История создания картины репина монахиня. Самый загадочный блогер россии

Летом 2016 года в Третьяковской галерее прошла одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Не выставка даже, а коллекция детективных историй. 17 таинственных сюжетов - 17 шедевров музея с их историями, загадками и тайнами.

Мы поделились тайной «Неравного брака» В. Пукирева. Сегодня мы расскажем о тайне картины И. Репина — «Монахиня».

Прежде, предлагаю ознакомиться с картиной. Презентационное видео от «Третьяковской галереи»:

Картина «Монахиня» была написана Ильей Ефимовичем Репиным в 1878 году. Девушка на картине — Софья Алексеевна Шевцова - дочь известного питерского архитектора А.И. Шевцова, старшая сестра жены художника. С семьей Шевцовых художник познакомился во время учебы в Академии художеств в Петербурге.

Из воспоминаний племянницы жены Репина, Л.А. Шевцовой-Споре:

«Когда девятнадцатилетний Репин впервые появился в стенах Академии художеств, с ним очутился там же мой дядя, Александр Шевцов — сын петербургского архитектора Алексея Ивановича Шевцова, выученика той же Академии. Молодые люди познакомились, и Репин стал бывать у нас. Он познакомился со всеми детьми архитектора: Софьей (в дальнейшем — жена брата художника, Василия), Алексеем (мой отец) и Верой, своей будущей женой.»

Юный Репин был очень влюбчивым человеком, оказывал знаки внимания и Софье, и Верочке. Окружающие считали, что Репин был больше увлечен старшей сестрой, однако в 1972 году художник женился на младшей, 16-летней юной Верочке, которая была младше художника на 10 лет.

К слову, первый портрет в доме Шевцовых был посвящен именно Верочке. На тот момент ей было всего 9 лет.

Портрет В.А.Шевцовой, впоследствии жены художника, 1869. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Портрет В.А.Репиной, жены художника, 1876. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Однако, Репин неоднократно писал портреты и Софьи Алексеевны. Однажды один из них — «Портрет С.А.Репиной, урожденной Шевцовой» привлек особое внимание искусствоведов и реставраторов. Репродукция этого портрета сегодня находится в Киевском национальном музее русского искусства. В каком году он был написан сегодня неизвестно.

Так вот, облик Софьи Шевцовой на портрете с поразительной точностью напоминал облик неизвестной «Монахини» (1878 Государственная Третьяковская галерея, Москва). Сравните эти два портрета. На первом — миловидная Софья с чуть кокетливой прической из высоко собранных волос. На втором — это же лицо, этот же взгляд, но вот только ощущения, что перед нами предстает образ служительницы церкви — его нет.

«Кого именно художник изобразил на портрете», — эта тайна была разгадана благодаря мемуарам племянницы жены Репина Л.А. Шевцовой-Споре. Выяснилось, что Софья однажды позировала Репину в бальном туалете, но в какой-то момент мастер и модель разругались, и Репин превратил нарядную даму в… монахиню.

Подтвердить правдивость слов мемуаристки оказалось возможным благодаря рентгенограмме картины, на которой видны нижележащие слои живописи, не счищенные автором. Под черным покрывалом скрыто светлое платье с кружевами, волосы девушки собраны в высокую прическу, в руке у модели - веер.


И.Е.Репин. Картина «Монахиня» 1878 г. и её рентгенограмма

Светлана Усачёва, куратор выставки:

«Во время работы они поругались. Поскольку Репин был человеком эмоциональным, легко воспламеняющимся, он её превратил в монахиню, хотя никогда она в монастыре не была, никогда в монашки не собиралась. Это был всплеск эмоций художника. Наверное, он хотел ей что-то таким образом показать».

«Монахиня» 1878 г. — маленькая шалость художника, или быть может, маленькая месть? Об этом мы никогда не узнаем.

Об отношениях Софьи Шевцовой и Ильей Репина сегодня ничего не известно. Также как и о реакции Софьи Алексеевны на пародийный образ монахини. Неизвестно также и то, был ли в отношении этого портрета осведомлен П. Третьяков, в коллекции которого он оказался.

Известно только, что спустя почти десять лет, в 1887 году, художник, серьезно относящийся к библейским сюжетам и к религии в целом, как бы оправдываясь, изобразит уже настоящий облик служительницы церкви. И назовет этот портрет также, как и предыдущий — «Монахиня». Только в отличие от первого портрета, перед нами предстает истинный облик монахини, а не ее образ…


Монахиня, 1887. Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Практически тот же фон, ракурс, только героиня настоящая.

Предположительно на картине изображена двоюродная сестра Репина (по отцу) — Эмилия, монахиня женского монастыря в Стрелетчине, между Харьковом и Белгородом. Эмилия - это имя в миру (Репин называл ее Олимпиадой). Духовное же имя Эмилии было Евпраксия. Известно, что Репин уважал и любил свою сестру и уже в послереволюционное время оказывал ей помощь (точно известно, что однажды в Харькове был получен денежный перевод из Финляндии в адрес Эмилии.

Монахиня одета в черную рясу с красивым головным убором. В отличие от первого портрета — волосы и руки ее скрыты. Перед нами без сомнения монахиня и художнику не нужно нас в этом убеждать, добавляя (как в первом портрете) известный религиозный аксессуар — четки.

Опущенная немного вниз голова и проникновенный взгляд монахини подчеркивают подлинное смирение. Монахиня уже не молода, на ее лице пробиваются несколько морщин. Глаза ее печальны, частично они раскрывают всю жизнь монахини. Картина навевает печаль, чувство меланхолии и обыденности.

По всей видимости, портрет монахини был написан во время работы над уменьшенной копией картины «Николай Мирликийский», предназначенной для монастыря, в котором находилась его двоюродная сестра. Картина была окончена в 1890 г. и немного отличалась от оригинала 1888 года.

Кстати оригинал картины, который сегодня находится в Русском музее Санкт-Петербурга, предназначался для монастыря. А уменьшенная копия, которая была позже подарена монастырю лишь ее менее удачное повторение.
Оригинал: Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых, 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Из воспоминаний писателя и историка Дмитрия Яворницкого:

«Работая над картиной «Запорожцы», Репин часто откладывал ее и брался за другие. Однажды, когда я зашел к нему, то увидел в его мастерской картину “Николай Чудотворец останавливает казнь невинно осужденных”. В палаче я узнал одесского художника Кузнецова, а в осужденном, стоящем впереди всех на коленях, харьковского художника Блинчикова.

Кто это вам внушил писать такую картину?

А вы знаете женский Николаевский монастырь в селе Стрелечьем, Харьковского уезда?

Даже и был в нем.

Так вот, там монахиней моя двоюродная сестра. Я как-то поехал навестить ее, а игуменья, узнав о том, и подошла ко мне: «Напишите, дорогой наш земляк, нам маленькую иконку нашего патрона, святителя Николая Чудотворца!» Я ей пообещал, а приехав в Петербург, вместо иконы написал целую картину. Да эту картину уже купил на выставке царь, а я ее взял в мастерскую на время, чтобы еще немного пройтись по ней кистью.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной-Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. / «Монахиня»(1878). Государственная Третьяковская галерея. Автор: И.Е.Репин. В искусстве живописи рентгеновские лучи позволяют узнать о старинных картинах много интересных фактов. Приоткрывая тайную завесу, они помогают забытым героям обрести их истинные имена, разоблачают подделки, а так же выявляют неведомые картины под известными шедеврами. Так, к примеру, рентген-анализ полотна «Монахиня» Ильи Репина неожиданно показал, что при его создании позировавшая девушка была одета в бальное платье, а вместо четок в ее руках был веер, что и было выявлено под верхним слоем краски благодаря рентгенографии. Как же светская женщина оказалась в черном монашеском наряде? Эта увлекательная история - далее в обзоре. В прошлом году в Третьяковской галерее состоялась выставка под названием "Тайны старых картин". Экспонаты запасников, хранящие легенды и загадки, вызвали немалый интерес публики, а сама выставка имела грандиозный успех. Предистория первого варианта картины И.Е.Репина «Монахиня»(1878).

«Монахиня»(1878). Государственная Третьяковская галерея. Автор: И.Е.Репин. Портрет датируется 1878 годом, внимательно присмотревшись к которому, можно увидеть несоответствие наряда и выражения лица девушки. Ее смиренной монахиней вряд ли можно назвать.

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной, урожденной Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. Автор: И.Е.Репин. Будучи начинающим живописцем и студентом Академии художеств, Репин жил по соседству с семьей архитектора А.И. Шевцова, у которого было две дочери. Многие считали, что Репин увлекся старшей - Софьей, но в 1872 году Илья женился на младшей - юной Вере.

«Портрет жены художника - Веры Алексеевны Репиной». (1876). Государственный Русский музей. Петербург Автор: И.Е.Репин. Софья же, по иронии судьбы, стала женой его родного брата - Василия, студента петербургской консерватории. Илья не раз писал портреты Софьи Алексеевны, один из которых хранится в Киевском национальном музее русского искусства. Из мемуаров племянницы художника достоверно известно, что был еще один портрет свояченицы, позировавшей живописцу в бальном платье, и что во время одного из сеансов Софья и Илья крепко рассорились. И художник, будучи эмоционально неуравновешенным и легко воспламеняющимся, одним махом превратил нарядную героиню своего полотна в монашенку. Под черное одеяние он спрятал пышную прическу, бальное кружевное платье и веер. Это был всплеск эмоций, захлестнувший художника.

«Портрет Софьи Алексеевны Репиной». / «Монахиня». (1878). Автор: И.Е.Репин. В подтверждение правдивости слов мемуаристки сделанная рентгенограмма картины показала это на нижнем слое, который был не счищен автором. И что интересно: истинные отношения Софьи Шевцовой и Ильи Репина остались тайной. Так же как и реакция Софьи на поступок художника. Покрыто тайной времени осталось и то, был ли в отношении этого портрета осведомлен Павел Третьяков, который приобрел его для своей коллекции.

Картины Ильи Ефимовича Репина – это подлинное наследие русской живописи 19 века. Их можно рассматривать часами, вглядываясь в каждую деталь. Многие работы художника до сих пор окутаны ореолом тайн и загадок. Среди самых известных "загадочных" полотен Репина: "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", "Торжественное заседание Государственного совета", "Бурлаки на Волге". Но об одной весьма скандальной картине народ знает мало.

Илья Репин, “Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года”, 1903

Это "Парижское кафе", написанное Ильей Ефимовичем в 1874 году. На тот момент художник с семьей проживал в Париже, куда его отправили как лучшего ученика от Императорской Академии художеств. Поначалу Репин переживал тяжелый культурный шок: столица Франции его угнетала, и все в ней не нравилось живописцу, но спустя некоторое время он все же влюбляется в этот город, восхищаясь его жителями, их обликом и манерами.

"А между тем я ужасно заинтересован Парижем: его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте. Особенно костюмы парижанок! Этого описать невозможно…"

На волне своего восхищения Парижем художник решает написать большую картину, взяв за основу пеструю публику одного старого кафе на бульваре Клиши. Поскольку Репин увлеченно работает над новым полотном и пишет всех героев с натуры, его карманы стремительно пустеют. По собственному признанию художника, здешние модели работали с мастерством настоящих актеров, но стоили дорого – 10 франков в день.

Илья Репин, эскиз к картине “Парижское кафе”, 1875

Илья Ефимович попытался было поправить свое бедственное положение, начав писать небольшие картинки, жанры из парижской жизни, но они плохо продавались. Тогда, узнав о финансовых трудностях художника, ему написал купец Третьяков и предложил написать портрет Алексея Константиновича Толстого. Отчасти это был не только жест благотворителя: Третьякову давно хотелось обзавестись портретом последнего. В свою очередь Репин намекнул на возможность покупки у него портрета Тургенева, и Третьяков согласился. К сожалению, работа с Иваном Сергеевичем именитому покупателю не понравилась и он не стал переводить еще 1 000 франков (сверх уже выплаченной за текущие труды). Но и этой суммы хватило, чтобы Илья Ефимович с семьей могли спокойно жить, а сам мастер – работать.

Скандал вселенского масштаба

Завершив работу над "Парижским кафе", Илья Репин решает выставить ее на главном вернисаже Парижа в 1875 году. Любопытно, что всего работ на выставке было больше пяти тысяч, и картину Репина повесили чересчур высоко, но через 3 дня она заинтересовала одного приезжего американца. Он был готов купить полотно, но запрошенная художником цена оказалась слишком велика.

Илья Репин, “Парижское кафе”, 1875

Тем временем Архип Куинджи успел раструбить в Петербурге о "провальной" картине Репина. Больше всего критики досталось художнику от его старого друга и учителя Крамского. Иван Николаевич написал в Париж гневное письмо, в котором называл его взгляд на искусство неокрепшим и почти предательским относительно национального достоинства:

"Я не скажу, чтобы это не был сюжет. Еще какой! Только не для нас: нужно с колыбели слушать шансонетки, нужно, чтобы несколько поколений раньше нашего появления на свет упражнялись в проделывании разных штук. Словом, надо быть французом…"

Позже Иван Николаевич даже приедет в Париж, чтобы спасти друга, но к общему знаменателю они так и не придут.

Секреты картины

Главные тайны полотна заключаются в замечательной ретроспективе и замерших на картине реальных людях. Так, известно, что для центрального женского персонажа "Парижского кафе" позировала самая настоящая звезда - певица, шансоньетка и прима "Théâtre des Bouffes-Parisiens" Анна Жюдик. Художник много раз переписывал облик своей героини, меняя то позу, то выражение лица, то степень сходства с оригиналом. Последний раз он изменил ее перед самой продажей в 1916 году. Почему? Это осталось загадкой.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

сайт покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине - любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, - сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне - сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой - ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине - странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная - недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает - это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной - идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика - художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя - как человек!» - говорил о ней Врубель.

В искусстве живописи рентгеновские лучи позволяют узнать о старинных картинах много интересных фактов. Приоткрывая тайную завесу, они помогают забытым героям обрести их истинные имена, разоблачают подделки, а так же выявляют неведомые картины под известными шедеврами. Так, к примеру, рентген-анализ полотна «Монахиня» Ильи Репина неожиданно показал, что при его создании позировавшая девушка была одета в бальное платье, а вместо четок в ее руках был веер, что и было выявлено под верхним слоем краски благодаря рентгенографии. Как же светская женщина оказалась в черном монашеском наряде? Эта увлекательная история и несколько других не менее интересных,- далее в обзоре.

В прошлом году в Третьяковской галерее состоялась выставка под названием "Тайны старых картин". Экспонаты запасников, хранящие легенды и загадки, вызвали немалый интерес публики, а сама выставка имела грандиозный успех.

Предистория первого варианта картины И.Е.Репина «Монахиня»(1878).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-tretyakovka-0012.jpg" alt=" «Портрет Софьи Алексеевны Репиной, урожденной Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства. Автор: И.Е.Репин." title=" «Портрет Софьи Алексеевны Репиной, урожденной Шевцовой». Киевский национальный музей русского искусства.

Будучи начинающим живописцем и студентом Академии художеств, Репин жил по соседству с семьей архитектора А.И. Шевцова, у которого было две дочери. Многие считали, что Репин увлекся старшей - Софьей, но в 1872 году Илья женился на младшей - юной Вере.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-tretyakovka-0008.jpg" alt="«Портрет Софьи Алексеевны Репиной». / «Монахиня». (1878). Автор: И.Е.Репин." title="«Портрет Софьи Алексеевны Репиной». / «Монахиня». (1878).

В подтверждение правдивости слов мемуаристки сделанная рентгенограмма картины показала это на нижнем слое, который был не счищен автором. И что интересно: истинные отношения Софьи Шевцовой и Ильи Репина остались тайной. Так же как и реакция Софьи на поступок художника. Покрыто тайной времени осталось и то, был ли в отношении этого портрета осведомлен Павел Третьяков, который приобрел его для своей коллекции.

Title="И.Е.Репин.
«Монахиня» 1878 г. и ее рентгенограмма." border="0" vspace="5">


И.Е.Репин.
«Монахиня» 1878 г. и ее рентгенограмма.

«Монахиня» 1878 года, по всей вероятности, маленькая месть художника. За что? Этого мы уже никогда не узнаем. Вот так человеческие отношения меняют судьбу картины.

Второй вариант полотна И.Е.Репина «Монахиня»(1887).

По истечении десятилетия, в 1887 году, живописец, с уважением относящийся к библейским сюжетам и к религии в целом, как бы в свое оправдание, напишет уже настоящий портрет служительницы церкви. И назовет его также, как и предыдущий - «Монахиня». Только в отличие от первой картины, пред нами художник представит истинный облик послушницы. Практически то же фоновое пространство, тот же ракурс, только героиня настоящая.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-tretyakovka-0002.jpg" alt="«Портрета неизвестного в треуголке.» (Начало 1770-х). Государственная Третьяковская галерея. Холст, масло 58 х 47. Автор: Федор Степанович Рокотов." title="«Портрета неизвестного в треуголке.» (Начало 1770-х). Государственная Третьяковская галерея. Холст, масло 58 х 47.

Около двух веков считалось, что это портрет графа А.Г. Бобринского - внебрачного сына Екатерины II и ее фаворита графа Орлова. Но рентген-снимок показал, что под верхним художественным слоем находится первоначальное изображение молодой женщины, лицо которой Рокотов оставил без изменений в поздней живописи.

Достоверно известно, что этот портрет принадлежал семье Струйских и на нем была изображена первая супруга Николая Еремеевича - Олимпиада, скончавшаяся при тяжелых родах. По всей вероятности, перед вторым бракосочетанием, дабы не вызывать ревности новобрачной, Струйский попросил Рокотова замаскировать портрет умершей жены под мужской образ.

В.В. Пукирев «Неравный брак» со своими тайнами и легендами

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-tretyakovka-0003.jpg" alt=" Картина «Неравный брак». / Эскиз «Неравный брак». Автор: В.В. Пукирев." title=" Картина «Неравный брак». / Эскиз «Неравный брак».

На эскизе, предшествующем написанию картины, в образе стоящего за невестой молодого мужчины со скрещенными на груди руками Пукирев изначально изобразил Сергея Варенцова. А тот узнав об этом, обиделся на художника, хотевшего сделать его историю несчастной любви достоянием публики. И живописцу ничего не оставалось как на холсте в качестве шафера написать себя самого.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-tretyakovka-0014.jpg" alt="П.М.Варенцова. Государственная Третьяковская галерея. Художник В.Д.Сухов, 1907 год" title="П.М.Варенцова. Государственная Третьяковская галерея. Художник В.Д.Сухов, 1907 год" border="0" vspace="5">


Брак по расчету не принес девушке ни счастья, ни денег: свои дни Прасковья Матвеевна закончила в Мазуринской богадельне.

И.И Бродский. Какую тайну скрывала картина "Аллея парка" (1930).

Аллеи" художник создал полотно "Римский парк", которое долгие годы считалось пропавшим. Исследователи Третьяковки пригляделись к "Аллее", сделали рентген и выяснили, что эта картина и есть пропавший "Римский парк". Бродский закрасил статуи, перерисовал публику и вот - новая картина, без налета буржуазности. Но красота картины от этого не изменилась: уникальная манера художника изображать тени в пространстве удивительна в своем исполнении.

«Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме» кисти неизвестного художника.


В запасниках Третьяковки был найден «Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме», где она изображена еще в возрасте цесаревны. Это полотно кисти неизвестного художника примечательно он тем, что нарисовано на совершенно несвойственном для русской живописи того времени - тонком холсте, сквозь которое масло и лак просочились и образовали на обороте зеркальный портрет.

Авангардист и реалист Иван Клюн (Клюнков)

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219418650.jpg" alt="«Девушка с бубном». (1853).Государственная Третьяковская галерея. Автор: Н.М. Козаков." title="«Девушка с бубном». (1853).Государственная Третьяковская галерея.

История живописи интересна не только загадками своего создания, но и такими явлениями как . Интереснейшую подборку таких полотен можно посмотреть