В клыков скульптуры ранние работы. Клыков Вячеслав Михайлович

Вот уже пять лет, как нет с нами великого скульптора и общественного деятеля Вячеслава Михайловича Клыкова. Это был удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих многосторонних дарований.

В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы – я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. – необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю ее судьбу как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Ему, как русскому человеку, было больно смотреть на все происходящее в России. Он считал, что до лжно укреплять свой дом и отвечать за каждое свое дело перед потомками и перед Богом. Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине – в селе Мармыжи в Курской области. На месте, где сейчас возведен храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущевское время. «Встанет храм – возродится село», – считал Вячеслав Михайлович.

В.М. Клыков оставил после себя многие десятки художественных памятников – памятников великим поэтам, воинам, государственным деятелям, святым. Вот лишь немногие из них: художественное оформление Детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, памятники Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, памятник императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково в Курской области, звонница на Прохоровском поле в Белгородской области, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и в Москве на Славянской площади, олицетворяющие праздник – Дни славянской письменности и культуры, и многие, многие другие…

Эти памятники ярко и зримо являют свою воспитательную и гражданскую миссию. Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди стекаются к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят парады.

Много уже написано о В.М. Клыкове, снят фильм, назван в его честь проспект в Курске, поставлены два памятника ему. Но самое главное – его идеи – воплощаются в жизнь. Он успел увидеть, как стал государственным праздником День славянской письменности и культуры, как начали привозить в Россию Благодатный огонь из Иерусалима, от которого теперь возжигаются все пасхальные лампады. А впервые (после советского времени) затеплился Благодатный огонь у подножия памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Благодатный огонь, который возгорается по субботам накануне православной Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме, был пронесен тогда через славянские страны как бы по стопам Кирилла и Мефодия и по прямому духовному пути Православия: Иерусалим, Константинополь, Москва, Троице-Сергиева лавра и обратно в Москву – и был установлен в постаменте памятника просветителям словенским на бывшей площади Ногина, которую тогда же переименовали в Славянскую.

В 1985 году именно из оргкомитета по проведению праздника равноапостольных Кирилла и Мефодия был образован Общественный международный фонд славянской письменности и культуры (зарегистрирован в 1989 году), который впоследствии В.М. Клыков возглавил, оставаясь его руководителем до конца своей жизни. Праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия впервые вышел на улицы в Мурманске в 1986 году по инициативе митрополита Питирима (Нечаева), возглавлявшего в то время Издательский отдел Московского Патриархата, его помощника архимандрита Иннокентия (Просвирина), Н.И. Толстого, русских писателей В. Распутина, В. Белова, В. Маслова, С. Шуртакова и многих других. После Мурманска праздники проходили в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, в Крыму…

В 1998 году в одном из своих интервью В.М. Клыков сказал: «Но накапливается огромный потенциал, который рано или поздно даст качественный скачек русского, славянского сознания. Может быть, мы ярких внешних проявлений этого пока не видим, а видим одни поражения, как в славянском мире, так и в русском, но эти силы подспудно копятся. И в этом, я считаю, огромная заслуга движения за поднятие этого праздника». Сейчас День славянской письменности и культуры объявлен государственным праздником, и мы видим, с каким растущим размахом он проводится. Дело принесения Благодатного огня было продолжено фондом Андрея Первозванного, и мы с радостью возжигаем свечи на пасхальном богослужении от огня, привезенного из Иерусалима.

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России – по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом – брюлловская колонна, на Прохоровском – звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нем – храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы – 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, – Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, – святой Георгий Победоносец, на южной стороне – изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, – Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.

«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, – был убежден В.М. Клыков. – По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это – маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».

Мало кто знает, что еще в 1993 году Фонд славянской письменности и культуры подготовил обстоятельную историческую справку и в своем обращении в правительство предложил восстановить надвратные иконы на башнях Кремля. Брошенное зерно дало всходы, и в 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированных икон.

Клыков был монархистом. На многочисленные нападки, что его «монархизм» отрицательно скажется на творчестве, он отвечал: «Жизнь любого человека невозможно разорвать на составные части: что тебе положено, а что нет. Как можно отстраниться от проблем экономики, политики, культуры и замкнуться на своем творчестве? Что тогда может натворить художник, оторванный от жизни своего народа, не знающий, не чувствующий его бед? В нашей жизни все взаимопроникаемо и взаимосвязано. Только врагу народа придет в голову указывать “свое место” ученому, военному, художнику…»

Клыков стоял на том, что единственной законной властью, Богом данной, является самодержавие. В самое напряженное для Руси время государь всегда призывался главным народным собранием – Земским Собором, во главе которого, естественно, стояли представители того же самого народа. По правде, по традиции, по закону, кроме Собора никто и никогда не имел исторического права решать эту проблему. Клыков был реалистом и в одном из своих интервью – 1997 года – говорил: «При сегодняшней политической обстановке мы не можем собрать Всероссийский Земский Собор, но посредством земского движения мы можем проверить обстановку в регионах, провести региональные земские собрания для того, чтобы поднять сознание людей до уровня правильного понимания этой проблемы. Необходимо, чтобы народ осознал свои исторические законные права, а уж потом будем говорить о главном решении судьбы и устройства нашей жизни – о самодержавном правлении в России как исторической правде, а значит, необходимости. Эти права исконные, тысячелетние». Клыковым, возглавлявшим земское движение, было проведено первое монархическое совещание в Белгороде, а также Донской, Крымский, Курский и Невский региональные земские соборы.

Еще до канонизации царской семьи Русской Православной Церковью в Отечестве Клыков приложил все свои возможности к тому, чтобы возвеличить в общественном сознании через искусство имя последнего русского царя – государя императора Николая II. Так, к 100-летию коронации Николая II, после проведения конференции «Романовы и российская государственность» в Ипатьевском монастыре в Костроме, которая тогда принимала Дни славянской письменности и культуры, после молебна отправился крестный ход с хоругвями и иконами в Подмосковье. Здесь, в селе Тайнинском, 27 мая состоялось открытие памятника Николаю II. Дважды в Тайнинском бывал император – в 1893 и 1896 годах, перед коронацией, по пути в Троице-Сергиеву лавру. Потом памятник был взорван и был восстановлен…

В.М. Клыков остро чувствовал то, что нужно для спасения нашего Отечества. Спасти плодородные земли, спасти крестьянство. Разрушение крестьянской жизни есть разрушение страны – это хорошо понимал Клыков, родившийся и выросший в небольшом селе, затерявшемся на просторах курской земли.

Земля умирает молча, а вместе с ней и весь живой мир. Поэтому В.М. Клыкову принадлежит идея регулярного проведения широких народных собраний, на которых в едином ключе должны решаться задачи охраны природы, развития и укрепления русского Черноземья. Под руководством В.М. Клыкова прошли первые две научно-практические конференции в Курске (1992) и на Прохоровском поле (2000). Эти конференции продолжаются и сейчас. Благодаря огромной работе было принято законодательство об охране окружающей среды, которым русский чернозем был признан национальным достоянием.

Но В.М. Клыков всегда прекрасно понимал, что земля – это категория не только экономическая, но и нравственная. Две фигуры традиционно возвеличены в народном сознании – пахарь и воин. Пахарь – хозяин на своей земле, и всегда осуждался перекупщик, торговец землей. Земля принадлежит одному Богу, а хранителем ее должен быть крестьянин. Клыков любил народное искусство, народное пение: ежегодное проведение музыкальных фестивалей имени Надежды Плевицкой на ее родине в селе Винниково, которые были начинанием Клыкова, тоже продолжают свою жизнь.


Дело В.М. Клыкова продолжает служить России и после его земной жизни. Некоторые неосуществленные им проекты были реализованы Международным фондом славянской письменности и культуры совместно с мастерской художника. В 2007 году был установлен в Москве памятник братьям Лихудам, основателям Славяно-греко-латинской академии.

В 2008 году на Прохоровском поле встали бюсты князю Дмитрию Донскому, генерал-фельдмаршалу Михаилу Кутузову и маршалу Георгию Жукову, символизирующие связь трех ратных полей России, а в 2009 году установлен в г. Серпухове Московской области памятник Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, сыгравшему важную роль в Куликовской битве. Эти два проекта были исполнены в натуральную величину старшим сыном художника Андреем Клыковым.

В 2010 году установлен памятник великой княгине Елизавете Федоровне в с. Усово Московской области у церкви Спаса Нерукотворного образа.

Есть и проекты, которые еще ждут своего часа на полках мастерской…

Речь пойдет о скульпторе Клыкове. Это довольно известный человек, который создал множество уникальных и красивых скульптурных композиций. Подробно поговорим о его биографии, а также рассмотрим аспекты его творчества.

Ведение

Будущий скульптор Вячеслав Клыков появился в этом мире осенью 1939 года в Курской области России. Он является довольно популярным скульптором в РФ. Занимал должность президента в фонде славянской культуры и письменности. Отметим, что это довольно весомый международный фонд. Мужчина является лауреатом Государственной премии СССР. В 2005-2006 годах находился в должности председателя Союза русского народа.

Детские годы

Будущий скульптор Вячеслав Михайлович Клыков появился на свет в обычной бедной семье, которая ничем не отличалась от сотен таких же по всей стране. Он рос в простой семье колхозников. Также известно, что его отец был участником войны. Тяга к рисованию у будущего скульптора появилась еще в раннем детстве.

После того как мальчик закончил обучение в средней школе он поступил в Курский строительный техникум, который уже в 1959 году успешно окончил. Сразу после этого он устроился работать на завод, собственно, думал, что с этим и будет связана его дальнейшая жизнь. Однако уже через год он сдает вступительные экзамены в пединститут по художественно-графическому направлению. Там он занимается 2 года, потом поступает в МГАХИ имени Сурикова непосредственно на факультет скульптуры. После длительной и довольно сложной учебы в 1968 году герой нашей статьи заканчивает свое обучение и получает

После этого он начинает активно работать как скульптор, чтобы как-то прославиться и заработать репутацию. Он начинает участвовать в различных выставках городского, всесоюзного, республиканского и международного масштаба. Отметим, что он участвовал в большом количестве различных мероприятий, которые если не принесли ему той славы, которой он так жаждал, то отлично помогли отточить свое мастерство.

Скульптор Вячеслав Клыков, фото которого мы видим в статье, в 1969 году вступил в Союз художников Советского Союза. То есть уже спустя год после завершения учебы он вступил в общественную организацию. Также известно, что его лучшие работы выставлены в Государственном русском музее и в Третьяковской галерее.

Творчество

Как скульптор Вячеслав Клыков стал известен после того, как очень красиво и профессионально украсил детский музыкальный театр в 1979 году. То есть первая слава к нему пришла спустя 11 лет после окончания учебного заведения. Это время он не потратил зря. Как мы знаем, он участвовал везде, где только можно было, и пытался совершенствовать свои умения. И вот, наконец, он был оценен по достоинству.

Также он закрепил свои позиции после того, как создал скульптуру бога Меркурия в Центре международной торговли в столице России. Это случилось в 1982 году. Эта работа также его прославила, что послужило тому, что имя скульптора было на слуху многих, кто интересовался данным направлением искусства.

Изменение стиля

Примерно в 1980-х годах работы скульптора Вячеслава Клыкова начинают приобретать черты православно-патриотической тематики. Так, он создает скульптуру Сергия Радонежского. Как позже говорил сам автор, на создание этой композиции он вдохновился книгой М. Нестерова под названием «Видение отроку Варфоломею». Деньги на сооружение скульптуры мастер использовал свои, также ему помогали различные общественные организации. На осень 1987 года планировалось установление памятника, но, к сожалению, местные власти не одобрили эту затею. Так, готовый памятник, который уже погрузили в машину и транспортировали к месту установки, был внезапно, так сказать, арестован. И его доставили в отделение милиции. Только спустя несколько месяцев, весной 1988 года, памятник наконец-то был установлен в селе под названием Городок, которое ранее носило название Радонежье, возле Троице-Сергиевой Лавры.

Также по инициативе самого скульптора Клыкова в 1993 году открыли мемориальный музей Игоря Талькова.

Труды

Отметим самые интересные работы именитого скульптора. Начать следует с памятника архимандриту Ипполиту, который установлен на территории парка санатория "Марьино". Он располагается в Курской области. Памятник там был установлен в 2005 году. В том же году автор создал гроб в виде креста на могиле старца Ипполита в Рыльском Свято-Николаевском монастыре. Кстати, отметим, что мы рассматриваем работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича не в хронологической последовательности, а исходя из профессиональной оценки, которую дают мастеру его коллеги. Так, в этом же году было установлено надгробие семьи Талицких, могила которых находится на Новодевичьем кладбище.

Как мы уже знаем, в 1982 году была установлена фигура бога Меркурия в Москве, а в 1986 году автор создал памятник Николаю Рубцову, который является известным русским лирическим поэтом. Монумент был установлен в российском городе Тотьме. В

1987 году Клыков работал над памятником Константину Батюшкову, который после установили в Вологде. Это тоже талантливый русский поэт, который происходил из дворянского рода. Хочется сказать об этом человеке отдельно, так как он сделал очень много для того, чтобы русская поэтическая речь была такой, какой мы ее знаем сегодня и какой с радостью наслаждаемся. Именно он сделал ее более пластичной и мелодичной, благодаря чему последователи Батюшкова смогли писать изысканные и величавые строки.

В 1988 году был установлен памятник Александру Даргомыжскому в Тульской области России. Как известно, Александр был известным композитором, его творческая деятельность оказала большое влияние на формирование и становление музыкального искусства в России в XIX веке. Также этого человека считают создателем реалистического направления в музыке, последователями которого стали многие выдающиеся музыканты.

Также отметим, что герой нашей статьи трудился над памятником Кириллу и Мефодию, который позже был установлен в Москве. Также его рукам принадлежит памятник Владимиру Святому в Херсонесе.

В 1993 году на Ваганьковском кладбище был установлен памятник Игорю Талькову. На этом же кладбище спустя год появилось надгробие руки скульптора Клыкова, которое принадлежало Отари и Амирану Квантришвили. В 1995 году появился памятник Ивану Бунину в Орле. Также Клыков работал над храмом-звонницей, который был сооружен в честь битвы на Курской дуге.

Клыков работал над памятниками маршалу Жукову, Петру Владимиру Великому в Белгороде, Илье Муромцу, Петру Столыпину, Дмитрию Донскому, Сергею Бухвостову, Святославу Игоревичу, Александру Пушкину, Николаю Чудотворцу, Серафиму Саровскому, Георгию Победоносцу, Василию Шукшину, Александру Колчаку, святому Савве, княгине Ольги, братьям Баташевым, Федору Достоевскому, Александру Невскому, маршалу Рокоссовскому.

Как видим, список работ этого человека действительно впечатляет, что говорит о его высоком мастерстве и отличном знании своего дела. Скульптор Клыков, биографию которого мы рассматривали выше, был человеком, который стремился постоянно развиваться в своем деле, о чем говорит огромное количество работу, которые ему доверяли, и их масштаб.

Общественная и политическая работа

В 1995 году Клыков стала членом Национального комитета «Держава», который возглавлял Александр Руцкой. Однако уже летом того же года Вячеслав вышел из сообщества. В 1990 году он даже баллотировался в народные депутаты, но проиграл по рейтингу Льву Пономареву. Как мы говорили в начале статьи, с 1990 года он работал в должности президента Фонда славянской культуры и письменности. Отметим, что в него входили Валентин Распутин, и Семен Шуртаков.

Что касается политической позиции скульптора В. М. Клыкова, то в 1996 году он поддержал Геннадия Зюганова. По его мнению, только он и его команда могли восстановить и оживить идею монархии в стране. В этом же году осенью скульптор Клыков стал во главе Всероссийского соборного движения. Он входил в несколько бригад редакторских коллегий.

Зимой 2005 года он выразил требование, согласно которому необходимо было генпрокуратуре проверить еврейские религиозные общины на предмет того, нарушали ли они законы России об экстремизме. Это было так называемое письмо 5000. Это открытое обращение, которые подписали 5000 человек. Оно было отправлено генеральному прокурору страны по причине ряда случаев ненадлежащего поведения евреев и их сообществ. В 2005 году была годовщина Союза русского народа, в честь чего скульптор Клыков провел еще один съезд, на котором был выбран председателем. Весной 2006 года он также подписал письмо, которое требовало от власти лишить главного еврейского раввина российского гражданства.

Награды

Биография скульптора Клыкова кажется довольно обычной для человека, который предан своему делу, но на самом деле в его жизни очень много интересного и насыщенного. Один только тот факт, что он создал столько скульптур выдающихся людей, которые оказали невероятно огромное и решающее влияние на многие исторические моменты. За свою деятельность скульптор Клыков был награжден различными наградами, орденами и другими почестями. Мы не будем перечислять каждую из них, но скажем о том, что он владеет двумя государственными премиями, имеет 2 золотых медали и личную благодарность от президента РФ от 1995 года. Также является заслуженным деятелям искусства России, заслуженным и народным художником.

Память о великом человеке

Естественно, работы скульптора Клыкова до сих пор впечатляют огромное множество людей, многие восхищаются талантом этого человека. Естественно и то, что он не мог остаться незамеченным в истории. Так, в его честь назван проспект в Курске. Также в этом городе был установлен ему памятник в 2007 году. Интересно, что скульптором этого памятника он был сам.

Еще есть его скульптура на Прохоровском поле. На родине творца каждый год проходят так называемые Клыковские чтения.

Семейные узы

Работа у скульптора Клыкова занимала не все его свободное время, поэтому в некоторой степени он вел самый обычный рутинный образ жизни. Так, в 1962 году у него появился сын Андрей, который позже стал новым членом Союза художников. Известно, что он трудится в той же мастерской, в которой работал его отец. Также у героя нашей статьи есть дочь Любовь, которая является невесткой известной российской актрисы Екатерины Васильевой и Михаила Рощина.

У скульптора есть младший сын Михаил, о котором информации практически нет. Отметим, что все трое детей не жаждут особой известности и предпочитают скрываться от прессы, чтобы жить своей жизнью, без оглядки на славу своего отца. Тем не менее, они его очень уважают и любят, считают талантливым и достойным человеком. Естественно, что дети очень гордятся своим талантливым отцом.

Рассказ о христианской кончине скульптора Клыкова

Герой нашей статьи умер 2 июня 2006 года. На тот момент ему исполнилось всего 66 лет. Умер он на родине, в России. Известно, что его отпевали в Сретенском монастыре 4 июня. Попрощаться с ним пришло большое количество людей и почитателей его творчества. Похоронили мужчину в его родном селе Мармыжи, которое находится в Курской области.

Также известно, что летом 2018 года в Покровском храме в родном селе героя нашей статьи была совершена Божественная литургия и панихида на могиле скульптора. Сам архипастырь выступил с проповедью, в которой рассказывал о памяти и трудах скульптора Клыкова, биографию которого мы рассматривали выше.

Немного о взглядах

Начнем с того, что Клыков имел свою систему взглядов творческого человека. Она заключалась в том, что он полагал, что для творчества любого человека, будь он художником, музыкантом, писателем т. д., необходим определенный мотив. Для него этот мотив заключался в особенной и трепетной любви к русской истории. Много раз он говорил, что очень любит Россию и ее народ, также часто повторял, что и сам он русский человек.

Все свои работы он посвящал русскому народу, хотел таким образом славить его. Он довольно болезненно относился к различным переменам, которые происходили в обществе. Так, со своими товарищами Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм Покрова Пресвятой Богородицы в родном селе. Интересно, что на этой территории, где сегодня стоит этот храм, еще в 1913 году был храм, который сооружали к 300-летию семьи Романовых. Достойно уважения, что он сумел выстоять во время Отечественной войны, но, к сожалению, был практически уничтожен во время правления Никиты Хрущева. Сам же Вячеслав Михайлович считал, что если возродить религиозную обитель, то восстановится и само село.

Все скульптуры и памятники Клыкова имеют определенную воспитательную и гражданскую суть. Интересно, что в подавляющем большинстве городов, где они установлены, они являются центральными в городе, и очень часто именно сюда стекается основная масса людей. Также замечено, что возле скульптур Клыкова очень часто проходят различные народные гулянья и парады.

О Вячеславе снят фильм, который рассказывает о его идеях и жизненном пути. Как-то в 1998 году мужчина сказал, что русский народ имеет способность накапливать в себе большой потенциал, который рано или поздно выходит наружу. Именно благодаря этому происходит большой культурный скачок, который повышает сознательность и включенность обычных людей в свою жизнь. Он считал, что различные славянские праздники могут возродить в человеке его культурную память и гордость за свой народ.

2.06.2006. - Умер скульптор Вячеслав Михайлович Клыков

Памяти соратника

Вячеслав Михайлович Клыков (19.10.1939 – 02.06.2006) – выдающийся русский патриот, скульптор и общественный деятель. Родился в селе Мармыжи (Курская область) в крестьянской семье. Учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 г., работал на производстве. В 1960 г. поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. , который окончил в 1968 г. по специальности скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

Клыков – лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), золотой медали (Гран-при) на международной выставке "Квардиеннале" в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств, народный художник России.

Среди его многочисленных работ выделяются памятники духовно-символического значения во многих городах и весях нашей страны. Это, в частности, памятники Н.М. Рубцову в Тотьме (1985), К.Н. Батюшкову в Вологде (1987), в Радонеже (1988), в селе Григорове Нижегородской области (1988), в Москве (1991), свв. (1992) в Москве, в Херсонесе (1993), в Орле (1995), в селе Тайнинском (1996; на постаменте слова: "Русский Народ с покаянием") и Подольске (1997), в Муроме (1999), в Курске (2000), в Саратове (2002), в Пскове (2003), В.М. Шукшину на Алтае (2004), в Иркутске (2004), (в память его победы над хазарами) в Запорожье (2005) и в Белгороде и др. За границей – в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, русским воинам в Пирее (Греция). В 1995 г. по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память павшим в битве на Курской дуге.

В.М. Клыков, имея все возможности быть обласканным властями и служить им, купаясь в лучах славы, подобно некоторым своим коллегам – записным патриотам, избрал по долгу совести путь сопротивления криминальному олигархическому режиму и борьбу за восстановление русской исторической государственности.

Эта его общественная оппозиционная деятельность прежде всего выразилась в создании Международного фонда славянской письменности и культуры (1987). По инициативе Фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник Славянской письменности и культуры 11/24 мая под давлением общественности стал государственным и география его расширилась практически на всю Россию.

Увидев, однако, что при нынешней компрадорской власти русскую культуру не защитить, Вячеслав Михайлович создает Всероссийское Соборное Движение для популяризации идеи будущего Всероссийского Земского Собора как единственной легитимной власти в России в нынешнее смутное время после падения монархии. Всероссийское Соборное Движение с этой целью провело областные Соборы: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге.

В начале 2005 г. Клыков одним из первых поставил свою подпись под и принял активное участие в развитии возникшего на основе этого документа . Он стал председателем возрожденного им 21 ноября 2005 г. , и, несмотря , верные соратники Вячеслава .

Какая странная и горькая, несвоевременная, неуместная по нашему военному времени тяжелая утрата в разгар боя…

Он вытерпел мучительные страдания (рак), но отказался от обезболивающего и умер утром 2 июня с улыбкой на лице, перед этим соборовавшись, исповедавшись и причастившись святых таин.

Сегодня, 4 июня 2006 г., в яркий солнечный день мы прощались с ним в Сретенском монастыре. Около трех тысяч человек пришли отдать ему последний долг, но казалось, собралась вся Россия: соратники из многих городов, известные патриотические политики, писатели, деятели культуры… И, конечно, тек ко гробу поток того простого православного люда, без которого в Москве никогда не происходит ничего духовно важного. Были прихожане и РПЦЗ(Л), и РПЦЗ(В).

На литургии в этот день читается Евангелие от Иоанна (гл. 17: 1-13) со словами Христа, обращенными к Богу Отцу: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно… Я уже не в мiре, но они в мiре, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы ».

Это напоминает нам и о том, что сделал для нашего народа христианин Вячеслав Клыков в своей многогранной деятельности. Не станем перечислять его многочисленные произведения, награды и звания, потому что не это в нем для нас главное.

Главное: Клыков был образцом настоящего, крепкого силою и духом русского человека. Он был православным монархистом с имперским размахом, мужественным воином, лишенным малейшего страха иудейска, талантливым, независимым, необыкновенно работоспособным, статным, щедрым, откровенным, добрым, умеющим прощать чужие слабости, но не позволявшим их себе… Родом из простых крестьян, он явил нам образец высокого благородства, до которого далеко большинству новорусских заседателей дворянских собраний, кичащихся своими титулованными предками и заискивающих перед олигархической антирусской властью.

В силу таких своих качеств Клыков естественно стал вождем современного русского православного движения, отдавая ему все свои силы и средства: Славянский Фонд, Всероссийское соборное движение, Союз Русского Народа, возрождение казачества как "спецназа" Третьего Рима, движение "Жить без страха иудейска!". Он дал всем прекрасный пример того, что православный раб Божий – это мужественный воин Божий в идущей Мiровой войне сил добра и зла. В нем был и живой образец современного казака – витязя удерживающего Третьего Рима: «Иду на вы!» – как поступал и , один из первых наших военных вождей, которому народный художник России поставил один из своих последних, воинствующий и сам по себе воюющий памятник.

Энергичную духовную мощь Клыкова уважали даже те, кто уважает только материальную мощь – представители властей. В его присутствии, при его искренности, трудно было юлить и лицемерить, так что даже либеральные конформистские представители высокого духовенства изо всех сил старались выглядеть теми, кем они должны быть по сану.

Безкомпромиссные же батюшки и архиереи с надеждою благословляли все патриотические начинания раба Божия Вячеслава. Поэтому отсутствие высшего благословения Клыкова никогда не останавливало. В одном из своих последних выступлений в Славянском Центре на вопрос, «кто благословил воссоздание Союза Русского Народа?», – Клыков ответил: «Господь Бог».

В , в мае, отвечая на вопрос о путях выхода из сложившейся ситуации в России, Клыков, как всегда, был прям:

«Я думаю, только национально-освободительная революция. Другого пути нет. Потому что все прогнило: начиная с высшего аппарата и кончая иерархами в Церкви. Меня поражает теплохладность и равнодушие… Вы простите меня, но я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои … Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Я за последние двадцать лет ни разу не видел, чтобы наша Православная Церковь в лице ее иерархов, возвысила голос в защиту русских писателей, патриотов. С кем Вы, господа иерархи? С жидовствующими или с русскими? Или живете страха ради иудейска? А мы решили так: все, хватит бояться, завеса снята. И помоги Бог таким людям…

Я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все "кремлевский пиар". Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это! » (газета «Дух христианина». М., 2006. № 11. 1 июня).

В этом интервью он говорил и о необходимом очищении страны от жидобольшевицкой и масонской символики, и о необходимости народного покаяния за грехи революции – для ее духовного преодоления хотя бы столетие спустя.

Разумеется, такого русского человека уже за одни его личные качества («лучшего из гоев – убей») ненавидели, но могли лишь трусливо чернить, уязвлять в СМИ, писать доносы и разнообразно вредить враги России во главе с хорошо известным их "отцом" (Ин. 8:44). Эти гнусные закулисные интриги оказались безсильны сломить дух русского воина (последнее было ). Но многочисленных козней "отца" не выдержало даже крепкое тело…

Почему Господь попустил русскому делу столь огромную, невосполнимую утрату?

Смерть лучших, смерть патриотов-подвижников попускается народу прежде всего для того, чтобы мы покаянно и сокрушенно осознали, как мало сами делали для Русского Дела, как теплохладно относились к призывам тех лучших, кто звал нас на подвиг русскости в океане апостасии и предательства. Из нашего стыда за эту теплохладность должно стократно рождаться наше ответное стремление загладить свою вину перед Богом за то, что не были такими, как он, за вину пассивного уклонения от выполнения своего русского долга.

От нас, участников движения "Жить без страха иудейска!", лучшим венком на могилу и лучшей памятью Вячеслава Михайловича будет продолжение его борьбы, укрепление и расширение столь ценимого им нашего движения ЖБСИ посильными делами каждого русского человека.

вот такие высасывания из пальца и порождают нездоровые сенсации

Великая летопись России
Игорь Квинто
Светлой памяти Вячеслава Михайловича Клыкова.

Вот Россия – Матушка!
Ушёл ещё один талант!
Безвозвратно, понимаешь???
Гений, скульптор, бриллиант.

Трудно говорить.
Его уже нет рядом.
Историю вершить,
Мог этот мастер взглядом.

Посмотри, какой размах,
Любви и уважения,
В бронзовых изломах,
Достойных восхищения.

Мечтал величием работ,
От Балтики до Мирового,
В опале жизненных забот,
Прозрить чиновника глухого.

На служение Отечеству,
Во имя поколений,
Искусство – человечеству,
В духовности стремлений.

Вячеслав Михайлович Клыков,
Достиг в профессии вершин.
Его назвал Совет старейшин,
Русский – Гражданин.

Городам, меняя облик,
Мастерством своих творений,
Камень вроде не велик,
А стал темой изменений.

Мне не стыдно возвеличить,
Памятников географию.
Славян Великих перечислить,
Историю и биографию.

Встали памятники на Руси,
Героям и Святым,
Настойчивостью и трудом,
Характером литым.

Дорогой наш, близкий друг.
Мы головы склонили в травы.
Пред именем и чередой заслуг,
В лучах твоей бессмертной Славы.

02.06. 2006 года ______________ И.Н. Сорокин

Вечная память и Царствие Небесное рабу Божию Вячеславу!

На ТВ про него и не упоминают. Даже на "Культуре". Если бы не сайт - не узнал бы и не услышал. Спасибо. А Скульптору - Царствия Божьего!

Нет слов, какую роль сыграл в нашей жизни Вячеслав Михайлович Клыков.
Статья М.В.Назарова достойна такого человека!

Исследовательская работа

«Родной земли мотивы
в творчестве скульптора
Вячеслава Михайловича Клыкова»
Подготовила:
Шаповалова Г.Е.,
учитель русского языка и
литературы

Проблема исследования: выяснить, какое
место в творчестве знаменитого
скульптора В.М.Клыкова занимала малая
родина?
Объект исследования:
личность Вячеслава Михайловича Клыкова
Предмет исследования:
творческое наследие заслуженного
деятеля искусств, народного художника
России В.М.Клыкова.

Цель работы: расширить знания о творчестве Вячеслава
Михайловича Клыкова;
познакомиться с личностью скульптора (что увлекало,
как пришел в искусство, кто сыграл важную роль в
выборе профессии, с кем дружил, как относился к
людям, родному краю).
Задачи исследования:
изучить и проанализировать культурологическо­
биографическую литературу о Вячеславе Михайловиче
Клыкове;
выявить условия, способствующие раскрытию таланта
Вячеслава Михайловича Клыкова, какое место в
творчестве занимала малая родина;
проанализировать и систематизировать знания,
полученные из разных источников о творчестве и
личности известного скульптора;

Гипотеза исследования: на творчество
скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова
особое влияние оказала не советская эпоха, а
мотивы родной земли, с которой он никогда не
терял связи.
культурологическо­биографической литературы о
В.М.Клыкове; качественный и количественный
анализ данных; компьютерная обработка
материалов исследования.
Методологическая основа исследования:
Книга Ирины Пановой «Вячеслав Клыков.
Воин святой Руси». Издательство: Алгоритм,
2007г.
Методы исследования: анализ

Домик В.М.Клыкова

«Бог торговли»
Меркурия у Центра
Международной
торговли

Награды и звания







1978г. ­ лауреат Государственной
премии СССР,
1987 г. ­лауреат Государственной
премии РСФСР им. И. Е. Репина,
1989г. ­ обладатель золотой медали
Академии Художеств СССР,
1973г. ­ обладатель золотой медали
(Гран­при) на международной
выставке «Квардиеннале» в
Любляне,
14.08.1995г. ­ Благодарность
Президента Российской Федерации
за активное участие в подготовке и
проведении празднования 50­летия
Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов,
заслуженный деятель искусств
Российской Федерации,
заслуженный художник России.

Шёл ливень с неба; туча солнце
скрыла.
Но всё же скульптор трудится
примерно.
Ему работа радость приносила,
А он всегда любил её безмерно.
Взглянув в окно, он летний дождь
заметил,
Подумал миг и тут же оживился.
И, не спеша, рукой узор наметил,
И шарм дождя в скульптуру
воплотился.
В окно он снова глянул на мгновенье,
А там уже лучи вовсю играли…
Движенье, выдох, вдох, ещё
движенье, ­
И вот глаза скульптуры засияли.
Отметил он, что сделано не мало,
А в теле нет ни капли утомленья,
И только сердце сладко трепетало,
Когда вдыхал он жизнь в своё
творенье.

За работой

Галерея работ В.М.Клыкова

Галерея работ В.М.Клыкова

Храм Покрова пресвятой
Богородицы

Памятник В.М.Клыкову
Ушел! Закрылась тихо дверь.
Уходят тихо так святые.
В блаженной тишине теперь,
Сложились руки золотые.
Их со слезами целовал
Митрополит – России слава,
Какую, сердцем понимал,
Утрату понесла Держава!

В.М.Клыков в мастерской

Звонница
Посреди бархата зелени белгородских
полей на пятидесятиметровую высоту
взметнулась белоснежная свеча
Звонницы, увенчанная золотою
державою, на ней - фигура
Богоматери, простёршей свой Покров
над всей Россией, Домом Пресвятой
Богородицы. На створках Звонницы -
каменная летопись Великой победы:
двадцать четыре огромных,
многофигурных рельефа, где 130
образов. И встало здесь вместе с
воинами земными воинство небесное. В
памятнике Клыкова воплотился великий
собирательный символ Великой победы.
И плывут три звона как память о
Куликовском сражении, о Бородинской
битве и о солдатах, павших на
Прохоровском поле. Хочется верить,
что пока слышны эти звоны, не иссякнет
память о подвигах былых времен.

«Силы преодолевать
трудности и невзгоды мне
дает любовь к своей земле,
малой родине, к маленькой
глухой деревне Мармыжи.
Когда вспоминаю о ней –
слезы наворачиваются на
глаза. Вроде и нет там
ничего примечательного:
степь, перелески. Но как
только увижу эту степь...
Сразу и в душе ширь
открывается, физически
здоровее становишься.
Кажется, я все на свете
смогу. Вот откуда силушка­
то и берется – от родной
земли. Это то, что
мобилизует волю и сердце».


"...для многих людей в России и за
ее пределами Вячеслав Михайлович
является примером художника, все
творчество и вся жизнь которого
были наполнены духовной силой и
красотой Православия. В нашей
памяти всегда будет храниться
образ истинно верующего,
искреннего и увлеченного человека,
сумевшего сохранить душевную
чистоту. Среди его работ ­ многие
скульптурные портреты русских
святых и исторических деятелей.
Убежден, эти монументы будут
вдохновлять многие поколения
граждан России. Почивший был
широко известен как христианин с
активной жизненной и гражданской
позицией, горячо любивший свое
Отечество... "

Патриарх Московский и Всея Руси
Кирилл

Делегация, состоящая из главы
администрации Прохоровского
района Сергея Канищева,
представителей администрации,
военно­исторического музея­
заповедника «Прохоровское поле»,
старшего поколения и молодежи в
с. Мармыжи Курской области, где
родился Вячеслав Клыков.
Гости посетили храм Покрова
Пресвятой Богородицы.

2014 г. В канун дня рождения
скульптора Вячеслава
Михайловича Клыкова на
мемориальном комплексе Звонница
состоялся митинг. Жители
Прохоровки пришли, чтобы отдать
дань памяти знаменитому
скульптору ­ создателю знаменитой
Звонницы.

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина () Работы на Викискладе

Вячесла́в Миха́йлович Клы́ков (19 октября , село Мармыжи , Курская область - 2 июня , Москва) - советский и российский скульптор , президент Международного фонда славянской письменности и культуры . Лауреат Государственной премии СССР (). Председатель возрождённого Союза русского народа (2005-2006).

Биография

Известность к Клыкову пришла после оформления Центрального детского музыкального театра () и создания скульптуры бога торговли Меркурия у Центра международной торговли () в Москве.

Во второй половине 1980-х годов обращается в своём творчестве к православно-патриотической тематике. Большим событием стало создание памятника преподобному Сергию Радонежскому . Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею ». Сам скульптор при поддержке патриотической общественности намеревался установить его осенью 1987 года. Однако власти запретили это делать. Погружённый в машину и направляющийся к месту установки памятник был «арестован» и препровожден обратно с эскортом милиции. Потребовались месяцы борьбы, чтобы памятник всё же был установлен. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988 в селе Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой .

Общественная и политическая деятельность

В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении «Держава» Александра Руцкого . Вышел из «Державы» в августе 1995 вслед за Виктором Аксючицем .

Работы Клыкова

Мемориал братьям Квантришвили на Ваганьковском кладбище Москвы

Премии и награды

За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий:

Память

  • Проспект Вячеслава Клыкова в Курске
  • Памятник В. М. Клыкову в Курске (открыт в ноябре 2007 г.; ск. Клыков А. В.)
  • Памятник В. М. Клыкову на Прохоровском поле.

Семья

Старший сын Андрей, родился в 1962 г. Член Союза Художников. Работает в мастерской, в которой работал Вячеслав Михайлович Клыков, и чьё имя она носит.

Его дочь, Любовь - невестка актрисы Екатерины Васильевой и драматурга Михаила Рощина .

Младший сын, Михаил.

Внуки: Просковея, Федор, Агафья, Серафим, Дмитрий, Афанасий, Иван, Тихон

Напишите отзыв о статье "Клыков, Вячеслав Михайлович"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • Росбалт, 12/06/2008
  • Мастерская им. В. М. Клыкова: Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 33

Интервью

  • // Независимая газета , 5 июня 2006
  • // Газета «Дух христианина» № 11, 1 июня 2006 г.

Отрывок, характеризующий Клыков, Вячеслав Михайлович

Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
В отношении административном, Москве дарована конституция, учрежден муниципалитет и обнародовано следующее:
«Жители Москвы!
Несчастия ваши жестоки, но его величество император и король хочет прекратить течение оных. Страшные примеры вас научили, каким образом он наказывает непослушание и преступление. Строгие меры взяты, чтобы прекратить беспорядок и возвратить общую безопасность. Отеческая администрация, избранная из самих вас, составлять будет ваш муниципалитет или градское правление. Оное будет пещись об вас, об ваших нуждах, об вашей пользе. Члены оного отличаются красною лентою, которую будут носить через плечо, а градской голова будет иметь сверх оного белый пояс. Но, исключая время должности их, они будут иметь только красную ленту вокруг левой руки.
Городовая полиция учреждена по прежнему положению, а чрез ее деятельность уже лучший существует порядок. Правительство назначило двух генеральных комиссаров, или полицмейстеров, и двадцать комиссаров, или частных приставов, поставленных во всех частях города. Вы их узнаете по белой ленте, которую будут они носить вокруг левой руки. Некоторые церкви разного исповедания открыты, и в них беспрепятственно отправляется божественная служба. Ваши сограждане возвращаются ежедневно в свои жилища, и даны приказы, чтобы они в них находили помощь и покровительство, следуемые несчастию. Сии суть средства, которые правительство употребило, чтобы возвратить порядок и облегчить ваше положение; но, чтобы достигнуть до того, нужно, чтобы вы с ним соединили ваши старания, чтобы забыли, если можно, ваши несчастия, которые претерпели, предались надежде не столь жестокой судьбы, были уверены, что неизбежимая и постыдная смерть ожидает тех, кои дерзнут на ваши особы и оставшиеся ваши имущества, а напоследок и не сомневались, что оные будут сохранены, ибо такая есть воля величайшего и справедливейшего из всех монархов. Солдаты и жители, какой бы вы нации ни были! Восстановите публичное доверие, источник счастия государства, живите, как братья, дайте взаимно друг другу помощь и покровительство, соединитесь, чтоб опровергнуть намерения зломыслящих, повинуйтесь воинским и гражданским начальствам, и скоро ваши слезы течь перестанут».
В отношении продовольствия войска, Наполеон предписал всем войскам поочередно ходить в Москву a la maraude [мародерствовать] для заготовления себе провианта, так, чтобы таким образом армия была обеспечена на будущее время.
В отношении религиозном, Наполеон приказал ramener les popes [привести назад попов] и возобновить служение в церквах.
В торговом отношении и для продовольствия армии было развешено везде следующее:
Провозглашение
«Вы, спокойные московские жители, мастеровые и рабочие люди, которых несчастия удалили из города, и вы, рассеянные земледельцы, которых неосновательный страх еще задерживает в полях, слушайте! Тишина возвращается в сию столицу, и порядок в ней восстановляется. Ваши земляки выходят смело из своих убежищ, видя, что их уважают. Всякое насильствие, учиненное против их и их собственности, немедленно наказывается. Его величество император и король их покровительствует и между вами никого не почитает за своих неприятелей, кроме тех, кои ослушиваются его повелениям. Он хочет прекратить ваши несчастия и возвратить вас вашим дворам и вашим семействам. Соответствуйте ж его благотворительным намерениям и приходите к нам без всякой опасности. Жители! Возвращайтесь с доверием в ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашим нуждам! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно к вашим рукодельям: домы, лавки, охранительные караулы вас ожидают, а за вашу работу получите должную вам плату! И вы, наконец, крестьяне, выходите из лесов, где от ужаса скрылись, возвращайтесь без страха в ваши избы, в точном уверении, что найдете защищение. Лабазы учреждены в городе, куда крестьяне могут привозить излишние свои запасы и земельные растения. Правительство приняло следующие меры, чтоб обеспечить им свободную продажу: 1) Считая от сего числа, крестьяне, земледельцы и живущие в окрестностях Москвы могут без всякой опасности привозить в город свои припасы, какого бы роду ни были, в двух назначенных лабазах, то есть на Моховую и в Охотный ряд. 2) Оные продовольствия будут покупаться у них по такой цене, на какую покупатель и продавец согласятся между собою; но если продавец не получит требуемую им справедливую цену, то волен будет повезти их обратно в свою деревню, в чем никто ему ни под каким видом препятствовать не может. 3) Каждое воскресенье и середа назначены еженедельно для больших торговых дней; почему достаточное число войск будет расставлено по вторникам и субботам на всех больших дорогах, в таком расстоянии от города, чтоб защищать те обозы. 4) Таковые ж меры будут взяты, чтоб на возвратном пути крестьянам с их повозками и лошадьми не последовало препятствия. 5) Немедленно средства употреблены будут для восстановления обыкновенных торгов. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нации ни были! Вас взывают исполнять отеческие намерения его величества императора и короля и способствовать с ним к общему благополучию. Несите к его стопам почтение и доверие и не медлите соединиться с нами!»