История возникновения матрешки. История матрешки

Матрешка - наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове . В классической матрешке все куклы набора выглядят практически идентично, а количество кукол в комплекте варьируется от 5 до 30.

История имени

В провинциальной дореволюционной России имя Матрена было весьма популярный женским именем. Оно происходит от латинского слова matrona - в Древнем Риме название свободнорожденной замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию. Позднее в русском языке слово матрона стало использоваться в значении уважаемая женщина, мать семейства. От термина "матрона" произошло христианское женское имя Матрона, трансформировавшееся в русском языке в Матрёна.

Название связывалось с образом матери большого семейства, у которой к тому же была дородная фигура. Впоследствии имя Матрена приобрело символическое значение и использовалось специально для описания ярко раскрашенных деревянных кукол, сделанных таким образом, чтобы одна находилась внутри другой. Так мать-кукла с многочисленными дочерьми-куклами прекрасно выражает древнейший символ человеческой культуры и считается также символом материнства и плодородия.

По старинным технологиям

Еще до появления идеи делать матрешки, русские ремесленники имели значительный опыт работы в области обработки древесины на токарных станках. Задолго до появления матрешки мастера изготавливали пасхальные яйца и яблоки, вложенные одно в другое.

Сушка дерева происходила в естественных условиях на открытом воздухе и не менее двух лет; только опытный мастер мог решить, когда материал станет готовым к обработке. Затем бревна распиливали на заготовки.

Ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации, умения работать с ограниченным набором инструментов. Самые маленькие фигурки делались в первую очередь. По ней потом вытачивалась следующая кукла, и так далее. Операции изготовления форм не предполагали каких бы то ни было измерений; мастер полагался только на интуицию и свое мастерство.

Официальная история возникновения

Считается, что первая русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов - промышленник и меценат.

Семиместная матрешка "Фукурама", Япония, ок. 1890

Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую. Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась. Однако существуют разные легенды, наиболее популярная из которых гласит, что первую куклу такого типа сделал русский монах на острове Хонсю в Японии. В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки. Однако сама идея вкладывать одно изделие в другое достаточно древняя и уходит в прошлое Китая, причем какого из населяющих его народов - неизвестно, поскольку прослеживается задолго до объединения китайских народностей.

Один из художников мастерской Мамонтов Сергей Малютин был заинтригован Фукурамой и решил сделать нечто подобное, но с российской спецификой. Кукла должна иметь русский дух и представлять российские культурные и художественные традиции. Так Сергей Малютин сделал эскиз куклы и попросил сделать по нему деревянную форму Василия Звездочкина.

Старик

Гетман

Малютин раскрасил куклы в соответствии с собственным дизайном. Первая русская матрешка состояла из восьми кукол и описывала крестьянскую семью - мать и 7 дочерей. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки: Старик, Гетман, "Сказка про репку".

Стиль русской матрешки Сергиева Посада

До конца 90-х годов 19 века матрешки изготовлялись в Московской мастерской, а после ее закрытия производство переехало в учебные и демонстрационные мастерские Сергиева Посада под Москвой. По сути, Сергиев Посад стал местом, где был сделан первый промышленный образец русской матрешки. Этот старинный город расположен в 73 километрах от Москвы. Город вырос вокруг знаменитой Троицево-Сергиевой лавры.

На огромной рыночной площади у монастыря находился рынок. Площадь была всегда полна людей, и не удивительно, что первые матрешки изображали именно такую красочную жизнь. Среди первых образов есть молодые девушки, одетые в яркие сарафаны, женщины старообрядцы в консервативных одеждах, женихи и невесты, пастухи со свирелями, старики с пышными бородами. В ранний период развития техники в матрешках появлялись и мужские образы тоже.

Иногда матрешка представляла целую семью с многочисленным детьми и домочадцами. Некоторые матрешки посвящались историческим темам и изображали бояр с женами, русских дворян 17 века, а также легендарных русских богатырей. Иногда матрешки посвящались книжным персонажам. Например, в 1909 году к столетию Гоголя Сергиев Посад выпустил серию матрешек по мотивам произведений Гоголя: Тарас Бульба, Плюшкин, Губернатор. В 1912 году к столетию Отечественной войны против Наполеона матрешки изображали Кутузова и некоторых других полководцев. Некоторые матрешки заимствовали сказочные сюжеты, часто темы брались из народных героических сказаний.

Лица ранних матрешек Сергиева Посада были овальными, с жесткими чертами. Поскольку верхняя часть кукол была значительно увеличена, лица доминировали над телом. Куклы выглядели примитивно и имели сильную диспропорцию, однако были очень выразительными. В этот ранний период роспись кукол считалось делом вторичным. На первое место выходило мастерство токаря, способного сделать заготовки с очень тонкими бортами. Профессиональные художники, которые расписывали первые куклы, делали это в свое удовольствие и серьезно к своей работе не относились. Именно поэтому первые матрешки выглядят очень примитивно.

Чуть позже народная художественная традиция взяла верх. Дальнейшему развитию изобразительного стиля матрешки способствовали иконописцы из Сергиева Посада. Иконописцы в основном сосредотачивались на фигуре человека и его лице. Эта древняя традиция пришла в древнерусское искусство из Византии, а соединение раннего типа матрешек из Сергиева Посада с традицией местной иконописной школы подтверждается и стилистически и фактически.

Сергиево Посадские матрешки: сверху вниз - 1990 и 1998 годы.

Матрешка по мотивам сказки "Руслан и Людмила", Сергиев Посад, 1998.

Изначально типажи матрешек были самые разные и изображали как мужские, так и женские персонажи. Постепенно женский персонаж стал доминирующим.

Семеновский стиль матрешки

Семеново - один из старейших центров ремесла. Первое упоминание об этом поселке датируется, примерно, 1644 годом. Существует легенда, что поселок был основан купцом Семеном и монахом отступником из Соловецкого монастыря. В 1779 году во времена Екатерины Великой в мастерских Семеново работало около 3000 человек. Поскольку поселок был окружен лесами, люди использовали древесину для производства товаров из дерева для себя и для продажи. Некоторые мастера делали для детей игрушки из дерева, что впоследствии стало прибыльным делом.

Первую матрешку в Семеново сделал Арсентий Майоров, хорошо известный по своей деревянной посуде, погремушкам и яблокам. В 1924 году он привез с ярмарки в Нижнем Новгороде не раскрашенные матрешки. Его старшая дочь Люба разрисовала заготовку при помощи обычного гусиного пера и красок, использовавшихся художниками Семеново для росписи игрушек. В 1931 году в поселке была создана артель, которая изготовляла сувениры, включая матрешки.

Постепенно сложился уникальный стиль семеновской матрешки, более декоративный и символический, чем стиль Сергиева Посада. Семеновская традиция росписи использует анилиновые красители; художники оставляют много неокрашенного пространства, а куклы лакируют. Технологически сначала прорисовываются очертания лица, наносятся румяна на щеки, затем рисуется юбка, фартук, платочек и руки.

Фартук считается главным в живописи Семенова. Обычно на нем рисуется яркий букет цветов.

Семеновский стиль

В настоящее время матрешки производятся на фабрике "Семеновская роспись" и они продолжают старые традиции.

Полхов-Майдан находится в 240 километрах юго-западнее Нижнего Новгорода. Первая матрешка здесь была сделана в 1930 годах.

Полховский стиль

Мастерство деревообработки - старая традиция Полхова. На токарных станках изготавливались самые различные изделия: самовары, птицы, копилки, солонки и яблоки. Художники использовали анилиновые красители. Матрешки перед росписью грунтовались, а после росписи покрывались лаком. Цветовая гамма Полховской матрешки гораздо ярче и выразительнее, чем у семеновской. Зеленый, синий, желтый, фиолетовый и малиновый цвета используются для контраста друг с другом, чтобы сделать яркий и выразительный орнамент. Насыщенность цвета достигается за счет наложения одного слоя краски на другой.

Стиль рисунка примитивен и напоминает детские рисунки. Образ - типичная деревенская красавица; сдвинутые брови и лицо обрамленное черными локонами.

Цветочному орнаменту уделяется гораздо большее внимание, чем лицу. В пользу орнамента даже игнорируются другие детали костюма матрешки. При этом главным элементом орнамента на фартуке является роза, как символ женственности, любви и материнства.

Цветки роз являются частью каждой композиции мастеров Полхова.

Историю русской матрешки можно условно разделить на три периода:

  • 1) 1890-1930-е годы;
  • 2) 1930-е - начало 1990-х гг.;
  • 3) начало 1990-х гг. до настоящего времени.

Первый период подарил миру русскую матрешку. Было разработано несколько типов кукол, появилось несколько стилей. Расцвет искусства прервался строительством социализма в СССР, потому что советское правительство уделяло мало внимания развитию ремесленного производства. Ставка делалась на индустриализацию и промышленное производство; кустарное творчество не укладывалось в концепцию массового производства товаров для населения. Хотя некоторые виды матрешек все же производились.

Частное производство в СССР было запрещено - ремесленников обязывали работать на государственных фабриках, делать изделия по заданному шаблону и не проявлять инициативы. Работающим на фабриках не разрешалось иметь дома токарные станки. Частное производство могло быть приравнено к хищению социалистической собственности и каралось довольно большим сроком содержания под стражей. Милиция и правительство контролировало дороги и железнодорожные станции, чтобы предотвратить возможность перевозки изделий в другие регионы для продажи. Тем не менее, люди производили собственные поделки и вывозили из в другие республики Советского Союза, в первую очередь на север и Среднюю Азию.

На государственных фабриках работать было легче. По крайней мере, игрушки, произведенные на государственных предприятиях, экспортировались во многие страны мира.

С начала 1990-х художники получают полную свободу самовыражения, однако работать по-настоящему все еще препятствует старая экономическая система. В какой-то момент умники из Госплана СССР решили, что было бы неплохо резко увеличить производство матрешек, чтобы каждый человек на земле мог иметь хотя бы по одной кукле. Так матрешки стали массово производиться в Молдавии, на Украине, на Кавказе, в Башкирии, Карелии и многих других местах. Тогда никто даже и не подумал, что вместе с инструментами для обработки дерева не передается высокий уровень мастерства. Получилось так, что мир наводнили посредственные поделки, не имеющие никакой ценности. Без родных традиций матрешка потеряла свое очарование и превратилась в обычную деревянную игрушку, очень примитивную и простую.

Современная матрешка

Матрешка - это кукла, которая выглядит довольно простой, однако она всегда являлась лучшим воплощением времени. Как форма народного творчества матрешка обладает огромным потенциалом; она передает глубинный смысл событий и развивается в ногу со временем.

В разное время создавались разные матрешки. Если ранняя матрешка стилистически была примитивна, то начиная с 20 века художники пытались использовать поверхность матрешки наиболее полно. Появился новый тип матрешки, который представлял собой картину в картине. Основой образа по-прежнему была молодая девушка, только теперь на ее передничке рисовали не цветы, а сюжеты русских сказок и пейзажи, а также исторические места.

Усложнение традиционной росписи матрешки привело к огромному разнообразию стилей и вариаций . Тенденция использования декоративных элементов, характерных для традиционных центров русской народной культуры, становятся все более популярной в росписи матрешек начала 20 века. Появляются куклы, расписанные под Гжель, Жостово, Хохлому.

Так называемая авторская матрешка появилась в конце 1980 и начале 1990 годов. В этот период очень многие художники в ногу с конъюнктурой рынка начали расписывать матрешки. Можно сказать, что перестройка подарила миру новый вид искусства - авторская роспись русской матрешки , которая является теперь частью многих российских и западных художественных коллекций.

Особую популярность приобрела "политическая" матрешка. Существует целый ряд кукол с изображением русских царей, российских и зарубежных государственных деятелей и политиков. Гротескное изображение политиков - старая традиция, возникшая очень давно. Почти все политические деятели конца 1980 и начала 1990 годов представлены в забавных карикатурах. Особенно популярным в то время стал образ М. С. Горбачева, который стал легендарной политической фигурой, а его матрешечное воплощение стало особенно популярным в Европе и Америке.

Матрешка - это огромное художественное событие, которое требует осмысления. Это как скульптура и живопись, образ и душа России.

Тэг: Изобразительное искусство

Внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней - портретная матрёшка.

Версия возникновения

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова . Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы , в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным , была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Музеи матрёшки

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве - в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде , в Нолинске , Калязине , Вознесенском и в Сергиевом Посаде .

Изготовление матрёшек

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу , реже ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.

См. также

Напишите отзыв о статье "Матрёшка"

Примечания

Ссылки

  • , Екатерина Маврикова, Timeout, 1 ноября 2005
  • , Фонд народных художественных промыслов Российской Федерации
  • , Сельская новь № 9, сентябрь 2004 года
  • Лиля Пальвелева. Радио Свобода , 23 марта 2007
  • , РИА «Время Н», 11 июня 2014 года

Отрывок, характеризующий Матрёшка

В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.

Традиционный русский сувенир, символ нашей страны матрёшка - совсем молодая игрушка: она появилась лишь немногим более ста лет назад, в 90-х годах XIX века. Однако уже в 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешки получили золотую медаль как образец "национального искусства".

По поводу точного возраста и происхождения матрёшки единого мнения среди исследователей до сих пор нет. Согласно наиболее распространенной версии, первая русская матрёшка появилась на свет в московской мастерской-магазине “Детское воспитание”, принадлежавшей семье издателя и типографа Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. По легенде, жена Анатолия Ивановича привезла из Японии, с острова Хонсю, точеную фигурку японского бога Фукурокодзю. В России она известна под именем Фукурума, но в Японии вообще нет такого слова, и это имя является, скорее всего, результатом того, что кто-то в свое время плохо расслышал или не запомнил диковинное для русского уха имя. Игрушка была с секретом: она разделялась на две части, а внутри нее была такая же фигурка, но поменьше, тоже состоящая из двух половинок... Эта игрушка попала в руки известного художника русского модерна Сергея Малютина и навела его на интересную мысль. Он попросил токаря, потомственного игрушечника, Василия Петровича Звездочкина выточить из дерева форму-болванку, а потом собственноручно расписал ее. Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках. Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все - мал-мала меньше. Последняя, восьмая, изображала запеленатого младенца. Предполагают, что имя матрёшка получила спонтанно - так ее назвал кто-то в мастерской в процессе производства (Имя "Матрёна" - это переиначенное слово "матрона", означающее мать семейства, матушка, почтенная женщина ). Так девочку и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка. Образ красочной игрушки глубоко символичен: с самого начала она стала воплощением материнства и плодородия.

Впрочем, в этой легенде много белых пятен. Во-первых, в наследии художника Малютина не сохранилось эскиза матрёшки. Нет никаких свидетельств того, что Малютин когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь В. Звездочкин утверждал, что это он придумал новую игрушку, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. По ее образцу он выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась), и отдал болванку расписывать группе художников.

Возможно, мастер за давностью лет мог запамятовать, кто именно расписывал первую матрёшку. Это вполне мог быть С. Малютин - он в то время сотрудничал с издательством А. И. Мамонтова, иллюстрируя детские книги.Кто придумал матрешку");">*


Первые матрёшки
Музей игрушки, Сергиев Посад

Как бы то ни было, несомненно, что первая русская матрёшка увидела свет в конце XIX века (точно год установить уже вряд ли удастся). В Абрамцеве, в артели Мамонтова, было налажено массовое производство матрёшек. Первая матрёшка - девушка в простонародном платье, расписанная гуашью, выглядит очень скромно. Со временем роспись игрушек усложнилась - появились матрёшки со сложными цветочными орнаментами, живописными сюжетами из сказок и былин. Увеличилось и их количество в комплекте. В начале XX века уже делали 24-местные матрёшки. А в 1913 году токарь Николай Булычёв изощрился создать 48-местную куклу. В 1900-х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрёшек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.

Предполагаемый прообраз матрёшки - фигурка Фукурокудзю изображает одного из семи богов счастья, бога ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме, великодушии и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутый лоб, гротескные черты лица, глубокие поперечные морщины на лбу, в руках он обычно держит посох со свитком.


Древние мудрецы Японии считали, что человек имеет семь тел, каждому из которых покровительствует один бог: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нирванное. Поэтому неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок, символизирующих тела человека, одна в другую, и первый Фукурума и был семиместным, то есть состоял из семи вложенных друг в друга фигурок.

Некоторые исследователи связывают происхождение русской матрёшки с другой куклой, тоже японской - фигуркой святого Дарумы.

В этой игрушке воплощен образ монаха по имени Дарума. Дарума - это японский вариант имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. По японской легенде, Дарума без устали медитировал девять лет, смотря на стену. При этом Дарума постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в сон. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так вырос настоящий чай. А позже от долгого сидения у Дарумы отнялись руки и ноги.

Вот почему деревянную куклу, изображающую Даруму, изображают безногой и безрукой. У нее большие круглые глаза, но нет зрачков. Это связано с одним интересным ритуалом, существующим по сей день.


Раскрашенную фигурку Дарумы без зрачков покупают в храме и приносят домой. На неё загадывают желание, самостоятельно раскрашивая игрушке один глаз. Эта церемония символична: открывая глаз, человек просит у Дарумы исполнения мечты. Весь год Дарума стоит в доме на самом почётном месте, например, рядом с буддийским алтарем. Если в течение года желание сбывается, то в знак благодарности "открывают", то есть раскрашивают и второй глаз Дарумы. Если же Дарума не сподобился исполнить желание хозяина, то под Новый год куколку приносят обратно в тот храм, где его купили. Возле храмов разводят костры, где сжигают Дарум, не обеспечивших исполнение желания. А вместо Дарум, не сумевших исполнить желания, покупают новых.

Похожее поверье существует и про матрёшек: считается, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее исполнится загаданное желание.

Гипотеза происхождения матрёшки от Дарумы не учитывает тот факт, что эта кукла вовсе не разборная. По сути, игрушка-дарума является... неваляшкой. В основании Дарумы, выполненной из папье-маше, помещается груз, обычно из глины, что не позволяет ей упасть. Есть даже такое стихотворение: "Глянь-ка! Дарума как ванька-встанька! Положишь, а Дарума вскочит, как Ванька, лежать не хочет!" Таким образом, Дарума, скорее всего, не прародитель, а лишь дальний родственник как матрёшки, так и неваляшки.

Между прочим, разъемные фигурки были популярны и до появления матрёшек как в Японии, так и в России. Так, на Руси имели хождение "писанки" - деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали полыми внутри, и в большее вкладывалось меньшее. Эта идея прорабатывается и в фольклоре: помните? - "иголка - в яйце, яйцо в утке, утка в зайце..."

Как возникают легенды? Не на пустом месте, конечно. Какая-то отправная точка всегда имеется, но... Тут неточность, там поправка. И украшательство — куда ж без него? Так искажается истина у всех на глазах, а стоустая молва разносит небылицу по белу свету. И вот она уже обряжена в парадные одежды, и будь ты хоть трижды свидетелем — не посмеешь оспорить укоренившееся мнение. Случается и по-другому. В череде дней и забот трудно заметить незначительные, казалось бы, факты, такие будничные и несерьезные. А по прошествии лет (большое видится на расстоянии), воспоминания людей пересекаются так причудливо и странно (а то и не пересекаются вовсе), что определить кто прав, а кто не очень, уже не представляется возможным.

На первый взгляд все в истории матрешки вроде бы просто и ясно. Появилась в конце 19 века, придумал ее художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской "Детское воспитание" Мамонтова, прообразом послужил японский мудрец Фукурума. Но не обольщайтесь, любители русского народного творчества, любой из вышеприведенных фактов можно оспорить. Вы удивлены? Мне это тоже кажется странным, ведь времени прошло не так уж и много.
Но начнем по порядку. Возникновение. Точной даты не знает никто, иногда появление матрешки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам пишет о том, что матрешка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрешка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на ее изготовление.
Теперь о художнике Малютине. Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрешки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрешки себе, совершенно не упоминая Малютина. О токаре Звездочкине: вот, пожалуй, единственный неоспоримый персонаж, принявший участие в этой запутанной истории. Неоспоримый, говорите? Э, нет, недавно в одном солидном журнале с удивлением прочла о токаре Звездочетове (!), будто бы выточившем матрешку. Но будем воспринимать это как курьез. Теперь мастерская "Детское воспитание". Иногда ее называют магазином, принадлежащим М.А. Мамонтовой или А.И. Мамонтову, или С.И.Мамонтову. Ну, и, наконец, Фукурума. Звездочкин о нем не упоминает, а лишь рассказывает о том, что увидел однажды в журнале "подходящую чурку". Откуда тогда взялся деревянный раскладной божок Фукурума, якобы привезенный то ли из Японии, то ли из Парижа неизвестно кем (вариантов масса)? Да, не так проста наша милая матрешка, она, как настоящая прекрасная дама, полна загадок. Давайте же, попробуем их разгадать.

Матрешка родилась в мастерской-магазине "Детское воспитание", принадлежавшей супругам М.А. и А.И. Мамонтовым. Анатолий Иванович, брат известного мецената С.И. Мамонтова, принимал непосредственное участие в ее создании: он требовал у мастеров все новые и новые образцы игрушек. Основным занятием А.И. Мамонтова была книгоиздательская деятельность, магазин "Детское воспитание" первоначально был книжным, видимо, только позднее при нем была открыта мастерская, в которой изготавливались игрушки.
Вот как описывает возникновение матрешки токарь Звездочкин: "...В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрешку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И.Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера. " Из материалов автобиографии В.П.Звездочкина, написанной в 1949 году (отрывок из которой процитирован выше), известно, что Звездочкин поступил в мастерскую "Детское воспитание" в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит матрешка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность все-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрешки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки.
Интересные факты удалось собрать Е.Н.Шульгиной, которая 1947 году заинтересовалась историей создания матрешки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале "подходящую чурку" и по ее образцу выточил фигурку, которая имела "смехотворный вид, напоминала как будто монашенку" и была "глухая" (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил ее иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на нее заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В.Малютина в создании матрешки. По воспоминаниям В.П.Звездочкина получается, что форму матрешки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрешка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И.Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера.
Откуда появилось название "матрешка"? Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название (как знаменитый Оскар, похожий на чьего-то дядюшку Оскара). Вряд ли когда-то удастся выяснить истину. Кстати, имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает "знатная женщина", по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матреша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, "марфушка"? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется "агашка". Хотя согласимся, что "матрешка" название очень удачное, кукла действительно стала "знатной".
По количеству матрешек в одном комплекте тоже нет согласия. Токарь Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрешки: трех- и шестиместную. В Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрешка, которая считается первой, та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке черного петуха. За ней следуют три сестренки, братишка, еще две сестренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь, говорят еще, что девочки и мальчики чередовались. Для комплекта, хранящегося в Музее, это не так.
Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д.Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрешка "заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные "кокеши" в принципе своего построения на матрешку не похожи."
Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? По-видимому, этот святой один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Его голова имеет необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума, в руках он держит посох и свиток. По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).
В.П.Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму — фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъемные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!

Примечание:
Н.Д.Бартрам (1873-1931) - основатель и директор Музея игрушки, художник, ученый.
В.И.Боруцкий (1880 - после 1940) - предприниматель, организатор кустарного производства.

Использованная литература:
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. — М.: Просвещение, 1994.
Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.
Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. — М.: Советский художник, 1979.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
Справочник личных имен народов РСФСР. — М.: Русский язык, 1979.

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

История появления промысла

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки )

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

(Классическая матрёшка )

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

(Матрёшечная семья из 8 куколок )

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков )

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины )

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника выполнения

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

(Изготовление матрёшек )

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

(Роспись готовой матрёшки )

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.