«Художественная культура мусульманского Востока. Презентация к уроку по МХК (10 класс) на тему: Художественная культура исламских стран

«Культура ислама» - Придворный поэт Ибн - Зумрук. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Какие течения выделились в исламе? Соборная мечеть в Кордове. Арабский халифат. Первый руководитель – Мухаммед. Архитектура ислама. Мусульманский Восток. Практические обрядовые заповеди ислама. Альгамбра.

«Мусульманская культура» - Фатализм. 5. Конфуцианская цивилизация Китая. Основные направления: Получайте точное расписание намазов Вашего города себе на телефон! 5. Индия: традиции и новации. http://www.e-samarkand.narod.ru/. Обсерватория Улугбека. Сикхи на празднике вкушают амриту. Парсы – огнепоклонники в Бомбее. Ислам.

«Терроризм и ислам» - Ислам – религия терроризма? Запрещается: Воистину, Аллах любит беспристрастных [Сура 9, стих 9]; Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный [Сура 22, стих 39,40]. - «подвиг», «усилие», «стремление». во время войны определены строгие правила поведения против нападающих. Борьба против собственных страстей и недостатков,

«Человек в исламе» - Торговый караван. Шариат – правила поведения Кади – знатоки Корана. Племена бедуинов: Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. Бедуины – кочевые арабы. Арабский мир. Мухаммед – основатель ислама. Образовалось огромное арабское государство – Арабский Халифат, столица Дамаск. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяц рамадан произошло важное событие.

«Художественная культура ислама» - Как напоит тебя сосуд, тобой разбитый в черепки? Дни свои влачить без друга - наигоршая из бед. Слово, идущее от сердца, проникает в сердце. Художественная культура ислама. Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви. Омар Хайям. Жалости душа достойна, у которой друга нет. Влюбленный слеп. Архитектура ислама.

«Арабо-мусульманская культура» - Мусульманское право. Фальсафа (философия). 14. Географическое положение помогало развитию торговли. Минарет Бухаре (Узбекистан) Высота 48 метров Возведен в 1127 г. Первым муаззином, призывавшем к молитве, стал бывший раб, эфиоп Билал. Здесь особо почитался АЛЛАХ. 4.4. «Год посольств». 7. Сунна. У крылатого скакуна был человеческий лик, блистающий в темноте.

Какое влияние оказал ислам на развитие архитектуры и изобразительного искусства мусульманских народов?

Охарактеризуйте разнообразие стилей мусульманской архитектуры средневековья. Перечислите названия знаменитых архитектурных памятников

Какое место в искусстве мусульманских народов занимает орнамент? Назовите его основные виды

Какую роль в художественной культуре играла поэзия? Каковы ее характерные черты?

В чем особенность поэзии Омара Хайяма? Почему его стихи и сегодня не потеряли своей притягательности?

Ислам в Башкортостане

Как проходило распространение ислама в Башкортостане, и как долго оно продолжалось? В чем состоят особенности этого процесса?

Какое влияние мусульманская религия оказала на развитие письменности и образования башкирского и татарского народов?

Как ислам повлиял на архитектуру, изобразительное искусство и литературу Башкортостана?

Какое место наряду с исламом в сознании и образе жизни башкир занимало язычество? Назовите конкретные примеры

Как развивались государственно-исламские отношения в Башкортостане с XVI по начало XXI века?

Темы сообщений

1) Книга М. Уотта «Влияние ислама на средневековую Европу»

2) Ислам и экономика

3) Шариат – закон жизни мусульманской общины

4) Мусульманский этикет

5) Жизнь и творчество великого ученого и поэта Омара Хайяма

Контрольные тесты

1. Заповедями, или столпами ислама, не являются…

а) пятикратная молитва

б) посещение мечети

г) паломничество в Мекку и Медину

д) война за веру

2. Арабеской является…

а) один из мусульманских праздников

б) тончайший орнамент в искусстве мусульманских стран

в) иноверец принявший ислам

г) культовая башня, с которой мусульманский священнослужитель призывает верующих на молитву

3. Рифмованными четверостишиями в арабской поэзии называются…

г) хадисы

4. Ибн Сина (Авиценна) был…

а) халифом, который покровительствовал науке и искусству

б) пророком

в) философом, врачом, поэтом и государственным деятелем

г) известным средневековым архитектором

5. Видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, получившими развитие в странах мусульманского Востока в средние века являются…

а) скульптура

б) портретная живопись

в) книжная миниатюра

г) каллиграфия

д) графика

е) орнамент

6. «Сунна» - это…

а) ритуал приема пищи

б) мусульманский праздник

в) мусульманский календарь

г) священное предание мусульман

7. Особенностью мусульманского искусства является…

а) единый для всех исламских государств стиль

б) запрет на изображение Бога и живых существ

в) признание человека центром Вселенной

г) аскетизм, простота, однообразие

8. Шариатом является…

а) жертвоприношение

б) религиозная секта

в) мусульманский суд

г) свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама

9. К характерным чертам исламского менталитета относится…

а) индивидуализм и рациональность

б) мистицизм и оккультизм

в) общинность и религиозность

г) аскетизм и фатализм

10. К основным типам мусульманской архитектуры относятся…

а) мечеть

б) медресе

в) пирамида

г) мавзолей

д) минарет

е) зиккурат

11.Характерной чертой арабо-исламской научной мысли является…

а) атеизм

б) мифологичность

в) энциклопедичность

г) антропоцентризм

12.Памятниками мусульманской архитектуры на территории Башкортостана являются…

а) мавзолей Хусейн-бека

б) поселение Аркаим

в) Первая соборная мечеть в Уфе

г) мавзолей Тадж-Махал

КУЛЬТУРА ЗАПАДА

Первое занятие

Античная культура и ее роль в становлении

Основ западной цивилизации

Назовите и охарактеризуйте систему ценностей античной культуры. Какой фактор оказался самым важным для ее развития?

В чем различия между культурами Древней Греции и Рима? Каковы особенности менталитета древних греков и римлян?

Назовите особенности древнегреческой религии и мифологии. Каково их место и роль в европейском искусстве?

Перечислите наиболее известные памятники культуры античного мира.

Какие ценности античности унаследовала индустриальная цивилизация Запада?

Приведите примеры освоения античного наследия в культуре России

Культура европейского средневековья. Христианство как духовная основа культуры

Когда появился термин «средние века»? Каковы хронологические рамки европейского средневековья?

Какие факторы определили своеобразие культуры средневековой Европы?

Назовите и охарактеризуйте основные догматы христианства и покажите их влияние на менталитет европейцев

Какова сущность нравственного учения христианства? Какая главная идея лежит в основе этого учения? Вспомните известные библейские истины, которые касаются человеческой нравственности

Какое влияние христианская религия оказала на менталитет и образ жизни европейцев? Как христианство и Римско-католическая церковь повлияли на развитие науки и образования?

Кратко охарактеризуйте первые общеевропейские художественные стили - романский и готический

Какое место занимает христианство в современной западной культуре?

8.3 Культура Возрождения (Ренессанса)

Что такое Возрождение? Назовите его характерные черты и ценности

Что привлекало деятелей Ренессанса в культуре античности?

Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеческой личности? Какие требования к ней предъявлялись?

Какова роль идеологии гуманизма в становлении и развитии современной западной цивилизации?

Назовите имена наиболее известных архитекторов, скульпторов и художников Итальянского Возрождения. Перечислите их знаменитые творения

Что такое Северное Возрождение? Назовите его основные центры. Каковы отличительные черты культуры Северного Возрождения?

Темы сообщений

1) Религия и мифология Древней Греции

2) Роль зрелища в античной культуре

3) Бытие и ментальность средневекового европейца

4) Титаны Возрождения: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи

Второе занятие

Реформация идеологическая база

Современной западной культуры

Дайте определение Реформации, кратко охарактеризуйте ее ход и итоги

Какие новые представления о церкви и мирской жизни выработал протестантизм? В чем состоит сущность протестантской трудовой этики?

Каково влияние протестантизма на культуру личности Нового времени?

Приведите доказательства в пользу того, что протестантизм способствовал утверждению индустриальной цивилизации Запада.

Просвещение как важнейший этап в развитии

Индустриальной цивилизации Запада

Что такое Просвещение? Назовите и охарактеризуйте его идеи и ценности. Перечислите имена наиболее известных просветителей.

Какое воздействие идеи Просвещения оказали на развитие науки и образования? Как они повлияли на художественную культуру Запада?

Какие фундаментальные принципы и ценности современной западной цивилизации утвердились благодаря идеям Просвещения?

8.3 Постиндустриальное (информационное) общество:

Тенденции изменения культуры

Что такое постиндустриальная (информационная) культура? Назовите ее черты.

Какие изменения наблюдаются в таких сферах постиндустриального общества, как производство и управление, наука и образование?

Какую роль в современном мире играет информация?

Как стандартизация, унификация быта и условий труда отражается на культуре?

Как изменяются мировоззрение и духовный мир человека?

Темы сообщений

2) М. Вебер о протестантской этике

3) Роль науки и техники в культуре ХХ – ХI вв

4) Постмодернизм в культуре XX – начала XXI в

5) Авангард и традиции в современной культуре

Контрольные тесты

1. Характерной чертой западного типа культуры является…

а) фатализм

б) рационализм

в) коллективизм

г) стремление к постоянству и стабильности

2. Исследовательская позиция, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры, называется…

а) европоцентризм

б) антропоцентризм

в) западничество

г) социоцентризм

3. Характерной чертой культуры античной Греции является…

а) элитарность

б) агональность

в) символизм

г) догматизм

4. Индульгенцией называется…

а) процесс реформирования католической церкви

б) религиозный обряд в католичестве

в) бумага, дарующая отпущение грехов

г) борьба против реформирования католической церкви

5. Библию с латыни на немецкий язык перевел…

а) Цвингли

б) Ж. Кальвин

в) М. Лютер

6. Представителями протестантизма являются…

а) люди, протестующие против церковной реформы

б) люди, протестующие против чего-либо

в) представители средневекового искусства

г) приверженцы ветви христианства

7. Учением деизма является…

а) учение о Божественном предопределении человеческой жизни

б) учение М. Лютера и Ж. Кальвина

в) направление в средневековой церковной живописи

г) учение о Боге, как о творце, после чего, он не вмешивается в земную жизнь

8. Доминирующая роль христианской церкви характерна для…

а) античной культуры

б) средневековой культуры

в) культуры эпохи Просвещения

г) культуры Ренессанса

9. Барокко - это…

а) течение в модернизме

б) архитектурное направление 20-х гг. ХХ в., разработавшее принципы постройки общественных зданий с помощью железобетонных конструкций, строго геометрических, упрощенных форм

в) основное стилевое направление в художественной культуре Европы конца ХV1-середины ХV111 вв., тяготеющее к торжественности, пышности и многообразию форм

10. Классицизм - это:

а) направление в художественной культуре начала ХХ в. противостоящее модернизму

б) стиль в живописи

в) направление в художественной культуре ХVII - начала X1Х в., обращенное к античному искусству как к эстетическому эталону

11. Художественное направление в культуре XIX века, связанное со стремлением осмыслить действительность во всей её полноте и разнообразии называют…

а) романтизмом

б) экспрессионизмом

в) реализмом

г) барокко

12. Для культуры постмодернизма характерны… (не менее двух вариантов)

а) отрицание традиционной культуры

б) эклектика, смешение и сосуществование всех жанров, стилей и направлений

в) отрицание массовой культуры

г) регулирование культурных процессов со стороны государства

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.


  • Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании.
  • Первый руководитель – Мухаммед.
  • Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны.
  • В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.

  • Ислам в переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э.
  • Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха.
  • Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»).
  • Последний и главный пророк, основатель – реальный человек – Мухаммед (570-632 г.г.).
  • В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в город Медина – город пророка.
  • С этого года начинаются мусульманские летописи.

  • Мухаммед принес людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения называются откровениями, все же прочие – преданиями.
  • Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда.
  • В содержании Корана выделяются суры (главы) и строки (стихи).
  • Никогда не иллюстрировался.
  • Содержание Корана: После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни.
  • Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.

  • Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз , омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.

Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента

Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.


Архитектурные памятники.

Здание для молитвы – мечеть (от араб. «масджид» - место поклонения).

  • Мечеть Омейя (687-691 гг.) в г. Иерусалиме

Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Ее называют «Купол скалы», мечеть Омара.



Минареты – башни, с которых муэдзин призывал верующих к молитве.

Минарет строился рядом с мечетью.

По форме были круглыми, квадратными, многогранными.

Медресе – мусульманские учебные заведения.


Художественное творчество арабского мира -

  • декоративно-прикладное искусство.

Техника орнамента абстрактные формы, яркие краски.

Сложное плетение линий и красок, которое воссоздавал художник на плоскости, - арабеска.


С середины VIII в. столица халифата – Багдад

  • Славился фантастической роскошью убранства дворца халифа и домов богатых людей.
  • Халифы заботились о развитии образования. По количеству публичных библиотек, доступных грамотным людям, Багдад превзошел императорский Рим.

Музыка

по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания.

Арабы высоко ценили музыкальную импровизацию (как вокальную, так и инструментальную).

Музыкальные инструменты

разнообразны (барабаны, бубны), уд

(предшественник европейской лютни) и смычковый ребаб.

Сочетание инструментальной музыки,

пения и танца у арабов не встречается.

Музыка создавалась на основе канонических правил – макама, определяющего ладовые и ритмические особенности композиций.


Мавританский стиль – искусство, созданное мастерами Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании.

Мавры (от греч. «темный») – северо–африканский народ, родственный арабам.

X век - образование халифата с центром в Кордове (следствие экспансии (распространение) этих народов в Южную Испанию).

В 785 г. - соборная мечеть в Кордове.

Ее особенность – 850 колонн, выполненных из розового и голубого мрамора, гранита, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.


Последний оплот исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират (конец X в.)

Альгамбра – архитектурный ансамбль: м иртовый двор дворца Комарес и Львиный дворик.


В развитие исламской средневековой художественной культуры внесли народы иранской группы

В VII-VIII в. сложился единый литературный язык – фарси.

Искусство Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии – отражение иранской (персидской) классической поэзии.

  • Родоначальник поэзии – Рудаки. По преданию сочинил около млн. стихов. Был певцом – импровизатором, пел свои стихи, аккомпанируя себе на струнном инструменте. Стихи полны горьких размышлений о несправедливости жизни, в следствии чего был изгнан (ослеплен).
  • Поэт Фирдоуси Абулькасиме сочинил поэму «Шахнаме» (вскрыл корни зла, ведущие страну к упадку). Три части: мифологическая, богатырская, историческая (о 28 правителях царской династии). Повторил судьбу Рудаки.

3) Ученый, астроном, создатель точного календаря, математик, самобытный поэт – Омар Хайям. Сочинения проникнуты духом вольнодумства, протестовал против ханжества, лицемерия. Идеал поэта – справедливость, свобода, радость жизни, честность. Единственной формой стихов у него были рубаи (четверостишия).

4) Поэт Саади - сборник притчей в стихах и прозе «Гулистан» («Цветущий сад»). Обличал ханжество, лицемерие, проповедовал вечные ценности.

5) Поэту Хафизу Шамседдину принесли газели – небольшие стихи о любви.

6) Поэт Низами Гянджеви - поэма «Лейли и Меджнун» (восточные «Ромео и Джульетта»).


Прикладное искусство мусульманских стран Среднего Востока

Изделия из стекла, металла, дерева, ткани, глины, оружие – высоко ценились на мировом рынке.

Парчу, атлас, бархат принято было дарить гостям и послам.

Более всего славился персидский ковер.

Книжная миниатюра мусульманского Востока

  • Соединение мастерства каллиграфа-переписчика и профессионального живописца.
  • Это самостоятельный вид искусства, в котором неразрывно связаны реальные события, вымысел и символика, декоративные образы и иллюстративные сюжеты.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;
  2. Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация ,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • книжная выставка по теме,
  • структурно-логическая схема по исламу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

  • назовите самую молодую религию мира (Ислам)
  • когда она появилась? (В VII в. н. э.)
  • где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
  • ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
  • главные центры ислама? (Мекка и Медина)
  • священная книга мусульман (Коран)
  • назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).
  • священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата) .

Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде

Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.

Лист №2

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Вопросы к тексту:

  1. Где проходила молитва у мусульман?
  2. Что мечеть представляет собой, как она выглядит?
  3. Как называется алтарная ниша?
  4. В какую сторону обращена алтарная ниша?
  5. Как оформлялся главный фасад с улицы?
  6. Чем дополнялась мечеть?
  7. Кто созывал на молитву?

5. Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужинах исламской архитектуры.

Выступления детей:

  • 4-й слайд: «Тадж - Махал» - Яковщенко Анастасия.
  • 5-й слайд: «Биби - ханым» - Серединская Анастасия.
  • 6-й слайд: «Кааба» - Кисметов Аман.

6. Релаксация.

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается посмотреть такой танец.

(Дети танцуют танец).

7. Работа по слайду 7:

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

(Ответы детей).

Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.

(Учитель читает стихотворение):

Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.

Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

8. Учитель: Ребята вы подготовили биографию Омара Хайяма. Давайте послушаем, кем же он был и заполним таблицу, которая так и называется «Биография Омара Хайяма» Откройте лист № 3.

Биография Омара Хайяма.

(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).

9. Работа по слайду 8:

Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю

Рубаи – философские сентеции. Слово «сентенции» имеет 2 значения.

  1. Изречение морального характера, нравоучение;
  2. Юридический приговор.

Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

10. Самостоятельная работа. Лист №4.

Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.

11. Работа по слайдам №9, №10, №11.

Чтение и анализ рубаи.

12. Итог урока.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Выполнила:

Проверил:


УФА-2009


Введение

1. Возникновение ислама

2. Коран. Основные направления в исламе

3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры. Мусульманское вероучение

4. Философия арабо-мусульманского Востока

5. Халифат. Распад халифата

6. Исламская словесность. Художественная культура Востока

7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока

Заключение

Использованная литература

Введение

Арабо-мусульманская культура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами, составляет культурное своеобразие, занимая соответствующее место в общемировой цивилизации. Арабо-мусульманская культура – культура, определившаяся в своих характерных чертах в VII – XIII вв. и получившая свое первоначальное развитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабского халифата и объединенная теократической государственностью, мусульманской религией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы. Сам термин «арабская культура» имеет собирательный, а не буквальный характер, т.к уже при династии Аббасидов (750 – 1055) в ее создании участвовали не только арабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д., и тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры и культурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось в том, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) в благоприятных условиях становления независимого от Арабского халифата восточно-иранского государства Саманидов (887 – 999) со столицей в Бухаре сформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которой к XII в. будет создана классическая традиция восточной поэзии и прозы.

Изучение арабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всей своей структурой, ядром и периферией - всегда актуальная исследовательская задача, вызывающая пристальный интерес как отечественных, так и западных историков, политологов, социологов, культурологов, философов.


1. Возникновение ислама

До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а для ученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.

2. Коран. Основные направления в исламе

Отличительной особенностью богатой арабо-мусульманской культуры было то, что ее органической основой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше, чем в Западной Европе. Ислам превратился в одну из мировых религий, способствуя созданию общности народов и культуры на обширной территории Халифата. Возникновение и распространение ислама сопровождалось появлением Корана, священной книги проповедей пророка Мухаммеда (ок. 570 – 632), и изучение текста Корана стало основой образованности, религиозно-этического воспитания, обрядовой и повседневной жизни каждого мусульманина.

Главной особенностью исламского мировоззрения явилась идея о неразделимости религиозного и светского, священного и земного начал, и ислам не стремился, в отличие от христианства, выработать такие особые институты, как церковь или Вселенские соборы, призванные официально утверждать догматы и руководить жизнью людей наряду с государством. Коран имел всеобъемлющее общекультурное значение: он способствовал формированию и распространению арабского языка, письменности, различных жанров литературы и богословия, оказывал влияние на развитие философии, эпизоды из Корана стали основой для сюжетов и образов персоязычной и тюркоязычной литературы классической эпохи. Коран явился фактором западно-восточного культурного взаимодействия, примерами чего может служить «Западно-восточный диван» (1819) немецкого писателя эпохи Просвещения И.В Гете, а также «Подражание Корану» (1824) А.С. Пушкина, перу русского религиозного философа XIXв Вл. Соловьева принадлежит очерк «Магомет, его жизнь и религиозное учение» (1896).

Исламская религиозность содержала в себе отдельные положения, которые могли иметь различное философское значение и толкование. Таким образом, в исламе появились отдельные направления : во 2-й пол. VII в. – шиизм, во 2-й пол. VIII в. – исмаилизм, в X в. – суннизм. Особое место среди них занял возникший в конце VIII в. суфизм, породивший обширную философскую и художественную литературу и оказавший существенное влияние на всю духовную культуру мусульманского Востока вплоть до современности. Суфизм (или исламский мистицизм), определяемый в самых общих чертах как мистико-аскетическое течение в исламе, представляется субкультурным компонентом арабо-мусульманской культуры. Суфийский компонент отражает значительную часть морально-эстетической системы мусульманской цивилизации. Общественные, моральные идеалы суфизма напрямую связаны с социальной справедливостью, всеобщим равенством и братством людей, неприятием зла, совестливостью, утверждением добра, любви и т.д.

Для многих мусульманских народов суфизм – неотъемлемая часть их духовных культур, отражающая внутреннее эзотерическое состояние верующего. Суфизм причастен к освоению культурных ценностей доисламских цивилизаций, в значительной мере воспринятых исламом. Философские, этические и эстетические проблемы, заимствованные мусульманскими мыслители из античной культуры, перерабатывались через призму интеллектуальных поисков суфизма, что формировало общемусульманскую мыслительную культуру. На этом основании Г.Э. фон Грюнебаум утверждает, что мусульманская цивилизация в культурном и социальном отношении является одной из ветвей «развития античного и эллинистического наследия», а главной ветвью этого развития он считает Византию. Таким образом, суфизм является составной частью арабо-мусульманской культуры.

Мусульмане, по меньшей мере, являются обитателями двух культурных сфер. Первая из них позволяет им осознать свою принадлежность к нации или местной этнической группе, а вторая служит источником религиозно-духовной идентичности. Этнокультурный контекст и ислам тесно взаимосвязаны и прошли в своем развитии длительный этап сосуществования и аккультурации.

3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры

Ислам как тотальная система регуляции составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основополагающие принципы этой религии формируют новый культурно-исторический тип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретя широкий размах, этот тип культуры охватывает многие народы мира с их многообразными этнокультурными системами, определяя их поведение и образ жизни. Опираясь на исламские доктринальные положения и социально-философские концепции, местные и региональные этнокультуры вбирали в себя черты универсализма, приобретали целостное видение мира.

В самом исламе сегодня существуют две парадигмы, связанные с реформаторством и определяющие его развитие. Первая парадигма ориентирует ислам на возвращение к своим истокам, первоначальному духовно-культурному состоянию. Это реформаторское направление называется салафизмом и его сторонники - противники западных веяний на общественное и духовное состояние мусульманского социума. Вторая реформаторская парадигма сопряжена с модернизаторскими тенденциями в исламе. В отличие от салафитов, исламские модернизаторы как сторонники возрождения ислама, социокультурного его расцвета признают необходимость активных контактов с западной цивилизацией, обосновывая важность заимствования научно-технических достижений и образования современного мусульманского общества, построенного на рациональных основаниях.

Ислам, возникший в доисламской аравийской культуре, взаимодействуя с инокультурными традициями, расширял границы своего культурного поля. На конкретном примере распространения арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе выявляются особенности преломления универсальных ценностей ислама. В качестве ядра региональной арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе оформилась сакрализованная часть этнической культуры, более укорененная, чем базовые принципы ислама. На эту особенность взаимоотношения между ядром и периферией в арабо-мусульманской культуре обращается внимание в исследованиях Ф. Ю. Албаковой, Г. Г. Гамзатова, Р. А. Хунаху, В. В. Черноуса, А. Ю. Шадже и др.

Особую ценность в арабо-мусульманской культуре имеют такие труды, как «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Адабуль-Марзия», «Асар», «Тарджамат макалати… Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи») и «Халасатул адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница благодатных знаний», принадлежавших суфийским мыслителям Северного Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди, Джамал-Эддину Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому, Кунта-Хаджи Кишиеву, Хасану Кахибскому, Сайду Черкейскому. Эти местные культурные памятники, будучи религиозно-философскими произведениями, раскрывают мистические и духовно-нравственные аспекты суфийской культуры, распространившейся в регионе Северного Кавказа.

4. Философия арабо-мусульманского Востока

Важнейшим явлением и фактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской культуре стала философия, которая развивалась в обстановке глубокого уважения к книжной мудрости и знаниям. Философия арабо-мусульманского Востока зарождалась на основе интенсивной переводческой деятельности, одним из знаменитых центров которой стал Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна (818-833) был создан «Дом мудрости», богатейшая библиотека, содержавшая тысячи рукописных книг на греческом, арабском, персидском, сирийском и других языках. К концу IX в. в арабоязычном мире были известны большинство главных философских и научных произведений античности, и в частности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабский Восток происходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что, начиная с XII в., приобрело систематический характер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби (870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037), Ибн-Рушд (1126-1198). Арабо-мусульманская философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщей зависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Одной из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого, возвращения Множества в Единое и присутствие Единого в Множественном. Все эти принципы применялись также в жизни отдельного человека, изучению его души и тела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знаний о человеке, общественных процессах и устройстве мироздания.

При рассмотрении вопросов культивирования прекрасного нрава в арабо-мусульманской культуре большое внимание уделялось определению порочных и прекрасных черт характера. Основа этой традиции была заложена еще в Никомаховой этике Аристотеля. Аль-Газали, Ибн Ади, аль-Амири, Ибн Хазм, Ибн Аби-р-Раби, аль-Мукаффа развили и по-своему переработали античное наследие.

Добродетель, в соответствии с учением средневековых мыслителей, представлялась как похвальная середина между двумя порицаемыми пороками. Так, смелость, являющаяся достоинством, от избытка превращалась в безрассудство, а при недостатке становилась трусостью. Философы приводят примеры таких добродетелей, зажатых с двух сторон пороками: щедрость – в противоположность крайностям – жадности и расточительности, скромность – заносчивости и самоуничижению, целомудрие – невоздержанности и бессилию, ум – глупости и изощренно-порочной хитрости и т.п. Каждый из философов выделял свой перечень основных добродетелей человека. Аль-Газали, например, считал главными мудрость, храбрость, воздержанность и справедливость. А Ибн аль-Мукаффа вкладывает в уста героя, достигшего состояния «спокойной души», следующие слова: «Я обладаю пятью свойствами, которые пригодятся всюду, скрашивают одиночество на чужбине, делают невозможное доступным, помогают приобрести друзей и богатство. Первое из этих свойств – миролюбие и доброжелательность, второе – вежливость и воспитанность, третье – прямота и доверчивость, четвертое – благородство нрава и пятое – честность во всех поступках». Философы средневековья полагали, что нравы могут исправляться и улучшаться двумя основными способами: воспитанием и обучением. Первый – воспитание – означает наделение человека этическими добродетелями и практическими навыками, основанными на знании. Это достигается, в свою очередь, двояким образом. Во-первых, путем тренировки. Например, если человек часто испытывает жадность, нежелание делиться своим добром, то для истребления этого порока ему необходимо чаще давать милостыню и таким способом культивировать щедрость. Аль-Газали советует человеку, а в особенности правителю, если он слишком гневлив, чаще прощать провинившегося. Подобной тренировкой должны были достигаться свойства души, стремящейся к совершенству.

В арабской философии распространялась вера в преобразующую силу просвещения, развивалось уважение к опытному знанию и человеческому разуму. Все это нашло воплощение в больших достижениях математики, медицины, астрономии, географии, эстетики, этики, литературы, музыки и свидетельствовало об энциклопедичности арабо-мусульманской научно-философской мысли. В области математики важнейшими достижениями, повлиявшими на западную науку, стали разработки позиционной системы счисления («арабские числа») и алгебры (Мохаммед аль-Хорезми, IXв.), формулировка основ тригонометрии. Наряду с этим в области физики большое значение имели труды по оптике, а в географии был введен метод определения долготы (аль-Бируни, 973-1048). Развитие астрономии было связано с работой обсерваторий, что, в частности, привело к реформе календаря (Омар Хайям). Большие успехи были достигнуты в медицине, которая была одним из основных занятий философов: в практической медицине применялись различные инструменты, лекарственные травы, развивался интерес к анатомии человека и животных. Вершиной развития медицины стала деятельность Ибн-Сины, известного в Европе как Авиценна и получившего там звание «Князя лекарей». Для интеллектуальной культуры арабо-мусульманского Востока характерным было увлечение шахматами, которые стали характерным знаком индийских культурных влияний.

5. Халифат. Распад халифата

Следует отметить, что возникновение ислама в начале VII в. положило начало длительной и богатой событиями истории арабского халифата. Государственные образования, зарождавшиеся, распадавшиеся и переживавшие реставрацию, включили в свою орбиту многочисленные этносы, в том числе и имевшие богатую культурную традицию. В возникшей на основе ислама цивилизации сложилась и система моральных установлений. Среди неарабов наиболее значительный вклад в развитие мусульманской цивилизации принадлежит персам; память об этом сохранилась в арабском языке, где одно слово (аджам) обозначает и персов и неарабов в целом. В процессе развития культуры, в том числе и этики, на территории арабского халифата заметную роль сыграли мыслители, не исповедовавшие ислам. Немалое значение имело и античное наследие.

Как было указано, разнообразное развитие культуры Востока было связано с существованием империи – арабского Халифата (VII – XIIIвв.), главным городом которого стал Багдад, основанный в VIIIв. И имевший официальное название «Город благоденствия». Политическая культура этого государства выражалась в главенстве принципа государственности, основанной на власти халифа. Халиф считался преемником пророка Мухаммеда и сочетал в себе эмира, обладателя высшей светской власти, и имама, имеющего высший духовный авторитет. Халиф осуществлял правление на основании особого договора с общиной. Таким образом, основой политической жизни стал принцип синкретизма, т.е слияния общественно-политической, светской и религиозной жизни с идеалом духовной общности людей. Средоточием арабо-мусульманской социальной и политической культуры стал город. Города были крепостями, центрами государственной власти, производства, торговли, науки, искусства, образования и воспитания, только в городах строились соборные мечети, в них находились объекты ритуального поклонения, что послужило основой считать ислам «городской религией». Такими выдающимися центрами культуры в разные периоды были Дамаск, Басра, Багдад, Мекка, Медина, Бухара, Каир, Гранада. В связи с этим в философской культуре арабо-мусульманского Востока сложился идеал города как единого социального мира, основанного на сходстве и единстве человеческого тела и космоса вселенской жизни. С этой точки зрения, город – это упорядоченное архитектурное пространство и строгая справедливая социальная структура, где обеспечивается сотрудничество людей во всех сферах деятельности и достигается духовная гармония граждан на основе общего стремления к добродетели, овладению книжной мудростью, науками, искусствами и ремеслами, что и должно составлять истинное человеческое счастье. Разработка арабо-мусульманской философией этого комплекса социально-гуманистических и этических проблем стало ее оригинальным вкладом в мировую духовную культуру.

Однако основы безмерного государства сотрясали следовавшие одно за другим восстания, в которых участвовали мусульмане различных толков - сунниты, шииты, хариджи-ты, а также и немусульманское население. Восстание в Харасане в 747 г., возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, вылилось в гражданскую войну, охватившую Иран и Ирак. Повстанцы разбили войска Омейядов, в результате к власти пришли Аббасиды - потомки Аббаса, дяди Мухаммеда. Утвердившись на престоле, они расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.

Аббасиды перенесли столицу в Ирак, где в 762 г. был основан город Багдад. Багдадский период известен в истории сказочной роскошью халифов. «Золотым веком» арабской культуры называют время правления Харун ар-Рашида (763 или 766-809), современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши (сказки «Тысяча и одна ночь»), поэзии и учености, неизмеримы были доходы его казны, а империя простиралась от Гибралтарского пролива до Инда. Власть Харун ар-Рашида была неограниченной, часто его сопровождал палач, который по одному кивку халифа исполнял свои обязанности. Но халифат был уже обречен. Такова общая закономерность развития культуры, которая, подобно маятнику, движется от взлета к падению, а от падения к взлету. Вспомним Соломона, последнего царя объединенного Израиля, который вел сказочный образ жизни, но тем самым подтолкнул государство к распаду. Преемник Харун ар-Рашида в свою гвардию набрал главным образом турок, которые постепенно низвели халифа до положения марионетки. Схожая ситуация сложилась в далекой от Аравии средневековой Японии, где начиная с XII в. власть в стране перешла к бывшим дружинникам, из которых образовался слой Мелкопоместного дворянства - самураев. И на Руси у власти оказались варяги, призванные сла-вянами защищать свои города от набегов кочевников. К началу Х в. в руках Аббасидов оставались только арабский Ирак и Западный Иран. В 945 г. и эти области захватила иранская династия Буидов, а халифу была оставлена лишь духовная власть над всеми мусульманами. Последний халиф из династии Аббасидов был убит монголами во время взятия Багдада в 1258 г.

6. Исламская словесность. Художественная культура

В связи с ограничениями, которые накладывал ислам на изобразительные искусства, развитие арабо-мусульманской и арабоязычной художественной культуры было связано с архитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией, музыкой, но особенно высокого уровня достигла словесность. Однако поистине вершиной арабо-мусульманского словесного искусства стала поэзия, получившая характер самобытности классической традиции в мировой литературе и духовной культуре. Основными жанрами арабской и персидско-таджикской поэзии были касыды – небольшие поэмы канонизированной формы и разнообразного содержания, рубаи – четверостишия, ставшие образцами философской лирики, связанной с суфизмом, а для лирической поэзии были характерны газели – небольшие стихотворения, состоящие из нескольких двустиший. В литературе арабо-мусульманского Востока получили распространение поэтические эпические поэмы и прозаический эпос, основанный на восточных, главным образом, индийских фольклорных традициях. На почве городской культуры формируется жанр макамы – плутовской новеллы. Арабо-мусульманская научная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад в становление западно-европейской духовной и художественной культуры Средних веков.

В исламе существует запрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникало соблазна поклоняться делам рук человеческих - кумирам. Поэтому изобразительное искусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкого развития. Проза чередуется со стихами.

Музыкальное искусство в арабо-мусульманской культуре получило свое развитие главным образом в виде пения. В поисках религиозно-культовой самобытности, подчеркивая свое отличие, в частности, от христианства, ислам не допускал инструментальную музыку в сферу культа. Уже сам Пророк учредил - азен - призыв к молитве, исполненный гармоничным человеческим голосом. Позже он завещал «украшать чтение Корана благозвучным голосом», что положило начало искусству таджвида – мелодической рецитации Корана.

Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные мелодии - фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) - гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.

7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока

В дальнейшем исторические судьбы народов и государств, населявших громадную территорию Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, оказались связаны с войнами, завоеваниями, распадом империй, бурными процессами ломки традиционного уклада жизни под напором западной цивилизации, неуклонно осуществляющий колонизацию восточных регионов. С точки зрения развития культуры, эту эпоху принято называть «постклассической», в частности, временем «духовного бесплодия» (Х. Джебран). В этих условиях важным оказалось наличие самобытной основы – историко-культурной общности, единой арабо-мусульманской традиции. Начало процессов нового возрождения культуры арабо-мусульманского Востока принято относить ко 2-й пол. XIX-XXвв. Этот период характеризовался все более последовательными и углубляющимся взаимодействием между западной и восточной типами цивилизаций, что проявилось в общественной, экономической, политической и идеологической областях и способствовало поступательному развитию светской культуры. С конца XIX в. на фоне все возрастающего противодействия народов Востока колониальной политике западных держав наступает период просветительства, связанный со стремлением приобщиться к высшим духовным достижениям западной цивилизации. Идеология просветительства считалась с идеями необходимости мусульманской реформации. Просветительские и религиозно-реформатские идеалы находили свое выражение в философских сочинениях и литературе. Большой вклад в духовную культуру и литературу ираноязычных народов внес Мухаммад Икбал (1877-1938), выдающийся индийский поэт, мыслитель, религиозный реформатор. Имея в среде мусульманской интеллигенции громадный авторитет духовного наставника и поэта, Икбал преобразовал традиционный суфизм в философию, утверждающую идеи совершенствования человека и миротворчества во имя всех людей. Свидетельством возрождения арабской культуры было творчество Х. Джебрана (1833-1931) – писателя, философа, художника, эмигрировавшего из Сирии в США. Выдающийся представитель литературно-философского арабского романтизма Джебран утверждал идеал человека, который сочетает в себе приобщение к духовному наследию арабо-мусульманской традиции с постижением окружающего мира и самопознанием в духе суфизма. Опираясь на умозаключение «самопознание – мать всякого познания», Джебран призывал к духовному диалогу с великими представителями западной и русской культуры (У. Шекспир, Вольтер, Сервантес, О. Бальзак, Л.Н.Толстой). в 1977 г. в Мекке состоялась 1-я Всемирная конференция по мусульманскому образовании., на которой указывалось на необходимость в условиях XX в. дальнейшего развития исламской культуры, воспитания молодежи путем освоения духовных богатств и достижения мировой цивилизации. В 70-е годы XX в. укореняется идея о вызове Запада исламскому миру, которую, в частности, обосновал С.Х. Наср, автор книг по истории мусульманской философии, бывший ректор Тегеранского университета. Он утверждал, что на фоне господствующих на Западе атеизма, нигилизма и психоанализа исламский мир должен обратиться к ценностям суфизма и Корана, который должен стать источником рассмотрения актуальных социологических, исторических и гуманитарных проблем.

Заключение

Известно, что французский писатель и мыслитель Р. Генон, родившийся в 1886 т., происходивший из католической семьи, в 1912 г. перешел в ислам, а в 1930 г. навсегда оставил Европу и уехал в Каир. Он хорошо знал и европейскую, и арабо-мусульманскую культуры, мог объективно судить об их взаимном влиянии. Р. Генон изложил свое мнение о влиянии исламской цивилизации на европейскую в небольшой статье с аналогичным названием, в которой указывает на бесспорные факты этого влияния в истории обеих культур.

Европейская философия и культура в целом испытывали сильное влияние творчества арабских мыслителей, художников, поэтов. Все это говорит о необходимости изучения богатого наследия арабо-мусульманской культуры, значение которой в сегодняшнем мире далеко выходит за границы «исламского мира».

Использованная литература

1 Батунский М.А. Ислам как тотальная система регуляции // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - М., 1999. – 579с.

2 Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981.

3. Фехретдин Р. Ислам дине нинди дин / Р. Фехретдин // Мирас. – 1994. – № 2. – Б.57-60.

4. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А.А. Федоров. – Уфа: Гилем, 2003. – 320с.

5. Степанянц М.Т. Философия зарубежного Востока ХХ века // История Восточной философии. – М.: ИФРАН, 1999.

6. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М.: Наука, 1987. - 190 с.

7. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII – XIX веков. – Кн.2. – Казань: Иман, 1998. – 123 с.

8. Микульский Д.В. Арабо - мусульманская культура в сочинении ал - Мас‘уди «Золотые копи и россыпи самоцветов» («Мурадж аз - захаб ва ма‘адин ал - джаухар»): X век. – Изд-во «Восточная литература», 2006. – 175 с.

9. Галаганова С.Г. Восток: традиции и современность // Запад и Восток: традиции и современность. – М.: Знание, 1993. – С.47 - 53.