Дом перцева на пречистенке. «Дом-сказка» (доходный дом З.А

И Макс специально показал мне эту архитектурную сказку - дом Перцовой, построенный в 1905-1907 годах.

Хорошо жили инженеры-железнодорожники в начале прошлого века, если умудрялись строить себе жильё в центре Москвы. Пётр Николаевич Перцов (1857-1937) был инженером путей сообщения, закончил Институт путей сообщения в Санкт-Петербурге и занимался строительством железных дорог в Российской империи.

История приобретения участка и строительство дома в Москве носит некий оттенок детектива. Был у Петра Николаевича хороший знакомый Иван Евменьевич Цветков (1845 - 1917). С 1881 года увлекся Цветков коллекционированием живописи, а благо денег у него хватало, то вскоре коллекция перестала умещаться в его особняке. Тогда меценат купил в 1898 году участок земли на Пречистенской набережной и построил по эскизам Виктора Михайловича Васнецова (1848- 1926) двухэтажное здание, куда переехал весной 1901 года.

В этот дом заглянул Перцов и месторасположение дома ему очень понравилось. Тогда Цветков посоветовал не терять инженеру зря времени и объяснил, что земельные участки от его дома и до храма Христа Спасителю принадлежали когда-то одному владельцу - Н.В.Ушакову, но тот начал распродажу земли. Остался самый лакомый и потому самый дорогой участок земли с трёхэтажным строением, окнами выходящий прямо на храм. Участок рядом выкупила одна из наиболее известных типографий и издательств Российской империи "Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон". Находящийся там особняк был перестроен в 1901 году Фёдором Осиповичем Шехтелем и жил теперь в том особняке директор-распорядитель товарищества Александр Александрович Левенсон, который хотел купить и последний оставшийся участок. Но ему хотелось сбить цену, т.к. Товариществом был приобретён участок земли в 1899 году в Трёхпрудному переулке под производство и много денежных средств было затрачено туда. Денег за совет Цветков не взял, ограничившись обещанием Перцова построить дом в русском стиле.

Перцов послушался совета и, предложив хорошую цену владельцу участка, приобрёл его. Правда дом был оформлен не на Петра Николаевича, а на его супругу Зинаиду Алексеевну. Это распространенная практика промышленников и купцов того времени, об этом я уже писал До революции предприниматели тоже оформляли имущество на жен . В случае банкротства коммерческих проектов мужа его жена и семья имели возможность существовать дальше безо всякого ущерба.

Дом чуть не стал яблоком раздора между Петром Николаевичем и Зинаидой Алексеевной. В 1908 году акционерное общество инженера Перцова, в котором он был единственным акционером, получило разрешение на строительство железной дороги, соединяющей Армавир с Туапсе. Но денежных средств на строительство у Перцова не было. Грозил коммерческий крах. В результате было создано 30 апреля 1909 года Акционерное Общество Армавир-Туапсинской железной дороги (АТЖД). Основным акционером и директором Правления Общества стал известный русский промышленник и финансист, в 1908-1910 годах директор-распорядитель Русско-Китайского банка, Алексей Иванович Путилов (1866-1940). Им был внесён взнос в размере двух миллионов золотых рублей под залог всего капитала Петра Николаевича, включая и только что построенный дом.

Зинаида Алексеевна была против залога принадлежащего ей имущества, но Пётр Николаевич привлёк на свою сторону сыновей и сделка состоялась. Вывести из залога дом Перцов смог лишь в 1910 году. Зато его мечта создать "народную железную дорогу" осуществилась, поскольку около половины всех акций выпуска 1909 года было сосредоточено в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областей. Правда "народной" Армавир-Туапсинская железная дорога была недолго - в сентябре 1918 года была национализирована.

А Цветков в мае 1909 года передал свою коллекцию (300 картин и 1200 рисунков) и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. Мавр сделал своё дело и ушёл.

К тому времени Перцов уже построил свою сказку. К делу железнодорожник отнёсся ответственно, предварительно устроив конкурс на лучший проект. Правда совета профессионалов не послушал и выбрал в качестве рабочего проекта эскиз, сделанный русским художником и архитектором Сергеем Васильевичем Малютиным (1859-1937).

Об этом Перцов писал потом в своих воспоминаниях: "У С.В. сохранился крайне интересный красочный эскиз его первого проекта, который, как не отвечающий заданному плану, он не выставил на конкурс, и вот, увидав его у него, я решил, что лучшего нечего и желать. С.В. взял в нем за основу существующую постройку – трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседка Царицы» и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку – особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным – в сказочно-былинном стиле".

Из написанного понятно почему на табличке на доме указан в качестве первоначальной даты строительства 1866 год. Видимо трёхэтажное строение было построено предыдущим владельцем Ушаковым именно тогда.

Малютин любил сказки, им были иллюстрированы ряд сказок Александра Сергеевича Пушкина, в том числе "Сказка о золотом петушке". Любовь к красоте на русские мотивы привело его к тому, что сам Малютин попал в легенду. Легенда - почитай та же сказка, где трудно отличить правду от вымысла. Помните: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок".

Легенда, путаясь в мелочах и датах, гласит, что первую матрёшку расписал Малютин. Была это девочка с чёрным петухом, куда вкладывались еще семь фигурок, чередуясь девочка-мальчик, при этом последняя фигурка изображала младенца. Чем не нормальная крестьянская семья того времени? В XIX веке средняя крестьянская семья состояла обычно из 8–10 детей, причём семья из 5 детей считалась малодетной. Вот были на Руси времена!

Возвратимся чуть назад во времени. Жил-был на свете купец первой гильдии Иван Фёдорович Мамонтов (1802-1869), который в 1849 году перебрался в Москву. Из шести его детей самым известным был промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов (1841- 1918), но для нашего повествования важен его старший брат Анатолий Иванович Мамонтов (1839-1905), который открыл в 1873 году в Москве магазин "Детское воспитание". Постепенно делами в магазине стала управлять его жена Мария Александровна Мамонтова (в девичестве Лялина), открывшая при магазине столярную художественную мастерскую, изделия которой продавались здесь же.

В 1898 году в магазине появилась японская кукла. Большинство сходится к тому, что куклу привезла из поездки в Японию Мария Александровна, ведь магазин продавал игрушки и неплохо было бы изучить покупательский спрос. Вот только никто не смог припомнить какая-же была эта игрушка.

Одни говорили, что это была кокэси - японская деревянная кукла, покрытая росписью. Такая кукла состоит из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы, выточенных на токарном станке. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.

Вторые с пеной у рта доказывали, что ничего подобного, это была Дарума - японская традиционная кукла-неваляшка тоже без рук и ног.

Третьи рассказывали целый эпос. Мол это был деревянный бог учёности и мудрости Фукурума, который в отличие от первых двух версий был внутри полым и еще включал в себя еще несколько деревянных фигурок внутри. Мол создал сие чудо на острове Хонсю некий русский монах.

Эту фигурку увидели Малютин и русский токарь-умелец Василий Петрович Звёздочкин (1876 - 1956) и создали матрёшку. Звёздочкин её выточил, а Малютин расписал. Кто дал имя Матрёшка - история умалчивает. Затем Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке 1900 года, которая проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года, и получила бронзовую медаль. И хотя магазин был закрыт в 1904 году, но матрёшка начала своё триумфальное шествие по планете.

Не всегда приметы-поговорки сбываются. Общеизвестно выражение: "У семи нянек дитя без глаза". У дома Перцовой "нянек" было числом поменее - только три. Своеобразный триумвират. Сергей Васильевич Малютин отвечал за художественный облик, рисунки для размещения на майолике, оформление интерьеров квартиры Перцовых, включая составление проектов мебели. Архитектор Николай Константинович Жуков (1874-1946) отвечал за планировку и инженерные решения. Архитектор Борис Николаевич Шнауберт (1852-1917) руководил постройкой. Ну и конечно же неутомимый Петр Николаевич Перцов, старавшийся вникать во все вопросы. Через 11 месяцев первые жильцы смогли въехать в свои квартиры.

Майолика была заказана по совету Малютина у малоизвестных, но как выяснилось талантливых молодых художников Строгановского училища, объединившихся в артели "Мурава". Сколько лет прошло, а майолика до сих пор радует своими красками и изумительным видом.

Квартира Перцовых занимала три этажа с видом на Москва-реку и была отдельным подъездом. На фасаде под крышей мы видим панно, изображающее солнечное славянское божество Ярилу, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса.

Со стороны Соймовского проезда много красивых картин из майолики. Можно увидеть райскую вещую птицу Гамаюн, и просто волшебных птиц. И снова бог Ярила, так он выглядит от часовни Предтеча храма Христа Спасителя .

Противоположный от набережной угол дома Перцовой выступает как сказочный ледокол, весь расцвеченный узорами и рисунками.

Во время войны здание, находившееся на задах, было уничтожено и поэтому можно увидеть такой неожиданный ракурс. Но лучше подойти поближе и рассмотреть самостоятельное произведение искусства - балкон, сделанный в виде небольшого домика. Покоится домик на плите, которую удерживают как-бы драконы, но местный люд зовёт их уже долгое время "крокодилами в слюнявчиках".

Малютин поселился в подвале дома-сказки, созданного им сначала на бумаге, а затем и воочию. Вот только сказка иногда бывает страшной. Подвальные помещения привлекли художника возможностью создавать там полотна большого размера, что в обычных комнатах сделать было бы невозможным. "Главным делом своей жизни" Малютин считал создание панно на тему Куликовской битвы. Полотно планировалось грандиозных размеров, работа над ним была начата в 1898 году по заказу Исторического музея и была продолжена в течение долгих лет, несмотря на разрыв договора с музеем всё в том же 1898 году. Когда Малютин переехал в дом Перцова, то начатая картина с ним. Для неё ему и нужно было большое помещение. В апреле 1908 года в Москве началось очередное наводнение, которые были не редким гостем в белокаменной на протяжении веков вплоть до середины прошлого века. Беды наводнение принесло немало,о чём я упоминал в материале Болотная площадь. Название имеет значение! .

Набережная Москвы реки была полностью затоплена. Не сохранилось фотографий затопленной местности вокруг дома Перцовой, но есть фотография той поры противоположного берега Москвы-реки. Сравнил её с современной из моего архива. Понятно, что места съемки несколько отличаются.

В 1903-1917 годах Сергей Васильевич Малютин преподавал рисунок в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). 11 апреля 1908 году ушел на работу, не подозревая, что прощается навсегда со многими своими картинами, в которых были заключены его чаяния и многочасовые труды. Подвал дома Перцовой был затоплен.

Жена Малютина Елена Константиновна попыталась спасти имущество семьи и картины мужа. Что-то было вынесено из подвала, но многое утонуло в ледяной воде. Когда Малютина спрашивали о потерях - он замыкался и молчал. По человечески его можно было понять - его любимая жена простудилась от холодных ванн, преподнесённых стихией, и к концу лета 1908 году умерла, оставив мужа вдовцом с четырьмя детьми. Под водой погибли картины из сказочного цикла: "Царевна", "Леший", "Баба-Яга" и его любимое детище - "Куликово поле", которому художник посвятил 10 лет жизни. Остался только автопортрет на фоне эскиза к картине.

Было что-то мистическое, мешающее создать картину "Куликово поле". Первым заказ на создание панно "Куликово поле" для Исторического музея получил Валентин Александрович Серов весной 1895 года. Планировалось поместить панно в музее в 1898 году, была даже изготовлена для этого рама. Были созданы эскизы, но 14 апреля 1898 года Серов вдруг отказывается от написания картины. Её поручают создать Малютину 12 мая 1898 года, эскиз картины представленный им 21 октября 1898 года был признан неудовлетворительным, но художник продолжил работу.

18 апреля 1901 года совет музея одобрил предварительный эскиз "Куликовского поля", представленный Сергеем Алексеевичем Коровиным, Серов и Малютин были вынуждены вернуть авансы. Только вот картину Сергей Коровин так и не создал. Когда он умер 13 октября 1908 года, то было предложено завершить картину по его эскизам брату Константину Алексеевичу Коровину, но тот наотрез отказался. В течение двух лет предлагалось создание картины многим художникам, но уже никто не хотел связываться с этим неблагодарным делом. Рама для картины так и осталась пустой. Лишь в середине пятидесятых годов прошлого столетия в ней появился нейтральный пейзаж под названием "Рассвет над Москвой-рекой".

В другом подвале под квартирой Перцова размещался с 1908 по 1909 год театр-кабаре "Летучая мышь", выросший из "капустника" МХТ. Когда 29 февраля 1908 года два друга-товарища актёр и режиссёр Никита Фёдорович Балиев (настоящее имя Мкртич Асвадурович Балян, 1876-1936) и меценат, нефтепромышленник-миллионер Николай Лазаревич Тарасов (1882-1910) спускались в подвал дома Перцова, то им навстречу вылетела летучая мышь. Друзья посчитали это хорошим предзнаменованием и арендовали подвал. Деньги за аренду платил Тарасов, Балиев стал директором театра-кабаре, а летучая мышь стала эмблемой и названием.

Даже в гимне театра она засветилась:

  • "Кружась летучей мышью

  • Среди ночных огней,

  • Узор мы пестрый вышьем

  • На фоне тусклых дней."
В "Летучей мыши" действовало железное правило: "Не обижаться". Василий Иванович Качалов выступал в роли циркового борца, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова - парижской шансонетки, Владимир Иванович Немирович-Данченко становился дирижёром любительского оркестра, Константин Сергеевич Станиславский - фокусником. Из-за апрельского наводнения официальное открытие театра состоялось лишь 18 октября 1908 года. Веселые актёры создали пародию на свою же премьеру спектакля "Синяя птица".

Вот, что поведал об театре Иван Алексеевич Бунин в рассказе "Чистый понедельник" из цикла "Тёмные аллеи": "На "капустнике" она много курила и все прихлебывала шампанское, пристально смотрела на актеров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское, на большого Станиславского с белыми волосами и черными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице, - оба с нарочитой серьезностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан." Некоторые считают, что героиня рассказа жила в доме Перцовой, ссылаясь на строки: "В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже". Вот только не было в доме Перцовой пятого этажа.

После того, как "Летучая мышь" покинула дом Перцова, хозяин присоединил опустевший подвал к своей квартире, которая стала четырёхэтажной. В подвале устроили танцевальный зал.

Об этом мало кто помнит, но у "Летучей мыши" в доме Перцова был предшественник.
Борис Константинович Пронин (1875 - 1946) был человеком деятельным и энергичным, фонтанировал идеями, его даже называли "безумным, вхолостую работающим мотором". В рамках одной из них он арендовал зимой 1907-1908 годов в доме Перцова несколько больших мансард с огромными окнами в самом верху здания и создал в них артистическую ночлежку для молодежи МХТ. Среди прочих артистов жила уроженка Саратовской губернии, актриса МХТ Надежда Сергеевна Бутова (1878 - 1921). Вместе с драматургом и режиссёром Петром Михайловичем Ярцевым (1870-1930) Пронин создал в сезон 1907-1908 годов здесь же студию под названием "Интимный театр" (Студия Ярцева), в организации которого принимали также участие музыканты и молодые артисты МХТ, выдвигалась программа поиска новых форм в искусстве. Но официальное открытие театра, намеченное на январь 1908 года, не состоялось. Как писал в письме актёру и режиссёру Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду (Karl Kasimir Theodor Meyerhold, 1874-1940) живописец Николай Павлович Ульянов (1875-1949) от 25 февраля 1908 года: " Бор. Пронин кончился. На его место зато поселяется и господствует на весь дом Перцова устраиваемое cabaret "Летучая мышь". Вскоре после открытия "Летучей мыши" Борис Пронин уезжает из дома Перцова в Санкт-Петербург.

В воспоминаниях "Начало странствий" младшей дочери Петра Николаевича Перцова Зинаиды Петровны, эмигрировавшей в 1917 году, добравшейся до острова Мартиника в своих странствиях и прожившей более века рассказывается о некоторых жильцах дома: "Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак - Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне: Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная - с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом!"

После революции в квартиру Позднякова въехал Лев Давидович Троцкий, сменивший потом её на квартиру хозяина дома в 1923 году.

Петр Николаевич Перцов был человеком коммуникабельным и активно занимался общественной деятельностью. В 1906 году он вступил в партию "Союз 17 октября", был даже какой-то период времени членом её ЦК и баллотировался от партии в Первую Государственную Думу. Затем он стал одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя.

2 января 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление "О ликвидации церковного имущества", ставшее спусковым крючком для изъятия церковного имущества без разбора. Верущие стали волноваться и пытаться оказывать сопротивление. Начались многочисленные процессы.

"Второй судебный процесс над духовенством Москвы и Московской губернии, так называемый «процесс второй группы церковников», проходил с 27 ноября по 31 декабря 1922 г. Трибунал рассмотрел дела 105 обвиняемых. Среди обвиняемых были священники, профессора, учителя, студенты, рабочие, крестьяне и т. д. Наиболее активным участникам сопротивления изъятию ценностей был вынесен смертный приговор. Однако в связи с амнистией, объявленной к годовщине революции, расстрел был заменён тюремным заключением."

Во время этого процесса был осуждён и Перцов, которому дали пять лет тюремного заключения. Но в 1923 году трое осуждённых были освобождены, в их числе Пётр Николаевич. Но в свою квартиру он уже не вернулся. Зато Троцкий проводил в бывшей квартире Перцова дипломатические рауты.

Но до этого времени какое-то период времени дом был жилой. В нём жили и творили в тридцатые годы прошлого века художники: Александр Васильевич Куприн (1880-1960), Василий Васильевич Рождественский (1884-1963), первым из художников получившим студию в доме Перцовой, Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961), Роберт Рафаилович Фальк (1886 - 1958), Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956).

Куприн и Рождественский когда-то принадлежали к объединению "Бубновый валет", о котором я упоминал в материале По залам музея Радищева. Русский авангард . Фальк получил помещение в доме Перцова, освободившееся после переезда Соколова-Скаля в 1937 году, как раз благодаря своим собратьям по "Бубновому валету". Ибо домоуправление решило устроить там общежитие для уборщиц Военной академии имени Фрунзе. Не повезло уборщицам, как впрочем еще одному претенденту на освободившуюся жилплощадь в центре Москвы - "сталинскому соколу" Андрею Борисовичу Юмашеву (1902-1988), совершившему 12-14 июля 1937 года в качестве второго пилота на самолёте АНТ-25 (командир экипажа - М. М. Громов, штурман - С. А. Данилин) беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США).

Дом Перцовой расселили уже после войны и художникам, а порой и их вдовам было тяжело покидать насиженное гнездо. Новым хозяином стало Министерства иностранных дел и теперь обычным смертным остаётся лишь любоваться на прекрасный дом снаружи.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

  • Адрес:

    Москва, Соймовский проезд, 1

1937-1938 гг. : Список жителей дома - Лиговская ул., 44,
- пострадавших в результате массовых репрессий по 58-ой статье УК РСФСР:
(продолжение)
"13. Крастынь Ян Францевич, 1891 г. р., уроженец хут. Званытай Курляндской губ., латыш, беспартийный, столяр 2-го автопарка Ленсовета, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 608 . Арестован 3 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 29 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 января 1938 г.

14. Ледник Иван Федорович, 1903 г. р., уроженец с. Подсвилье Дисненского у. Виленской губ., белорус, член ВКП(б) в 1920-1937 гг., начальник Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 303 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

15. Ленч Иван Иосифович, 1897 г. р., уроженец Коростенского у. Волынской губ., поляк, беспартийный, бригадир истопников почтового отделения ст. Ленинград-Московский, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 410 . Арестован 29 января 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 25 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 2 апреля 1938 г.

16. Маркевич Емельян Викентьевич, 1894 г. р., уроженец д. Островки Новогрудского у. Минской губ., поляк, беспартийный, паровозный машинист депо ст. Сортировочная Московской линии Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 520 . Арестован 10 апреля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 апреля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 22 мая 1938 г.

17. Махов Алексей Федорович, 1903 г. р., уроженец д. Еремейцево Любимского р-на Ярославской обл., русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., вагонный мастер Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 424 . Арестован 14 января 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 21 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 1 марта 1938 г.

18. Охотин Анатолий Дмитриевич, 1897 г. р., уроженец д. Закурино Пестяковского р-на Ивановской обл., русский, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., зам. начальника Политотдела Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 631 . Арестован 7 августа 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 22 сентября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 23 сентября 1938 г.

19. Павлов Владимир Каленикович, 1895 г. р., уроженец г. Жлобин БССР, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., начальник паровозного отделения ст. Волховстрой I Кировской ж. д., где проживал временно, постоянно проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 533 . Арестован 15 сентября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

20. Панов Георгий Иванович, 1898 г. р., уроженец г. Днепропетровск, русский, член ВКП(б) в 1926-1936 гг., нач. Всесоюзной академии ж.-д. транспорта им. Сталина, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 308 . Особым совещанием при НКВД СССР 3 декабря 1936 г. осужден по ст. 58-10 на 5 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Ухтпечлаге. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 января 1938 г.

21. Рытов Алексей Николаевич, 1895 г. р., уроженец г. Москва, русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., инспектор Райтрансторгпита-2 Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 314 . Арестован 14 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 8 июня 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 июня 1938 г.

22. Смирнов (Витчик) Федор Андреевич, 1894 г. р., уроженец д. Марьино Марьинской вол. Новгородского у. и губернии, латыш, беспартийный, начальник пожарной охраны строительства Дворца пушнины Ленгорвнуторга, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, комн. 359 . Арестован 10 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 3 сентября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 сентября 1937 г.

23. Соболь Александр Николаевич, 1884 г. р., уроженец с. Строинцы Ямпольского р-на Винницкой обл., русский, беспартийный, заместитель начальника службы движения Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 503 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

24. Старцев Федор Илларионович, 1896 г. р., уроженец с. Черняевка Богородицкого у. Тульской губ., русский, из крестьян, член ВКП(б) в 1917-1937 гг., начальник цеха ширпотреба самолетного завода № 23, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 716 . Арестован 1 ноября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 26 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 27 февраля 1938 г. (Его жена Елена Иосифовна Горелова выслана в Пинежский район, где осуждена на 8 лет ИТЛ.). "
(Ссылка.

Свое историческое название дом Перцова получил по имени инженера, задумавшего и осуществившего его создание. В 1905-1907 годах П. Н. Перцов в сотрудничестве с архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом и по рисункам-эскизам С. В. Малютина построил «дом-сказку» на берегу Москва-реки.

Художник Малютин постарался придать проекту максимальный оттенок русской старины, черты древней Москвы. Архитекторы построили здание в стиле нового русского модерна, очень передового в то время. Инженер П. Н. Перцов снабдил дом скрытой электропроводкой, незаметными водопроводными, сточными и канализационными трубами, отказался от деревянных перекрытий. Смешение русских традиций и новейших технологий в жилищном строительстве создало удивительное здание, до сих пор остающееся московской достопримечательностью.

Дом, построенный для художников, где каждая квартира имела жилые комнаты и мастерскую, сам стал настоящим произведением искусства. На первый взгляд здание кажется нагромождением различных сложных форм, неодинаковых окон, фронтонов, балконов и башенок. Но при пристальном рассмотрении поражает их гармоничность и органичное переплетение, естественная сочетаемость разных стилей.

От нео-модерна взято единство архитектуры и прикладного искусства, элементов изобразительного творчества. Окна в доме Перцова сделаны различной формы и асимметрично расположенными, богато оформлены балконы, кровля с готическими башнями. В них присутствуют древнерусские и европейские средневековые мотивы, оригинальные панно из майолики. Крыша и фасады украшены мифическими существами, изображением солнца и растений, животных и рыб.

В начале 20 века большая часть мебели была изготовлена по эскизам С. В. Малютина, а внутренние помещения были богато отделаны резьбой по дереву и росписью. Сейчас от былого великолепия остались единичные элементы отделки перил, парадной лестницы и наружных дверей. Но и поныне Дом Перцова неизменно привлекает взгляды своей сказочностью, уникальностью и стариной.

Доходный дом на углу Соймоновского проезда, 1 и московской Пречистенской набережной был построен в период с 1905 по 1907 годы по заказу инженера-путейца Петра Николаевича Перцова, проложившего в Российской Империи тысячи километров железнодорожных путей и бывшего весьма состоятельным человеком.

В проектировании и строительстве здания, выполненного в стиле неорусского модерна, приняли участие архитекторы Николай Константинович Жуков, Борис Николаевич Шнауберт и, собственно, сам Перцов. За основу был взят эскиз, выполненный художником Сергеем Васильевичем Малютиным.

Фото 1. Соймоновский проезд, №1 в городе Москве

История возведения «дома-сказки» началась еще в 1902 году, когда Перцов, с его слов, посетил Ивана Евменьевича Цветкова, не так давно построившего дом-галерею на Пречистенской набережной, 29 для своей коллекции полотен русских живописцев.

Вид из окон дома на храм Христа Спасителя и протекавшую рядом Москву-реку поразил Петра Николаевича, о чем он и сказал хозяину. Обмолвился он и о том, что завидует Цветкову и выбранному им месту для строительства. И тут Иван Евменьевич указал на то, что он покажет еще одно замечательное место по-соседству, но с условием, что Цветков, в случае покупки участка, построит на нем дом и только в русском стиле.

Владение с невзрачным трехэтажным строением, которое в ту пору находилось в собственности Н.В. Ушакова, как и многие участки в этом районе, было выкуплено за 70 тысяч рублей и оформлено на супругу Перцова - Зинаиду, почему и называют его сегодня также доходным домом Перцовой.


Фото 2. Фасад доходного дома Перцовой

В начале 1906 года Петр Николаевич объявил конкурс проектов, причем, закрытый. Для участия в нем хозяин пригласил художников Аполлинария Михаиловича Васнецова, Сергея Васильевича Малютина, архитектора-художника Леонида Михайловича Браиловского и зодчего Дидерихса. В жюри были представлены такие корифеи, как Виктор Михайлович Васнецов, Василий Иванович Суриков, Василий Дмитриевич Поленов, Федор Осипович Шехтель, Илларион Александрович Иванов-Шиц, Сергей Устинович Соловьев и Станислав Владиславович Ноаковский.

Первая премия в размере 800 рублей досталась Аполлинарию Васнецову, а вторую присудили Сергею Малютину с вручением 500 рублей. Но по условиям конкурса заказчик имел право выбрать любой понравившийся проект из получивших призовые места. Петр Николаевич Перцов остановился на эскизе работы Малютина.


Архитектура доходного дома Перцовой

В основе нынешней постройки - трехэтажное здание с небольшими оконными проемами, над которым надстроили четвертый уровень уже с большими окнами для устройства там студий для работы художников. Там же был устроен балкон с названием «Беседа царицы», завершением которого стал золоченый купол.

Со стороны Пречистенской набережной возвели четырехэтажный особняк для проживания самих Перцовых, а вдоль Курсового переулка подняли отлетный корпус со стильно устроенным главным подъездом. Фасадные плоскости были богато декорированы майоликовой живописью, выполненной фирмой «Мурава», в которой состояли молодые художники знаменитого Строгановского училища.

Со всей тщательностью подошли к устройству инженерной части. Так, в доходном доме Перцовой не было никаких деревянных перекрытий, а водопроводные и канализационные коммуникации, как и электропроводка, были скрыты в стенах и специальных нишах, недоступных взору жильцов.

В конечном итоге, дом с великим разнообразием архитектурных форм, смотрится вполне органично. Оформление фасадов выполнено в присущих стилю модерн приемах: ассиметричное расположение оконных проемов, оригинальные балконы, богатый декор фасадов, башнеобразные надстройки кровли.

Конек крыши украсили, изначально, золоченой решеткой со львами, а над зеленой башней некогда размещался петух, также покрытый сусальным золотом. Парадные помещения оформили деревянной резьбой, а также богатой росписью стен.

Знаменитые жильцы дома в Соймоновском проезде, 1

Доходным этот дом, в тогдашнем понимании, назвать было сложно. Перцов брал скромную плату за проживание, а главным критерием предоставления жилья был талант. Таким образом, здесь арендовали квартиры и студии художники Михаил Васильевич Нестеров и Константин Федорович Юон, а также артисты МХАТа, один из которых - Никита Федорович Балиев - организовал здесь театр миниатюр «Летучая мышь».

В представлениях артистического кабаре, размещавшегося в подвале дома с 1908 по 1912 годы, участвовали Василий Иванович Качалов, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, молодые тогда Немирович-Данченко и Станиславский. Здесь пел Александр Николаевич Вертинский, посещал представления Антон Павлович Чехов.

После революции доходный дом Перцовой национализировали. История этого периода связана с проживавшим здесь Львом Давидовичем Троцким, который сначала выбрал для себя апартаменты оригинала Позднякова, устроившего в зале огромную ванну и встречавшего в ней гостей в неизменной тоге, а затем переселившегося в бывший хозяйский особняк со стороны набережной.

Сегодня бывший «дом-сказка» Перцова по адресу Соймоновский проезд, дом 1 занимает одно из управлений МИДа РФ и, к сожалению, проход туда сильно ограничен.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Хочу рассказать Вам об одном очень интересном доме, который расположен в самом центре Москвы, недалеко от Храма Христа-Спасителя. Называется он Дом Перцовой (или Перцова). Москвичи же прозвали его «Дом-сказка» за его причудливый декор.

Точный адрес дома Перцовой - Соймоновский проезд, д. 1 (угол Соймоновского проезда и Пречистенской набережной).

История постройки такого необычного дома началась с «Дома-ларца», который был построен по инициативе коллекционера картин Цветкова. Из «Дома-ларца» открывался вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.


Этот дом очень понравился инженеру путей сообщения Петру Николаевичу Перцову. И ему захотелось создать что-то такое же необычное и завораживающее. Цветков готов был помочь ему найти еще лучшее место при условии, что дом, построенный на нем, будет в русском стиле. Перцов согласился с условием и при помощи Цветкова приобрел участок земли рядом.

Был объявлен конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В итоге был выбран проект Сергея Васильевича Малютина - автора русской матрешки.

Строительство дома продолжалось 11 месяцев - с 1906 по 1907 гг.

Создавался дом как доходный с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Управлением же дома занималась жена Перцова - Зинаида Перцова. Отсюда и двоякое название дома - Перцовой/Перцова.

Семья занимала лишь часть принадлежавшего им дома - четырехэтажную пристройку. В остальных помещениях жили арендаторы-художники.

Отличительной особенностью «Дома-сказки» является необыкновенное разнообразие форм и стилей, которые, одновременно с тем, выглядят как единое целое. В оформлении фасадов были использованы разнообразные приемы, присущие модерну, например, асимметричное расположение окон и балконов, богатый декор.

Фронтоны, простенки, перила балконов, углы здания - все эти элементы, по задумке автора, должны были быть облицованы майоликой - это разновидность керамики, изготавливающейся из обожженной глины с использованием расписной глазури. Исполнение такого сложного по конструкции и цветовой гамме майоликового убранства Перцов доверил артелю молодых художников Строгановского училища «Мурава». В то время у них не было заказов, и артель находился на грани закрытия. Перцов не ошибся с выбором - заказ был выполнен точно в срок. Прошло чуть больше ста лет, а глазурь до сих пор осталась целой и не потускнела.

Постояльцами «Дома-сказки» были художники М. Нестеров и К. Юон, здесь снимали квартиры артисты МХТа. Один из них - Н. Балиев - придумал устраивать в подвале дома представления для самих артистов - так в 1908 году появилось знаменитое кабаре «Летучее мышь», которое просуществовало до 1912 года. В постановках кабаре можно было увидеть мхатовских знаменитостей в совершенно неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехов - парижской шансонетки, а В. И. Немирович-Данченко дирижировал оркестром.

С приходом советов Перцову, как защитнику церкви, пришлось выдержать несколько судов и даже отсидеть год в тюрьме. В итоге в 1922 году он лишился дома, после чего в хозяйских 4-этажных апартаментах поселился Лев Троцкий.

В наши дни в Доме Перцовой располагается Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса. В дом никого не пускают и посмотреть на него можно только с улицы.

И в конце - несколько черно-белых фото.


Интерьеры Дома Перцовой (Резная арка столовой)