Картина неравный брак год написания. «Неравный брак»: какую тайну хранит скандальная картина Василия Пукирева

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Это высказывание по праву можно отнести и к Наталье Ковалевской. Она заботливая и любящая мать, и жена, хорошая хозяйка, блюдами которой наслаждаются семья и гости. Молодая женщина преподает английский и украинский языки в одном из киевских вузов, и пользуется уважением коллег и студентов. А также удивляет своих друзей и знакомых массой необычных увлечений.

Наталья много читает и увлекается психологией, с детства пишет стихи. Окончила музыкальную школу, в которой училась играть на баяне, что большая редкость среди девочек. Умеет вышивать и вязать, занималась петрекивской росписью. А еще среди ее увлечений мыловарение, декупаж (decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать», техника декупажа - техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов) и пэчворк (patchwork- изготовление изделий из лоскутов).
Ее изделиями украшен дом. Что-то она дарит близким. Год назад подарила подруге картину на новоселье, вышитую крестиком. Ей приятно, когда люди не прячут ее подарки на полку, а вешают на стену или используют по назначению (мыло, декупаж).
Связать Наталья может практически все: платья, сарафаны, костюмы, кофты, жилеты, свитера, пинетки. Последнее ее изобретение – «котошарф» для шестилетней дочери Катюши. С лапами, хвостом, мордочкой, глазками. Для себя женщина планирует связать шаль - символ дома и уюта.
Несмотря на удачную карьеру (она всегда мечтала быть преподавателем вуза), Наташа все же считает себя домашним человеком, а семью самым большим своим достижением, своей «диссертацией». Супермаркеты изобилуют всевозможной выпечкой, но что может быть вкуснее домашнего хлеба, испеченного в хлебопечке. Ведь в него можно добавить любые ингредиенты, все, что душе (а точнее желудку) угодно: семечки, изюм, цедру, орехи. В магазинах разнообразие мыла, но однажды услышав на площадке от мамаши «а мы мыло варим», подумала: «а мы почему нет?». И ей этот процесс очень понравился. Его можно делать как из специальной основы, так и из детского мыла. А добавлять все, что придумают - кофе, корицу, мяту или другие травки. Красители только натуральные - сок моркови, свеклы.
Как же она умудряется все это совмещать?
- Я не умею лениться, отдыхать, - делится своим секретом рукодельница. – Точнее вся эта работа и есть отдых. Я могу варить борщ, тушить голубцы и при этом делать пару стежков в своем вышивании. И когда кто-то говорит: «у меня нет на увлечения времени, я устаю» - для меня это означает только одно - я не хочу.
Дочке на все праздники Наталья делает наряды сама. Вместе они принимают активное участие в изготовлении поделок на различные конкурсы в детском саду. Это букеты роз из кленовых листьев, зоопарк из овощей. На новый год они вместе сделали несколько елок из различных материалов. Из конфет детям понравилась больше всего. Когда лакомство достали из фантиков и съели, получилась елка из бумажек. Они умеют делать поделки из домашнего мусора - пробок, бутылок, коробок. Главное желание и немного фантазии.
В настоящее время самым популярным материалом для декупажа стали трехслойные салфетки. Их Наталья покупает, либо уносит домой из гостей. Казалось бы, что можно украсить бумажными салфетками? На самом же деле даже самая невзрачная вещица становится настоящим произведением искусства. Вы можете украсить при помощи этой техники вазы, цветочные горшки, посуду, свечи и даже мебель.
Для этого необходимо разделить салфетку на слои и использовать только самый верхний, красочный. Вырезав рисунок, его накладывают на изделие, тщательно покрывают клеем так, чтобы рисунок полностью пропитался. Надо тщательно разгладить картинку, чтобы под ней не образовывались пузырьки воздуха. Когда высохнет, все покрывается лаком.
- Моя Катя активная участница в этом процессе,- рассказывает мастерица. - Для ребенка самое интересное - просушка феном. Можно сушить при комнатной температуре, но тогда же ждать надо!
По словам Натальи от всего этого быт перестает быть скучным, и ты летишь домой готовить, убирать, творить, любить. А еще женщина верит в арт - терапию, потому что на себе лично испытала ее лечебный эффект.

«Я свяжу тебе жизнь и потом от души подарю…»

Я абсолютно счастливый человек. У меня есть все и я благодарна богу за это. Я благодарна мужу, без него я бы не справилась, - говорит Наталья Ковалевская.
Ей было 20 лет, когда в их дом пришло несчастье. Женщина не хочет вслух произносить название этой болезни. Просто однажды утром молодая, полная сил и надежд женщина, не смогла встать с постели. Она не чувствовала ног и левую руку. Сильно болела голова.
Месяц неизвестности. Самый сложный, потому, что доктора не знали, что делать. Консилиумы, консультации, доценты, профессора. Что такое учиться всему, когда ты уже все умел? Боль и отчаяние, мамины слезы и сжатые губы Владимира (мужа Наташи), который прошел с любимой через это, уверенно поддерживая за руку все 12 лет их совместной жизни, ни разу не усомнившись в своем решении.
- Я спросила у него, что он тогда думал, - откровенничает женщина, - он ответил, что помнил о том, как бы им всем ни было тяжело, мне было хуже. Мой муж не романтик, он не умеет говорить красиво и петь серенады. Но он умеет гораздо больше - он знает, что такое любить.
Перед выпиской из больницы врач посоветовала девушке как-то тренировать руку, хоть одну. Рука и мозг за собой поведет. Наташа прислушалась к ее словам.
Это было первое большое изделие - свитер мужу. Владимир высокий, вязать на него нужно большое полотно. И она вязала, петелька за петелькой. Очень долго и не очень умело, но уверенно и настойчиво.
Наталье нравится стихотворение
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы –
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.

Она вязала, а муж хвалил. Наталья вязала свою новую жизнь. Начала работать над собой.
Сегодня врачи говорят, что ей повезло, что так почти никогда не бывает. Да, повезло, но она в свою очередь сделала все возможное, что было в ее силах, чтобы это произошло.
- Моя тетя, увидев меня на коньках (а ходить я тогда могла только с чужой помощью), воскликнула - ты же ненормальная! Да, я такая, но в хорошем смысле слова, - улыбается Наташа.
Когда все были против рождения ребенка, она молча писала заявление о том, что предупреждена о своей возможной кончине и берет ответственность на себя. Никто не верил. А женщина думала, зачем она столько умеет и знает, если некому это рассказать? Когда родилась дочка, ей захотелось творить.
- Кто-то из великих сказал: «жизнь так быстро уходит от нас, как будто ей с нами неинтересно», - цитирует Наталья. - Вот я и хочу сделать свою жизнь ярче и интересней, хочу, чтобы она задержалась.

"Я свяжу тебе жизнь" - три стихотворения.

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы -
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою.

ОСТАЛЬНЫЕ МОИ СТИХОТВОРЕНИЯ ЭТОГО ПЕРИОДА - ВОТ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ

Честное слово, и не собиралась выносить в жж это свое творение, пока мне его не зацитнули, сказав, что нашли в инете. Ну, я туда, а там... Мамочка родная! Утащили его все, кто только были в состоянии, - и девицы, и родительницы, и те, кто жаждет знакомств, даже какой-то форум по вязанию, какие-то разнородные сборники стихотворений о любви... ШЕСТЬДЕСЯТ с лишним одних СТРАНИЦ ссылок с цитатами из него, родного моего стишка, опубликованного, между прочим, в далеком 2002 году.
И половина ссылок на полном серьезе утверждает, что МОЙ стиш написал некий иеродьякон Димитрий, которого и в живых-то нет уже давно... Или некая Яна... Или некий вьюнош является автором... Господи...
СТИШКОВ У МЕНЯ ЕЩЕ НИКТО НИКОГДА НЕ КРАЛ..
(маленькая диверсия в сторону фразы, написанной выше большими буквами - уважаемые добрые люди, эта фраза не относится к тем, кто запостил стиш без указания автора по уважительным причинам, эта фраза относится исключительно к тем немногим, которые посчитали, что имеют право на полном серьезе выдать этот текст за свой и к тем, кто, не имея веских доказательств, требует у неподписавших автора вписать - имя человека, не имеющего к этому тексту никакого отношения)

P.S. Я честно обошла всех жжшников до шестидесятой страницы, кто повесил мой стиш у себя, честно поблагодарила тех, кто указал, что этот стиш им не принадлежит, некоторых попросила не стесняться и указывать авторство, кое-где представилась автором... Но СКОЛЬКО осталось - за пределами жж... А в форумы и сообщества я не ходок... Но хоть что-то лучше, чем совсем ничего, да?
P.P.S. Уважаемые все те, кто моей просьбе - внял и исправил. Спасибо. Если кто из вас на форумы ходок - буду признательна, если заступитесь за стиш.
P.P.P.S. Поскольку я не имею возможности - отвечать - каждому, хочу пожелать удачи и здоровья всем, кто добрался до этой строчки))

Я найду для тебя самый яркий рассвет
Его
свежесть возьму, удивительный цвет.
…Я свяжу тебе
жизнь с этой ниткой зари,
и вплету туда нежность и
ласку любви.

Я свяжу тебе жизнь...


Из нити,
пушистой и теплой.
Из лета,
Зимы красивой,
Из света звезды далекой.

Я свяжу теплый шарф для тебя
Из любви,
страстной неги и ласки
До конца буду жить любя,
Как в чудесной и чистой сказке.

Я свяжу тебе жизнь, мой милый,
Из тепла от ночных свечей,
А спустя много лет у камина,
Прикоснусь к седине твоей.

Пусть морщинки,
как тонкая шаль,
Наши лица с годами украсят,
Но ничуть мне, ничуть не жаль:
Все что было и будет - прекрасно!

И пусть сердце от счастья сожмётся
Тихо, в трепете прожитых лет
Ты, как прежде мне улыбнешься,
Попросив у меня ответ:

"Где же нить я такую нашла?
Как смогла пронести через годы?
Через годы любви и тепла?
Через годы плохой погоды?"

Ну, а я как и прежде любя,
В глаза карие посмотрю:

«Чтобы жизнь связать для тебя
Я тайком
распускала
свою…»

Иллюстрация: Francoise Duparc (1726-78) Woman Knitting,

Русский художник Василий Владимирович Пукирев (1832-1890) и жанровая живопись.

Он вошел в историю как художник одной картины

Василий Пукирев "Неравный брак", 1862 Холст, масло. 173×136,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее Академия наградила его званием профессора.

Предыстория

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против ее воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

Видео из Третьяковской галереи.

Работа над картиной

Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст.

Описание

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображен стариком в хорошем костюме, опирающимся правой рукой на трость, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.
В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.
Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.
Среди гостей выделяется фигура шафера, изображенного у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак обрекающий героя на страдание.
Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы - группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо - сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Прототипы картины

Версия Николая Варенцова

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов[комм. 1] был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову[комм. 2], но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причем, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трех святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.
Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.
Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблен в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать ее замуж за Андрея Александровича Корзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение свое на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.
— Н. А. Варенцов. «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое»
Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещенными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой».

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»

Картина Пукирева «В мастерской художника». На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор

Андрей Александрович Карзинкин - московский купец и меценат.

Фотография конца XIX века. Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.1860-е годы

Версия Грибкова и Мудрогеля

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:
Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновникживое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.
— В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»
Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Просковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича.
На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких еще не было».

Голова старика.
Этюд для картины «Неравный брак».
На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Цицiанова».

Портрет А. М. Полоторацкого работы Пукирева. 1861 год

Пётр Михайлович Шмельков (1819—1890)

Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Последствия

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспанируется в Третьяковской галерии.
На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налет сентиментализма и мелодраматичности, снижающее ее художественное значение.
В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Прием приданного по росписи» и «Прерванное венчание».
В. Пукирев. Прерванное венчание.

Картина Пукирева «Двоеженец» или «Прерванное венчание». 1877 год

Картина Пукирева «Прием приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

В оформлении обложки альбома «Клубника со льдом» группы «Крематория» использована картина Василия Пукирева «Неравный брак». Картину создатели оформления дополнили фигурой в белом халате.

, масло .173×136,5см

Государственная Третьяковская галерея , Москва %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B><]<)+}"> %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82<=>%5B>https:%E2%95%B1%E2%95%B1commons.wikimedia.org%E2%95%B1wiki%E2%95%B1Category:Arranged_marriage_(Pukirev)" title="commons:Category:Arranged marriage (Pukirev)<]<)+}">Изображения на Викискладе

Предыстория

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А.Н.Островского «Бедность не порок », а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

Работа над картиной

Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст.

Описание

На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.

Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.

Среди гостей выделяется фигура шафера , изображённого у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак, обрекающий героя на страдание.

Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы- группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо- сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Прототипы картины

Версия Николая Варенцова

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову , но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего , на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина . Причём, по свидетельству Н.П.Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках , в качестве шафера. Н.А.Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова- Николаем.

Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.

Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню- дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.

Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками,- Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П.М.Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак» Картина Пукирева «В мастерской художника».
На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор
Андрей Александрович Карзинкин .
Фотография конца XIX века.
Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.
1860-е годы

Версия Грибкова и Мудрогеля

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н.А.Мудрогелем , на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:

Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных дней, он (С.И.Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник- живое лицо. Невеста рядом с ним- портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками- это сам В.В.Пукирев, как живой.

В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове. а Н.П.Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда- от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица,- от Цицианова, венчик седых волос- от повара Владимира Ивановича.

На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков , по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было».