Французские надгробия на введенском кладбище. Еще одна тайна Введенского (Немецкого) кладбища


Мое уважение всем, кто помнит, а вот я сама, увы, этим похвастаться не могла. То есть фразу знала, и само по себе имя доктора Гааза знала, только два этих знания вместе никак не связывала. И вот стояла рядом с памятником и понимала, что ни у какого другого возрастом старше полутора веков не встретила таких явных следов современного уважения и почитания. Горят свечи, теплится лампадка, цветы, явно недавние… вся оградка в цветах. Возможно, кто-то брезгливо передернет плечиком, ведь все это - дело рук и памяти освободившихся из мест заключения, их родных и тех, кто уверен, что пострадал безвинно. Но не я, я стараюсь помнить про «от сумы и от тюрьмы…».

«Святой доктор», «божий человек», «чудак», «неистовый филантроп», «милосердный доктор» - все о нем, о Фёдоре Петровиче Гаазе, который от рождения был Фридрих-Иосиф Хаас. Человек без семьи, ведь обзаведись ею, и не станет хватать времени на помощь сирым и убогим. Тот самый, кого не признали грабители и вознамерились раздеть среди зимы, а поняв, кто это, после его просьбы дойти до дома и там уже отдать пальто, проводили чуть не под руки сами и наказали больше по таким темным улицам не ходить. Тот, который дал денег пойманному с поличным вору. Тот, кто добился, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная «гаазовской», и еще, чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Тот, кто на себе пробовал их действие (потому и на ограде его могилы по сей день висят эти кандалы). Тот, кто не брал денег за лечение бедняков. Тот, кого хоронили за счет полицейского управления, так как он, успешный практикующий врач, все свои деньги тратил на помощь другим. Но и проститься с ним пришли 20 тысяч человек, и гроб несли на руках до самого Введенского кладбища. Католик, о чьем здоровье с разрешения постоянного его оппонента, св. митрополита Московского Филарета, служили молебен («Бог благословил нас молиться за всех живых»), а потом и панихиды в православных храмах.

Только один эпизод:
«Однажды на заседании Московского тюремного комитета, членом которого был и московский владыка митрополит Филарет, Гааз так ревностно отстаивал интересы заключенных, что даже архиерей не выдержал и возразил: «Да что вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может». На что Гааз ответил: «Ваше высокопреосвященство, Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице».
Филарет, сам, к слову сказать, много усердствующий для нужд простого народа и причисленный впоследствии к лику святых, смутился и проговорил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите Христа ради».


Поразительно, но порой ты бываешь просто слеп, глядя, но не видя… Вот же, я была здесь летом, это совсем рядом с моим городом - деревенька Тишково, где была когда-то усадьба, в числе прочих хозяев принадлежавшая и Федору Петровичу Гаазу, еще до того, как целью его существования стало служение отверженным. Потом и она пошла с молотка, и дом в Москве. Все, что от нее осталось сейчас - липовый парк да мостик через бывший рукотворный канал.
И памятник. Да-да, доктору Гаазу - от здешних жителей, которые помнят сами и берегут память для других. Вот только что узнала, что есть в селе и музей, надо будет наведаться…

К следующей теме подступаюсь который раз и никак не сложу ее в слова… Она о легендах про чудотворные статуи Христа.
"Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли". (Ю. Рябинин "Жизнь московских кладбищ")

Увезли в Троице-Сергиеву Лавру, где можно увидеть ее в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Если прорветесь, конечно…


А склеп стоит, гол и полуразрушен (не крыша, нет, она так и задумана была при строительстве), знаменит ныне у готов под ником «Вампирка».

Но ведь свято место, как известно, пусто не бывает, и молва людская рождает новую легенду, теперь уже про статую Христа на могиле Рекк-Третьяковых, перенеся именно на нее чудотворные свойства той, что убрана с глаз долой. Тем более что история ее установки вполне этому способствует: появилась она здесь из-за обещания, данного Петром Михайловичем Третьяковым своей теще еще в 1913 году, после смерти тестя. Революция, Вторая Мировая, смерть жены, прошедшей через сталинские лагеря… И все-таки в 1946 году статую установили.

Возвращаясь к склепам и мавзолеям. Еще одна легенда, больше говорящая не о чудесах, а о неистребимой вере в них народа нашего. Не зря описывается она с немалой долей иронии: «Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина, ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого.... А в один прекрасный день написала на склепе: "Хочу, чтобы мой муж ожил". Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо...".


И что вы думаете? Теперь народ ходит и пишет, ходит и пишет… И добро бы писал только такое и на этом самом месте:


Но нет, пишет повсюду, а уж что именно! Не буду и цитировать…

Ну, да хватит легенд, просто пройду еще немного, посмотрю и вспомню.

Захоронение французских солдат, погибших в войне 1812 года. Правда ли, нет ли, но говорят, что земля внутри ограды, основа которой - вкопанные жерлами в землю настоящие пушки той войны, - территория Франции.


Впрочем, это не так уж важно, важно, что их тут много, французов, объединенных именно своей страной и нацией. Важнее, чем то, что одни шли завоевывать, а другие - защищать, главное, что свои их помнят. Ну, а мы склоняем головы перед вторыми…

Еще к войне 1812-го. Здесь - генерал Петр Пален (1778-1864), который, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию.


И еще к ней же. Есть памятник и нашим воинам, но… как бы помягче… фиктивный, что ли. Было когда-то на месте дома на Кутузовском, известного своим главным жильцом - Леонидом Ильичом Брежневым, большое захоронение погибших в 1812-м русских солдат. Было. Потом - Кутузовский, дом и рассеявшаяся память. Потом при очередной стройке нашли какие-то косточки, торжественно объявили их останками героев той войны, перенесли сюда и воздвигли памятник. Такая вот историческая память…

Эйнем, имя которого на виду у всей Москвы, но который никакого отношения к славе фабрики в действительности не имел. И жил, кстати, не в России, а вот похоронить себя завещал именно здесь.

Сигурд Оттович Шмидт, имя для московских краеведов столь известное, что в расшифровке не нуждается. 91-летний ученый завещал похоронить себя рядом с мамой и няней - о многом говорит, правда?..
«Я — пережиток XIX века, в XX веке доживший до XXI, я бы так сказал».

Памятник Ольге Лепешинской показывать не буду - незачем тиражировать то уродство, которое недостойно ее памяти.

Под этим крестом из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, украшенным вагонными буферами и сцепными приборам - Христиан Мейен, богатый железнодорожный предприниматель.

Совсем неприметно - Валентин Свенцицкий, проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов, известный уже одним лишь тем, что открыто не признал «КГБ-шного» митрополита Сергия. После смерти в ссылке тело привезли в Москву, где обнаружилось, что оно нетленно и благоуханно. Но… неудобный святой оказался, так и лежит здесь непризнанный, под простым железным крестом.

Самые, пожалуй, жутковатые места кладбища - участки, ждущие своих обитателей. Все готово, и памятничек стоит красивый, давай, земля ждет…

«На вот и все» - барельеф, традиционно завершающий такие фоторассказы, но в истории этого места сказанное и показанное настолько не все, что надо бы съездить туда еще не раз.


А пока, пока выдохнуть, просто пошуршать осенними листьями, погрустить, потрепать за ухом главного кладбищенского сторожа, ни на миг не забывая, что сами мы еще очень даже живы!

С давних времен на берегу Яузы, на окраине Москвы, селились пришлые люди чужой веры, ищущие в стране русинов славы и денег. Православные прозвали их немчинами, а место - Немецкой слободой.

Молодой царь Петр, приверженец европейского уклада жизни, с удовольствием бывал в слободе. Вскоре у него появился настоящий друг и соратник - швейцарец Лефорт. Он оказал большое влияние на формирование мыслей и целей Петра, а значит, и всего Российского государства. Его именем до сих пор называется район, где располагалась Немецкая слобода.

Франц Яковлевич Лефорт похоронен с почестями на вершине Введенской горы. Грозная эпитафия на памятнике вселяла страх, и со временем его разрушили, а прах перезахоронили на Введенском кладбище.

История возникновения погоста

Еще пытался ввести запрет на захоронения возле храмов, что в те времена было принято. Его дочь Елизавета во время царствования также приказывала переносить кладбища, которые могли встретиться ей на пути следования.

Окончательную точку поставили Екатерина II и чума, собравшая богатый урожай в Москве 1771 года.

За чертой города, возле Введенских гор, сейчас Лефортовский холм, на берегу речки Синички отвели участок под Немецкое (Иноверческое) кладбище. Изначально там планировалось хоронить лютеран, католиков, англиканцев.

Постепенно территория разрослась за овраг и речку. Земляной вал заменили каменной стеной. Расширили вход со стороны улицы Наличной и открыли второй с противоположной стороны на Госпитальном валу.

В XIX веке начали появляться захоронения людей других вероисповеданий. Стало иначе называться и само кладбище - Введенское.

В середине XX века территория еще раз увеличивалась. В это же время появилась стена колумбария.

История захоронений

Введенское кладбище существует более двух веков, и благодаря этому уже давно превратилось в музей под открытым небом.

По именам на могилах можно узнать о тех, кто внес определенный вклад в развитие государства, упрочил его славу и мощь.

То, что захоронения производились от разных конфессий, наложило ощутимый отпечаток на архитектуру надгробий. Памятники, некрополи и часовни представляют собой яркие образцы классицизма, готики, стиля ампир. Многие из них созданы великими мастерами.

К сожалению, надгробия на могилах до начала XIX века практически не сохранились.

Храмы и часовни

Когда-то на территории находились 2 лютеранские церкви и 14 часовен. К концу XIX века Северный вход украсила общая часовня со звонницей для отпевания. Архитектор Роде спроектировал ее в тем самым подчеркнув изначальное единство всех европейских религий.

В начале XX века появилась большая готическая часовня, оформленная деталями в стиле модерн. После революции в ней разместили административные помещения. Через 70 лет здание вернули в лоно церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас в нем ведутся службы на русском и финском языках.

Кладбище Введенское примечательно тем, что здесь находятся могилы видных церковных деятелей. После революции, во время гонений служителей культа, на территории некрополя начинают хоронить православных священников. До начала Великой Отечественной войны эти могилы находились под защитой лютеранской общины Москвы.

Могилу "златоуста православия" митрополита Трифона посещал патриарх Алексий II и отслужил молебен.

Из-за тяжелой болезни избежал репрессий протоиерей Алексей Мячев. Запрет властей общаться с верующими намного сократил его жизнь. Похоронен рядом с супругой на немецком кладбище. В 2000 году причислен к лику святых. Новообретенные мощи перенесены в храм Святого Николая в Москве.

Долгое время оставалась заброшенной могила старца Зосимы. Существует история о блаженной нищенке Тамаре, которая жила на кладбище и собирала милостыню. На собранные деньги она расчистила и частично восстановила часовню семьи Эрлангер. Она же привела в порядок могилу старца и способствовала строительству небольшой часовни из металла над ней.

Благодаря этой самоотверженной женщине можно прийти на поклонение к Зосиме и попросить совета в семейных делах, помощи в выборе второй половины.

Архитектурное наследие, исторические могилы и некрополи

Старые европейские погосты больше напоминают галереи, где представлены образцы многих направлений в искусстве. Не исключение в этом кладбище Введенское. Многие и архитекторы приложили руку к изготовлению склепов, часовен, надгробий.

Об античной усыпальнице Boray до сих пор ходят легенды. До конца Второй мировой войны в арке стояла статуя Христа работы знаменитого Романелли. Во время дождя с руки спасителя стекали капли, эту воду считали святой, способной излечивать недуги.

Паломничество к статуе было несовместимым с идеологией страны того времени, статую убрали. Сейчас она находится на территории семинарии в Сергиевом Посаде.

Внутреннее убранство часовни семьи Эрлангер украшает панно, выполненное по эскизам Петрова-Водкина. В эту часовню приносят записки с просьбами, здесь творят молитву Господу, зажигают свечи. Никто уже не помнит, когда она стала привлекать православных христиан.

На главной аллее много надгробий разных стилей, датируемых первой половиной XIX века. Ярким образцом готики является могила генерала графа Палена.

Хорошо сохранился до наших дней склеп Мусиной-Пушкиной, выполненный в манере ампир. Некогда белые стены потемнели от времени, обросли мхом, но все равно сохраняют свое безмолвное величие.

С середины девятнадцатого века сохранились гранитные памятники черного и красного цвета. Ампир на кладбище представлен в виде усеченных колонн, стел, валунов.

С начала 1900 годов в надгробиях используется символика профессиональной принадлежности. На могиле Мейена - памятник в виде деталей, имеющих отношение к железнодорожному делу. У авиатора Букина памятник венчает пропеллер.

Очаровывает могила писателя Пришвина. Скульптор Коненков изваял легендарную птицу Феникс, чтобы она своими крыльями охраняла покой великого мастера описания природы.

Военные и братские могилы

Кладбище Введенское может похвастаться тем, что на его земле находится территория европейского государства. Это небольшое место, окруженное цепью, которая крепится к вкопанным в землю пушкам, является братской могилой французских солдат. Они погибли в Москве и ее окрестностях во время Отечественной войны 1812 года.

Надгробие на бывшей могиле летчиков из полка "Нормандия-Неман" просто и лаконично. Прах перевезли на родину, а надгробие стоит, как дань дружбе и единству народов в страшной войне.

Гранитные обелиски на братских могилах напоминают о беспримерном подвиге советских солдат, погибших на подступах к столице.

Могилы известных людей

То, чем может гордиться Введенское кладбище - могилы знаменитостей. Здесь нашли свое упокоение Герои войны и труда, политики, историки, военные, люди искусства, спорта, литературы.

Пожалуй, самое почитаемое место - могила «святого доктора» Гааза. Он потратил всю свою жизнь и средства, чтобы воплощать в жизнь евангелистское выражение «спешите делать добро». Все главные атрибуты его деятельности воплотились в надгробии. Тяжелый валун - символ непосильной ноши, возложенной на себя тюремным врачом, креста, который он с честью нес до последних дней. Кандалы - достижение, которым можно гордиться.

Мало кто знает, что ресторан "Эрмитаж" в Нескучном саду Москвы организовал Люсьен Оливье. Почести его салату воздает не одно поколение россиян за новогодним столом. Его могилу можно найти на 12-м участке кладбища.

Книгоиздателю Сытину благодарны молодые поэты и писатели начала XX века. Поклониться этому человеку от лица всех, кого он сделал узнаваемыми и знаменитыми, можно на 14-м участке.

Яркая личность, непревзойденный комментатор Николай Озеров покоится на 21-м участке.

Совсем недавно нашел свой последний приют на 6-м участке весельчак и балагур писатель-сатирик Аркадий Арканов.

Желающим отдать последний долг любимым актерам обязательно нужно посетить Введенское кладбище. Могилы знаменитостей можно найти без труда по указателям. Вот только несколько имен:

  • яркая и удивительная оперная дива ;
  • самая лучшая в мире бабушка Татьяна Пельтцер;
  • хозяйка квартиры на Бейкер-стрит Рина Зеленая;
  • хохотушка и певунья из «Девчат» Люсьена Овчинникова;
  • создатель бессмертных «Покровский ворот» Михаил Козаков;
  • актриса с 70-летним стажем, прекрасная

Этот список можно продолжать очень долго.

План кладбища

Изначально территория кладбища делилась по конфессиям. По два участка отводилось лютеранам и католикам. По одному - англиканам и лютеранам-реформаторам. Каждый участок также был приписан к определенному приходу.

Современное Введенское кладбище разделено на номерные участки для лучшего ориентирования и поиска нужного захоронения. Всего их тридцать. По периметру вдоль ограды расположены стены для захоронения урн с прахом.

На территории находится администрация, контора ритуальных услуг, производственные службы, церковь для отпевания.

Как добраться?

Находится в черте города, что позволяет желающим легко найти и посетить Введенское кладбище.

Как доехать от метро «Бауманская»? К сожалению, эта станция в данный момент закрыта, и путь на городском транспорте не очень удобен, так как прямого маршрута нет. Но для любителей пеших прогулок будет приятно и познавательно прогуляться. Дорога займет не более 40 минут и доставит истинное наслаждение.

Более удобный путь - от метро «Электрозаводская» на автобусе маршрута 59 или на маршрутном такси 636. Ехать около 30 минут до остановки «Музей «Лефортово».

Самый быстрый маршрут - от станций метро «Семеновская» и «Авиамоторная». Сесть на трамвай №№ 32, 43, 46 и через 25 минут выйти на остановке «Введенское кладбище». Как доехать и каким транспортом воспользоваться - зависит только от личных предпочтений и начальной точки.

Адрес и время работы

Почтовый адрес: Введенское кладбище, Наличная, 1.

Некрополь открыт для посещения:

  • октябрь-апрель - с 9.00 до 17.00;
  • май-сентябрь - с 9.00 до 19.00.

По непроверенным данным, профессиональное фотографирование со штатива и видеосъемка запрещены. Охрана ревностно следит за поведением посетителей.

Есть возможность организовать экскурсию для группы или индивидуально. За два часа можно увидеть и узнать много интересного об истории места и людях, нашедших здесь последний приют.

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище. Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.

Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.

В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.

Могила балерины Ольги Лепешинской. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.

Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.

Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.

Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.

Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.

Мавзолей Людвига Кноппа. Фото: Игорь Стомахин/сайт

В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.

Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.

Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».

Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина. Фото: Игорь Стомахин/сайт

На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.

Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».

В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».

Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

История Введенского некрополя

Находится в Юго-Восточном округе Москвы, в районе Лефортово . Общая площадь погоста - 20 га . Согласно историческим источникам, некрополь был образован в 1771 г., в то же самое время, что и . Введенское кладбище иногда называют Немецким , а связано это с тем, что на погосте изначально хоронили католиков и лютеран, то есть иноверцев. Такое название также связано с тем, что погост был основан рядом с Немецкой слободой.

Могилы знаменитостей и воинские захоронения на Введенском кладбище

Свой вечный покой на Введенском кладбище обрели и более 50 Героев Советского Союза и почти 30 Героев Социалистического Труда. Здесь также похоронены неизвестные , павшие в боях Великой Отечественной войны. Рядом с братскими могилами на кладбище установлен гранитный обелиск .

На некрополе также воздвигнуты два мемориала в память о французских воинах, погибших на фронтах войны в 1941-1945 гг. На Введенском кладбище сохранилась и братская могила, в которой были захоронены немецкие солдаты, участвовавшие еще в Первой мировой войне.

Схема Введенского кладбища

Часовня Введенского кладбища

В 1911 г. на территории Введенского погоста была возведена часовня , где поминальные службы могли проводить представители разных конфессий. Храм существует и сегодня.

Экскурсия по Введенскому кладбищу

Сегодня на Введенском кладбище возможно провести следующие виды захоронений: погребение урной в землю , в саркофаг и в открытый колумбарий . для его установки на Введенском кладбище можно заказать через тендер среди мастерских Москвы.

Адрес, как доехать, часы работы

Как добраться : на автобусе № 346м, на трамваях № 32, 43 и 46. Остановка - «Введенское кладбище».

Какие тайны хранит Введенское кладбище

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий...

Сетевое издание сайт запустило проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы о Новодевичьем кладбище, во втором – о . Теперь на очереди Введенское.

История Введенского кладбища началась одновременно с Ваганьковским – оба погоста были открыты в 1771 году во время эпидемии чумы. Свое название получило по Введенским горам (Лефортовскому холму) – возвышенной местности на левом берегу Яузы. Изначально там хоронили лютеран и католиков, за что и его называли Немецким или Иноверческим.

Последний приют на Введенском кладбище нашли кондитер Фердинанд Эйнем, семья Феррейнов, Пришвин, Васнецов и актриса Татьяна Пельтцер. Еще кладбище известно своими готическими памятниками и братской могилой наполеоновских солдат.

"Вампирка"

В глубине кладбища есть мавзолей мануфактурщика Людвига Кноппа, он выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды один посетитель залез внутрь и якобы наткнулся там на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп называют "Вампирка", он популярен среди готов. Кстати, вплоть до 1940-х там была статуя Христа. Считалось, что вода, стекающая с его руки, целебная, поэтому сюда приходили паломники.

Еще мавзолей часто посещают готы и оставляют там надписи: на стенах можно встретить символику группы HIM и изречения о бессмысленности бытия.

Часовня Эрлангеров

Другой предмет паломничества – это часовня Эрлангеров. Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках хлебокомбинат. Его усыпальница построена по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля, а внутри – фреска художника Петрова-Водкина. Увидеть ее, кстати, нельзя: двери в часовню закрыты. Зато посетители оставляют свои послания прямо на стенах: там можно встретить пожелание удачи и просьбы избавить от зависимостей.

"Остров мертвых"

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой есть панно – копия картины художника Арнольда Беклина "Остров мертвых". Кстати, такое же панно было на могиле Густава Баумайстера на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Введенское кладбище примечательно не только старыми склепами и мавзолеями: там похоронены некоторые известные люди. Например, на Введенских холмах покоится Фердинанд Эйнем, адвокат Семен Ария (защищал физика Андрея Сахарова, журналиста Александра Минкина и олигарха Бориса Березовского, а также одного из обвиняемых по делу "Юкоса"), кинорежиссер Абрам Роом и семья фармацевта Феррейна.

Впрочем, некоторые могилы заслуживают более пристального внимания.

Татьяна Пельтцер

Татьяна Пельтцер скончалась 16 июля 1992 года после инфаркта и пневмонии. Похоронена рядом с отцом и братом – инженером-конструктором, испытателем первого отечественного гоночного автомобиля "Звезда-1" Александром Пельтцером.

Могила в кандалах

Скромное надгробие с памятником почти у входа в кладбище – это могила доктора Федора Гааза, или Доброго доктора. Ее отличие от остальных – в том, что на ограде висят кандалы, и неспроста: Гааз работал тюремным доктором и пытался облегчить жизнь арестантов. Одним из его нововведений были облегченные кандалы, которые и висят у его могилы.

Люсьен Оливье

До недавних пор о том, что на Введенском кладбище похоронен Люсьен Оливье – хозяин знаменитого ресторана "Эрмитаж" и автор салата, никто не знал. Его надгробие случайно нашли в ходе ревизии могил в 2008 году. Сейчас оно отреставрировано и к нему даже ведет указатель.

Кусочек Франции

Если пройти по центральной аллее кладбища мимо часовни Эрлангеров, то можно увидеть указатель "Нормандия-Неман". Сворачиваем по нему направо и видим стелу, окруженную вкопанными в землю пушками. Это братская могила солдат Наполеона. Земля юридически считается французской. Иногда сюда приезжает посол Франции и возлагает цветы.

Жертвы авиакатастрофы

В глубине кладбища есть непримечательный памятник тренеру и трем баскетболисткам. Мало кто знает, но они были в числе жертв авиакатастрофы в Праге в 1973 году. Самолет Ту-154 разбился при заходе на посадку, погибли 66 человек. Эту катастрофу считают первой в истории советского лайнера.

Птица Сирин

На Введенском кладбище похоронен известный писатель Михаил Пришвин. Его надгробие работы скульптора Сергея Коненкова – птица Сирин, сидящая на камне.

"Витязь"

Совсем рядом с Пришвиным покоится художник Виктор Васнецов – автор картин на исторические и фольклорные сюжеты, например "Трех богатырей", "Ивана-царевича и серого волка" и других. Надгробный камень представляет собой репродукцию картины "Витязь на распутье": склонивший голову и копье всадник застыл в немой позе.

Константин Мельников

Один из самых известных российских архитекторов Константин Мельников умер 28 ноября 1974 года от хронического лимфолейкоза. Урна и могила архитектора отнесена к памятникам истории народов Российской Федерации. Рядом с ним похоронена его супруга Анна и сын, художник Виктор Мельников.

"Братская" могила

Введенское кладбище интересно еще тем, что там покоится почти символ 90-х – члены ореховской ОПГ. Их могила – вдали от центральной аллеи, рядом с колумбарием.

Христиан Мейен

На главной аллее ближе к входу обращает на себя внимание памятник на могиле Христиана Мейена, основателя Комиссаровской технической школы и железнодорожного деятеля. Это крест, составленный из рельсовых полос, с настоящими вагонными колесами.