней небольшие силы должны были, по замыслу командования, отвлекать и изматывать противника. Художник рисует жуткие в своей подлинности и натуралистичности сцены ада на земле. «Черные работники войны», «сидельцы Великокриницкого плацдарма», изможденные, голодные, «во вшах», покусанные крысами, выходят из зоны, «чувствуя освобождение от гнетущего ожидания гибели, избавление от заброшенности и никудышности». С «солдатской линией» переплетается «линия партии». Едкая авторская ирония проявляется не только в изображении политзанятий, образов политработников, ерничаньи на политические темы персонажей, описании заочного приема в партию на передовой, ею пронизан весь авторский текст повествования. Астафьев полностью разрушает сложившиеся в советское время каноны изображения народа на войне. Народ в романе, как и в др. произведениях 90-х, не является бессмертным народом-победителем. Автор утверждает, что народ смертен и уничтожим. И не потому, что исчерпал заложенные в нем генетические силы или утратил смысл своего развития, а вследствие того, что ему были нанесены сокрушительные и незалечимые раны. Не только фашизмом, но прежде всего своими - той тоталитарной машиной, которая без счета и совести губила русского мужика или ставила его на колени в годы революции, коллективизации и войны. Народ не является героем, он - покинутый Богом, униженный страдалец, вынужденный воевать между двух страшных сил, сложное разноликое единство, одаренное и добрыми человеческими свойствами и мерзкими пороками. Народ существует на войне между призрачной надеждой на Бога, на справедливость и реальной верой в силу родной земли, которая являлась порой единственной спасительницей солдата.

Вахитова Т.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Встречен в штыки литературным начальством

АСТАФЬЕВ Виктор Петрович (р. 1924 г.). Писатель, публицист, сценарист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1989). Родился в с. Овсянка Красноярского края. В детстве пережил ужасы коллективизации - его семья была раскулачена, и из теплого, крепкого крестьянского дома мальчик попал в казенный детский дом. В 1942 г. добровольцем ушел на фронт, воевал рядовым.

После войны окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. До 1963 г. жил и работал в Пермской области, затем вернулся на родину. Село Овсянка стало, не без усилий Астафьева, крупным культурным центром Красноярского края.

Печататься начал с 1951 г. Член Союза писателей СССР с 1958 г. секретарь правления СП СССР с 1991 г. Народный депутат СССР в 1989-1991 гг. Вице-президент ассоциации писателей «Европейский форум».

Астафьев - дважды лауреат Государственной премии (1978 г., за книгу «Царь-рыба»; 1991 г., за повесть «Зрячий посох»). Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького. В 1997 г. удостоен Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера.

Жена - Мария Семеновна Карякина, бессменный секретарь и помощник в литературных делах Астафьева.

Творчество Астафьева в одинаковой степени принадлежит двум направлениям современной литературы, заявившим о себе в 1960-е-1970-е годы. С одной стороны, это проза фронтовиков - наивных и юных старшеклассников, прямо из-за парты угодивших на войну, - «окопная правда», встреченная в штыки официальной критикой и литературным начальством. С другой стороны, творчество Астафьева знаменует начало так называемой деревенской прозы, мало-помалу открывавшей истинную картину коллективизации и ее долгих, последовательных и разорительных результатов. Вспоминая сталинские времена, Астафьев свидетельствует: «Комиссаров, не видавших в глаза сохи, когда-то посылали в деревню учить мужика пахать землю. На стройках коммунизма парторги делали вид, будто понимают в производстве и технологиях больше дипломированных инженеров. А попытка политотделов командовать армией, как, например, Мехлис в Крыму, привела к тому, что мы быстро половину страны провоевали. Самонадеянно занимаясь не своим делом, партия многое порушила и погубила, задавила народную власть, но при этом упустила свое: воспитание людей, диалог с народом» (Астафьев В. Спасет только чудо // Родина. 1990. № 2. С. 84)

В творчестве Астафьева прослеживается активное неприятие сталинизма как противоестественной системы, уничтожающей личность человека, превращающей народ в послушное, безропотное стадо. В повести «Последний поклон» (1968) он пишет: «Нет на свете ничего подлее русского тупого терпения, разгильдяйства и беспечности. Тогда, в начале тридцатых годов, сморкнись каждый русский крестьянин в сторону ретивых властей - и соплями смыло бы всю эту нечисть вместе с наседающим на народ обезьяноподобным грузином и его приспешниками.

Кинь по крошке кирпича - и Кремль наш древний со вшивотой, в нем засевшей, задавило бы, захоронило бы вместе со зверующей бандой по самые звезды. Нет, сидели, ждали, украдкой крестились и негромко, с шипом воняли в валенки. И дождались!

Окрепла кремлевская клика, подкормилась пробной кровью красная шпана и начала расправу над безропотным народом размашисто, вольно, безнаказанно».

В последнее время Астафьев вновь вернулся к теме войны. В 1995 г. вышли его повесть «Так хочется жить» и роман «Прокляты и убиты» (премия «Триумф»).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Писатель XX века

Астафьев Виктор Петрович - прозаик.

Родился в крестьянской семье. Отец - Пётр Павлович Астафьев. Мать, Лидия Ильинична Потылицына, утонула в Енисее в 1931. Воспитывался в семье дедушки и бабушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После окончания 6-го класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую в 1942, работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска. Оттуда осенью 1942 ушел на фронт добровольцем, был шофером, артразведчиком, связистом. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен.

После демобилизации в 1945 вместе с женой - впоследствии писательницей М.С.Корякиной - поселился на Урале, в г.Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе и т.д.

В 1951 в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ «Гражданский человек» (после доработки получил название «Сибиряк»). Тяга к «сочинительству» проявилась у Астафьев очень рано. Он вспоминал: «Моя бабушка Катерина, у которой я жил, когда осиротел, меня называла "врушей"... На фронте даже от дежурств освобождали ради этого. После войны занимался в литературном кружке одной уральской газеты. Там я прослушал однажды рассказ кружковца, который взбесил меня надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге. Он и стал моим писательским дебютом» (Смена. 1986. 6 апр.).

С 1951 по 1955 Астафьев является литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий»; публиковался в пермских газетах «Звезда», «Молодая гвардия», альманахе «Прикамье», журнал «Урал», «Знамя», «Молодая гвардия», «Смена». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953, за ним последовали книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958).

В 1958 вышел роман Астафьева о жизни колхозной деревни «Тают снега», написанный в традициях беллетристики 1950-х.

С 1958 Астафьев - член СП СССР; в 1959-61 учился на Высших литературных курсах при СП СССР. Переломным в творчестве Астафьев оказался 1959, когда появились в печати повести «Старо-дуб» и «Перевал», рассказ «Солдат и мать». Посвященная Леониду Леонову повесть «Стародуб» (действие разворачивается в старинном кержацком поселении в Сибири) явилась источником авторских размышлений об исторических корнях «сибирского» характера. В то время «древле-отеческие устои» староверов не вызывали у Астафьева сочувствия, наоборот, они противопоставлялись «природной» вере (охотник Фаефан). Однако эта «природная вера», «таежный закон», «заступничество тайги» не спасали человека ни от одиночества, ни от трудных моральных вопросов. Конфликт разрешался несколько искусственно - смертью героя, которая была изображена как «блаженное успение» с цветком стародуба вместо свечи. Критика упрекала Астафьева в неясности этического идеала, в тривиальности проблематики, основанной на противопоставлении «общества» и «естественного человека».

Повесть «Перевал» начинала цикл произведений Астафьева о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях - «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), «Последний поклон» (1968; начальные главы). Они рассказывали о трудных процессах мужания неопытной души, о ломке характера человека, оставшегося без поддержки родных в страшные 1930-е и в не менее жуткие 1940-е. Все эти герои, несмотря на то что носят разные фамилии, отмечены чертами автобиографизма, похожи судьбами, драматическим поиском жизни «по правде и совести». В повестях Астафьева 1960-х обнаружился со всей очевидностью дар рассказчика, умеющего увлечь читателя тонкостью лирического чувства, неожиданным солоноватым юмором, философической отрешенностью. Особое место среди этих произведений занимает повесть «Кража».

Герой повести - Толя Мазов - из раскулаченных крестьян, род которых погибает в северных краях. Сцены детдомовской, «табунной» жизни воссозданы Астафьевым с состраданием и жестокостью, представляя щедрое разнообразие изломанных временем детских характеров, импульсивно впадающих то в ссору, истерику, издевательство над слабым, то вдруг, неожиданно объединяющихся в сочувствии и доброте. За этот «народишко» начинает бороться Толя Мазов, ощущая поддержку директора Репнина - бывшего белогвардейского офицера, всю жизнь расплачивающегося за свое прошлое. Благородный пример Репнина, воздействие русской классической литры с ее школой «жалости и памяти» помогают герою отстаивать добро и справедливость.

С рассказа «Солдат и мать», по меткому определению критика А.Макарова, много размышлявшего о сущности таланта Астафьева, начинается серия рассказов о русском национальном характере. В лучших рассказах («Сибиряк», «Старая лошадь», «Руки жены», «Еловая ветка», «Захарко», «Тревожный сон», «Жизнь прожить» и др.) человек «из народа» воссоздан естественно, достоверно. Блистательный дар созерцания у Астафьева озарен вдохновенной творческой фантазией, игрой, озорством, поэтому его мужицкие типы удивляют читателя подлинностью, «правдой характера», доставляют эстетическое наслаждение. Жанр короткого или приближенного к повести рассказа является излюбленным в творчестве Астафьева. Многие его произведения, которые создавались на протяжении длительного времени, составлены из отдельных рассказов («Последний поклон», «Затеей», «Царь-рыба»). Творчество Астафьева в 1960-е было причислено критикой к т.н. «деревенской прозе», в центре которой находились размышления художников об основах, истоках и сущности народной жизни. Астафьев сконцентрировал свои художнические наблюдения в сфере национального характера. При этом он всегда касается самых острых, больных, противоречивых проблем общественного развития, пытаясь идти в этих вопросах вслед за Достоевским. Произведения Астафьева полны живого непосредственного чувства и философской медитации, яркой вещественности и бытовой характерности, народного юмора и лирического, нередко сентиментального, обобщения.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» (1971; подзаголовок «Современная пастораль») была неожиданной для литературной критики. Уже сложившийся облик Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования, на глазах менялся, приобретая черты писателя, стремящегося к обобщенному восприятию мира, к символическим образам. «В "Пастухе и пастушке" я стремился совместить,- писал Астафьев,- символику и самый что ни на есть грубый реализм» (Вопросы литературы. 1974. №11. С.222). Впервые в творчестве писателя появляется тема войны. Любовный сюжет (лейтенант Костяев - Люся) был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных. Несмотря на то что повесть имела жесткую композицию (в ней 4 части: «Бой», «Свидание», «Прощание», «Успение»), она соединяла разные стилевые потоки: обобщенно-философский, реалистически-обытовленный и лирический. Война представала то в виде невероятной фантасмагории, гиперболической картины вселенского варварства и разрушения, то в образе невероятно тяжелой солдатской работы, то возникала в лирических отступлениях автора как образ безысходного человеческого страдания. Астафьев скупо рассказывал о солдатской жизни. В поле его зрения был только взвод лейтенанта Костяева. Астафьев «раскладывал» русское воинство на отдельные типы, традиционные для сельского мира: мудрец-книжник (Ланцов), праведник, хранитель нравственного закона (Костяев), трудяга-терпелец (Карышев, Малышев), похожий на юродивого «Шкалик», «темный» человек, почти разбойник (Пафнутьев, Мохнаков). И война, врывающаяся в народную жизнь, имела свои отношения с каждым из этих воюющих людей, выбивая из их рядов самых светлых, самых беззлобных, самых терпеливых.

Еще в самом начале 1970-х Астафьев утверждал право каждого человека, имевшего фронтовой опыт, на память о «своей» войне. Философский конфликт повести реализовался в противостоянии пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны; нравственный аспект касался отношений между солдатами. «Огромное значение в повести имеет не только противоборство двух армий, но и другое (по внутренней сути повести, может быть, даже - центральное) - своеобразное противоборство Бориса и старшины Мохнакова» (Селезнев Ю. Мудрость души народной // Москва. 1973. №11. С.216). На первый взгляд банальное столкновение лейтенанта и старшины из-за женщины (один из которых видит в ней таинственную и чистую женскую сущность, а другой относится к ней как к «военному трофею», принадлежащему ему по праву освободителя) оборачивается сражением полярных жизненных концепций (подобная ситуация позже возникнет в романе Ю.Бондарева «Берег). Наиболее противоречивые отклики критики были посвящены жанру и композиции повести. Кольцевая композиция повести казалась жесткой, излишне рационалистической. Выдержанные в стиле народных плачей и причитаний «увертюра» и «финал» произведения, по мнению некоторых исследователей, «не совсем сопрягаются с сюжетно-конфликтной основой повести» (Якименко Л. Литературная критика и современная повесть // Новый мир. 1973. №1. С.248). Другие писали о «литературности» заключительной части (Кузнецов Ф. Испытание войной // Правда. 1972. 7 мая), С.Залыгин воспринял кольцевое обрамление повести как нечто нарочитое и искусственное (Залыгин С. И снова о войне // Литературная Россия. 1971. 19 нояб.). Критиковали эту яркую, ставшую классической повесть Астафьева и за «бытовизм», и за «пацифизм», и за пасторальность, за «дегероизацию», за «романтического» «невоенного» героя, умирающего от любви.

Повесть «Ода русскому огороду» (1972) - своеобразный поэтический гимн трудолюбию крестьянина, в жизни которого гармонично сочетались целесообразность, утилитарность и красота. Повесть проникнута печалью об утраченной гармонии земледельческого труда, позволявшей человеку ощущать животворную связь с землей. Писатель Е.Носов писал Астафьеву: «"Оду русскому огороду" читал как великое откровение... Это не рассказано, а пропето - пропето на такой высокой и чистой ноте, что становится уму непостижимо, как это могут обыкновенные, грубые, корявые руки российского писателя-мужика... сотворить такое чудо. Что же таится в недрах человеческой души, какие кладези, если он о простых лопухах, о капусте и редьке может пропеть священные гимны! Высока и прекрасна мысль о том, что для зачуханно-го деревенского мальчишки огород <...> был не только тем, где можно набить брюхо, он был его университетом, его консерваторией, академией изящных искусств. Если он оказался способным на такой малой площади увидеть целый мир, то уж потом он способен будет понять и Шопена, и Шекспира, и весь мир со всеми его горестями и страданиями. Ах, какое же это диво дивное ода твоя!» (Цит. по: Яновский Н.- С. 196).

Создаваемый в течение двух десятилетий «Последний поклон» (1958-78) является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 1930-40-е и исповедью поколения, детство которого пришлось на годы «великого перелома», а юность - «на огневые сороковые». В откликах на «Последний поклон» критика замечала, что без произведений Астафьева современной прозе «недоставало терпкого духа жилья, густоты красок деревенского, детдомовского, солдатского и народного быта, живой экспрессии крестьянской речи, а более всего - крутоватых, норовистых народных характеров» (Михайлов А. Прощание с детством // Комсомольская правда. 1969. 9 окт.). Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и честность. Через бабушку Катерину Петровну, которую в деревне звали «генералом», через «сродственников» Витя Потылицын в работе, в различных будничных заботах, в «суровых» играх, в редких гуляньях постигал русскую сибирскую общинную традицию, нравственные нормы, истину здравого смысла. Если начальные главы «Последнего поклона» более лиричны, отмечены мягким юмором и легкой иронией, то последующие уже содержат обличительный пафос, направленный против разрушения национальных основ жизни, они полны горечи и открытой издевки. В главе «Бурундук на кресте», вошедшей в «Последний поклон» в 1974, рассказана страшная история распада крестьянской семьи, в главе «Сорока» - повесть о печальной судьбе яркого и талантливого человека дяди Васи-Сороки, в главе «Без приюта» - о горьких скитаниях героя в Игарке, о беспризорничестве как социальном явлении 1930-х.

Близкой к содержанию «Последнего поклона» оказалась повесть «Царь-рыба» (1976), имеющая подзаголовок «Повествование в рассказах». Сюжет этого произведения связан с путешествием автора-рассказчика по родным местам в Сибири. Сквозной образ рассказчика, его размышления об увиденном, воспоминания, публицистические отвлечения, лирико-философские обобщения являются цементирующей силой этой вещи. Астафьев воссоздал страшную картину народной жизни, которая подверглась варварскому воздействию цивилизации. В народной среде царили пьянство, кураж, воровство и браконьерство, были осквернены святыни, утрачены нравственные нормы. Совестливые люди, как обычно у Астафьев, фронтовики, державшие еще какое-то время в руках нравственные скрепы, очутились на обочине жизни.

Картина этого падения смягчалась образом дивной сибирской природы, еще не до конца загубленной человеком, образами терпеливых женщин и охотника Акима, еще несущих в мир добро и сострадание, и, самое главное, образом автора, который не столько судил, сколько недоумевал, не столько бичевал, сколько печалился.

После выхода в свет «Печального детектива» (1986), «Людочки» (1989), заключительных глав «Последнего поклона» (1992) пессимизм писателя усилился. Мир предстал перед его глазами «во зле и страдании», полным порока и преступности. События современности и исторического прошлого стали рассматриваться им с позиции максималистского идеала, высшей нравственной идеи и, естественно, не соответствовали их воплощению. «В любви и ненависти я середины не приемлю»,- заявлял писатель (Правда. 1989. 30 июня). Этот жесткий максимализм был обострен болью за порушенную жизнь, за потерявшего себя и равнодушного к общественному возрождению человека. Роман «Печальный детектив», посвященный сложной судьбе работника милиции Сошнина, полон горьких и неприглядных сцен, тяжелых раздумий о преступниках и их беззащитных жертвах, об истоках традиционной народной жалости к «арестантам», о многоликости зла и отсутствии «баланса» между ним и добром. Действие романа укладывается всего в несколько дней. В романе 9 глав, глав-рассказов об отдельных эпизодах из жизни героя. «Деревенский» и «городской» материалы рассмотрены в едином худож. потоке. Конфликт романа выражен в столкновении главного героя с окружающим миром, в котором сместились нравственные понятия, этические законы, «нарушилась связь времен». Роман вызвал бурную полемику в прессе. Споры касались меры критического отношения к народной жизни. На обсуждении «Печального детектива» И.Золотусский заметил: «Беспощадность этой вещи и ее поворотное значение для настоящего момента - в том, что она развернута лицом к народу. Если раньше литература защищала народ, то теперь встал вопрос о самом народе» (Литературная газета. 1986. 27авг.).

Параллельно с художественным творчеством в 1980-е Астафьев занимается публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 по 1979, о Сибири, куда вернулся в 1980, составили сборники «Древнее, вечное...» (1980), «Посох памяти» (1980), «Всему свой час» (1985).

Роман о войне «Прокляты и убиты» (Ч.1. 1992; Ч.2. 1994) не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, его отличает удивительная даже для Астафьев резкость, страстность, категоричность авторской интонации.

1-я часть романа («Чертова яма») повествует о новобранцах, проходящих «обучение» в учебном полку. Солдатский быт напоминает быт тюремный, определяемый страхом голода, наказания и даже расстрела. Пестрая солдатская масса тяготеет к двум полюсам: к солдатам-старообрядцам - степенным, благодушным, обстоятельным - и к блатникам - расхристанным, вороватым, истеричным. Солдатское воинство, как и в «Пастухе и пастушке», раскладывается на определенные типы, в основном повторяющиеся любимые писателем характеры. Однако место «светлого» человека занимает не романтический лейтенант, стремящийся к героической жизни, а колоритная фигура русского богатыря-старообрядца Коли Рындина, который даже на учебных занятиях не может деревянным ружьем «уколоть» условного противника. Герой тверд в вере, зная, что Бог покарает всех за отступничество, за то, что допустили в душу дьявола вслед за комиссарами-безбожниками. Именно Рындин вспоминает старообрядческую стихиру, где было сказано, что «все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут прокляты Богом и убиты». Эти древние слова и вынесены автором в заглавие романа.

Во 2-й части романа («Плацдарм») воссоздается картина тяжелейших боев при переправе через Днепр и во время обороны Великокриницкого плацдарма. В течение 7 дней небольшие силы должны были по замыслу командования отвлекать и изматывать противника. Художник рисует жуткие в своей подлинности и натуралистичности сцены ада на земле. «Черные работники войны», «сидельцы Великокриницкого плацдарма», изможденные, голодные, «во вшах», покусанные крысами, выходят из зоны, «чувствуя освобождение от гнетущего ожидания гибели, избавление от заброшенности и никудышности». С «солдатской линией» переплетается «линия партии». Едкая авторская ирония проявляется не только в изображении политзанятий, образов политработников, ерничанье на политические темы персонажей, описании заочного приема в партию на передовой, ею пронизан весь авторский текст повествования. Астафьев полностью разрушает сложившиеся в советское время каноны изображения народа на войне. Народ в романе, как и в других произведениях Астафьев 1990-х, не является бессмертным народом-победителем. Автор утверждает, что народ смертен и уничтожим. И не потому, что исчерпал заложенные в нем генетические силы или утратил смысл своего развития, а вследствие того, что ему были нанесены сокрушительные и незалечимые раны. Не только фашизмом, но прежде всего своими - той тоталитарной машиной, которая без счета и совести губила русского мужика или ставила его на колени в годы революции, коллективизации и войны. Народ не является героем, он - покинутый Богом, униженный страдалец, вынужденный воевать между двух страшных сил, сложное разноликое единство, одаренное и добрыми человеческими свойствами и мерзкими пороками. Народ существует на войне между призрачной надеждой на Бога, на справедливость и реальной верой в силу родной земли, которая являлась порой единственной спасительницей солдата. Позиция Астафьева, заявленная резко и категорично, вызвала противоречивые отклики критики и читателей; ее объясняют и «невоцерковленностью» таланта Астафьева (Юность. 1994. №4. С.15), и рецидивом «деидеологизированного беспризорничества» (жестокое напоминание о том, что Астафьеву пришлось в свое время пережить беспризорничество) (Завтра. 1995. № 31.17 авг.).

В 1995 опубликована повесть Астафьева «Так хочется жить» о причудливой фронтовой судьбе и послевоенной жизни простого русского солдата Коляши Хахалина, а позднее повести «Обертон» (1996) и «Веселый солдат» (1998). Созданные в жанре социально-бытового и даже натуралистического повествования, вещи эти соединяют и уравновешивают противоречивые авторские интонации, возвращая писателя в состояние мудрости и печали. «Спасибо еще Всевышнему,- говорил Астафьев в одном из последних интервью, что память моя милосердна, в обычной жизни многое тяжелое и страшное стирается» (Литературная Россия. 2000. №4).

После смерти Астафьева в журнал «Урал» (2004. №5) публикуются его «Автобиография» (2000), рассказ «Глухая просека», статья «Прощаюсь...», вариант статьи «Нет, алмазы на дороге не валяются» и др.

Т.М. Вахитова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 121-126.

"...Войдите на страницу акции «Антипобеда» и обратитесь к разделу «Рекомендуемые к прочтению книги» и «Ссылки на статьи других авторов». Здесь вы найдете и «Тень Победы» Виктора Суворова, и «Тризну по России» Юрия Колкера. До Чаадаева тут, правда, не дошло, однако есть здесь Виктор Астафьев «Прокляты и убиты» . От рекомендуемых тут же трудов самого Ю.Нестеренко этот отличается, во-первых, тем, что Вторую мировую автор не вычитал в книжках, а выстрадал своею кровью, выхаркал своими легкими, прополз, прижимаясь грудью и животом к исковерканной земле, во-вторых, несмотря на тёзку Кирпичева, это все же как и «Царь-рыба», - настоящая литература. И о Сталине, и о Жукове, и о немце, о свинцовой мерзости и обо всем том, что такое была та война, рассказал Астафьев страшную правду всем - и в том числе, Юрию Нестеренко, правда последний выбрал из этого лишь то, что ему подошло и «не заметил» того, что не оправдывало его концепции. А ведь это ему, не подозревая о его существовании, писал В.Астафьев:

«Чувствую, что Вы мало читали и читаете, так вот, был такой князь Раевский , который на Бородино вывел своих сыновей на редут (младшему было 14 лет!), вот я уверен, что князь Раевский, и Багратион, и Милорадович, и даже лихой казак Платов не опустились бы до поношения солдата уличной бранью, а вы?!..

В Вашем списке нет мной уважаемых писателей - Константин Воробьёв, покойный мой друг, Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Василий Гроссман, Василь Быков, Иван Акулов, Виктор Курочкин, Эммануил Казакевич, Светлана Алексиевич - вот далеко не полный перечень тех, кто пытался и ещё пытается сказать правду о войне и кого за это согнали в ранние могилы...

И вообще читатель стоящий, человек воспитанный, а больше - самовоспитанный, не подавляет никого самомнением, и если сделает замечание - не превращает его в обличение, в суд...».

Виктора Астафьева мы выводим из нашего ряда, как косатку из надсемейства рыб, и не потому, что Ю.Нестеренко припечатал его «Проклятых и убитых» примечанием «книга не объективна по отношению к германской стороне, с которой автор знаком, в основном, по ангажированным источникам, зато советская, которую он наблюдал непосредственно, показана с документальной точностью», а оттого, что как бы к нему ни относиться, а историю он не переделывал, он просто в ней жил, во многом мучительно, но это уж как довелось родиться".

Фрагмент статьи Юрия Ноткина "Отторжение", опубликованной в интернет-газете "Мы здесь!".
Адрес статьи http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=3687

Далее читайте:

Виктор Астафьев. Уважение к труду (о творчестве Александра Щербакова).

Виктор Астафьев. Пролётный гусь . "Роман-газета" № 7, 2005 г.

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч.: В 6 т. М., 1991. Т. 1-3 (изд. продолжается).

Прокляты и убиты. М., 2002.

Литература:

Виктор Петрович Астафьев: Жизнь и творчество: библ. указатель произведений писателя на русском и иностр. языках: литература о жизни и творчестве / сост. и ред. Т.Я.Бриксман. М., 1999;

Яновский Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества. М., 1982;

Чекунова Т.А. Нравственный мир героев Астафьева. М., 1983;

Макаров А. Во глубине России // Макаров А. Литературно-критические работы. Т.2. М., 1982;

Курбатов В. Миг и вечность. Красноярск, 1983;

Ершов Л.Ф. Три портрета: Очерки творчества В.Астафьева, Ю.Бондарева, В. Белова. М., 1985;

Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов: В. Распутин. В. Астафьев. С. Залыгин. Л., 1985;

«Печальный детектив» В.Астафьева: Мнение читателей и отклики критиков // Вопросы литературы. 1986. №11;

Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба». М., 1988;

Дедков И. О романе «Прокляты и убиты»: Объявление вины и назначение казни // Дружба народов. 1993. №10;

Штокман И. Черное зеркало // Москва. 1993. №4;

Вахитова Т.М. Народ на войне // Русская литература. 1995. №3;

Давыдов Б. О книге «Прокляты и убиты» // Нева. 1995. №5;

Перевалова С.В. Творчество В.П.Астафьева. Волгоград, 1997;

Ермолин Е. Месторождение совести. Заметки о Викторе Астафьеве. // Континент. 1999. № 100;

Литературные традиции в повести В.Астафьева «Веселый солдат»// Война в судьбах и творчестве писателей Уссурийск, 2000;

Лейдерман Н.М. Крик сердца. Творческий облик Виктора Астафьева. Екатеринбург, 2001;

Куняев С. И свет и тьма (К 80-летию В.Астафьева) // Наш современник. 2004. №5.

У драматурга Александра Вампилова главный герой получил от автора фамилию ЗИЛОВ. Герой повести Виктора Астафиева - Толя МАЗОВ - из раскулаченных крестьян, род которых погибает в северных краях. Последним погибает прадед Толи - Яков, исчезает под колесами коллективизации, оставляя правнука на волю судьбы. Сцены детдомовской «табунной» жизни воссозданы Астафьевым с состраданием и жестокостью, представляя щедрое разнообразие изломанных временем детских характеров, импульсивно впадающих то в ссору, истерику, издевательство над слабым, то вдруг неожиданно объединяющихся в сочувствии и добре. За этот «народишко» начинает бороться Толя МАЗОВ, ощущая поддержку директора Репнина - бывшего белогвардейского офицера, всю жизнь расплачивающегося за свое прошлое. Сравнивая характеры героев, невольно приходишь к выводу, что МАЗ тут однозначно сильнее ЗИЛа будет.


Виктор Петрович Астафьев
Родился: 1 мая 1924 года
Умер: 29 ноября 2001 года

Биография

Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение.

Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир» , возглавляемом А.Твардовским . Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб , 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража , 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль» , рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995).

В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф» , ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах» . Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю.

Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах . Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека.

Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.

Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987).

Ее главный герой, милиционер Сошнин , пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева , свойственна публицистичность.

В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты.

Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев , он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

Работы

1953 - «До будущей весны»
1958 - «Тают снега»
1995 - «Прокляты и убиты»
1958 - «Перевал»
1960 - «Стародуб»
1960 - «Звездопад»
1966 - «Кража»
1967 - «Где-то гремит война»
1968 - «Последний поклон»
1970 - «Слякотная осень»
1976 - «Царь-рыба»
1984 - «Ловля пескарей в Грузии»
1987 - «Печальный детектив»
1995 - «Так хочется жить»
1995 - «Обертон»
1997 - «Из тихого света»
1998 - «Весёлый солдат»