От чего умерла жена григория мелехова. «Григорий Мелехов» был расстрелян

Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Тест по произведению

(446 слов)

Главным героем романа М.А. Шолохова является донской казак Григорий Мелехов. Мы видим, как драматично развивается судьба Григория на одной из самых противоречивых и кровавых страниц нашей истории.

Но роман берёт своё начало задолго до этих событий. Сначала нас знакомят с бытом и нравами казаков. В это мирное время Григорий живёт спокойной жизнью, ни о чём не заботясь. Однако тогда же случается первый душевный перелом героя, когда после бурного романа с Аксиньей Гришка осознаёт важность семьи и возвращается к своей жене Наталье. Чуть позже начинается Первая мировая война, в которой Григорий принимает активное участие, получив множество наград. Но сам Мелехов разочаровывается в войне, на которой он увидел лишь грязь, кровь и смерть, вместе с этим приходит и разочарование в императорской власти, которая отправляет на смерть тысячи людей. В связи с этим главный герой попадает под влияние идей коммунизма, и уже в семнадцатом году встаёт на сторону большевиков, веря, что они смогут построить новое справедливое общество.

Однако почти сразу же, когда красный командир Подтелков устраивает кровавую расправу над пленными белогвардейцами, приходит разочарование. Для Григория это становится страшным ударом, по его мнению, нельзя бороться за лучшее будущее, при этом творя жестокость и несправедливость. Врождённое чувство справедливости отталкивает Мелехова от большевиков. Вернувшись домой, он хочет заниматься семьёй и хозяйством. Но жизнь не даёт ему этого шанса. Его родной хутор поддерживает белое движение, и Мелехов следует за ними. Гибель брата от рук красных только подогревает ненависть героя. Но когда сдавшийся отряд Подтелкова безжалостно истребляют, Григорий не может принять такого хладнокровного уничтожения ближнего.

Вскоре недовольные белогвардейцами казаки, в числе которых был и Григорий, дезертируют и пропускают красноармейцев через свои позиции. Уставший от войны и убийств герой надеется, что его оставят в покое. Однако красноармейцы начинаю творить разбой и убийства, и герой, чтобы защитить свой дом и семью, присоединяется к восстанию сепаратистов. Именно в этот период Мелехов сражается наиболее рьяно и не мучает себя сомнениями. Его поддерживает осознание того, что он защищает своих близких. Когда донские сепаратисты объединяются с белым движением, Григорий вновь испытывает разочарование.

В финале Мелехов окончательно переходит на сторону красных. Надеясь заслужить прощение и шанс вернуться домой, он сражается, не жалея себя. За время войны он потерял брата, жену, отца и мать. Всё, что у него осталось — это дети, и он хочет лишь вернуться к ним, чтобы забыть о борьбе и никогда не брать в руки оружие. К сожалению, это невозможно. Для окружающих Мелехов — предатель. Подозрительность оборачивается откровенной враждебностью, а вскоре советская власть начинает настоящую охоту за Григорием. Во время бегства гибнет всё ещё любимая им Аксинья. Проскитавшись по степи, главный герой, постаревший и поседевший, окончательно падает духом и возвращается в родной хутор. Он смирился, но желает, возможно, в последний раз увидеть сына, прежде чем принять свою печальную участь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ИСТОРИЯ СЕМЬИ МЕЛЕХОВЫХ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАКЛИЗМОВ ЭПОХИ

Одна из главных тем романа-эпопеи «Тихий Дон» – семья, простой, «частный» человек в водовороте истории. Впервые в русской литературе в центре большого произведения оказались не представители высших сословий и интеллигенции, а простые люди из народа. Солдаты и землепашцы. Для русского читателя стало почти аксиомой (этому учила литература), что глубина переживаний и сила страстей является привилегией натур избранных, интеллигентных, обладающих тонкой организацией психики, высокой культурой. Шолохов же продемонстрировал, что и людям от земли присущи могучие страсти, что и они трепетно воспринимают земные радости и по-настоящему страдают. Шолохов подробно описывает быт и нравы казаков, их устоявшуюся патриархальную нравственность, конечно, не лишенную и пережитков.

В этой патриархальной системе ценностей основное – товарищество, дружба, взаимопомощь, почитание старших, забота о детях, честность и бесхитростность, благообразие в быту, добропорядочность, отвращение ко лжи, двуличию, лицемерию, наглости и насилию.

Подлинным примером для подражания могут служить дед Гришака Коршунов и дед Максим Богатырев. Первый побывал в турецкой компании, второй – еще в кавказской. Сидя за свадебным столом, они вспоминают годы своей молодости. Однако деда Максима гложет раскаяние: когда-то давно с однополчанином отобрали они ковер: «До этого сроду не брал чужого… бывало, займем черкесский аул, в саклях имение, а я не завидую… Чужое сиречь от нечистого… А тут поди ж ты… Влез в глаза ковер… с махрами… Вот, думаю, попона коню будет…»

А дед Гришака вспоминает, как взял в бою турецкого офицера в плен: «Стрельнул и не попал. Тут придавил я коня, догоняю его. Хотел срубить, а посля раздумал. Человек ить…»
Или еще более показательный пример. Бывалый воин, участник турецкой кампании, у которого в курене ночуют казаки, держащие путь на фронт, говорит им: « – Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить – надо человечью правду блюсть.
– Какую? – спросил Степан Астахов, лежавший с краю…
– А вот какую: чужого на войне не бери – раз. Женщин упаси бог трогать…
Казаки заворочались, заговорили все сразу… Дед сурово наставил глаза, ответил всем сразу:
– Женщин никак нельзя трогать. Вовсе никак! Не утерпишь – голову потеряешь али рану получишь, посля спохватишься, да поздно».

Самой же главной ценностью, оплотом патриархальной нравственности, воспитавшей в людях их лучшие качества, была семья. Ярким примером такой семьи является семья Мелеховых. Во главе ее стоит Пантелей Прокофьевич, крутой и своенравный человек, но за ним и большая правота, поскольку он охраняет покой и благосостояние близких. Не по самодурству пытается Пантелей Прокофьевич уломать Григория, когда тот стал встречаться с Аксиньей, а потому что по-своему беспокоится за будущее сына и семьи соседей Астаховых. После женитьбы сына следовало оградить от страданий Наталью и детей. Эти же чувства испытывает мудрая, сильная духом Ильинична, также являющаяся хранительницей домашнего очага.

Совершенно прав Пантелей Прокофьевич, когда галопом примчался разнимать не на шутку повздоривших сыновей. Дело не в арапнике, который он держит в руке с целью якобы наказать виновных (этого как раз и не случилось), а в том, что есть глава семьи, отец, следящий за порядком, не дающий распускаться домашним.

Трудно возразить Ильиничне и Пантелею Прокофьевичу, когда они следят за тем, чтоб Наталья и Дарья – жены сыновей – несли равный труд по хозяйству.

Говоря о семье Мелеховых, Шолохов ведет речь о народной нравственности, о разумном и человеческом в ней. Писатель за крепкую семью, в которой есть и мир, и согласие, и порядок.

Этот мир первым нарушает Григорий, бросив законную жену и уйдя с Аксиньей в Ягодное, в имение пана Листницкого. Поступок Григория служит как бы провозвестником грядущих трагических событий.

И они не заставили себя ждать. Грянули первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, гражданская война. С началом катаклизмов, потрясений началось постепенное выжигание, которое привело к гибели большинства Мелеховых. Уцелели лишь Дуняшка, Григорий и его сын. Да и Григорий возвращается в родной хутор до амнистии, на верную смерть.

Как трагическое, переломное время воздействовало на семью, обусловив крушение веками сложившихся устоев, особенно наглядно видно на примере образа Пантелея Прокофьевича.
В начале произведения мы видим Пантелея Прокофьевича полновластным хозяином в своем доме. Еще с молоком матери впитал он в себя патриархальные устои и стоит на страже их. Не гнушается он поднять руку на домашних, чтобы охладить их пыл.

Однако в контексте того времени это входило в его обязанности, считалось долгом перед детьми. В Библии сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его», «наказывай сына своего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей».

В то же время это очень трудолюбивый человек, хозяйственный, в курене которого царит достаток.

Весь смысл жизни Пантелея Прокофьевича заключен в семье. Он безмерно гордится сыновьями, дослужившимися до офицерских чинов. Любит похвастаться их успехами. Например, приехавшего в отпуск Григория он везет со станции через весь хутор, минуя свой проулок. «Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья. Что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай глядят и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается!» – откровенничает Пантелей Прокофьевич.

Отдельные исследователи, в частности, Якименко, осуждает Пантелея Пракофьевича за эту черту, но, думается, напрасно. Разве плохо, когда отец гордится своими детьми, радуется их успехам как своим?

Но вот начинается гражданская война. То одна, то другая сторона одерживает верх. Меняются власти. Не однажды приходится Пантелею Прокофьевичу бросать свой дом, спасаться бегством. И, возвращаясь, видит он все большие разрушения и опустошения.

Поначалу Пантелей Прокофьевич пытается что-то чинить, восстанавливать. Но далеко не все можно было уже восстановить. И скуповатый Пантелей Прокофьевич, ранее приучавший семью беречь каждую спичку, обходиться вечером без лампы (так как «керосин дорогой»), теперь, словно защищаясь от тяжелых потерь и разрухи, махнул на все рукой. Он пытается хотя бы в своих глазах обесценить нажитое с таким трудом. Все чаще в его речах звучит смешное и жалкое утешение: «Он и поросенок-то был так, одно горе…», «он и амбар-то был…» Шолохов пишет: «Все, чего лишался старик, по его словам было никуда не годное. Такая уж у него повелась привычка утешать себя».

Но имущественные утраты были лишь частью беды. На глазах Пантелея Прокофьевича разрушалась крепкая, дружная семья. Как ни пытался, не мог Пантелей Прокофьевич сохранить в доме старинный порядок.

Первой от семьи откололась Дуняшка. В своей любви к Михаилу Кошевому – убийце брата – Дуняшка пошла против всей семьи. Чуждается стариков и Наталья, остро переживавшая новое сближение Григория и Аксиньи. Дарья после смерти Петра норовила под любым предлогом уехать из дому, чтобы погулять на воле. Пантелей Прокофьевич, видя весь этот разлад и сумятицу в семье, ничего не мог поделать. Кругом рушилось все привычное, устоявшееся, и его власть хозяина, старшего, отца развеялась как дым.

Разительно меняется характер Пантелея Прокофьевича. Все еще покрикивает он на домашних, но хорошо знает, что нет уже у него ни прежней силы, ни власти. Постоянно пререкается с ним Дарья, не слушается Дуняшка, Ильинична и та все чаще перечит своему старику. Его тяжелая вспыльчивость, повергавшая некогда в страх и смятение весь дом, теперь не представляет серьезной опасности для окружающих и поэтому нередко вызывает смех.
Со временем что-то жалкое и суетливое появляется в облике Пантелея Прокофьевича. Наигранной бодростью, хвастливостью он словно пытается защититься от беспощадных ударов судьбы.

А жизнь не щадила ни его, ни других Мелеховых. За короткий промежуток времени погибают Петр и Наталья, которая не вынесла измены Григория, не захотела родить от него и после аборта умерла от потери крови. Хоронясь от близких, Пантелей Прокофьевич горько оплакивал эту смерть, потому что любил Наталью, как родную дочь. Не прошло и месяца, как вновь запахло «ладаном» в доме Мелеховых. Утопилась Дарья, не захотевшая жить с «дурной болезнью».

С ужасом думает Пантелей Прокофьевич об опасности, которой подвергается жизнь Григория на фронте. На долю старика выпало столько горя и утрат, что больше их сносить он уже не мог.
Это новое состояние Пантелея Прокофьевича Шолохов выражает в том чувстве загнанности, страха перед несчастьями, которое не покидало старика. Он стал бояться всего. Он бежит из хутора, когда привозят туда убитых казаков. «За один год смерть сразила столько родных и знакомых, что при одной мысли о них на душе его становилось тяжко и весь мир тускнел и словно одевался какой-то черной пеленой».

В размышлениях, переживаниях Пантелея Прокофьевича начинает звучать чувство приближающейся смерти. В осеннем лесу все напоминает Пантелею Прокофьевичу о смерти: «и падающий лист, и с криком пролетающие в голубом небе станицы гуси, и мертвенно полегшая трава…» Когда рыли могилу Дарье, Пантелей Прокофьевич выбрал место и для себя. Но довелось ему умереть вдали от родных мест. После очередного наступления Красной Армии Пантелей Прокофьевич пустился в бега. Заболев тифом, он умер на Кубани. В чужой земле похоронили его Григорий Мелехов и Прохор Зыков – ординарец Мелехова.

М. А. Шолохов в своем романе "Тихий Дон" поэтизирует жизнь народа, глубоко анализирует ее уклад, а также истоки ее кризиса, который во многом отразился на судьбах главных героев произведения. Автор подчеркивает, что народ играет ключевую роль в истории. Именно он, по мнению Шолохова, является ее движущей силой. Безусловно, главным героем произведения Шолохова является один из представителей народа - Григорий Мелехов. Прототип его, как считается, - Харлампий Ермаков, донской казак (на фото ниже). Он воевал в Гражданской и в Первой мировой войне.

Григорий Мелехов, характеристика которого нас интересует, - малограмотный, простой казак, однако личность его многогранна и сложна. Лучшими чертами, которые присущи народу, наделил его автор.

в начале произведения

Шолохов в самом начале своего произведения рассказывает историю семьи Мелеховых. Казак Прокофий, предок Григория, возвращается домой с турецкой кампании. Он привозит с собой турчанку, которая становится его женой. С этого события начинается новая история рода Мелеховых. Характер Григория закладывается уже в ней. Этот персонаж не случайно схож внешне с другими мужчинами своего рода. Автор отмечает, что он "в отца": выше Петра на полголовы, хоть и моложе его на 6 лет. У него такой же "вислый коршунячий нос", как и у Пантелея Прокофьевича. Григорий Мелехов так же сутулится, как и его отец. У обоих даже в улыбке было нечто общее, "звероватое". Продолжателем рода Мелеховых является именно он, а не Петр, его старший брат.

Связь с природой

Григорий с первых же страниц изображен в повседневных занятиях, характерных для жизни крестьян. Как и все они, он водит на водопой коней, занимается рыбалкой, ходит на игрища, влюбляется, участвует в общем крестьянском труде. Характер этого героя ярко раскрывается в сцене лугового покоса. В ней Григорий Мелехов обнаруживает сочувствие чужой боли, любовь ко всему живому. Ему жаль утенка, порезанного нечаянно косой. На него Григорий смотрит, как отмечает автор, с "чувством острой жалости". Этот герой хорошо чувствует природу, с которой он кровно связан.

Как раскрывается характер героя в личной жизни?

Григория можно назвать человеком решительных действий и поступков, сильных страстей. Об этом красноречиво говорят многочисленные эпизоды с Аксиньей. Несмотря на наветы отца, в полночь, во время сенокоса, он все же отправляется к этой девушке. Пантелей Прокофьевич жестоко наказывает своего сына. Однако, не побоявшись отцовских угроз, Григорий все равно снова отправляется к своей возлюбленной ночью и возвращается лишь с зарей. Уже здесь в его характере проявляется желание дойти во всем до конца. Женитьба на женщине, которую он не любит, не смогла заставить этого героя отказаться от самого себя, от искреннего, естественного чувства. Он только немного успокоил Пантелея Прокофьевича, который взывает к нему: "Не страми отца!" Но не более того. Этот герой обладает способностью страстно любить, а также не терпит никаких насмешек над собой. Он не прощает шутки над своим чувством даже Петру и хватается за вилы. Григорий всегда искренен и честен. Он прямо говорит Наталье, своей супруге, что не любит ее.

Как повлияла жизнь у Листницких на Григория?

Сначала он не соглашается сбежать с хутора с Аксиньей. Однако невозможность подчинения и врожденное упрямство в итоге заставляют его покинуть родное хозяйство, уйти в имение к Листницким со своей возлюбленной. Григорий становится конюхом. Однако вовсе не по нему жизнь в отрыве от родительского дома. Автор отмечает, что его испортила легкая сытая жизнь. Главный герой растолстел, обленился, начал выглядеть старше своих лет.

В романе "Тихий Дон" обладает огромной внутренней силой. Сцена избиения этим героем Листницкого-младшего является ярким свидетельством этого. Григорий, невзирая на положение, которое занимает Листницкий, не желает прощать нанесенной им обиды. Он бьет его кнутом по рукам и лицу, не давая опомниться. Мелехов не страшится наказания, которое последует за этот поступок. И с Аксиньей он обходится сурово: уходя, даже ни разу не оглядывается.

Чувство собственного достоинства, которое присуще герою

Дополняя образ Григория Мелехова, отметим, что в характере его - ярко выраженное Именно в нем заключается его сила, которая способна воздействовать на других людей, независимо от положения и чина. Безусловно, в поединке на водопое с вахмистром побеждает Григорий, который не позволил ударить себя старшему по чину.

Этот герой способен вступиться не только за собственное достоинство, но также и за чужое. Именно он оказывается единственным защитившим Франю - девушку, над которой казаки надругались. Оказавшись в этой ситуации бессильным против совершаемого зла, Григорий в первый раз за долгое время едва не заплакал.

Смелость Григория в бою

События Первой мировой войны отразились на судьбах многих людей, в том числе и этого героя. Вихрем исторических событий был захвачен Григорий Мелехов. Судьба его - отражение судеб множества людей, представителей простого русского народа. Как истинный казак Григорий полностью отдается бою. Он смел и решителен. Григорий легко побеждает трех немцев и забирает их в плен, ловко отбивает вражескую батарею, а также спасает офицера. Медали и полученное им офицерское звание - вот свидетельства мужества этого героя.

Убийство человека, противоречащее природе Григория

Григорий великодушен. Он помогает в бою даже Степану Астахову, своему сопернику, который мечтает убить его. Мелехов показан умелым, мужественным воином. Однако убийство все-таки коренным образом противоречит гуманной природе Григория, его жизненным ценностям. Он признается Петру, что убил человека и через него "хворает душой".

Изменение мировоззрения под влиянием других людей

Довольно быстро Григорий Мелехов начинает испытывать разочарование и неимоверную усталость. Сначала он бесстрашно сражается, не задумываясь о том, что проливает в боях и свою, и чужую кровь. Однако жизнь и война сталкивают Григория со многими людьми, которые имеют совершенно иные взгляды на мир и события, происходящие в нем. После общения с ними Мелехов начинает задумываться о войне, а также о жизни, которой он живет. Истина, которую несет Чубатый, заключается в том, что человека нужно рубить смело. Этот герой легко говорит о смерти, о праве и возможности лишать других жизни. Внимательно слушает его Григорий и понимает, что для него чужда, неприемлема столь бесчеловечная позиция. Гаранжа - герой, который посеял семена сомнения в душу Григория. Он вдруг усомнился в ценностях, считавшихся прежде незыблемыми, таких как воинский казачий долг и царь, который "нам на шею". Гаранжа заставляет о многом задуматься главного героя. Начинаются духовные искания Григория Мелехова. Именно эти сомнения становятся началом трагического пути Мелехова к истине. Он отчаянно пытается найти смысл и правду жизни. Трагедия Григория Мелехова разворачивается в непростое в истории нашей страны время.

Безусловно, характер Григория поистине народный. Трагическая судьба Григория Мелехова, описанная автором, и сегодня вызывает сочувствие множества читателей "Тихого Дона". Шолохову (портрет его представлен выше) удалось создать яркий, сильный, сложный и правдивый характер русского казака Григория Мелехова.