Алтайская мумия принцессы. Где ее можно увидеть

Сильнейшее за последние полвека наводнение на Алтае вновь дало повод местным жителям заговорить о проклятии "принцессы Укока". Так коренные алтайцы называют мумию женщины, найденную археологами в 1993 году на священном плато Укок. По их мнению, потревожив гробницу, ученые навлекли на Алтай несчастья. Недавно группа алтайских общественников вновь обратилась к властям с просьбой захоронить "принцессу", чтобы избежать новых стихийных бедствий.

Авторы обращения из партии "Воля" утверждают: с тех пор, как "принцессу" извлекли из могилы, Алтай охватили лесные пожары и ураганы, а уровень самоубийств и заболеваемости заметно выросли. Участились землетрясения, которых до этого не было сто лет. Сторонники захоронения напомнили, что с самого начала вскрытие гробницы сопровождали дурные предзнаменования: небо в этот день сотрясали гром и молнии. Когда же археологи пытались вывезти мумию в Новосибирск, у их автомобилей отказали двигатели, а вертолет не взлетел.

Этим летом от катастрофического паводка на Алтае уже пострадали более 40 тысяч человек. Разрушены плотины, мосты, гидроэлектростанция, затоплены сотни населенных пунктов. Тысячи местных жителей остались без крыши над головой. Несколько человек погибли. Губернатор Алтайского края уже заявил, что регион ранее не знал бедствий такого масштаба. Среди местных жителей опять пошли разговоры о мистической подоплеке наводнения, а газеты запестрили сенсационными расследованиями.

Алтайские общественники вдруг вспомнили, что накануне наводнения "принцесса" явилась во сне одному из нашедших ее археологов и пообещала сама приплыть на родину, если ее не захоронят. Некоторые местные журналисты поторопились сообщить, что вода добралась до зловещего экспоната в Национальном музее Горно-Алтайска и едва не унесла его с собой. Но сами музейщики эту информацию опровергли и заверили всех, что мумия в безопасности.

Теперь сторонники захоронения пугают население новой мировой войной, которая наступит, если "воля принцессы не будет исполнена". В пример они приводят широко известную легенду о могиле Тамерлана, сразу после вскрытия которой в 1941 году началась Великая Отечественная.

Алтайский Тибет

Алтайские шаманы называют мумию своей прародительницей – принцессой Кыдын, покровительницей Алтая, которую почитали во все времена. Последователи народных алтайских верований полагают, что женщина была жрицей и ушла из жизни добровольно, чтобы из своего погребального кургана защищать Землю от злых духов. По одному из преданий, Кыдын стояла на страже врат подземного мира и не давала выходить на поверхность тварям, питающимся страхом людей и разрушающим гармонию существования.

В татуировках мумии, по мнению шаманов, скрыта важная для человечества информация, но время для их расшифровки еще не пришло. Некоторые даже утверждают, что "принцесса" - живая женщина, которая спит, но может проснуться, если не вернуть ее на место захоронения.

За последние двадцать лет история алтайской мумии обросла таким количеством мифов, что пересказывать их можно бесконечно. Одни называют ее убитой дочерью скифского шамана, другие – могущественной колдуньей. Это не удивительно, ведь само плато Укок, где было найдено захоронение, издревле было окутано ореолом сакральности и мистики.

Алтайцы называют Укок "началом небесного свода", где мир людей соприкасается с миром богов. Здесь запрещено резать скот, распивать спиртное, мусорить и даже громко кричать. Нарушение этих табу считается святотатством. В разные времена здесь пытались найти золото скифов и даже ворота в легендарную Шамбалу.

Очевидное и невероятное

Могилу "праматери алтайского народа" в 1993 году обнаружила группа новосибирских археологов. Мумия молодой девушки покоилась в ледяной линзе и потому хорошо сохранилась. Ученые установили, что девушка жила более 2 500 лет назад и умерла в возрасте примерно 25 лет. Никакой принцессой, по мнению экспертов, она не была и принадлежала, скорее, к средним слоям скифского общества. Мало того, согласно анализу ДНК, девушка имела индоевропейское, а не тюркское (алтайское) происхождение.

Ученые недоумевают: в середине прошлого века на пазырыкских курганах они нашли несколько не менее ценных и интересных мумий, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. Но почему-то про них алтайская общественность не вспоминает. Зато любое чрезвычайное происшествие в регионе, выборы или дефицит местного бюджета неизбежно сопровождает шумиха по поводу захоронения "принцессы".

Винить во всех бедах ни в чем не повинные кости стало на Алтае едва ли не традицией. Кроме того, мумия Кыдын давно превратилась в один из брендов региона и чем дальше, тем больше ее захоронение будет противоречить интересам региона. Ведь на мистический экспонат в республиканский музей едут смотреть туристы со всей страны. Так что в истории с "принцессой Укока" точку ставить еще рано.

Ульяна Иванова

Файл:Ukok princess reconstruction.jpg

Специалисты предполагают, что так принцесса Укока выглядела при жизни

Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса, Очы-бала ) - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно 25 лет, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Причиной смерти женщины был рак молочной железы . Согласно верованиям коренного населения Алтая , «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Белая Госпожа), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Алтайская (Скифская) принцесса Укока

    Арийская Принцесса - Мумия Укока из Республики Алтай - Очи бала - Принцеса Кадын

Субтитры

История находки

Файл:Mumiya-3.jpg

Фотография мумии принцессы Укока

…Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди, за аримаспами - стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними - гипербореи на границе с морем .

Авторы данного предположения связывают соседей «одноглазых людей», именуемых как «стерегущие золото грифы» Аристея, с пазырыкцами на том основании, что «в пазырыкской мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль» .

Также в древнекитайских источниках упоминается о «территориально близком населении Алтая» [ ] .

Начало изучению «замёрзших» могил Алтая было положено в 1865 году В. В. Радловым .

Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов.

В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи.

Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.

В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая и сделано в V-III веках до нашей эры. Исследователи считают, что

Генетика

Анализ 2001 года показал, что представители пазырыкской культуры по митохондриальным ДНК наиболее близки к современным селькупам и кетам .

Внешний вид

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были белая шелковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Так же особенной является сложная прическа умершей - она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чем говорит количество захороненных с ней лошадей - 6.

По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трех экземпляров. Один хранится в музее в г. Новосибирске, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в Пушкинский исторический музей в г. Москва (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).

Местоположение

После находки и до 2012 года мумия хранилась в музее Сибирского отделения РАН , в Новосибирском Академгородке . Этот факт вызывал недовольство некоторых алтайцев. С точки недовольных, «принцессу Укока» следовало вернуть на Алтай: одни считали, что достаточно вернуть мумию на территорию республики, другие же считают, что её необходимо снова захоронить на прежнем месте.

С сентября 2012 г. мумия хранится в новом зале Национального музея имени Анохина (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск), специально возведённом для хранения экспоната, в саркофаге с оборудованием для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима . Для экспоната построена специальная пристройка .

19 августа 2014 года стало известно о том, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики . Решение о захоронении было связанно с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности - причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце 2014 года) . В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации .

«На сегодняшний день мумия „принцессы“ передана нам на временное хранение. Собственником этого биологического объекта является музей археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Так что мы только временно храним», - сказала Белекова. Она отметила, что музей, старейшины и даже власти республики не смогут распорядиться мумией по своему желанию без решения её собственника.

«Все найденные при раскопках вещи - это федеральная собственность и как раз новосибирскому музею археологии и этнографии это передано в бессрочное пользование. Все это должно решаться через министерство культуры РФ. А то, что старейшины собрались и решили, никакой юридической силы не имеет», - сказала Белекова .

В декабре 2015 года несколько жителей Алтая обратились в Горно-Алтайский городской суд с иском о захоронении «принцессы»; ответчиком по делу стал музей, в котором хранится мумия . Однако суд отказал в удовлетворении иска . Президент духовного центра тюрков «Кин Алтай», шаман Акай Кине, который был одним из инициаторов искового заявления, подал кассационную жалобу на решение суда и пообещал, что в случае очередного отказа может пожаловаться и в международный суд .

Мнение Вячеслава Молодина

Фильм «Месть алтайской принцессы»

Фильм Алёны Жаровской «Месть алтайской принцессы», показанный по Первому каналу , характеризуется как далеко опередивший республиканские газеты по количеству отсебятины и мистической галиматьи .

Образ «Принцессы Укока» в литературе

  • Анна Никольская. «Кадын - владычица гор». Изд-во «Игра слов», 2011 г.
  • Ирина Богатырёва. «Кадын». Изд-во «Эксмо», 2015 г.
  • Ирина Богатырёва. «Луноликой матери девы». Изд-во «Аст», 2012 г. (Первая часть романа «Кадын», опубликована в серии «Победители Международной премии имени С. Михалкова»).
  • Татьяна Волобуева, Барнаул. «Кадын». www.stihi.ru/2014/08/27/4688

См. также

Ссылки

  • «Вечерний Новосибирск » об «алтайской принцессе» и землетрясении 1993 года .
  • http://www.trud.ru/trud.php?id=200312182340601 Статья в газете «Труд ».
  • «Новости Алтайского края » Мумия «алтайской принцессы» хранится в республиканском музее имени Анохина.
  • «Новости Алтайского края » Посетители музея в Республике Алтай увидят вместо мумии манекен принцессы Укока, сама мумия будет храниться в саркофаге в хранилище.
  • Телефильм НТВ из серии «Таинственная Россия». «Горный Алтай. Врата в Шамбалу». Эфир состоялся в субботу, 10.09.2011
  • «Новости Алтайского края » Мумия принцессы Укока окончательно размещена в музее им. Анохина в Горно-Алтайске и помещена в саркофаг (статья и фото).
  • «Жители Республики Алтай требуют захоронить принцессу Укока » В Республике Алтай идет собор подписей в поддержку этого решения (статья)
  • «Новости Алтайского края » Решение захоронить мумию алтайской принцессы принял Совет старейшин Республики Алтай

Примечания

  1. Принцесса Укока: диагноз спустя 2500 лет

В этой статье мы постараемся затронуть тему, о которой немало написано, сказано, снято репортажей и даже фильмов. Мы не будем искать точных и однозначных ответов на множество вопросов, возникающих в связи с этой историей. Наша задача посмотреть на эту историю с другого ракурса, по возможности отвлечённым взглядом и, не вырывая из общего контекста.

2009 год. Голливуд. Чемпионат исполнительских искусств. На сцену выходят один за другим талантливые участники, показывая национальные наряды, исполняя музыку, танцуя. Они раскрывают народный дух и особую энергетику, скрытую за внешним антуражем. Точнее этот антураж — национальные костюмы, народные традиции в исполнении музыки, песни гармонично сочетается с духовной составляющей. 54 страны мира представлены здесь, в том числе 4 региона нашей страны.

Чейнеш Байтушкина — дочь алтайского народа – представляет Республику Алтай. Затаив дыхание, она вышла на сцену в полной тишине. Её наряд воистину необычен. Особенно впечатляет высокий и сложный головной убор и татуировки на плече. Девушка облачена в реконструированный наряд знаменитой Принцессы Укок. Знаменитой для многих, но возможно не для всех присутствующих в этом зале, не для всех членов жюри. Архаичный комус оказался тем дополнением, которое сделало эту картину полной. Жюри не устояло – Республика Алтай в лице Чейнеш получила три золотые медали и звание абсолютного чемпиона мира, победив в номинациях «Инструменталистка оригинального жанра» и «Национальный костюм». Такое необычное продолжение получила история с Укокской Принцессой.

Захоронение Алтайской Принцессы было найдено в 1993 г. на плато Укок. С тех не утихают споры о значимости этого открытия, о статусе самой Принцессы, и вообще — что делать дальше, чем эта история закончится и закончится ли вообще.

Плато Укок

Итак, плато Укок. Первое что стоит сказать. Термин «плато» здесь не совсем верен. Более правильно говорить «плоскогорье». Затерянная на юге Алтая, на стыке четырех государств: России, Монголии, Китая и Казахстана, эта уникальная природная территория одна из самых таинственных и загадочных. Южная граница – грандиозные купола массива Табын-Богдо-Ола, северная – долина реки Джазатор. На востоке хребет Сайлюгем и верховья всё той же реки Джазатор. Джумалинские ключи это собственно восточная граница плоскогорья. Более трудно определить западные границы. Здесь нет единого мнения. Они теряются где-то в верховьях Кара-Алахи и Коксу. Но эта ситуация с неоднозначным определением границ довольно часто встречается. Попробуйте провести четкую границу между Алтаем и Саянами!

Две котловины Калгутинская и Бертекская это сердце Укока. И часто именно их и называют Укоком! Именно здесь сосредоточены основные археологические памятники. Территория этих долин значительно ниже (2200-2400 м) окружающих хребтов (3000-4000 м). Она издревле использовалась для скотоводства, «была жилой». И здесь начинаются версии. По одной из них Укок всегда был местом святым, недосягаемым. Более того сюда привозили людей для захоронения. Это было некоемым кладбищем — акрополем Алтая и не только. В частности это касается скифского времени. Но есть и другие мнения.

Не умоляя особенностей и уникальности Укока, стоит отметить, что на Алтае мест сосредоточения памятников истории не мало и других. Это и Чуйская степь, и долина Чуи, и Пазырыкская долина, и Каракольская и др. Там не меньше, а где-то и больше памятников. Не меньше мест большой концентрации курганов (и др. артефактов) на всей территории Алтае-Саяна. И другое, что часто не укладывается в нашей голове – может ли место святое, сакральное использоваться для жизни, а не только для «смерти». Безусловно, на Алтае есть места, посещение которых у местного населения издревле под запретом. Таково ли плато Укок? В алтайском мировоззрении всегда хорошо уживаются «обыденная» жизнь и сакральные обряды. Более того храмом является как природа, так жилище. Поэтому возможно Укок был тем «небесным пастбищем», о котором мечтали люди. Все равно, что Беловодье для русских. И то и другое предназначено для жизни, но жизни чистой и праведной, жизни в благоденствии.

Кобдинский тракт

Теперь о другом – о труднодоступности Укока. Когда едешь по Чуйскому тракту, то думаешь, что путешествовать по Алтаю всегда было так легко и приятно. Сегодня дороги вполне благоустроены и Чуйский тракт, по сути, соединяет «восток» и «запад» (пусть даже в локальном смысле). Но ему менее 100 лет, а до этого был труднопроходимый Чуйский торговый путь, не доступный не только для колёсного передвижения, но и опасный для движения верхом. На пути стоял топкий Семинский перевал, крутой Чике-Таман, смертельные бомы и переправы на Катуни, а затем и на Чуе. Один из бомов на Катуни – Кор-Кечу – так и переводится «гибельная переправа». Конечно же, Алтай не был тупиком в связях соседствующих регионов. Но передвижения не могли иметь массовый и лёгкий характер. Алтай был некоей «крепостью», где можно было и отсидеться. Здесь «консервировались» идеи, устои, порядки. Но здесь, как показывает история, они и зарождались.

Территория Укока находится на крайнем юге Республики Алтай, но едва ли ни в центре Большого Алтая, хребты которого уходят в Казахстан, Китай и особо глубоко – в Монголию. Сегодня на плоскогорье есть лишь три дороги: через перевал Бугымуиз (Бугумуюс), через перевал Тёплый ключ и через старый перевал Тёплый ключ. Все они идут с севера и весьма сложны. Проехать по ним можно лишь 2-3 месяца в году и то со значительными трудностями. Требуется внедорожники и опытные водители. Другие два пути, через перевал Улан-Даба из Монголии и перевал Укок из Казахстана сегодня закрыты из-за отсутствия пограничных переходов. Но именно они ключевые в той теме, которой мы хотим коснуться.

Монгольским путём раньше пользовались пограничники – так значительно проще добраться до находящихся на Укоке застав. Со стороны Казахстана на Укок поднимались археологи, когда занимались раскопками. Всё это говорится к тому, что этот сквозной путь Монголия-Казахстан был и есть относительно простым для передвижения восток-запад. В свое время он даже получил название Кобдинский тракт. Из монгольского Кобдо (Ховд) путь проходил по территории Укока и далее в Бухтарминский край и Прииртышье. Позднее это был китайский почтовый тракт. А в советское время по этому пути перегоняли скот из Монголии в Семипалатинск, на самый крупный в СССР Семипалатинский мясокомбинат. Кобдинский тракт, существовавший издревле, представлял собой ни что иное, как самую северную ветвь Шёлкового пути. И это была довольно оживлённая «магистраль».

Здесь и возникает вопрос: жили здесь люди или только передвигались и использовали его для захоронений? Многие урочища Укока (такие, как Бертек), покрыты хорошей травой и богаты солончаками, они являются прекрасными зимними пастбищами. Снега на открытой нагорной равнине выпадает не-много, да и тот скоро разносится ветром. Зимовки пастухов стоят по краям долины у северной и южной подошвы горных склонов, где есть защита от ветра и непогоды. Ежегодно на плоскогорье Укок осенью и зимой живут около 20 семей пастухов. Большинство их из Джазатора. И каждая из них имеет десятки и сотни животных — овец, лошадей, коров и яков. Стада пасутся только на своей территории, граница которой проходит по ручью, озеру или скале. Древние скотоводы издавна пасли здесь скот.

Раскопки

Лето 1993 года. Укок. Идут раскопки небольшого кургана. Он разграблен ещё в древности, сильно повреждён позднее при строительстве дороги. Это было захоронение воина кара-кобинца, при котором сохранились два железных ножа, два глиняных сосуда, фрагменты золотой фольги. С ним были погребены три лошади. На этом всё могло бы и закончится, но Наталья Полосьмак, руководившая раскопками проявила интуицию не только в выборе этого кургана, но в том, чтобы копать дальше. А дальше было самое интересное – сруб, мерзлота. А это значило многое. Значило, что нижнее захоронение нетронутое и может стать настоящим открытием. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому. На самом дне ямы стояла срубленная из лиственницы погребальная камера, снаружи украшенная кожаными аппликациями, изображающими оленей. За северной стенкой её лежали костяки шести лошадей. Таким количеством ездовых коней мог обладать лишь человек весьма высокого социального статуса.

Перед саркофагом стояли блюдо, на котором лежал кусок мяса с воткнутым в него бронзовым ножом, сосуды из дерева, рога и керамики. Тело Принцессы практически не тронуло тление. Она была высокого роста, одета в поношенную шёлковую рубаху и красно-белую шерстяную юбку, обернутую вокруг бёдер. На поясе висела сумочка с косметическими принадлежностями и серебряное зеркальце в деревянной оправе. На ногах – высокие войлочные сапоги, в ушах – золотые серьги. На её бритой голове под головным убором высотой 90 см был парик из конского волоса. Её руки покрывали искусно выполненные татуировки, а рядом стояла чашка с семенами кориандра.

По множеству свидетельств во время раскопок наблюдались странные природные явления в виде небольшого землетрясения и грома. По странному стечению обстоятельств ни одна из машин из находившихся в распоряжении археологов не оказалась в исправном состоянии. Археологов вместе с находками эвакуировали домой на двух вертолётах. Между Барнаулом и Новосибирском вертолёт, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку — заглох один из двигателей. До Новосибирска добрались машинами.

Курган

Курган Принцессы довольно скромных размеров – всего 18 м в диаметре. Царские курганы на Алтае достигают 50 м в диаметре и более. На том же Укоке есть не один курган, имеющий размеры значительно больше 18 м. Если же взять в рассмотрение всю территорию Алтае-Саяна, то размеры крупнейших захоронений и вовсе не идут ни в какие сравнения. 120 м – размер крупнейшего скифского кургана на данной территории, находящегося в «Долине царей», в Туве. Об этом можно почитать в статье одного из выпусков интернет-журнала «АРУ-КЕМ» (). Особенностью же кургана Принцессы было то, что это было двойное захоронение. А это встречается не так часто. Нередко в курганы «дозахоранивали» позднее родственников, но это кардинально отличается от нашего случая. Верхнее захоронение было самостоятельным, оно словно скрывало то, что было ниже.

В той же Туве, в той же «Долине царей» в 2002 г. был вскрыт курган Аржан-2, где оказалось не потревоженное захоронение царя и царицы. Такого богатства в скифских курганах Сибири археологи ещё не видели. Даже непонятным стало, каким образом подсчитать золотые изделия. Одежды были покрыты тысячами бляшек из золота, а штаны неисчислимым количеством мелкого золотого бисера. Золотых изделий набралось на 20 кг. Захоронение Принцессы в данном случае выглядит очень скромным. Но, как и подобает особам, приближённым к культу, её одежда и сопровождение имеют, прежде всего, сакральное значение. И шестёрка лошадей золотистой масти и уникальный головной убор. Одежда из тончайшего шёлка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что такой пояс — знак воина и посвящённого. А найденная в её руках палочка-мешалка из лиственницы — крайне важный ритуальный символ: такие палочки ещё в добуддийские времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Ну и, конечно же, уникальным являются татуировки и обряд мумификации – об этом ниже.

Уникальный головной убор

Несколько слов об уникальном головном уборе. И снова не поразишь читателя тем, сколько много золота было выделено на его изготовление, дело в другом – в его размерах, сложной конструкции и, безусловно, впечатляющем виде. Головной убор-парик занимал почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нёс самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал. К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закруглёнными краями (61 см), покрытое чёрной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу.

Мумии

Насколько уникален факт мумификации в мировой культуре и культуре скифов? Мумий в мире найдено множество. Это отдельная и большая тема. Здесь стоит сказать лишь, что существует как естественная мумификация так и ритуальная. Нередко мумия сохраняется благодаря их сочетанию. И это как раз наш случай. У женщины удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Другой нюанс — бальзамирование не было какой-то привилегией знати - бальзамировали и рядовых воинов. Кроме сакральных причин, возможно, были и вполне естественные. Бальзамирование умерших было необходимой частью погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они хоронили всего два раза в год - весной или в начале лета, и осенью, то есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило полгода. Устройство кургана, где создавалась линза мерзлоты – льда законсервировавшего захоронение на тысячи лет – сыграло дополнительную, а возможно и решающую роль в его сохранении.

Мумия Принцессы получила особую известность, но одинока ли она среди археологических открытий скифского мира Сибири? Далеко нет! В алтайских курганах и раньше находили мумий, многие из которых сегодня хранятся в Эрмитаже. Но в советские времена из-за недоступности технологий консервации все они сохранились не так хорошо, – потемнели и высохли. Прежде всего, это относится к открытиям в Больших Пазырыкских курганах. На том плато Укок через 2 года после открытия захоронения Принцессы, в 1995 году на памятнике Верх-Кальджин-ll была найдена мужская мумия с прекрасно сохранившейся прической, татуировкой огромного «скифского» оленя на плече. Воин был похоронен в одежде, с полным набором вооружения и в великолепной шубе-дублёнке, украшенной кожаной аппликацией и широким «хвостом».

Позже было сделано открытие, больше известное как «Бусы Клеопатры». Недалеко от села Манжерок в Республике Алтай, новосибирские археологи обнаружили в кургане скифского периода мумию женщины, на шее которой надеты бусы. По мнению археологов, бусы были изготовлены в Египте в эпоху правления там династии Птолемеев. Такое предположение позволяет сделать оригинальная техника изготовления бус, которая практиковалась в то время египтянами.

В 2008 г. скифский воин был найден в Монгольском Алтае, в неповреждённом могильном кургане, в зоне, близкой к ледниковой. Воин, который был, очевидно, богатым, был укрыт мехами бобра и соболя, а также овчиной. Неповреждённая кожа на его верхней части его тела покрыта татуировками. Но самой поразительной особенностью мумии были волосы: человек оказался ярко-выраженным блондином. Правда, волосы могли пожелтеть уже после смерти. Две лошади с богато украшенными сёдлами и уздечками, оружие, сосуды из глины и рогов животных были помещены в могилу рядом с воином, чтобы сопровождать его в загробную жизнь.

Большинство мумий скифо-сибирского мира находятся высоко в горах, в условиях, где сохраняется мерзлота. И вот совсем недавно, в Рубцовском районе Алтайского края, в одном из Царских курганов памятника «Бугры» обнаружена уникальная мумия скифского периода. В этом случае всех удивлял сохранившийся маникюр на руке женщины. Хорошо сберечься телу женщины, умершей в IV веке до нашей эры, помогла одежда, покрытая медными бляшками, окислы которых способствуют сохранению органического материала. Это одна из немногих, если не единственная из находок мумий, сделанных в Сибири в лесостепной зоне.

Ещё одна мужская мумия была найдена в далёком уже 1969 г. в Хакасии. «Оглахтинский» мужчина принадлежал таштыкской археологической культуре, распространенной в Минусинской котловине около двух тысяч лет назад. На мумии из Хакасии были татуировки. И об этом далее.

Татуировки

Татуировки на мумии из Хакасии были различимы невооружённым взглядом. Но плотные исследования находки не производились, а она, оказавшись в одеждах, сразу миру татуировок не явила! На мумиях из Пазырыкских курганов татуировки были, но едва различимые лишь на одной из них. И тогда на этот факт особого внимания также не обратили. Вопрос о татуировках встал острее после открытия всё той же Принцессы. Несколько татуировок на ней были видны настолько отчётливо, что этот вопрос получил новый стимул для исследования. У Принцессы татуированы обе руки от плеч до кистей. Изображения нанесены также на некоторые фаланги пальцев обеих рук. Рисунки синего цвета хорошо выделялись на белой коже, однако сохранились они только на левой руке, на правой — лишь фрагменты на запястье и большом пальце. На левом плече изображено фантастическое животное — олень с клювом грифа, рогами оленя и козерога – алтайский ушастый грифон. Рога украшены головками грифов; подобная же голова помещена на спине животного, которое показано с «перекрученным» туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног — сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом.

Это открытие подтолкнуло учёных к тому, чтобы возобновить исследования татуировок на найденных ранее мумиях. И по счастливой случайности был найден метод их обнаружения на изрядно истлевшей коже. Уже упомянутая мумия из Хакасии была рассмотрена и сфотографирована в отражённых инфракрасных лучах. То же было проделано и с тремя мумиями из Второго и Пятого Пазырыкских курганов. Оказалось, что на всех мумиях имеются татуированные рисунки. Метод работает благодаря саже, входящей в состав использованного для татуировки красителя. На снимках тёмная кожа мумий выглядит совсем светлой, а татуировки выделяются на ней контрастно и чётко. На мумиях, найденных позже на Укоке и Монгольском Алтае, также оказались татуировки. Но всё же, наиболее красивые, таинственные и очевидно наделённые особым сакральным смыслом тату принадлежат Принцессе. Это было ещё одним поводом для разговоров об особом статусе женщины. Хотя точное значение рисунков пока никто не объяснил.

История продолжается

Особый всплеск интереса к Алтайской Принцессе произошёл после землетрясения 2003 г. Тогда местное население обвинило археологов в том, что страшные события не что иное, как последствия раскопок на Укоке. С тех пор и по сей день не утихают споры о том, кем же была эта женщина и том, что её необходимо вернуть в Республику Алтай. И требования вернуть здесь имеют разные «оттенки» — от того что мумию необходимо закопать снова в курган до того, чтобы она была просто в Горно-Алтайске. Мы же не будем вдаваться в эти споры. Более того автор не желает столь тонкие вопросы обсуждать в данной статье. Возможно это вопрос будущих статей.

Каково же фактическое положение дел сегодня? Сейчас мумия в Новосибирске, в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Работа по её изучению продолжается. Но уже в 2012 г. она должна вернуться в Республику Алтай. На сегодняшний день ведётся реконструкция национального музея в Горно-Алтайске, возводится специальная пристройка, где собственно и будет устроена усыпальница. Здесь будут созданы условия для обеспечения сохранности мумии как культурного и биологического объекта. Деньги выделил «Газпром», который лоббирует постройку газопровода через Укок. Так и не завершившись, одна история тянет за собой следующую.

Мы не коснулись таких вопросов как расовое происхождение Принцессы, её места в алтайских легендах, этических вопросов раскопок, того вопроса — могла ли она вообще быть «принцессой». Последний вопрос особо раздражает учёных, поскольку приписанный прессой статус никак не вписывается в их представления. Но мы не учёные – нам проще. Но самое важное, что такие открытия будоражат общество, поднимают острые и важные вопросы. История продолжается!

Видеоматериалы по теме Укока и Принцессы:




Легендарную мумию обнаружили почти 30 лет назад на высокогорном плато Укок на границе с Монголией , Китаем и Казахстаном . Есть версия, что погребенная с особыми почестями женщина была шаманкой, пожертвовавшей собой ради спасения мира от темных сил .

Место, где было обнаружено захоронение принцессы Укока, называют Долиной смерти. По преданию, старые люди, когда чувствовали приближение смерти, уходили туда умирать. По словам одного из участников экспедиции, в 1993 году, когда начали вскрывать курган с мумией, разразился гром, и началось землетрясение. Ученые всерьез перепугались, некоторые даже хотели отступить, но им не позволили. Коренные жители считают, что в тот момент пробудился дух прародительницы алтай ского народа – Ак Кадын или Белой госпожи. И действительно, вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушились бедствия, каких раньше не было – землетрясения, наводнения, град с куриное яйцо. По республике прокатилась волна самоубийств, местные жители и это связали с местью пробужденной принцессы.

Таинственную историю раскопок рассказал алтайский писатель, исследователь шаманской культуры Андрей Коробейщиков. По его словам, когда вскрыли саркофаг и готовились к перевозке мумии, сломался «Газик». Вызвали другой, но и он не смог увезти принцессу от ее могилы из-за поломки. Забрать принцессу с плато Укок удалось с третьей попытки на вертолете, но во время полета отказал один двигатель. Вертолет был вынужден совершить экстренную посадку. Только чудом тогда никто не пострадал. Эту историю подтвердил один из пилотов.

Когда мумию увезли в Новосибирск на исследование, алтайские шаманы предупреждали, кара Ак-Кадын (Белой госпожи) настигнет всех, кто имеет отношение к раскопкам могильника. После этого одни скончались по необъяснимым причинам, другие оказались бездетными, третьих настигли болезни.

«КП » удалось найти женщину, которая участвовала в раскопках вместе с мужем, а через несколько лет он скончался. Александр Ерохин провел у кургана всего один день, но потом никак не мог вспомнить, как он добрался до высокогорного плато и чем там занимался.

Долина смерти

В тот день «Уазик», на котором Ерохин и его жена поднимались на плато, будто что-то не пускало. Машина дважды вставала из-за поломки. У нее вышли из строя оба моста. Тогда группе даже пришлось просить помощи у пограничников.

Мы не собирались участвовать в этой экспедиции. У нас была своя программа, по которой мы должны были двигаться вглубь гор, где находились другие курганы и петроглифы, - рассказала Надежда Ерохина. - Когда мы заехали на плато, такой мрак стоял! Казалось, что небо соприкасается с землей. Шел дождь, было очень холодно.

Ерохины провели на раскопках всего один день. Александр делал зарисовки обнаруженных артефактов. Его жена Надежда занималась полевой кухней.

Все археологи друг друга знали, мы сделали остановку на плато Укок. Ребята уже раскопали курган с принцессой и грели котлы , чтобы растопить лед. По сути, мы случайно стали свидетелями раскопа знаменитой принцессы Укока. Саша хотел помочь, его задача была зарисовывать найденные артефакты, - вспоминает Надежда Ерохина.

Александр провел у кургана весь вечер, но что странно, насыщенный событиями день оказался будто стерт из его памяти.

Он никогда не мог вспомнить, даже глядя в собственные записи, как мы приехали к кургану, и чем он занимался на раскопках. Память была словно заблокирована, - вспоминает Надежда.

После этой экспедиции Александр начал часто болеть. Семья даже обратилась к целителю, который утверждал, что причина болезни – это расплата за потревоженный покой мертвых. Через четыре года Александр Ерохин, у которого даже не было вредных привычек, как обычно лег спать и … не проснулся. Врачи так и не смогли толком объяснить причину смерти.

Незадолго до смерти Александра к Ерохиным приехали старые друзья, которые вместе с ними не раз путешествовали по Алтаю, были вместе на плато Укок во время раскопок, но к кургану с принцессой не подходили.

Я проснулась ночью от чьего-то взгляда. Подняла голову и обомлела от ужаса - в углу комнаты у дивана, где часто спал Саша Ерохин, сидела огромная женщина-птица. Она будто собиралась взлететь, но потом исчезла. Без сомнения, это был знак. Вскоре мы узнали, что Саша умер, - рассказала Альбина Григорьевна, знакомая семьи.

Месть мертвых

У известного российского археолога Владимира К. (друзья семьи просили не называть фамилии ученого – прим.авт.), который вместе с Ерохиным работал у погребения, через несколько лет после экспедиции врачи обнаружили опухоль.

После раскопок у него на голове появилась шишка, он никогда не обращал на нее внимание. Но потом, спустя годы, эта шишка оказалась злокачественной опухолью - оперировать было нельзя. Умер археолог в 2011 году, - рассказала Надежда Ерохина.

По словам его знакомых, известный сибирский археолог не раз говорил, что жалеет о своем участии в раскопках. Он также выступал за то, чтобы вернуть принцессу на Алтай, как того требовали местные жители, которые верили, что обрушившиеся на их край несчастья связаны с потревоженным покоем мумии.

Он говорил, что у ученых уже есть вся необходимая информация для изучения, поэтому нет никаких причин, которые мешали бы им вернуть госпожу на родину, - рассказал историк и председатель оргкомитета по вопросу захоронения мумии Акай Кине.

В настоящее время часть состава экспедиции жива, но как уверяют знакомые археологов, у многих в жизни после тех раскопок все пошло наперекосяк. Правда, сами археологи в месть мумии не верят.

Кара духов может отразиться позже, вплоть до седьмого поколения. Это может выразиться в неудачах, болезнях и бездетности. Насколько мне известно, некоторые участники раскопок остались бездетными, - говорит шаман Акай Кине.

Семь сестер

На Алтае верят, мир людей охраняли семь сестер, которые добровольно принесли себя в жертву. Как рассказал исследователь шаманской культуры и писатель Андрей Коробейщиков, существовала целая каста «пограничников», которая защищала мир от враждебных духов.

По словам писателя, у злых сил есть свои адепты на земле, которые пытаются разрушить защитную сеть. А археологи, возможно, сами того не ведая, являются инструментах в руках зла. Кстати, после скандала с принцессой, на плато Укок было запрещено проводить раскопки, но сейчас ученые близки к тому, чтобы снова начать свои исследования.

Кто знает, чем закончатся раскопки, если ученые найдут остальных стражей этого мира, погребенных на плато Укок. По одной из версий, если это произойдет, врата в подземный мир будут открыты. По мнению мистиков, это может привести к небывалым катаклизмам и новым войнам мирового масштаба.

Кстати

Пророчество принцессы

Как уверяют алтайские шаманы, находка мумии и последовавшие за этим катаклизмы были предсказаны задолго до раскопок. По их словам, пророчество было сделано девочкой из деревушки недалеко от плато Укок. Девочка говорила, что ученые потревожат покой прародительницы алтайского народа. За это она проклянет всю землю алтайскую.

Подсказка КП

Это мумия, которую нашли археологи в кургане на плато Укок под толстым слоем льда. По данным исследователей останки принадлежали женщине, который было около 25 лет. Умерла она примерно 2,5 тысячи лет назад от рака груди.

По версии ученых, женщина была шаманкой. На руке мумии были сделаны четыре татуировки, в том числе в виде оленя с клювом грифона и рогами козерога. Олень-козерог у древних индоевропейцев символизировал проводника усопших в «иной» мир.

Мумия была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные чулки-сапоги и шубу. На голове был надет парик из конского волоса высотой около 90 см. Под захоронением принцессы находился деревянный саркофаг, останки шести лошадей и домашняя утварь.

Алтайцы прозвали найденную мумию принцессой Укока и «Белой госпожой».

Где ее можно увидеть

Сейчас принцесса Укока находится в Горно-Алтайске в Национальном музее имени А. В. Анохина . Для мумии построили специальный зал, где реконструировано погребение. Сама принцесса находится в саркофаге, похожем на тот, в котором ее обнаружили – по словам шаманов , этого потребовала сама принцесса, которая являлась во сне жителям и плакала, что люди смотрят на ее обнаженное тело. После этого тело принцессы перестали показывать в музее. Но потом было принято решение открывать мумию несколько раз в месяц.

Алтайская принцесса

История мумии, которую с легкой руки ученых и журналистов окрестили Алтайской принцессой, интересна не только как необъяснимый феномен или крупнейшее археологическое открытие. Она наглядно показывает пропасть между двумя мировоззрениями. То, что является законом жизни для целого народа, представителям современной цивилизации кажется набором странных суеверий, не имеющим никакого отношения к действительности.

История Алтайской принцессы началась летом 1993 года. Именно тогда на плато Укок археолог Наталья Полосьмак обратила внимание на ничем не примечательный наполовину разобранный курган. Ее муж и учитель, академик Вячеслав Молодин, поначалу выбор жены не одобрил: такие курганы обычно оказывались давным-давно разграбленными. Но что-то подсказывало Наталье, что на этот раз стоит настоять на своем. Через неделю раскопок ее команда обнаружила захоронение эпохи раннего железа. Когда его расчистили, выяснилось, что это «впущенное» погребение, более позднее. А под ним - еще одно. Нижнее захоронение оказалось в ледяной линзе.

О необычной находке сразу сообщили в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Вскоре вертолетом из Новосибирска прилетела целая команда археологов и журналистов из Швейцарии, Бельгии, США, Японии, Германии. На вскрытие деревянной погребальной камеры ушло несколько дней. Лед растапливали горячей водой из кружек, потом вычерпывали талую воду… Но когда работа была закончена, все присутствующие не могли сдержать эмоций: такие находки попадаются нечасто.

Во льду лежали шесть коней - под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей. Когда колоду открыли, в ней оказалась прекрасно сохранившаяся мумия. Она лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. На руках - татуировки. На мумии была шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик…

Находка на плато Укок стразу же стала мировой сенсацией. Археологов вместе с их «добычей» спешно эвакуировали. Между Барнаулом и Новосибирском вертолет, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку - заглох один из двигателей. Местные журналисты, падкие на сенсации, отреагировали мгновенно. В газетах появилось жуткое сообщение: «Вертолет, на котором перевозили мумию Алтайской принцессы, потерпел крушение. Все, кто находился на борту, погибли. Мумия принцессы осталась целой».

Жители Алтая издавна пытались противостоять археологам, ведущим раскопки курганов на плато Укок. На чиновников и ученых посыпались горы писем с требованием вернуть мумию принцессы на землю Алтая. Но ученым было совершенно безразлично мнение алтайцев. Они занялись исследованием находки: определили примерный возраст мумии - около 2500 лет, начали ее реставрацию и провели генетический анализ. Результаты последнего оказались обескураживающими: в жилах Алтайской принцессы не было ни капли крови монголоидной расы! Да и черты ее лица, которые ученым удалось восстановить, были европеоидными. Это дало ученым право утверждать, что найденная мумия не имеет к Алтаю никакого отношения. Ее предками могли быть жившие намного севернее ненцы или селькупы… Одежда мумии, подпоясанная красным поясом, была сделана из тончайшего шелка. В ее руках находилась палочка из лиственницы, а голову украшал сложной формы убор с золотыми накосниками. Особый интерес вызвала татуировка на руках женщины. Она изображала так называемого алтайского грифона. Богатые одежды и татуировка навели исследователей на мысль, что похороненная в кургане девушка могла быть жрицей.

Во всех культурах, будь они языческие или монотеистические, существует строгий запрет: нельзя тревожить покой мертвых. Иначе их гнев обрушится не только на тех, кто вскрыл захоронение, но и на местных жителей, не сумевших отстоять свои святыни. Представители же технологической цивилизации скептически относятся к подобным заявлениям. А археологи и вовсе считают их суеверием, мешающим нормальной научной работе. Хотя примеров, доказывающих мудрость многих народных поверий, было предостаточно… Вспомнить хотя бы проклятие мумии египетской принцессы Амен-Ра, которая вызывала смерть всякого, кто пытался завладеть ею. Некоторые утверждают, что именно она уничтожила «Титаник», когда в 1912 году мумию перевозили в США, где ее ждал купивший ее американский археолог. 21 человек погиб из-за того, что был нарушен мирный сон Тутанхамона. Поучительна история находки мумии Ледяного человека - Отци, которую археологи извлекли из альпийского ледника. Уже шесть человек из числа тех, кто имел дело с мумией, преждевременно ушли из жизни. Один исследователь погиб в автокатастрофе, другой внезапно заболел рассеянным склерозом, на третьего с гор сошла лавина… Многие считают, что мумия нашего предка, жившего более 5300 лет назад, еще не успокоилась…

Алтайская принцесса оказалась не менее мстительной, чем другие мумии. Вскоре после вскрытия кургана на Алтай обрушилась целая цепь стихийных бедствий. Самое страшное из них - алтайское землетрясение - произошло в 2003 году. И с тех пор горы почти не успокаивались: иногда Алтай «трясло» по два раза в день… Разрушительные подземные толчки и сильные паводки сделали жизнь алтайцев настоящим адом. Были разрушены целые села, размыты дороги, люди остались без крова… Но вершиной трагедии стала эпидемия самоубийств, прокатившихся по пострадавшим районам. Когда жители разрушенного поселка Бельтир - старик и мальчик - покончили с собой, все решили, что это от безысходности: ведь власти не торопились помочь пострадавшим, а выделенные из бюджета деньги как будто растворились в воздухе… Но за первыми самоубийцами последовали все новые, а местные шаманы стали открыто говорить о проклятии Алтайской принцессы. Алтайцы утверждали, что принцесса Укока - это их прародительница по имени Кыдым, что они всегда знали о ее существовании, но не смели тревожить ее священный сон.

Официальные власти отмахнулись от шаманских пророчеств. Они пригласили на телевидение геологов, которые убедительно, но безрезультатно пытались объяснить возмущенным алтайцам, что их «родные» горы - достаточно молодая система, поэтому здесь возможны землетрясения. Это было известно задолго до того, как прах Алтайской принцессы был поднят на поверхность земли. «Сибирская советская энциклопедия» сообщает, что сотрясения земной коры на территории Алтая уже отмечались в 1734, 1803, 1862 и 1885 годах. Сейсмологи отмечают, что в ближайшее столетие подобные явления в горах Алтая, по всей видимости, станут нормой, причем их сила и частота будут постепенно расти. Первый заместитель председателя СО РАН Вячеслав Молодин также попытался убедить местных жителей, что гнев мертвых тут ни при чем. Он напомнил, что на плато Укок в 50-е годы было найдено еще несколько мумий, но тогда все обошлось…

Но сами алтайцы другого мнения. Они составили обращение, под которым подписалось почти пять тысяч человек - от лесорубов и механиков до представителей администрации. Это заявление коренных алтайцев, которые не утратили своих языческих верований и до сих пор поклоняются природе и национальным святыням, было опубликовано на страницах газет. Возмущенные бездействием властей люди заявляли: «Все раскопки, которые велись и ведутся на Алтае, причиняют нам непоправимый урон… Так, на плато Укок в Кош-Агачском районе был вскрыт курган-могильник, где находилась татуированная молодая женщина знатного происхождения. Для жителей Алтая она являлась священной реликвией - хранительницей покоя и величия нашего народа. Сейчас Алтайская принцесса хранится в новосибирском музее. Как язычники мы не сомневаемся в том, что душа Алтайской принцессы бунтует и требует упокоить наконец ее прах. С этим связаны трагические события последних месяцев…»

Ученые категорически против захоронения Алтайской принцессы. Они не видят никакой связи между археологическими раскопками и стихийными бедствиями и настаивают на том, что мумия представляет собой огромную историческую ценность, поэтому ее место - в музее… Мнения алтайцев в последнее время разделились. Хотя все они единодушно призывают вернуть Кыдым на родную землю, одни считают, что ее следует захоронить в кургане, другие же настаивают на строительстве в местном музее специального саркофага для принцессы. Удовольствие это - не из дешевых. По самым скромным расчетам, на поддержание мумии необходимо около двадцати тысяч долларов в год. У местных властей таких денег попросту нет…

Казалось бы, самым простым решением является перезахоронение Алтайской принцессы. Тогда уляжется если не ее гнев, то, по крайней мере, возмущение многих тысяч людей. Однако с юридической точки зрения любой, кто осмелится предать мумию земле, совершит… преступление! Ведь по закону лица, причинившие вред объекту культурного наследия, несут уголовную ответственность. К тому же мумия после возвращения в землю неминуемо начнет разлагаться - поскольку до сих пор ее защищал толстый слой льда, а повторное захоронение уже не обеспечит Алтайской принцессе необходимого микроклимата…

В последнее время плато Укок вновь привлекло к себе внимание. На сей раз благодаря геоглифам - загадочным рисункам колоссального размера, похожим на те, что были обнаружены на плато Наска. Укокские геоглифы открыли исследователи из Алтайского госуниверситета. Первое впечатление от гигантских рисунков было странным - как будто ребенок-великан рисовал по клеточкам в школьной тетрадке… Линии утопали в земле и образовывали ровные и длинные каналы, вдоль которых можно идти несколько часов. Внутри них просматривались изогнутые линии разных очертаний. По словам ученых, очертания странных фигур напоминают наскальные изображения мифологических существ грифонов, описанных еще в древнеегипетской литературе (свирепое существо с женской головой и туловищем птицы). Рисунки разделены четкими линиями, похожими на копья и стрелы. Кто и для чего начертил на земле эти гигантские рисунки? Возможно, с их помощью некогда заходили на посадку космические корабли? Ведь не случайно один из переводов названия плато звучит как «Слушай небеса»…

По мнению Геннадия Барышникова, геоглифы - очередной миф, такой же, как принцесса Укок. Разговоры о геоглифах, по его мнению, завели те, кто хочет помешать планам строительства дороги через Укок.

Несмотря на то что десять лет назад плато Укок было объявлено зоной покоя и включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, власти приступили к рассмотрению проекта о строительстве через священное для коренных алтайцев плато автомобильной дороги в Китай… На этой магистрали подрядчики могут очень хорошо заработать. Но какими деньгами можно измерить непоправимый ущерб, который будет нанесен уникальному месту, овеянному легендами? И какие еще беды нашлет на алтайскую землю ее до сих пор не погребенная принцесса?

Из книги 100 великих кораблекрушений автора Муромов Игорь

«ПРИНЦЕССА АЛИСА» 3 сентября 1878 года Английский речной экскурсионный пароход затонул на Темзе после столкновения с грузовым пароходом «Байуэлл Касл». В результате «Великой темзенской трагедии» погибло более 700 человек.К 10 часам утра к пассажирской пристани на Темзе у

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

«ПРИНЦЕССА ВИКТОРИЯ» 31 января 1953 года Английский морской автопаром затонул во время шторма в Ирландском море. Погибли 133 человека.Плавание из шотландского порта Странраер через пролив Норт-Чэннел в порт Северной Ирландии Ларн английские моряки в шутку называют

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГО) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

АЛТАЙСКАЯ УЛИЦА С 1913 года здесь проходила Куракина улица, начинавшаяся от Московского шоссе (ныне Московский проспект) и доходившая до Витебской железнодорожной линии. С другой стороны железной дороги ее продолжала Куракина дорога, которая вела на Куракину дачу на

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

Принцесса на горошине Из одноименной сказки (1835) датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена (1805-1875) о принцессе, которая была столь нежной, что почувствовала горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин.Иносказательно: изнеженная, избалованная особа

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Принцесса Клевская (La Princesse de Cl?ves)Роман(1678)Действие романа происходит в середине XVI в. Мадам де Шартр, долгие годы после смерти мужа жившая вдали от двора, и ее дочь приезжают в Париж. Мадемуазель де Шартр отправляется к ювелиру, чтобы выбрать украшения. Там ее случайно

Из книги Фантастический бестиарий автора Булычев Кир

Стотонная «принцесса» В ответ на достижения зарубежных конструкторов в ОКБ Г. М. Бериева в 1949 году был разработан проект гидросамолета, получившего полуофициальное название «Принцесса».Летающая лодка с шестью турбовинтовыми двигателями ВК-2 предназначалась для

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Принцесса Бывает двух видов: хорошая и плохая. Хорошая Принцесса – добрая, отзывчивая, смелая девушка. Чаще всего – бывшая Золушка (смотри Золушка). Плохая – наоборот: капризная, своенравная, ленивая. (Чаще вс его – будущая Мачеха (смотри Мачеха). Героиня сотен сказок. Если

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

***Принцесса-Апельсин*** На востоке Бирмы, в предгорьях Шанских гор, лежит чудесное, теплое озеро Инле. Оно протянулось с севера на юг километров на сорок, а в ширину едва достигает шести - семи километров. Так как озеро образовалось на месте речной долины, глубина его почти

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

The Little Princess Маленькая принцесса 1939 - США (91 мин)· Произв. Fox (Дэррил Ф. Зэнак)· Реж. УОЛТЕР ЛЭНГ? Сцен. Этель Хилл, Уолтер Феррис по одноименному роману Фрэнсес Ходжсон Бёрнетт· Опер. Артур Миллер и Уильям Скэлл (Technicolor)· Муз. Луис Силверз· В ролях Ширли Темпл (Сара Крю), Ричард

Из книги автора

ДИАНА, принцесса Уэльская (Diana, Princess of Wales, 1961–1997) 220 Я бы хотела быть королевой ваших сердец , но я не представляю себя в роли королевы этой страны. В телеинтервью для Бибиси 20 нояб. 1995 г. ? Knowles, p. 260 Английское «the queen of hearts» означает даму пик; в переносном

Из книги автора

«Принцесса цирка» (1926) оперетта, муз. Имре Кальмана, либр. Юлиуса Браммера (1877–1943) и Альфреда Грюнвальда (1884–1951) 867 Мистер Икс. Главный герой «Принцессы цирка» 868 Снова туда, где море огней. Выходная ария Мистера Икс; пер. О. Фадеевой 869 Цветы роняют / Лепестки на песок. Никто

Из книги автора

ДИАНА, принцесса Уэльская (Diana, Princess of Wales, 1961–1997)77Я бы хотела быть королевой ваших сердец, но я не представляю себя в роли королевы этой страны.В телеинтервью для Би-би-си 20 нояб. 1995 г.? Knowles, p. 260Английское «the queen of hearts» означает даму пик; в переносном смысле –