Биография александра фадеева. А


«Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни…» - написал Фадеев в ЦК КПСС, перед тем как покончить собой.

«… Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одарённый богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединённая с прекрасными идеями коммунизма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плёлся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать всё то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего.

… Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни…»

1 мая 1917 года. Владивосток. Только что закончилась первомайская демонстрация, и штаб объединённой социал-демократической партии забит народом. В комнату входит группа молодых ребят, впереди юноша в форме ученика коммерческого училища.

М.Н. Губельман: «Он был среднего роста, весь подтянутый, стройный, с открытой шеей, большой головой; его вихрастые волосы были непослушны, он старался пригладить их руками, но они не поддавались и разбрасывались в разные стороны. Это был Саша Фадеев».

«Их разговор начался с неожиданного упрёка, высказанного юношей: социал-демократы, дескать, не обращают достаточного внимания на то, что молодёжь ещё не организована и ей надо помочь разобраться в происходящих событиях.

Губельман, в то время один из руководителей Дальневосточной организации большевиков, возражает, но Фадеев настаивает: «Нет, товарищ Владимир, дело обстоит не так. Сами мы не можем разобраться во всём правильно…» (Л. Большаков).

У Достоевского Алёша Карамазов цитирует «одного заграничного немца»: «Покажите вы русскому школьнику карту звёздного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною».

Выпускник коммерческого училища 16-летний Саша Фадеев твёрдо знает, что «сам не может разобраться во всём правильно», и настоятельно требует для себя партийного руководства.

«Дядя Володя» (Губельман) пользовался у Александра авторитетом непререкаемым. За долгие годы их взгляды не разошлись ни разу и ни по одному вопросу» (Л. Большаков).

Весна - лето 1919-го. Член РКП(б) А. Фадеев - рядовой боец Сучанского партизанского отряда. «Фадеев носил с собой в полевой сумке несколько толстых тетрадок, в которых делал обстоятельные записи… Они служили нам не раз хорошую службу. Так уж повелось, что, когда нужно было получить обстоятельные сведения о каком-нибудь селении и его людях, Лазо и я вызывали из отряда Сашу Фадеева и просили его прочитать соответствующие записи из его тетрадок. Помнится, это был очень ценный материал» (М. Губельман).

Ноябрь 1919-го. Фадеев уже в должности адъютанта при И.М. Певзнере, командире Особого коммунистического отряда. «Вместе с Иосифом Максимовичем Саша… взрывал железнодорожные мосты, нападал на вражеские гарнизоны, безжалостно истреблял предателей и провокаторов» (Н. Ильюхов). В разоблачении предателей и провокаторов «тетрадки» Фадеева, видимо, играют не последнюю роль.

Декабрь 1920-го. «Я считался какое-то короткое время инструктором политотдела нашей дивизии, - вспоминал спустя годы Фадеев. - Но находился я фактически не при политотделе дивизии, а при её комиссаре… Я даже жил у него в салон-вагоне. Спал в столовой на полу, подстилая тогдашние наши меховые укороченные шубы - куртки, которые мы носили белым мехом наружу… Он прочил меня в комиссары полка, если кто-нибудь погибнет или кого-нибудь нужно будет заменить».

Фадееву всего девятнадцать, но он уже инструктор политотдела и готов, если надо, любому помочь «разобраться во всём правильно».

28 декабря 1920 года. Фадеев участник конференции военкомов и секретарей партячеек в городе Нерчинске. «На следующий день он (Фадеев) попал на вечер бойцов Народно-революционной армии. Попал ненароком, гостем, однако в любой обстановке осваивался юный комиссар быстро… и вот уже решительно поднялся, смело рванулся к трибуне» (Л. Большаков).

«В первом ряду сидели члены штаба армии: Велехов, Постышев, Серышев… а со сцены неслась по-мальчишески звонкая и очень красивая речь молодого политработника, одетого в армейскую форму. Это Саша Фадеев образно рисовал два мира: мир праздной и развращённой буржуазии, подымающей в холёной руке не стакан вина, а стакан, наполненный кровью рабочих; с другой стороны - мир тружеников, чьими руками создаётся богатство и красота для жителей дворцов. Созидатели этих богатств живут в лачугах и харкают кровью» (Т. Головина).

Сохранилась партийная характеристика Фадеева - короткая, в два слова: «Хороший, великолепен».

Март 1920-го. Из анкеты делегата IV Дальневосточной конференции большевиков Фадеева А.А.:

«К какому виду партийной деятельности имеет склонность: К работе агитационной и редакционно-издательской, но моё желание всегда непосредственно находиться с массой, в которой я готов вести какую угодно работу, так как хорошо знаю массу и умею иметь с ней дело».

12 февраля 1921 года. «Дано сие тов. Фадееву Александру в том, что… он действительно избран делегатом с правом решающего голоса на X Всероссийский съезд РКП, созываемый 10 марта с.г. в Москве».

«Провожать Сашу, едущего в Москву на съезд партии, я пришёл на Читинский вокзал. Стоял трескучий забайкальский мороз. Саша в это время был от радости, как говорят, на седьмом небе. Увидев меня среди других провожающих, он подошёл ко мне, крепко пожал руку и сказал: «Знал бы ты, друг мой, как я счастлив, что еду в Москву. Подумать только, еду в Москву на съезд партии. Ведь на съезде будет выступать Владимир Ильич Ленин, и я его увижу и услышу» (Т. Ветров - Марченко).

Ленин был впечатлён. Не менее впечатлён был и сам Термен. О встрече с Ильичом он потом вспоминал всю свою долгую жизнь, крайне, надо сказать, насыщенную событиями и встречами с замечательными людьми. Но хотя Термен знал многих великих по обе стороны океана, именно знакомство с Лениным он считал для себя важнейшим и решающим. «Полтора-два часа, которые я был счастлив провести около Владимира Ильича, словно заново открыли мне огромное обаяние его, теплоту, доброжелательство, всё, что особенно осознаёшь при личной встрече», - говорил он. С тех пор он был предан революции и партии всегда и несмотря ни на что.

В стране - экономический, социальный и политический кризис. То там, то здесь вспыхивают крестьянские мятежи. Неурожай, отсутствие кормов, падёж скота и… тотальная продразвёрстка. Предприятия стоят из-за отсутствия топлива. Безработица. Рабочие ропщут.

28 февраля в Кронштадте на общих собраниях личного состава линкоров, а 1 марта на общегородском митинге были приняты резолюции с требованиями свободы деятельности левых социалистических партий, свободы торговли и перевыборов Советов, упразднения и устранения комиссаров. По сути, речь шла о свержении власти РКП(б).

2 марта в городе создан Временный революционный комитет, первой акцией которого стал арест коммунистов. Штаб обороны берёт под свой контроль главную базу Балтийского флота.

В Петрограде вводят осадное положение, разводят мосты и ледоколами вскрывают Неву, чтобы отсечь рабочие кварталы от руководящего центра. ЦК РКП(б) принимает решение о восстановлении 7-й армии под командованием М. Тухачевского.

А. Фадеев: «…Я был так близко от Ленина, что не удержался и украдкой потрогал рукой его за пиджак».

В армии Тухачевского брожение, солдаты отказываются наступать, а артиллеристы стрелять по восставшим. Первый штурм Кронштадта заканчивается провалом. По предложению Ленина часть делегатов съезда наделяют «самыми широкими полномочиями» и направляют политбойцами в армию Тухачевского. Агитпроповская легенда, что делегаты съезда брали Кронштадт. Да, они принимают участие в штурме (и в расправе над восставшими моряками), но функция у них исключительно надзирательная - следить, чтобы солдаты не повернули штыки на своих комиссаров.

Фадеев попадает в сестрорецкую группу, в пехоту. Во время штурма «был ранен в ногу, прополз почти два километра по льду до тыловых частей и был эвакуирован в госпиталь».

Мятеж жестоко подавлен. Но РКП(б) была вынуждена перейти от военного коммунизма к новой экономической политике, заменить продразвёрстку продналогом.

Выписавшись из госпиталя, Фадеев возвращается в Москву и, «как делегат, направленный на Кронштадтский фронт», первым делом идёт в ЦК: доложить о выполнении, получить новые указания.

Беседа с секретарём ЦК, «товарищеский совет» старшего молодому, партийная путёвка на учёбу в Горную академию. Принимают туда исключительно командированных Центральным комитетом. И следит за обучением сам ЦК: учёба здесь считается партийной обязанностью. Среди студентов - недавние комиссары полков и дивизий, секретари губкомов и укомов, председатели исполкомов.

Геологией Фадеев никогда не интересовался, в технических дисциплинах полный ноль, но он коммунист, солдат партии.

«Я занимался как лев или как Акакий Акакиевич - часов по 15 в сутки».

«Постоянно видела его за чтением специальной литературы, за изучением трудов классиков марксизма-ленинизма. С увлечением конспектировал он работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Труд Ильича вызывал в нём восхищение» (Т. Головина).

26 октября, всего через месяц после поступления в Горную академию, А. Фадеева избирают делегатом на VII Московскую губернскую конференцию РКП(б). Избирают студенты, сплошь состоящие из комиссаров и партийных секретарей.

«В гимнастёрке тёмно-серого сукна и таких же галифе, заправленных в хорошо начищенные сапоги, был он непоказно аккуратен. Аккуратность сказывалась и в точности изложения услышанного. Точность эта отнюдь не бесстрастность. Говорить без душевного волнения о Ленине он не мог» (Л. Большаков).

Партячейка академии входит в замоскворецкую районную организацию, и Фадеев становится нештатным, но весьма деятельным инструктором райкома РКП(б). Руководит замоскворецкими коммунистами тов. Землячка. «Эта скромная женщина с гладко зачёсанными назад тёмными волосами и вечным пенсне… Всегда в чёрном платье с туго накрахмаленным белым воротничком, всегда подтянутая и собранная, эта сорокапятилетняя партийка привлекала к себе молодёжь, в которой видела будущее партийного дела» (Л. Большаков).

Первой из женщин получила она орден Красного Знамени: «Награждается орденом Красного Знамени тов. Самойлова-Землячка Розалия Самойловна за то, что… неутомимой, беззаветной и энергичной организационной и политической работой положила прочную основу боеспособности красных частей и способствовала окончательной победе Красной армии».

Как именно Р.С. Землячка «способствовала окончательной победе Красной армии», сейчас вкратце можно прочитать в любом энциклопедическом словаре. Вкратце, потому что её подлинная биография ещё ждёт своего исследователя. К счастью, сохранились свидетельства современников. И среди них - «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва, одна из самых трагических книг, посвящённых Гражданской войне.

Саша Фадеев станет её преданным другом и «любимым учеником». До самой смерти будет бережно хранить и перечитывать её письма. Знал ли Фадеев, кто такая Землячка? Конечно, знал. Не хочется здесь писать про его патологически жестокую мать и бросившего семью «отца-революционера». Но (для любителей психоаналитических биографий) вот цитата: «Один из братьев Саши опоздал к утреннему чаю (!). От страха сел в бадью и опустился в колодец…» (И. Жуков).

В марте 1924 года Фадеева окончательно мобилизуют на партийную работу. Он выезжает на Северный Кавказ, где становится инструктором Кубано-Черноморского обкома РКП(б). 5 июля того же года его избирают секретарём райкома в Краснодаре.

Из письма Р.С. Землячке: «Это меня удовлетворяет, знакомая и интересующая меня область, и, кроме того, очевидно, останется время для литературных занятий. Во всяком случае, я с жаром принялся за новую работу - сейчас поехал по краю наладить связь с массами».

Блестящая карьера, светлое партийного будущее… Одно но. В этом письме неожиданно всплывают «литературные занятия».

«… Ещё будучи в Москве, я написал рассказ «Против течения» из времён революции на Дальнем Востоке. Я читал его в группе пролетписателей «Молодая гвардия», и встречен был он весьма одобрительно. Потом он был напечатан в № 10 «Молодой гвардии» за 23-й год и некоторое время спустя отмечен (с хорошей стороны) нашей партийной критикой. Надо сказать, что писал я его урывками, с большим трудом, за недостатком времени, которое, как Вы знаете, было занято учёбой и партработой. В 1922 году была в основном написана повесть «Разлив»... опубликована в альманахе «Молодогвардеец». Показателем успеха обоих произведений служит то, что издательство «Молодая гвардия» сразу же купило их для издания отдельной книгой в количестве 5-8000 экземпляров».

И вывод: «…очевидно, не только большое желание, но и способности к этому делу у меня есть».

Опасный вывод. Вот эта мысль, что «и способности у меня есть», и погубит в конце концов Фадеева. Доведёт до алкоголизма и самоубийства в расцвете лет и зените карьеры.

1926 год. Выходит «Разгром». Главный герой, Мечик, воплощает всё то, что Фадеев ненавидит и презирает. В себе. Интересен и финал - с попыткой самоубийства.

«Разгром» становится «бестселлером». Фадеев, как ведущий советский писатель, занимает руководящие посты во Всероссийской ассоциации пролетарских писателей.

Начинает роман «Последний из удэге». О том, как «отсталые народы» приходят в революцию. Роман остаётся неоконченным.

1932 год. М. Горький в письме И. Сталину: «Он (Фадеев), остановясь в своём развитии, видимо, переживает это, как драму, что, впрочем, не мешает его стремлению играть роль литературного вождя, хотя для него и литературы было бы лучше, чтобы он учился».

Фадеев станет генеральным секретарём Союза писателей, депутатом Верховного Света, членом ЦК, «потом и кровью» заработает высокое место в партийной иерархии. Но всю жизнь перед ним будет маячить «великая русская литература»: Толстой, Гоголь, Достоевский, Андрей Платонов, работавший по соседству, дворником. Он, Фадеев, ведь по праву в этом ряду. Способности-то имеются. А так мало сделано. Неужели ТАМ не понимают? Боец идеологического фронта, заседая в президиумах и решая вопросы, не должен страдать о напрасно потерянном времени. Фадеев страдал.

Март 1951 года. А. Фадеев не выдерживает и осторожно жалуется в письме И. Сталину, что, имея «много замыслов новых повестей, романов и рассказов», он совсем не имеет времени на их осуществление. Они «заполняют меня и умирают во мне неосуществлённые. Я могу только рассказывать эти темы и сюжеты своим друзьям, превратившись из писателя в акына или ашуга».

В ожидании обещанного отпуска буквально ликует: «Целый год чувствовать себя свободным от посторонних дел, профессиональным литератором! Ведь это такое счастье!»

Но опять рутина, борьба с «безродным космополитизмом» и «балластом» в писательских рядах, да и бытовой алкоголизм… В общем, уйти в творческий отпуск не получается.

Но тут умирает Сталин. Поднаторевший в аппаратных играх Фадеев прекрасно понимает, что кресло под ним шатается. Нужно срочно делать какие-то шаги, спасать карьеру. Или уходить. И писать: Пушкин, Тургенев, Батюшков, Зощенко (говорят, работает сапожником). Как и в 16 лет, Фадеев «не может сам разобраться во всём правильно». Ему нужно мнение ЦК.

Май 1953 года. Всего два месяца после смерти Сталина. Фадеев из больницы (проклятый алкоголизм) пишет письмо. Нет, не в ЦК, а своему заму, Суркову, но с тем расчётом, чтобы Сурков передал его в ЦК. Сурков передаёт, снабдив припиской: «Приношу глубокое извинение за дилетантскую машинопись. Снимал копию (в целях конспирации в аппарате) сам лично, а машинистка я не очень квалифицированная».

Фадеев пишет: «…Советская литература по своему идейно-художественному качеству, а в особенности по мастерству, за последние 3-4 года не только не растёт, а катастрофически катится вниз... А всё это происходит потому, что люди, способные дать этот, хотя бы относительный, образец, перегружены по уши чем угодно, но только не творческой работой, хотя большинство из них в течение десятилетий зарабатывали свой литературный опыт и мастерство буквально горбом, и без примера никаких талантов и гениев из молодёжи самопроизвольно возникнуть не может, как не могло бы быть Пушкина без Державина, Ломоносова, Грибоедова, Жуковского, Батюшкова.

До тех пор, пока не будет понято абсолютно всеми, что основное занятие писателя (а особенно писателя хорошего, ибо без хорошего писателя не может быть хорошей литературы и молодёжи не на чем учиться)… - это его творчество, а всё остальное есть добавочное и второстепенное, без такого понимания хорошей литературы сделать невозможно».

Это бунт. Попытка переложить вину за свой литературный провал на партийное руководство. Секретарь ЦК Поспелов в краткой записке докладывает Хрущёву о ЧП в Союзе писателей. Фадеева начинают тихо сливать с руководящих постов.

«Союз писателей осудил паническое настроение Фадеева. Нельзя так, одним махом, перечеркнуть труд нескольких тысяч писателей. Предлагаем укрепить руководство, усилить влияние секретариата писателей на творческий процесс. Начать подготовку к писательскому съезду». Подписи: А. Сурков, К. Симонов, Н. Тихонов.

«Он не был создан для неудачничества, он так привык к роли вождя, решителя писательских судеб - что положение отставного литературного маршала для него было лютым мучением. Он не имел ни одного друга - кто сказал бы ему, что его «Металлургия» никуда не годится, что такие статьи, какие писал он в последнее время, - трусливенькие, мутные, притязающие на руководящее значение, только роняют его в глазах читателей, что перекраивать «Молодую гвардию» в угоду начальству постыдно, - он совестливый, талантливый, чуткий - барахтался в жидкой зловонной грязи, заливая свою совесть вином» (К. Чуковский).

Три года, с 1953-го по 1956-й, он будет пытаться прорваться к Н. Хрущёву и Г. Маленкову, но не будет ими принят.

В конце февраля - начале марта 1956 года состоится ХХ съезд КПСС. На закрытом заседании Н.С. Хрущёв выступит с докладом «О культе личности и его последствиях».

На утреннем заседании 20 февраля М.А. Шолохов: «… На что мы пошли после смерти Горького? Мы пошли на создание коллективного руководства в Союзе писателей во главе с тов. Фадеевым, но ничего путёвого из этого не вышло… Фадеев оказался достаточно властолюбивым генсеком и не захотел считаться в работе с принципом коллегиальности. Остальным секретарям работать с ним стало невозможно. Пятнадцать лет тянулась эта волынка… Общими и дружными усилиями мы похитили у Фадеева пятнадцать лучших творческих лет его жизни, а в результате не имеем ни генсека, ни писателя. А разве нельзя было в своё время сказать Фадееву: «Властолюбие в писательском деле - вещь никчёмная. Союз писателей - не воинская часть и уж никак не штрафной батальон, и стоять по стойке «смирно» никто из писателей перед тобой не будет, товарищ Фадеев. Ты - умный и талантливый писатель, ты тяготеешь к рабочей тематике, садись и поезжай-ка годика на три-четыре в Магнитогорск, Свердловск, Челябинск или Запорожье и напиши хороший роман о рабочем классе…»

Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности - роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда, которая отравила ему жизнь и, отозвавшись раком лёгких, свела в могилу.

И дальше, практически слово в слово, письмо Фадеева в ЦК. Только акценты смещены, не надо, мол, перекладывать с больной головы на здоровую. В светлое будущее берут не всех, товарищ Фадеев, кто-кто, а ты это понимать должен.

Фадеев понимает и пишет Суркову (новому первому секретарю Союза писателей): «Я нуждаюсь в абсолютном и полном освобождении от всех обязанностей… Я болен не столько печенью… сколько психически. Я совершенно пока что неработоспособный».

«Ночью он не мог уснуть, принял чуть не десять нембуталов, сказал, что не будет завтракать, пусть его позовут к обеду, а покуда он будет дремать. Наступило время обеда: «Миша, позови папу!» Миша пошёл наверх, вернулся с известием: «Папа застрелился». Перед тем как застрелиться, Фадеев снял с себя рубашку, выстрелил прямо в левый сосок» (К. Чуковский).

«… В последние годы А.А. Фадеев страдал тяжёлым прогрессирующим недугом - алкоголизмом, который привёл к ослаблению его творческой деятельности. Принимаемые в течение нескольких лет различные врачебные меры не дали положительных результатов. В состоянии тяжёлой душевной депрессии, вызванной очередным приступом болезни, А.А. Фадеев покончил жизнь самоубийством.

Трагическая смерть вырвала из наших рядов верного сына советского народа, талантливого художника, патриота нашей социалистической Родины».



Фадеевым написано совсем немного. Его писательская судьба - пример того, как губительны для истинного писателя служение ложной политической идее и готовность переступить через себя ради нее.

Биография Александра Фадеева (1901-1956)

Двадцатилетним комиссаром Фадеев приехал из далекого Приморья в Москву, на Х съезд партии. Когда мимо него быстрым шагом прошел вождь революции, Фадеев не удержался, протянул руку и коснулся Ленина, словно пытался напитаться некой сакральной энергией. Юный комиссар слушал своего кумира с благоговением. И когда объявил, что в Кронштадте - контрреволюционный мятеж, Фадеев помчался на вокзал вместе с другими красноармейцами и потом прямо с поезда бросился в бой. Был тяжело ранен, некоторое время находился на грани жизни и смерти. Решил, что если выживет - станет писателем, будет поддерживать революцию пером, будет воспевать новый мир и нового человека.

Творчество Александра Фадеева

В 20-е годы Фадеев еще жил мечтами, дух революционной романтики еще не окончательно выветрился из него. В 1927 году пришла всероссийская слава - был издан роман «Разгром». Книгу одобрил лично Сталин, подчеркнув, что именно такая проза и необходима как партии, так и всему народу. Партия протянула Фадееву руку, и он не устоял. Начался его смертельный роман с властью. И сам начал говорить с писателями и поэтами от имени власти, осознав себя чем-то вроде жреца.

Слишком поздно он понял, что его неукротимую энергию станут откровенно использовать и эксплуатировать, чтобы превратить писателей в одно покорное стадо. После революции, как известно, возникло множество писательских объединений, по-своему понимавших язык и задачи литературы. Многоцветье и разноголосица пугали партию. Фадеев, как идеолог РАППа, ассоциации пролетарских писателей, бросился в бой за истинную советскую, партийную литературу.

В 1932 году партия разогнала все литературные объединения. Вместо них был создан единый Союз советских писателей. Ему достаточно часто приходилось делать то, против чего восставала совесть. В 1931 году ему приказали заклеймить за крамольную повесть «Впрок». Он видел, как травят , видел и не защитил. Иногда ему становилось известно о готовящихся арестах и обысках. Он не отстоял ни Мандельштама, ни Пильняка, ни Бабеля, ни Артема Веселого.

В 1938 году Фадеев стал во главе Союза Писателей. Однако с каждым годом Фадеев все острее ощущает духовную пустоту и творческий вакуум. Он превращается в функционера от литературы. Фадеев все чаще уходит в глухие, длительные запои. Сталин относится к ним снисходительно - Фадеев нужен ему. Со своей первой женой - писательницей Валерией Герасимовой - Фадеев расстался в 1932 году. Через четыре года он женился на актрисе Ангелине Степановой. Какое-то время они были счастливы, но затем Фадеев понял, что их брак - это союз людей, слишком увлеченных своим делом.

В годы войны Фадеев собран, пишет статьи и очерки, отдает приказы на своем участке фронта - фронта боевой журналистики и литературы. В 1943 году Фадеева приглашает и дает понять о желательности появления книги о юных краснодонских подпольщиках. Фадеев с энтузиазмом берется за работу, собирает материал, пишет непривычно быстро. Он вдохновлен, как в далекой юности. А затем - разгромная критика и он вынужден, по собственному признанию, переделывать молодую гвардию в старую. Новая редакция романа была канонизирована, экранизирована и включена в школьную программу по литературе. Эта история надломила Фадеева окончательно. Его последний роман - «Черная металлургия» - остался незаконченным. В мае 1956 года Фадеев застрелился у себя на даче в подмосковном Переделкине.

  • Предсмертное письмо Фадеева было на долгие годы упрятано в архивах КГБ и обнародовано только в перестроечные годы. Это крик, вопль о загубленной советской литературе и собственной жизни.

1.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А ФАДЕЕВА

2.УЧАСТИЕ ФАДЕЕВА В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ « РАЗГРОМ»

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ И МАСС В РОМАНЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А ФАДЕЕВА

Александр Александрович Фадеев родился 24 декабря 1901 года в деревне Кимры Тверской губернии (ныне Калининская область). Родители, а затем и отчим (отца Фадеев лишился рано) принимали активное участие в революционной борьбе против самодержавия. Преследуемая царским правительством семья Фадеевых в 1908 году переезжает на Дальний Восток, в деревню Саровку, а затем поселяется в живописнейшей Сучанской долине в селе Чугуевке Южно-Уссурийского края. Природа Дальнего Востока с ее грозной суровостью и трепетной красотой воспитывала в чутком юноше чувство прекрасного. А люди, чей труд преобразовывал эту природу и придавал ей особую одухотворенность, рабочие и земледельцы, портовые грузчики и таежные охотники, дровосеки и рыбаки, - были близки сердцу юноши, привыкшего с малых лет уважать людей труда.

«Мы учились на медные деньги своих родителей, - писал он. - Мой отец и мать, фельдшер и фельдшерица в глухой деревне, еще сами обрабатывали землю. Таковы были и мои немногочисленные товарищи по школе. Жизнь рабочих и крестьян была нам близка» В коммерческом училище Владивостока, где несколько лет занимался Фадеев, многие из его друзей были настроены революционно. А его двоюродные братья и их мать - Сибирцевы, в доме которых жил в эти годы Фадеев, связали свою судьбу с революционной борьбой против самодержавия. Будущий писатель горячо и восторженно разделял их свободолюбивые взгляды. И когда на Дальнем Востоке развернулись бои за установление Советской власти, Фадеев в числе многих юношей оказался в гуще революционных событий.

Образы большевиков выведены уже в ранних рассказах Ф. Комиссар Соболь и комендант парохода Селезнев («Против течения») - это стойкие, неуклонно идущие «против течения» большевики, подчиняющие стихию взбунтовавшегося партизанского отряда.

Молодой крестьянин Иван Неретин («Разлив») в напряженной обстановке классовой борьбы обнаруживает все качества мужественного руководителя-большевика, не теряющегося в трудных условиях, умеющего поставить интересы общего дела выше своих личных. Эти два ранних произведения, страдающие известной схематичностью, не лишенные внешних романтических эффектов, явились как бы подготовительной работой к большому роману Фадеева «Разгром», вышедшему в 1927. «Разгром» по праву вошел в железный фонд советской литературы. Центральная проблема романа - проблема партийного руководства в революции - раскрыта в образе командира отряда, коммуниста Левинсона. Создание полноценного образа большевика - Левинсона - и является одной из крупнейших побед искусства социалистического реализма.

В лице Левинсона Ф. сумел впервые дать полноценную фигуру партийца-вождя, противопоставив ее схематичному образу большевика в «кожаной куртке» «железобетонному пролетарию».

Типическое значение характера Левинсона тем более велико, тем более убедительно, что важнейшие черты большевика выступают здесь в глубоко индивидуальном своеобразии.

Перед читателем раскрывается не только внешнее поведение Левинсона, но и его внутренний душевный мир. Оказывается, что сила Левинсона, большевика-командира, заключается не в отсутствии у него тех слабостей и желаний, которые есть у остальных людей, а в том, что, сознавая свой революционный долг, напряжением воли Левинсон подавляет и преодолевает свои слабости. В этой борьбе противоречивых тенденций раскрывается образ Левинсона.

Большевик-организатор, кровно связанный со своим отрядом, он, опираясь на него, никогда не подчиняется ему, а руководит массой, умея в нужную минуту противопоставить дезорганизованности партизан свою несокрушимую волю.

Реалистичность образа Левинсона, лишенного какой бы то ни было ходульности, подчеркивается отсутствием внешних героических черт, описанием физической слабости этого тщедушного, невзрачного на вид человека.

Рисуя образ Левинсона, Фадеев разрешает проблему пролетарского гуманизма: для спасения отряда Левинсон не останавливается перед жестокими мерами, вплоть до отравления раненого Фролова, но все его поступки, все его взаимоотношения с партизанами в конечном счете определяются подлинной любовью к человеку, ради которого и стремится он к торжеству революции.

Пролетарский гуманизм Левинсона еще резче оттеняется в сравнении с ложным, отвлеченным гуманизмом Мечика, его «гуманистической» фразеологией, за которой скрывается только ограниченное себялюбие.

Имя Мечика стало уже нарицательным для обозначения мелкобуржуазной слабости, дряблости, бесхарактерности, узкого индивидуализма, соединения возвышенных и красивых представлений и фальшивых иллюзий о себе самом с трусостью и подлостью в реальной жизни. Мечику по существу дорог только он сам, его собственная личность.

Защищая в теории высокие принципы гуманности, он в то же время думает только о спасении своей шкуры и в результате предает отряд. Мечик - раб своих слабостей, Левинсон - их властелин. Ценность романа заключается также в изображении и других бойцов партизанского отряда.

2.УЧАСТИЕ ФАДЕЕВА В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

Осенью 1918 года семнадцатилетним юношей Фадеев вступает в Коммунистическую партию, верным и славным сыном которой остается всю жизнь. В апреле 1919 года по решению дальневосточной партийной конференции С. Лазо, А. Фадеев, И. Сибирцев и ряд других коммунистов организовывают в Приморской области партизанское движение.

В 1919-1920 годах молодой дальневосточный партизан Булыга (подпольное имя Фадеева) был пламенным агитатором и мужественным бойцом в борьбе против белогвардейцев и иностранных интервентов. Вместе с партизанами будущий писатель совершал длительные переходы по сопкам и таежным тропам, вел большую массово-политическую работу в отрядах и среди местного населения. В задушевных беседах с бойцами он рассказывал о значении Октябрьской социалистической революции, о первых декретах Советского правительства. Принимая непосредственное участие в вооруженной борьбе против врагов революции, Фадеев пристально наблюдает жизнь и быт народа, познает мысли и чувства окружающих его людей, их характеры, неповторимые в своей индивидуальности. Здесь в огне революционных битв рождался писатель, который с полным правом мог сказать: «Как писатель, своим рождением я обязан этому времени. Я познал лучшие стороны народа, из которого вышел. В течение трех лет вместе с ним я прошел тысячи километров дорог, спал под одной шинелью и ел из одного солдатского котелка... Я понял значение партии для судьбы народа и горжусь, что был принят в ее среду»

После разгрома Колчака Фадеев находился на политической работе в Красной Армии. В феврале 1921 года большевики Дальнего Востока избирают его делегатом на X съезд РКП (б), и в марте 1921 года Фадеев впервые попадает в Москву. Когда вспыхнул белогвардейский мятеж в Кронштадте, вместе с другими делегатами съезда. А Фадеев пошел штурмовать неприступную Кронштадтскую крепость, на подступах к которой был тяжело ранен. Потянулись долгие месяцы лечения.

Раздумья, воспоминания о боевом прошлом, еще таком недавнем, ярком, теснились в голове, тревожили. И Фадеев задумал написать роман о гражданской войне, запечатлеть в книге образы замечательных героев и события этих лет. Хотелось рассказать людям о величии лет гражданской войны и подвигов простых, сдержанно-суровых ее участников.

Материала было много, но из него надо было отобрать главное - то, что определяло сущность событий и поступки людей, пробужденных к новой жизни великой революцией. Однако Фадеев не сразу смог художественно воплотить свой замысел. После выздоровления Фадеев демобилизуется из Красной Армии и поступает учиться в Московскую горную академию. Он мечтал стать инженером и вернуться на Дальний Восток к своим товарищам по оружию - шахтерам Сучана.

В академии он пробыл с 1921 по 1924 год, одновременно работая инструктором Замоскворецкого райкома партии Москвы и секретарем парткома одного из московских заводов. Партийная работа для Фадеева в эти и последующие годы, когда он работал на Кубани и Северном Кавказе, была большой жизненной школой. В 1926 году Фадеев возвратился в Москву; он становится одним из активнейших деятелей советской литературы. Формирование нового человека - вот то главное, к чему приковано внимание Фадеева-художника.

И герой фадеевских книг - человек «в большом походе, в движении к коммунизму» - навсегда вошел в литературу и жизнь. Это наш современник, с его романтической устремленностью в будущее, реалистически оценивающий свою практическую деятельность, мужественно встречающий смерть в бою с врагами, с непоколебимой верой в торжество великого дела строительства коммунизма. Художественные произведения А. Фадеева, отразившие нашу героическую эпоху революционного преобразования общества, правдиво показавшие нового человека.

3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ « РАЗГРОМ»

Действие в романе "Разгром" происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст ограничивается упоминанием "Миколашки", Колчака, японцев и максима - листов. Главное, что занимает писателя,- изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами. Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора, проверяются на прочность внутреннего стержня.


Фадеев (Булыга) Александр Александрович – прозаик, критик, теоретик литературоведения, общественный деятель. Родился 24 (10) декабря 1901 года в селе Кимры Корчевского уезда Тверской губернии. Раннее детство провел в гг. Вильно и Уфе. В 1908 г. семья Фадеевых переехала на Дальний Восток.

С 1912 по 1919 г. Александр Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище (ушел, не закончив 8-го класса). Здесь он пристрастился к литературе. Много читал, сотрудничал в рукописных ученических журналах, помещал в них стихи, очерки, рассказы.

В годы гражданской войны Фадеев принимал активное участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. В бою под Спасском был ранен.

В феврале 1921 г. Александр Фадеев избран делегатом X съезда РКП(б). Участвуя в штурме мятежного Кронштадта, был ранен вторично. После излечения и демобилизации остался в Москве для учебы в Московской горной академии (ушел со 2-го курса).

Первую законченную повесть “Разлив” Александр Фадеев написал в 1922-23 гг., рассказ “Против течения” – в 1923 г. В 1925-26 гг., работая над романом “Разгром”, принял решение заниматься литературным трудом профессионально.

лет А.А.Фадеев находился в руководстве писательских организаций: в 1926-32 гг. был одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей; с 1934 г. – заместитель председателя оргкомитета Союза писателей, член правления и президиума Союза писателей СССР; в 1939-44 гг. – секретарь Союза писателей; в 1946-54 гг. – генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР; в 1954-56 гг. – секретарь правления. Был редактором ряда газет и журналов.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев работал как публицист. Будучи корреспондентом газеты “Правда” и Совинформбюро, объехал ряд фронтов.

В начале января 1942 года писатель прибыл на Калининский фронт, который "тяжело и бурно наступал под Ржевом". Фадеев захотел попасть и попал на самый опасный участок, где советские войска, охватывая противника, ещё недостаточно закрепились, где территория густо простреливалась с двух сторон. Впечатления от этого посещения Калининского фронта пригодились Фадееву не только для написания очередной корреспонденции, но и впоследствии при работе над романом "Молодая гвардия".

корреспонденцию "Изверги-разрушители и люди-созидатели", в которой он рассказал о том, что увидел в нашей области и Калинине после изгнания фашистских оккупантов.

В другом очерке - "Боец" Фадеев описал подвиг красноармейца Падерина, посмертно получившего звание Героя Советского Союза: "В 1941 году, в боях за Калинин, у вражеского дзота, не дававшего продвинуться вперед и много унесшего жизней наших людей, Падерин был тяжело ранен и в порыве великого нравственного подъема закрыл амбразуру дзота своим телом".

Осенью 1943 г. писатель выезжал в освобожденный от врагов г. Краснодон. Впоследствии собранный там материал лег в основу романа “Молодая гвардия”.

Последний творческий замысел Фадеева – роман о современности “Черная металлургия” остался незавершенным. 13 мая 1956 г. в Москве в состоянии душевной депрессии писатель покончил жизнь самоубийством.

А.Фадеев в разное время неоднократно бывал на тверской земле. 6-8 января 1937 г. он приезжал в г. Ржев, где выступил с докладом о советской литературе в железнодорожном клубе станции Ржев-2 и с докладом о работе над романом “Разгром” в Ржевском горкоме партии.

В июне 1941 г. А

лександр Александрович с матерью Антониной Владимировной специально прибыл в Кимры, чтобы, как он говорил, познакомиться с родным городом. В тот приезд Фадеев побывал в педагогическом училище, местном краеведческом музее, посетил редакцию районной газеты “Коллективная жизнь”.

С 1950 г. писатель неоднократно приезжал в пос. Редкино Конаковского района, где собирал материал для романа “Черная металлургия”.

В феврале 1951 г. Александр Фадеев был избран депутатом Верховного Совета РСФСР по Бологовскому избирательному округу Калининской области. Приезжая в Бологое, он встречался с избирателями в городском Доме культуры, с железнодорожниками в локомотивном депо, присылал свои книги в библиотеку, поддерживал связь со школой № 11.

Не раз А.А.Фадеев отдыхал и охотился в наших лесах.

В память об известном земляке именем Фадеева названы набережная в Кимрах (ранее ул. Пролетарская), улица в Твери (бывшая Холодильная), улица в пос. Редкино Конаковского района. В Кимрах имя Фадеева присвоено детской библиотеке. На здании гостиницы, где останавливался приезжавший в Кимры в 1941 году А.А.Фадеев, открыта памятная доска с его барельефом.

55 лет назад покончил с собой известный советский писатель, автор романа «Молодая гвардия»

Автор известных романов «Молодая гвардия», «Разгром», «Последний из Удэге» Александр Фадеев в сталинскую эпоху больше десятилетия вершил судьбы советской литературы, возглавляя Союз писателей СССР. Казалось, в его жизни было все, о чем только можно мечтать: слава, власть, материальное благополучие, жена — красавица-актриса, дети…

А в 54 года, случилось это через несколько месяцев после разоблачения культа Сталина на XX съезде КПСС, Фадеев, которого считали причастным к репрессиям в среде советских писателей, добровольно ушел из жизни. Писатель застрелился из револьвера на даче в Переделкино. Обнаружил отца мертвым его 11-летний сын Миша.

В некрологе официальной причиной самоубийства Александра Фадеева назвали алкоголизм. И только в 1990 году было опубликовано предсмертное письмо писателя, адресованное ЦК КПСС, где он писал: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии… Лучшие кадры литературы физически истреблены… Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять». «ФАКТАМ» удалось разыскать сына Александра Фадеева Михаила Фадеева, которому сейчас 66 лет, и побеседовать с ним.

«Сталин лично позвонил отцу после написания «Разгрома»

— Михаил Александрович, каким вы запомнили отца?

— Когда его не стало, я был еще совсем ребенком. Но, конечно, не забыть, с какой заботой он ко мне относился, как беспокоился о том, чтобы я много читал и узнавал. У нас была огромная библиотека.

— Назиданий не было. Но и запретов тоже — что я хотел, то и читал. Мне нравились русская классика и приключенческая литература — Майн Рид, Жюль Верн, Стивенсон…

— Где вы бывали с отцом?

— Часто ездили на рыбалку, купаться. Жили ведь больше на служебной даче отца в Переделкино. Готовила домработница. Родители полностью были поглощены работой.

— Вы первым обнаружили отца застрелившимся…

— Да, но даже сегодня говорить об этом мне непросто.

— Накануне были какие-то тревожные предчувствия?

— Ничего, что предвещало беду, я не чувствовал. За день до случившегося мы с папой ездили в Москву, вернулись поздно вечером. А на следующий день произошла трагедия. На похоронах отца я не присутствовал — меня оградили от всех траурных мероприятий, так как болел.

— Когда семья узнала о существовании предсмертного письма?

— Его скрывали до 1990 года. Никто не знал о письме, в том числе мама (известная театральная актриса Ангелина Степанова. — Авт.). О смерти папы она узнала из газет в Киеве, куда прибыла, возвращаясь с гастролей в Югославии. Ее тут же вызвали в Москву.

— Отца называли «писательским министром». Как он попал на столь высокую должность? Назначил Сталин?

— Думаю, да. Сыграло роль то, что Фадеев с 16 лет был убежденным коммунистом, являлся делегатом Х съезда, одним из руководителей РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей. — Авт.). Сталин, высоко оценив «Разгром», лично позвонил отцу после выхода романа. Они встретились… В 1939 году, практически перед самой войной, отец был назначен генеральным секретарем Союза писателей СССР. В военные годы он этой должности лишился и занял ее вновь в 1948-м.

*В 1939 году Александр Фадеев был назначен генеральным секретарем Союза писателей СССР. В военные годы он этой должности лишился и занял ее вновь в 1948-м

— Правда, что ваш отец неоднократно отказывался от этой должности, занять которую мечтали многие?

— Он писал Сталину, что хочет уйти и полностью посвятить себя творчеству. Но… его не отпустили. Как коммунист отец обязан был исполнять волю партии, ослушаться не мог. Из предсмертного письма: «Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, наделенный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма. Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел».

«С Сергеем Михалковым отец не раз отправлялся на охоту и на рыбалку. Иногда брал с собой моего старшего брата»

— С кем из писателей отец дружил?

— Часто бывали у нас дома Александр Твардовский, Константин Симонов, Сергей Михалков, Ираклий Андроников, Всеволод Иванов, Константин Федин… С Сергеем Михалковым отец не раз отправлялся на охоту и на рыбалку. Иногда папа брал с собой моего старшего брата.

— Кто из перечисленных писателей и поэтов был отцу ближе всего?

— Наверное, Твардовский. Правда, перед смертью отца они сильно поссорились из-за того, что Фадеев участвовал в снятии его с поста редактора журнала «Новый мир». Время было очень сложное, противоречивое.

— Многое в голове не укладывается: Фадеев называл Анну Ахматову «пошлостью советской литературы» и он же хлопотал о жилье для нее, о Сталинской премии.

— О премии он хлопотал в 1940 году, а порицал, выполняя генеральную линию партии, — после вышедшего в 1956 году ждановского постановления (в нем творчество Ахматовой и Зощенко было признано безыдейным. — Авт.). Иначе нельзя было. Чтобы высказать то, что отец думал на самом деле: «Литература погублена самоуверенно-невежественным руководством партии», ему пришлось застрелиться. Никто ранее таких слов не произносил. Учтите, что это было написано в 1956 году — до травли Бориса Пастернака.

— Отец был атеистом?

— Конечно. Убежденным! Я некрещеный, так как и мама моя была неверующей.

— Ваши родители прожили в браке около 20 лет. Говорили, что у них были довольно сложные отношения, которые постепенно сошли на нет.

— Отношения родителей нельзя назвать простыми. Две творческие личности, знаменитости… Но я в детстве их разногласий не видел и не чувствовал. Когда мама уезжала на гастроли, а отец отправлялся в Челябинск и Магнитогорск, работая над романом «Черная металлургия», они постоянно переписывались. Эти письма до сих пор у меня хранятся.

— Как они познакомились?

— Это произошло в Париже, куда мама с Московским художественным театром в 1936 году отправилась на гастроли. А отец в это время во Франции участвовал в антифашистском конгрессе. Они встретились, полюбили друг друга и с тех пор не расставались. После смерти отца мама замуж не вышла, более того, я не видел каких-то ухажеров, хотя была она очень красивой и довольно еще молодой женщиной. Она была моложе отца на четыре года.

— Известно, что ваш отец был натурой увлекающейся. Одна из его муз — Елена Булгакова. А поэтесса Маргарита Алигер родила от него внебрачную дочь Марию. Неужели мама смотрела на все это сквозь пальцы?

— Как видите, все прощала. Так складывалась жизнь. В писательско- актерской среде обычно много всего происходит…

— Но вы все-таки общались со сводной сестрой?

— Общался и я, и брат мой (от первого маминого брака) Александр, которого папа усыновил и очень любил.

— Который был женат на Людмиле Гурченко?

— Брат был много раз женат. Одной из его жен действительно была Гурченко.

— А первой женой вашего отца была писательница Валерия Герасимова. Ее внук Сергей Шаргунов недавно написал о Фадееве книгу «Между молотом и наковальней». Читали?

— Не читал и незнаком с ним. С Валерией Герасимовой я тоже не был знаком. И о взаимоотношениях с ней отца практически ничего не знаю.

«К сожалению, многие сегодня уже не знают, кто такой Александр Фадеев»

— Чем отец увлекался, кроме литературы?

— Круг интересов был очень широк. Дружил с художником Петром Кончаловским, композиторами Сергеем Прокофьевым и Дмитрием Шостаковичем, режиссером Сергеем Эйзенштейном.

— Что коллекционировал?

— Любил книги. Став взрослым, я прочитал много книг с пометками отца — от Данте до Томаса Манна. Особый интерес отец испытывал к современной литературе. Коллекционером не был, а вот мама увлекалась стеклом, фарфором.

— И вы пошли по ее стопам, став антикваром и галеристом.

— Это вышло случайно. Я работал в издательстве «Советский писатель», потом началась перестройка, издательство перестало существовать. Увлекся искусством, ведь по образованию я искусствовед.

— У вас дома есть вещи, которые напоминают об отце?

— Конечно. Мамина квартира полностью сохранилась. Мебель, посуда, книги — все напоминает о родителях.

— Вам, антиквару, попадались на глаза — в каталогах, галереях или на аукционах — вещи, принадлежавшие вашему отцу?

— Однажды встретились какие-то малосущественные письма к писателям — ничего любопытного в них я не обнаружил.

— Александр Фадеев часто бывал за границей?

— Он был руководителем Всемирного совета мира, поэтому за рубеж выезжал довольно часто. Впечатлениями никогда со мною не делился, а вот игрушки из поездок мне привозил. Например, солдатиков, железную дорогу.

— В еде был гурманом?

— Отец переболел болезнью Боткина, поэтому из-за проблем с печенью позволить гурманства себе не мог. Да и вообще не принято тогда это было.

— Как реагируют люди, узнавая, что вы сын автора «Молодой гвардии» Александра Фадеева?

— При знакомстве меня практически никто не спрашивает, сын ли я писателя. К сожалению, многие сегодня уже не знают, кто такой Александр Фадеев.

— В вашей семье унаследовал кто-то писательский талант вашего отца?

— Моя дочь занимается архитектурой, сын был актером, теперь преподает актерское искусство. Литературой не занимается никто…