Периоды Египта: от истории Древнего Царства до завоевания Римской империей. История государства и права зарубежных стран

Что связывает Александра Македонского с Египтом? Освобождение от персов, расцвет государства, новые династии царей, превращение Египта в римскую провинцию.

Новое царство просуществовало около пяти столетий, приблизительно с 1580 по 1090 год до нашей эры. Этот период с полной уверенностью можно назвать порой наивысшего государственного, экономического и культурного развития Древнего Египта. Небывалый расцвет производительных сил явился предпосылкой к тому, что царские постройки по затратам вложенных в них труда и средств не уступали наиболее крупным пирамидам .

Эпоха правления XVIII династии фараонов

Некоторые из гробниц очень велики, они напоминают своими размерами дворцы. К примеру, гробница Тутмоса III состоит из девяти помещений, гробница Аменхотепа II - из десяти. Самая большая гробница принадлежит фараону Сети I. В ней шесть лестниц, четыре колонных зала и шестнадцать иных помещений. Площадь в несколько сот квадратных метров покрыта раскрашенными рельефами. Как творения человеческих рук эти подземные сооружения едва ли уступают пирамидам по своей грандиозности.

Всем известная гробница представляет собой сравнительно небольшое и довольно скромное строение. Ее значение состоит в том, что она является единственной, нетронутой грабителями. Доказано, что им удалось проникнуть внутрь, но, вероятно, что-то напугало их, обратив в бегство.

Гробницам правителей Нового царства полагалось быть скрытыми на веки вечные от глаз людей, именно поэтому, а также для того, чтобы уберечь от алчных людей заключенные в них сокровища, эти сооружения тщательно маскировали. Заупокойные храмы, посвященные этим фараонам, доступные людям, строились отдельно, но не слишком далеко от места погребения.

Эти храмы поражают своими грандиозными размерами не меньше, чем гробницы. Самый большой храм был выстроен для Рамсеса II. Его развалины сохранились до сегодняшних дней.

Развитие наук и искусств в новом царстве

Однако, помимо выдающихся вершин в зодчестве, египтяне Нового царства достигли небывалых успехов и в других сферах: в ваянии, в литературе (как научной, так и художественной). К научным трудам относятся медицинские и математические труды. А в области художественной литературы высочайшего уровня достигли традиционные сказки, путевые дневники и новеллы царей и вельмож.

В эпоху Птолемеев при царе существовал огромный штат чиновников. Сохранилось громадное количество канцелярской переписки. Были введены придворные должности: «родственников», «равных по почёту родственникам», «первых друзей», «равных первым друзьям», «друзей», «преемников» и т. д.

Поэтическое творчество обогатилось гимнами, прославляющими богов (в частности, прекрасный "Гимн солнцу" Эхнатона, который состоит более чем из сотни строк). Кроме того, к художественным произведениям можно отнести и многочисленные царские надписи. Хотя они и считались историческими документами, скорее это были гимны, восхваляющие великие достижения фараонов, большинства которых в действительности никогда не существовало.

Последние представители XX династии канули в Лету загадочным образом. После Рамсеса XI - последнего правителя этой династии - титул фараона присвоил верховный жрец Амона Херихор, ставший основателем династии жрецов-царей.

XXII династию основал властитель ливийского происхождения по имени Шешонк I. Это произошло в середине Х века до нашей эры.

Правление представителей следующих нескольких династий ничего хорошего Египту не принесло. Они были настолько слабы и незначительны, что им не удавалось сохранить государство объединенным. В результате ослабевшая, распавшаяся страна в конце VIII века до нашей эры попала под власть нубийского царя Пианхи, преемник которого, Шабака, стал основателем XXV династии. Греки именовали ее эфиопской (от греческого названия Нубии).

XXVI династия фараонов

Наметившийся было подъем государства остановили ассирийцы, вторгшиеся в страну примерно в 670 году до нашей эры. Лишь в 663 году до нашей эры Псамметих I вернул Египту независимость. Он был родоначальником XXVI династии, в которую вошли следующие правители:
- Нехо II;
- Псамметих II;
- Уахибра (Априй);
- Яхмос II (Амасис);
- Псаметих III.

Эти фараоны египетского происхождения радели о своей стране, заботились о сельском хозяйстве, поощряли развитие торговли и судоходства. Представители XXVI династии стояли у власти около 140 лет. Период их правления назван историками саисским ренессансом.

В эту эпоху пора расцвета наступила не только в экономической, но и культурной жизни Египта. Именно тогда возникло новое письмо, демотическое. Особое внимание фараоны уделяли восстановлению и реконструкции древних архитектурных памятников, в частности пирамид в Гизе и Саккара. Этот период стал последним моментом расцвета Древнего Египта.

Вторжение персов на территорию Древнего Египта

В 525 году до нашей эры в Египет вторглись персы, которые к этому времени захватили практически весь Ближний Восток. В результате этого нашествия Египет стал сатрапией Персидского государства. Персидские цари, называемые Манефоном представителями XXVII династии, подвергли страну жестоким грабежам, безжалостно подавляя многочисленные восстания и бунты.

Правители XVIII и XIX династий продолжали ту же захватническую политику. Народ стенал под гнетом персов, надеясь лишь на то, что освобождение ему принесут греки.

Александр Македонский возрождает могущество Египта

Храмы в Египте были хозяйственными центрами. Они обладали привилегиями в ремесленном производстве: например, правом на производство кунжутного масла, правом на изготовление особых тканей. Жрецы получали пособие из казны и собирали приношения с верующих.

Чаяния египтян сбылись в 332 году до нашей эры, когда, одолев персов, в Египет вступил Александр Македонский. Жреца Птаха тотчас же короновали как своего освободителя двойной короной Верхнего и Нижнего Египта.

Александр восстановил правление в соответствии с египетскими традициями, вернул сановникам их титулы и владения храмам. По его приказу было восстановлено все, что разрушили персы в западном устье. Александр основал портовый город в устье Нила и дал ему свое имя . Укрепив свою власть, он доверил управление страной своим военачальникам, чтобы завоевать Персию.

В Египет Александр Македонский возвратился уже мертвым - в золотом саркофаге. С правлением Александра историческое развитие страны пошло по иному руслу. Египет превратился в сильное средиземноморское государство с большим флотом и мощной армией. Египет стал центром культуры , которая, однако, уже потеряла свою самобытность, подчинившись влиянию Греции. Экономический и общественный строй Египта также приблизился к более прогрессивной в этом плане Греции.

Последняя Династия фараонов

После смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры власть над Египтом захватил его полководец Птолемей. В 305 году до нашей эры он провозгласил себя царем и основал династию, пробывшую у власти более 250 лет. Для египетских подданных он принял имя Сетеп-эн-Ра Мериамон ("Избранник Ра , Любимец Амона"). В историю же этот правитель вошел как Птолемей I Сотер ("Спаситель").

Дромедары (одногорбые верблюды) были ввезены в Египет лишь в период Нового царства, около 250 года до нашей эры.

Последней представи-тельницей династии Птолемеев стала Клеопатра VII, которая, пожалуй, представляет собой самую значительную фигуру в истории Египта после Рамсеса II Великого и Эхнатона.

Клеопатра всю свою жизнь посвятила тому, чтобы отстоять независимость страны. Не колеблясь, она избавилась от двух своих братьев и соправителей, которые мешали ее замыслам.

Эта царица, как известно, была любовницей выдающихся римлян - Цезаря, а затем Антония. Она пыталась одолеть Августа, перепробовав все имеющиеся в ее арсенале средства: армию, флот и женские чары. Когда же она поняла, что ее планам не суждено воплотиться в жизнь, Клеопатра покончила с собой.

После ее смерти , в 30 году до нашей эры. Древний Египет перестал существовать в качестве самостоятельного государства. Победоносный Август превратил его в одну из римских провинций.

Под римским господством Египет пробыл до 395 года нашей эры, постепенно все глубже погружаясь во тьму веков. При разделе империи страна отошла к византийским императорам, а у них ее отвоевали арабы в 640-642 годах нашей эры.

Падение Древнего Египта происходило постепенно. По мнению некоторых исследователей, его история заканчивается одновременно с Манефоновыми "тремя царями из Себеннита" в 343 году до нашей эры. Другие ученые придерживаются иной точки зрения, утверждая, что конец исторического пути Древнего Египта датируется уходом из жизни Клеопатры в 30 году нашей эры - в то время, когда он утратил самостоятельность.

Часть египтологов полагает, что существование Египта подошло к концу в 293 году нашей эры, когда была проведена административная реформа Диоклетиана, разделившая государство на шесть провинций, составивших новую административную единицу Римской империи - диоцез Египет.

Существуют и другие версии по поводу окончания истории Древнего Египта, мы указали лишь наиболее популярные из них.

Т. Фисанович
Тайны древних пирамид 23.09.04 , il_86_2004@mail. ru, Илья(ИБП)

Здорово!!! Эта информация мне очень-очень помогла, просто надо много информации об истории и культуре Египта....спасибо:-)))
14.09.04 , [email protected], Valya

Пока орды гиксосов бесчинствовали на севере Египта, фиванские цари стремились объединить все южные номы и совместными усилиями очистить страну Хапи от захватчиков. Цари XVII династии в Фивах достигли больших успехов в борьбе с севером. Объединил страну фиванский царь Яхмос Освободитель (1552-1527) , основавший новую, XVIII династию в Обеих Землях Египта. Именно благодаря Яхмосу столица Севера, город Аварис, был снесен, владычество гиксосов в Нижнем Египте уничтожено, а сами они рассеяны.

Наступало время наивысшего расцвета Древнего Египта, поистине НОВОЕ ЦАРСТВО. Став фараоном, Яхмос взял на вооружение самое сильное оружие гиксосов – боевые колесницы – и заметно усилил войско. Широко распространилась бронза – сплав меди и олова. Оружие во времена Нового Царства делали только из бронзы. Бронза сплав меди и олова была гораздо тверже меди. Хотя бронза это достаточно мягкий метал, клинки и короткие массивные дротики, сделанные из неё, легко пробивали медный панцирь противника, а вот бронзовые доспехи медным оружием не пробьёшь. Распространение бронзы сделало более эффективными не только войны, но и земледелие. Бронзовые орудия труда были много лучше сделанных из меди.

Кроме того, в Египте стали разводить лошадей. Это было важное дело, осуществлявшееся под непосредственным контролем царя. Другой задачей царя стало создание военного флота. Яхмос Великий провел серию войн, дабы обезопасить границы страны. Север Нубии с её золотыми рудниками и Синайский полуостров, некогда подчиненные владыками Среднего Царства вновь покорились Египту. Яхмос стремился возродить экономику страны. Царь приказал восстановить каналы, насыпи, шлюзы, дамбы, дороги и построить мощные крепости на границах страны. Политику Яхмоса продолжили его преемники Аменхотеп I (1527-1506) и Тутмос I (1506-1494). Они стремились обезопасить границы Египта и все чаще вели войны с соседями. Тутмос I прославился как великий полководец, он совершил несколько удачных походов в Южную Нубию, а на Севере впервые достиг берегов Евфрата. Азиатская река привела тогда египтян в смятение. Евфрат несет свои воды с северо-запада на юго-восток, т.е. в сторону, противоположную течению Нила. Египетские воины, вернувшись на родину, рассказывали небывалые истории о «великой перевернутой реке». У берегов Евфрата Тутмос поставил победный обелиск, возвеличивший его поход.

Фараоны были очень сильны и стремились поддерживать в стране порядок и спокойствие. Даже в далеком походе фараон неотступно следил за своей страной. Он контролировал высших чиновников и номархов, которые теперь и помыслить не могли о самостоятельном правлении. Когда же иной правитель нома забывался или в завоеванной области начинался мятеж, из Фив следовал мгновенный военный удар. Все восстания подавлялись быстро и очень жестоко.

4. Правление царицы Хатшепсут. В 1494 году после смерти Тутмоса I на престол Египта взошел его юный сын Тутмос II (1494-1490). Правил он очень недолго, в основном, подавляя очаги восстаний на завоеванных территориях. Тем временем внутренними делами Египта занималась его сводная сестра и супруга Хатшепсут (1490-1468). Дочь Тутмоса I, Хатшепсут, унаследовала от него очень деятельную натуру и легко справлялась с управлением великой державой. В 1490 году фараон умер, и Хатшепсут стала регентшей Египта при малолетнем пасынке Тутмосе III, сыне Тутмоса II и наложницы.По правилам Хатшепсут должна была править лишь до совершеннолетия юного царя, но с наступлением этой даты она не отдала трон пасынку и единолично правила до самой смерти.

Хатшепсут, управлявшая страной по собственному разумению, нуждалась в подтверждении своих прав на власть. «Дочь царя, сестра царя, божественная супруга, жена царева великая» - Хатшепсут, уверяла, что царицей её избрал отец, великий Тутмос I. Но этого было мало. Великая царица понимала, что стране нужен царь – мужчина, защитник, воин… Египтяне, как мы помним, с почтением относились к женщине и могли допустить, чтобы она была некоторое время регентшей. Многие великие царицы древности правили до совершеннолетия своих сыновей, но правили временно. Хатшепсут собиралась править страной до самой смерти и поэтому она объявила себя мужчиной. Её стали изображать с мужской фигурой и бородой. Она отказывается от всех женских титулов и приказывает именовать себя «царем», она носит двойную корону, жезл, плеть и накладную бороду и египетский народ считает, что им управляет великий фараон Мааткара. Младший фараон-соправитель Тутмос III почти не упоминается в текстах времен Хатшепсут-Мааткара.

Хатшепсут царствовала 22 года в мире и спокойствии. Она начала торговать с соседними странами. Египет времен Хатшепсут окончательно оправился от ужаса гиксосского владычества. Царица не вмешивалась в дела соседей и не вела против них больших войн. Она сделала Египет очень богатой страной с развитой эффективной экономикой. Свидетельством благосостояния и могущества страны на Ниле стали грандиозные стройки. На восточном берегу Нила, прямо рядом с городскими кварталами Фив, Хатшепсут продолжает дело, начатое её отцом. Здесь возводится величественный храм Карнак. На противоположном, западном берегу Нила, где открываются ворота в царство красной мертвой пустыни, Хатшепсут построила ещё один храм, который и прославил её имя в веках. Вырезанный на скальном плато террасами, храм является одним из величайших произведений искусства, созданных человечеством. На камнях своего храма царица Хатшепсут начертала: «Вы, которые через долгие годы увидите эти памятники, рассказывающие о том, что я сделала, вы скажете: Мы не знаем… как они смогли создать это». Здесь же, на западном берегу Нила, у Фив, Хатшепсут приказала вырезать себе тайную скальную гробницу недалеко от склепа её отца и супруга. Подумайте, почему Хатшепсут и все другие фараоны Нового царства вместо пирамид стали строить тайные гробницы в скалах?

«Царица Хатшепсут была очень красива. Сохранилось мало её изображений, но все они показывают прелестное лицо, черты которого одновременно нежны и непреклонны. Сохранившаяся мумия Хатшепсут производит сильнейшее впечатление. У неё сохранились длинные волосы. Несмотря на маску, наложенную смертью на это лицо, в нем угадываются сила, непреклонная воля и лучезарное очарование женственности».

Гробница приняла тело Хатшепсут в 1468 году до Р.Х. Тутмос III безмерно радовался смерти мачехи. Теперь он был свободен и мог править самостоятельно. Тутмос был молод и талантлив, он ещё прославит своё имя великими свершениями, но и очернит его оскорблением памяти ненавистной ему царицы. Имя Хатшепсут по приказу нового фараона было стерто со всех строений, которые она возвела, и со всех указов, которые она подписала. Тутмос присвоил себе все деяния своей мачехи. Впрочем, кропотливый труд ученых историков за последние два столетия, собравших по крупицам данные о Хатшепсут, пролил свет истины на судьбу женщины – фараона.


Похожая информация.


12. Культура Нововалилонского царства .История Вавилонии - бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей. Особенно тяжелой была война с Ассирией. В 689 г. до н. э. ассирийцы разрушили и затопили Вавилон, зверски расправившись с его жителями. В 652 это злодеяние повторилось. Только после того как Ассирия прекратила свое существование,Вавилония смогла достичь главенствующего положения в Передней Азии. В Нововавилонском царстве господствовала торгово-ростовщическая рабовладельческая верхушка, сосредоточившая в своих руках обширную торговлю. Очень крупную роль играло жречество, фактически контролировавшее всю деятельность государства. Вероятно, политика жречества наложила отпечаток на официальное искусство, изгнала из него сюжеты, прославлявшие земного владыку, и направила творчество художников в сторону декоративного стиля.В городеВавалоне, славившемся своим богатством и великолепием, до наших дней сохранились главным образом остатки памятников архитектуры. Расцвет нововавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II.Вавилон построен по четырехугольному плану и украшен дворцами и храмами.Город был обнесен тройной стеной со множеством башен. Центром городских укреплений была цитадель, представлявшая собой комплекс дворцов и расположенная частично внутри, частично снаружи собственно города. Весь город прорезала прямая «прецессионная дорога», мощёная посередине плитами белого и розового камня. Эта дорога вступала в пределы города через северные ворота, посвящённые богине Иштар. Ворота были покрыты синими изразцами с рельефными цветными рядами изображений быков и мифических чудовищ. Дорога вела вдоль стен цитадели к стенам ограды храма Мардука. Посреди этой ограды высилась 90-метровая громада храмовой ступенчатой башни «Этеменанки» (вошедшей в легенду под названием «Вавилонской башни»). Подобные башни (зиккураты) составляли непременную часть храма главного бога любого вавилонского города и строились в три этажа, отражая мифические представления о построении мироздания (небо, земля и подземные воды), или в семь этажей-возможно, в честь семи астральных божеств. Башня «Этеменанки» состояла из семи разноцветных этажей и была увенчана синим храмиком с золочёными рогами по углам; здесь находилась золотая статуя Мардука.Библейская легенда, согласно которой бог наказал людей за дерзкую попытку построить башню «высотой до неба» тем, что создал различие в языках, содержит осуждение пленёнными иудеями строительных работ в храмах, которые проводились Навуходоносором II. В этой легенде содержится также попытка по-своему объяснить существовавшее уже тогда многоязычие населения этого важнейшего экономического, политического и культурного центра Ближнего Востока.Изобразительное искусство нововавилонского периода находилось в зависимости от ассирийского; но характерная для последнего тематика прославления царских побед и войска была в Вавилоне исключена; здесь изразцовые рельефы и плоские фризы на башнях ворот и стенах дворцов содержали только сухое орнаментальное воспроизведение фигур священных животных, а в камнерезном искусстве встречаются лишь сцены поклонения различным символам божеств.В нововавилонский период усердно копировались и переписывались памятники древней письменности. Самостоятельно развивалась астрономия, оказавшая немалое влияние на греческую науку.Нововавилонское искусство очень декоративно, но его образы лишены силы, таят в себе признаки упадка. Об этом свидетельствуют и многочисленные образцы глиптики, среди которых преобладают изображения настолько схематичные, что иногда даже трудно установить их истинный смысл. После смерти Навуходоносора Вавилон, раздираемый внутренними противоречиями и острой классовой борьбой, начал утрачивать свое значение и в 538 г. до н.э. был завоеван Киром и присоединен к Иранскому государству.

13. Египет, Древнее царство

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Египтяне называли свою страну Та Кеме – Черная Земля: по цвету местной почвы. Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией).

Додинастический период

Это (конец V тыс. - ок. 3100 до н. э.)

Это также период появления в Египте письменности.

Предполагается, что египетская культура базируется на многочисленных смежных с ней культурах, например, африканской. Так в начале V тысячелетия племена египтян (?) пришли в Египет, где уже тогда проживали какие-то автохтоны. К середине V тысячелетия люди в Египте жили родовыми общинами, начинают проводить самые примитивные оросительные работы, разводить мелкий и крупный рогатый скот. Появились небольшие каналы, охота и рыболовство сохраняют свое значение. В это время людям уже была известна выплавка меди.

На рубеже V и IV тысячелетий появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население, расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения. Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.

В середине IV тысячелетия, благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту. К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки.

В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей. Появляется институт рабства. Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы - объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь. Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Иераконполь, столицей второго - Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.

Начало летописной традиции в Египте связывают с основателем I династии царем Мином, который по преданию основал столицу на стыке объединенных царств, воздвигнув плотину для того, чтобы защитить новый город от наводнения. При царях I династии египтяне стали постепенно продвигаться за пределы своей страны: в Нубию, Ливию, на Синайский п-ов. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержания ее в порядке, как следствие – все более развитая сельскохозяйственная деятельность, включавшая в себя искусство возделывания винограда. Развитие скотоводства и ткацкого ремесла, пробы изготовления первой бумаги – папируса, и как следствие – распространение письменности.

С объединением страны ок. 3100 года под властью Мина заканчивается Додинастический период, на смену ему приходит Раннее царство.

Раннее царство

Самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.

В руках государства находились работы по орошению долины Нила; ежегодно измерялся и записывался уровень воды. Уже в Архаическую эпоху Древний Египет обладал войском, находившемся, однако, в зачаточном состоянии.

Египетская письменность в период Раннего царства уже сложилась. Со временем всё большее значение в государственной жизни обретали писцы. Начиная с I династии в Египте велись летописи. Летосчисление велось по годам, разделённым на месяцы и дни. Наименование каждого года определялось происходившими в этом году значительными событиями.

Политеизм характерен уже для Египта Раннего царства.

Гражданские сооружения Архаической эпохи почти не сохранились. Раннеегипетские храмы представляли собой, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Об изобразительном искусстве Раннего царства мы можем судить по гробницам царей и знатных сановников. Гробницы, относящиеся к I династии, имеют форму мастаб (глинобитная гробница); эта же форма сохранялась и впоследствии. Первые мастабы были построены не из камня, а из кирпича-сырца. Некоторые гробницы имели расчленённые, ступенчатые стены.

Ок. 2800 до н. э. египтяне достигают высокого уровня в геометрии (приблизительное нахождение числа пи, площади фигур) и астрономии

Возникают все виды знаков египетского письма, системы счета, появляется первый свиток папируса, попытки мумификации, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы, статичные статуи официальных лиц. В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской монархии, где царь – божественный владыка Обеих Земель, носитель двойной короны Египта, воплощение бога Гора. Впервые складывается царская титлатура из 4 имен.

Древнее царство

Период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III-VI династий. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное рабовладельческое государство, наблюдается экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.

Социальная система Древнего Египта представляла собой четкую пирамиду, на вершине которой стоял фараон, обладавший абсолютной властью (законодательной, исполнительной, судебной) и считавшийся богом (воплощением бога Хора, сыном бога Ра). Он был самодержавным владыкой Египта, верховным собственником земли и всего, что на ней обитало и произрастало.

Хозяйство в период Древнего царства основывалось на земледелии. Объединение дельты и долины в едином государстве дало возможность усовершенствовать оросительную систему, основу земледелия. В Нижнем Египте получило распространение выращивание ячменя. В болотах поморья были распространены птицеводство и рыболовство. Хорошо было развито и садоводство; сорта плодовых культур назывались по городам Нижнего Египта. Верхний Египет был центром зернового хозяйства; из Верхнего Египта зерно на специальных судах отправляли вниз по Нилу. В Верхнем Египте также было развито скотоводство на тучных пастбищах по берегам Нила.

Уже в Древнем царстве египтяне выращивали овощи (корнеплоды, лук, чеснок, салат и др.). Большое значение имели льноводство и виноградарство.

При раскопках было обнаружено множество использовавшихся в Древнем царстве орудий из камня и меди. Благодаря широкому применению медных орудий получило развитие строительство из мягкого камня (известняка). Медь в Древнем царстве использовалась мягкая, без примесиолова, поэтому, например, действие пил приходилось усиливать с помощью твёрдого песка; по этой же причине медные орудие быстро изнашивались. Железо было известно египтянам уже в период Древнего царства, однако массового применения в производстве оно в это время не получило

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами и немыслимой без Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться к Маат, который часто понимался как правопорядок, справедливость. Египетские боги также почитались как создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое письмо понималось как слово бога, подчеркивалась роль бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, покровителя литературы и писцов, его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов, ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям. Некоторые тексты заклинаний были написаны у статуи этого бога, которая находилась в одном из древних храмов, ранее именовавшимися домами жизни, в них часто размещались библиотеки, архивы, записи правления царей. Сооружение гигантских пирамид-усыпальниц – яркое свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшуюся на людей даже после его смерти. Бог Благой (Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне. Центральное место в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология, которая ко времени воцарения V династии стала общегосударственной и тесно срослась с сакрализированным культом царя.

О значимости почитания солнца (Ра) в связи с обожествленностью царской особы можно судить по тому, какое место отводилось имени Ра и связанным с ним представлениям в титлатуре и именах царей, например, имя Джосер заключало в себе понятия золото и солнце, Хуфу величает себя сыном Ра, таким образом, солнечное имя вторгается в царскую титлатуру, придав последней вид пятичленного имени.

С периода VI династии все более заметную роль играет город Абидос, в котором более других почитается культ Осириса, каждый стремился построить себе в этом городе гробницу или поминальную плиту, приобщившись таким образом к божественной благодати. Из более поздних текстов Осирис известен как царь подземного мира, вершитель посмертной судьбы и справедливости. В то же время заметным становится рост этического компонента в общем контексте религиозной культуры, богоугодная земная жизнь будет угодной Осирису в загробном мире. В период создания единого государства упорядочиваются культы многочисленных богов Египта, идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров, вокруг которых формировались основные теологические концепции.

14.Среднее царство - эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XII-XIII династий фараонов. Время относительно слабой централизации Египетского государства.

Истощенный строительством и социальными противоречиями, Египет к началу правления VII династии окончательно распался на полузависимые номы, а к середине XXIII в. до н.э. наступил период упадка и внутренней раздробленности. Во время смут оросительная система пришла в негодность, население страдало от жестокого голода, на египетский престол претендовали два объединительных центра: Гераклеополь на севере и Фивы на юге. Победителями из этой схватки вышли Фивы, и при Ментухотепе I страна была объединена, хотя еще и не очень прочно.

Государство

Фараоны XII династии, сосредоточив в руках людские и материальные ресурсы страны, восстановили общую египетскую ирригационную систему, существовавшую в эпоху Древнего царства. В целом XII им удалось стабилизировать положение страны и превратить Египет в сильное государство, располагавшее мощным военным и экономическим потенциалом. Опираясь на него, XII династия проводила успешную завоевательную политику. Продолжалось освоение Файюма, например, среди этого болота построили дворец, известный грекам как Лабиринт. Большие успехи были сделаны в освоении Нубии, где были открыты богатые золотые прииски. Стремясь захватить своё господство в золотоносных районах Северной Нубии, египтяне прокладывали дороги типа Бухена. Расширялось египетское влияние в Восточном Средиземноморье, откуда египтяне получали медь, серебро, золото, строительный лес. В целом при XII династии Египет превратился в довольно крупную державу на Ближнем Востоке, а присвоение обширных территорий сопровождалось захватом больших партий рабов период Среднего царства возник «средний класс» египетского общества, однако эксплуатация «царских людей» приводила к осложнению социальной ситуации.

Многочисленное строительство крепостей, начало использования бронзы, возникновение производства стекла, создание большого водохранилища, новой оросительной системы, восстановление прежней силы сельского хозяйства, появление множества мелких и средних хозяйств. В эпоху Среднего царства по-прежнему сильны позиции номовой знати, но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения, важную опору царской власти составляло приближенное воинство. Главными создателями богатства страны являлись хемуу нисут – царские хемуу, лишенные прав собственности на оружие и средства производства; они использовались в царском, храмовом и частном хозяйстве. Рабы-баку, известные еще в эпоху Древнего царства, составляли лишь часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы.

Около 1783 до н. э. социальные противоречия привели, очевидно, к взрыву народного недовольства. На короткое время власть перешла в руки народа. Возникшим тяжёлым внутренним положением в стране воспользовалась смешанная этническая группа, получившая название гиксосы. Гиксосам удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте. Эпоха Среднего царства в Египте закончилась, и начался период господства гиксосов, так называемый Второй переходный период (1640-1552 до н. э.).

Культура

Братоубийственная вражда, распад государства, голод и лишения, рост значения местных центров и их правителей, все более узурпирующих царские привилегии, усиление позиций средних слоев населения – все это сильно отразилось на общем состоянии египетской культуры. В этот неблагоприятный период изменилось и мировосприятие египтян, которые были вынуждены решать ряд новых социально-политических, религиозных и нравственных проблем, но даже во времена упадка не были утрачены культурные ценности, созданные в эпоху Древнего царства. От времен смут не сохранилось выдающихся памятников искусства, переживавшего тогда застой, но в период Среднего царства появились такие глубокие сочинения, как «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» и «Спор Человека и Ба».

Первое из перечисленных является впервые написанным трудом по дидактике, главный акцент делается на нравственную основу власти, впервые идея загробного мира приобретает отчетливые очертания, магия, созданная богом-творцом изначально ради отвращения людей от зла; тех, кто будут глубоко нравственными на земле, ждет бессмертие; во всем этом – официальная идеология, которая стремится возродить духовное единство страны, гармонию и порядок, призывает к восстановлению культов богов, прежде всего к почитанию Ра, символизирующего единодержавие, вновь и вновь напоминалось, что время жизни на земле – это всего лишь сон и что взамен воды, воздуха и любви дано будет просветление, а вместо пива и хлеба – умиротворение сердца. «Спор Человека и Ба» противоречит всем заупокойным текстам, говоря о том, что загробный мир – это страна тягостного сна и мрака, где нет воды, воздуха и радостей любви, каждый входящий в чертог загробного мира никогда больше не увидит солнца. Возможно, что неортодоксальные идеи возникли гораздо раньше и были искусственно прикрыты другими официальными идеологиями и только времена смут обнаружили эти противоречивые тенденции египетской культуры, на фоне которых подъем культуры в эпоху Среднего царства кажется особенно впечатляющим; фиванские владыки во многом стремились возродить и продолжить традиции царей Древнего царства, но изменения, затронувшие уклад жизни, язык, искусство, религию и многое другое в период распада страны, наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, и без них невозможно понять ни стремительного расцвета светской художественной среднеегипетской литературы и научных знаний, ни усиления поисков индивидуальных черт в царской и частной скульптуре, ни переосмысления роли царя в египетском обществе, который теперь не только божество, но конкретный человек. Отделенный неизмеримой дистанцией от своих подданных, царь мог испытывать те же чувства, что и простой смертный; приближенность царя к народу теперь выражалась в вынесении за пределы заупокойных сооружений царских статуй, которые ранее были надежно скрыты от людей.

Среднее царство по праву считается классическим периодом египетской культуры, в это время окончательно складывается среднеегипетский язык, развивается скоропись (иератическое письмо), общий подъем хозяйственной жизни. В эпоху Древнего царства уже были созданы основные архитектурные формы, воплотившиеся в монументальных сооружениях: пирамида и заупокойный храм, солнечный храм с обелиском и их компоненты (типы колонн, декор зданий и т.д.). В эпоху Среднего царства основной стиль был пересмотрен исходя из новых потребностей общества: строительство уникальных ансамблей, среди которых заупокойный храм Аменемхета III, названный впоследствии Лабиринтом, занимавший фантастическую территорию 72 тыс. м2, до наших дней, к сожалению, он не сохранился. От времен Среднего царства и правления гиксосов дошли первые математические и медицинские тексты, где впервые в истории медицины изложено учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце (папирус Эберса), древнейшее учение о мозге, магическая терминология почти полностью заменена практической (папирус Эдвина Смита). От эпохи Среднего царства сохранились и древнейшая запись обмера страны, и списки созвездий на саркофагах, и первый в мире словник, напоминающий энциклопедию, который был найден в библиотеке, открытой в одной из гробниц Рамессеума, а также шедевры египетской художественной литературы: «История Синухета», «Красноречивый поселянин», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», которые свидетельствуют о многочисленных представлениях египтян, в том числе и об экзотике дальних стран.

Строительство усыпальниц

Фараоны Среднего Царства - Аменемхеты и Сенусерты - тоже строили пирамидальные усыпальницы, хотя и не использовали тысячную армию строителей, как то делали цари эпохиСтарого/Древнего царства. Для того, чтобы иметь возможность осуществить свои честолюбивые строительные планы, они изобрели метод, упрощавший дело: стали использовать строения предшественников. Так, пирамида Аменемхета I в Лиште (60 километров южнее Каира) выросла из материала гизехских пирамид.

Гробокопатели были начеку: этим временем датируются деревянные саркофаги, в которых связанные союзом с ворами ремесленники делали замаскированные отверстия. Неудивительно, поэтому, что почти все пирамиды Среднего Царства, начиная примерно с 1650 г. до н. э. вплоть до наступления периода Нового Царства (около 1554 г. до н. э.) были опустошены.

Новых властителей постоянно беспокоила мысль о том, как сделать собственные гробницы более надёжными. В конце концов решили, что само расположение их должно служить им защитой от ограбления: усыпальницы обожествлённых царей стали высекать в скалах к западу от Фив, в уединённом пустынном ущелье Бибан-эль-Молук («Врата Царей» или «Царский Двор» (араб.)), которое нам известно как Долина Царей.

Новое царство - известный наибольшим числом древнеегипетских памятников период расцвета древнеегипетской государственности и создания крупного египетского «мирового» государства, приходящийся на время правления трёх манефоновских династий египетских фараонов - XVIII, XIX и XX.

Хронологические рамки Нового царства определяются 1552-1069 до н. э. по «краткой» хронологической схеме или 1582-1070 до н. э. по «средней». Период Нового царства наследовал Второму переходному периоду - времени упадка Древнего Египта и завоевания страны семитским народом гиксосов - и предшествовал Третьему переходному периоду. Основателем Нового Царства считается Яхмос I.

Внутренние неурядицы, приведшие к социальным катаклизмам, положившим конец правлению XII династии, ослабили Среднее царство Египта и открыли путь для завоевания страны интервентами-гиксосами. Хотя после вторжения гиксосов из Азии к 1640 году до н. э. вся страна формально подчинилась захватчикам, на юге сохранялся мощный очаг сопротивления - Фивы. Начиная с правления Таа I и Таа II Секененры противостояние Фив и Авариса приняло характер открытого военного конфликта. При Камосе (1555-1552 до н. э.) фиванцы скопили достаточно ресурсов, чтобы начать изгнание гиксосов из страны и нейтрализовать возможность союза гиксосов и кушитов против Фив.

Наконец, борьба против захватчиков увенчалась успехом - в 1552 году до н. э. фараон Яхмос I (Яхмес) (1552-1527 до н. э.) положил конец их владычеству в Египте, взяв столицу гиксосов Аварис, а после затяжной трёхлетней осады в 1549 году до н. э. лишил их и опорного пункта в Палестине Шарухена. Гиксосы были рассеяны среди народов Ближнего Востока. Так началось Новое царство Египта (1552-1069 до н. э.) - самая блистательная эпоха египетской цивилизации. Подавив мятежи нубийцев и Тетиана, Яхмос распространил власть своей династии на весь Египет. По сути, фараоны основанной им XVIII династии (1552-1305 до н. э.) были прямыми потомками предшествовавшей ей XVII династии, однако по манефоновской традиции она выделяется в отдельную династию.

Таким образом, походы Яхмоса не приобрели ещё ярко выраженный завоевательный характер, поскольку были направлены на установление безопасности южной и северо-восточной границ, но его преемники в силу одного факта обладания высокоэффективной армией были фактически обречены проводить экспансионистскую политику. После смерти Яхмоса в 1527 году до н. э. к власти пришел его малолетний сын Аменхотеп I (1527-1506 до н. э.), регентом при котором была провозглашена его мать Яхмес-Нефертари. В результате военных походов первых двух царей Нового царства Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства - от Синайского полуострова на севере до II нильского порога на юге. Поскольку Аменхотеп I умер, не оставив наследников, Яхмес-Нефертари возвела на престол мужа своей дочери Мутнофрет, своего зятя Тутмоса.

Начало масштабных завоевательных походов связано с именем Тутмоса I. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции войска Тутмоса I были отправлены на север, в Переднюю Азию, разоряя Палестину и Сирию. Египетские войска впервые достигают хурритского государства Митанни на Евфрате, названного ими «Перевёрнутой водой». Восстановления Тутмосом I влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к экспансионистской политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в Долине Царей близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных пирамид, предпочтение стали отдавать более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам.

Фараоны XVIII династии превратили Египет в ведущую силу древнего мира. Во время правления царицы Хатшепсут (1489-1468 до н. э.) закончилось возрождение Египта. Она расширила границы царства, лично возглавив один из двух походов в Нубию и воюя в Палестине, восстановила уничтоженные гиксосами монументы в Луксоре и Карнаке, развернула активную торговлю с таинственной страной Пунт на востоке Африки (вероятно, территория современного Сомали). По поручению Хатшепсут зодчим и приближённым царицы Сенмутом был создан целый ряд выдающихся архитектурных сооружений, в том числе храм Джесер-Джесеру в Дейр эль-Бахри. Началось интенсивное развитие науки и искусств, распространялось использование стекла и вертикального ткацкого станка.

Преемник Хатшепсут, ее пасынок, у которого она в раннем детстве отняла власть, Тутмос III (1468-1436 до н. э.), «Наполеон Древнего мира», стал крупнейшим фараоном-воителем и создал крупнейшую империю от Северной Сирии до Нубии, победив в 17 кампаниях в Передней Азии и потеснив сильные государства Ближнего Востока, включая Митанни. Уже в мае 1468 до н. э. Тутмос III разбил при Мегиддо коалицию восставших сирийских, палестинских и гиксосских князей во главе с правителем Кадеша, через семь месяцев взял саму крепость Мегиддо, и этой блестящей кампанией подчинил себе земли практически до самого Евфрата, однако, ему приходилось ходить сюда походами почти каждый год, чтобы закрепить египетское верховенство над Сирией, Палестиной и Финикией.

В 1448 до н. э. фараон наносит окончательный удар Кадешу и митаннийцам, доходя до столицы Митанни Вашшукани. Поэтому апогей могущества Египта припадает на правление наследников Тутмоса III, включая фараона Аменхотепа III (1405-1367 до н. э.), который, пользуясь полученными в ходе походов своих воинственных предков ресурсами, создал несколько грандиозных храмов в честь фиванского бога солнца Амона, отождествлённого с Ра в образе Амона-Ра.

После скорой смерти молодого Тутанхамона XVIII династия пала, а престол перешел сначала к Эйе, затем - к Хоремхебу (1333-1305 до н. э.), восстановившему былую мощь страны до уровня, достаточного для эффективной борьбы с хеттами за Восточное Средиземноморье, и, наконец, к престарелому визирю Рамсесу I (1305-1303 до н. э.) и его наследнику и соправителю Сети I (1303-1289 до н. э.). Тем временем началась вражда между египтянами и хеттами, так как последние за правление Эхнатона и Тутанхамона заняли Сирию, принадлежавшую египтянам. Противостояние закончилось при фараоне Рамсесе II Мериамоне (Великом) (правил в 1289-1224 до н. э.) из XIX династии (1305-1186 до н. э.). Он сумел вывести часть своей армии из ловушки, подготовленной ему хеттами в битве под Кадешем в 1284 до н. э., а через некоторое время вновь напал на Хеттское царство и в 1270/1269 до н. э. подписал с царём Хатти Хаттусили III мирный договор - древнейший договор, текст которого сохранился до нашего времени (если не учитывать договора между шумерскими городами Умма и Лагаш, известный нам по «стеле коршунов»). Рамсес II также примечателен как активный строитель. Он приказал построить множество храмов (крупнейший из которых находился в Абу-Симбеле в Северной Нубии), а также новую резиденцию Пер-Рамсес, но при этом активно пропагандировал собственные достижения, зачастую преувеличенные. Рамсес II правил почти 67 лет и имел множество сыновей, но вскоре его династия пала.

После Рамсеса II начался медленный закат Египта. В исторических документах сообщается о волнениях, вторжениях «Народов моря» из Балканского и Малоазийского региона, которых с большими усилиями в морской битве смог отразить фараон Мернептах (1224-1204 до н. э.), тринадцатый сын Рамсеса II, в 1219 до н. э., и отсутствии порядка ок. 1186 до н. э. Стабилизировать ситуацию удалось вельможе Сетнахту, который стал основателем XX династии (1186-1069 до н. э.). Его преемник получил имя Рамсес III (1184-1153 до н. э.). Он восстановил боеспособность армии, победив армию и флот «народов моря» и союзных им ливийцев в 1173 до н. э. Понимая всю шаткость своего положения, Рамсес III во всем пытался подражать Рамсесу II, но и это не уберегло его от многочисленных заговоров.

После смерти Рамсеса III все последующие правители династии носили имя Рамсес, откуда и получили общее название Рамессиды, однако не обладали удачливостью своих предшественников. Авторитет некогда могучего государства упал (о чём наглядно свидетельствует находящееся в московском Музее изобразительных искусств им. Пушкина произведение «Путешествие Уну-Амона в Библ»), а бюрократический аппарат стал распадаться. После смерти Рамсеса XI (1069 до н. э.) XX династия прекратилась: жрец Амона-Ра Херихор провозгласил себя новым фараоном (этот факт ныне оспаривается; более того, даже известно, что Херихор мог умереть раньше Рамсеса XI), что дало начало Третьему переходному периоду (1069-664 до н. э.).

Именно при Новом царстве благодаря успешным военным кампаниям Яхмоса I, Тутмоса I и Тутмоса III была создана крупнейшая по территории египетская держава, простиравшаяся от IV или даже V порога Нила в Куше (Южной Нубии) на юге до реки Евфрат и юга Анатолии на севере, а Египет стал наиболее влиятельной силой на Ближнем Востоке. Как свидетельствуют дипломатические архивы этого времени (правления Аменхотепа III и Эхнатона), сохранившиеся в развалинах столицы Эхнатона Ахетатона - Телль-эль-Амарне, - Египет в период Нового царства определял общие тенденции в отношениях между странами. Египетская цивилизация восприняла целый ряд достижений передназиатских культур и сама оказала огромное влияние на окружающие страны.

Военные успехи вызвали подъём во всех отраслях египетского хозяйства. Бронза окончательно утверждается в качестве основного металла, тем не менее, продолжают использоваться орудия труда из чистой меди, камня и дерева. Увеличилось и количество изделий из метеоритного железа, но к разгадке секрета обработки и литья железа из руды египтяне так и не подошли, что и было одной из причин успехов хеттов в Сирии. Важнейшим изобретением в сельском хозяйстве явился новый водоподъёмный инструмент под названием шадуф. Неэффективный ручной полив был заменён механическим, что резко повысило производительность труда в сельском хозяйстве, в частности, в садоводстве, обычно требовавшем подъём воды из каналов. Торговля вышла на качественно новый уровень, и к правлению царицы Хатшепсут Египет превратился в пример экономического процветания

(1550-1070 гг. до н. э.)

Целых 100 лет Древний Египет находился под господством семитских племён гиксосов. Сопротивление им оказывали Фивы, в которых обосновалась XVII династия фараонов. В середине XVI века до н. э. XVII династию сменила XVIII династия. А её основателем считается фараон Яхмос I. На престол он вступил ориентировочно в 1552 году до н. э. Но ему было мало лет, поэтому бразды правления взяла в руки его мать Яххотеп.

Она возглавила борьбу с гиксосами, заключив союз с критскими племенами. Те атаковали захватчиков с моря, чем внесли в их ряды панику и разброд. Тем временем возмужал сам Яхмос и возглавил армию и флот. В 1530 году до н. э. египетские войска под его командованием захватили столицу гиксосов Аварис. После этого азиатские племена были изгнаны из страны и началась очередная эпоха, которую египтологи характеризуют как Новое царство Древнего Египта.

Достижения Нового царства

После разгрома гиксосов Яхмос I для закрепления военного успеха двинулся со своей армией в Палестину. Он захватил несколько финикийских и палестинских городов, но дальнейшему продвижению его армии помешало восстание внутри страны. Взбунтовались правители провинций, не желавшие видеть Яхмоса своим фараоном. Поэтому армия вернулась назад, и восстание было жестоко подавлено. Так произошло окончательное воцарение XVIII династии.

Всего же в период Нового царства существовало 3 династии: XVIII, XIX и XX. Именно при первой из них произошёл расцвет могущества Древнего Египта. Мощный подъём наблюдался во всех сферах жизни. Заметно расширились посевные площади, а завоевательная политика фараонов обеспечила приток в страну рабов и награбленных богатств.

Мощный подъём наблюдался в ремёслах. Заметно повысился уровень жизни. Дома богатых египтян стали похожими на дворцы. Знать носила тонкие одежды из льна и надевала на себя серебряные и золотые украшения. Женщины стали активно пользоваться косметикой, а их роль в обществе возросла. Однако равноправия между полами не было.

Большой вес в стране приобрело жречество. Его центр находился в Фивах, где почитались бог Амон, его жена Мут и их сын Хонсу. В Фивах был построен целый комплекс храмов, который стал главным египетским пантеоном. Амона стали отождествлять с богом солнца Ра, а фиванские жрецы начали играть значительную роль в судьбах страны.

Укрепились и другие культовые центры. В Мемфисе почитался бог Птах, в Абидосе бог Осирис, а на острове Элефантина был возведён храм бога Хнума. В египетских городах общественная жизнь била ключом. Развивались литература, искусство, наука, музыка. Именно в те времена были изобретены такие музыкальные инструменты как лира и арфа.

Большое значение придавалось архитектуре. При XVIII династии фараонов она достигла своего пика. До этого в стране никогда не строили так много и с таким размахом. На это указывают монументальные постройки в Долине царей рядом с Фивами. Большого мастерства достигают скульпторы и живописцы. Скульптор Тутмес создал статуи фараона Эхнатона и бюсты его жены Нефертити. А о высоком мастерстве художников можно судить по тем предметам, которые были извлечены из гробницы фараона Тутанхамона, обнаруженной в 1922 году.

В истории Нового царства Древнего Египта XVIII династия занимает особую роль. Она по праву считается самой великой и самой могущественной из всех династий, существовавших в стране. В 1525 год до н. э умер Яхмос I. На престол вступил его сын Аменхотеп I. Он заметно усилил египетское войско и совершил несколько удачных походов в Палестину.

Следующий фараон Тутмос I, правивший с 1504-1492 гг. до н. э., отправился с армией в Нубию. Вернулся он оттуда с огромной добычей, а на носу корабля, на котором плыл фараон, повесили труп убитого правителя Нубии. В Азии войска этого фараона дошли до Евфрата, подчинив себе всю Палестину. У египтян удивление вызвало то, что воды Евфрата текли с севера на юг, а не с юга на север как у Нила. Поэтому потрясённые до глубины души завоеватели назвали эту реку «Перевёрнутая вода».

После смерти Тутмоса I на престол взошёл его сын, рождённый от второстепенной жены, Тутмос II. Чтобы стать полноценным наследником, он обвенчался со своей сводной сестрой Хатшепсут . В её жилах текла чистокровная кровь фараонов. Но новый правитель был абсолютно безвольным, а его жену переполняли честолюбие и энергия.

Муж умер через 3 года в результате какой-то болезни, а Хатшепсут сосредоточила в своих руках всю власть. Она стала женщиной-фараоном и правила с 1490 по 1468 гг. до н. э. Это была вторая царица за всю предшествующую историю Древнего Египта. Первой считается Нефрусебек из XII династии.

Хатшепсут носила мужские одежды, а подданные обращались к ней, как к мужчине. На рельефах она также изображена в мужской одежде и с приставной бородой. Жрецы объявили эту женщину дочерью бога Амона. За это были осыпаны всевозможными царскими милостынями.

При царице была организована морская экспедиция в страну Пунт. Египтяне были радушно встречены местным царём и вернулись назад с большим количеством подарков и благовоний.

Древнеегипетский воин времён XVIII династии

После смерти Хатшепсут власть перешла к Тутмосу III, которому царица приходилась мачехой. Правил он вплоть до 1425 года до н. э. Вступив на престол, новый фараон приказал тут же уничтожить всякую память о своей мачехи, так как ненавидел её. Именно при этом фараоне началось широкая завоевательная политика Нового царства Древнего Египта.

Войска под командованием Тутмоса III совершили 16 походов в Переднюю Азию. Было нанесено поражение царю Митанни и захвачена часть его земель. Также велась успешная военная политика в верховьях Нила. Здесь египетские войска продвинулись до 5-го порога. В результате этого страна превратилась в могучую державу. Её силу и мощь признали и царь Вавилона, и царь Ассирии. Они искали дружбы с грозным фараоном и слали ему богатые дары.

Однако обширные владения очень трудно было защищать и удерживать в границах страны. Уже при следующем фараоне Аменхотепе II восстали сирийцы и отказались платить дань. Египетское войско осуществило карательную экспедицию и вновь подчинило бунтовщиков. При Тутмосе IV взбунтовалась вся Передняя Азия, а при Аменхотепе III азиатские походы полностью прекратились.

Новое царство Древнего Египта на карте после правления фараона Тутмоса III

Внутренняя политика XVIII династии

Внутри страны жрецы пользовались огромной властью. Первым бросил им вызов фараон Тутмос IV. Он противопоставил жрецам бога Амона из Фив жрецов гелиопольского храма бога Ра. При Аменхотепе III отношения со жречеством стали ещё более натянутыми. Но открытая борьба началась при Аменхотепе IV, правившим примерно в 1354-1337 гг. до н. э. 17 лет его правления отмечены открытым противостоянием культу бога Амона.

Придя к власти, Аменхотеп IV запретил этот культ, а владения фиванских жрецов были конфискованы. В стране был провозглашён культ нового бога Атона. Почитался он в виде солнечного диска. Сам фараон поменял своё имя и стал Эхнатоном (угодным Атону). Примеру мужа последовала его жена Нефертити . Она стала называть себя Нефер-Неферу-Атон (Прекрасны красоты Атона).

По повелению царя началось строительство новой столицы Ахетатона (Горизонт Атона). Место для города выбрали в среднем течении Нила на одинаковом удалении от Фив и Мемфиса. В новой столице построили храм бога Атона, а также дворцы для фараона и его ближайших приближённых. Таким образом, Эхнатон старался приструнить жречество и усилить власть фараона.

Однако после смерти владыки-реформатора всё очень быстро вернулось на круги своя. Следующий фараон Сменхкара восстановил культ Амона, а сменивший его юный Тутанхамон полностью капитулировал перед жрецами из Фив. Город Ахетатон был заброшен, а культ Атона был полностью отменён и забыт.

После смерти юного Тутанхамона власть получил Хорембех. Он обосновался в Мемфисе, но о конфронтации с Фивами уже не было и речи. Опальные жрецы получили назад свои владения и быстро оправились от потрясений. В государстве были проведены реформы. Изменилась податная система, были приняты указы о наказании за взятки и ложные доносы. Хорембех умер в 1306 году до н. э., и на этом XVIII династия прекратила своё существование.

К началу периода правления XIX династии Новое царство Древнего Египта лишилось своих владений в Азии. К тому же появился сильный конкурент в лице Хеттского царства . Оно за короткое время превратилось в могучую державу. Поэтому основатель XIX династии фараон Рамсес I стал готовиться к войне с хеттами. Началась она при фараоне Сети I, но боевые столкновения с хеттами закончились ничем. При следующем фараоне Рамсесе II, вступившем на престол в 1290 году до н. э., военная компания против хеттов стала приоритетной.

С большим войском египетский владыка двинулся в Переднюю Азию. Против него выступил хеттский царь Муваталлу с многочисленной армией. Решительное сражение произошло вблизи города Кадеша. Битва была кровопролитной, но ни одна из сторон так и не победила. После этого война продолжалась ещё 15 лет, а в 1270 году до н. э. был заключён мирный договор между Рамсесом II и Хаттушилем III. К Новому царству Древнего Египта отошли Финикия и Палестина, а хетты обосновались в Сирии. Границей между двумя великими державами стала река Оронт.

Во внутренней политике фараоны XIX династии старались ограничить власть жрецов. Для этого столица государства была перенесена в город Пер-Рамсес (Дом Рамсеса), построенный в восточной части дельты Нила. В новой столице стали почитать бога Сета.

Рамсес II умер после 67 лет правления, а на престол в 1224 году до н. э. вступил его сын Мернептах. Именно при этом фараоне египтяне впервые столкнулись с народами моря. Их флот был разгромлен в морском сражении при Пеиру. Но окончательная победа над загадочными завоевателями была одержана только при фараоне Рамсесе III (подробно в статье Народы моря).

Примерно в 1200 году до н. э. в стране вспыхнуло народное восстание, сопровождающееся развалом центральной власти. Фараоном провозгласили сирийца Ирсу, а последнюю представительницу XIX династии царицу Таусерту свергли с престола. Власть попала в руки египетскому вельможе Сетнахту, который стал основателем XX династии.

Сетнахт справился с самозванцем Ирсу и жестоко подавил восстание. Его сын Рамсес III, правивший в 1185-1153 гг. до н. э. регулярно отражал вторгавшиеся в страну армии чужеземцев. В годы его правления опять заметно усилилась власть жрецов, так как фараон старался заручиться их поддержкой. При нём строились жреческие храмы, а плодородные земли приписывались им в вечное пользование.

После смерти этого фараона авторитет царской власти стал падать. Одновременно с этим неукоснительно слабело Новое царство Древнего Египта. Страной правило 8 царей. Все они также носили имя Рамсес, но и на йоту не имели былого могущества своих тёзок, так как реальная власть оказалась в руках жрецов из Фив. Верховный жрец бога Амона одновременно являлся визирем, начальником царских житниц и главнокомандующим армии.

Ослабление центральной власти усилило власть провинциальной знати. Она стала стремиться к независимости. Выразилось это в игнорировании власти фараона и несоблюдении его указов. Со смертью последнего Рамсеса XI в 1069 году до н. э. закончилась XX династия, а государство развалилось на отдельные царства. На этом закончилась эпоха Нового царства Древнего Египта.