Выставка древнерусского искусства. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им

Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации. Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства.

В коллекции музея более 5 тысяч икон, в том числе работы Дионисия, а также литургические предметы, рукописные книги и фрески.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в России специальный музей, посвященный русской художественной культуре средневековья. Музей расположен в стенах Спасо-Андроникова монастыря, где жил, работал и был погребен великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев.

На территории монастыря сохранился древнейший в Москве каменный храм - Спасский собор, возведенный при жизни Андрея Рублева в первой четверти XV века.

Музей предлагает посетителям разнообразные обзорные и тематические экскурсии, а также специальные программы для детей и взрослых. Высококвалифицированные специалисты музея проводят экспертизу произведений древнерусского искусства.

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ Около 1837 года. Санкт-Петербург. Дерево, темпера, масло; оклад: серебро, чеканка, гравировка, золочение; 17 x 13,4 см КП 4601 Святитель Митрофан Воронежский (1623-1703) происходил из священнической семьи, в миру носил имя Михаил. Принял монашеский постриг в 1663 году после смерти жены в Золотниковской пустыни недалеко от Суздаля. Был игуменом Яхромского Козмина и Макарьева Унженского монастырей, а в 1682 году стал Воронежским епископом. При нем в Воронеже был построен новый каменный Благовещенский собор. Святитель имел особые отношения с Петром I, который после его кончины лично присутствовал на похоронах и нес гроб. В августе 1832 года были обретены мощи святого, после чего состоялась канонизация. К этому моменту возникло два основных варианта иконографии святителя. Один представлял его с книгой в руках и восходил к прижизненному портрету. Другой вариант отличался облачением Митрофана, соответствующим чину схиепископа (в схимническом куколе и архиерейской мантии) и наличием жезла в его руках. Именно к этому типу относится икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва, на которой святитель представлен идеализированно, без сохранения индивидуальных особенностей, при том, что на многих других иконах они утрированы. Образ был исполнен вскоре после канонизации святителя и был украшен серебряным окладом, сделанным в Санкт-Петербурге в 1837 году. Очевидно, там же была написана икона.

Комментариев 2

Классов 98

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ Конец XVII – начало XVIII века. Центральная Россия Дерево, темпера; 61,5 x 54,5 см КП 509 Из церкви Димитрия Солунского в селе Сабурове Воскресенского района Московской области Преображение Господне - один из великих двунадесятых праздников. Он отмечает память описанного в Евангелие события, когда Христос с тремя учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - поднялся на гору Фавор, где во время молитвы преобразился: лицо его просияло, одежды стали белыми, а рядом появились пророки Моисей и Илия, с которыми Христос беседовал. Испугавшись, апостолы пали ниц, а когда поднялись, то уже не увидели только Иисуса, который запретил им рассказывать о случившимся до момента, пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9). Иконография Преображения в основных чертах сложилась уже в VI веке. Вверху в центре изображается Иисус в сиянии славы и белых одеждах, рядом с ним стоят пророки Илия и Моисей. Ниже, на отрогах гор, трое испуганных апостолов, падающих или поднимающихся. На иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва дополнительно изображены Небесный Иерусалим в правом верхнем углу за фигурой пророка Илии и гробница в горах за фигурой пророка Моисея. Эти детали призваны подчеркнуть, что Моисей на Фаворе представлял мир мертвых, а Илия, вознесенный на небо во плоти, мир живых. Они нередко встречаются в произведениях второй половины XVII столетия. Еще одна особенность памятника - разноцветная круглая "слава" Христа, дополненная тремя исходящими от нее красными лучами. Яркость красок, контрастность цветовых сочетаний делают икону особо нарядной, соответствующей народным вкусам.

Комментариев 1

Классов 117

11 августа в 15:00 в рамках культурно-образовательной программы к выставке «Из новых поступлений. 2004–2018» в Музее имени Андрея Рублева состоится КОНЦЕРТ «Русские сезоны». Вы услышите произведения Сергея Рахманинова, Рейнгольда Глиэра, Дмитрия Шостаковича, а также сочинение современного автора Александра Цыганкова «Славянский концерт» 2013 года, посвященный событиям в Украине. Исполнители: лауреаты различных конкурсов Анастасия Захарова (домра), Алексей Нистоатов (контрабас), Анастасия Ларионова (фортепиано). По билету на концерт вы можете в тот же день бесплатно посетить выставку.

Комментариев 1

Классов 54

8 августа во всем мире отмечается День кошек. 🐾 Вы знакомы с "пушистыми" смотрителями Музея имени Андрея Рублева?

Комментариев 3

Классов 113

Музей детям

Комментариев 1

Классов 83

Евангелие Исаака Бирева 1531 года отличается каллиграфическим письмом и великолепными миниатюрами. Исполненная на высочайшем уровне орнаментика восходит к западноевропейскому гравированному «Большому алфавиту» Израэля ван Мекенема. Полууставное письмо рукописи было положено в основу московских кириллических шрифтов первопечатных книг. Замечательные миниатюры, ориентированные на творчество знаменитого иконописца Дионисия и его сына Феодосия, оказали влияние на последующее искусство оформления древнерусской книги. Бесплатная выставка "Евангелие Исаака Бирева" в Музее имени Андрея Рублева открыта до 25 августа.

Комментариев 1

Классов 76

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублева ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ - БОГОЯВЛЕНИЕ (ДВУСТОРОННЯЯ ИКОНА) Середина XVII века. Русский Север Дерево, темпера. 95,5 × 80, 5 КП 2516 В композиции одной из сторон двусторонней выносной иконы соединены изображения двух праздников, отмечаемых в один день 1(14) августа: Происхождение четных древ Креста и Всемилостивого Спаса Христа Бога и Пресвятой Богородицы Марии, Матери Его. Праздник Происхождения Креста был установлен в Константинополе в IX веке, в основе его обычай ежегодного переноса части древа Животворящего Креста, хранившегося в домовой церкви дворца византийских императоров, в храм Св. Софии. Во время церемонии происходило освящение воды, затем процессия направлялась за городскую стену к источнику Спаса, и потом в течении двух недель Крест носили по городу для освящения мест и отвращения болезней. В России служба Кресту появляется в XIV – XV веках с введением нового Иерусалимского устава взамен прежде действовавшего Студийского. В XVII столетии праздник Происхождения Креста отмечался очень широко и по способу проведения был близок к Богоявлению: на Москве-реке сооружалась Иордань, после освящения воды патриарх и царь погружались в воду, устраивались крестные ходы и водосвятия в реках, прудах, источниках, которые сопровождалось массовым купанием. В некоторых местностях в этот день купали коней и скотину, считалось, что «На Спаса купаться – незамоленные грехи простятся». Приходящийся на этот же день праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы Марии установлен в воспоминание о победе в 1164 году над сарацинами и волжскими булгарами, одновременно дарованной византийскому императору и русскому князю. Праздник установлен около 1168 года Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом (1156 – 1169) при императоре Мануиле (1143 – 1180), а в России митрополитом Киевским Константином (упом. 1167, 1169) и епископом Ростовским Нестором (упом. 1149, 1157.) при князе Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157 – 1174). В надписи на иконе упомянуты оба праздника и подробно перечислены все главные участники событий, однако среди лиц процессии византийского императора нет, в верхнем ряду слева представлен только князь Андрей Боголюбский. Композиция в верхней части иконы служит одновременно изображением церемонии выноса Креста, в которой участвуют диаконы, несущие его и образы Христа и Богоматери, и прославления Всемилостивого Спаса, изображенного в центре внутри мандорлы, двуперстно благословляющего обеими руками. Эти изображения напоминают о главном смысле праздника, который первоначально назывался «Вседержителевый день Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньжи милости Божия празднуем, и Пречистой Его Матери и честнаго Креста происхождение». В нижней части композиции находятся сцены водосвятия и омовения в источнике. Икона была выносным образом и участвовала в процессиях. Соединение сюжетов «Богоявления» и «Происхождения Креста» отражало смысловое и обиходное их совмещение в церковной и народной жизни XVII века и нередко встречалось на Севере. На северное происхождение памятника кроме архаичности иконографии и использования орнаментальной рамы указывают особенности художественного языка: уплощенные фигуры, неточный рисунок, использование довольно темного санкиря в письме личного с последующим резким высветлением и применеием длинных белильных движков, положенных по гребню носа, на лбу и пальцах персонажей. Особенностью иконы является нарушение пропорций в сторону удлинения рук и пальцев святых, а также сильно вытянутые узкие лики, с тонкими длинными носами, небольшими устами и круглыми бровями.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — единственный государственный специализированный музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени.

Музей расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор — ныне древнейший храм Москвы. Музей имеет богатую коллекцию иконописи XII — начала XX веков. В 2017 году музей отмечает 70-летие со дня своего основания.

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. Его первым директором стал крупный организатор музейного строительства Д.И. Арсенишвили (1905–1963), первым научным сотрудником — выдающийся знаток творчества прп. Андрея Рублева Н.А. Демина (1904–1990).

К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации.


Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства. Собирательская деятельность и реставрационные работы продолжаются до настоящего времени и являются неотъемлемой частью повседневной музейной жизни.

Ныне экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. В Настоятельском корпусе размещается выставочный зал.

Режим работы:

  • понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00;
  • пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00;
  • среда — выходной.

Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.


Стоимость билетов:

Постоянная экспозиция

  • для иностранных граждан — 400 рублей;
  • для граждан Российской Федерации и стран СНГ — 299 рублей;
  • льготный билет — 150 рублей.

Временные выставки

На временные выставки билеты продаются отдельно, стоимость может меняться в зависимости от выставки.

Музей древнерусской культуры и искусства расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря (о монастыре я расскажу в отдельном посте), основанного в середине XIV века и связанного с Куликовской битвой и другими событиями русской истории и культуры.
В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен. Могила его не сохранилась.Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
В начале в музее были только копии и фотографии,затем стали привозить иконы, списанные по ветхости, снятые со стен фрески.Сейчас в музее более 5 тысяч икон, и среди них есть работы Дионисия.
Музей имени Андрея Рублева был учрежден 10 декабря 1947 г, а открыт для посетителе в 21 сентября 1960 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор.
Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Христос Вседержитель 1685 г.

Обновление Храма Воскресения Христова 17 век.

Поволжье из села Никольское Борисоглебского района Ярославской области

Богоматерь с младенцем на престоле.
Конец 17 века
Карп Золоторев. Москва,золотописная мастерская Посольского приказа.

Богоматерь Владимирская
Около 1676 г.
Оружейная палата,Москва. Из Похвальской церкви села Орел,Березниковского района Пермской области.

Богоматерь Неопалимая Купина
17 век.Поволжье.
Из Троицкого Макарьево монастыря в Калязине

Христос Вседержатель
1703 г.
Филатьев. Оружейная палата,Москва. Из Архангельского собора в Бронницах Московской области.

Царские Врата и надвратная сень
Середина 17 века.Поволжье. Из Знаменской церкви села Пылева Тверской области.

Святой Алексея человек Божий и Преподобная Мария Египетская
Середина 17 века. Москва. Из собора Сретенского монастыря.

Рождество Богоматери
Первая половина 17 века.Поволжье.
Из церкви Рождества Богородицы села Дрюцково Тверской области

Праотец Вениамин и Праотец Неффалин
Из праотеческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецского монастыря.

Архангел Михаил. Троица. Архангел Гавриил
Первая половина 17 века.
Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе.Из иконостаса Богоявленской церкви села Семеновского Московской области.

Царские врата
Вторая половина 16 века.Русский север.
Из церкви Успения села Варзуга Мурманской области.

Архангел Михаила, с деяниями
16 век. Великий Устюг.
Из церкви Успения в Ляльске Кировской области.

Мученица Параскева Пятница
16 век. Новгород.

Святой Благоверный Князь Петр Муромский и Святая Благоверная Княгиня Феврония Муромская
Конец 16 века. Муром.
Из Преображенского собора Спасского монастыря в Муроме Владимирской области.

Святители Иоанн Златоуст и Василий Великий
Фрагмент створок царских врат. 16 век. Ярославль.

Богоматерь Тихвинская
1550-е годы. Москва.

Святитель Николай Мирликийский
1550-е годы. Москва.
Из успенского собора в Дмитрове Московской области.

Царские Врата
16 век. Новгородская провинция

Богоматерь

Спас в силах
Конец 15 века.Ростовская школа.
Из церкви села Чернокулова близ Юрьев-Польского
(Дар Ю.М. Репина)

Положение во гроб
1497 год.Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Зачатие Иоанна Предтечи (Встреча у златых ворот)
15 век. Новгород.



Великомученица Параскева Пятница с клеймами жития
16 век. Тверь.
происходит из церкви села Поречье Бежецкого района Тверской области.

Святитель Николай Чудотворец
Конец 17 века. Дерево.

Преподобный Нил Столобенский
Вторая половина 19 века.Тверская губерния.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева основан в 1947 году на территории полностью разоренного . Именно в этом месте находится погребение выдающегося иконописца Андрея Рублева.

Для посетителей собранная экспозиция открылась только в 1960 году в восстановленном белокаменном соборе. Это была выставка икон, найденных в заброшенных церквях и восстановленных усилиями музейных работников.

За прошедшее время выставка существенно расширилась: в настоящее время Музей Андрея Рублева в Москве располагает богатой коллекцией религиозного искусства за период с XI до начала XX веков. В музее собраны произведения, авторами которых считаются ученики Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные мастерами , а также множество икон неизвестного авторства.

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева полностью занимает трапезную палату и церковь Архангела Михаила, а также бывший Настоятельский корпус. Поисковая и реставрационная деятельность остается одним из главных направлений деятельности музея. Важным также считается взаимодействие с детьми: Музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева проводит различные мастер-классы, выездные творческие занятия, лекции, интерактивные программы и реализует образовательные проекты.

Цены

Стоимость билетов на осмотр постоянной экспозиции музея:

  • Дети до 16 лет — бесплатно.
  • Пенсионеры и студенты — 150 руб.
  • Взрослые (граждане РФ, стран СНГ и членов ЕАЭС) — 299 руб.
  • Иностранные граждане — 400 руб.

За фотосъемку в Древнерусском музее им. Андрея Рублева нужно будет заплатить дополнительно 150 руб., за видео — 500 руб. Аудиогид по основной экспозиции стоит 300 руб., залог — 2 000 руб. Для посещения временных выставок необходимо приобретать отдельный билет, его стоимость меняется в зависимости от выставки.

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева также проводит для посетителей экскурсии :

  • Групповые : до 5 человек — 1 000 руб., 6-20 человек — 2 800 руб., для групп иностранных граждан стоимость будет выше, есть возможность заказать экскурсию на английском языке. При участии в экскурсии каждый посетитель отдельно приобретает входной билет. Есть разные виды экскурсий: обзорные по музею, расширенные с углублением в отдельные темы, посвященные сюжетам и образам древнерусской живописи, рассказывающие об истории русского иконостаса, о комплексе Спаса-Андроникова монастыря.
  • Индивидуальные : для посетителей, которые не делали предварительный заказ, группы до 20 человек, с каждого — по 200 руб., а также нужно приобрести входной билет. Экскурсии проводятся 1 раз в день, согласно расписанию на сайте Музея Андрея Рублева в Москве . Отзывы о Музее Андрея Рублева часто содержат положительные оценки грамотной и профессиональной работы экскурсоводов.
  • Для школьников : до 5 человек — 1 000 руб., 6-15 человек — 2 800 руб. С группой проходит 1 сопровождающий, на каждого покупается билет на постоянную экспозицию.
  • Проводятся также тематические экскурсии по временным экспозициям . Узнать подробнее о том, какие проходят выставки в Музее Андрея Рублева и об экскурсионных программах по ним можно на сайте Центрального музея Рублева .

Иконы в древнерусском музее Андрея Рублева

Музей прославлен, в первую очередь, уникальными экспонатами иконописи, которые можно увидеть на первых двух этажах постоянной экспозиции:

  • 1 этаж : иконопись Древней Руси времен XIII-XVI веков, а также образцы декоративно-прикладного искусства.
  • 2 этаж знакомит с искусством иконописи в XVII веке и эпохи Нового времени. Здесь хранится творчество мастеров Оружейной палаты.

На следующих этажах Центрального музея Андрея Рублева можно увидеть не только иконы, но и другие предметы древнерусского искусства:

  • 3 этаж экспонирует деревянную скульптуру, которая не так известна, как другие виды церковного искусства в России.
  • 4 этаж представляет монументальное искусство: фрагменты фресок XII-XVIII веков, многие из которых находились в храмах, подверженных разрушению при советской власти.

Новости на официальном сайте Музея имени Андрея Рублева регулярно обновляются, из них можно узнавать о том, какие в музее проходят временные выставки.

Как доехать до Музея Андрея Рублева в Москве

Адрес Музея Андрея Рублева в Москве: Таганский район, Андроньевская площадь, 10. Из исторического центра Москвы до Музея древнерусской культуры Андрея Рублева удобно добираться на метро — ехать до станции «Площадь Ильича» Калининской линии или станции «Римская» Люблинско-Дмитриевской линии.

Доехать сюда можно также на наземном общественном транспорте:

  • Троллейбус № 53, остановка «Андроньевская площадь».
  • Трамвай № 20, 43, 45, остановка «Музей имени Андрея Рублева».
  • Автобус № 125, 730, остановка «Музей имени Андрея Рублева»; № 40, остановка «Костомаровский мост»; № м8, н4, остановка «Андроньевская площадь».
  • Маршрутное такси № 199 м, остановка «Музей имени Андрея Рублева».

До Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева можно также доехать, заказав поездку через сервисы такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Панорамный вид на Центральный музей древнерусской культуры Рублева:

Видео о Центральном музее имени Андрея Рублева: