Бесприданница описание. А.Н

Сочинение

Персонажи “Бесприданницы” - представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые формируют установки, жизненные программы, поведение человека и обостряют проблемы личностной культуры. А. Н. Островский изображает и оценивает эти перемены с точки зрения христианской нравственности, защищая душу, любовь, красоту, единение людей как вечную правду, вечные блага человеческого существования. По словам А. И. Журавлевой, “основой всей деятельности Островского было безусловно твердое нравственное отношение к искусству как делу просвещения и наставления на путь добра, но не с позиции Учителя и Пророка, а средствами художника - через показ житейских ситуаций и возникающих в них нравственных коллизий” .

Мы ставим своей задачей сначала выявить установки персонажей “Бесприданницы”. Речь пойдет об этикете, о жестах, игровых и смеховых формах созидания характеров персонажей.

Установки в действиях тех из них, кто окружает Ларису Огудалову, едины в своей исходной точке. Каждый исполнен самолюбивых амбиций, жажды “повеличаться”, покрасоваться в избранном обществе. Соблазнительна сама мысль стать “притчей на устах у всех”. Сфера ценностей, признаваемых этим кругом общества, объемно выражена в словах Кнурова о Карандышеве: “Пожалуй, со своей точки зрения, он не глуп. Что он такое? Кто его знал, кто на него обращал внимание? А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество”. Подняться на более высокую, а значит, и более заметную ступеньку, удержаться на ней - едва ли не единственная цель “героев” “Бесприданницы”. Для того чтобы “состояться” в обществе, все настойчиво ищут подобающий внешний облик.

Персонажи, озабоченные своим престижем, - Кнуров, Вожеватов, Огудалова, Паратов, Карандышев - неизменно следуют неким правилам поведения, назовем их этикетом, который, однако, никем и ничем не предначертан - не является жестко предписанным, но тщательное соблюдение его негласных установок имеет особое значение в городе Бряхимове.

Наиболее яркая фигура в этом отношении - Кнуров. Для него соблюдение этикета - знак причастности к высокому слою общества; ему важно убедить бряхимовцев в своем абсолютном превосходстве, удержать “престол”. Эмоциональная атмосфера поведения Кнурова - напряженность и беспокойство. Если дворянский этикет осуществлялся органично и ненапряженно, то купцы пытаются соблюдать этикетные правила с некоторой долей беспокойства и тревоги, заботясь дополнительно о том, чтобы возвеличить себя в глазах общества. (Любопытно, как преображается “этикет”, будучи заимствован купцами: розыгрыш Ларисы в “орлянку”- это своего рода перелицовка дворянской дуэли, а “честное купеческое слово” Вожеватова - дурной двойник “слова чести” дворянина.)

Итак, Кнурову нужна маска сдержанности и отчужденности, недосягаемости и могущества - все, что заставило бы окружающих почтительно считаться с ним. Но его осмотрительность и осторожность, постоянная оглядка на чужое мнение и т. п. обретают в глазах драматурга комический оттенок. Смешно и то, что этикет соблюдается перед людьми, открыто презираемыми. Выразительны в своем постоянстве реплики Кнурова: “люди посмотрят, скажут”, “много у них всякого сброда бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут”. Подобные детали готовят читателя и зрителя к смеховому восприятию первого вопроса Кнурова в разговоре с Огудаловой - он задан почти анекдотично, без обиняков, “в дверях”: “У вас никого нет?”.

Персонажи, утверждая себя посредством этикета, стремятся дать понять другим, кто они такие, и подчеркивают при этом различия социального статуса окружающих. В связи с этим вспоминаются “Мертвые души” Гоголя: “Надобно сказать, что у нас на Руси, если и не угнались еще кое в чем за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… У нас не то, у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть выходи до миллиона, все найдутся оттенки”.

Сцена приглашения на обед представляет и Кнурова, и Вожеватова, и Огудалову, и Карандышева виртуозами этикетности, выявляющей социально-иерархические дистанции. Здесь неожиданно соседствуют контрастные варианты обхождения. Кнуров солидно неразговорчив в общении с Огудаловой и как бы не замечает Карандышева. Под стать Мокию Парменычу и Вожеватов, позволяющий небрежно-распорядительный тон с Огудаловой и едкую насмешливость в обращении с Карандышевым. Огудалова свободно переходит от фамильярной манеры говорить с Васей к льстивым заискиваниям перед Кнуровым. И Карандышеву знакомы тонкости обхождения: к Вожеватову он обращается небрежно, а к Кнурову - почтительно-боязливо. Многочисленных оттенков и в самом деле не сосчитать. Каждый демонстрирует свое искусство обхождения. При этом “все себя любят”, как скажет Лариса. Этикетное поведение, служащее самоутверждению в земном бытии, лишено одухотворяющего начала и потому воплощает ложную иерархию ценностей.

Резонерство персонажей “Бесприданницы” выглядит неорганичным, подобно моралистическим маскам героев “Недоросля” Фонвизина. Перекличка резонеров “Бесприданницы” и пьес классицизма имеет пародийно-комический характер. Если герои трагедий и комедий XVIII в. носят маски проповедников новой морали, то персонажи “Бесприданницы” строят из себя “идолов” мещанской среды. Это резонерство предстает искусственным и смешным потому, что не имеет под собой какой-либо нравственной основы. Они возводят амбицию, позерство, ложь в ранг серьезного и высокого принципа. Герои Островского любуются собой в формах резонерства.

Паратов и Карандышев объединены автором в их лицедействе, направленном на импозантное и красивое самоутверждение: каждый обдуманно создает свой внешний облик, чтобы выделиться на общем фоне и поразить город. Стихия поведения Паратова - бесшабашность, безудержный разгул, чарующий бряхимовцев, в том числе и Ларису. Карандышев тоже поначалу без осуждения отмечает радостное оживление в городе по приезде “блестящего барина”. Но драматург проницательнее своих героев, он не склонен обольщаться “широкой натурой” Паратова. Островский взывает к трезвой и вместе с тем ироничной оценке поведения героя как самопредставления, как “спектакля”. Вспомним: Паратова ждут в Бряхимове, но он задерживается, чтобы произвести шум и эффект.

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

А. Н. Островский описал довольно точно картину равнодушия и бессердечия тех времен. Сегодня нами будет рассмотрена характеристика героев. «Бесприданница» - произведение, которое вошло в анналы мировой литературы. Итак, приступим.

Карандышев

Юлий Капитоныч в пьесе является небогатым чиновником, который не может похвастать ни полным кошельком, ни уважением к себе. Основная черта героя - самолюбие, которое, в принципе, и привело к трагическому концу. Какова характеристика героев? «Бесприданница» Островского А. Н. - произведение, которое немного упрощается тем, что выдающийся драматург наделил своих персонажей говорящими именами. Рассмотрим этот прием автора на примере того же Карандышева.

Хоть он и имеет имя великого человека (Юлия Цезаря), фамилия берет происхождение от слова «каратыш». Автор показывает нам несоответствие его желаний и реальных возможностей. Лариса является для него способом самоутверждения, так он лелеет свое самолюбие. Семья Огудаловых считает его запасным вариантом, единственным возможным выходом из ситуации, хоть и не очень удачным, Юлий Капитоныч сильно оскорблен. Его «возлюбленая» - это способ одержать победу над более сильным противником, Паратовым.

О чем говорит характеристика героев? «Бесприданница» - произведение, которое не требует особых усилий для понимания, так как автор точно и подробно описывает своих персонажей, их чувства и истинное существо. Трагический конец - это еще один момент, которым А. Н. Островский высмеивает натуру Карандышева. Так как Юлий Капитоныч не может одержать верх над своим соперником, он убивает предмет их спора. Фигура этого человека очень жалкая и смешная.

Паратов

Этим персонажем продолжается дальше наша характеристика героев. «Бесприданница» - произведение, которое никак не может обойтись без анализа образа главного соперника Юлия Капитоныча. Мы выше уже говорили об отличительной черте А. Н. Островского и о говорящих именах. Так вот, фамилия Сергея Сергеича берет начало от слова «паратый», что означает «хищник».

Заметим, что его поведение в пьесе можно так же охарактеризовать: «Сердца нет, оттого он так и смел». Это цитата, характеризующая героя как бессердечного и жестокого персонажа. Он молод и амбициозен, очень расчетливый и жадный до наживы человек: «А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

Лариса

Кем еще может быть продолжена характеристика героев? «Бесприданница» - это произведение, которое никак не может оставить без внимания главную героиню, ставшую предметом спора двух бессердечных и алчных людей. Она вызывает чувство сострадания, так как действительно увлечена Сергеем Сергеичем, предавшим ее ради наживы. Лариса Огудалова - это бесприданница, девушка из бедной семьи, но она невероятно тонкая и чувственная натура.

Когда ее отверг Паратов, она имеет последнюю надежду - выйти замуж за Карандышева, так как считает его человеком с доброй душой и сердцем, никому непонятным, но невероятно добрым. Когда Лариса поняла, что является игрушкой в чужих руках, то попыталась убить себя, но ей не хватило сил сделать это. Избавиться от мучений ей помогает только выстрел Карандышева.

«Бесприданница»: характеристика героев. Таблица

Попробуем систематизировать анализ главных героев драмы с помощью таблицы.

Характеристика

Дворянин, 30 лет, уважаемый человек, любитель роскоши, невероятно расчетливый, бессердечный, все его действия связаны с наживой.

Карандышев

Молодой, небогатый чиновник, самолюбив и завистлив. Всегда попрекает Ларису за «цыганский табор» в ее доме. Соперник Сергея Сергеича, пытается во всем ему подражать, даже говоря об образованных и уважаемых людях с Паратовым, ставит их рядом.

Молодая девушка на выданье из бедной семьи, бесприданница. Собирается выйти замуж за Карандышева из-за безвыходности положения, чтобы не жить со своей матерью. Талантливая, красивая и образованная девушка, но кукла в руках мужчин.

Вот такой мы представили характеристику главных героев. Для того чтобы сделать свои выводы, советуем прочесть это произведение.

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия - от "домостроевских" тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы. Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств. Ниже представлен анализ "Бесприданницы" Островского, где главная героиня - яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ "Бесприданницы" Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде - убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа "Бесприданницы" Островского - это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова - главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она - гордая девушка. Ее главный недостаток - это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов - дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев - мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель - завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов - молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров - пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он - женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон - актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа "Бесприданницы" Островского - это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов - богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она - бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе "Бесприданницы" Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило - это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой - никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе "Бесприданницы" Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она - вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы "Бесприданница" Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ "Грозы" и "Бесприданницы" Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини - яркие личности, а их избранники - слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она - вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе - она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского "Бесприданница" можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского "Бесприданница" позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.

Приложение 4.

Система персонажей в пьесе Островского «Бесприданница».

Главная героиня пьесы, беспридан­ница. В ремарке описана лаконично: «одета богато, но скромно», о ее внеш­ности мы больше узнаем по реакции окружающих.

Лариса любит Паратова как человека, воплощающего и способного по­дарить ей иную жизнь. Она «отравлена» Паратовым, с ним в ее сознание раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом и легком ми­ре, который непременно существует, но недоступен ей, хотя она и предна­значена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле, следами это­го мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, меч­ты, которые сообщают его образу привлекательность.

Лариса - безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску, она лишена цельно­сти характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлости и ци­низма окружающих ее людей она и не хочет видеть и - довольно долго - не может разглядеть. Это отличает ее от Катерины из пьесы Островского «Гро­за». Отказываясь от стиля жизни матери, Лариса готова выбирать среди по­шлых поклонников.

Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедли­во приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым при­чудам вроде претенциозного обеда, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свобо­ден, так довольно одного его взгляда...».

Так же, как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным по­ступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собствен­ной судьбы. Умирая, она благодарит своего убийцу - Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя вещью, предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не по­старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слы­хала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете... нечего и искать».

В ее речи и поведении использована стилистика жестокого романса, одновременно обладающая своеобразной поэтичностью и граничащая с по­шлостью, фальшью, «красивостью»: цитаты из и Е. А. Ба­ратынского сочетаются с высказываниями типа «Сергей Сергеич... это иде­ал мужчины», «Вы - мой повелитель». В этом отражается свойство самого идеала, привлекающего Ларису, он по-своему поэтичен и одновременно внутренне пуст, фальшив. В ее жестах и репликах налет мелодраматизма сочетается с подлинной проникновенностью и глубиной переживаемого чувст­ва. Это сочетание делает роль Ларисы чрезвычайно выигрышной, она при­влекла таких актрис, как и.

- «молодой человек, небогатый чи­новник». Лариса для него - это не просто любимая девушка, это еще и своего рода приз, который ему достается, возможность восторжествовать над Пара­товым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Пара­товым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Это унижает Карандышева, лишает чувства победы.

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для не­го это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив, лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Совершаемое им убийство - не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем: «Я много, очень много перенес уко­лов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом образе он осо­бенно смешон и жалок.

- «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30». Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, кра­савцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, пре­тендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизненным поискам.

Черты Паратова, которые восхищают Ларису, не представляют ценно­сти в мире Островского. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств. При этом в Паратове легко сочетается барская иррацио­нальность (способность сорить деньгами, выходки со стрельбой в любимую женщину и т. д.) и простой, неприглядный расчет. Однако умение театрализо­вать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на очень точном ощущении того «амплуа» богатого и рокового барина, в кото­ром он выступает (этого ощущения катастрофически не хватает таким «диле­тантам», как Карандышев) дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то необычайно благородное. Это проявляется, например, в разговоре с матерью Ларисы о женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ларисы в финале пьесы. Для Паратова в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, со­хранить маску.

Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устроенного ее женихом, Паратов примыкает к ряду грязных «шутников», способных для собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинст­ва.

Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принима­ет их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный «цыганский табор», чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух до­чек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей.

Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но «любезничать надо было: маменька приказывает». По­том «набегал» разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: «положение ее незавидное». Затем «проявился» некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Лариса ему явно симпатизирует, тем более что он друг ее детства. Он приветлив, мо­лод, весел, богат. Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством. Правильно сравнивает его Гаврила с Кнуровым: «В лета войдет - такой же идол будет». На глазах черствеет его сердце. Это хорошо видно в его издевательствах над Робинзо­ном. Вожеватов уже и сейчас каким-то жалким выглядит рядом с другими. Ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. Он безот­ветственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. А пройдет немно­го времени, и он предаст погибающую Ларису, ссылаясь на свое гнусное ку­печеское слово. Именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Лари­сы с помощью орлянки.

Может быть, Кнурова предпочесть? Этот ведь намного богаче, он во­рочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Па­риж на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное - он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он; о чем она говорить и петь ему будет, когда он всяких сантиментов начисто лишен. Не зря называют его «идолом». А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за кото­рые осуждение не переходит». Его фамилия в переводе означает «хряк, ка­бан». Это в полной мере отражает характер Кнурова - циничного, сухого че­ловека, для которого материальные ценности заслоняют нравственные.

Жен. девушка, которую берут замуж, не требуя приданого, за красоту и достоинства ее. Бесприданником зовут, шуточно, бедного жениха или обманутого приданым. Бесприданная невеста, бедная, у которой ничего нет. Беспридаточная мена, при которой не… … Толковый словарь Даля

Невеста, славенка Словарь русских синонимов. бесприданница сущ., кол во синонимов: 3 безприданница (1) … Словарь синонимов

БЕСПРИДАННИЦА, бесприданницы, жен. В буржуазно дворянском обществе не обеспеченная приданым девушка или девушка, которую охотно возьмут замуж за ее достоинства без приданого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БЕСПРИДАННИЦА, ы, жен. В старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- «БЕСПРИДАННИЦА», СССР, Рот фронт, 1936, ч/б, 85 мин. Драма. По одноименной пьесе А. Н. Островского. Фильм вошел в фонд советской киноклассики благодаря социальной трактовке драмы, яркой образности в изображении нравов русского купечества и… … Энциклопедия кино

- (иноск.) красивая девушка (которую возьмут в жены и без приданого) Бесприданница безобманница, что есть, то и есть. Ср. Ну, Авдотья Власьевна, сказал я: у тебя растет внука бесприданница; гляди какая красоточка будет! Даль. Новые картины русского … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Безприданница (иноск.), красивая дѣвушка (которую возьмутъ въ жены и безъ приданаго). Безприданница безобманница, что̀ есть, то и есть. Ср. Ну, Авдотья Власьевна сказалъ я: у тебя растетъ внука безприданница; гляди какая красоточка будетъ! Даль.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Девушка невеста, родители к рой не имеют возможности дать за ней приданое. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

Ж. Девушка невеста, не имеющая приданого. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Бесприданница, бесприданницы, бесприданницы, бесприданниц, бесприданнице, бесприданницам, бесприданницу, бесприданниц, бесприданницей, бесприданницею, бесприданницами, бесприданнице, бесприданницах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по … Формы слов

Книги

  • Бесприданница , Островский Александр Николаевич. Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино "жестоким романсом", -такова пьеса А. Н. Островского" Бесприданница" . Написанная в XIX веке, она ничуть…
  • Бесприданница , Островский, Александр Николаевич. Вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино "жестоким романсом", - такова пьеса А. Н. Островского "Бесприданница" . Написанная в XIX веке, она ничуть…