6 фестиваль молодежи и студентов 1957. Бред сивой кобылы

К Всемирному фестивалю построили спорткомплекс в Лужниках, где и состоялось открытие праздника, а с трибун выпустили 25 тысяч голубей. На дорогах появилась новенькая «Волга» ГАЗ-21, а также специальная фестивальная серия микроавтобусов РАФ-10 и импортные автобусы - венгерские «Икарусы». Гостей, кроме известных отелей, приняли построенные к событию гостиницы «Украина» и «Турист».

Фестиваль открылся в разгар «хрущёвской оттепели» и запомнился его участникам открытостью и атмосферой невиданной свободы. Иностранцы свободно общались с москвичами и делегатами из всех 15 советских республик. Можно было бесплатно посетить Московский Кремль, гулять в парке Горького, на площадях и улицах столицы. Иностранцы были поражены эрудицией советских собеседников, выросших за «железным занавесом». В Грановитой палате проходили молодёжные балы. Такой «вольницы» наши люди ещё не знали.

Открытие фестиваля в "Лужниках"

Окраска автомобилей, перевозивших участников фестиваля, была дифференцирована по континентам: желтый - Азия, синий - Америка, фиолетовый - Африка, красный - Европа, зелёный - Австралия

Закладка Парка дружбы

Ветеран педагогического труда Галина Васильевна Осипенко рассказывает: «После окончания исторического факультета МГУ я работала в Сибири, в селе Кавказское. Приехала в первый свой отпуск, утром поехала в Москву и не узнала её. Столько иностранцев, лица приветливые, со всеми разговаривают, улыбаются, раскрепощённые такие. Я неплохо знала английский, поэтому общалась с англичанами, французами, африканцами - никто не запрещал. Вернулась в Загорск и пошла в горком комсомола к первому секретарю Юрию Байковскому - мы знали друг друга. Он дал мне приглашения на несколько мероприятий, как я была счастлива!

Помню, мы были в городском парке, день выдался пасмурный, вначале мероприятие шло спокойно. И вдруг метеором врывается молдавская делегация, как они всех нас завели! В едином порыве радости танцевали все - иностранцы и мы! И так продолжалось две незабываемые недели!».

Интересной и смелой была фестивальная культурная программа. В кинотеатре «Ударник» 30 стран представили 125 фильмов. Разрешили ещё вчера запретное: в парке Горького открылась выставка художников-абстракционистов с участием Джексона Поллока, лидера американских экспрессионистов.

Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха, солист балета Марис Лиепа завоевали золотую медаль и звание лауреатов Московского фестиваля. В эти дни впервые зазвучали «Подмосковные вечера», «Гимн демократической молодёжи», «Если бы парни всей земли…» Один из весёлых конкурсов положил начало массовому распространению КВН.

Эмблемы фестиваля

В честь фестиваля в Москве появился проспект Мира, улица Фестивальная и другие топонимы. Стала распространяться мода на джинсы, кеды, появился бадминтон и рок-н-ролл.

Любознательные москвичи весной следующего года узнали, что в роддомах столицы появились «дети фестиваля». Подобное явление наблюдали и в других регионах нашей необъятной страны.

И последний штрих: четыре наших рубля стоили тогда десять долларов.

  • Загорск: за год до фестиваля

Уместно вспомнить, что Всемирному фестивалю предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи, который проходил с осени 1956 года по май 1957 года. Он был нацелен на патриотическое воспитание, выявление лучших творческих сил, в том числе в художественной самодеятельности.

В Загорске эти события предвосхитили. Уже в середине июня 1956 года у нас решили провести свой 1-й Загорский фестиваль молодёжи, его ещё называли праздником песни на Вифанских прудах.

Эмблема Загорского фестиваля

Основным организатором выступил горком комсомола во главе с Юрием Байковским. Позже Юрий Сергеевич вспоминал, что власти планировали построить на берегу Вифанских прудов кинотеатр, обустроить парк - словом, создать здесь место отдыха для горожан.

Подготовку курировал горком партии. Анна Сергеевна Горячева работала тогда инструктором и хорошо помнит те дни: «Нам хотелось организовать настоящий праздник, привлечь лучших самодеятельных артистов. Новый Дворец культуры, который ещё и двух лет не проработал, представил замечательную программу, пригласили хоровые и танцевальные коллективы предприятий, сельских и городских клубов района, задействовали физкультурников. Всё получилось очень хорошо. Тогда ещё не было автобусных маршрутов, поэтому на Вифанские пруды все шли пешком».

Лирический дуэт

Загорский фестиваль продлился три дня, с 17 по 19 июня, собрал более 15 тысяч человек. Лидия Григорьевна Лебедева, актриса Народного театра, работница ЗОМЗа, рассказывает: «Я приехала в Загорск в декабре 1955 года, пришла в театральный коллектив Дворца культуры, а в июне уже участвовала в фестивале. Народу собралось - тьма! Я читала стихи, стала лауреатом и мне подарили мельхиоровые чайные ложечки, одна из них сохранилась до сих пор. Выступали танцоры, хоры, солисты, помню, очень хорошо пела девушка со Скобянки. Конечно, был буфет. А ещё там были большие спортивные соревнования, где основная борьба развернулась между зомзовцами и зэмзовцами».

Награждение победителей

Юрий Николаевич Палагин, работавший тогда в горкоме комсомола, к сказанному добавляет, как клеили китайские фонарики, создавали атрибутику праздника. К фестивалю была придумана эмблема, написан гимн (слова школьника В. Бабаева, музыка студентки МГУ Л. Пыжик).

Праздник удался и проводился ещё несколько лет подряд.

От него и у нас осталась топонимическая память - улица Фестивальная.

Валентина БОЛОТОВА

Полвека назад, 28 июля 1957 года, открылся Московский фестиваль молодежи и студентов - апофеоз хрущевской оттепели.

Никогда прежде советская столица не видала такого количества иностранцев и такой свободы.

Мой знакомый, которому тогда было пять лет, впервые увидел на улицах людей с другим цветом кожи. Впечатление осталось на всю жизнь.

Еще ему запомнились ряженые на ходулях, которые расхаживали по парку Горького, выкрикивая: "Веселись, народ, фестиваль идет!".

"Люди доброй воли"

Московский фестиваль был шестым по счету. Первый состоялся в Праге в 1947 году. Советский Союз являлся главным организатором и спонсором встреч "прогрессивной молодежи", однако предпочитал проводить их в столицах "стран народной демократии".

О том, как принималось решение приподнять "железный занавес", какие велись дискуссии в советском руководстве, достоверной информации нет. Однако известно, что подготовка к Московскому фестивалю началась за два года, иными словами, тогда, когда Никита Хрущев еще не был единоличным лидером.

В 50-е годы коммунистическая страна решила научиться улыбаться. Советское общество пыталось избавиться от имиджа закрытости, угрюмости и воинственности.

При Сталине любой иностранец, даже коммунист, считался в СССР потенциальным шпионом. Вступать с ним в контакт по собственной инициативе советским людям категорически не рекомендовалось. Общаться с иностранцами должны были только те, кому положено.

"Оттепель" принесла с собой новые принципы: иностранцы делятся на плохих и хороших, и последних неизмеримо больше; все трудящиеся - друзья СССР; если они пока и не готовы строить социализм, то уж точно хотят мира во всем мире, и на этой почве мы с ними столкуемся.

Прежде Россию полагалось считать "родиной слонов", а "их" науку и культуру - сплошь продажными и растленными. Теперь все западное перестали отвергать чохом и подняли на щит Пикассо, Феллини и Ван Клиберна. Чтобы чиcлиться в СССР "прогрессивным", членства в компартии от зарубежного писателя или режиссера уже не требовалось.

Появился специальный термин: "люди доброй воли". Не стопроцентно наши, но и не враги.

Они-то и съехались в Москву, причем в небывалом количестве - 34 тысячи человек из 131 страны!

Самые многочисленные делегации - по две тысячи человек - прибыли из Франции и Финляндии.

В фаворе у хозяев были представители "третьего мира", особенно насеровского Египта и только что получившей независимость Ганы.

Ряд делегаций представляли не государства, а национально-освободительные движения. "Героев", ненадолго вырвавшихся в Москву, старались принять особенно сердечно. Пресса расписывала трудности и опасности, которые им пришлось для этого преодолеть. В СССР никого не волновало, что у себя на родине они считались членами незаконных вооруженных формирований.

Советский размах

Советский Союз подготовился к мероприятию так, как умеют только в тоталитарных странах.

К фестивалю построили стадион "Лужники", расширили проспект Мира и впервые закупили венгерские "Икарусы".

Прежде всего, гостей старались поразить масштабами.

На церемонии открытия в тех самых Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.

Белого голубя сделал символом борьбы за мир Пабло Пикассо. На предыдущем фестивале в Варшаве получился конфуз: голуби жались к ногам выпускающих и отказывались лететь.

В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии - митинге "За мир и дружбу!" на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек. Больше москвичей собралось только на митинг и рок-концерт в честь победы над ГКЧП 24 августа 1991 года.

Всего с 28 июля по 11 августа состоялось больше 800 мероприятий, среди которых были такие экзотические, как бал в Грановитой палате и массовый заплыв с факелами по Москве-реке.

На фестивале были аккредитованы две тысячи журналистов. Для них и для гостей ввели 2800 новых телефонных номеров - очень много по меркам того времени.

Официальной песней фестиваля был "Гимн демократической молодежи" ("Песню дружбы запевает молодежь, эту песню не задушишь, не убьешь!"), но его подлинной музыкальной темой стали "Подмосковные вечера", звучавшие буквально всюду. Эта светлая и щемящая мелодия на несколько лет сделалась в СССР культовой.

Многое в те две недели произошло в стране впервые: прямые телетрансляции, ночная подсветка Кремля и Большого театра, фейерверк не в честь революционного праздника или военной победы.

Ветер перемен

Советская молодежь в суровые и скудные послевоенные годы не была избалована впечатлениями и удовольствиями, она кинулась в фестивальный вихрь с энтузиазмом, который в наши дни трудно понять и вообразить.

При огромном количестве гостей контролировать общение было невозможно, да никто особо и не пытался.

Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.

Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости бывали потрясены эрудицией собеседников, выросших за "железным занавесом", а молодые советские интеллектуалы - тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.

Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: "дети фестиваля". Их матерей не отправляли в лагеря "за связь с иностранцем", как случилось бы еще недавно.

Конечно, кого попало, в Москву не приглашали. Подавляющее большинство зарубежных участников были "друзьями СССР", "борцами против колониализма", "людьми прогрессивных взглядов". Другие и не поехали бы на фестиваль меньше чем через год после венгерских событий. Но гости принесли совершенно непривычную для советских людей интеллектуальную и поведенческую свободу.

Все понимали, что праздник не может длиться вечно. Но очевидцы вспоминают: это было не просто грандиозное веселье, казалось, что навсегда наступает какая-то совершенно новая, лучшая жизнь.

Чуда не произошло. Но именно после Московского фестиваля в СССР появились джинсы, КВН, игра в бадминтон и абстрактная живопись, а Кремль был открыт для публики. Начались новые веяния в литературе и кино, "фарцовка" и диссидентское движение.

В одну реку дважды не войдешь

Летом 1985 года Москва опять принимала Всемирный фестиваль молодежи - двенадцатый по счету. Как и в первый раз, отпустили немалые средства, подготовили программу, привели в порядок город.

Однако ничего похожего на фестиваль 1957 года не получилось, и никому "сиквел" особо не запомнился.

С одной стороны, к середине 80-х для советских граждан иностранцы давно перестали быть невидалью.

С другой - политика советских властей была жестче, чем во времена "оттепели". У власти уже находился Михаил Горбачев, но слова "гласность" и "перестройка" еще не прозвучали, а отношения с Западом были близки к точке замерзания.

Гостей фестиваля старались плотно занять и держать подальше от москвичей. Общались с ними главным образом специально подобранные комсомольцы.

Нынешним летом московская мэрия и общественная организация "Федерация мира и согласия", которую возглавляет ветеран советской международной журналистики Валентин Зорин, провели в Москве "круглый стол" и шествие по проспекту Мира в честь 50-летия фестиваля 1957 года.

О степени общественного внимания к мероприятию свидетельствует красноречивый факт: организаторы перенесли его с конца июля, когда, собственно, отмечается юбилей, на 30 июня, чтобы потенциальные участники не разъехались на дачи и каникулы.

Самих же фестивалей больше не устраивают. Советская эпоха ушла в прошлое вместе со всем плохим и хорошим, что в ней было.



Кеды. Джинсы. Рок-н-ролл. Все это прочно вошло в моду именно во время Московского фестиваля. А еще популярным стал бадминтон. Для этой игры нужна была самая малость - пара ракеток и волан - его тогда изготавливали из перьев. Этот волан и взмывал в московское небо. Как и стаи голубей.

"Любовь и голуби". Фильм с таким названием Владимир Меньшов снимет много позже. Но "Любовь и голуби" - это и про Фестиваль молодежи и студентов 1957 года тоже.

Тогда в "Лужниках" было выпущено 40 тысяч голубей, - вспоминает Олег Кузнецов. Сейчас он заместитель председателя Московского клуба голубеводов, а в 1957-м - секретарь комсомола цеха.

Присутствовал и на открытии, и на закрытии фестиваля. Так что хорошо помню те ощущения: братство, знакомство с иностранными студентами, молодежью со всего мира, - рассказывает он.

Рисунок Голубя мира Пабло Пикассо создал еще до Московского фестиваля. Но именно в советской столице у фестиваля (видео о его истории - ) появился еще один символ - ромашка. В том конкурсе Кузнецов тоже поучаствовал:

У нас в цехе токарем работал Федя Федюнин. Вот он и задумал принять участие в разработке эмблемы. Мы с ребятами ему помогали. Придумали глобус с восходящими лучами, как от солнца. В итоге за этот проект присудили третью премию. Наградили! Мы получили 100 рублей и радиолу.

Ромашку же придумал художник Константин Кузгинов. Над эскизами он работал на даче, где вовсю цвели цветы. Сердцевина ромашки напомнила ему земной шар, а лепестки - пять континентов.

Ромашка - популярное растение, - говорит директор Аптекарского огорода в Москве Алексей Ретеюм. - По крайней мере, десятки видов произрастают практически на всех континентах. К тому же ромашками называют не только в чистом виде ромашки, но и несколько родов других сложноцветных растений. Это почти собирательное название. И даже само растение, которое возникает в сознании людей при слове ромашка, на самом деле - нивяник.

И он (или она) не случайно стал символом, ведь, по словам Ретеюма, такой цветок предполагает более близкие отношения между людьми.

Про близкие отношения с гостями московского фестиваля тоже рассказано немало. Неслучайно даже устойчивое выражение в те годы появилось - "дети фестиваля". Принято считать, что впервые массовое появление русских-метисов и русских-мулатов вызвал именно фестиваль 1957 года.

Фестиваль проходил в Москве, а любимей песней стала - про подмосковные вечера. Правда, родилась песня Василия Соловьева-Седого и Михаила Матусовского все-таки в московских переулках. На одном из домов в Сивцевом вражке есть даже мемориальная доска, которая напоминает про "эти летние, подмосковные вечера".

Владимир Больных - реставратор патефонов. Вот он заводит пластинку с той самой песней.

Песня "Подмосковные вечера", насколько знаю, получила первый приз на фестивале, - говорит он. - Песня прекрасная. Она понравилась и конкурсантам, и зрителям. В этом и есть секрет ее успеха. Тот фестиваль повлиял на развитие моды в Советском Союзе, на быт. Тогда приоткрылись дверка. Люди стали стремиться к чему-то, учиться чему-то новому, копировать что-то, - говорит Владимир.

Скульптурная композиция "Миру - мир!" на Пироговской улице - не копия.

Скульптор Савицкий создал ее специально к фестивалю. И изначально она состояла из трех фигур.

Два атлета - азиат и африканец - выстояли. А вот отношения с европейская девушкой - была тут и третья фигура, женская, - в итоге расстроились. Европу не похитили, она просто не выдержала и "ушла".

Не вернулась обновленная Европа сюда и спустя 60 лет - к новому фестивалю. Видимо, придется дожидаться Оттепели.

Оригинал взят у mgsupgs в Фестиваль 1957 года

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов - фестиваль открывшийся 28 июля 1957 года в Москве,
я, лично, не застал даже в проекте, но зато в следующий 85 года я огреб полной меркой.
Как-нибудь выложу фото... "Янки вон с Гренады-Комми вон из Афгана"...Плакатиками закрывали от фотокамер..
А Гостями того фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу».

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес! Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.

Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». К событию были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый «рафик» - микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.

Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.

Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов" ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского.Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после фестиваля.

Символом молодёжного форума, на который прибыли делегаты от левых молодёжных организаций мира, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. Фестиваль стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для юношей и девушек - и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшие иностранцы свободно общались с москвичами, это не преследовалось. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. За две фестивальные недели было проведено свыше восьмисот мероприятий.


На церемонии открытия в Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.
В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии - митинге "За мир и дружбу!" на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек.
Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.

Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости были потрясены эрудицией собеседников, выросших за "железным занавесом", а молодые советские интеллектуалы - тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.

Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: "дети фестиваля". Их матерей не отправляли в лагеря "за связь с иностранцем", как случилось бы еще недавно.




Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля. Прозвучавшая на церемонии закрытия песня «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР.
В стране стала распространяться мода на джинсы, кеды, рок-н-ролл и игру бадминтон. Популярными стали музыкальные суперхиты «Rock around the clock», «Гимн демократической молодёжи», «Если бы парни всей Земли…» и др.

Фестивалю посвящен художественный фильм «Девушка с гитарой»: в музыкальном магазине, где работает продавщица Таня Федосова (исп. Людмила Гурченко) идет подготовка к фестивалю, а в конце фильма делегаты фестиваля выступают на концерте в магазине (с некоторыми из них выступает и Таня). Другие фильмы, посвящённые фестивалю - «Матрос с „Кометы“», «Цепная реакция», «Дорога в рай».

«Огонек», 1957 год, № 1, январь.
«Наступил год 1957-й, год фестивальный. Заглянем, что же будет в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов за мир и дружбу, и побываем у тех, кто готовится к празднику уже сегодня.... На нашей фотографии голубей немного. Но ведь это лишь репетиция. Вы видите голубей с завода «Каучук», под самым небом, на высоте десятиэтажногордома, комсомольцы и молодежь завода оборудовали для птиц отличное помещение с центральным отоплением и горячей водой».

Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и простого неорганизованного и неподконтрольного общения людей. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук, так как следящие оказались каплей в море. Погода стояла отличная, и толпы народа буквально затопили главные магистрали. Чтобы лучше видеть происходящее, люди залезали на уступы и крыши домов. От наплыва любопытных провалилась крыша Щербаковского универмага, находившегося на Колхозной площади, на углу Сретенки и Садового кольца. После этого универмаг долго ремонтировали, открыли ненадолго, а затем снесли. Ночами народ «собирался в центре Москвы, на проезжей части улицы Горького, у Моссовета, на Пушкинской площади, на проспекте Маркса.

Споры возникали на каждом шагу и по любому поводу, кроме, пожалуй, политики. Во-первых - боялись, а главное - ею в чистом виде не очень-то интересовались. Однако на самом деле политический характер был у любых споров, будь то литература, живопись, мода, не говоря уже о музыке, особенно о джазе. Дискутировали о еще недавно запрещавшихся у нас импрессионистах, Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Вообще-то это были не столько споры, сколько первые попытки свободно высказывать свое мнение другим и отстаивать его. Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали. Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу - свободному обмену мнениями. Это были первые уроки демократии, первый опыт избавления от страха, первые, абсолютно новые переживания неподконтрольного общения.

В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались. Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто и которые покоробили даже меня, тогдашнего горячего сторонника свободного секса. Поражали формы и масштабы происходившего. Здесь сработали несколько причин. Прекрасная теплая погода, общая эйфория свободы, дружбы и любви, тяга к иностранцам и главное - накопившийся протест против всей этой пуританской педагогики, лживой и противоестественной.

К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации. Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. Одним из таких типичных мест был гостиничный комплекс «Турист», построенный за ВДНХ. В то время это был край Москвы, дальше шли колхозные поля. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено чекистами и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог.


"Огонек», 1957 год, № 33 август.
«...Большой и свободный разговор идет сегодня на фестивале. И вот этот-то откровенный дружеский обмен мнениями привел в растерянность некоторых буржуазных журналистов, приехавших на фестиваль. Их газеты, видимо, требуют «железного занавеса», скандалов, «коммунистической пропаганды». А на улицах ничего этого нет. На фестивале танцы, пение, смех и большой серьезный разговор. Разговор, нужный людям».

События развивались с максимально возможной скоростью. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся. Особенно далеко они не отходили, поэтому пространство вокруг было заполнено довольно плотно, но в темноте это не имело значения. Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой - безрассудным, отчаянным распутством.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины на грузовиках, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками. Когда грузовики с дружинниками, согласно плану облавы, неожиданно выезжали на поля и включали все фары и лампы, тут-то и вырисовывался истинный масштаб происходящего. Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно - постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок... Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе. Еще труднее оказалось утаить появившихся через девять месяцев малышей, часто не похожих на собственную маму ни цветом кожи, ни разрезом глаз.


Интернациональная дружба не знала границ, и когда волна восторгов схлынула, на песке, промокшем от девичьих слёз, шустрыми крабиками остались многочисленные «дети фестиваля» - с противозачаточными средствами в Стране Советов было туго.
В сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР. В ней зафиксировано рождение 531 послефестивального ребёнка (всех рас). Для пятимиллионной (тогда) Москвы - исчезающе мало.

Естественно, я стремился побывать в первую очередь там, где выступали зарубежные музыканты. На площади Пушкина был сооружен огромный помост, на котором «днем и вечером шли концерты самых разных коллективов. Именно там я впервые увидел английский ансамбль в стиле «скиффл», причем, по-моему, во главе с самим Лонни Дониганом. Впечатление было довольно странным. Вместе играли пожилые и очень молодые люди, используя наряду с обычными акустическими гитарами различные бытовые и подручные предметы типа бидон-контрабаса, стиральной доски, кастрюль и т. п. В советской прессе появилась было реакция на этот жанр в виде высказываний типа: «Вот буржуи до чего докатились, на стиральных досках играют». Но потом все замолкло, так как корни-то у «скиффла» народные, а фольклор в СССР - это было святое.

Самыми модными и труднодоступными на фестивале были джазовые концерты. Вокруг них был особый ажиотаж, подогреваемый властями, которые пытались как-то их засекретить, распространяя пропуска среди комсомольцев-активистов. Для того чтобы «протыриться» на такие концерты, требовалась большая сноровка.

PS. В 1985 году Москва вновь принимала у себя участников и гостей Фестиваля молодежи, уже двенадцатого. Фестиваль стал одной из первых громких международных акций времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР - «империи зла». На проведение мероприятия отпустили немалые средства. Москву очистили от неблагожелательных элементов, привели в порядок дороги и улицы. Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Того единения, какое было в 1957 году во время первого московского фестиваля, уже не получилось.

Молодость – это замечательное время, когда перед человеком открывается будущее, расцвеченное его собственными фантазиями и желаниями. И когда такой праздник, каким стал для СССР VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, приходит в дом – все остальное отступает.

28 июля 1957 г. В Москве случилось эпохальное событие: открылся молодежный фестиваль. Он шел всего две недели, но его влияние на судьбы участников, зрителей и организаторов оказалось огромным. Каждый день, в соответствии с девизом фестиваля «За мир и дружбу», 34 тысячи участников из 131 страны напрямую общались с москвичами и гостями столицы. Царила удивительная для советского периода атмосфера свободы и воодушевления.

Что же сделало фестиваль 1957 г. столь неповторимым, искренним и радостным? К нему готовились, понятное дело, разрабатывали «программу мероприятий», но почему же на удивление обошлось без формализма?

Сама идея проведения Всемирного фестиваля молодежи зародилась после Второй мировой войны, укравшей молодость у миллионов людей. Впервые эта идея воплотилась в реальность в Праге в 1947 г., где собралось 17 тыс. человек из 71 страны. Организаторами первого фестиваля были Всемирная федерация демократической молодежи, основанная в 1945 г. в Лондоне, и Международный союз студентов, созданный в 1946 г. в Праге. Для подготовки фестиваля был создан Международный подготовительный комитет и национальный подготовительный комитет в стране проведения. Символом фестиваля стал «Голубь мира» П. Пикассо, гимном - «Гимн демократической молодежи мира», текст к которому написал Лев Ошанин, а музыку- Анатолий Новиков. Впервые он прозвучал в Праге на торжественном открытии I фестиваля.

В 1957 г. в Москве прошел шестой по счету фестиваль. Для СССР это было противоречивое время как во внешней, так и во внутренней политике. С одной стороны, либерализация партии после XX съезда и критика культа личности Сталина, зарождение общественных дискуссий, появление новых произведений в литературе и искусстве, поиски новых форм общения с зарубежными государствами. Страна стала чуть более открыта: теперь советским гражданам разрешалось группами выезжать за границу, правда, в сопровождении сотрудников КГБ. В тоже время, критика культа личности была весьма ограниченна, роль коммунистической партии в репрессиях не обсуждалась, об осуждении преступлений коллективизации даже и речи не шло. Свободно обсуждать многие темы было нельзя, а позднее, в 1957-1959 гг., по стране прокатилась волна репрессий против студенческой молодежи, которая всерьез поверила в оттепель.

Для советского руководства, стремившегося наладить отношения с зарубежными странами, фестиваль был прекрасным поводом показать страну с лучшей стороны. При этом железный занавес приоткрывался - хотело оно этого или нет. Конечно, контролировать происходящее пытались, но уже не все зависело от вышестоящих…

Для проведения подобного форума нужна была хорошая материальная база. В столице был построен гостиничный комплекс «Турист», закончено строительство гостиницы «Украина», закуплены венгерские автобусы «Икарус», с конвейера сошли первые автомобили ГАЗ-21 «Волга» и первый микроавтобус «РАФ-10» «Фестиваль». За год до начала был открыт Центральный стадион имени В.И. Ленина, ныне известный как стадион «Лужники» и построенный за рекордные 450 дней. Из бюджета были выделены средства для проезда, проживания и питания участников.

Обычно самое запоминающееся – это открытие. Как его организовать, чтобы оно не только запомнилось, но и вызвало гордость у своих и зависть у чужих? Местом открытия должен был стать стадион в Лужниках, однако поселить участников вблизи него не было возможности, поэтому им предстояло проделать путь от ВСХВ (позже ВДНХ) до стадиона. В итоге сложилось так, что прозаический переезд участников фестиваля к месту его открытия в корне изменил обычный сценарий, сделав этот день неповторимым.

Специалисты подсчитали: чтобы перевести 34 тыс. человек, надо одномоментно задействовать 70% общественного автобусного парка столицы, что было невозможно. И тогда придумали использовать для перевозки людей грузовики. А для того, чтобы это не выглядело как перевозка грузов и, тем более, не ассоциировалась с войной, их задекорировали. Эмблемой фестиваля был цветок с пятью разноцветными лепестками, каждый из которых обозначал континент, в центре была надпись «За мир и дружбу». Желтый лепесток символизировал Азию, голубой – Америку, фиолетовый – Африку, красный – Европу, зеленый – Австралию. (Примечательно, что цвета фестиваля не совпадали с олимпийскими цветами, где Америка была красной, Европа - синей, а Африка – черной). Вот в эти цвета и выкрасили грузовики целиком. Делегации стран ехали на грузовиках, выкрашенных в «их» цвет, причем борта были не просто цветными: на них были изображены узнаваемые символы отдельных стран - птицы, диковинные цветы, орнаменты и т.п. Само по себе это сулило невиданное зрелище для москвичей, не привыкших к подобному буйству красок.

К церемонии открытия тоже был приготовлен сюрприз. Как известно, голубь - символ мира. Поразить участников и зрителей предполагалось доселе невиданным полетом стаи голубей, насчитывавшей 100 тыс. особей. Придумать легко, а где их взять в таком количестве? За два года до начала фестиваля комсомольские ячейки получили довольно странное для себя задание: вырастить 100 тыс. голубей к открытию форума. Птиц ввозили в Москву, где их разводили, а кроме того, прикармливали диких. На крупных площадях столицы, включая Красную площадь, стали раздавать кулечки с пшеном, чтобы приручить голубей, по городу развесили знаки «Осторожно, голуби», на крышах домов выросли тысячи голубятен. Непосредственно перед началом фестиваля ответственные лица получили инструкции по сортировке птенцов: предполагалось разделить их на черных, белых и коричневых.

И вот знаменательный день настал. Съехавшиеся накануне участники были усажены в разноцветные грузовики, которые двинулись по маршруту. На это собралась посмотреть вся Москва. Разноцветные национальные одежды, непривычный говор, разный цвет кожи - желание увидеть своими глазами людей из других стран привело на улицы, крыши домов, балконы огромное количество зрителей, которых не смущали ни языковой барьер, ни преграды, выстроенные милицией. Желание прикоснуться, увидеть, улыбнуться, сказать что-то было настолько сильно, что весь сценарий, разработанный организаторами, рухнул в одночасье. Дорога от ВСХВ до стадиона должна была занять 40 минут, но в итоге продолжалась несколько часов.

Колонна сначала замедлила ход, а потом некоторые грузовики просто остановились, так как были облеплены людьми, испытывающими искреннее чувство восторга. Это задало тон всему событию, главной чертой которого стала свобода общения. Об этом восторженно писали корреспонденты со всего мира. По сути, на советском телевидении в этот момент родился новый жанр – репортаж. Сценарий, выданный дикторам, абсолютно не соответствовал происходящему, они импровизировали, говорили от сердца - и эти репортажи показывались по всей стране.

Когда колонна, наконец, добралась до Центрального стадиона, в небо над стадионом тремя волнами - белой, черной, коричневой - взмыла 100-тысячная стая голубей. Ощущение всеобщего восторга невозможно передать…

В рамках фестиваля состоялись различные мероприятия. В кинотеатре «Ударник» прошел международный кинофестиваль, где было показано 125 фильмов из 30 стран; золотую медаль получила режиссер Ольга Ходатаева за мультипликационный фильм «В яранге горит огонь». Открылись выставки живописи, художественной фотографии, филателии. Национальные делегации показали музыкальные, театральные и цирковые представления, выступления самодеятельности. Был заложен «Парк Дружбы», проведены заседания студенческого клуба, общественные встречи и дискуссии; молодые рабочие посещали московские предприятия… Программа каждого дня включала до 300 мероприятий. Это дало возможность представителям разных стран лучше узнать друг друга. Трудно представить себе другую ситуацию, при которой советским гражданам можно было увидеть спектакль в исполнении актеров драматического театра из Аргентины, или представление цирковых артистов Китая, или обменяться опытом фотолюбителям и радиолюбителям с разных континентов, а в Загорске, в Троице-Сергиевой лавре, встретиться молодым христианам разных национальностей.

Фестиваль молодежи 1957 г., безусловно, открыл новую страницу в восприятии себя и окружающего мира для советских граждан. Свободное общение сняло барьеры, на улицах большими группами собирались люди и обсуждали различные темы. Нельзя сказать, что оттепель возникла именно благодаря фестивалю, но он стал одним из мощных толчков для ее развития. Потребность говорить и быть услышанным все сильнее и сильнее ощущалась молодежью, а главное, молодые люди были уверены, что очень многое сейчас зависит от них.

Творческий опыт, полученный в дни проведения фестиваля, привнес новые элементы в культурную жизнь СССР. Джаз и рок-н-ролл стали очень популярны в молодежной среде. Большую известность приобрели некоторые иностранные и советские коллективы. Например, золотую медаль и звание лауреатов завоевал ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира». Молодая полька Эдита Пьеха пела на русском, польском и французском языках. А исполненная ею и Владимиром Трошиным песня «Подмосковные вечера» на церемонии закрытия фестиваля стала визитной карточкой СССР. В конкурсе классического танца золотую медаль получил будущий знаменитый солист балета Марис Лиепа. К фестивалю была создана Молодежная редакция на телевидении, проведена викторина «Вечер веселых вопросов», из которой позже родилась знаменитейшая телевизионная игра КВН. К фестивалю были написаны песни «Если бы парни всей Земли…», «Зори московские…», «Звенит гитара над рекой…», которые стали необычайно популярными.

Но у фестиваля была и более прозаичная сторона. Советская молодежь впервые познакомилась с доселе недоступными ей зарубежными товарами. Возникла мода на «фирменную» одежду: джинсы, бейсболки, кеды стали мечтой многих советских молодых людей. Контролировать несколько десятков тысяч иностранцев было не под силу даже спецслужбам СССР, и это стимулировало торговый обмен между иностранцами и советскими гражданами. Фестиваль молодежи и студентов дал мощный импульс черному рынку импортных товаров в Советском Союзе. Кстати, фарцовка и фарцовщики никуда не исчезли и после отъезда участников фестиваля, продолжая существовать благодаря гидам, переводчикам, таксистам, морякам…

Простота и легкость в отношениях участников фестиваля приводила к возникновению, как тогда говорили, «легких связей». С этим явлением драконовскими мерами боролись специальные комсомольские бригады: их вооружили фонариками и бритвами; в ходе ночных дежурств они разгоняли парочки, а девушкам, уличенных в связях с иностранцами, в наказание брили головы.

Торжественное закрытие VI фестиваля молодежи и студентов прошло 11 августа на Центральном стадионе имени В.И. Ленина. Все было как положено: с торжественной речью выступил председатель Советского комитета фестиваля С. Романовский и президент Всемирной федерации демократической молодежи Бруно Бернини, после чего был спущен флаг фестиваля, выступили гимнасты, отгремел праздничный фейерверк, и участники отправились с карнавальным шествием по улицам Москвы. Последняя вспышка радости - и улицы столицы опустели. Но память о фестивале осталась - понятно, у каждого своя.

По Москве еще долго катались разноцветные грузовики, москвичи напевали иностранные песенки, переписывались с новыми друзьями, носили купленные втридорога джинсы, а дети играли бумажными голубями…